История
03.II.2006


ЗАБЫТЫЙ ЮБИЛЕЙ
TopList Яндекс цитирования
Помоги Юго-востоку!
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум | Отправить открытку
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:


Еще многих дураков радует бравое пение революционеров!

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100

Проголосуйте
за это произведение

Борис Михайлович Денисов

З А Б Ы Т Ы Й════ Ю Б И Л Е Й

В 2005 году исполнились 195 лет появления первого военно-инженерного заведения с новым для России наименованием - военное училище. Вспомним его историю.

Петр I в начале 18-го века создал первую отечественную инженерную школу, а затем все годы жизни контролировал её деятельность. После его смерти "многое, что насадил Петр, было заглушено" . В число этого "многого" входила и Инженерная школа. Небрежение власть имущих к жизни учебного заведения привело к тому, что её выпускники в годы царствования Анны Иоанновны становились только помощниками иноземных военных инженеров.

В 1758 г. Инженерная школа перестала существовать как самостоятельное учебное заведение: её объединили с Артшколой в один вуз - Соединённую Артиллерийскую и Инженерную дворянскую (с 1761 г. - шляхетскую) школу. Её создатель и попечитель генерал-фельдпейхместер (начальник артиллерии) с главным начальствованием над Инженерным корпусом (который организационно входил в штат Артиллерийского ведомства) П. И. Шувалов приказал будущих артиллеристов и будущих инженеров обучать по единой программе.2 Естественно, такая методика обучения сказалась на качестве профессиональной подготовки будущих инженеров инженерных войск.

В 1762 г. императрица Екатерина II повысила статус школы - ее преобразовали в кадетский корпус. В 1800 году Артиллерийский и Инженерный шляхетский кадетский корпус переименовали во 2-ой кадетский корпус (2-ой КК). Изменилось не только наименование, "...и с этих пор он стал постепенно терять свой специальный характер"3, превращаясь в вуз, дававший общевойсковое образование.

Выпускники корпуса имели право выбора места дальнейшей службы. Желавшие после учебы во 2-ом КК поступить кондукторами в Инженерное ведомство должны были выдержать экзамены по математике, артиллерии, фортификации и представить экзаменационный лист управляющему Инженерной Экспедицией, с разрешения которого они поступали на инженерную службу. Видимо поэтому желающих служить в инженерных войсках с каждым годом становилось всё меньше и меньше.4 (Примечание. Кондуктор Инженерного корпуса - должность, предназначенная для исполнения обязанностей техников, не требующих высшего образования.)5

Такая система подготовки инженерных кадров не могла удовлетворить потребности инженерных войск в специалистах. "Явно ощущаемая потребность в учреждении специального училища для приготовления инженерных офицеров имела своим последствием учреждение школы для образования икуссных инженеров, понтонёров и сапёров."

Созданию школы способствовали следующие события. В 1801 г. было образовано Военное министерство Сухопутных сил России. Первым министром стал генерал от инфантерии С. К. Вязмитинов. Он провёл ряд прогрессивных реформ. Одной из них было отделение Инженерного ведомства от Артиллерийского и учреждение самостоятельного центрального органа нового ведомства - Инженерной экспедиции. Первым высшим инженерным начальником стал инженер-генерал П. К. Сухтелен, один из самых образованных людей своего времени. По его предложению в 1804 г. была вновь учреждена специальная Инженерная школа для приготовления инженерных кондукторов, на 25 воспитанников. В последующие годы в связи с значительным ростом потребности в военных инженерах и уменьшением числа выпускников 2-го КК, поступающих в Инженерный корпус, увеличивалось количество учащихся в Инженерной школе. Так к началу 1807 г. в ней обучалось уже 56 человек.

В школе учащиеся изучали алгебру, геометрию, фортификацию, начальные правила══ гражданской══ архитектуры.══ Преподаванием══ наук══ занимались══ Георгиевский

кавалер══ подполковник══ К.══ А.══ Засс══ и══ подпоручик══ Валуев.══ Занятия══ первоначально

проводились══ впомещенияхИнженернойэкспедиции.══ В══ 1811══ г.дляшколыбыло

построено специальное здание.

В 1810 г. в России появились учебные заведения нового типа - военные училища. Целью их создателя являлось повышение уровня профессиональной подготовки военных пециалистов. Поэтому учебный курс в военных училищах был полнее, чем в других вузах того времени. Первым военным училищем в 1810 г. стало Инженерное училище, созданное на базеИнженерной школы.7 В училище увеличилось,по сравнению со школой, количество обучаемых, и впервые появился офицерский класс на 15 человек.

 

 

Офицер и кондуктор Главного Инженерного училища

 

В═══ 1818═══ году══ генерал-инспектором══ поинженерной части (т.е. начальником инженерных войск) стал великий князь Николай Павлович, третий сын Павла I. Через два года по его инициативе училище преобразуется в Главное Инженерное училище. ГИУ готовило младших офицеров в строевые части инженерных войск и военных инженеров (Примечание: звание военного инженера носили офицеры, прошедшие курс Инженерной академии).

Великий князь проявлял глубочайшую заботу о благосостоянии училища, о пополнении его библиотеки книгами и учебными пособиями. Даже после восшествия на престол он не забывал о нем. Так, в 1836 г. Николай I передал училищу часть приобретённой им ценнейшей обширной библиотеки скончавшегося инженер-генерала П. К. Сухтелена [8].

В инженерный вуз с момента его образования═════ принимали════ юношей преимущественно дворянского сословия и детей российского═══ офицерства══ в══ возрасте══ от═══ 14 до 18 лет. Училище имело свою особую форму одежды, знаки отличия и гимн.

В 1822 г. местом пребывания училища стал Михайловский (с 1823 г. по повелению Александра I - Инженерный) Замок.

С февраля 1855 г.══ ГИУ в память его основателя стало называтьсяНиколаевскимИнженерным училищем.══ Училище делилось на два отделения: низшее - кондукторское и высшее - офицерское.══ ══ августа══ месяца══ офицерские══ классы══ были преобразованы в Николаевскую Инженерную академию). На протяжении всего══ 19-го столетия количество воспитанников училища (и академии) постоянно росло, так же, как и число изучаемых═════ предметов.═════ Кроме════ теоретических════ занятий воспитанники══ ежегодно══ получали══ практические══ навыки══ на полевыхзанятияхвлагеряхподКраснымСелом,а позднее √ вУсть-Ижоре.══

 

Нагрудный знак Николаевского Инженерного училища, 1910г.

 

 

25 февраля 1918 г. был издан последний по Николаевскому инженерному училищу приказ ╧ 10. В нем говорилось, что на основании приказа Наркома по военным делам ╧ 130 от 14-го февраля сего года Инженерное училище впредь именуется " 1 -ые Советские Инженерные Петроградские командные курсы РККА". Всем служащим училища приказом предписывалось продолжать исполнять прежние обязанности "до утверждения новых штатов■ [4].

По решению комиссии, созданной для переформирования учебного заведения, многие преподаватели училища продолжили работу на Советских курсах. Образовавшиеся вакансии были укомплектованы сочувствующими большевикам юнкерами выпускного курса училища. Таким образом 1-ые Советские Инженерные Петроградские командные курсы РККА не только сохранили профессиональный профиль учебного заведения но и являются юридически бесспорным преемником Николаевского Инженерного училища.

29-го июля курсы переименовываются в военно-инженерный техникум, а 17 июля 1920 г. - в Петроградскую военно-инженерную школу. В годы гражданской войны сроки обучения и количество обучаемых изменялись в зависимости от обстановки на фронте. В тот период вуз готовил специалистов для сапёрных, понтонных, железнодорожных, автомобильных, прожекторных, телеграфных и радиотелеграфных частей.

 

Понтонные части,

Электротехнические части,

Инженерные части,

1926г.

 

После февраля 1918 г. изменился классовый состав обучаемых в вузе. Первые годы поступающие на учебу должны были представлять рекомендацию от партийных или профсоюзных комитетов, органов Советской власти. Тех, кто не имел достаточной для обучения в основных классах общеобразовательной подготовки. принимали в подготовительный класс.

Первый══ выпуск══ красныхкомандиров,══ после════ пяти════ месяцев
обучения,═══ состоялся════ 18-го сентября1918 года,═══ а═══ первый═══ выпуск
обучавшихся═══ по═══ трёхлетней══ программе═══ -══ 1-го сентября1922 г.
С ноября 1935 года выпускники стали получать звания лейтенантов.
15-го══ марта══ 1937 г.══ вышел══ приказ══ НКО══ о══ преобразовании
школы════ в════ училище.══ В══ предвоенные══ годыЛенинградскоевоенно-инженерное училище готовило командиров взводов по специальностям: сапёры (в т. ч. фортификаторы и маскировщики), понтонёры, электротехники (в т. ч. для подразделений техники особой секретности, ТОС), а также командиров═══════════════════ подразделений инженерных войск ВМФ.

 

 

 

 

10-го июня 1941 г. состоялся 39-й выпуск. Обычно выпускные═════════════════ гос. экзамены проводились осенью. За двенадцать дней до войны выпуск лейтенантов произошел по среднегодовым оценкам.

 

22 июня 1941 г. училище находилось в летнем лагере под городом Луга. Уже на следующий день часть командиров и преподавателей убыла на укомплектование инженерного управления Северного фронта. В тот же день на выполнение боевого задания убыл первый отряд в составе 150 курсантов. За июнь-август (до убытия в эвакуацию в Кострому) команды══ курсантов══ выполняли задания по приведению в полную боевую готовность укрепленных районов под городами Остров и Кингисепп, оборудовали оборонительный район под Красным Селом. Взвод курсантов специальности ТОС стал четвертым взводом 33-й отдельной электротехнической роты, устанавливал электризуемые противопехотные заграждения и радиоуправляемые фугасы в дефиле между озёрами Большое и Долгое и на дороге Луга -Псков. 3 июля начальником инженерного отдела штаба Лужской оперативной группы войск , без освобождения от основной должности, стал начальник училища майор А. Д. Цирлин.9 Своим распоряжением он привлёк к созданию противотанковых препятствий на Лужской оборонительной позиции, в качестве руководителей работ, консультантов и непосредственных исполнителей работ, всех преподавателей и курсантов училища, кроме ранее убывших в составе разных команд. Выполнение этих заданий требовало большого напряжения сил. Нередко курсантам приходилось откладывать в сторону инструменты и браться за винтовки. В эти дни училище понесло первые потери, наиболее ощутимые под Островом и Толмачёво.10

В Костроме учебные занятия начались 31 августа. Срок обучения сократился (в годы войны он изменялся от 3-х месяцев до года). Количество обучаемых увеличилось. Увеличилось и количество часов, отводимых распорядком дня на учебные занятия. Всего с 1918 по 1945 гг. училище подготовило более 10 тысяч офицеров. Из них почти 50% -за годы войны. И надо отметить, что обучало своих воспитанников качественно: из 76 Героев Советского Союза-выпускников училища 74 удостоены этого звания в годы Великой Отечественной войны.

В июле 1945 г. училище вернулось из эвакуации. Занятия проводились в лагере на реке Вуокса. Одновременно шли работы по ремонту Замка. К 1-му сентября все его помещения, кроме разрушенного взрывом авиабомбы Георгиевского зала, были готовы к приёму курсантов.

С 1-го сентября 1946 года занятия в училище проводились по трёхлетней программе по специальностям: сапёрно-строительной, понтонно-мостовой и электротехнической, несколько позже появилось отделение механиков.

Учебный процесс, по отработанной почти за полтора века методике, делился на два периода: зимний ≈ изучение теории в классах в городе, летний - практические занятия в лагерях. Продолжался лагерный период почти четыре месяца. Лагерь с 1950 г. располагался в районе Усть-Луга. На практических занятиях каждый курсант последовательно выполнял обязанности каждого номера боевого расчета по своей профильной специальности, а также обязательным для всех минно-взрывным заграждениям и подрывному делу. Практические навыки выполнения задач инженерного обеспечения боя курсанты получали и в ходе учений с войсками. На занятиях в лагерях у курсантов вырабатывалось умение командовать: они назначались командирами расчётов, отделений, взводов. Программой обучения предусматривалась обязательная стажировка в должности командира взвода в войсках.

В 1951 году училище рассталось с Инженерным Замком - его перевели в здание на улице Толмачёва. А в 1960 году оно расстаётся с Ленинградом, городом в котором родилось и находилось 150 лет.

Новым местом расквартирования училища стал город Калининград. Очень скоро о
нём калининградцы стали говорить: "наша любовь и гордость". С училищем так или
иначе стали связаны судьбы многих калиниградцев.10 Даже посёлок Борисово Гурьевского
района области, в котором располагались здания училища, был включён в состав города.
В Калининграде училище достигло наивысшего уровня своего развития за последнее
столетие 20-го века - оно перешло на пятилетний срок обучения. Выпускники стали
получать══════ дипломы═════════ инженера-строителя,══════ инженера-механика,══════ инженера-

электромеханика. По приказу Министра обороны СССР от 23 мая 1973 г. училище стало именоваться Калининградское высшее инженерное училище инженерных войск. (До 1990 года ковсемнаименованиямвуза добавлялось"Краснознамённое ордена Ленина".)

 

В══ классе══ тренажёров.

 

 

Усилиями начальника училища - энергичного человека кандидата военных наук доцента
генерал-лейтенанта В. В. Жигайло и заместителя по научной работе доктора технических
наук══ профессора══ генерал-майора══ А.══ В.══ Ольшанского══ была══ создана══ практически
уникальная══ учебная══ база: построены═══════ лекционные аудитории,═══ учебные лаборатории и мастерские, оборудованы машинодром и учебные поля и т. д. Музей училища получил статус Народного музея РСФСР.
Его посещали экскурсионные группы студентов, школьников, жителей не только города и области, но и районов Литовской ССР, грани╜чащих с Калининградскойо бластью.═════

25 апреля 1995 года вышло Постановление правительства РФ ╧ 409, в котором говорилось: "... Переименовать с 1 -го сентября 1996 года Калининградское высшее инженерное училище инженерных войск в Нижегородское высшее военно-инженерное командное училище" (НВВИКУ). В 2004 г. к этому наименованию прибавилось " (военный институт) ". Обучение в вузе проводится по четырёхгодичной программе.

Первые эшелоны из Калининграда с курсантами и имуществом убыли в 1995 году, последние - летом 1996 г.

Менялись названия Инженерного учебного заведения и города его дислокации, но неизменным оставалась его деятельность: два столетия училище обучает и воспитывает офицеров-специалистов, преданных защитников Отечества. Примечательный факт. В числе Героев Советского Союза есть те, кто оканчивал Николаевское Инженерное училище - Д. М. Карбышев и В. Л. Коргузалов - и не дожившие до дня Победы двадцатилетние лейтенанты, выпускники военных лет - В. Е. Иванов, М. А. Малиев и И. А. Усилов. Традиция беззаветного служения своей Родине, заложенная выпускниками прежних лет, свято соблюдается и в наши дни. Так, за выполнение боевых задач по разминированию территории Чеченской Республики звания Герой России были удостоины капитан А.Ю.Журавлёв (в 1998 г.) и старший лейтенант В.Л.Марченко (в 1999 г.) - выпускники соответственно Калининградского и Нижегородского периода истории училища. К великому сожалению, оба посмертно.

Сегодня наследник Инженерной школы, созданной генералом П. К. Сухтеленом, носит название "Нижегородское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт)". ВВУЗ имеет два факультета и готовит будущих офицеров по двум специальностям: "Многоцелевые гусеничные и колёсные машины" и "Электроснабжение". На 18-и кафедрах трудятся 5 докторов и 50 кандидатов наук, 8 профессоров и 42 доцента.11 Иными словами качественный состав профессорско-преподавательского состава в начале 21-го века так же высок, как и был в начале 20-го века.

Этому военно-учебному заведению в 2004 году исполнилось 200 лет. Нижегородским оно называется по области. Располагается же в городе Кстово. Это далеко от обеих столиц. Видимо по этой причине отечественные средства массовой информации (как и высокое военное начальство) не обратили внимания на эту дату.

В 2005 году исполнилось 195 лет преобразования школы в Военное училище. Эту дату тоже не заметили. Жаль. Училище и многие его выпускники заслуживают того, чтобы их знали и помнили. История училища кратко изложена в этой статье. Теперь назовем некоторых его выпускников.

Весомый вклад в развитие военно-инженерного искусства внесли научные труды и практическая деятельность фортификаторов генералов Н.А. Буйницкого, К.И. Величко, А.З. Теляковского, В. В. Яковлева; разработчиков инженерных боеприпасов и способов их применения профессоров Военно-инженерной академии Е. В. Антулаева и А. Р. Шуляченко, действительного члена Русского технического общества М. М. Борескова и штабс-капитана А.Б. Мельникова; руководителей инженерного обеспечения обороны Севастополя генерала Э. И. Тотлебена и обороны Порт-Артура генерала Р. С. Кондратенко; начальников инженерных войск фронтов в годы Великой Отечественной войны Героев Советского Союза генералов Л. 3. Котляра, А. Ф. Хренова, И. П. Галицкого.

Крупными военачальниками стали комкор Н. Н. Петин - начальник инженерных войск в ЗО-е годы, Герой Советского Союза маршал инженерных войск А. И. Прошляков - начальник инженерных войск Министерства обороны СССР, генерал-полковник В. П. Кузнецов - первый начальник инженерных войск МО РФ, генерал армии Д. С. Сухоруков - командующий Воздушно-десантными войсками, генерал-лейтенант В. Н. Бусловский - заместитель начальника Главного Управления воспитательной работы МО РФ и другие.

 

Выпускники училища своими делами заслужили известность не только в военной области. Всему цивилизованному миру известны имена писателя Ф. М. Достоевского, изобретателя════ "русского════ света"════ П.════ Н.════ Яблочкова.════ Членами-корреспондентами Петербургской Академии наук избирались физиолог Сеченов И. М. (в 1869 г.) и военный историк Леер Г. А. (в 1887 г.). Членами-корреспондентами АН СССР - аэродинамик Саткевич А.А.(в 1933 г.), радиотехники Бонч-Бруевич М.А.(в 1931 г.) и Писталькорс А. А. (в 1946 г.). Уместно напомнить, что Михаил Александрович и Александр Александрович являлись создателями и активными сотрудниками Нижегородской радиолаборатории (1918-1929 гг.), положившей начало развитию советской радиотехники. Перечень славных имен можно было бы продолжать и дальше. Капитан Г. Ф. Самойлович (ныне Герой Советского Союза, генерал) в письме с фронта писал: "...хочу заявить, что всем я обязан своему незабываемому Ленинградскому ордена Ленина Краснознамённому училищу, воспитавшему во мне качества советского офицера и давшего богатые познания в инженерном деле".12 Эти слова могут повторить все мои однокашники по учёбе в училище и многочисленные его выпускники, с кем приходилось сталкиваться за 36 лет службы в инженерных войсках.

В заключении пожелаем в 2010 году, году двухсотлетия возникновения первого военного училища, его наследнику -Нижегородскому высшему военно-инженерному командному училищу (военному институту) с благословения высоких военных начальников отметить этот юбилей широко и торжественно.

 

Полковник в отставке

Б.М.Денисов


Список цитируемой литературы

1. Платонов══ С, Ф.══ Лекции по Русской истории. - Петрозаводск: Изд. А.О.
"Фолиум", 1996, с. 629.

2.Ш и ш о в А. В. Неизвестный Кутузов: новое прочтение биографии. - М.: ОЛМА-
ПРЕСС,2002,сЛ0-11.

3. Энциклопедический словарь. - С-Петербург: Изд. Ф. А. Брокгауз, И. А. Эфрон,
1894, т. XII, книга 25, с, 189-190.

4. Школа военных инженеров.-М.: Воениздат, 1980, с. 10,33.

5. Военная энциклопедия, - Петербург: Изд. И. Д. Сытин, 1913, т. 13, с.══ 105;══ 1912,
т. 10, с. 632.

6. Инженерные войска России. Краткий исторический очерк. - М.: Изд-е УНИВ МО
РФ, 1996, с. 29.

7. Отечественная═══ история:═══ Энциклопедия.═══ -══ М:═══ Изд.═══ Большая═══ Российская
Энциклопедия, 1994, с. 427, 431.

8. Михайловский Замок. Эпоха военных инженерных войск. - С-Петербург: Изд.
Государственного Русского музея, 1996, с. 6-7.

9. Военный энциклопедический словарь инженерных войск. - М.:Изд. ВИА, 2004,
с 327, 100, 170.

10.Газета "Калининградская правда". - 19.05.95.

11.Газета "Красная Звезда". - 19.04.2005.

12.Краткий══ очерк══ истории══ Ленинградского══ военно-инженерного══ ордена══ Ленина
Краснознамённого училищаимни А. А. Жданова, енинград, 1959, с. 77, 94.


Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
266242  2005-11-18 12:30:16
-

268579  2006-08-22 18:59:56
Kuklin
- Такая серьезная, насыщенная материалом статья! Очень жаль, что не имел счастья быть знакомым с этим человеком. Добрая память ему и вечный покой.

валерий Куклин

269565  2006-11-05 04:39:44
андрей
- везде фамилию героя России пишут "Марченко", но она то в действительности "Мариенко". Я с ним учился, мы убыли теми последними эшелонами с калининграда в кстово. и обидно за такие опечатки, а вообще статья хорошая.

296199  2011-07-31 16:29:07
Сергей Сергей_С
- Самым важным фактом полностью разрушающим искуственную логику статьи является факт отказа от сохранения инновационного изменения 1810 года произошедшего после добавления офицерских классов и переходу к пятилетнему сроку обучения, ну а факт перемещения учебного заведения являющегося всегда явлением культуры с исторической родины в Петербурге вообще оставляет юридически законным приемником Главного инженерного училища только Университет ВИТУ выживший в Петербурге вопреки Сталинской политики. Притом сохранили юридического приемника в Петербурге, такие люди, как адмирал Кузнецов, который как нарком предотвратил перемещение Вуза в Москву. Но в результате попыток сложного премещения от ВИТУ отделилась академия Куйбышева, аналогично, как Гагарина отделилась от Жуковского. Имелся ряд Сталинских командных академий аналогичных Куйбышева дублировавших Академию Генштаба и качественно готовивших прежде всего управленцев, а не инженеров. Так сейчас Общевойсковая академия произошедшая от Академии Генштаба дублирует Академию Генштаба, но удерживая остатки-зомби других педагогических школ.


Rambler's Top100