Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Голосование | Топ-лист | Регистрация | Дискуссия Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Книга Писем Владимира Хлумова  Обозрение Алексея Шорохова  Кошачий ящик Василия Пригодича  Классики и современники 
Дискуссия

ОБОЗРЕНИЕ ШИНШИНА

На оттоманке с Шиншиным

"Один из говоривших был штатский, с морщинистым, желчным и бритым худым лицом, человек,
уже приближавшийся к старости, хотя и одетый как самый модный молодой человек;
он сидел с ногами на оттоманке с видом домашнего человека... Это был старый
холостяк Шиншин... злой язык, как про него говорили в московских гостиных"

"Война и мир", т.1, ч. 1, гл.15

04.04.2002
10:06

О Викторе Конецком

    Виктор Конецкий был не просто прекрасным писателем. Он всегда представал в своих книгах именно самим собой, Викой Конецким, а не "инженером человеческих душ", . . .

28.03.2002
00:52

ДК Завлабов?

    Юлий Борисович, с которым я соглашаюсь крайне редко, прав в одном: в ДК стало скучновато. Я бы сказал, что он, благодаря стараниям всего лишь нескольких, но весьма . . .

19.03.2002
18:32

России нужны избирательные цензы

    В дополнение к сказанному в предыдущих заметках, хочу добавить вот что: я считаю, что выбор Россией европейского (шире - западного) пути - если рассматривать его в . . .

14.03.2002
19:46

Один человек - один голос?

    Дополняя свою предыдущую заметку, хочу сказать, что, убеждаясь по мере "взросления" в том, что капитализм является наиболее оптимальным "способом производства", я . . .

13.03.2002
14:06

В ватнике с председателем Мао

    В 1976 году, будучи студентом второго курса, я написал на туалетной бумаге "Запрещено запрещать" и "Нет ничего реальнее невозможного"- два самых, пожалуй, знаменитых . . .

07.03.2002
16:31

Мы, нижеподписавшиеся...

    Посетители РП постарше, должно быть, помнят если не известный (мхатовский, кажется? - впрочем, его все театры страны тогда ставили) спектакль "Мы, . . .

25.02.2002
23:35

Так ли уж плохо жилось художнику при "развитом социализме"?

    Когда-то, в советские, давние уже времена один неплохой поэт, с большими трудностями "пробивший" в республиканском издательстве свою книжку стихов, сказал мне в . . .

21.02.2002
15:03

Несколько слов г-ну Сердюченко по поводу того, чья "мимикрия" унизительней...

    В Русский переплет я попал благодаря Сердюченко, разыскивая по Рамблеру, чего там еще написал неутомимый филолог в Интернете. Дело в том, что я не только люблю . . .

17.02.2002
10:16

Райчиха

    ... Зимой, когда полуметровый термометр на стене деревянного барака, где размещался штаб дивизии, застывал на отметке минус тридцать пять, утренняя уборка казармы . . .

14.02.2002
16:01

Что предполагалось?

    Дискуссионный клуб на Русском Переплете задумывался (как я это могу предположить) как явление в Интернете уникальное, и, несмотря на все издержки роста, продолжает . . .

20.11.2001
16:13

ПИСАТЕЛЬ ПОПИСЫВАЕТ- ЧИТАТЕЛЬ ПОЧИТЫВАЕТ (Почему мне "не нравятся современные писатели").

    Такая вот, представьте себе, беда - мне "не нравятся современные писатели". Случай, наверняка, не единичный (вон и булгаковский герой в "Театральном романе" "с ужасным . . .

08.11.2001
21:30

Беглые строчки об эссеистике Петра Вайля и Александра Гениса

    У русского писателя Виктора Конецкого есть забавное наблюдение, которое имеет прямое отношение к литературным блюдам, приготовляемым неутомимыми тружениками пера, энтузиастами кулинарии, путешественниками, а теперь еще (после выхода в свет "Родной речи") и историками родной (гм-гм) словесности Петром Вайлем и Александром Генисом. Раскрыв еще в шестидесятые у берегов Африки (сообщаю для девственных умов, что Конецкий был капитаном дальнего плавания) книгу одного из мыслителей не то восемнадцатого, не то девятнадцатого века, Виктор Викторович наткнулся в ней на фразу о том, что, мол, не стоило огибать половину мира, чтобы увидеть парочку спящих на африканском берегу львов - и, как он пишет, поразился ее уместности и точности. А через секунду подумал, что, прочти он, напротив, что, мол, как раз стоило обогнуть половину мира, чтобы увидеть парочку спящих на африканском берегу львов - охотно согласился бы и с этим выводом. Уверен, что капитан, высказываясь по совершенно другому поводу, тем не менее предвосхитил одно из основных свойств вайлевско-генисовской эссеистики, когда читатель, принятый авторами в свою приятную компанию, настолько расслаблен, что охотно соглашается со всем. что ему говорят.

    ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ УСПЕХА ВАЙЛЯ И ГЕНИСА СОСТОИТ, НЕСОМНЕННО, В УМЕНИИ СОЗДАТЬ В СВОИХ ТЕКСТАХ АТМОСФЕРУ НЕКОЕЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ РЕЛАКСАЦИИ, В КОТОРОЙ ЧИТАТЕЛЯ, УБАЮКАННОГО ВОЛНАМИ АВТОРСКОГО КРАСНОРЕЧИЯ, НЕ БЕСПОКОИТ НИ ОДНА СОБСТВЕННАЯ МЫСЛЬ. И ТОЛЬКО КОГДА ЧИТАТЕЛЬ НЕОЖИДАННО ОЧНЕТСЯ (ПОДОБНО ТОМУ, КАК ПРИХОДИТ В СЕБЯ ГИПНОТИЗИРУМЫЙ, КОГДА ПОСТОРОННИЙ ШУМ ВДРУГ ВЫРЫВАЕТ ЕГО ИЗ МЕРНОГО ЖУРЧАНИЯ РЕЧИ ГИПНОТИЗЕРА), ОН ВДРУГ ПОНИМАЕТ, ЧТО НАХОДИТСЯ В ПОЛОЖЕНИИ ПТЕНЦА, КОТОРОГО ДВА ПАПЫ-ПЕЛИКАНА ВАЙЛЬ И ГЕНИС КОРМЯТ ОТРЫЖКОЙ НЕ ТОЛЬКО ТЩАТЕЛЬНО ПЕРЕЖЕВАННОЙ, НО И УЖЕ ЗАБОТЛИВО ПЕРЕВАРЕННОЙ ИМИ "МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ".

    Иногда эта отрыжка подается авторами на стол в виде километров эссеистической лапши, поглощая которую все время вспоминаешь, что ты это уже не раз где-то ел. Вот, к примеру, отрывок из "Вавилонской башни" Гениса: "В отличие от Запада Воcток не cоблазнился образом разъятой на чаcти Вcеленной... Воcточные религии вcегда cтремилиcь выйти к переживанию единой, непрерывной реальноcти, преодолев изначально приcущую культуре диcкретноcть. Причем на Воcтоке ее преодолевают вмеcте c cамой культурой. Для этого здеcь веками разрабатывали медитативную технику, позволяющую переживать абcолютное единcтво вcех вещей". (Конец цитаты).

    Съедобно? Да. Сколько раз было уже съедено читателем в других предприятиях интеллектуального общепита? Ну, в зависимости от читательского стажа, от двух до тысячи двух раз. Повару это, впрочем, безразлично - гонорар за блюдо уже "уплочен".

    Но иногда наши кулинары пытаются удивить читателя чем-нибудь необычным. Например, в "Родной речи" обоих соавторов, в разделе, посвященном "Преступлению и наказанию ", сказано: "И тут интересно взглянуть на "Мастера и Маргариту", где участники процесса над человеком расположились так же, как в "Преступлении и наказании"... Роль Порфирия взяли на себя Воланд с Коровьевым - все тот же принцип справедливости, за который отвечает ведомство сил зла. Соня - это Иешуа с его ослепительным и безжизненным светом добра. Свидригайлов - это, конечно, Пилат, мудрец, знающий цену добру и злу и не желающий выбирать между ними. Но если подсудимый у Булгакова Мастер с его романом, то где же писатель у Достоевского? Не Раскольников ли?" (Конец цитаты). Обычный нормальный "образованец", на которого, собственно, и рассчитаны все книги В. и Г., сначала одобрительно кивает, но уже через секунду ошеломленно спрашивает себя - что за бред? При чем здесь "Мастер и Маргарита"? Зачем вообще нужны эти километровые натяжки и натужные умственные сопряжения? И, самое главное - почему он секунду назад одобрительно кивал?

    Зачем - понятно: увеличивается выходной вес, а, следовательно, и цена блюда. А почему? Да потому что В. и Г. БЕРУТ ЕГО, ЧИТАТЕЛЯ, ЗА РУКУ И ВЕДУТ С СОБОЙ (ПОДОБНО ТОМУ, КАК В "ГЕНИИ МЕСТА" ВАЙЛЬ ВОЗИТ ВАС В СВОЕМ ЧЕМОДАНЕ ПО ВСЕМУ МИРУ) В СВОЮ ИСТОРИЮ ЛИТЕРАТУРЫ, ГДЕ ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ НЕ РОДИОН РОМАНОВИЧ И ДОСТОЕВСКИЙ, НЕ МАСТЕР И БУЛГАКОВ, А ВАЙЛЬ, ГЕНИС И... КОНЕЧНО ЖЕ ОН, ЧИТАТЕЛЬ. Литературы, которой на самом деле не существует, литературы, которая, по Вайлю и Генису, является "занятием веселых и нарядных людей" (именно в этом обвинял Довлатов своих приятелей, которые, кстати, подозреваю, успели заработать на всех своих посвященных Довлатову текстах сумму. соизмеримую с довлатовскими гонорарами).

    ЗАБАВНО, ЧТО ВАЙЛЬ И ГЕНИС НЕ ТОЛЬКО ПЕРВЫМИ ДОГАДАЛИСЬ ОТКРЫТЬ ДЛЯ НЕИЗБАЛОВАННОГО ПОСТСОВЕТСКОГО ЧИТАТЕЛЯ СВОЮ ЭССЕИСТИЧЕСКУЮ ПИЦЦЕРИЮ, НО И ПРОДОЛЖАЮТ ГОТОВИТЬ В НЕЙ С ТАКОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬЮ, ЧТО ДРУГИМ ПОВАРАМ ПРОСТО НЕЧЕГО ДЕЛАТЬ В ЭТОМ СЕГМЕНТЕ МАССОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Разве что Парамонов придумает новый аперитив или соорудит нечто остренькое - да ассенизатор человеческих душ Сорокин, оторвавшись от увлекательных экскурсий вглубь бездонного сортирного "очка" своей незаурядной личности, соорудит новое блюдо для любителей тухленького. На сладкое - Б. Акунин. На второе - новый роман Пелевина, Татьяны Толстой, кто-то из западных - Фаулз, Борхес, но, скорее всего, Павич. Для любителей экзотической кухни - Чарльз Буковски, Уэлш, Арто. В советское время такие обеды подавали в ресторанах в дневной мертвый час. Назывались они "комплексными" и стоили раз в десять дешевле, чем ужин в вечернее время, когда столовая или кафе становились рестораном. Но нам, судя по всему, вечера ждать еще очень и очень долго.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
234344  2001-11-10 01:03:42
Читатель
- Еще один О ХАЙ появился в РП. Или это все тот же Румянцев? Глупо , зло и, главное, бесталанно. Дебют малообещающий. Может, все-таки, "первый блин комом"?

1

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100