TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Ещё многих дураков радует бравое слово: революция!

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение

[AUTO] [KOI-8R] [WINDOWS] [DOS] [ISO-8859]


Русский переплет

Юрий Нечипоренко

Физика мифа

Космическая, химическая и квантовая физика в мифологии

Шумерский миф о схождении богини любви Инанны в подземный мир, (первая строка: "С великих небес в великие недра") имеет весьма своебычную структуру, интересна и картина мира, которую он рисует. Из мифа мы узнаем, что существует две половины мира - верхняя и нижняя. В верхней царит своенравная богиня утренней звезды Инанна (в греческой мифологии ей соотвествуют Венера и Афродита), в нижней царствует ее старшая сестра Эрешкигаль.

Нижний мир называется "Страна без возврата" - попавший туда уже не может вернуться назад - будь то смертный или бог. Боги верхнего мира свято чтут этот завет и не нарушают границ своей компетенции.

Интрига мифа начинается с того, что своенравная молодая богиня Инанна решает нарушить такие границы - и проникнуть в подземный мир. Мотивация поступка Инанны отсутствует - она действует спонтанно: либо это каприз, либо детское желание сделать по-своему, либо следствие грандиозного гонора богини. Похожую историю мы знаем из сказки про рыбака и рыбку, когда старуха заявила своему старику "Не хочу быть вольною царицей, хочу быть владычицей морскою..."

Инанна одевает самое пышные одежды - и направляется к воротам подземного мира. Однако перед тем, как туда опуститься, она дает наставления своей служанке, описывает целую программу действий для нее: в какие города пойти и к каким богам обратиться, с мольбой о помощи в случае, если Инанна не вернется из подземного мира к назначенному строку.

Далее Инанна громко стучит в ворота подземного мира и сообщает превратнику о своем желании навестить сестру, царицу Эрешкигаль. Тот докладывает о неожиданнном визите своей хозяйке. Эрешкигаль не рада (она кусает губы и бьет себя по бедрам). Она разрешает сестре войти - но при том условии, чтобы Инанна предстала пред ней согбенной и нагой.

Инанну впускают - и у семи ворот подземного царства снимают то или иное украшение или часть одежды. Миф дает детальное описание утраченных украшений - последними с груди Инанны снимают сетку "приди мужчина, приди" и с бедер - повязку, одеяние владычиц. Она каждый раз пугается и спрашивает: "Что это, что это?". Звучит ответ: "Молчи Инанна, так надо по законами подземного царства". В конце ей дают разьяснение: "скрюченный и нагой приходит человек в страну без возврата". Древние хоронили умерших раздетыми, в позе плода в чреве матери.

Инанна теряет свои одежды - "защитные оболочки", признаки могущества и величия. Она предстает перед сестрой в жалком состоянии - и та умерщвляет ее одним взглядом, превращает в половину мясной тушки. То, что осталось от Инанны, вешают на крюк - и тушка быстро портится.

В верхнем мире начинает действовать служанка Инанны - она стенает, плачет, бьет в барабан в общественном собрании и обходит города, в которых расположены храмы разных богов - в общем, выполняет программу, которую ей задала Инанна. Двое богов отказывают в помощи - но третий из тех, к кому она обращается, берется за дело. Бог Энки говорит: "Что случилось с моей дочерью? Я должен напрячь свои силы!" Он выковыривает из-под ногтей грязь и изготавливает двух посыльных - галатура и кургара (названия переводятся как "малый певчий" и "шут"). Эти существа сами по себе удивительные - они не принадлежат ни к богам, ни к людям, занимая промежуточное положение - нечто вроде демонов, или духов. Им даются инструкции - проскользнуть в подземный мир и пронести туда воду жизни и траву жизни для оживления Инанны.

Посыльные должны войти в доверие к Эрешкигаль и завоевать ее благодарность посредством сочувствия к ее бедам. Дело в том, что у Эрешкигаль есть много поводов для стенаний - кроме безвременно почившего мужа, есть еще и неприятности с маленькими детьми (которые то ли никак не могут родиться, то ли умирают во младенчестве). Она проводит время в плаче - посыльные являются искусными плакальщиками, артистами, которые вторят ей и тем облегчают ее мучения.

Все получается так, как задумал Энки - расстроганная сочувствием, Эрешкигаль передает плакальщикам тушку Инанны - и они оживляют ее. Однако Инанну не могут выпустить "просто так" из Страны без возврата - она должна кого-то направить сюда взамен. Инанна обходит верхний мир - и находит везде тех, кто скорбил по ее гибели - их отправить взамен себя в преисподнюю она не может. Исключением оказывается ее муж Думузи. Он, как ни в чем не бывало, предается утехам. Его и назначает Инанна взамен себе. Далее следуют драматические перепитии преследования Думузи демонами подземного мира. Он трижды выскальзывает из их рук - и трижды они его ловят. Единственным человеком, который встает на его защиту, оказывается его сестра Гештинанна. Она готова заменить его в подземном мире - и Инанна решает, что брат с сестрой будут "подменять" друг друга. В зависимости от того, кто находится в подземном мире - пастух или его сестра, меняются сезоны. Начинается смена времен года - пошло календарное время.

***

Рассмотрим структуру предания. Изначальный двуполюсный мир - "верх" и "низ" подвергается искажению - часть "верха" устремляется вниз. Инанну можно рассматривать как "беззаконную комету", частицу, которая нарушает структуру реальности, стремится перейти из одного мира в другой. Однако этот "нижний мир" имеет семь защит (проходить каждую надо через свои "ворота"). С другой стороны, сама частица окружена оболочками - в виде украшений и одежды. При прохождении через "ворота" каждый раз теряется одна из оболочек частицы. Теряется красота, сила, уверенность - в общем, энергия частицы ("психологическая энергия"). По мере приближения к центру нижнего мира частица растрачивает силы - и оказывается дезактивированной ("согбенной и голой"). С ней ничего не стоит управиться - центр нижнего мира ее захватывает и превращает в инертную массу ("тушку").

В верхнем мире тем временем продолжают действовать запущенные ранее процессы: появляется блуждающая частица (стенающая служанка в рубище с бубном), действия которой инициированы Инанной. Она в свою очередь запускает каскад процессов - обращается к одному, другому, потом - третьему богу.

Если два первых бога не активируются, то третий - Энки - начинает действовать ("мне надо напрячь силы" - говорит он). Энки действут, как мастер, художник: налицо работа целого центра сил, где изготавливаются некие управляемые сущности (операторы, узкие специалисты, которые способны выполнять определенные функции). Эти операторы пробираются в нижний мир. Они настраиваются на внутреннюю частоту колебаний центра сил нижнего мира (царицы Эрешкигаль) и входят с ним в резонанс. Энергия ("самочувствие", "настроение") Эрешкигаль возрастает - и она совершает великодушный поступок - отпускает захваченную в плен сестру. Инертная доселе, потерявшая энергию, "тушка" Инанны активируется - "оживает". Однако покинуть подземный мир она может только при условии замены - нижний мир может отпустить свою жертву лишь если ему принесут новую жертву.

После поиска замены (еще один каскад процессов, в который вовлекается верхний мир) оказывается заведен могущественный механизм смены времен года. Попеременное погружение Думузи и его сестры в подземный мир - процесс медленный и глобальный. Так оказывается, что быстрый и локальный процесс столкновения частиц верхнего и нижнего миров имеет своим следствием медленное раскручивание маховика замирания жизни и ее расцвета. Первое замирание жизни происходит в момент кратковременного спуска Инанны в подземный мир - тогда прекратилось веселье и любовь, роды и смех на земле. Тот, кто при этом продемонстрировал аномальное поведение ("супруг" Инанны) был отдан в жертву нижнему миру.

Схождение Инанны в подземный мир может рассматриваться в этом случае как освобождение грандиозной энергии, что-то вроде ядерной реакции. Спонтанность действий богини сродни спонтанности распада ядра и явлению радиации. Случившееся имеет смысл как проверка верхнего мира на преданность Инанне ("провокация"). С другой стороны, в космологии есть идеи о рождении целых миров из одной энергичной частицы. Психологические жесты, наблюдаемые в рамках этого мифа можно рассматривать как удобный способ описания представлений о структуре реальности. Предположим, шумеры знали нечто очень важное и общее, "архетипическое" об устроении мира. Нечто вроде наших современных знаний о структуре материи, строении космоса и ядра. Как они могли передать в будущее это знание? Через миф и ритуал. Пушкин сравнивает своевольную красотку с беззаконной кометой:

И против всех условий света

Несется до утраты сил

Как беззаконная комета

В кругу расчисленных светил

Инанна - архетип такой своенравной гордячки. Сошествие Инанны в подземное царство - мистериальное действие, которому наследовали мистерии Древней Греции. Сравнение женщины с кометой кажется сейчас поэтическим образом, метафорой. Но что такое сама поэзия? Это воспроизведение и создание мифов, которыми полны сердца и души людей.

Физика - наука об измерении энергии. Физика инициировала создание изящного математического аппарата, описывающего поведение частиц - в квантовой механике, ядерной и космической физике мы видим формально совершенные аксиоматические структуры. Если отвлечься от художественных и антропоморфных образов, провести деметафоризацию данного предания, откроется любопытная структура, лежащая в его основании. Эту структуру можно формализовать, подобно тому как формализуются процессы, происходящие в химической или квантовой физике. Во-первых, можно выделить два ряда сущностей - "боги" и "слуги". Боги обладают инициативой - они дают указания, принимают решения и дают предписания ("программа" - это и есть "предписание", в соответствии с буквальным переводом). Слуги безинициативны, они исполняют программы, которые им задают боги - так Нинашбур действует в верхнем мире, Нети - в нижнем. Однако боги способны не только к программированию - например, Энки способен (если "напрячь силы") создать особые сущности - "галатура" и "кургара". Эти сущности исполняют роли певчего, шута, оживителя (нечто вроде фокусника?) - то есть функции артистов, способных в частности, к искусному подражанию и не бескорыстным трюкам (их действия рассчитаны на вознаграждение). Эти самые операторы могут вступать в резонансные взаимодействия с заданными системами и посредством этого проводить манипуляции, исполняя заложенные в них программы. Богиня Эрешкигаль оказывается об ектом такой манипуляции. Боги могут служить не только суб ектами, инициирующими действия операторов и целых программ, но и обьектами, подвергающимися воздействию программ.

С учетом изложенного выше, запишем происходящее в мифе как

программу, введя следующие обозначения:

In - Инанна - богиня утренней звезды, царица верхнего мира

ni - Ниншубур - ее визирь, советник и слуга (служанка)

Er - Эрешкигаль - царица подземного царства, старшая сестра Инанны

ne - Нети - превратник подземного царства

Du - Думузи - муж Инанны, Ge - Гештинанна - сестра Думмузи

En - Бог Энки, dd - Демоны, гонцы

Инанна расстается с Ниншубур, давая ей указания: как себя вести, если от нее не будет вестей.

In -> ni

Инанна стучит ворота подземного мира и сообщает привратнику Нети, что желает навестить свою сестру Эрешкигаль

In -> ne

Эрешкигаль велит Нети, чтобы Инанну привели к ней нагой и

согбенной.

Er -> ne

Проходя через семь ворот подземного мира, Инанна каждый раз

лишается части украшений и одежды - Нети раздевает ее.

ne -> In

Эрешкигаль взглядом убивает Инанну.

Er -> In0

Отсутствие известий от Инанны - сигнал к началу действий для

ее служанки

In -> ni

Ниншубур взывает к богу Энки, он напрягает силы,

изготавливает двух демонов и посылает на выручку Инанне.

ni -> En -> dd

Демоны входят в доверие к Эрешкигаль и она прощает Инанну.

dd -> Er

Инанна оживает

In0 -> In*

Необходима замена Инанне. Инанна поднимается в верхний мир и

указывает на веселящегося Думузи.

In -> Du

За Думузи готова отбывать наказание его сестра Гештинанна. Инанна решает, что брат с сестрой могут попеременно опускаться в подземный мир.

In: Du <-> Ge

Психологическая физика - если можно будет так назвать науку об измерении психических энергий, базируется на том же основании, что и прочие физики - и посему не удивительно, что предание несет архитипические черты всех перечисленных наук. Как могли шумеры представить знания о структуре реальности? Только через миф.

Заметим, что судьбы людей и богов написаны на таблицах, которыми владеет бог мудрости Энки. Эти таблицы можно сравнить с математическими таблицами, которые позволяют преобразовать векторы: самый простой вариант записи оператора - это матрица преобразований. Аппарат квантовой механики оперирует с такими

матрицами.

Инанна пребывает в трех состояниях:

In - в силах, в одежде

In0 - в виде тушки

In* - Инанна как опасность (в поиске замены)

Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
221603  2000-01-31 03:37:34
kto-to
- Странно, Юрий, вы сначала были человеком, который сочиняет легенды и мифы, который фантазирует, который мог когда-то давно обожествить молнию(задумайтесь обожествить, какой ход мысли человека, как он издревля понятен), придумать сказку, придумать Алые паруса. И потом вы вдруг стали больше аскетом. Описали это с точки зрения более европейского человека. Странное течение мысли, а может быть так оно и должно быть. Ведь кто-то пришел к мысли, что бог есть, потом что его нет, и все мы пришли к тому, что ценится только результат... Хитро, или просто. Может быть тогда животные не братья наши меньшие, а братья наши старшие? <br><br> Движенья нет, сказал мудрец брадатый,<br> Другой же молча стал пред ним ходить...<br> Сильней никак не мог он возразить.<br>

221610  2000-01-31 14:52:26
Сергей Ковалев http://www.ihep.su/~kovalev
- Для kto-to: "близнецы-братья". "Кто более матери-истории ценен?"

221612  2000-01-31 23:10:24
kto-to
- Для Сергея Ковалева: "кто более матери истории ценен", карты мои биты одной фразой. Класс! Сейчас вот только поисковую систему напишу и пиво пить пойду, затем пойду читать Вересаева "Мой Пушкин", не хочется, но с другой стороны если не ты то на тебе будут воду возить, и так что вечная гонка чтоль??? КУДА??? Другое дело любопытство, Вот недавно пытался читать Сервантеса Дон-Кихота, просто не смог, там кажись надо просто историю его времени знать чтобы понимать его. А совсем недавно Эрл Стенли Гарднер "Суд Последней Инстанции"... понравилось... Вот. И так каждый месяц, то Матрин Иден, то Станюкович, то Арбатов, то Наука и Жизнь, и для чего, чтобы уметь дать сдачи задав вопрос типа а сколько лет сидел Джордано Бруно перед тем, как его сожгли? Единственное что спасает, так это разве что то, что это просто интересно становится. Что это за гонка бешеная, сегодня 10 мыслей надо минимум вычитать, опять планы чего читать писать как Великому Гетсби. А Зачем? Ради того, чтоб уметь отстаивать интересы общества, которое на всех все положило. Социальность, материализм. Хотя с другой стороны лейтенант шмидт и параллакс Джордано... Вот например похвала глупости, чуть только взял, ничем не отличается по количеству мыслей от того что у Вас Сергей, на страничке Эрвина Шредингера. Сплошные мысли мысли мысли мысли... Босховское бешенство, свистопляска. Куда, в могилу чтоль быстрей? Что за фантастическая ненависть к жизни. Издолбать мозги этой информацией подобно тому как Эльдара Рязанова в школе называли ходячей энциклопедией. Куда это все, кому оно нужно... Я мог бы все то-же самое сказать без единой фамилии, но как показывает практика, такие мысли воспринимаются только в виде цитат и ссылок. Хотя у меня их собсно тут и не было, скорее были глыбы чтоль, ну мысли, не знаю, как это, давно книгу прочитал, а от неё что то мощное остается, ну вот этот конгломерат что-ли. А может я зажрался? Но куда эта бешеная скачка? Зачем...

221637  2000-02-07 11:41:48
Валентина Грошева
- На мой взгляд, это очень интересная публикация - автор делает попытку применения методов, разработанных в квантовой механике, для описания психологических процессов. Известно, что в основе любого человеческого поступка лежит мотивация - внутреннее стремление человека этот поступок совершить. Мотивация, активизируемая целью, побуждает к действию. Мотивация - первоначальный этап поступка, по сути, подготовка к действию - на языке физики, накопление потенциальной энергии (или психической энергии ="внутренних сил человека"). Действие предполагает переход энергии в динамическую форму и "совершение работы" - отдачу энергии, ее растрату ("Цель достигнута, но какой ценой!"). Если действие сопровождается взаимодействием с другими людьми, то часть энергии индивида передается другим людям. Варианты типов человеческого общения многолики. Редко кто подставляет вторую щеку, отвечая добром на зло, предпочитая ветхозаветное "Око за око, зуб за зуб". Ибо, чтобы ответить иначе, надо потратить часть своей душевной энергии, преодолеть простые законы психологической динамики. Впрочем, сейчас речь не об этом. Важно понять, что в процессе общения люди предают друг другу не только информацию, но и эмоциональную энергию - например, кванты радости или гнева. Слово убивает. Слово воскрешает. Тайна природы психологической энергии является таинством человеческого сознания. Тайна же природы физической энергии во многих областях физики находит свою разгадку. Поэтому представляется вполне уместной попытка провести параллели между логическими схемами процессов, происходящих в обществе людей (или языческих богов), и схемами физических явлений. Психологическая драма рассмотрена с точки зрения физических представлений об энергии - это, безусловно, новый подход к анализу литературных произведений. Богиня утренней звезды Инанна в ходе истории превращается из богини, излучающей свет (активное состояние) в инертную тушку (пассивное состояние), по дороге сбрасывая свои одеяния (теряя энергию). Необходим дополнительный источник энергии - бог Энки, чтобы вернуть богиню в верхний мир (в активное состояние). Однако, в результате поступка Инанны и внешнего вмешательства бога Энки нарушается абсолютное равновесие, которое существовало с самого начала между царствами света и тьмы. Попытка восстановить утерянную гармонию двух антимиров приводит к псевдоравновесию их состава - динамическому равновесию, достигаемому вечным обменом Думузи и его сестры. В мифе не происходит изменения сущностей всех действующих лиц. Но налицо - изменение их ролей и, как результат, изменение структуры рассматриваемой области божественной системы - она, в конечном итоге, превращается из статической в динамическую. Это происходит за счет дополнительной энергии, внесенной в нее извне богом Энки. Если нарисовать логическую схему переходов психологической энергии, которые происходят в божественных царствах по ходу мифологического повествования, то появляются ассоциации с энергетическими переходами, описываемыми в квантовой теории излучения света. Инанна - богиня света (возбужденный, "излучающий", верхний уровень). Эрешкигаль - богиня тьмы (основной, "поглощающий", нижний уровень). Процессы перехода из царства света в царство тьмы и обратно - суть процессы поглощения и испускания световых квантов. Было бы наивно сводить всю фабулу мифа только лишь к одному его метафизическому логическому анализу. На мой взгляд, историческая ценность послания к потомкам заключается, прежде всего, не в его логике, а, напротив, в его гуманитарном философском истолковании. Сведения о существовании двух основных начал - царства жизни (верхнего царства) и царства смерти (нижнего царства) не менее, а более ценны для мировоззрения простого человека, чем законы квантовой оптики. В мифе продемонстрировано чудо, всемогущество богов (помните, христианское - для Бога нет ничего невозможного). Провозглашается превосходство верхнего царства над нижним - оно смогло вернуть к жизни даже низверженную ("падшую") богиню - праобраз воскрешения Христа из мертвых и вознесения его на небеса. Однако, было бы абсолютно неверно сопоставлять языческую богиню с Господом. Сошествие Инанны с небес в смертное царство - ее прихоть, своеволие; сошествие Христа в мир смертных (на Землю) - сознательная жертва, приносимая им за последующее бессмертие верующих людей. Сошествие Инанны в этом смысле больше сродни падению Адама. Поэтому и ее воскрешение из мертвых - совсем не такое, как воскрешение Христа - оно даровано ей взамен чужой жизни, оплакано чужими слезами. То, что устраивает Инанну, абсолютно недопустимо для Христа. "Возлюби ближнего своего больше, чем самого себя" - вот один из критериев святости в христианстве. Сошедшая в смертный мир богиня, безмолвствует. Сошедший с небес Христос исцеляет. Н. Бердяев писал о цикличности языческих праздников. Время, рассматриваемое с точки зрения язычника, сворачивается в круг, начертанный бесконечной сменой времен года. Прошлое сменяется настоящим, настоящее возвращается к прошлому, так и не переходя к будущему. Н.Бердяев полагал, что одним из несомненных достоинств христианской веры является ее эсхатология - ожидание бессмертия, создание временной стрелы, когда происходит разрыв круга времени - он разворачивается от прошлого к будущему. При этом "вчера" навсегда остается в прошлом, а "завтра" случится нечто такое, что никогда еще ранее не происходило. Каждый миг неповторим и поэтому уникален. В мифе шумеров на наших глазах рождается цикличность - круговорот тьмы и света, происходит построение основы языческой веры и церковных ритуалов. Однако, любой полный цикл, как известно, сопровождается обязательной затратой энергии, а заканчивается в той же самой исходной точке, из которой мы вышли. Говоря языком психоаналитиков, сознание язычника бежит по кругу аналогично бегу по кругу сознания человека, находящегося в абсолютном бессознательном. Выход один, он очевиден - через сверхсознательное, разум, переосмысление прошлого и веры в будущее, дарованной Создателем.

221638  2000-02-07 12:33:40
Юрий Нечипоренко
- Валентине Грошевой - мне остается только поблагодарить автора столь пространной реплики за внимание. По сути, это эссе, нечто вроде рецензии на мой труд. Сказано много нового, но вот Бердяева, к примеру, я бы уж никак не читал...

221641  2000-02-08 12:41:36
Сергей Сергеевич Ковалёв http://www.ihep.su/~kovalev
- Сергей Сергеевич Ковалёв



Русский переплет


Aport Ranker

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100