TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение

[ ENGLISH ][AUTO] [KOI-8R ] [WINDOWS] [DOS] [ISO-8859]


Русский переплет

Иванка Польченко

Мой Пушкин

Мой Пушкин┘-- Что я знаю об этих двух словах? Так говорила Марина Цветаева. Так наверняка говорили Сергей Есенин, Антон Чехов, Лев Толстой и многие другие. Мне всегда казалось, что говорить так имеют право лишь лучшие, выдающиеся люди, которые способны постичь то совершенство, с которым у меня всегда было связано творчество Пушкина. А между тем, у каждого из нас есть что-то самое любимое, самое близкое, самое дорогое из его произведений, что он хранит в глубине души. Творчество поэта стало неотъемлемой частью нашей жизни. Столько строчек, цитат, фраз, ставших крылатыми, прочно вошли в нашу речь и мышление, что иногда мы говорим словами Пушкина, не замечая, а часто √ не зная этого. И когда об этом подумаешь, вдруг понимаешь, что яркое творчество Пушкина, такое личное и родное, одновременно является всеобщим, присутствующим всюду и потому √ почти незаметным. И в то же время, творчество Пушкина √-- такое неоценимое богатство, о котором могут мечтать все народы мира. Так что же такое √ ⌠"Пушкин"■? √ Нет, вернее, что такое ⌠"Пушкин"■ для меня, ⌠мой Пушкин■?

В первую очередь, это, конечно же, сказки. Сказки, которые знакомы каждому с самого рождения, наряду с русскими народными сказками и произведениями Г. Х. Андерсена. Они стали уже настолько родными, что сейчас трудно представить себе, что каждая из них √-- самостоятельное литературное произведение. Кому в детстве не читали сказки Пушкина о мертвой царевне, о царе Салтане, о ловком Балде, о золотой рыбке, о царе Додоне и золотом петушке? Все их я знала наизусть, и все они √-- неповторимая атмосфера детства. В них я впервые столкнулась с добром и злом, с волшебством и любовью. На самом деле, сказки √-- это самые первые уроки жизни. И ⌠первые учителя■ человека --√ образцы русской литературы и языка - произведения Пушкина.

Сказки --√ не такой уж легкий жанр, как это может показаться. Что побудило Пушкина написать их: желание показать легкость в обращении с пером, результатом чего стала, например, ⌠Гавриилиада■, или стремление к чему-то доброму, светлому, волшебному, к чему-то, связанному с ⌠преданьями старины глубокой■, с няней, с настоящей Россией - Русью, которой ⌠пахнет■ в каждой сказке? Я думаю, что именно второе, поэтому они так удались поэту, поэтому я так любила их в детстве и люблю до сих пор. А еще я уверена, что когда-нибудь открою эти сказки перед другим маленьким человечком, чтобы вместе с ним вновь войти в их чудесный мир.

Но сказки √-- это только одна сторона таланта, одна сторона любимого поэта. Мой Пушкин √ это еще и проза. Человек до определенного возраста только накапливает наблюдения, впечатления, ощущения; анализировать и осознавать их, четко формулировать свои мысли он начинает позднее. Это относится, в первую очередь, к литературе. По-настоящему оценить и понять прозу Пушкина я смогла, только перечитав ее. Действительно, только так и нужно писать: ⌠просто, коротко, ясно■. В стихах Пушкина неизменно отмечают их звучность, необыкновенную легкость языка, совершенство размера и ритма, но ведь проза ничуть не уступает стихотворениям! В ней столько необычайной красоты, юмора, изящества; она наполнена любовью, добротой, искрящимся смехом, нередко грустью, и я не могла удержаться от восхищения, как не могла сдержать улыбку или слезы во время чтения. Каждая фраза совершенна, отшлифована, как драгоценный камень, необычайно певуча и поистине прекрасна - ⌠сокровище■, как сказал о прозе Пушкина Л. Н. Толстой. Как жаль, что я не владею этим совершенством, ведь, когда говоришь о Пушкине, хочется быть достойной высоты его творений!

И все же, мой Пушкин --√ это, прежде всего, ⌠Моцарт и Сальери■, потому что для меня именно в этом произведении раскрывается не только Пушкин-творец, но и Пушкин-человек, Пушкин-личность. Конечно, сравнение Моцарта и Пушкина уже затерлось, кажется, что не стоит обращать на него внимание, но ведь это действительно так! И не случайно их сравнивают так часто: гения музыки и гения литературы.

Читая Пушкина, я неизменно представляю его легким, изящным, искренним, мудрым и молодым. Он как будто парит над нами, подобно музыке Моцарта. Его произведения совершенны, они √-- ⌠священный дар■, ⌠бессмертный гений■, который может самого тебя заставить взлететь над ⌠нуждами низкой жизни■, войти в узкий круг ⌠избранных, счастливцев■. И ⌠неслыханная простота■ и легкость пушкинских произведений, которую сравнивают с моцартовской ясностью и гармонией, - не случайная находка и не пример осуществления творческих замыслов. Это доказательство великого дара писателя, потому что в этой простоте скрывается бесконечная глубина мыслей и чувств, многообразие всей жизни. И это позволяет каждому увидеть в гениально простых и незатейливых фразах Пушкина что-то свое, отражение своей души в данный момент. Поэтому для каждого человека, каждый раз, когда он откроет их, произведения эти будут иметь единственный смысл, неповторимое значение.

Я знаю, что наверняка даже сейчас есть люди, считающие Пушкина ⌠безумцем■, которому был ниспослан Божий дар. Так считали и многие его современники, называвшие поэта ⌠"пустым человеком■", ⌠"безнравственным"■, ⌠"ветреным", как когда-то Моцарта величали ⌠"гулякой праздным". По историческим источникам мы можем сейчас судить о Пушкине-человеке. Да, я могу сказать, что в его жизни был цинизм, поражавший даже современников, была угодливость, была мелкая мстительность, были даже грубость и пошлость┘ Но тем не менее для меня --√ Пушкин прекрасен. Прекрасен, несмотря ни на что, потому что душа его отличалась неизъяснимым благородством, величием и глубиной. Я убеждена, что человек не может лгать, когда он творит! Душа Пушкина сквозь все грязное, наносное, привитое эпохой, зажгла его творчество ярким пламенем, ведь даже в дни тоски и душевных страданий ⌠он написал столько светлых восторженных песен, в которых ни одно слово не высказало изменчиво его уныния■, ведь его перу принадлежат гордые и страстные ⌠"Во глубине сибирских руд"┘■ и ⌠"К Чаадаеву┘", прекрасно-нежные ⌠"Я вас любил", ⌠"Я помню чудное мгновенье┘". Это пламя осветило всю жизнь великого человека до его последних минут: ⌠"Смерть обнаружила в характере Пушкина все, что было в нем доброго и прекрасного. Все, что было в его жизни беспорядочного, бурного, болезненного, было данью человеческой слабости, обстоятельствам, людям, обществу. Сколько было в этой исстрадавшейся душе великодушия, силы, глубокого самоотвержения!" --■ √ писал П. А. Вяземский.

Вспомните, ведь ни в одном произведении Пушкина, как и у Моцарта, никогда мы не встретим ни темного, ни злого, ни зловещего и пугающего. - Все верно: ⌠гений и злодейство √ две вещи несовместные■!


Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
225376  2000-12-29 16:32:46
denis
-

225383  2000-12-29 21:46:17
Yuli
- Наступающее тысячелетие уже на рассвете своем омрачено тучей цинизма и пошлости, произошедшей от ядовитых испарений ростовщичества.<br> Прислушайтесь к голосам из-за океана: вот один из них талдычит о том, что Достоевский совсем и не гениальный писатель, другой - что Пушкин - сочинитель средней руки и скандалист, третий - что Толстой совершенно несовместим с менталитетом западного человека и посему второстепенен. Для подобной пропаганды нанимают сочинителей-неудачников, вроде Б. Парамонова; дело, впрочем, не столько в том, кого нанимают, а зачем.<br> Россия никак не умещается в схему угодную ростовщикам: какой-то Пушкин, которого в Америке знают всего-то несколько сот человек, оказывается, известен в России более, чем гениальный Элвис Пресли или даже сам Ротшильд-отец. Это создает дискомфорт для ростовщика, чувства которого не могут справиться с такой картиной.<br> Присутствуют здесь и рациональные соображения.<br> Ростовщик понимает,что пока русские помнят Пушкина, Достоевского и Толстого, они непобедимы, потому что это честь народа. Бесчестный ростовщик боится Пушкина, как огня. Он понимает, что путь в будущее открыт только для одного из них. Это будет или Пушкин, или ростовщик. Вдвоем им нет места в будущем. Пушкин благороден, а ростовщик - подл.

225389  2000-12-29 23:55:42
Дедушка Кот. http://prigodich.8m.com/
- Глубокоуважаемый Юлий Борисович! Простите великодушно, но Вы пребываете в пленительной иллюзии, мол, русские помнят (или помнили) Пушкина, Толстого и Достоевского. Осмелюсь заметить, что скромнейшее понимание Пушкина (один из самых сложных писателей в мировой литературе) на уровне аспиранта провинциального Педвуза требует нескольких лет ежедневного труда (элементарное усвоение). В западном понимании Пушкин - не слишком оригинальный и интересный писатель, ибо пересадил он их кустики и деревца на подзолистую русскую почву. Самое общее понимание Пушкина требует знаний превосходящих (ну, уж не уступающих) по объему какой-нибудь физике плазмы (прости, Господи, за слова бесовские). Просто о Пушкине БОЛЬШЕ ПОНАПИСАНО И ИЗДАНО. Школьный курс, которым довольствуются 99,9999999 процента русских людей - это просто профанация. Юлий Борисович, не прогневайтесь, но для того, чтобы понимать Толстого и Достоевского нужно обладать весьма изрядными не только литературными, но и колоссальными общекультурными познаниями. Я, будучи специалистом по серебряному веку, ни в коем случае никогда не осмелюсь сказать, что ЗНАЮ и ПОНИМАЮ этих писателей, хотя, к примеру, я прочитал внимательно великолепный комментарий к Полному собр. соч. Ф.М.Достоевского, который подготовили мои коллеги по службе в ИРЛИ РАН (группа Достоевского),а на примечания к письмам у меня уже пороху не хватило. Чего-то я распоэзился. Камлание-призывание культурных героев разного калибра - сейчас просто излишне. Утром уезжаю в Петергоф. Мои дорогие высокие сетевые друзья! С праздниками ВАС ЭПОХАЛЬНЫМИ. Я ВАС ВСЕХ ОЧЕНЬ ЛЮБЛЮ И ВЫСОКО УВАЖАЮ.

225391  2000-12-30 00:03:14
Дедушка Кот. http://prigodich.8m.com/
- Юлий Борисович, друг мой высокий, Борис Парамонов (вне наших оценок его неровного, но весьма экстравагантного, парадоксального, эпатажного творчества) - эссеист просто блистательный. Осмелюсь скромно обратить внимание на одно пустячное обстоятельство: то, что Вам не нравятся писания господина Парамонова, - Ваши проблемы, но никак не вышепоименованного сочинителя. С новым годом, мой дорогой сетевой товарищ, с новым веком, с новым тысячелетием. Сподобил Господь дожить...

225392  2000-12-30 00:18:11
Yuli
- Уважаемый г-н Пригодич!<br> Мое отношение к Б. Парамонову проистекает из открытия, которое я сделал для себя, внимательно изучив тексты и биографию этого автора. Его не слишком большой талант умножен ненавистью, которую он питает к России и к русской культуре, а также чувством собственной неполноценности, неоднократно возникавшем у него в студенческие годы в России в результате довольно сильной конкуренции на ниве изящной словесности.<br> Этот сплав уязвленного самолюбия, ненависти, и ощущения своей нужности новому хозяину и является основой того, что Вы, на мой взгляд, ошибочно считаете блестящими способностями. Обратите внимание, что все у него построено на жгучей злости и ее обертонах. <br> Я готов согласиться с Вами, что с точки зрения чистого искусства эссе Парамонова по меньшей мере любопытны. Для меня, однако, он враг, помогающий разрушать Россию и мировую культуру.



Ссылка на Русский Переплет



Aport Ranker

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100