pokemon go TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Если бы мы всегда подражали в технологии Западу, Гагарин никогда бы не стал первым.

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение

Русский переплет

Сомнения и споры
02 декабря 2005

Леонид Ашкинази

Родители и абитуриенты-2005: опыт первобытного мышления

 

Человек перед смертью вспоминает давно забытый язык своей юности. Механизм явления понятен - по мере отключения более поздних высокоорганизованных слоев психики обнажаются более древние, примитивные, базовые, основные (то же можно наблюдать при опьянении). В России, в результате резкого изменения условий жизни, испытав футуршок, многие люди вернулись на уровень обезьян.

 

Хотя самые стойкие скатились лишь до питекантропов. Рассмотрим этот эффект на относительно хорошо знакомом нам примере - на поведении абитуриентов нашего вуза и их родителей. Разумеется, те помои, которые будут ниже вылиты на них, относятся не ко всем. Кое-кто ухитрился сохранить прямохождение. А в каком-то случае сам вопрос о регрессе не стоит: и раньше некуда было двигаться, и сейчас некуда. Взгляд, который изложен ниже, - это взгляд не психолога, а социолога: картина "в среднем". Так что никого персонально я не обидел. Я обидел всех.

 

Первая особенность поведения, особенно резко бросающаяся в глаза, - неудержимая тяга к "символическому обладанию". Древний человек рисовал на стене пещеры бизона, пораженного копьем, и полагал, что на охоте произойдет то же. Сегодняшний россиянин рисует на монетках сами знаете что, но эта картинка количество зла - ни в мире, ни даже в отдельно взятой (за известное место) России - не уменьшает. Пора бы осознать, что роль картинки меньше, чем кажется. Ан нет! Родители наших абитуриентов уверены, что если купить ребенку нужный учебник, то все будет хорошо. Они полагают, что есть такое место, наверное, все-таки учебник, где как раз все, что нужно, и написано. Вопрос о том, как именно знания из учебника попадают в голову, и попадают ли вообще, у них не возникает. Вопросы о том, нужен ли задачник, какой задачник, и что делают с задачами, у них тоже не возникают. Когда преподаватель говорит им, что важен не выбор учебника, а работа с ним, они смотрят недоверчиво. Наверное, препод что-то скрывает. Не договаривает, негодяй. Наверное, правильный учебник он называет только тем, кто лично у него занимается.

 

А уж когда он говорит, что надо делать задачи, причем дома и самим - все отшатываются, как от зачумленного. Максимум, на что способны эти детки - перед занятием срочно списать домашку у того одного дурака, который ее. нет, и он ее не сделал. Ему ее сделал репетитор, с которым эта несчастная жертва родительских амбиций занимается. Граждане, это не глупая шутка - это омерзительная правда: я сам это видел. Лучше бы вы, родители, эти деньги пропили! - вред был бы вам. А так вы немного платите за то, что мы пытаемся за год впихнуть в ваших несчастных детей пятилетний курс физики и математики - причем при меньшем, чем в школе числе часов в неделю. И платите побольше за индивидуальные занятия - причем в дополнение к нашим общим! Вы действительно думаете, что ребенок способен еще что-то понять? Иногда я чувствую себя, как пресс на колбасной фабрике, который наполняет фаршем кишку. Но прессу безразлично, лопнет ли подвергаемое наполнению. Мне - нет. А как, по-вашему, чувствуют себя дети?

 

Учтите: скорость усвоения информации ограничена. Увеличение давления не спасает - знаете анекдот, как зайчиха вышла замуж за слона? Для усвоения информации нужна - понимаю, что говорю вам страшные вещи, но "не могу молчать" - нужна самостоятельная работа. Без этого не получится ничего. То есть кое-что получится: вы сможете сказать себе, что сделали все, что могли. И даже поверить в это.

 

Но школьники не хотят работать, они пытаются заменить реальный мир символами, реальные знания - символическим обладанием "единственно правильным" учебником. Да, ваша ассоциация насчет кое-чего "единственно правильного" в принципе верна, но не думаю, чтобы этот механизм был основным. И вот почему: такой же подход свойственен и студентам - это общая дебилизация, общее сползание в Сухумский заповедник, а не только наследие совка.

 

Сегодня в нашем вузе тяга к символическому обладанию проявляется у студентов в виде ксерокопирования конспектов. На первом этаже родного вуза угнездились добрый дядя/добрая тетя с ксероксом и - вперед! Разумеется, будучи студентами, мы тоже переписывали конспекты. И делали это, даже осознавая, что понимание на лекции гораздо важнее, что непонятое разобрать потом даже по своему конспекту не просто, а уж по чужому-то... Но все равно переписывали - обезьянье прошлое давало себя знать. Нынешние студиозусы не переписывают, а ксерят - при этом возможность реально чему-то научиться падает еще ниже. Я бы предположил, что до нуля. Или даже до отрицательной величины - стимул-то учиться пропадает. Именно поэтому любая мистика, любой шаманизм, любые лекарства с десятью минералами, излечивающие от ста болезней - не бесполезны, а вредны. Потому что кошелек один и время одно. Выбрав знахаря, не идут к врачу, отксерив конспект, как правило уже не садятся читать книгу. Конечно, если случай безнадежный, и важно не фактическое излечение, а утешение - то да, обман хоть как-то можно оправдать. Но готовы ли вы согласиться с тезисом о безнадежности - вашей и ваших детей?

 

У школьников "символическое обладание" проявляется в виде записи лекций на диктофоны, а иногда - слава прогрессу и его мегапикселям! - фотографирования доски. Вы думаете, они в тиши ночи, при дрожащем свете свечи, трепетно слушают обращенные к ним проникновенные слова педагога? Медитируют на сияющую пред ними мандалой доску с формулами (глянцевая печать, метр на полтора)? Нет. Вы думаете, они слушают записи потом, промеж пивка и трепа с приятелями: жужжит себе в ушах - и лады? Нет. Они вообще этот бред не слушают. Им важно, что это "есть". Символическое обладание.

 

Вторая прелестная особенность поведения - это упование на Высшие Силы. Между прочим, эта-то черта как раз воспитывалась совком, и очень тщательно. "Царь, бог и воинский начальник". "Второй после бога" - обратите внимание, при всей антирелигиозности советской власти в этом контексте табуированное словечко прокатывало. Чего не сделаешь ради укрепления тоталитаризма, то бишь "вертикали власти" (тень Фрейда прошу не беспокоить). Советский тоталитаризм вовсе не состоял - и, кстати, на Западе этого так и не поняли - в том, что жестокий тоталитарный режим угнетал, а люди плакали, но терпели. Нет, он просто пропитал все, и большинство граждан вполне радостно участвовало в работе всеобщей системы, топча тех, кто был ниже. Разве общение среднего советского педагога с учениками и среднего советского врача с пациентами не было ежеминутным и постоянным оскорблением, которое почти все мы привычно не замечали? Разве оно - в любой поликлинике, в любом ЖЭКе, в любом официальном месте - не остается таким же по сей день?

 

В новое время упование на высшие силы иногда (примерно раз в три года) выражается в виде попыток кляузничества. Причем родителей вообще не слишком сильно интересует, как учатся их дети: вопрос "как учится" задают около 10% родителей. Зато они пытаются выяснять, как учат, смотрят конспекты своих детей, снабжают их магнитофонами для записи лекций и, немедленно убедившись в том, что, собственно, и сказано выше - что чужой конспект понять нельзя, - начинают звонить и кляузничать. Обычно такой оригинал находится один, но он в соответствии со старыми советскими традициями все формулирует во множественном числе ("мы недовольны"). Ему не важно, что он личным примером учит своего ребенка, что не надо делать дело, не надо работать и учиться, а надо кляузничать и скандалить. Какой же крутой облом ждет его ребенка в жизни. Какое же стопудовое спасибо он ему скажет, когда поймет это.

 

Третья замечательная особенность нынешнего обезьяньего мышления - поиск простых решений. Действительно, дурак именно в силу малых умственных способностей не может понять сложных связей между явлениями и ищет простые. Так возникают приметы. Встретил черную кошку - не дали премию к празднику. Мысль о существенно более сложных связях типа "плохо работал - не дали премию" в голову не приходит. Тяга к простым решениям перерастает со временем в убежденность, что сложных ситуаций и не бывает!

 

В итоге вы приводите в вуз на подготовительные курсы своего ребенка, ученика 11 класса, у которого в голове есть все, что угодно, кроме учебы, и хотите, чтобы менее чем за год ему "вложили" в эту голову примерно пятилетний курс математики и физики. Наши рекомендации поступать в другой вуз или вообще... подумать о том, чтобы избрать иной путь к процветанию, вы воспринимаете (опять же, в среднем) как попытку набить себе цену.

 

Действительно, не хочется признавать, что время упущено - как это почти всегда в жизни и бывает - безвозвратно, причем упущено исключительно по вашей вине. Ты занимался своим бизнесом (или футболом с хоккеем), ты занималась тряпками и парикмахерскими (или промоушеном с франчайзингом), и все это - вместо того, чтобы воспитывать и учить детей. Телевизор - и даже домашний кинотеатр, компьютер - даже круче, чем у кого бы то ни было в классе - не заменяют культуры и не приучают работать. А, как правило, наоборот. Чем легче и проще получать удовольствие, тем более дикой кажется мысль о необходимости работать. Вы, уважаемые родители, вырастили поколение идиотов, которые в 11 классе не умеют делать действия с дробями. Но они идиоты не поэтому! А потому, что допускают возможность усвоить школьный курс - с нуля - за полгода и ни фига не делая. Кстати, вы тоже это допускаете, не так ли? Ветеринар из моего родного совхоза "Сельская жизнь" Михневского района Московской области тоже не умел делать действия с дробями и даже не знал, что такое дроби. Но он ясно представлял свое место в жизни и понимал, что возможно, а что - нет. Я был его помощником и знаю это совершенно точно. Равно как и то, что коров бы он вам не доверил.

 

В ваше оправдание можно разве что сказать, что идея "я плачу - сделайте мне красиво" ныне весьма популярна: и в широких массах, и в узком слое. Идея о разделении труда впервые была четко сформулирована Марксом, больше века она успешно культивировалась и развивалась на Западе, но, во-первых, Россия пока по эту сторону океана, а не по ту, во-вторых, на Западе эта идея трактуется вполне ограниченно, а не огульно-максималистски (в отличие от трактовки, предпочитаемой у нас некоторыми гражданами), и в-третьих, как мне кажется, определенные западные неприятности нового времени связаны отчасти именно с некорректным использованием этой хорошей марксовой идеи. Но в данный момент наша тема - образование. О печальной судьбе человечества как такового мы поговорим в другой раз.

 

Четвертая особенность нашего первобытного мышления и поведения - потеря индивидуальности, сползание к стадности. Воспитанные люди называют это "стайностью" или "соборностью", а я придумал для нового поколения  веселенькое название - "дети интерфейса". Суть проста - дети этого поколения не могут быть одни. Чего они боятся больше - своих мыслей или того, что их совсем нет? Отсюда непрерывное общение, закрыть рот для них - мука. Отсюда непрерывное держание в руках сотового телефона - как спасательного круга, как последнего драгоценного глотка воды. Отсюда бесконечные бессодержательные диалоги на любом интернетном форуме, бесконечное мусоленье вопроса, бесконечный обмен нуль-репликами, многократное повторение одних и тех же фраз - важное свойство всей современной массовой культуры, всей современной эстрады.

 

Ваши дети на ваших глазах превращаются в "сетевые компьютеры" - без собственной памяти, без собственного жесткого диска, годные только для поддержания бесконечного диалога, слабо отличимого от монолога... Посмотрите, дорогие родители, что делают первым делом ваши дети, придя на занятие. Они садятся и горделиво кладут: слева калькулятор, справа - сотовый. Хотя мы им объясняем, что одна из этих железок им не потребуется, а другая у нас вовсе запрещена. Они смотрят на нас преданными глазами и перекладывают левое направо, а правое - налево. Это абсолютно ритуальное поведение, дорогие родители: ваши дети - живая иллюстрация к учебнику "психология первобытного человека". Вещи заменили им мысли и скоро заменят чувства. Аминь.

 

Хотя, может быть, стремление положить мобильник объясняется и другим: крупные часы, хорошо видно, сколько еще осталось терпеть.

 

Справедливости ради надо отметить, что у нас - и у меня конкретно - тоже рыло в пуху. Я, воспитанный советской системой, которая культивировала (при многих ее недостатках) тягу к образованию и знаниям, с трудом привыкаю к мысли, что трети - или двум третям? - сидящих в зале нужно только одно. Чтобы от них отвязались. Отвязались родители и отвязались мы. Чтобы им не мешали пить пиво и - максимум! - щупать соучениц. Впрочем, даже такую активность проявляют, по-моему, немногие. Они играют в игрушки, таращатся в дисплеи сотовых телефонов, листают то, что нынче называется журналами, ждут, когда все это кончится... То, что я с трудом прихожу к вере в эту реальную, как курс Центробанка, действительность, - это мешает мне преподавать, и это моя вина.

 

Еще раз - это взгляд не психологический, а социологический, усредненный. Бывают разные родители и разные дети. Не все родители - стукачи и кляузники. Не все дети - тупицы и бездельники. Наши ученики поступают, начинают учиться в вузе, приходят к нам и говорят: "Теперь я поняла, что вы научили меня думать". Родители звонят нам и говорят: "Что вы с ним сделали, он стал читать книги". Да, все это я сам слышал, все это было и будет еще не раз. Но сегодня понедельник, и меня ждет потоковая лекция в 11 классе, на которой треть слушателей активно не хочет работать. И эта дебильная треть - задняя треть аудитории - заметно мешает мне и двум другим третям.

 

Конечно, не везде картина столь ужасающа, как та, что я изобразил. Полагаю, что в некоторых вузах она еще страшнее, а где-то наоборот, чище и разумнее. Можно даже предположить, где. Говорят, что вне Москвы ситуация вообще лучше - там полученное образование сильнее влияет на дальнейшую жизнь и поэтому воспринимается серьезнее. В Москве же слишком много разных возможностей жить хорошо - в том числе и без образования. А в некоторых случаях образование лишь мешает. Скажем, человек, который говорит грамотно, думает, прежде чем что-то сказать, и вообще хочет говорить содержательно, а не изрекать одни пропагандистские общие слова, - в сегодняшней российской политике не имеет просто никаких шансов. Впрочем, его охотно возьмут на работу в бутик. Там же надо уметь часами ничего не делать. Стоять посреди зала живой иллюстрацией к Веблену.

 

Кстати, вы заметили, что таблички "открыто - закрыто" на закрытых киосках иногда висят надписью "открыто" к вам? Думаете, персонал, уходя, забывает их перевернуть? Нет. Просто они уже регрессировали до уровня годовалого ребенка - они не понимают, что посетитель видит снаружи не ту сторону таблички, которую видят они.

 

Изменения . причем существенные - в мышлении школьников происходят на глазах. Раньше я мог сказать, что они не понимают физики, потому что. "не понимают физики". Сейчас я этого уже сказать не могу . ибо они настолько не умеют делать простейшие вычисления (например, складывать дроби), что это мешает им изучать физику. То есть они не могут участвовать в занятии по физике, потому что не понимают преобразований, которые делает на доске преподаватель. Не понимают, что это он там с этими забавными буковками делает. До понимания ли физики тут? Только что я обнаружил, что в головах школьников не только арифметика, но и логика отделилась от физики. Вот совсем свежий пример. Говорю . при наличии коэффициента трения, реакции опоры и перемещения кинетическая энергия переходит в тепло. Все поняли? Все. Решаем простую задачу. Понемногу решают. Спрашиваю . какое еще условие нам нужно, кроме наличия коэффициента трения, чтобы механическая энергия не сохранялась? В ответ. молчание. На третьей минуте, один, неуверенным голосом. Еще через две минуты . второй. Это из двух десятков . причем завтрашних абитуриентов.

 

Вполне предсказуемые изменения в ситуации произойдут в ближайшие годы. В вузах с военной кафедрой ситуация, как мне кажется, обострится - ибо увеличится наплыв абитуриентов, желающих либо отучиться и откупиться, либо хотя бы избегнуть солдатской службы и известных последствий. И, соответственно, наплыв родителей, сообразивших, что подготовительное отделение дешевле платного образования в вузе и других способов избежать призыва. В вузах же, не включенных в список (например, в моем МГИЭМе), атмосфера улучшится - за счет уменьшения "конкурса кошельков". Правда, при этом уменьшится общий конкурс, и вузу придется развиваться в направлении предоставления возможностей улучшения профессиональной подготовки для тех, кто действительно хочет стать специалистом, развивать научный сектор, создавать или развивать систему "второго высшего образования" и т.п. Похоже, что нас ждет довольно интересная жизнь. Но это будет через год, два, три и так далее. А сегодня у нас, увы, сегодня. И ваша задняя треть.

 

Мужественный читатель, дотерпевший до этого места все инвективы, должен быть вознагражден. Конечно, доступ к нашей потом и кровью оплаченной мудрости сам по себе ценен, но вы ведь хотите каких-то простых и четких рекомендаций. Выше объяснено, почему вы их хотите, но. в одночасье себя не переделаешь. Вот они, наши простые и четкие.

 

Первое. Если ваш ребенок в десятом классе - премируйте себя (чем-нибудь безвредным, например мороженым или молочным коктейлем). Если в девятом - премируйте два раза. Если в восьмом - три. Вы умница и молодец, что заинтересовались образованием ребенка сейчас, а не через год, два, три... Потому что чем раньше он придет к нам, тем лучшую подготовку получит и тем, кстати, больше шансов, что будет учиться бесплатно. Потому что в бесплатные группы мы берем тех, кто лучше подготовлен, а в платных группах стоимость обучения тем больше, чем старше класс. Человек, проучившийся у нас год, сильно увеличивает свои шансы на попадание в бесплатную группу в следующем году.

 

Второе. Ограничьте вашему чаду доступ к телевизору и сотовому телефону. Как именно ограничить? - лучше всего просто их выкинуть. Да, совсем. Заодно и у вас освободится какое-то время и вы вспомните, что это все-таки ваш ребенок и можно опять провести немного времени с ним. С исчезновением из жизни сотового телефона у человека возникает пугающая необходимость хоть иногда запоминать, куда и когда надо прийти и что сделать. Стремительный процесс дебилизации (когда школьники не могут ни понять, ни запомнить свое расписание - до формул ли тут!) сначала начинает замедляться, а потом даже и останавливается. Некоторые авторитеты утверждают, что процесс дебилизации может даже... тссс... мне говорили... только между нами... может пойти вспять!

 

Третье. Проконсультируйтесь с вашими уважаемыми родителями или вспомните их рассказы и осознайте, что учеба - это работа. Точнее, она становится работой, если вы хотите, чтобы для вашего чада она была в натуре учебой, а не приятным общением с друзьями, слегка подпорченным необходимостью находиться хотя бы часть времени урока в классе. Только если вы сами осознаете это сами, есть шансы, что это осознают ваши дети. Детей обмануть невозможно. Они знают, что их нашли не в капусте. Если папа говорит, что ненавидит работу, а у мамы на лице написано, что она ходит на работу потому, что там рядом хорошие магазины - результат будет тот самый. Я не знаю, как изменить ваше отношение к работе, но твердо знаю, что изменить отношение ваших детей, не меняя вашего - невозможно. Дети очень редко бывают настолько лучше родителей...

 

Обратимся к помощи программы Google Earth и сосредоточим свой взгляд на простой бензозаправке. Вот на нее зарулила простая Subaru Legacy. Простой улыбающийся парень вставляет пистолет в бак и заливает. А простой парень в машине - программер из компьютерной фирмы - протягивает ему две бумажки (причем не с президентом). Оба они - уважаемые люди в обществе. У каждого любимая жена, красивые детишки, свой домик. Правда, домик разный, потому что зарплаты, как вы понимаете, разные. А в следующей машине подкатила - бывают же такие случайности - уважаемый человек, преуспевающая адвокатесса, которая как раз занимается делами оной компьютерной фирмы. Другая, правда, машина, другая ситуация, другие зарплата и работа. Другое образование, другой труд, затраченный на его получение. Все другое. Кроме одного - в разумном обществе каждому найдется разумное место. Конечно, если он будет добросовестно работать.

 

Но само это место - место, которое займут в обществе ваши дети - зависит от того, как человек работал, когда получал образование. Не как он "посещал занятия", а как он работал сам. Повторим для лучшего понимания, как на занятии для самой слабой группы: это место зависит от того, как сами работают ваши дети, когда получают образование.

 

Вот перед нами 1000 человек, они орут и просят молока. Какова будет их судьба? Через двадцать лет 900 будут сидеть у телевизора, 90 - делать телевизоры, 9 - делать науку для тех, кто делает телевизоры, и последний 1 (один) - делать науку не для тех, кто делает телевизоры. Эти 90, которые делают телевизоры, - инженеры, 9 - это физики, а 1 - математик. МГИЭМ занимается тем, что делает из студентов инженеров и физиков. Разумеется, это отчасти шутка, но раз вы, дорогой друг, нашли в себе силы оторваться от телевизора и марининодонцовскогокоэльевского мутного бреда и обратиться к этому жалкому тексту - значит, вы умный человек и наши тупые шутки вам доступны.

 

Если ваш дитенок хочет стать инженером - ему к нам. Если он хочет быть физиком - в МГУ, МИФИ, Физтех. Если математиком - в МГУ. Это сильно упрощенная картина, можно стать физиком и математиком, учась и в МГИЭМе. И если он не вполне уверен, что хочет и сможет заниматься наукой и полагает, что полезно иметь инженерную подготовку - пусть идет к нам. Кем станет ваш ребенок, попадет он в 90, 9 или 1 - сейчас сказать трудно, но без работы он не останется. Итак, 1000 = 900 + 90 + 9 + 1. Чем различаются инженер, физик и математик? Чем дальше вправо, тем выше приз. Кайф математика, свернувшего шею теореме Ферма, экстремален. Да и вообще любой серьезной задаче. Никакая вершина, никакая любовь не дотягивает... Но велика вероятность ждать долго. Или вообще потратить жизнь зря. У физика жизненная ситуация гуманнее. Пять лет - диссертация, пятнадцать - вторая. У инженера - еще мягче: результат следует через год, вероятность не решить задачу относительно мала. Итак, чем терпеливее человек, тем правее в этом ряду он может целиться. И чем более готов к риску - тем правее. Получается, что кайф - это плата за терпение и риск; впрочем, вся жизнь устроена так. Плюс, конечно, работа, но работать надо везде, кроме как в тех 900, которые с левого края.

 

Поэтому, если вы хотите, чтобы из вашего чада получилось что-то приличное (это лишь наше мнение, но вы ведь сами пришли к нам), начните с того, что выкиньте телевизор. Потому что из 900 в 100 дороги нет. А потом подумайте насчет 90-9-1. Разумеется, границы здесь не резкие: инженер, делающий кастрюли, - левее, выпускник МГИЭМа, делающий компьютеры и программы - много правее, физик-теоретик - почти математик, а математик-прикладник - это, скорее, физик. Жизнь непрерывна, это мы вводим категории, чтобы называть их. Да и слегка перенацелиться немного левее или немного правее не так уж трудно. И это можно сделать на втором-третьем курсе, тем более, что загадывать сейчас - заниматься биатлоном в тумане.

 

Но есть вещь, которая видна, как на ладони. Это самое главное - работа. При любом выборе потребуется работа. Школьный учебник надо открывать. Надо - более того - читать. Не думайте, что достаточно к нам на занятия ходить и знания сами в голову залетят. Что достаточно присутствовать на занятиях. Это не так. Надо еще учебник читать, разбираться в написанном, понимать, пересказывать младшим братишкам и сестренкам, долгими зимними ночами качая колыбельку, выводы надо, закрыв учебник, делать самим, задачи решать, ручечкой на бумажке, кто писать еще умеет, а не умеет - срочно учись, палочки и кружочки, а то экзамен не сдадите, козленочек Иванушка и козочка Аленушка. Потому что тупой препод в МГИЭМе не понимает задумчиво воздетых к потолку глаз и твоего протяжного, как крик журавля, "э-э-э...". Он хочет, чтобы было написано, и притом так, чтобы можно было прочитать.

 

С сегодняшнего вечера - отнять сотовый и калькулятор, телевизор - в помойку. Ребенок дороже. Или нет? А то они думают, что железки за них будут решать задачи. Нет. Даже туалетная бумага сама ничего не делает. Придется работать. Потому что начинаем спрашивать, сколько будет 1/2+1/3, и немедленно выясняем, что половина арифметики не знает. Простейшие преобразования без ошибок не делают. Понятно, что в магазин за едой родители бегают, сдачу считать не надо, а придет пора пиво покупать - калькулятор подарят. Но когда школьник, 150 см в метры преобразовывая, получает 0,15 - экзамен не сдать, даже с калькулятором. Калькуляризированная школа и телевизионированное общество совместными усилиями выращивают из вашего ребенка овощ.

 

Если вы на эту амбразуру не ляжете, никто вам не поможет. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос умным и трудолюбивым, вы идете против общества. Можно сколько угодно красивые и правильные слова с трибун произносить, но сегодняшняя российская реальность такова - ум и образование не поощряются. В Америке человек с высшим образованием зарабатывает в среднем в два раза больше человека без оного. Со степенью - еще вдвое. В России это пока не так. Если вы надеетесь на изменения к лучшему или считаете, что интересная работа важна и сама по себе, - мы ваши союзники. Но если ребенок не будет работать - мы ничему не сможем его научить. Будьте и вы нашими союзниками.


Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
267135  2006-03-05 17:09:02
Nik
- Леонид, простите, отчество Вы не написали. Я Вам тоже могу дать хороший совет. Бросте Вы это преподавание на курсах к чертовой матере и займитесь делом! Наукой, например. Понимаю, что за чтение постылых лекций ленивым школьникам Вам платят гораздо больше, чем по основному месту работы. Но нервы важнее. Глядишь, спеси и хамовитости, которая свойственна всем препам, пробавляющимся на курсах, поубавится. Перестанете упрощать и, возможно, полюбите детей и их непутевых родителей (без этого ведь преподавание - сущая мука).

А если хотите денежек, то терпите кляузы, сотовые телефоны и тупость в глазах. Или боритесь с этим. Но только не засоряйте своей надменностью и неудовлетворенностью жизнью Internet!

P.S. Владимир Михайлович, неужели лучше статьи в "Антиреформу" не нашлось?

267141  2006-03-06 12:39:20
Николай Бочкарев
- На 267135. Всё очень мрачно! Надо учесть СОВЕТЫ РЕЖИССЁРА И ПЕДАГОГА ТЕАТРА К.С. СТАНИСЛАВСКОГО КАК СТАТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ СЧАСТЛИВЫМ ЧЕЛОВЕКОМ ╚Я счастлив, потому что понял, как надо жить чужой жизнью и что такое перевоплощение и характерность╩. Так что, господа преподаватели, перевоплощайтесь и в индивидуальность образуйтесь! И вам воздастся! ╚Характерность та же маска, скрывающая самого актёра-человека (то бишь преподавателя). В таком замаскированном виде он может обнажать себя до самых интимных и пикантных душевных подробностей╩. Несколько моментов неожиданного и полного слияния жизни изобража-емого лица с вашей собственной жизнью на сцене (т.е. на уроке, на лекции), и произойдёт то, что вы почувствуете частицей себя в роли и роли в себе. Всем ведомо: ╚Переходы настроения мы знаем и в действительности (т.е. не только по вине неудач и успехов в работе). Там тоже жизнь течёт счастливо, потом вдруг вторгается сомнение, разочарование, горе, снова всё проясняется╩. Потому, заявляет К.С. Станиславский: моя система это справочная книга в минуту сомнения. Она нужна на случай, когда у нас ничего не выходит. Конечно, К.С. Станиславский понял намного больше: Система не справочник, а целая культура Систему надо изучать частями, но потом охватить во всём целом, хорошо понять её общую структуру и остов. Искусство любит порядок╩. Так что, господа преподаватели, для полного счастья вам не хватает знаний по системному подходу. Но только знать систему мало. Надо уметь и мочь. Для этого необходимо ежедневная, постоянная тренировка, муштра в течение всей артистической (преподавательской) карьеры. Надо потрудиться, чтобы в след за К.С. Станиславским заявить: ╚Система моя распадается на две главные части: 1) внутренняя и внешняя работа артиста над собой, 2) внутренняя и внешняя работа над ролью╩. Физическое действие + цель дела = действие. ╚Моя система путеводитель при подходе к творчеству, а не самоцель╩. Одна из главных задач, преследуемых системой, заключается в естественном возбуждении творчества органической природы с её подсознанием. Роль артиста-преподавателя есть цепь правильно выполненных задач. И потому наиболее могущественными манками для возбуждения подсознательного творчества органической природы является сверхзадача и сквозное действие. Сквозное действие создаётся из длинного ряда больших задач. В каждой из них огромное количество маленьких задач, выполняемых подсознатльно. Сегодня так не говорят, хотя именно это имеется в виду в разработках по программно-целевому планированию и управлению всеми делами. Сверх-сверх задача и сквозное действие всей жизни человека-артиста-преподавателя поглощают сверхзадачи пьес (всех задумок) и ролей его репертуара. Полюбите роль в себе. У вас есть творческие возможности для её создания. А если нет, то о счастье забудьте!

268244  2006-06-28 17:35:11
Маргарита
- Леонид, большое спасибо за статью!!! Действительно, это отражение поведения очень большой массы школьников, которая мешает учиться тем, кто этого действительно хочет.

281523  2008-05-22 11:54:50
Препод Универа
- Это суровая правда. Причем все вышесказанное справедливо и для очень большого количества студентов

281591  2008-05-24 23:39:18
qwerty
- у меня в группе был парень, который не успел переписать отксеренное и сдал ксерокопии на 2-м курсе физфака по матану нашему семинаристоу. С тех пор мы его звали ксероксом...

Проголосуйте
за это произведение

Русский переплет

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100