TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение

[ ENGLISH ][AUTO] [KOI-8R ] [WINDOWS] [DOS] [ISO-8859]


Русский переплет

 

Нечипоренко Юрий Дмитриевич

 

Благовещенск, Амур

Что за город с таким чудным названием - Благо-вещенск? Где он спрятался, как это он смог скрыться, остаться не замеченым: его не перименовали ни в Новый Быт, ни в Красный Луч? Прилепился на границе, схоронился на берегу Амура-реки, на самой кромке империи городок с ангельским названием.

Пограничные города по-особенному тихи, они тихи громадной тишиной просторов: этот там, в центре, кричат наперебой, - то одна власть лает, то рычит другая - а городу какое дело, каков во все времена закон? Стоять крепко, да не пущать, кого не велено - вот и стоит тихо, как часовой, молчит Благовещенск.

Мы прилетели в этот город на рассвете, не зная географии - где тут граница, кто делит с нами эти сопки: Монголия, или Китай? Идем по солнечной стороне улицы - навстречу ни одного человека, город как будто вымер, приходится руководствоваться наитием: двигаемся в сторону центра.

Интересно, где пресловутая граница, за каким углом откроется следовая полоса, вышка, овчарки, колючая проволка, а за ними - китайский дух, оборотень, шаман - в общем, что-то бесконечно экзотичное. Может быть, мы во власти восточных чар - и не замечаем, что нарушили границу и уже попали в плен, что сейчас нас будут пытать?

Навстречу попадается душа живая - девочка в школьной форме с красным галстуком, пятиклассница с портфелем и в очках - типичная отличница. Уж она-то должна точно все знать! И как можно более вкрадчиво и нежно-ласково мы обращаемся к ней:

- Девочка, девочка, скажи нам пожалуйста, где у вас здесь находится Китай?

Она в ужасе отшатывается, как опыткая красная шапочка, - потерпевшая уже от волков - верно, принимает нас за шпионов- диверсантов, которые хотят перейти границу...

Разворачивается и убегает, геройски сгибаясь под тяжестью портфеля: его нельзя оставить врагу, как оставил люльку свою Тарас Бульба.

Верно, мы что-то не то спросили. Кто нам может помочь в этом мире, разрезанном в клочья границами? Нас могут арестовать и посадить в кутузку, начать допрос с пристрастием: зачем нам понадобился Китай, что мы делали летним вечером на границе, как проникли в запретную зону и почему двигались в сторону укрепленного района, зачем задавали вопросы девочке-отличнице, что выведавали?

Виной всему география - плохо мы ее учили в школе... Но в этот раз, слава Богу, пронесло - не сажали нас в кутузку, не устраивали перекрестного допроса: удалось без потерь проскочить весь тихий городок и выбежать к набережной.

Река! Да, река, мне отец рассказывал, я вспомнил, что здесь есть река, называется Амур!

Амур, Амур! - мы бегали по набережной и смеялись. Студенты, поехавшие в стройотряд на Дальний Восток, по крохам сложили свои знания и вспомнили, что за этой быстрой и грозной рекой находится именно Китай: - братский и опасный, древний и революционный, в общем самый-самый Китай. Мы все глаза проглядели до дыр - но не заметили на той стороне никакого шевеления жизни - там вдоль реки через пустынные холмы тянулась такая же скучная проселочная дорога, которую можно увидеть у любой деревни. Не стоило лететь так далеко, чтобы лицезреть эти жухлые кустики, рыжую траву и каменистую дорогу.

Китай не хотел открывать нам своих загадок.

Солнце потяжелело и налилось кровью - мы пошли в летний сад, в парк отдыха - туда, откуда звучал фокстрот и где собирались летние пары со всего города, чтобы прижаться друг к другу на людном пятачке земли, попереминаться и потолкаться под звуки музыки.

Тут же рядом показывали мультфильмы для детишек, растянув полотно экрана между деревьями и вертя кассеты в стрекочущем аппарате, а какие-то любителя культурного отдыха резались в шахматы и домино...

Я вышел к реке, тому самому Амуру, который должен был означать на европейских языках слово "любовь". Что означает эта река цвета стали, разделяющая две великие империи? По реке как-то по домашнему, с дымком над трубой и светящимся окошком рубки чухал пограничный катерок.

Я сел на парапет, спустил ноги вниз, к воде - и вдруг услыхал, как далеко и жутко, скорбно и протяжно завыли собаки. Звуки доносились из-за реки, с китайской стороны.

Почему так много собак там собралось, и чего это они вдруг все хором воют? А может, это не собаки - а демоны, оборотни повторяют свои заклинания? И вдруг между собачьим воем я явственно различил человеческие голоса: огромный, многотысячный хор пел неведомую песню, позвякивали какие-то колокольчики, - и звуки все нарастали. Казалось, все больше людей подхватывало песню - и вот уже вовсю загремел уверенный хор, запел самозабвенно и сильно - словно начался неистовый молебен.

Мне показалось, что звуки эти доносятся из глотки дракона, который свивал свое тело кольцами в небе - и опять распрямлял. Ветер продувал воздух через его мощные легкие: он пел и летел, летел и пел, а собаки бежали за ним по земле и брехали. Собирались толпы с колокольчиками и бубенцами и махали руками, гнали небесного змея...

Это я увидел в кромешной тьме, тараща глаза: змей играл тугими кольцами, тяжело и низко летел, - и тысячи огоньков от фонариков пугали, дразнили его, не давали ему опуститься, присесть. Его оперение переливалась, как зарево далекого города.

Ветер дунул со стороны Парка Отдыха - и звуки смешались, слились вместе: китайский древний ор и игривый фокстрот, под который в рваном ритме переставляли ноги городские красотки и гарнизонные офицеры.

Какое противостояние, какое соединение двух культур - древнего Востока и моложавого Запада! Что думают о нас китайцы, слушающие игривые вальсы и фокстроты, которые выдувает из своих труб гарнизонный духовой оркестр!

Две мелодии, два духа сцепились в черном небе и закрыли звезды своими массивными тушами. Загремел гром - и начал накрапывать дождик. Замолк оркестр, разбежались легконогие пары из летнего парка, и только так же неуклюже, тяжело продолжал летать дракон над китайской стороной, пуская из ноздрей пламя. Восточный демон парил у реки под названием "Любовь", а я чувствал пятками пар, который поднимался от реки и думал про девушку, которая осталась далеко - в таком же маленьком городке, как этот, глубоко внутри страны, что лежала по левую руку от реки под название Любовь, и про свои с ней встречи в летнем парке, про географию, литературу и язык. Фамилия была у нее такая же, как у жены Пушкина - Гончарова, и она была так же прекрасна.

В этом месте, у Благовещенска, две горячих державы остужала тогда река Амур, и действовали особые законы: в небе носились демоны Культурной революции, в парке обнимались беззаботные застойные парочки - шли семидесятые годы.



Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
221947  2000-04-12 13:13:23
Мария К.
- Спасибо Юрий. Не могу удержаться от встречной реплики. Посмотрите на рассказ Ю.Нечипоренко. Я знаю что многим рассказ о том что мы были молоды и все было хорошо,покажется "дешевой романткой". Но мы действительно были молоды! А когда наступает весна, вид лезущей из под земли травы убедительнее любой философской теории доказывает - Все хорошо! Если реализм есть видение мира с максимального числа сторон. То видеть плохое и не видеть хорошего -просто нечестно.

221949  2000-04-12 13:37:18
Юрий Нечипоренко ../avtori/nechip0.html
- Наконец мы имеем определение реализма: это видение мира с максимального числа сторон! Браво, Мария! Видение в объеме, вживую, в первозданной целостности и красоте... Икусство врачует сердца, потому что разводит тот узкий "клин", а который сходится весь "белый свет" у человека страждущего. Раньше ведь лечили, попросту выбирая слова (так по древнегречески: лечить - в перводе означает выбирать слова) и до сих пор есть следы той магии у писателей и певцов. И эта способность - главное, все прочее, что разбирают на лит. семинарах - второстепенно!

221952  2000-04-12 13:58:03
Д. Крылов
- Мария,- хочу к вам обратиться для прояснения своих мыслей. Не могу вас понять, как ни стараюсь. Как это с максимального числа сторон? Поясните пожалуйста, пока мы все здесь не запутались и если можно на каком-нибудь конкретном примере, чтобы всем было понятно.

221954  2000-04-12 14:15:37
Вадим Балдуев
- Марие Кондратовой (пока Крылов спит(:). Вы сказали тут главное - литература должна быть честной. Как часть культуры, а не бескультурья. И это главное - чтобы Переплет честно искал и печатал талантливых авторов, не подгоняя их под себя, как это делают толстые журналы, не дискредитируя тем самым русскую литературу, не преувеличивая и не преуменьшая дарований: надо достойным уделить место и время, даровать внимание читателей ))))))!(((((( Сделаем это - цены нам не будет!

221956  2000-04-12 15:54:21
Мария К.
- Вадиму Балдуеву-- Боюсь если мы свернем в определение культуры и займемся поисками ее границ, то просто увязнем в цитатах и авторитетах. Границы эти более чем зыбки и самое интересное происходит подчас именно на них. А в остальном - согласна с Вами и даже более того.

221958  2000-04-12 16:07:07
Вадим Балдуев
- Более чем! Более чем! Это лучшее, что может сказать нам дама... Да, я тут столкнулся с автором эссе о кокетстве: <A HREF="../text/kondrat1.html"> и хочу сказать: проще надо быть Маша, проще </A>. Понимайте культуру так: что мы любим - русскую культуру. Что нелюбят наши недоброжелатели - русское бескультурие. Есть такое? Вот и будем честными, скажем - есть, и очень даже ядреное... Что же его еще определять! Важно другое - на что обращать внимание и чему давать тут развиваться. Вот если бы Бог не поставил ограничение - табу на величины энергий, доступных людям - они бы уже давно все расковыряли и взорвали ради своей похоти познания... Так и культура начинается там, где есть запреты и табу. Вы это лучше знаете, чем я, грешный!

221960  2000-04-12 17:24:12
Мария К.
- То-то и оно, что определить культуру через систему запретов - легче легкого. А вы попробуйте наполнить это понятие позитивным содержанием. А любовь.., я например персики люблю и Крым в июле, но при чем здесь культура? Женское кокетство, безусловно нуждается в защите, но мне было бы интереснее Ваше мнение о моем рассказе.

222009  2000-04-15 20:08:53
Зосима
- Так что же все таки нам делать с Китаем? Амуры? Автор не дает ответа...

252803  2003-07-10 09:20:16
-



Ссылка на Русский Переплет



Aport Ranker


Rambler's Top100