TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Ещё многих дураков радует бравое слово: революция!

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение


Русский переплет

Архивариус

Развмышления о Москве в новогоднюю ночь
Рассказ
Цитата из архива Дискуссинного клуба: "... И ещё вывод из увиденного - нельзя, категорически нельзя жить в Москве, по крайней мере, в сегодняшней!.."

31-го декабря, днём, возвращался в Москву, возвращался в семью, чтобы в ночь с 31-го на 1-е ..., ну, сами понимаете, - такая уж сложилась традиция. Готовился завершить последнюю пересадку из метро в трамвай, то есть ожидал этого самого трамвая на остановке, как вдруг обратил внимание на иномарку, остановившуюся неподалёку, и мужика, ковырявшегося в её двигателе. 30-го была небольшая оттепель, но к Новому году мороз снова крепчал, и мужик вызывал искреннее сочувствие. Но, когда подошёл поближе, понял, что неполадка уже найдена, дефект бодро устраняется, а сам мужик, как сломанный граммофон весело поёт один и тот же куплет известной песни:

... дар-рагая мая сталица,
зал-латая мая Мас-КВА ...

Хорошие песни не умирают, живут в народе. Эту доводилось слышать даже во время деревенского застолья. Но мужик, благодаря своей букве "Г", - нечто среднее между "Г" и "Х"; благодаря зычности своего голоса и энергичной (по причине крепкого мороза) бодрости исполнения мог бы, я уверен, произвести определённый фурор и на эстраде. Ведь простой народ, согласитесь, ценит не только мастерство исполнения, но, прежде всего, чувство, с которым всё это исполняется. Короче, настроение приподнялось, а в голову хлынули мысли связанные с "малой" моею родиной.

Я смутно помню Москву 60-х, но это, пожалуй, самые тёплые и радужные воспоминания. Я отчётливо помню Москву 70-х, когда пошёл в школу, - воспоминания эти уже не столь радужные, что, отчасти, объясняется моими собственными возрастными изменениями. А вот вспоминать про неё в конце 80-х, начале 90-х просто не хочется, - город стремительно превращался в помойку. И даже сегодня, когда помойка обрела местами привлекательные архитектурные формы, содержимое этих самых форм, а также всё разбросанное снаружи мало изменилось. Впрочем, всё это лирика. Для того, чтобы связно объяснить, что же такое произошло с Москвой, воспользуюсь небольшой аналогией, подъёхав, образно выражаясь, издалека.

В 1992-м году три институтских товарища решили заняться сельскохозяйственным бизнесом. Один из них к тому времени работал преподавателем-ассистентом на кафедре общей физики в одном московском ВУЗе и получал зарплату в 40-45$, то есть зарплату размером в стипендию, на которую, при наличии семьи не то, что жить, существовать было непросто. У двух других дела обстояли не намного лучше, но была машина "Нива", был даже прицеп к машине, и друзья сняли (очень недорого) пустующий дом в Тверской (Калининской) области. Помимо дома была баня, был погреб и был даже амбар или хлев, - бревенчатое помещение с земляным полом и без окон, в котором хранилась когда-то скотина. Купив 2-3 электро-масляных камина, контактный терморегулятор от холодильника, а также соорудив стеллажи, друзья переоборудовали амбар под овощехранилище. Затем арендовали несколько гектаров земли у колхоза, арендовали на пару дней трактор, распахали землю, посадили картошку. Но, то ли оттого, что земля была уж слишком нечернозёмной, то ли аренда трактора на 7-10 дней в году оказалась настолько дорогой, что подкосила бизнес; словом дело это пошло чрезвычайно трудно. Выручил так называемый "яблочный спас". Друзья заметили, что в урожайный год, ближе к осени одинокие старушки, жившие ещё поодиночке или парами в не заколоченных домах, буквально вёдрами собирали падающие с деревьев яблоки и кормили ими своего порося, проживавшего, как правило, где-то в сарае и очень редко появлявшегося снаружи. Ну, а поскольку в Тверской, нечернозёмной, то есть области существовали сотни и тысячи деревень, в которых старушки эти составляли большинство, то с закупкой яблок проблем не было, - главное было самим собрать их, паданцы на хранение не годились. Словом бизнес худо-бедно пошёл, но вот в 1995-м году с одним из компаньонов случилось непредвиденное.

В местной школе, в посёлке городского типа помер старенький учитель физики и математики. Помер, можно сказать, на рабочем месте, - в классе случился инфаркт, увезли в больницу, а когда привезли, то хоронили всем посёлком. Молодое пополнение заманить в эту глушь было непросто, и председатель колхоза обратился к одному из друзей с просьбой временно поработать в школе. Съездили с директором школы в райцентр, уладили необходимые формальности, выделили освободившееся жильё с городскими, почти, удобствами; короче, товарищ этот учительствует там и по сей день. И по сей день считает себя не столько учителем, сколько репетитором, натаскивающим детей не поступление в ВУЗ. И в этом он, к слову сказать, преуспел. Школа была построена ещё в 1952 году и за 43-44 года всего лишь 6 человек куда-то поступили, - их фотографии висят на стене в коридоре школы. За последние же 6 лет там появилось ещё 11 фотографий и это, надо думать, не предел.

Сейчас, перед весенним призывом товарищ собирается съездить вместе с директором школы, а также директорами двух соседних школ к начальнику военкомата и договориться о том, чтобы выпускники-призывники-новобранцы проходили службу во вполне определённой воинской части, на погранзаставе, о которой уже имеются хорошие отзывы. Зависеть всё будет, конечно же, не только от начальника военкомата, но если дельце это выгорит, то служить ребятам будет не хуже, я думаю, чем Максиму Перепелице в своё время служилось. По крайней мере, неуставных взаимоотношений они сами там не допустят.

А ещё ребята, выпускники школы уже отслужившие в армии, организовали у себя что-то вроде комсомольско-молодёжной полеводческой бригады или агрофирмы. Короче, сделали то, что оказалось не под силу трём товарищам: арендовали землю, распахали, засеяли картошкой, кабачками и проч. В настоящее время агрофирму эту можно назвать преуспевающей. Додумались даже грибы в лесу высаживать: взрыхляют землю вдоль корней, поливают водой богатой грибными спорами, и если место выбрано удачно и сверху, с листьев дерева будет стекать дождевая вода, то урожай гарантирован. Причём такой, который собирается косой и вёдрами! Грибы, благодаря губчатой структуре после размораживания практически не теряют вкусовых качеств, и бизнес этот можно назвать преуспевающим.

А вот с картошкой поначалу возникли проблемы, - традиционные, можно сказать, доставшиеся в наследство ещё от колхоза. В лесах, рядом с полем, жил колорадский жук. Когда зацвёл первый урожай, вся эта популяция переместилась на картофельное поле. В борьбу за урожай подключились школьники младших классов, - за каждый собранный в баночку килограмм жуков выплачивались неплохие деньги. Протянули даже провод электрический на поле и собирали жуков пылесосами типа "Шмель". Так вот, за 2 или 3 года проблема с жуком была полностью решена: ведь само поле выступало в роли некоего пылесоса, собиравшего жуков из окрестных лесов, - обратно они уже не возвращались и личинок не откладывали.

Кстати, хорошие, успевающие ученики занимаются в школе по вузовской системе, в два семестра. В мае и сентябре работают в агрофирме. Так вот, один десятиклассник умудрился за 5 месяцев заработать больше, чем оба его родителя в колхозе за год, - это к слову о производительности труда. А вернее, к слову о том, какое влияние оказывает водка на эту производительность. Согласитесь, можно представить колхозника, зарабатывающего 100$ в месяц, - половину приносящего домой, а другую половину пропивающего. Но вот представить себе колхозника зарабатывающего 1000$ в месяц, а точнее, пропивающего половину, - это уже трудно, - не родились ещё такие колхозники, которые могли бы так работать, а точнее, так пить.

- И к чему ты, ..., нам всё это рассказал, - спросите вы.
- А к тому, дорогие мои, что Москва, столица нашей с вами Родины, представляется мне сейчас, в данную минуту, как некий громадный такой пылесос, собирающий всё лучшее, с позволения сказать, не только со всей России, но и из ближнего, пока ещё, зарубежья. И если добросовестно подсчитать, сколько приходится авантюристов, проходимцев и просто мерзавцев на 100 тысяч этого лучшего, то процент окажется в несколько раз больше, чем в регионах, из которых этот мусор высасывается. Сразу оговорюсь: 100 тысяч, это не всё только мусор, - много умных, деловых, предприимчивых людей. Но, остаток-осадок, повторяю, на порядок, наверное, больший, чем в той же Тверской области. И не потому ли с таким упорством строятся вокруг Москвы дачи, чтобы хотя бы 1-2 месяца в году можно было отдохнуть от её прелестей. Не потому ли так настойчиво и терпеливо развивается из года в год инфраструктура этих дачных кооперативов: обустраиваются дороги, прокладывается газ, налаживается местная, вневедомственная охрана, организуются свои автобусные рейсы из города (кстати, не порожние и в обратном направлении, и весьма экономичные в сравнении с личным автотранспортом) - так вот, не потому ли всё это, что часть людей скоро побежит из города? Нет, побежать, конечно, можно и на Запад, можно, наверное, и на Восток; но вот не побегут ли, часом, и за 101-й километр? - вот, что в данную минуту меня особенно беспокоит.

Ну, а чтобы не заканчивать на этой печальной ноте, расскажу вот о чём: товарищ-учитель поделился недавно идеей создания в Тверской области своего российского Гарварда-Оксфорда или Сорбонны. Местность заброшенная, безлюдная, достаточно лишь дорогу проложить длиною 20-25 км. от магистрали, связывающей Москву и Петербург. Шлагбаум и КПП, разумеется, в самом начале этой дороги, а в конце - хорошую охрану, - это сегодня, как фундамент у дома, без неё никак. Начать можно будет с частного колледжа или лицея, где помимо общеобразовательной программы существует возможность углублённого изучения физики, химии, математики и проч. Английский и другие иностранные языки изучаются также и после школы, в общежитии, где дети попадают в соответствующую языковую среду, то есть общение с воспитателем (после занятий в школе) проходит исключительно на английском или французском, или немецком языке. Именно такое изучение по трудности и эффективности сопоставимо с изучением родного русского языка. Ну и, конечно же, 25-30% мест должно быть зарезервировано для детей-сирот, потерявших кормильца в армии, милиции и проч., при исполнении служебного долга, - это непременное условие, без этого лицей превратится в привилегированный гадюшник, у нас ведь на дворе отнюдь не 19-й век.

Вот, ну а со временем, может статься, рядом с лицеем вырастет университет и академгородок, - и то, и другое будет, я уверен, отличаться и от Дубны, и от МГУ. По крайней мере, всё задуманное и не реализованное там, будет возможность воплотить в жизнь. Хотя бы потому, что не будет всё это напоминать проходной двор.


Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
251620  2003-01-01 17:16:57
ВМ
- Уважаемый Архивариус!

Я позволил себе опубликовать Ваши размышления отдельно. Возражения принимаются. С наступившим Новым Годом!

251622  2003-01-01 20:58:45
Архивариус
- С Новым Годом, Владимир Михайлович!
Возражений нет, поскольку их вообще не может быть никогда.
В прошлом году, если помните, нелестно отзывался о журналистах. Новый год решил начать более конструктивно - восполнить, так сказать, небольшой пробел в их репортажах из регионов.

С Новым Годом всех Присутствующих!
Уверен, что в наступившем году ряды наши будут расти не только количественно. Уверен, что именно в этом году, а не в следующем, наступит переломный момент в жизни "Русского Переплёта".
У-р-р-р-а, товарищи!

251625  2003-01-02 00:50:52
Yuli
- Мне понравился текст уважаемого Архивариуса и его достойные всяческого поощрения попытки проникнуть в суть вещей. Прекрасно, что Новый Год в Перепелете начинается столь удачно.
Его идея о создании "Русского Итона" заслуживает более подробного обсуждения, особенно в свете того, что попытка американизации Англии, предпринимаемая недалеким Блэйром, ставит сегодня под сомнение многие традиционные английские институты.
Я считаю, что привилегированные школы английского типа являются совершенно необходимым инструментом как для сохранения национального достоинства, так и для практических приложений. Культурная деградация Америки во многом объясняется именно акцентом на уравниловку в школах, даже в частных, не говоря уже о том, что и само качество обучения в этих школах чрезвычайно низкое.
Недавно английские дорогие частные школы пережили шок, связанный с нашествием туда детей новых русских. Как оказалось, умственный уровень этих детей преимущественно низок, что привело к резкому снижению среднего интеллектуального уровня в классах и даже к бегству из этих школ тех детей, родители которых были достаточно умны, чтобы понять всю опасность такой ситуации. Новые русские, к сожалению, в большинстве своем не заработали, а украли деньги, а умные люди, как известно, никогда ворами не бывают. Дурак сначала хватает, потом думает, и тому, кто сначала думает, в такой обстановке всегда нехватает.
Нетрудно догадаться, что ждет "Русский Итон", в случае, если таковой возникнет.
Проницательный читатель уже понял, что английский опыт неприменим для слепого копирования в русских условиях, непроницаельного я прошу поверить мне на слово, дабы не углубляться в детали.
Если среди уважаемых господ из ФСБ, пытающихся контролировать сегодня политический процесс в России, найдется некто с незаурядными умственными возможностями, то он догадается устроить специальные школы для одаренных детей, единственным пропуском в которые будут способности родителей и, возможно, самих учеников (последнее не столь уж обязательно, вопреки обывательскому мнению, среди детей способных людей дураков весьма немного), а никоим образом не деньги. Поживем - увидим.
Это не значит, что не надо спецшкол для богатых. Пусть будут, но нет сомнений в том, какие именно школы будут считаться престижными.

251628  2003-01-02 11:56:35
Архивариус
- Сомнений в том, какие именно школы будут считаться наиболее престижными действительно нет, - те, которые смогут позволить себе наиболее жёсткий конкурсный отбор как способных учеников, так и талантливых учителей. Разумеется, возможно такое только с привлечением-использованием независимых Госбюджетных средств, - всё так, но согласитесь однако, что разговор при этом неизбежно переходит в банальную плоскость, а рассуждения о специальных школах для одарённых детей вольно или невольно начинают напоминать рассуждения одной, извините, тренерши сборной СССР по художественной гимнастике, - ей хорошо было рассуждать при том Госбюджете.

Что же касается "Русского Итона" применительно к высшей школе, то опыт Физтеха подсказывает, что подобные учебные заведения должны находиться как можно дальше, и не только от Москвы, но вообще от любых мало-мальски крупных населённых пунктов. И частный колледж в Тверской области, это как завоёванный плацдарм для строительства нового, государственного Физтеха. Кроме того, если помимо 80% мест для бесплатного обучения и по общему конкурсу, ещё 20% будут платными и с более низкой конкурсной планкой, то в целом уровень мало пострадает, а вот денег в бюджете учебного заведения удвоится в сравнении с чисто Госбюджетным финансированием.

И ещё одна незначительная частность: если в студенческом общежитии помимо 2-х и 3-х местных номеров с чисто символической оплатой, появятся более дорогие одноместные, по типу малогабаритной квартиры гостиничного типа, привлекательность подобного рода учебных заведений ещё более возрастёт. У людей должна быть возможность выбора и "мелочей" в этом смысле не существует. Я хочу сказать, Yuli, любой чисто Госбюджетный подход к реализации той или иной идеи, он чиновничьи-топорный и равнодушный к мелочам и деталям, - и именно они могут погубить любое дело.

251630  2003-01-02 12:36:52
Yuli
- Вопрос о том, сколько процентов дегтя не портят бочку меда, уважаемый Архивариус, решается, как Вы правильно заметили, чаще всего чисто практическим путем. Мне кажется, однако, что начинать эксперимент следовало бы вообще без дегтя, обеспечив, таким образом, его чистоту. Как оградить эксперимент от дураковатых чиновников среднего звена? Единственный надежный способ - создать попечительский совета из заслуженных людей. Ясно, что без должного контроля чиновники и воры живо населят элитную школу своими низколобыми отпрысками.
Вопрос о том, средним или высшим заведением должен являться "Русский Итон" - открыт. Естественно, было бы неплохо иметь и то, и другое.
Следует ли культивировать в первую очередь естественно-научные дисциплины? Здесь следует задуматься. С одной стороны, в России сегодня нет "гуманитариев", за исключением, быть может, небольшого числа очень узких специалистов. С другой стороны, человек, не очень информированный в области естественных наук, особой ценности сегодня не представляет, за исключением, опять-таки, узкой области изящных искусств и некоторых ремесел. Может быть, с понятием "чистый гуманитарий" пора расставаться. Если задуматься, необходимость иметь армию так называемых "юристов" вызывается исключительно несовершенством законов. Эта армия, в свою очередь, всячески препятствует тому, чтобы законы были четкими и понятными, так как это снизило бы ее доходы. Процесс этот, таким образом, имеет положительную обратную связь, что приводит к полному хаосу в законодательстве, как это наблюдается, например, в Америке. Волдырь "Энрона" вырос не на пустом месте.
Вопрос финансирования элитных школ, на мой взгляд, может быть решен уже сегодня. Бюджет должен быть достаточным, но следует организовать и сбор добровольных взносов от обеспеченных людей, никак не связывая эти взносы с поступлением их детей в престижное заведение. Только так можно сделать заведение действительно элитным. Думаю, многие русские давали бы деньги этим школам - трудно вообразить себе лучший способ поддержки отечества.
Следует понимать, что в отличие от других государств, в России сегодня доходы почти никак не связаны с умственными способностями, старая меритократия была разбавлена до уровня помоев коммунистами, а новой еще не образовалось.

251632  2003-01-02 13:11:00
РТФ
- С Новым Годом господа!

Меня заинтересовал вопрос поднятый увжаемым Архивариусом, но есть некоторые уточнения-

1) Вопрос настолько важен, что амикошонство в виде "ников" не допустимо, поэтому, хотя я и понимаю, игровой момент, стеснительность автора идеи и прочее, но желательно было бы привести хотя бы свои инициалы. Ведь не опыты над кроликами планируются?

2) Считаю, что идея "спецшкол" себя изжила, насильный отрыв детей от родителей вреден и ничем не оправдывается в дальнейшем. Необходима аккуратная работа по поддержанию тех школ, где есть люди желающие и умеющие работать и, здесь абсолютно прав г-н Андреев, создание попечительских советов.

3) Реальность такова, что госфинансирование школ с углубленным изучением предметов сокращается, сам тому свидетель, и "экономия", например, для выборных мероприятий, идет в первую очередь за счет именно таких незащищенных статей расхода, сколько бы не говорилось с высоких трибун о "халве".

Может быть я и не прав, но у меня складывется впечателение, что не смотря на все стенания наших чиновников ими движет инстинктивное желание утрамбовать всех ниже своего уровня и с этим пока ничего нельзя поделать, т.е. точку минимума мы еще не прошли. Пишу это не просто так, а опираюсь на опыт работы свой и своих коллег.

251639  2003-01-02 13:55:57
Кошка Катя
- Я была очень рада прочитать это сообщение. Желаю всяческого успеха. Вообще говоря, я считаю, что образование должно быть бесплатным - его должно достойно финансировать государство, это выгодно стране. Однако заставить государство следовать моему личному мнению я не могу, и те конкретные учителя, о которых рассказывает уважаемый Архивариус, тоже не могут. А вот организовать такой колледж - могут. Плохо, если бы все наше образование было платным. Но очень даже хорошо, если будут разные формы обучения, в том числе и такие частные школы. И даже не так важно, кто там именно будет учиться: личность педагога может колоссально повлиять на детей при любом контингенте учеников, и главное - чтобы люди, которые умеют и любят учить, которые любят детей, могли бы проявить свой талант. Помимо необходимого финансирования, платное обучение в таком колледже имеет другой положительный аспект. К сожалению, по опыту моих знакомых учителей, дети новых русских в своей массе - отнюдь не самые способные, и, что еще хуже, у большинства из них совершенно отсутствует представление о нормальной жизни, отношения со сверстниками искажены не только зазнайством нуворишей, но и традицией отношений в семье. Однако эти дети вырастут и, как и все другие нынешние дети, через пятнадцать лет будут определять жизнь страны. Тем более, если их имущественное положение будет лучше, у них будет больше возможностей. Так этих детей тоже кто-то должен учить, кто-то должен показать им, если им не повезло увидеть это в семье, что есть и другая жизнь, что не все сосредоточено в деньгах, что есть какие-то настоящие вещи. У нас должны быть просвещенные, развитые нравственно и умственно богатые люди. А эти дети не всегда, но очень часто обделены в детстве тем же, чем обделены дети из "неблагополучных" неимущих семей - любовью, примером нормальных человеческих отношений, каким-то светом в жизни. В этом смысле идея интерната, возможно, как раз неплоха. Хотя для большинства детей интернат как раз, по-моему, очень тяжелая, рискованная и ненужная вещь.

Вообще самая главная задача, мне кажется - не отобрать только самых одаренных, а не пропустить, не потерять одаренных детей. Система олимпиад для определения способностей детей относительно неплоха, но нельзя доверять по-настоящему ее результатам, многие дети просто думают иначе - чтобы глубоко понять нечто, нужны иные способности, чем просто сообразительность. Способности родителей не имеют практически никакого значения - передо мной невообразимое количество примеров и весьма средних детей одаренных родителей, и талантливых ученых, которым с родителям не повезло вообще, а не только в смысле способностей. Так что главное - хорошо учить, систему отбора делать гибкой, и "вам зачтется, что гадать там, удалось - не удалось".

251678  2003-01-03 08:47:11
Архивариус
- Да, господа, чуть не забыл. Одно немаловажное дополнение, - вспомнил вот перед самым отъездом:
Ни одно, я повторяю, ни одно строение в "Русском Итоне", будь то коттедж для преподавателя, или квартира гостиничного типа для аспиранта или учебно-вспомогательного персонала, не говоря уже о студентах; так вот, ни одно домостроение, ни один клочок земли не может являться чьей либо частной собственностью, будь то хоть сам ректор заведения. Ну, то есть пустующую квартиру, оставшуюся в Москве или Петербурге сдавать будет можно (через соответствующую риэлтерскую контору); сдавать и получать дополнительный доход. Продавать нельзя. Почему это дополнение немаловажное, - поговорим, если будет такое желание, по возвращении.

Русский переплет

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100