TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Ещё многих дураков радует бравое слово: революция!

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение

Русский переплет

Смешное, Злободневное

6 июня 2013 года

Михаил Арошенко

6 июня день рождения А.С.Пушкина

 

Для "Русского переплета"

 

Нанотехнологии помогут услышать голос Пушкина

Мой голос для тебя и ласковый и томный...

А.С.Пушкин, стихотворение "Ночь", 1823

Идеи - аура цивилизации. В 1999 году в Днепропетровске - ракетной столице бывшего СССР - родилась идея озвучить голос Пушкина к юбилейным торжествам. По почерку Поэта. Во-первых, работа с голосами проводилась ещё во времена Сталина, лингвисты исследовали соотношение между голосом и текстом. Потом к ней вернулись при решении проблем космической связи, а в США к тому времени, с помощью новейших компьютерных технологий, были предприняты попытки озвучить голос первого президента по его почерку.

Проблема "Голос Пушкина", как и "Голос Гоголя", "Голос Шевченко", ещё на стадии формулирования проектного задания (ПЗ) оказалась на стыке между духом и материей, между физикой и лирикой бытия... За оформление ПЗ взялись специалисты "Приднепровской информационной компании", которая затем преобразовалась в "Днепровский институт идей". Я, как начальник отдела областной государственной администрации, "придворный поэт" (автор Почтового гимна Украины, многих песен) и теле- радиокомментатор был координатором проекта, общественным ГИПом (главным инженером проекта). До перехода в чиновники много лет был ГИПом в одном из киевских "железных" научно-исследовательских и проектных институтов. Работал в Москве. Имел опыт "стыковки" интересов многочисленных организаций. Для меня образцом "технических заданий" служило легендарное КБ "Южное" в Днепропетровске, ибо на реализацию его идей работали тысячи предприятий и организаций СССР.

При создании ПЗ пришло понимание, что проект "Голос Пушкина" в философском, научном, технологическом и организационном отношении не уступает созданию ракеты "Сатана". И даже сложнее. Ибо в ракете главное "физика", а тут нужна была "лирика". В самой постановке технологической задачи нужно было увидеть "даль свободного романа" материи и духа. Для стартов в "космос" души Пушкина нужны были свои духовные Гагарины...Увы, с изучением души человека в СССР не заладилось...

Работали с вдохновением. Было несколько озарений. В 1999 году я встречался и проводил совещания с графологами, ракетчиками, лингвистами, биофизиками, врачами, программистами, технологами из многих областей человеческой деятельности. Приглашал в свой кабинет для мозговых атак даже "ясновидящих" и людей "не от мира сего". Каждый посетитель, говоря о голосе Пушкина, по сути, говорил о себе. Эксперты склонялись к тому, что у Александра Сергеевича был баритон, внешне и внутренне поэт менялся, но голос оставался прежним. А связь между голосом и строчками очень тесная. Рука "пишет" то, что говорит голос, душа. Тайна руки - в тайне голоса, в соединении тела, души и духа.

Копали глубоко, вплоть до библейских времен и глиняных табличек шумеров... Перечитывали письма поэта. Апрель 1830 г., Пушкин - Вяземской: "Моя женитьба на Натали (это, замечу в скобках, моя сто тринадцатая любовь) решена". Женщины любят ушами. Сто тринадцать из них отреагировали на "нежный и томный" голос Поэта. Чтобы "въехать" в то время, я держал в руках монеты 1799, 1812, 1830...1837 года...

С чего начиналось формирование голоса Поэта? Читатели у которых есть грудные дети, по сути, слышат и голос маленького Саши Пушкина - те первых три тона, потом диапазон расширяется на полторы октавы и более. Голос рос от подражания: голосу отца Сергея Львовича из "рода Пушкиных мятежных" (родословную Пушкин вел от легендарного "мужа честна" Радши, жившего при Александре Невском), голоса матери Надежды Осиповны Ганнибал, внучки "арапа Петра Великого", ставшего затем русским генералом.. Няня Арина Родионовна так же влияла на голос Поэта, как и сотни, тысячи звуков природы и окружающих людей. Дубравы Царского Села, звуки Михайловского, шум морского прибоя в Одессе, Кафе, мотивы Кавказа, наречия на рынках "проклятого города" Кишинева и Екатеринослава, возгласы театральных спектаклей в Петербурге...- все впитывала душа Пушкина.

Голос человека состоит из многих голосов. Дети подражательно овладевают речью. (Маугли, которые жили среди зверей, теряли голос!). В стихотворении "К моей чернильнице" сказано: "то звуков или слов нежданное стеченье, то едкой шутки соль, то правды слог суровый...".

У мальчиков голос ломается, у девочек (зависит от степени роста гортани) - почти нет. Весь диапазон человеческих голосов обнимает ряд звуков от 81 до 1303 колебаний в секунду - для компьютера это простая задача по запоминанию. Сложнее с анализом тембра, окраски, высоты, эмоционального состояния, влияния возраста, обучения, окружающей среды, состояния здоровья... Тоны и обертоны, примеси обертонов... Именно здесь очень много закрытых изобретений и технологий, позволяющих найти любой голос - от уличного телефонного хулигана до разговора пилотов авиации противника... Кстати, рассказывают, что почерк первого президента США заговорил языком монстра из американских боевиков - вот пример влияния окружающей среды на постановщиков любых, самых сложных и тонких компьютерных задач! Поэтому мы надеялись не столько на машины, сколько на мысли и чувства, идеи и предложения всех заинтересованных людей...

Гоголь: Пушкин есть явление чрезвычайное...

 

Местная газета (05.06.1999 г.) накануне юбилея Поэта опубликовала первые итоги работы над проектом: "Война - мать всех изобретений", говорили древние. Война идей, отечественных и зарубежных ценностей подтолкнёт наш город к производству ракет, которые будут запускаться во внутренний космос, в душу человека. В том числе с помощью музыки, поэзии, философии, религии, добра и красоты, социальных проектов...

Газетная публикация завершалась так: "Еще Н.В.Гоголь писал, что "Пушкин есть явление чрезвычайное... Это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет". Выходит, эта чаша выпала нам - через двести лет "догнать" дух Пушкина! Как и дух Гоголя, Шевченко, дух столетий и тысячелетий... Голос Поэта мы должны услышать!..".

К сожалению, реализовать проект не удалось - это оказалось не под силу даже "Днепровскому институту идей". Вскоре после юбилея меня, как областного "столоначальника", отправили в отставку, о соратниках можно сказать словами поэта "иных уж нет, а те далече". Через десять лет мы вернулись к проекту, но уже под названием "Голос Шевченко". Как предвыборному "мероприятию" крупной политической силы. Планировали собрать в театре Шевченко горожан, которые носят фамилию великого Кобзаря. Таких в городе оказалось более трехсот... Каждый должен был написать карандашом и гусиным пером слова "Реве та стогне Дн╕пр широкий", а голос записать "на цифру". Чтобы компьютеры могли обобщить закономерности "почерк-голос". По крайней мере, это действительно был бы обобщенный Голос Шевченко. Подвела "мелочь": отсутствие денег, технологий записи и гусиных перьев...

 

Проектное задание для программистов и нанотехнологов.

 

Время и деньги - главные ресурсы в жизни. Тают быстро. А идеи остаются. Не за горами очередной юбилей - 225 лет со дня рождения Пушкина. Хороший повод вернуться к проекту и реализовать его в 2024 году. Тем более, что банки и биржи мира профинансировали "технологии сканирования" и взаимосвязи между голосом человека и его подписью. Чтобы не было подделки электронной подписи, ибо голос подделать трудно. Технологии "защиты банковских клиентов" теперь пригодятся для проекта "Голос Пушкина", реализация которого поможет, в свою очередь, улучшить голосовую "аурную" защиту банковской подписи. Появились технические возможности по созданию искусственной руки, датчики которой вживлены в человеческий мозг. Индийские программисты запатентовали способ создания фотографий при помощи рук. Началась эпоха биокомпьютеров. Идет революция в генной инженерии. Вот-вот появятся сновизоры, которые позволят смотреть-переживать лучшие сны мира. Как телесериалы. Можно усложнить задачу: сканировать не только черновики Поэта, в которых разлита душа гения, но и проанализировать его внутренний мир. Что мешает посмотреть на жизнь Пушкина через его сны? Ведь многое, очень многое станет понятным! Связь снов и вымыслов очевидна. Отсюда пушкинское: "Над вымыслом слезами изольюсь!" Из письма: "Два хороших стихотворения, лучших, какие я написал, я написал во сне". Что подтверждает М. Юзефович, врач, лечивший поэта: "Стихи Пушкину грезились во сне так, что он ночью вскакивал с постели и записывал их впотьмах".

По мнению футурологов нас ждет новая волна цивилизации, где сырьем будет информация и художественное воображение". Это еще одно подтверждение, что скоро придет новая музыкальная цивилизация.

Голос Пушкина должен стать образом этой цивилизации. Метафорой нового Времени. Реализация пилотного проекта позволит в дальнейшем озвучивать поэтов и мыслителей прошлого, фронтовые письма, старинные народные песни.

Кто должен быть ГИПом проекта? Возможно - директор крупного банка, концерна или лидер политической партии. При этом надо учесть днепропетровский опыт - "сын ошибок трудных": по-новому изучить мировые технологии "сканирования", постановки задач для субподрядчиков из наукоградов (типа Сколково), или института физики Академии наук. Российские ученые и биотехнологи, инвесторы венчурных проектов, изобретатели, энтузиасты могут помочь с практической реализацией проекта.

Идея жива. В 2012 году на популярном портале Интернета задали вопрос: "Каким был голос Пушкина?". В ответ - большое количество мыслей, характеристик, замечаний, реплик. Женщины писали, что голос был "обворожительный, нежный и романтичный, приятный и медовый, низкий и бархатистый, приятный баритон". Мужчины указывали, что "в стихах Пушкина его голос был уже заложен. Стихи - это самый древний способ звукозаписи". Запомнился ответ: "Голос Пушкина - громогласный, звучащий на все времена-эпохи". Давайте озвучим его для нынешнего поколения! Услышим его шедевр: "Я вас люблю, любовь еще, быть может...". Любовь - это путь к бессмертию и каждого человека, и народа!

Каждый может стать инициатором воссоздания "Голоса Пушкина". Если не мы, то кто же?

 

Михаил Арошенко, бывший главный инженер проекта "Голос Пушкина",

+38-050-340-43-99

 

Высказаться в Дискуссионном клубе

Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
308035  2013-09-02 10:49:04
Лобов Валерий http://pushkins1.narod.ru
- Поддерживаю предложение Арошенко "Нанотехнологии помогут услышать голос Пушкина". В помощь исследователю посылаю мои находки:

Голос Пушкина в воспоминаниях современников

╚Войдя в переднюю квартиры Плетнева, я столкнулся с человеком среднего роста, который, уже надев шинель и шляпу и прощаясь с хозяином, звучным голосом воскликнул: Да! да! хороши наши министры! Нечего сказать!" засмеялся и вышел. Я успел только разглядеть его белые зубы и живые, быстрые глаза. Каково же было мое горе, когда я узнал потом, что этот человек был Пушкин╩. (Тургенев И. Литературный вечер У П.А. Плетнева. (Русский Архив. 1869. 53).

╚спрятанный в стенах Лицея, прекрасными стихами уже подавал он оттуда свой звонкий голос╩. (Воспоминания Е. Н. Раевской в записи Я. К. Грота)

╚Я курил трубку, лежа на диване. Здравствуй, душа моя! сказал мне, войдя весьма торопливо и изменившимся голосом, Александр Сергеевич Пушкин. Здравствуй, что нового? Новости есть, но дурные. Вот почему я прибежал к тебе╩. (В. Ф. Раевский Мой арест)

╚Вскоре мы уселись вокруг него, и он прочитал нам своих ╚Цыган╩. Впервые мы слышали эту чудную поэму, и я никогда не забуду того восторга, который охватил мою душу!.. Я была в упоении, как от текучих стихов этой чудной поэмы, так и от его чтения, в котором было столько музыкальности, что я истаивала от наслаждения; он имел голос певучий, мелодический и, как он говорит про Овидия в своих ╚Цыганах╩: И голос, шуму вод подобный. (А. П. Керн. Воспоминания о Пушкине)

╚Мечтанью вечному в тиши Так предаемся мы, поэты, Так суеверные приметы Согласны с чувствами души. Писавши эти стихи и напевая их своим звучным голосом, он при стихе: И месяц с левой стороны Сопровождал меня уныло заметил, смеясь: ╚Разумеется, с левой, потому что ехал назад!╩ (А. П. Керн. Воспоминания о Пушкине)

╚Пушкин в эту зиму бывал часто мрачным, рассеянным и апатичным. В минуты рассеянности он напевал какой-нибудь стих и раз был очень забавен, когда повторял беспрестанно стих барона Розена: Неумолимая, ты не хотела жить, передразнивая его и голос и выговор╩. (А. П. Керн. Воспоминания о Пушкине)

╚Пушкин насвистывал мелодию, а Глинка подбирал аккомпанемент. Только что мы вошли, Пушкин начал петь гнусавым голосом, как молдаване. Клементий выделывал драматические жесты. Они делали вид, что плачут, и утирали глаза черной шалью. Невозмутимая важность, с которой они давали нам этот чудный концерт, заставила нас хохотать до упаду╩. (Записки А. О. Смирновой-Россет)

надо себе представить самую фигуру Пушкина. Ожиданный нами величавый жрец высокого искусства -- это был среднего роста, почти низенький человечек, вертлявый, с длинными, несколько курчавыми по концам волосами, без всяких притязаний, с живыми, быстрыми глазами, с тихим, приятным голосом, в черном сюртуке, в черном жилете, застегнутом наглухо, небрежно повязанном галстухе. Вместо высокопарного языка богов мы услышали простую ясную, обыкновенную и, между тем, -- поэтическую, увлекательную речь!

Первые явления выслушали тихо и спокойно Сцена летописателя с Григорьем всех ошеломила... А когда Пушкин дошел до рассказа Пимена о посещении Кириллова монастыря Иоанном Грозным, о молитве иноков "да ниспошлет господь покой его душе, страдающей и бурной", мы просто все как будто обеспамятели. Кого бросало в жар, кого в озноб. Волосы поднимались дыбом. Не стало сил воздерживаться. Кто вдруг вскочит с места, кто вскрикнет. То молчанье, то взрыв восклицаний, напр., при стихах самозванца: "Тень Грозного меня усыновила". Кончилось чтение. Мы смотрели друг на друга долго и потом бросились к Пушкину. (М. П. ПОГОДИН. Дневник, 12 окт. 1826 г. П-н и его совр-ки, XIX -- XX, 79. (Чтение Пушкиным "Годунова" в Москве, у Веневитиновых, 12 октября 1826 г., днем. В 12 час. приехал Пушкин).

НАКОНЕЦ надобно представить себе самую фигуру Пушкина. Ожидаемый нами величавый жрец высокого искусства это был среднего роста, почти низенький человечек, с длинными, несколько курчавыми по концам волосами, без всяких притязаний, с живыми быстрыми глазами, вертлявый, с порывистыми ужимками, с приятным голосом, в черном сюртуке, в темном жилете, застегнутом наглухо, в небрежно завязанном галстуке. Вместо языка Кокошкинского мы услышали простую, ясную, внятную и вместе пиитическую, увлекательную речь. Что было со мною, я и рассказать не могу. Мне показалось, что родной мой и любезный Нестор поднялся из могилы и говорит устами Пимена: мне послышался живой голос древнего русского летописателя. (Из ╚Воспоминаний о Степане Петровиче Шевыреве╩)

Любила В. Ф. Вяземская вспоминать о Пушкине, с которым была в тесной дружбе, чуждой всяких церемоний. Бывало, зайдет к ней поболтать, посидит и жалобным голосом попросит: "княгиня, позвольте уйти на суденышко!" и, получив разрешение, уходил к ней в спальню за ширмы. С. Ш. (граф С. Д. ШЕРЕМЕТЬЕВ). "Из семейной старины". Старина и Новизна, VI, 331.

Мы с братом ходили каждый день купаться в большую купальню, устроенную на Неве против Летнего сада; один раз, барахтаясь в воде и кой-как еще тогда плавая, я не заметил, как ко мне подплыл какой-то кудрявый человек и звонким, приветливым голосом сказал: "позвольте мне вам показать, как надо плавать, вы не так размахиваете руками, надо по-лягушечьему", и тут кудрявый человек стал нам показывать настоящую манеру.. На Петергофском празднике Государь с царской фамилией и придворными ехал в линейке и, увидав шедшего близ дороги Пушкина, закричал ему: "Bonjour, Pouchkine!" -- "Bonjour, Sir!" -- почтительно, но непринужденно отвечал ему Пушкин. (С. М. Сухотин). Из воспоминаний молодости. Рус. Арх., 1864, 981, Ср. Рус. Арх.. 1894, III, 71.)

Когда я начал читать Пушкину первые главы из "Мертвых душ" начал понемногу становиться все сумрачнее, сумрачнее, и наконец сделался совершенно мрачен. Когда же чтение кончилось, он произнес голосом тоски: "Боже, как грустна наша Россия!"(Н. В. Гоголь. Четыре письма к разным лицам по поводу "Мертвых душ". Выбр. места из переписки с друзьями, XVIII.)

Когда Пушкин хохотал, звук его голоса производил столь же чарующее действие, как и его стихи. (А. С. Хомяков по записи Бартенева. Рус. Арх., 1899, II, 146).

Лев Серг. Пушкин... засмеялся вдруг своим быстрым, гортанным смехом, чрезвычайно сходным, -- как говорил он сам, -- со смехом его брата. (Б. М. Маркевич. Л. Майков, 28.)

(В начале 1836 г., -- 28 янв. 1837 г.) Пушкин был нехорош собою: смугловат, неправильные черты лица, но нельзя было представить себе физиономии более выразительной, более оживленной, более говорящей, и слышать более приятного, более гармонического голоса, как будто нарочно созданного для его стихов... (Е. А. Драшусова). "Жизнь прожить не поле перейти". Записки неизвестной. Рус. Вестн., 1881, т. 155, стр. 151 -- 152.

-- "Александр Сергеевич, сегодня середа, я еще, вероятно, буду иметь счастливый случай с вами повстречаться у X.", -- проговорил я почтительно, но вместе с тем стараясь придать своему голосу равнодушный вид, "что вот, дескать, к каким тузам мы ездим". Пушкин посмотрел на меня с той особенной, ему одному свойственной, улыбкой, в которой как-то странно сочеталась самая язвительная насмешка с безмерным добродушием. -- "Нет, -- отрывисто сказал он мне: -- с тех пор, как я женат, я в такие дома не езжу!" Меня точно ушатом холодной воды обдало, я сконфузился, пробормотал что-то очень неловкое. (Граф В. А. Сологуб. Воспоминания. СПб., Изд. А. С. Суворина, 1887, стр. 115 -- 118.)

Не один раз видел Николай Иванович, как Пушкин большими шагами ходил по гостиной, обыкновенно вполголоса разговаривая с своим собеседником, чаще, впрочем, с собеседницей. (Н. И. Вульф. Рассказы о Пушкине, записанные В. Колосовым)

Едва вошел я опять в переднюю, тотчас услышал голос Пушкина. Он вскрикнул: Василий, это ты? Точно так, я отвечал повар. А господин Облачкин? Здесь. Пожалуйте сюда, пожалуйте, звал меня Пушкин, и голос его был до того радушен и до того симпатичен, что я весь затрепетал от радости и никогда не забуду этой счастливой для меня минуты Я поклонился Пушкину, помнится, очень неловко, совершенно растерялся, сконфузился, хотя он обратился ко мне весьма ласково, просто, голос его был изумительно симпатичен, улыбка добродушна, глаза выражали участие... К чему я оробел перед таким человеком, к которому должно чувствовать только любовь и уважение? Я был тогда мальчик, но очень хорошо понимал, что мои стихи в руках славного поэта только смотрите, промолвил он очень серьезно, напишите просьбу прозой, а не стихами. Я невольно улыбнулся. Пушкин заметил мою улыбку и захохотал во весь голос, беспечно, с неподражаемой веселостью: ╚Я вам сделал это замечание на счет просьбы затем, что когда-то деловую бумагу на гербовом листе я написал стихами и ее не приняли в присутственном месте'. ( Облачкин. Воспоминание о Пушкине)

Из всего Озерова затвердил он одно полустишие: "Я Бренского не вижу". Во время одной из своих молодых страстей, это было весною, он почти ежедневно встречался в Летнем саду с тогдашним кумиром своим. Если же в саду ее не было, он кидался ко мне или к Плетневу и жалобным голосом восклицал: "Где Бренский? Я Бренского не вижу". (П.А. Вяземский. Отрывки из различных статей). Приписка к статье "О жизни и сочинениях В. А. Озерова")

Его привезли домой; жена и сестра жены, Александрина, были уже в беспокойстве; но только одна Александрина знала о письме его к отцу Геккерна. Он закричал твердым и сильным голосом, чтобы жена не входила в кабинет его, где его положили, и ей сказали, что он ранен в ногу. (А. И. Тургенев -- А. И. Нефедьевой, 28 января 1837 г. П-н и его совр-ки, VI, 50.

-- Кто здесь? -- спросил он Спасского и Данзаса. Назвали меня и Вяземского. -- Позовите, -- сказал он слабым голосом. Я подошел, взял его похолодевшую, протянутую мне руку, поцеловал ее: сказать ему ничего я не мог, он махнул рукою, я отошел. (В. А. Жуковский -- С. Л. Пушкину. Щеголев. 181.)

Прощаясь с друзьями, которые, рыдая, стояли у его одра, он сказал Тургеневу: -- А что же Карамзиных здесь нет? Тотчас же послали за матушкой (Ек. А. Карамзиной), которая через несколько минут и приехала. Увидев ее, он сказал уже слабым, но явственным голосом: -- Благословите меня! (ЕК. Н. Мещерская-Карамзина -- княжне М. И. Мещерской. П-н и его совр-ки, VI, 95.)

еще посреди наших разговоров как будто отзывается его голос, как будто раздается его живой, ребячески веселый смех Однажды спросил он: ╚Который час?╩ И на ответ Даля продолжал прерывающимся голосом: ╚Долго ли... мне... так мучиться?.. Пожалуйста, поскорей!..╩ Вообще (после мук первой ночи, продолжавшихся два часа) он был удивительно терпелив Она пришла, опустилась на колени у изголовья, поднесла ему ложечку-другую морошки, потом прижалась лицом к лицу его; Пушкин погладил ее по голове и сказал: ╚Ну, ну, ничего; слава богу; все хорошо! поди╩. Спокойное выражение лица его и твердость голоса обманули бедную жену (В. А. Жуковский. Конспективные заметки о гибели Пушкина. Письмо к С. Л. Пушкину (15 февраля 1837 г.)

Русский переплет

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100