TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение
[ ENGLISH ][AUTO][KOI-8R][WINDOWS][DOS][ISO-8859]

Русский переплет

Михаил Анохин

 

ТЕАТРАЛЬНАЯ ВЕРСИЯ САМОУБИЙСТВА НАДЕЖДЫ АЛЛИЛУЕВОЙ НА 15-Ю ГОДОВЩИНУ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Пьеса в двух действиях для пяти актеров и двух актрис

Действующие лица

    1. Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович, 53 года.
    2. Надя (Надежда Сергеевна Аллилуева), жена Сталина, 31 год (выглядит на 40 лет).
    3. Яша, сын Сталина от первого брака, 25 лет.
    4. Толстой Алексей Николаевич, писатель, 50 лет.
    5. Режиссер театра, около 40 лет; исполняет роль Ивана Грозного .
    6. Актер, молодой человек; исполняет роль Малюты, Схимника и Посла.
    7. Актриса, молодая женщина; исполняет роли царицы Марии, а также, возможно, Годунова .
    8. Няня Наташа, молодая женщина.
    9. Экономка, женщина средних лет.
    10. Охранник Саша.
    11. Второй Охранник .

12. Молотов Вячеслав Михайлович, член правительства, 42 года.

13. Енукидзе А. С., член правительства, 55 лет.

 

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

Вечер накануне 7-го ноября 1932 года. Большая комната (столовая) в квартире Сталина в Кремле. Шкафы с книгами и для посуды, несколько стульев и кресло у окна, обеденный стол, на нем графин с водой на подносе. Экран, перед которым расположен кинопроектор. Три двери: входная, в кабинет Сталина и в спальную его жены. До начала действия на экране возможна кинохроника 30-х годов.

Входит Сталин, в его руках папка. Подходит к двери в спальную, прислушивается, затем идет в свой кабинет, оставляя дверь полуоткрытой.

Голос Сталина из кабинета. Алло! Это Сталин говорит, из ЦК. Какие вы приняли решения? (Пауза.) А почему сразу не доложили?..

Сталин закрывает дверь плотней и его голоса уже не слышно. Бьют кремлевские куранты. Сталин выходит из кабинета, садится в кресло и курит трубку. Через некоторое время встает, приоткрывает входную дверь и прислушивается к разговорам в коридоре.

Голоса из-за двери: "Писатель приедет Алексей Николаевич Толстой. И актеры. На одной машине. Поможешь вынести декорации." "Декорации?" "Ну, костюмы. Царский костюм там большой." "Опять цари в моде." "Проверь, чего." "Там есть, кому." "Слушай старших... Голову сниму." "Так точно."

В полуоткрытую дверь тихо стучит и затем входит молодая женщина, Няня.Она и Сталин затем разговаривают в полголоса.

Няня . Иосиф Виссарионович, к вам можно?

Сталин. Заходи, Наташа.

Няня ( показывает на дверь в спальную). У нее пистолет нашла, немецкий.

Сталин. Пистолет? Где?

Няня. В шкафу на нижней полке в белье в углу справа.

Сталин ( после паузы). Пистолет заряжен?

Няня. Нет. Патрона в нем нет.

Сталин. А вообще патронов там у нее не видела? Хорошо смотрела?

Няня. Не видела. Все обыскала.

Сталин ( слегка обнимает Няню). Ну ты молодец. Тебе в НКВД работать.

Няня. По мне лучшего места я не желаю, чем у вас работать, Иосиф Виссарионович.

Сталин. Спасибо. (Пауза.) Патронов, значит, нет?

Няня. Не видела.

Сталин. Да. Событие... В театре, если в первом действии висит ружье, то в последнем стреляет.

Няня. Нижняя рубашка у нее на стуле, испачканная, но это краска, - я попробовала водой - смывается.

Сталин. Краска? Зачем это нужно?..

Няня. Может вас как-то обмануть, что у нее опять появилось.

Сталин. Ты за детьми смотри - это твоя работа. (Пауза .) Откуда пистолет у нее? Яшкин?

Няня. Не знаю. Они вместе заходили в ваш кабинет. Сначала Надька.

Сталин. Надежда Сергеевна...

Няня. Да. Она смотрела красную папку и какой-то список. С Яшкой шептались.

Сталин. Целовались?

Няня ( гримасничает и после паузы отвечает). Хотят вас за кого-то просить.

Сталин. Понятно. Спасибо, что ты меня предупредила. (Может снова слегка обнять Няню.)

Няня. Сейчас артисты должны приехать. Я пойду.

Сталин. Брат что ли ей привез? Нашел, что дарить.

Няня уходит. Сталин с трубкой ходит по комнате.

Голоса из-за двери (прибывшего Толстого и актеров). "Так, как сказать: Добрый вечер или... " "С 15-й годовщиной Великой октябрьской социалистической революции! - вот так не ошибешься." "Только ты говори короче." "Пишите коротко и неясно, - Наполеон рекомендовал." "Наполеона нам не надо. У нас Иван Грозный."

Сталин прикрывает входную дверь и вскоре она открывается. Входят Толстой, Режиссер, Актер, Актриса, а также сын Сталина Яша. Сталин поднимается навстречу гостям, а те здороваются: "Здравствуйте, товарищ Сталин" и "Здравствуйте, Иосиф Виссарионович". Сталин всем жмет руки.

Сталин. Хозяина представлять, наверное, не надо. Хотя на портретах я себя не всегда узнаю.

Толстой ( жмет всем руки, включая прибывших с ним актеров, и повторяет всем одинаково). Толстой, Толстой, Толстой...

Сталин ( представляет Яшу ) . Сын. Яша Джугашвили. Ну, да вы уже познакомились?

Толстой. Он нам даже обещал помочь.

Сталин (смотрит на часы). Часа достаточно? (Толстому.) Пора от Петра идти к Грозному. Кто-то сказал, что Петр Первый скроил российскую империю на свой рост, а этот кафтан - или шинель - после него носили карлики. Сказано художественно, но исток русской государственности все же в Иване Грозном.

Во время разговора Сталина с Толстым Актеры и Яша отодвигают мебель и киноэкран, освобождая место для представления. Актеры затем переодеваются.

Толстой. Согласен, Иосиф Виссарионович. Гораздо более интересная фигура.

Сталин. Исторически важнейшая. Более национальная.

Толстой. И Петр сознавал свое родство с ним по духу.

Сталин. А что, Лев Толстой не пытался брать эту тему?

Толстой . Лев Николаевич брался за Петра. Начал писать роман, и хорошо начал, но бросил.

Сталин. Лев Николаевич был немного космополит. А то бы интересно: три Толстых - три разных Грозных.

Толстой. Алексей Константинович - поэт - неплохо обрисовал Грозного. Мало деталей, мало исторического материала...

Сталин. И неверно подан.

Толстой. Совершенно верно, товарищ Сталин. Но - поэт...

Сталин. Мы смотрели "Царя Федора" в МХАТе с Москвиным. И нам понравилось. Слабый царь - несчастье для государства. По церковному суеверию, грешник кладет тень на три поколения, а святой благословляет семь колен. Поэтому что ли в политике благоглупости дольше расхлебываются? Царя Федора не канонизировали?

Толстой. Нет. Не "прославили".

Сталин. Странно. Николая нашего Второго, кажется, уже канонизируют.

Из спальной выходит Надя; подает руку гостям.

Сталин. Моя жена, Надежда Сергеевна. Говорю, мы смотрели "Царя Федора" и тебе понравилось.

Толстой ( пожимает руку Нади). Толстой.

Надя. Надеюсь, не Лев Толстой? А то я видела лозунги к празднику...

Сталин. Про великого вождя?

Надя. Говорят, два гения были у нас - Ленин и Лев Толстой.

Сталин. Еще говорят, что за каждым великим человеком ищите великую женщину. (Гримасничает.) Тебя не разбудили?

Надя. Сколько у тебя сил... Теперь еще театральные репетиции...

Сталин. А как делается общественное мнение? Причем оно исходно всегда отрицательно по отношению к власти. Со времен Ивана Грозного.

Надя. А при Иване Грозном была интеллигенция?

Толстой (с усмешкой ) . Интеллигенция? Евреев Грозный утопил в Москве реке. Но гомосексуалисты были; сам Грозный грешил с Басмановым. А вообще, слово "интеллигент" пустил в оборот писатель Боборыкин при Александре Третьем... Заговоры при Грозном, тем не менее, были точно; ереси разные... Но народ всегда держался царя. За тех, кто укрепляет власть, а не разрушает.

Сталин одобрительно кивает, продолжая курить.

Толстой. Но народ - ребенок, и жесток, как ребенок.

Сталин ( Наде). Да, как дети?

Надя. Дети? Спят. (Пауза.) Я тебе, что хотела сказать... (Смотрит на Яшу .)

Сталин. Попросить.

Надя. Как вы все понимаете, товарищ Сталин.

Сталин. Иначе бы им не был. А только твоим мужем. Неизвестно, что труднее. (Толстому и Актерам.) Извините. (Наде.) К твоему вопросу мы вернемся. (Толстому.) Ну, что у вас, Алексей Николаевич? Как пьеса будет называться?

Толстой. "Иван Грозный". Просто.

Режиссер (он в одеянии Ивана Грозного) склоняется к Яше, и тот выходит из комнаты. Актеры разыгрывают вариацию 3-й картины пьесы А.Н.Толстого "Орел и орлица": Иван Грозный стоит перед будущей царицей Марией (та сидит); в конце фрагмента появляется Малюта .

Иван. Попы-то римские отпущением грехов торгуют на площадях. Спорил я и с лютеранами - тощие духом. Любой заморский король или королишка всю ночь играет в зернь да ногами вертит и с немытой рожей идет к обедне. Быть Третьему Риму в Москве. Русская земля непомерна.

Мария. Царь, зачем говоришь мне тайные мысли? Разве я тебе друг?

Иван. Не может быть друзей у меня. Дел моих устрашатся друзья и отстанут в пути.

Мария. Что я тебе? Девка злая, глупая, укусить могу. А ты - щедр.

Иван. Верю в твою красоту, Мария. Не хочу обнять на свадебной постели бездушную плоть твою. Как жену любезную хочу. Царицей прекраснейшей в свете вижу тебя. Сходишь по лестнице и милостыню раздаешь из рук, и милостыня в глазах твоих, и милостыня на устах твоих. Исповедницей будь моим мыслям, они в ночной тишине знобят, и кажется, и руки и ноги становятся велики, и весь я уже вместил в себя и землю и небо. Оторвав лицо от груди твоей, привстану и скажу: дано мне свершить великие дела.

Мария. Дано. (Целует край царского кафтана .)

Иван. Сядь, как прежде, а я сяду у ног твоих. Край подола твоего дай поцелую.

Мария. Царь, будешь любить меня?

Иван. Запугаю ласками, - что делать-то. А то невзначай и задушу.

Мария. Прими наш обычай. (Прижимает руки к груди и, закрыв глаза, целует Ивана ).

Иван вскакивает, отходит. Входит Малюта .

Толстой. Это Малюта.

Сталин ( обращается к Наде с усмешкой). На кого из наших похож?

В кабинете Сталина раздается звонок. Актеры останавливают игру. Надя заходит в кабинет. Ее голос: "Вас слушают. Здравствуйте Вячеслав Михайлович. Сейчас узнаю." Возвращается, закрыв дверь кабинета.

Надя. Молотов.

Сталин. Скажи, что я сплю. Пусть позвонит через час.

Надя идет в кабинет, закрывает за собой дверь, возвращается.

Малюта. Прости за помеху, государь. Народ бежит к Кремлю, кричат: бояре-де собираются тебя извести. Как бы драки не вышло.

Иван. Я выйду к народу, покажусь. Вели принести фонари.

Малюта. Бояре стеной ломят.

Двигая мебель Актеры создают шум. Малюта обнажает саблю, Марья достает кинжал. Царь, смеясь, берет ее за руку.

Иван. Спрячь. Уйди, голубка, в спальню. Это дело мужичье.

Иван отводит Марию в сторону и Надя непроизвольно тоже делает движение к своей спальной, но останавливается.

Иван ( Малюте). Впусти.

Малюта ( распахивает входную дверь). Заходи все, кто супротив!

Врывается Яша. Присутствующие смеются.

Малюта ( Яше). Ты зельем царя отравить хотел?!

Яша ( растерянно). Я? Да вы что?

Сталин ( смеется, затем жестом останавливает сцену). Хорошо. И женская роль... (Наде.) Женщина - основа жизни. (Толстому.) А дальше как у вас развивается?

Толстой. Дальше царь разоблачает боярскую смуту. В конце сцены скоморохи для оживляжа. Песня: можно с русским колоритом "Как по морю, морю синему, плыла лебедь с лебедятами" или с восточным, с кавказским: "Чашу любви налей скорее, мальчик, / Смотри, ни капли не пролей на землю. / Ведь может вырасти из капли роза, / И будет роза та меня красивей..."

Сталин. Лучше русское. (Пауза.) Ну, а первый "Грозный" придворного поэта?

Толстой ( показывая на Актеров). Нам бы выйти, прикинуть, какую сцену, чтобы на ваш суд.

Сталин. "Мой суд" - просто мнение заинтересованного зрителя...

Толстой ( с улыбкой). Важно, чтобы зритель ощущал продолжение традиции. Не разрыв, а продолжение. Хотя интерпретации истории у нас другие.

Сталин ( кивком головы соглашается). Традиции надо развивать.

Актеры и Толстой уходят. Остаются Сталин, Надя и Яша.

Сталин ( Наде). Расстрельный список?

Надя. Догадался. Но я же твой помощник? (Смотрит на Яшу.) И он.

Сталин. Он помощник? (Пожимает плечами.) Ты имеешь в виду вопросительные знаки.

Яша. Вопросы означают, что вина не доказана?

Сталин. Ты б помолчал. Вам всем кажется все просто. А это целая цепь, сеть. Каждый человек связан с десятком других, а то и больше. Вы так просто говорите, а Ягода сидит и вычерчивает километры взаимосвязей.

Возвращаются Толстой и Актеры в костюмах Ивана Грозного , Годунова и Малюты (последних двух затем сменяет Схимник) и разыгрывается сцена из 4-го акта пьесы А.К.Толстого "Смерть Ивана Грозного".

Сталин ( Наде). Будет "Смерть Ивана Грозного".

Надя. Это к нам тоже имеет отношение?

Сталин. А та имела?

Иван. Нет! Столько разом бед / Упасть не может на одну главу! / Не верю! Нет! Подать сюда листы!

Годунов подает грамоты; Иван смотрит на них, роняет. Входит Малюта и шепчет на ухо Годунову.

Малюта ( Ивану). Великий царь! К тебе пришел тот схимник, / Которого ты привести велел.

Иван ( вздрогнув). Впустить его. Вы все ступайте прочь - / Я с ним хочу наедине остаться.

Годунов и Малюта уходят, например, за киноэкран.

Иван. Всевышний Боже! Просвети мой разум!

Иван молится на коленях, входит Схимник, Иван преклоняет перед ним голову.

Иван. Благослови меня, отец!

Схимник ( благословляет). Во имя / Отца и сына и святаго Духа!

Иван ( садясь). Я много слышал о тебе. / В глубокой келье / Свой слух и зренье суете мирской / Ты заградил. Таким мужам, как ты, / Господь дарит чудесное прозренье / И их устами истину гласит.

Схимник. Так, сын мой; есть в Минеях Четиих / Тому примеры; но до тех мужей / Мне далеко.

Иван. Давно ты схиму принял?

Схимник. В тот самый год, когда ты, государь, / Казань завоевал; а сколько лет / Тому прошло - не ведаю.

Иван. Тому / Уж тридцать лет. И с самой той поры / Ты заперся от мира?

Телефонный звонок в кабинете Сталина. Сталин знаком показывает, чтобы продолжали играть, а сам уходит в кабинет и закрывает дверь.

Толстой ( показывает Актерам, чтобы играли покороче). Давай... Кого там казнили? Горбатого какого-то Ряполовского, Федорова-конюшего...

Иван. Он мной убит за то, что захотел / Похитить у меня престол мой.

Схимник. Царь, / В твоих речах я истины не слышу!..

Сталин приоткрывает дверь своего кабинета.

Голос Сталина из кабинета. Ты правильно оцениваешь обстановку? Позвони мне часа через два.

Актеры останавливают игру. Сталин выходит из кабинета.

Сталин. "В твоих речах я истины не слышу..." (Актерам.) Продолжайте.

Схимник. В былое время, помню / Тебя любили; от тебя никто / Не уходил; из дальних стран стекались / Тебе служить. Но где ж князья: Щербатый? / Щенятев? Оболенский?

Иван. Мой отец, / Не называй их - их уж нет. / Все казнены .

Схимник. Как? Все до одного?

Иван. Все, отче, - все.

Схимник. Всех погубил ты?

Иван. Всех. (Молчание.) Не спрашивай, отец мой! - / Не спрашивай - но вразуми меня, / Как царство мне спасти?

Схимник. Когда б ты не был / И слаб, и хвор, я бы сказал тебе: / Встань, государь! И за святое дело / Сам поведи на брань свои полки!

Сталин (останавливает игру и повторяет с пафосом). "Сам поведи на брань свои полки!" (Пауза.) Схимника, мне кажется, можно сыграть еще более волевым - больше царя. Так как царь уже слабак, кается. "Царь, в твоих речах я истины не слышу!" То есть царь уже поддался боярским кривотолкам и разрушает державу. Мне кажется, что можно сыграть так, что царь неуверен в том, что говорит о казненных. Хотя заговоры действительно были. Это сейчас доказано. И народное мнение было прочно на стороне царя. Как и историческая необходимость. Если не трудно, повторите, где схимник говорит, что царь врагам был грозен.

Схимник. Великия ж с тех пор / Настали перемены! Ты в то время / Врагам был грозен. Ты стоял высоко, / Никто не смел подняться на тебя! / Мы ж знаменья не раз воспоминали, / Которым, при рождении твоем, / Свидетелями были: в самый час, / Как ты рождался, гром ударил в небе, / Весь день гремел при солнечном сияньи, / И было так по всей Руси; и много / Отшельников пришло из разных стран / Предвозвестить тебе твое величье / И колыбель твою благословить.

Иван. Так, мой отец. И милостив был долго / Ко мне Господь; но ныне от меня / Свою десницу отнял Он. Престол мой / Шатается; враги со всех сторон / Меня теснят!

Схимник. Пошли на встречу им / Твоих вождей. Довольно у тебя / Есть воевод. Они тебе привыкли / Языцей покорять!

Сталин. Хорошо! Там еще сцена, где бояре упрашивают царя остаться на троне. (Наде.) Мы смотрели с тобой?

Режиссер ( в костюме Грозного). Вы режиссер из режиссеров, товарищ Сталин.

Сталин. Я даю советы только как зритель. (Толстому.) Ну и следующий номер?

Толстой. Мы выйдем, еще раз прикинем, так как это будет импровизация. Там фехтовальная сцена и мы привлечем с вашего разрешения Якова Иосифовича.

По знаку Сталина уходят Актеры, Толстой и Яша .

Сталин ( Наде). Ну, как тебе понравилось?

Надя. У меня впечатление, что и это ты показал специально для меня.

Сталин. Это тебе так кажется потому, что влезла в красную папку. (Подозрительно смотрит на Надю.) Или что серьезней?

Надя. Ты же мне разрешал. Я же тебе всегда помогала.

Сталин. Ну и чего ты хочешь?

Надя. Я уже ничего не хочу. Я поняла твое настроение.

Сталин. Дело не в настроении. Это у женщин настроение.

Надя. Я говорю, что теперь ни на чем не настаиваю, так как это бесполезно. Но тебе везде мерещится... измена.

Сталин. Потому что действие вызывает противодействие, - такой закон тебе известен? Посмотри, какие у нас достижения. Таких темпов история не знала. Как Черчилль написал: "Грозный призрак русского гиганта. Русский большевизм, который 15 лет назад казался блистательной утопией, теперь - ужасное страшилище." По-моему, лучшее поздравление к юбилею. И ты думаешь, нам не должно быть противодействия снаружи и внутри? Какой это закон Ньютона ?

Надя. Третий.

Сталин. И наоборот, если бы катились вниз, развалились, как в 17-м году, - тогда, наоборот, начали бы возмущаться: "мы-де не хуже", "мы тоже можем". Вообще, интеллигенция всегда враждебна народу и власти, так как их боится. Как Ленин назвал: "это не мозг нации, а дерьмо нации". Он даже определеннее выразился.

Надя. Но он не любил только интеллигенцию, а ты...

Сталин. Не любил? Западных, которые, естественно, за нас, а не за собственную страну, он называл "полезными идиотами". Хоть Ленина-то ты считаешь великим человеком? Только что говорила...

Надя. Ленин меня восстановил в партии.

Сталин. По-моему, напрасно.

Надя. Если мерить твоими мерками. Потому тебе так близок Иван Грозный.

Входят Актеры в костюмах Ивана Грозного, царицы Марии и английского Посла (он в ренессансном костюме с бутафорской саблей); входят также Толстой и Яша, у которого в руке настоящая шашка.

Сталин. Подождите. Можно повторить, где царь говорит "Он изменил мне и казнен"? Моей жене очень понравилось.

Режиссер ( в костюме Грозного). Схимника нет.

Толстой. А я за схимника. (Со смехом задирает полы пиджака на голову.) За еретика.

Все смеются.

Иван. Он изменил мне - и казнен.

Схимник-Толстой ( с комическими ужимками). Горбатый? / Он верный был тебе слуга. А где / Князь - какой-то там по счету? / Что столько славных побед на фронте одержал?

Иван. Казнен.

Схимник-Толстой. А Федоров, конюший твой, который / В земле Тамбовской полонил царевича такого-то / И бунт крестьянский подавил?

Иван. Он мной убит за то, что захотел / Похитить у меня престол мой.

Схимник-Толстой. Царь, / В твоих речах я истины не слышу!

Сталин смеется и останавливает сцену. Толстой принимает обычный вид.

Сталин. Что значит классик. Его можно и туда и обратно. А вы, Алексей Николаевич, считаете себя писателем какого калибра? До Льва Толстого дотяните?

Толстой ( смеется). Вы хорошо сказали секретарю нашего Правления Союза Писателей: "Какие есть писатели - с теми и работайте; других у меня для вас нет."

Сталин ( смеется). Ну так, что за импровизация?

Толстой. Показ Ивану Грозному сцены шекспировского театра. Русский посол в Англии, между прочим, присутствовал на премьере "Сна в летнюю ночь" в театре "Глобус". Правда, это было попозже.

Сталин. Короче, что покажите?

Толстой. Здесь такой конфликт между царем и молодой царицей. Она же была чеченкой и сильно моложе.

Сталин. Что вы мне раньше показали - противоположный взгляд.

Толстой. Потому нам важно ваше мнение.

Сталин ( достает пачку папирос, набивает трубку табаком папирос и раскуривает трубку). Я уже говорил, что есть мое мнение.

Перед Сталиным раскланивается Актер-Посол в ренессансном костюме.

Актер-Посол ( говорит с акцентом). Имею честь и полномочия представлять ее величество королеву английскую Елизавету Первую.

Сталин ( смеется). А я кто тогда?

Толстой ( шутливо ) . Великий князь московский и царь всея...

Сталин хмурится и знаком приказывает Толстому замолчать.

Сталин ( Актеру-Послу, одобрительно улыбаясь). И акцент, как полагается... (Пауза; с улыбкой указывает Толстому на Режиссера-Ивана Грозного.) А он тогда кто?

Толстой ( подмигивает). Любовник царицы.

Мария смеется.

Толстой. Грозный его обвинил в притязании на царство, облачил в свое одеяние, усадил на свой трон, осмеял и казнил. (Протягивает руку к папиросам.) Можно?

Сталин. А если нельзя? (Шутливо к окружающим.) Курить нельзя? Можно? Проголосуем?

Режиссер-Иван Грозный и Актер-Посол закуривают папиросы, тогда как Толстой, посмеиваясь, набивает свою трубку табаком из папирос. Сталин не курит.

Толстой. Конфликтная трактовка отношений Грозного со второй женой более традиционна.

Сталин. Я знаю.

Надя отрицательно реагирует на диалог Сталина и Толстого, и последний делает знак Актрисе в костюме Марии-царицы, чтобы та отступила на второй план.

Толстой. Тогда у нас сцена, если позволите, с английским послом, который рассказывает о европейском театре. Мы тут подговорили Яшу. Будущий офицер фехтует лучше английского посла. Только у тебя, лейтенант, боевое оружие...

Актеры начинают представление.

Иван. Как же получается, что в Англии и свободней, и порядок?

Посол ( говорит с акцентом). Свобода, ваше величество, не приводит в беспорядку, когда политически активные нобилиты вовлечены в различные представления. Проводятся выборы между ними, агитация народа и прочее. Выбирают членов парламента, мэров, судей, президентов компаний...

Иван. И царя?

Посол. В каком-то роде - конкуренции, махинации, перевороты, в которые вовлечены правящие круги. Но не менее важно, что развивается театр - не только при дворцах и университетах, но для народа, чтобы тот тоже мог реализовать инстинкты. Поэтому говорят: "театр военных действий", "анатомический театр". Особенно увлекает зрителя состязание, когда старого правителя пытается свергнуть молодой и многообещающий. Особенно красиво в театре, когда вовлекается женщина, сочувствующая новому сопернику.

Иван . Вот как?

Посол. У нас поставлена трагедия, в которой герцог соперничает с приближенным короля.

Иван. По-нашему, с конюшим.

Посол. Пусть так. У них дуэль. Вот так...

Посол бросает перчатку, Яша ее поднимает и начинается фехтование.

Посол ( фехтуя). Уступая в благородном поединке герцог прибегает к запрещенному приему, и приближенный падает. Но этим он вызовет симпатию королевы...

Посол и Яша фехтуют уже по-настоящему.

Иван. Англичанин тщится, чтоб отменили пошлину в торговле.

Сталин. Уже тогда видели в России только поставщика сырья.

Посол ( фехтуя). Но, когда соперник фехтует бесчестно, то сраженный герцог вызывает симпатию.

Фехтуют все более энергично.

Сталин ( со смехом). Бей буржуазию! Вот петухи!

Надя ( в страхе). У Яши настоящая шашка! Он его зарубит!

Сталин ( смотрит на Надю и на Толстого). А на пистолетах?

Толстой. Пистолеты тогда появлялись. Но тяжелые и на один выстрел.

Сталин. Один патрон?

Надя ( в истерике). Он убьет его! Прекратите! Яша!

Сталин ( Наде со смехом). Ты за Англию?

Посол замахивается на Ивана, тот отклоняется.

Яша ( атакует Посла). На кого поднял?

Посол падает.

Надя ( едва не в обмороке сидит, поддерживаемая Сталиным). Убил его... Что вы сделали?

Сталин. Это же игра, театр.

Мария-царица и Иван Грозный пытаются поднять Посла.

Сталин. Что такое? Не по сценарию? Импровизация - не наш жанр. (Яше.) А с тобой одни проблемы...

Яша ( с дрожью). Я вижу, на царя замахнулся.

Сталин ( Яше). Меня с царем спутал? (Склоняется над Послом.) А где кровь?

Посол встает сам, смеется.

Сталин ( смеется). Ну "футболист"... Футболисты так симулируют, чтобы заработать пенальти. И ты это сыграл лучше всех. Молодец! Значит, не задело?

Актер-Посол. Не задели, товарищ Сталин.

Надя ( всхлипывает). Бесчеловечные игры...

Сталин ( Актеру-Послу). Молодец. Далеко пойдешь.

Толстой ( Сталину). А как царя сын ваш защищал!

Сталин. Ну да. Устав знает. (Актерам и Толстому.) Еще порепетируйте. Все-таки бы с женской ролью поинтересней. (Наде с усмешкой.) Поняла, почему женскую роль не показали?

Актеры частично переодеваются и ставят мебель на место, им помогает Яша.

Надя. Поняла, что ты меня проверяешь в каких-то ситуациях. Та вторая жена, кажется, тоже плохо кончила.

Сталин. Они разыгрывают дискуссионные куски и, если они проходят, потом к ним подстраивают остальное. Но если ты так реагируешь... "Тоже" плохо кончила...

Уходят Толстой с Актерами .

Надя ( с ревностью). Как на тебя эта актриса смотрела...

Сталин. А как должна смотреть женщина на Сталина?

Яша. Пойду возьму автограф.

Яша,а за ним и Надя, уходят. Сталин кладет трубку на подоконник, заходит в спальную, возвращается с пистолетом и испачканной женской рубашкой.

Сталин ( осматривает пистолет). "Вальтер". Не заряжен. (Пауза.) У кого есть патроны к такому? (Относит пистолет в спальную, возвращается и льет над подносом на рубашку воду из графина - красное пятно смывается.) Краска. Не кровь. Опять ложь. Даже Надя. (Достает из шкафа бутылку вина, пачкает им рубашку, относит рубашку в спальную, возвращается, ставит бутылку в шкаф и в раздумье ходит по комнате .)

Бьют куранты. Входит Надя .

Сталин. Как этот гинеколог? Говорят, толковый. Хотя профессор.

Надя. Одно шарлатанство.

Сталин. Да? А хвалили. У него авторитет.

Надя. Кроме авторитета, по-моему, ничего.

Сталин. Тебе надо отдохнуть. Сейчас в Сочи тихо. Мертвый сезон. Взяла б отпуск по учебе. Здесь такая нервотрепка. Если бы я был женщиной, у меня бы месячных, наверное, никогда бы не было.

Надя. Ты - женщиной?! (Уходит в спальную, оставляя дверь полуоткрытой .)

Сталин ( у двери в спальную). Завтра на демонстрацию не ходи. Отдохни.

Голос Нади. Если жена Сталина не пойдет, кто тогда...

Сталин закрывает дверь в спальную, садится в кресло и засыпает. Раздается выстрел (это сон). Сталин вскакивает, ощупывает себя. Куранты бьют два часа. Сталин открывает дверь в спальную жены, заходит туда, выходит, заглядывает в коридор и в свой кабинет, открывая и закрывая двери, после чего ходит по комнате. Снова подслушивает у двери в спальную, затем нажимает кнопку звонка. Входит Няня. Сталин с ней разговаривает в полголоса.

Няня. Что нужно, Иосиф Виссарионович?

Сталин. Ты ничего сейчас не слышала?

Няня пожимает плечами.

Сталин (про себя). Действительно, я параноик... казывает на поднос.) Вылей, Наташа. Хотим тебе сказать "спасибо", что меня предупредила, что они в ту папку лазили. Хотя Надя - мой помощник, так что нормально.

Няня. Они спорили, шептались.

Сталин ( после паузы). Ты больше детьми занимайся, это твоя работа.

Няня. Яшка просил Надьку...

Сталин. Надежду Сергеевну.

Няня. Ну да. Ее просил, чтобы она за кого-то попросила.

Сталин. Ну да, понятно. А она не разговаривала с Молотовым или с Енукидзе?... Папка, говоришь? А попка? (Подмигивает Няне, та смеется и указывает на спальную .)

Няня. Сколько вы работаете, Иосиф Виссарионович. Когда вы только спите?

Сталин ( смеется). Сплю? Что имеешь в виду?

Няня смеется и уходит с подносом. Сталин ходит по комнате.

 

Занавес

 

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

Праздничная музыка и звуки демонстрации на 7-е ноября. Звучат лозунги: "Да здравствует 15-я годовщина Октября!" "Да здравствует ВКП большевиков и ее ЦК во главе с верным учеником Ленина товарищем Сталиным!" "Сталину ура!" "Да здравствует верный ученик Ленина большевик из большевиков стальной Сталин!" "Да здравствует мировой Октябрь!" "Да здравствует Коммунистический интернационал!" "Вспомните, рабочие. Была Россия царей, жандарм Европы, тюрьма народов, была зверская эксплуатация рабочего класса, была безработица, бесправие, богатые и бедные, а теперь мы живем в свободной стране, на которую равняются все прогрессивные люди планеты!" "Огни Днепрогэса возвестили всему миру о завершении пятилетки в четыре года, о закреплении социализма в СССР, о переходе великой советской страны ко второй пятилетке - построения бесклассового социалистического общества!" "Колхозное крестьянство обновило жизнь деревни; даешь больше техники на колхозные поля!" "Превратим отсталую российскую деревню в передовую социалистическую!" "Германская буржуазия введением фашистской диктатуры, открытым террором и насилием хочет физически уничтожить цвет пролетариата - германскую компартию. Мы с вами, дорогие немецкие товарищи! Да здравствует солидарность всех народов мира!" Праздничный фейерверк. Соответствующая кинохроника на экране.

 

Ночь с 8 на 9 ноября 1932 года. Та же комната.

Входит Надя. Она вернулась с банкета, на котором была вместе с мужем; с ней там произошла истерика. Уходит в спальную. Кремлевские куранты бьют двенадцать часов. Через некоторое время входит Яша и стучится в дверь спальной.

Яша. Надежда Сергеевна, вы не спите?

Надя, одетая в халат, выходит из спальной.

Надя. Ты не уехал? А что не спишь? У меня была истерика. (Смеется.) Говорят, это хорошо разряжает; особенно, если с дугой, с судорогой... После театра, на банкете, все эти здравицы подхалимские... Я налила себе вина... А он бросил в меня апельсиновой коркой и при всех крикнул: "Эй ты! Пей..." И я сорвалась.

Яша. Но вам вина нельзя.

Надя. Я понимаю, что не права. Но он столько работает, и я тоже не сплю. Его напряжение перекладывается на меня тоже. Может быть для того живу. Потому что иначе все на него. А одному человеку это не выдержать. Хоть действительно будь стальным.

Яша. Вы говорили про те вопросительные знаки?

Надя ( неохотно). Да. Убедил меня, что, где вина не доказана, все равно...

Яша. Так сказал?

Надя ( неохотно). Я сказала. (Пауза.) А он ответил, что хорошо, что Дзержинский не брал в ЧК женщин... Он еще отреагировал, что я ушла с женой Молотова. Ему везде мерещатся заговоры.

Яша. Вы не смогли - значит, я скажу.

Надя. Не в этом дело...

Яша. Не в этом? А в чем? Если мы не будем, то кто?

Надя. Ты не понимаешь его масштаб и свой?

Яша. Я все понимаю.

Надя. Он тебя подвел однажды к самоубийству?.. До сих пор смеется, что ты "не попал"... (Пауза.) Но со мной - моя вина... Хотя у выдающихся людей благополучные браки редко бывают.

Яша. У невыдающихся тоже.

Надя. Даже у Ленина и Маркса, самых святых, у обоих, говорят, были побочные дети. У нас хоть этого, кажется, нет.

Яша. Вы ревнивая.

Надя. Я обыкновенная. И поэтому хочу его тоже видеть обыкновенным. От этого у нас... Теперь, боюсь, окончательное.

Яша. Что значит "окончательное"?

Надя. Отец идет.

Яша уходит. Надя уходит в спальную. Входит Сталин. Подходит к двери в спальную, прислушивается. Садится в кресло, курит трубку. Нажимает на кнопку звонка. Входит Охранник Саша.

Охранник. Вызывали, Иосиф Виссарионович?

Сталин. Да, Саша. Включи фильм, только звук тише - Надя спит.

Охранник. Сейчас разберемся, Иосиф Виссарионович. (Возится с кинопроектором .)

Сталин ( подходит к киноаппарату). Ты меня научи тоже. Чтобы мне тебя не беспокоить.

Охранник. Что вы, товарищ Сталин? Я или еще кто - всегда на месте.

Сталин. Значит, этот конец пропускается так... А-а. Тут схема. Хорошо делают американцы.

На экране фашистская кинохроника: марш или митинг с выступлением Гитлера.

Сталин. Посмотри, Саша, если хочешь.

Охранник. Спасибо, Иосиф Виссарионович. Артистам надо кое-что приготовить.

Сталин. Артистам? А они разве еще здесь?

Охранник. Писатель Толстой только сразу уехал, а трое остались. Они сказали, что вы сказали репетировать, и вы еще посмотрите... Главный их с актером и актеркой.

Сталин. Черт возьми! Надо отпустить.

Охранник. Они спят. Я их пристроил. Ждали, что вы их позовете.

Сталин ( смотрит фильм ). Как бы с ними воевать не пришлось...

Охранник уходит. Сталин приоткрывает входную дверь.

Голоса из-за двери: "Еды мало." "В холодильнике." "Вино. Закуски не хватит." "Их пятеро: гостей трое, хозяин, Яша сегодня тоже..." "А жена?" "Она не пьет. Ей нельзя." "Тебе зато можно. Все проверено?" "Проверено, мин нет."

Сталин останавливает немецкий фильм и включает фильм о демонстрации 7-го ноября: несут плакаты, славящие Сталина, и его портреты. Тихо включает звук с здравицами в свой адрес. Незаметно для Сталина из спальной выходит Надя и наблюдает.

Голоса из-за двери. "Добрый вечер, Яков Иосифович." Голос Яши: "Добрый вечер или с добрым утром?" Голос Охранника Саши: "Отец смотрит фильм про фашистов. Сказал, будем с ними воевать. Зайдите посмотрите. Меня приглашал посмотреть." Голос Яши: "Зайду. Интересно."

Сталин торопливо меняет фильм о демонстрации на фашистский и замечает Надю.

Сталин. Вот видишь: тебя стесняюсь.

Надя. Я сама себя стесняюсь.

Сталин ( смеется). Если женщина виновата - извинитесь перед ней.

Надя ( извиняющимся тоном). Ты из-за меня...

Сталин ( перебивает). А ты из-за меня тем более. Я тоже виноват. Забудем. Я забыл. (Выключает фильм .)

Надя. Ты ничего не забываешь.

Сталин. Я же сказал, что готов извиниться.

Надя. Когда это должна сделать я.

Сталин. За что? ( Пауза.) А впрочем... Может быть за то, что ты от меня что-то скрываешь?

Надя. Скрываю?

Сталин заходит в спальную и выходит оттуда с рубашкой, испачканной красным.

Сталин. Почему же ты не радуешься? Остаешься полноценной цветущей женщиной с нерастраченными силами. Для любви.

Надя ( после паузы). Я то же сначала подумала. А это хитрости профессора гинекологии. Для моего успокоения. Кому-то может быть помогает.

Сталин ( льет на пятно воду из графина). Кровь!

Надя. Кровь? (Пауза.) Не моя... еще.

Телефонный звонок в кабинете.

Сталин (направляется к кабинету, на ходу продолжая спор). Чья кровь?.. А может быть вино? (Заходит в кабинет, оставляя дверь туда полуоткрытой.)

Надя реагирует на слово "вино".

Голос Сталина из кабинета. Генрих?.. Так срочно?.. Ну, утром передам. (Пауза.) Согласен. (Пауза.) Согласен.

Надя. Генрих. Ягода. Вокруг него все крутится.

Сталин возвращается из кабинета с листом бумаги в руках.

Сталин. Ну, хочешь, я порву этот список, который вас с Молотовым напугал?

Надя . Что значит, "я хочу"? ( Пауза. ) С Молотовым? ..

Сталин ( рвет лист, бросает на пол). К празднику амнистия полагается. А Яша, как считает?

Надя. Сам у него спроси.

Сталин. А ты "не знаешь"...

Надя. Ты все время на что-то намекаешь. Ты параноик.

Сталин. Если я параноик, то ты кто?

Надя. Ты мне уже сказал, что я шизофреничка. Но твои намеки насчет Яши меня оскорбляют гораздо сильнее. Ты достиг таких высот и унижаешь себя до подозрений в отношении самых близких тебе людей.

Сталин ( поднимает разорванный лист, смотрит на Надю). Но по этому вопросу Молотов и Енукидзе такого же мнения, кажется... (Относит разорванный лист в кабинет и возвращается.)

Надя. Вчера ты доказывал, что Грозный не был Грозным. Себе доказывал.

Сталин. А ты в этом сомневаешься?

Надя. Я уже не смею сомневаться. (Пауза.) Я стала ходить в церковь. Тебе, конечно, доложили...

Сталин ( снова включает фашистскую хронику без звука). Вот поважней... Запад гадит, изолирует нас, поддерживает эмигрантов снаружи и внутри, а теперь еще эти. Между прочим, у них пропагандой занимается такой доктор Геббельс, заявлял себя учеником Ленина, негодяй. Вообще, мы везде присутствуем. Розенберг, который написал Гитлеру "Моя борьба", главный идеолог, - учился в Москве. (Смеется.) Так что теоретически можно было бы с ними договориться. Если б они не были дураками. (Жест на экран, где выступает Гитлер.) Победил позавчера на выборах. Сегодня мне дали результат... Черчилль написал: "будущее бурно, черно и сурово, как зимний ветер". Или "вечер" - подали перевод, там неразборчиво. Хорошо пишет лорд! (На Гитлера.) Как чешет! Оратор! Я хожу в театры и вот даже с ними репетировал, а так не могу. А говорят "гениальный".

Надя. Ты - режиссер, постановщик. (Пауза.) Я понимаю, что трудное время требует жертв.

Сталин. Трудное время - интересное время, замечательное...

Надя. И вот я - одна из них. (Плачет .)

Сталин ( склоняется над Надей и обнимает ее). Но это наше время. "Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые."

Надя ( плачет). Знаю. Тютчев.

Сталин ( целует Надю). Успокойся. И, конечно, тебе нельзя пить...

Надя ( подавленно). "Нельзя пить"?! Теперь это?! Я для тебя проститутка, шизофреничка, плохая мать и...

Сталин ( перебивает). Когда я такое говорил?! Ты оскорбляешь... - мою жену! Понимаешь?!

Надя. Но это твои подозрения.

Сталин. Я прошу у тебя прощения. Извини. Но это издержки моей работы, моей профессии. Ты не будешь обвинять врача, который в каждом видит больного.

Надя. Ты хирург...

Сталин. Ветеринар... Назови, кем хочешь.

Надя. Пачкающий... (Держит испачканную рубашку .)

Сталин. Что? (Пауза.) Пачкающий кровью... Но она же в нас течет. (Показывает на экран.) Вон кипит! Потому что борьба. Как везде. Кровь, в которой рождается новое.

Надя (плачет и кивает головой). Да .

Сталин. "Когда общество беременно новым", Маркс сказал.

Надя ( обнимает Сталина). Я верю тебе. И в тебя. И я никогда тебя не обманывала.

Сталин. И я благодарен тебе, что ты такая. Без тебя не знаю, каким бы стал. (Насмешливо.) Никогда не обманывала? (Пауза.) Спиши мой вопрос на издержки профессии. Я же работаю, даже когда сплю... Если бы ты видела мои сны...

Надя. Я все понимаю. Прости. (Обнимается со Сталиным.) Все же ты меня еще немножко любишь. За что?

Сталин. А кого мне еще любить? Какой я "гениальный вождь"? Остальные потонули, а меня пока несет. Кого мне любить, кроме тебя?

Надя. Но я тебе только добавляю головной боли. Прости меня. Говорю не то, делаю не то... У меня ощущение безысходности.

Сталин. Это и есть свихнуться.

Надя ( угнетенно). Я ищу хоть какого-то выбора для себя...

Сталин. Какой "выбор"? Теперь уже я не понимаю.

Сталин уходит с испачканной рубашкой в спальную и возвращается с пистолетом.

Сталин. Что значит редко заходить в спальную жены. Яшкин?

Надя (делает отрицательный жест). Где ты только его нашел?

Сталин. Брат подарил? Нашел, что дарить. (Осматривает пистолет.) Конечно, не Яшкин. Тот мимо стреляет... Эта борьба проходит через всех нас. (Смотрит на Надю.) И выбор, конечно, лучше... чем раньше, тем лучше. (Наставляет пистолет на себя, затем на Надю; улыбается .)

Надя ( угнетенно). Тебе и это просто.

Сталин. Мне? (Качает головой .)

Надя. Ну, да. Незаряжен.

Сталин ( опускает пистолет). Надо зарядить?

Сталин уходит с пистолетом в кабинет; возвращается . Входит Яша. Сталин прячет пистолет Наде в карман халата. Та вытирает слезы.

Яша. Актеры двое суток ждут!

Сталин. Ну что ж? Актеры? Не зря их когда-то хоронили только за церковной оградой. Не забыть звание дать придурку, что ее испугал (посмотрел на Надю). А Толстой, конечно, ждать не стал.

Яша. Один уехал. Сказал "на демонстрацию". Обещал утром позвонить, - сказал, что ты ему разрешил.

Сталин . Молодец. (С усмешкой.) Один в стране не подписывается на займы. (Уходит .)

Яша ( Наде). Вы плакали? Вы объяснились?

Надя. Про банкет - будто ничего не было. Можно это выключить? (Показывает на экран.) Хотя лучше бы он меня... ударил...

Яша ( выключает фильм). Ударил?

Надя. Я этого заслужила. Я понимаю. Я тебе сейчас скажу, Яша... Ты знаешь, я тебе доверяю. Никому не говори. Здесь везде шпионы... Мама меня предупреждала, чтобы я не выходила за него. Потому что она с ним гуляла и может быть даже я его дочь. Мама сама не знает. Потом он меня спас в детстве, иначе бы я утонула. Он мне муж и отец, спаситель и погубитель.

Яша. Успокойтесь.

Надя. И для всей страны. Сегодня - или вчера, у меня все спуталось, - я сказала, чтобы он всех расстрелял. Я подумала, что иначе они сами скоро будут выдавать друг друга и они все пролили столько крови, и так хоть как-то очистятся.

Яша. Попадут в рай?

Надя. Не смейся. Ты сам тоже когда-нибудь обратишься к Богу. И может быть даже он. Сейчас у нас язычество: эти самолеты, домны, коллективизация, которые требуют жертв.

Яша. Но все развитые страны идут по пути индустриализации.

Надя. И куда они идут? К войне?.. Дурацкие мужские игры, как твое фехтование... И много надо жертвоприношений, чтобы это поняли.

Яша. Мы обычные люди, и на таком уровне не нам судить или осуждать.

Надя. Я схожу с ума... Хоть ты меня любишь?

Яша. И он вас любит.

Надя. Не знаю. Дети не любят. Я им такая не нужна. Мы все прокляты. Мои дети тоже. (Пауза.) Люди доносят ради выгод, чтобы завладеть квартирой, отомстить или избавиться от жены или от мужа. А он смеется, что тогда я должна на него донести. И что так страна будет очищаться от склочников и негодяев. Раньше дуэли были, а сейчас таких пошлют в трудовые лагеря с пользой. (Пауза.) Его окружение - одни подхалимы. Других отодвинул, и что будет с ними...(Пауза.) Я хожу в церковь и теперь думаю, что за все он должен расплачиваться ценой самых близких...

Яша ( возмущенно). Вы ему желаете зла?

Надя ( после паузы). А он еще смотрит эту ужасную немецкую хронику, и сказал, что только так можно объединить народ: "Айн фольк, айн рейх, айн фюрер."

Яша. "Один народ, один рейх, один вождь."

Надя. И у нас один. В этой борьбе, наверное, это единственный путь, - когда он один, а все против него... кто начинал революцию. Или это ему кажется. Я назвала его параноиком...

Яша. Народ и партийная масса - за него.

Надя. Поэтому все, в ком увидят критика, будут уничтожены. В нем два человека: обыкновенный Джугашвили, которого я люблю, и жестокий стальной Сталин, которого я боюсь и ненавижу.

Яша. Ненавидите? ( Пауза.) Наш долг, всех родных, говорить ему то, что мы видим и знаем, но объективно без эмоций. Я ему вчера прямо сказал, что в тюрьмах не должно сидеть больше, чем при царе, иначе что стоит наша власть? В 25-м году было 124 тысячи заключенных - меньше тысячи на миллион населения, хотя и то немало. Конечно, всегда будут преступники и отщепенцы, но получается, сколько их сейчас! Мы - страна преступников? Значит, сами плодим их или хватаем невиновных.

Надя. Если человеку говорить, что он преступник, он таким станет. Но ты посмотри на лица людей, по сравнению со старыми фотографиями: озлобленные и какое-то... быдло. Это такой новый мир мы строим? Таких действительно надо всех... И самим... "Главным строителям"... (Пауза.) Иногда мне не хочется жить.

Яша ( тревожно). Что вы говорите...

Надя. И у меня такое чувство, что он сам меня к этому подводит. Как тебя тогда (Пауза.) Время выбрало его, а не нас. Он сам почти что и есть это жестокое время: для истории они будут неразделимы... (Пауза.) Мог бы не все, что ложится к нему на стол, мне показывать... Хотя мое мнение ему имеет значение, вроде как женской массы. (Пауза.) И значит, так показав всем все, можно подвести к такому решению целый народ... Через меня можно это увидеть...

Яша. Я не понимаю.

Надя. А я же шизофреничка. (Пауза.) Иногда я думаю, какой бы зато это был бы удар по его самолюбию. Это бы проняло. (Смеется .)

Яша. Что вы говорите!? А дети?

Надя ( после паузы). А я им такая не нужна. И они его любят больше, чем меня.

Яша. Вы плохо себя чувствуете. Отец правильно советует вам ехать отдохнуть.

Надя. От себя не уедешь. (Пауза.) Иногда я думаю, что он не заслужил такой жены, а иногда думаю, что заслужил... А с другой стороны, чтобы его, наше, дело победило, разве получится без жертв? И те, кто не нужен для величайшей цели, и вообще... Вообще ненужные.

Возвращается Сталин .

Сталин ( весело). Я спросил: сколько надо репетиций, чтобы убедить Отелло, что он с этой Дездемоной поступил правильно, хотя она ему не изменяла? Или, наоборот, она ему изменяла, а его убедить, что это нормально? Ответил, что все зависит от убежденности режиссера.

Надя. Нерон еще увлекался театром?

Сталин. Не он один. А Нерона, между прочим, - мне рассказал один академик - тоже оболгали историки. Подделали тексты и так далее. Вообще количество убитых всегда увеличивается в десять раз - и в средневековых войнах и, наверное, в современных, наверное. Потому что без преувеличений, без пафоса, скучно. А так запускается искусство, идеология - человеческая инженерия...

Надя уходит в спальную.

Сталин ( Яше о кинопроекторе). Ты выключил? А включать умеешь?

Сталин и Яша включают кино: та же немецкая хроника; выступает Гитлер.

Сталин ( Яше). Понимаешь, что он говорит?

Яша ( после паузы). О нацменьшинствах и коммунистах... Что главная опасность...

Сталин. Национальный вопрос всегда главный. (Выключает звук фильма.) А первое, что они сделают, запретят компартию. Но что будут делать с безработицей? На всех наденут шинели? (Поворачивается к Яше.) Эти ублюдки таки прорвались. Я сказал, чтобы в газетах напечатали об успехе на выборах коммунистов, но они на втором месте. Потому что, как сказать сразу такое?

Яша. По-моему, горькая правда лучше сладкой лжи.

Сталин с неприязнью смотрит на Яшу, затем опять на экран, где толпы приветствуют фюрера.

Яша. Наши не так кричат.

Сталин. Как у тебя язык поворачивается? "Сравниваешь"? (Показывает на экран.) Не видишь, что надвигается? На востоке такое уже началось. С Японией нам тоже воевать. Значит, на два фронта! Потому перед всем этим мы должны быть едиными.

Яша ( угрюмо). Айн фольк...

Сталин. Хочешь поиздеваться?! А "западные демократии" не тоталитарные? Иначе бы рассыпались, как в Германии. Но там дисциплину создают снизу. Следят соседи и дворники. Конечно, доносительство - о доходах, и досье на всех куда аккуратней. Мы до такого самоуправления недоросли...

Дверь спальной Нади приоткрывается, но Сталин и Яша этого не видят.

Сталин. А в истории бывало, чтобы революция и гражданская война не заканчивалась диктатурой? Демократии приходят, когда успокаиваются страсти.

Яша. Но страсти не надо подогревать...

Из спальной тихо выходит Надя. Сталин это увидел, на реплику Яши реагирует лишь гримасой и последующее адресует преимущественно Наде, делая вид, что не замечает ее присутствия.

Сталин. В Европе дисциплинированнее, потому что когда-то сожгли всех истеричек... Зато наши ведьмы симпатичнее... Пока не старые .

Яша. Извини, отец. Сам говорил, что противодействие - закон природы. То же у сыновей к отцу.

Сталин. И жены к мужу. Ее убеждаю - соглашается, а одну опять несет. Была атеисткой, а теперь мода наоборот. Хотят, чтобы опять на работу брали со справкой не от парторга, а попа? В Сибирь ссылали, кто отрекался от религии, - и опять к этому хочется. (Пауза.) Может быть действительно мы задали слишком высокую планку. Маркс - гений, а в ленинском Политбюро половина могла друг с другом поговорить по-латыни. Тогда как народ темен, его тянет в пошлость, в брюхо, в мистику, в "любовь" во всех вариантах, а главное, у нас всегда путают свободу с беззаконием, с "волей". Иисус Христос правильно называл: "стадо". Хорошо, еще у нас выборов нет - "навыбирали" б... Чтобы организовать, приходится вращаться вокруг одной оси. Ну, отдельные отлетают. Жалко?.. Вон раскрутили махину (выключает фильм). И нам остается крутиться вокруг одной идеи - но великой идеи, которая одна только и есть у человечества. А что еще? Работай, чтобы покупать, и покупай, чтобы не было безработицы? Вокруг этого крутиться? В СССР нет безработицы! И не может быть! И нет национальных конфликтов. И бесплатное образование - и какое образование! И наука! И бесплатная медицина! Уже Запад нам подражает в социальной программе. Этого мало, что у народа появился оптимизм и уверенность в будущем? Что в жизни теперь смысл и место каждому? А без напряжения сил разве можно что-нибудь сделать в отсталой стране? А возьми нашу Азию! Мы там с поголовной неграмотностью только что покончили...Но народ - ребенок, которого избалуешь - он капризничать. Особенно интеллигенция, что всегда с кукишем... Иногда кажется, что сами хотят себе девять граммов. Как женщины: насилуют обычно тех, кто сами хотят быть изнасилованными. Таких у нас миллионы... Верующим полезно пострадать. Если они верят в рай, то почему туда не стремятся? Такой выбор у них есть. Иначе, что стоит их вера?

Надя уходит и закрывает дверь спальной. Сталин и Яша обернулись на стук двери.

Сталин. Ладно. Пора спать. А лучше поезжай к себе. Без тебя тошно.

Сталин нажимает на кнопку сигнала. Входит Охранник .

Сталин. Отправьте Яшу с артистами. Их покормили?.. А то балаган какой-то... Пусть отвезут всех по домам. С собой им по бутылке вина от Сталина. Цветы там были. Актрисе вместо вина. Женщинам вино вредно. Да, коробка конфет была целая. Тоже ей отдай. Режиссеру скажи, что я ему позвоню.

Охранник и Яша уходят. Сталин дремлет в кресле. Надя выходит из спальной и подходит к спящему (?) Сталину.

Надя. Не спит... Почему не спишь? (Видит, что Сталин спит.) Ждал и здесь уснул? (Находит у себя пистолет.) Разве не забрал? (В ужасе.) Заряжен!.. Зарядил... "Выбор" - один патрон...

Надя крестится и направляет пистолет себе в рот, затем целится в Сталина (тот при этом может встать). Надя роняет пистолет, затем его поднимает и уходит в спальную. Оттуда раздается выстрел. Сталин вскакивает, ощупывает себя. Затем открывает дверь в спальную, оттуда раздаются стоны, и Сталин захлопывает дверь, после чего ходит по комнате. Четыре удара кремлевских курантов. В кабинете звонит телефон. Сталин туда уходит, раскрыв наружную дверь.

Голос Сталина из кабинета. Сталин слушает... Который сейчас час?.. Нет, я просто так спросил... Понятно...

Сталин закрывает за собой дверь в кабинете. Наступает утро; звуки просыпающегося дома. Детские голоса и крики. Голос Няни: "Не реви. Вставать пора... На горшок? Кому на горшок? Одеваться, умываться, зубы чистим... Завтрак приготовила?" Голос Экономки: "Все готово. Наде на учебу..." Голос Няни: "Кончишь реветь, тебе говорят? Отца разбудишь..." Входит Экономка, стучится в дверь спальной, затем ее открывает и с криком выбегает из комнаты. Возвращается вместе с Няней .

Экономка. Убила себя... Все в крови.

Няня. В крови? Она красит белье, что вроде у нее месячные появились...

Экономка. Что ты несешь?!

Няня и Экономка заходят в спальную и выбегают оттуда в ужасе.

Экономка. Кончила собой... Как сказать Сталину?

Няня. Нет. Ты звони Молотову и Енукидзе.

Входит Охранник Саша.

Няня. Как же ты выстрела не слышал? С тебя спросят.

Все трое заходят в спальную. Голоса женщин: "Перекладывай... Надо вытереть..." Голос Охранника: "Зачем стронули?" Голос Няни: "А Сталин - что, так увидит?" Все трое выходят из спальной.

Экономка ( Охраннику). Иди звони Молотову или Енукидзе.

Охранник. Да. Молотову. Пусть он скажет Сталину. (Экономке.) Ты звони. Там номера записаны. А я здесь подежурю.

Экономка и Няня уходят.

Голос Экономки (она говорит по телефону). Алло! Вячеслав Михайлович! Ужасное несчастье. Надя умерла... Нет, не знает... Спит... Срочно приезжайте.

Экономка и Няня входят в комнату.

Экономка. Как сказать Сталину? Может быть разбудить?

Няня. Не надо. Пусть поспит. Сколько он работает. Теперь еще ему по нервам.

Экономка. Все пойдем как свидетели. Суд, наверное, будет; следствие.

Няня. Следствие? (Усмехается.) Сашке будет следствие. (Смотрит в окно.) Ой, приехали Молотов с Енукидзе. Как быстро.

Входят Молотов, Енукидзе и еще один Охранник. Заходят в спальную. Выходят. Стучатся в кабинет Сталина.

Молотов. Иосиф Виссарионович! Проснитесь! Это я! Очень срочно!

Сталин ворчит и через некоторое время выходит из кабинета.

Молотов. Иосиф, Нади больше нет с нами.

Енукидзе. Надя умерла. Застрелилась.

Сталин. Как? Ночью?

Молотов. Ночью.

Сталин. Выстрел в мою сторону. Промахнулась. (Заходит в спальную, возвращается, после чего идет в кабинет и возвращается оттуда с разорванным листом бумаги, который передает Молотову.) Для Ягоды.

Молотов ( испуганно). Порванный?.. Не я...

Сталин. Случайно порвалось.

Молотов. Да, да, конечно. Надо склеить. Я передам Ягоде. Срочно.

Сталин ( к Енукидзе). А ты занимайся похоронами. Я этим заниматься не буду. Выстрел мне в спину... Оставить детей... Какое предательство... И с ней из моей жизни ушла ... надежда... (К Енукидзе.) Кто, по-твоему, чаще предает: жены или мужья?

Енукидзе. Чаще проявляет бдительность?

Сталин ( раздраженно). Я в человеческом плане...

В кабинете Сталина звонит телефон. Молотов заходит в кабинет, оттуда слышен его голос: "Да. А кто спрашивает?" Молотов выходит из кабинета.

Молотов. Писатель Толстой. Не во время...

Сталин неохотно идет в кабинет; дверь кабинета широко открыта.

Голос Сталина из кабинета. Сталин слушает... Да, Алексей Николаевич... Только очень коротко. Трагедия Грозного в том, что он не дорезал пять боярских семейств. Тогда бы не было Смутного времени... А казни показывать можно и нужно. Но объяснять, почему казни были необходимы. Какое было время... Да. Это важно... Возможно... Конечно...

Сталин возвращается из кабинета.

Сталин. Шутит, что сейчас шедевры создаются политиками, а писатели потом раскрасят по нашим прорисям.

Занавес

 

Возможен следующий финал . При опущенном занавесе звуки праздничной демонстрации с лозунгами , актуальными сегодня (" повышение благосостояния через перестройку экономики , освоение природных богатств и охранные мероприятия , сохранение национальных культур и тп.). На этом фоне контрастирующая кинохроника, и актеры, прощаясь со зрителями, кратко ее комментируют (" Сталина нет " - при этих словах исполнитель роли снимает грим) .

 

 

Анохин Михаил Иванович. Тел. 4802162.

127247 Москва ул. 800 лет Москвы 20 кв. 160


Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
223970  2000-10-16 15:35:33
Сергей Ю. Бакшаев
- Здравствуйте!Отрадно не то что написано, и не как написано. Отрадно что ето читают или смотрят триста с лишним человек одновременно. Значит фигура Сталина интересна и по сей день. Сталин противоречив, и его нельзя рассматривать однобоко, как его рассматривают остатки сталинистов (положительно) или экс-тов. Суворов (отрицательно). Как и все и вся Сталин - явление. А все явления надо рассматривать как факт. Т.е. он был, внес свой вклад, укреплял, развивал, расширял, крепил, ну и что-то под горячей рукой или спекулируя его именем разрушалась.

234655  2001-11-16 10:15:25
Козьма Прутков
- Представляется,что автор умышленно или по неведению искажает исторические факты и отметает другие версии Аллилуевой:

(а)Конечно очень соблазнительно сделать Сталина виновником еще одного престуления и морального табу многих иудео-христианских народов - инцеста (половых отношений и брака с собственной дочерью от незамужней гражданки Аллилуевой,но вся беда в том,что Аллилуева была законной дочкой старого большевика Аллилуева,пользовавшегося большим доверием Владимира Ульянова (Ленина) и потому сделавшего ее личным секретарем-связистом ЦК СРДРП(б), административно подчинявшейся зав. канцелярией ЦК - Генеальному Секретарю И.В. Сталину. Эту стратегически важную должностью она имела в период пребывания Ленина в г.Горках на лечении, будучи Председателем Совнаркома РСФСР в последние годы его жизни. Судя по-свему, она "работала" на Сталина, доносив ему о происходящем, в том числе о продиктованном Ленином письме Политбюро ЦК о его завещании сделать "наследником" в партии Троцкого, но ин в коем случае не Сталина ввиду отсутствия черт характера, необходимых для объединения партии. Как известно, это письмо до адресатов не дощло и найдено было в Сталинских архивах лишь после его смерти. Видно, это пиьмо ей было передано Сталину и, по всей вероятности, ускорило кончину Ленина, в чем Аллилуева должна была участвовать ибо письмо не дошло до аресата, а только она могла об этом знать, записывая его из уст Ленина. Это, по всей логики вещей, послужило их женитьбе после смерти Сталина ибо ему было необходимо держать ее при себе и "отблагодарить" женитьбой, но, напчавшие шалить нервы жены, должны были привести его к выводу, что она в любой момент может проболтаться и лучше всего если она уйдет, не успев это сделать, особенно перед напчалом массовых чисток в борьбе за власть. Представляется, что история в "самоубийством" - это не более, чем миф, а фактическим убийцей был сам Сталин, не желавший привлекать никого для ее ликвидации. Безусловно, Светлане Аллилуевой (дочери Надежды)данная история не могла быть известна ввиду ее малолетства.

234830  2001-11-20 07:04:47
Макарыч
- Мура!

250396  2002-10-30 15:35:18
- ╚Исток русской государственности все же в Иване Грозном╩.

" Слабый царь - несчастье для государства╩.

...

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100