"> ">
И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа
"Обломов"
в трилогии "Обыкновенная история" -- "Обломов" --
"Обрыв".
Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная
проблематика.
Без имени Гончарова история русского романа была бы неполной. Через призму романа "Обломов", этого умного, очень русского романа мы лучше понимаем и наш сегодняшний день, и нашу историю, т. к. в Обломове писатель воплотил русский национальный тип, осмыслив его национальные (в традициях, фольклоре, нравах, идеалах) и социальные корни. Роман следует прочитать как размышление о русском характере, о России, о её судьбе. Поэтому наиболее целесообразный путь анализа романа -- проблемный.
Не слишком наполненная внешними событиями жизнь И. А. Гончарова тем не менее дает массу информации для интересного и увлекательного рассказа о нем. В этой жизни была и большая, но неразделенная любовь, и путешествия по свету, и государственная служба, причем в "страшной" роли цензора, и сложные отношения с И. С. Тургеневым, едва не дошедшие до дуэли, и воспитание детей своего умершего слуги, и многие другие факты, которые своей непривычностью для современного школьника могут по-настоящему заинтересовать и увлечь.
1.
Вступление
писателя в литературу в эпоху "прозаического" века.
2.
Знакомство
с идейно-эстетическими позициями писателей "натуральной
школы".
3.
Критическое
отношение к "герою времени", переродившемуся из живой индивидуальности в
безликий "социальный тип".
4.
Противопоставление
практицизму, чину и должности "героя времени" вечных потребностей
человеческой
натуры: красоты, любви, творческих порывов.
5.
Изображение
России в эпоху перехода от патриархально-крепостнических к
пореформенно-буржуазным
отношениям.
6.
Конфликт
прекраснодушных мечтаний героев прошлого и "деловых людей" нового
времени.
В контексте идейно-эстетических взглядов писателя на уроке уместно обсуждение проблемного вопроса -- что такое художественное произведение: учебник жизни, слепок с натуры или чудо искусства?
В центре первого урока -- очерк жизни и творчества Гончарова, определение места романа "Обломов" в трилогии "Обыкновенная история" -- "Обломов" -- "Обрыв", которое позволит сделать вывод о правомерности авторского объединения этих трех самостоятельных произведений в своеобразное единство. Этот материал можно изложить лекционно, либо включить в лекцию учителя заранее подготовленные индивидуальные сообщения учащихся.
1. Замысел романной трилогии Гончарова и его воплощение в романе "Обыкновенная история".
2. Трехгодичное кругосветное путешествие Гончарова и его отражение в путевых записках "Фрегат .Паллада.".
3. Художественная концепция, система персонажей, жизненные коллизии романа "Обрыв".
В лекцию учителя может быть включена информация о творческой истории романа "Обломов". Для выяснения смысла композиции романа можно составить опорную схему:
Первая и четвертая части романа -- его опора, почва. Взлет во второй-третьей частях -- кульминация романа, та самая горка, на которую приходится взбираться Обломову.
Первая часть романа внутренне связана с четвертой частью, т. е. сопоставленными оказываются Обломовка и Выборгская сторона.
Четыре части романа соответствуют четырем временам года. Роман начинается весной, 1 мая.
История любви -- лето, переходящее в осень и зиму. Композиция вписана в годовой круг, ежегодный круговорот природы, цикличное время. Гончаров замыкает композицию романа в кольцо, заканчивая "Обломова" словами: "И он рассказал ему, что здесь написано". Из этого замкнутого круга Обломову не вырваться. А, может, наоборот? И вновь проснется утром в своем кабинете Илья Ильич?
Стремление "к точке покоя" -- так выстраивается композиция романа. Оригинальная и многозначная композиция книги -- это одно из доказательств, что художественное произведение -- это "чудо искусства", это особый мир, живущий по своим, художественным законам.
Итог урока. Внешне размеренная жизнь и неторопливое творчество Гончарова были наполнены и неожиданными поворотами, и взвешенными и глубоко продуманными оценками. На общественные события эпохи 1840-х годов Гончаров откликнулся своеобразно. В романах трилогии его "герои времени" делятся на мечтателей, философски мудро осмысливающих жизнь с позиций патриархальности, но сохранения вечных ценностей, и "деловых людей" нового века, превращающихся из романтиков в реалистов. Композиция романа "Обломов" показывают высокое мастерство писателя в создании многослойного подтекста романа. Социальная и нравственная проблематика романа задает читателю вечные вопросы, волнующие человечество: возможна ли диалектика временного и вечного, конкретно-исторического и общечеловеческого, сатирического и лирического.
Обломов -- "коренной народный наш тип". Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову.
"Наше имя
легион!" --
так Обломов говорит о своей похожести на окружающих его людей. Но в то же
время
он разительно не похож на других.
На уроке необходимо доказать жизненность этого образа, его внутреннюю сложность, ведущую к неоднозначным оценкам. Следует показать его связь с литературными предшественниками, с образами русского фольклора и сделать вывод, что Обломов -- "коренной народный наш тип", указав на гоголевские традиции изображения жизни.
1. Прав ли Добролюбов, утверждая, что "в каждом из нас сидит значительная часть Обломова"? Действительно ли Обломовых -- "легион"?
2. Как и почему энергичный, озорной, пытливый Илюша Обломов превратился в неподвижного, апатичного Илью Ильича Обломова?
3. Антиподы ли Обломов и Штольц?
Обсуждение этих проблем можно организовать с использованием групповой формы работы.
1. Проанализируйте начало романа "Обломов" до слов "Дай только волю себе, так и...". Какие детали портрета и интерьера помогают сразу оценить характер Обломова? В одной из статей о романе портрет Обломова сравнивается с античной статуей. Есть ли основания для такого сопоставления?
2. В I--III главах первой части романа до прихода Тарантьева мы видим Обломова лежащим в постели полдня. Как это связано с образами русского фольклора? В чем символический смысл этой сцены?
3. Сопоставьте Обломова с приходящими к нему гостями. Что в них общего? Каков композиционный смысл изображения многочисленных гостей Обломова? Почему автор делает их представителями разных социальных слоев?
4. Почему слово "другой" и соотнесение себя с "другими" оскорбило Обломова (часть I, глава VIII)? Что имеет в виду Обломов, утверждая: "Наше имя легион!"
5. Почему не осуществились юношеские мечты Обломова?
1. Проанализируйте "Сон Обломова" (часть I, глава IX). Что такое Обломовка -- "всеми забытый, чудом уцелевший блаженный уголок -- обломок Эдема" или точка отсчета нравственного падения героя, начало его гибели? Найдите в "Сне Обломова" черты физиологического очерка. Как это помогает понять социальную психологию Обломова-"барина"?
2. В "Сне Обломова" Гончаров называет сказку о Емеле-дурачке "злой и коварной сатирой на наших прадедов". Какой смысл выявляется при сближении образа Обломова с Емелей?
3. Сопоставьте образы Обломова и Захара. Кто у кого в рабстве? Какой смысл выявляется в том, что Обломов не может обойтись без Захара, а Захар -- без Обломова?
4. Какое слово более точно называет состояние Обломова -- лень или покой? Подтвердите свои суждения текстом. Прокомментируйте мысль Обломова "Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать ее!"? Доволен ли Обломов своим способом существования?
5. Правда ли, что в романе "внутренно прославляется русская лень"? Подтвердите или опровергните эту точку зрения, аргументируя свои суждения текстом.
1. Вспомните, как воспитывались Обломов и Штольц. Кто из них, по-вашему, более убедителен в утверждении своего жизненного идеала?
2. Проанализируйте разговор Обломова и Штольца об обломовщине (часть II, глава IV). В чем истоки их различных жизненных позиций?
3. Счастлив ли Штольц оттого, что умеет "делать деньги"? Какой смысл выявляется в том, что Штольц -- "русский" немец? Почему автору симпатичен Штольц -- герой новой, буржуазной формации?
4. Почему столь разные люди, как Обломов и Штольц, дружат всю жизнь? Докажите, что и "мечта", и "дело" имеют одни и те же "барские" корни. "Деятельные Штольц и Ольга живут, чтобы что-то делать. Обломов живет просто так". Каково отношение автора к героям в этой оценке? Прокомментируйте эту мысль, выскажите к ней свое отношение.
5. Что такое "цель жизни"? Что значит -- "жить просто так", "жить, чтобы жить"?
В заключительной части урока следует обсудить проблему, поставленную самим автором романа. Что же такое обломовщина? -- "Одно слово <...> а какое... ядовитое" или "поэтический идеал жизни"?
Итог урока. Обломовщина имеет социальные (в условиях воспитания и барского происхождения) и национальные (в традициях, представлениях, моральных нормах, идеалах, культуре) корни. "Лежание" Обломова" не просто лень и апатия как черты характера, а позиция, убеждение в том, что "жизнь есть поэзия", отдых, покой. Обломов и Штольц в широком смысле есть как бы две крайности национального русского характера, в котором сочетаются чудовищная лень, мечтательная созерцательность и деловитость, талант, любовь к ближнему.
"Обломов" как роман о любви. Авторская позиция и способы ее
выражения в романе.
Автор не случайно проводит своего героя через испытание любовью. Он проверяет его на способность к высшей человеческой ценности, считая, что любовь -- это не только чувство влюбленности одного человека в другого, но и отношение к миру.
Урок может быть организован в форме семинара. Для этого следует объединить школьников в рабочие группы.
Группа 1. Обломов и Захар: любовь-вражда.
1. Проанализируйте разговор Обломова и Захара (часть I, глава 8) со слов "Обломов быстро приподнялся и сел на диване..." до слов " ...у меня поважнее есть забота".
2. Докажите, что Обломов и Захар как братья-близнецы, которые один без другого просто существовать не могут и рабство их взаимно.
3. Есть мнение, что Захар -- карикатура на своего барина. Подтвердите или опровергните эту точку зрения. Как в образе Захара выражается авторская позиция по отношению в Обломову?
Группа 2. Обломов и Штольц: любовь-дружба.
1. Проанализируйте эпизод последней встречи Обломова и Штольца из романа И. А. Гончарова "Обломов" (часть IV, гл. IX) со слов " Обломов тихо погрузился в молчание и задумчивость..." до слов "... оперся руками на стол и закрыл лицо руками".
2. Почему перед встречей Обломова и Штольца автор описывает "неопределенное, загадочное состояние" Обломова? Какой смысл при этом выявляется?
3.
Какими способами рисует Гончаров нравственные
позиции
Обломова и Штольца? Как разрешается конфликт между героями в конце эпизода?
На
чьей стороне автор?
Группа 3. Обломов и Ольга: любовь-любовь.
1. Проанализируйте диалог Обломова и Ольги Ильинской из романа И. А. Гончарова "Обломов" (часть II, гл. VII). Какой конфликт лежит в основе диалога Обломова и Ольги? Как изменяется психологическое состояние героев к концу эпизода? Какими способами автор изображает это изменение? Какой смысл выявляется в том, что в диалоге почти нет слов автора?
2. Докажите, что в Ольге интегрированы "чувство" и "дело"? Почему она не может любить Обломова, не мечтая изменить его?
3.
Какой символический смысл приобретает в отношениях
Обломова и Ольги такая деталь, как "восточный халат" Обломова? Что
погубили
в Обломове Ольга и Штольц?
Группа 4. Обломов и Пшеницына: измена высоким идеалам?
1. Проследите, как шел процесс сближения Обломова с Агафьей Пшеницыной (часть IV, глава I). Чем она привлекла Обломова?
2. Отношения с Пшеницыной "развенчивают" Обломова или поэтизируют его образ? Попытайтесь найти подтверждение каждой точке зрения.
3.
Докажите, что жизнь с Пшеницыной стала для героя
обретением желанной точки покоя. Почему именно дом Пшеницыной помог Обломову
полностью раскрыть лучшие качества своей души?
1. Кто из героев наиболее достойно прошел испытание любовью?
2. Было ли возможно счастье Ольги и Обломова? За что она полюбила героя?
3. Действительно ли "идеал его жизни осуществился" в доме Пшеницыной?
4. Верите ли вы в "вечность" счастья Ольги и Штольца?
5. Как в драматических отношениях героев романа отразилось нигилистическое восприятие культурных ценностей патриархальной России? Почему это мешает развитию России новой?
6. Как в романе символически отразился конфликт "отцов" и "детей"?
7. Почему нельзя абсолютизировать приоритет жизни "ума" над жизнью "сердца"?
Итог урока. Любовь есть смысл жизни для Обломова и -- шире -- для каждого человека. Но она не должна перерастать в диктат одного над другим, сохраняя самоценность духовного мира каждого человека.
Роман "Обломов" в русской критике: оценка романа Н. А. Добролюбовым, Д. И. Писаревым, А. В. Дружининым. "Обломовщина" как общественное явление. И. А. Гончаров как литературный критик.
"Золотое сердце" или "русская лень"? Так далеко разошлись оценки главного героя романа Гончарова в критике.
Урок должен помочь сопоставить разные точки зрения на роман и образ главного героя, уточнить, скорректировать восприятие учащихся. Двойственностью характера главного героя объясняются противоположные суждения о нем первых критиков романа.
"Золотое
сердце" |
"Русская
лень" |
Честность,
совестливость, добросердечие, кротость,
стремление к идеалам, мечтательность, поэтичность,
доброта |
Инфантильность,
безволие, неспособность к действию, апатичность, медлительность,
нерешительность
|
Список положительных и отрицательных черт Обломова, названных школьниками, можно продолжить. Это даст им возможность понять, что Обломов -- сложный образ, отражающий сложность и противоречивость русского национального характера.
Работа на уроке может быть организована в группах, каждая из которых прокомментирует точку зрения одного из литературных критиков.
Группа 1. Н. А. Добролюбов. Что такое обломовщина?
1. Почему Добролюбов считает главными пороками Обломова его нравственное рабство, барство и неумение работать?
2. С каким чувством изображены автором эти черты Обломова?
3. Подтвердите текстом правомерность обеих позиций.
Вывод. Н. А. Добролюбов рассматривал характер Обломова с позиций революционеров-демократов. Он видит его последним в ряду "лишних людей" и обличает "обломовщину" как общественный порок. Но он увидел только одну сторону характера героя: его социальную несостоятельность, тогда как сам Гончаров рисует образ Обломова более многозначным: вневременным, "вечным", лиричным, общечеловеческим.
Группа 2. Д. И. Писарев. "Обломов". Роман И. А. Гончарова.
1.
Какие противоречивые, взаимоисключающие черты
характера
Обломова видит Писарев?
2.
Прав ли критик, объясняя двойственность характера
Обломова неизбежностью переходной эпохи от старорусской жизни к
европейской?
3.
Показал ли Гончаров в романе, что таких людей, как
Обломов "нужно жалеть", потому что они "жертвы исторической
необходимости".
Вывод. В критических взглядах Д. И. Писарева заметна резкая смена отношений к образам романа "Обломов": от положительных оценок до резкого неприятия.
Группа 3. А. В. Дружинин. "Обломов". Роман И. А. Гончарова.
1. Прав ли Дружинин, что "нежная, любящая натура Обломовых вся озаряется через любовь"? Подтвердите свои мысли текстом.
2. Какой смысл вкладывает критик в такую оценку: "...он любезен нам, как чудак, который в нашу эпоху себялюбия, ухищрений и неправды мирно покончил свой век"?
3. Почему Дружинин сравнивает сравнивает Гончарова с фламандскими живописцами? Найдите в тексте примеры такого воссоздания жизни.
Вывод.
Дружинин считает, что Обломов "любезен всем нам и стоит беспредельной
любви".
Критик называет его чудаком, потому что он в ущерб своему человеческому
достоинству
не хочет стать дельцом, потерять свое золотое сердце, которое никого не
обмануло,
не научило "ни одного человека ничему скверному".
Группа 4. Роман "Обломов" в критике XX века.
1. В чем видит "вечность" Обломова Ю. Айхенвальд? ("Силуэты русских писателей", 1906--1908).
2. Какую оценку дает героям романа "Обломов" Ю. Лощиц? ("Феномен Гончарова", 1982).
3. Прокомментируйте мысль критика В. И. Мельника, что в образе Обломова "Гончаров передает драматическую попытку человека уйти от времени" ("Илья Обломов и .лишние люди. в русской литературе", 1991).
При наличии времени каждая группа может прокомментировать и оценки в критике образов Штольца и Ольги.
В заключительной части урока учитель или подготовленный ученик сообщают классу о литературно-критической деятельности Гончарова, его оценках комедии Грибоедова "Горе от ума" в статье "Мильон терзаний".
Итог урока. В
критике XIX века
мнения
о романе Гончарова разделились на два лагеря в решении вопроса, что важнее:
"художественность"
или "социальная значимость" произведения. Критики
революционно-демократического лагеря видели в Обломове апофеоз "лишнего
человека", менее радикальная критика пыталась заметить в нем и
положительные
черты русского национального характера. В оценках исследователей конца XX века образ Обломова
трактуется в диалектике "временного" и "вечного", социального и
общечеловеческого, сатирического и лирического начал.
После изучения романа "Обломов" возможно домашнее сочинение на одну из тем, предложенных учителем:
1.
Обломов -- лицо сатирическое или трагическое?
(По
роману Гончарова "Обломов").
2.
Почему Пшеницына оказалась для Обломова милее Ольги
Ильинской? (По роману Гончарова "Обломов").
3.
Можно ли считать положительным героем Штольца? (По
роману Гончарова "Обломов").
4.
Чем отличаются "четыре возраста" Обломова? (По
роману Гончарова "Обломов").
5.
В чем противостояние России и Европы в романе И. А.
Гончарова
"Обломов"?
6. Какие образы в романе И. А. Гончарова "Обломов" имеют символический смысл?
1.
"Обломов, без своего "Сна", был бы
созданием неоконченным, не родным всякому
из
нас..." (А. В. Дружинин).
2. Любовь в жизни Обломова. (По роману Гончарова "Обломов".)
Зачетная работа за первое полугодие
Итоговый контроль уровня литературного развития
учащихся
за учебное полугодие может быть проведен в форме зачетной работы,
проверяющей
начитанность, умения литературоведческого анализа и степень развития
письменной
монологической речи учащихся. Работа должна включать в себя задания, проверяющие
знакомство школьников с произведениями, входящими в круг обязательного
чтения,
и задания,
проверяющие уровень глубины понимания изученных произведений, знаний о
литературе и умений интерпретировать художественный текст, что соответствует
требованиям
образовательного стандарта по литературе. В контрольную работу должны быть
включены вопросы и задания по творчеству Пушкина, Лермонтова, Гоголя,
Гончарова, Тютчева, Фета, так как, согласно Стандарту, произведения этих
писателей изучаются и контролируются обязательно. В процессе выполнения
работы
десятиклассники не пользуются текстами, за исключением заданий, связанных с
анализом эпизода или стихотворения, когда школьники получают необходимые
фрагменты.
Предлагаем варианты зачетной работы для базового (А) и профильного (Б) уровня.
1.
Каким поэтам
принадлежат стихотворения:
а)
"Я пережил
свои
желанья...", "Если жизнь тебя обманет...", "Демон". Как в них
меняется
отношение лирического героя к окружающему миру?
б)
"Певице",
"Еще
одно забывчивое слово...", "На качелях". Каково авторское отношение к
общей теме этих стихотворений?
в)
"Полдень",
"Осенний
вечер", "День и ночь". Каково авторское отношение к природе в этих
стихотворениях?
2.
Из каких
произведений эти строки?
г)
Я знал
красавиц
недоступных,
Холодных, чистых, как зима,
Неумолимых, неподкупных,
Непостижимых для ума.
Назовите
особенности жанра этого произведения.
д)
О чем же думал
он? О том <...>
Что мог бы бог ему прибавить
Ума и денег; что ведь есть
Такие праздные счастливцы
Ума не дальнего, ленивцы,
Которым жизнь куда легка!
Какая
"сквозная"
тема русской литературы отразилась в этом
произведении?
е)
На ближайшем
кладбище под скромной урной покоится тело его, между кустов, в затишье.
Ветви
сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой, да безмятежно
пахнет
полынь. Кажется, сам ангел тишины охраняет сон его.
По каким
реалиям
текста вы определили произведение?
3.
Перечислите
стихотворения А. С. Пушкина о любви. Докажите цитатами из них, что
тема любви переплетается у поэта с темой свободы.
4.
Назовите 3
стихотворения М. Ю. Лермонтова о жизни и смерти. Запишите строки
из
них, где автор говорит о философском отношении к этой
проблеме.
5.
Назовите
стихотворения Ф. И. Тютчева о природе. Как в них проявилось философское
отношение
поэта к природе?
6.
Назовите
последовательность времен года в романе И. А. Гончарова
"Обломов".
Каков смысл смены времен года в романе?
7.
Чем сходны и чем отличаются теоретико-литературные понятия
"юмор--ирония--сатира--сарказм". Подтвердите свои мысли
примерами.
8.
Проанализируйте
художественные образы, с помощью которых Н. В. Гоголь рисует
картину
Невского проспекта в повести "Невский проспект". Прокомментируйте
авторские
оценки и роль изобразительно-выразительных средств в создании образа
Невского
проспекта.
9.
Проанализируйте стихотворение Фета "Одним толчком согнать ладью
живую...".
В чем сущность размышлений поэта о поэтическом даре?
10.
Проанализируйте эпизод именин Обломова из романа
Гончарова "Обломов" (часть IV,
гл. II). Почему Обломов не принимает предложений Штольца?
Какие черты русского национального характера отразились в обоих героях?
Охарактеризуйте авторскую позицию по отношению к
героям.
1.
Каким поэтам
принадлежат стихотворения:
ж)
"Соловей",
"Снигирь",
"Бог". Как в них выразилось авторское отношение к духовным возможностям
человека?
з)
"Море",
"Эолова
арфа", "Певец во стане русских воинов". Определите их жанр
и)
"Мои пенаты", "Радость", "Вакханка". Каково авторское отношение к жизни в этих
стихотворениях?
к)
"Против
течения",
"Илья Муромец", "Государь ты наш батюшка...". Как в них отразилось
авторское отношение к русской истории?
2.
Из каких
произведений эти строки?
л)
...Граф
Хвостов
Поэт, любимый небесами,
Уж пел бессмертными стихами
Несчастье невских берегов.
Дайте к этим строчкам
историко-культурный комментарий.
м)
Сияла ночь.
Луной
был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь открыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Докажите, что
особенности
поэтического синтаксиса в этом отрывке помогают понять характер переживания
лирического героя.
н)
Так, весь
овеян
дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...
Назовите другие
стихотворения поэта на эту же тему. Каково авторское отношение к
ней?
3.
Назовите стихотворения Пушкина, связанные с темой
дороги. Докажите ,что образ дороги у поэта имеет символическое и философское
звучание.
4.
Назовите стихотворения М. Ю. Лермонтова,
связанные с жанром молитвы. В чем специфика его отношения к молитве как
способу
духовного общения?
5.
Назовите произведения русских писателей XIX века, в
которых раз.ви.ва.ется тема "маленького человека". Откуда появилось это
название?
6.
Перечислите женские образы романа И. А. Гончарова
"Обломов".
Назовите детали портрета, характерные для каждого
образа.
7.
Чем сходны и
чем
отличаются теоретико-литературные понятия
"персонаж--герой--характер--тип".
Подтвердите свое мнение примерами
8.
Проанализируйте систему образов-персонажей в
повести
Н. В. Гоголя "Невский проспект". Как это помогает в понимании
идейного смысла повести? Аргументируйте свою позицию.
9.
Проанализируйте
стихотворение Ф. И. Тютчева "Тени сизые смесились..." В чем
особенности его содержания и формы? Докажите, что это стихотворение носит
философский
характер.
10.
Проанализируйте письмо Обломова к Ольге Ильинской и
сцену их объяснения из романа Гончарова "Обломов" (часть II, гл. X). Какими
способами автор передает психологический подтекст эпизода?
[1]. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. 1906.1908.
[2] Мельник В. И. Илья Обломов и .лишние люди. в русской литературе. 1991
[3] Гончаров И. А. Обломов. (Часть II, глава X).
[4] Кулешов В. И. Этюды о русских писателях. 1982.
|
|
|
|
|
|
Вы ошибаетесь, прелестница. Базаров никоим образом не "схож" с ПечОриным.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ныне учителя малограмотны стали, а ученики воруют чужие тексты из интернета.
|
|
|
не нужно всех грести под одну гребенку, если дети-это позор, то вы сами в этом виноваты, не вы конкретно, а ваше поколение, так воспитали значит. ИМХО а дети - это цветы, и у неумелого садовника превращаются в мусор
|
|
|
|
Ирочка, ответы ищите в себе, на себе и под собой! Удачи Вам!
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сайт помог.Планы ответов пришлись очень кстати ДАЖЕ ученикам.Выражаю благодарность.Дальнейшего развития и процветания )) Спасибо за внимание.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отвечайте, пожалуйста, за свои слова, но не за чужие! Может быть, Вы не так понимаете писанные предложения?
|
|
Прошу прощенья, но подобные заявления, если, конечно, они не преследуют политических целей, обнаруживают полнейшее плачевное состояние современного российского мировоззрения - поделом тогда нам. Дело в том, что естественная Наука ничем другим кроме материальности не оперирует. Она не опирается на чудеса - она призвана их разоблачать хотя бы тем, что должна отыскивать устойчивые материальные связи, которые делают ╚чудеса╩ управляемыми и укрощенными. Ни самолёты, ни автомобили не движутся по ╚щучьему велению╩, а если бы было иначе, то - зачем человеку нужны такие автомобили и самолёты? Тоже самое - лампочка призвана давать свет ВСЕМ желающим вне зависимости от их верований. Электроны управляются полями, но не божественным провиденьем. Биологическая клетка - это воплощение материальности. Стало быть, материальное понимание мира влечёт некое пренебрежение иррациональностью. Там, где существует Наука, там не может быть ничего мистического.╩ Подчеркивание в ответе на мой материал ╚Как я читали этот школьная учебники ╩ мое. Дело в том, что один из преподавателей философии высказывался в том же духе, пока не прервал поступление моих материалов из рассылки, отправив меня в спам. Так и не удосужившись проследить историю своего воинствующего атеизма. Мало того, что мой материал указывает , что именно представители светской науки отказываются прослеживать причинно-следственные связи хоть до какого-то здравого конца, обрывая свои рассуждения и заканчивая их полной смысловой несуразицей только в угоду тому, что последовательное мышление заставит признать наличие предустановленности мироздания. А предустановленность почему то связывают с иррациональностью, с чудом. ╚ Объяснения Науки - собственно её теоретическая часть - не имеет право давать сатисфакцию человеческому уму экивоками в сторону какого бы ни было бога. Вообразите себе, Вы открываете учебник физики, а там написано только одно и одной строчкой: всё в воле бога и никаких закономерностей быть не может, молитесь - и будет дано вам по вашей вере. Или пуще того, Вы приходите к врачу, а он отсылает Вас за лечением в церковь. Или, давайте доведём себя до такого социального состояния, что - будет день, будет и кров, и пища, т.е., не будемте строить ни домов, ни мостов, ни электростанций, ни делать запасов, ни шить одежды, ни многих других вполне материальных и практических вещей. Наука это не религия, и научное мировоззрение ничем иным быть не может. Если Вам, паче чаяния, нужны нематериалистические объяснения - оставьте Науку в покое, закройте все учебные заведения, давайте детям одно церковно-приходское образование, впрочем, никакого образования вообще не нужно. Поразительно! Оказывается, Наука всё ещё чего-то не понимает, и, следовательно, она ложна!? Оказывается, у Науки всё ещё есть узкие места! - караул! Меня всегда повергала в ужас подобная ╚логика╩! Если на текущий момент Наука чего-то не знает или чего-то не может стойко объяснить - то что? Она этого не узнает никогда? Она не сможет объяснить этого вовеки? Знаете, мне совестно говорить Вам это, но еще в средневековье Наука многих вещей, которые тривиальны нынче - не знала. В частности, общественное сознание было уверено относительно плоской формы Земли - ну, и что? Разве Земля плоская? Если мы многого ещё чего не понимаем, - то что? - надо бухаться на колени и ждать манны? Божественный План это всего лишь гипотеза и её необходимо, дабы не выглядеть смешно, материалистически доказывать. Доказав её материалистически, Вы обнаружите много разных материальных связей и ни одного чуда. И дарвинизм - это тоже гипотеза, но он (дарвинизм) хотя бы научен, а не голословен. ╚ Из другой дискуссии на другом форуме: Попробуйте объяснить слово механизм, который употребляется в СТЭ, без цели (Шадрин В.В. @ 08 марта 2010,07:00) QUOTE Попробуйте объяснить слово механизм, который употребляется в СТЭ, без цели Иллюзия цели эволюции возникает при линейной экстраполяции нескольких ее последовательных точек "на бесконечность". Более подробное рассмотрение материала показывает, что всякая тенденция (воспринимаемая как Цель) иссякает и уступает место иной. Динозавры яркий, но не единственный пример. Я Вам про Фому, а Вы мне про Ерему. К тому же отойдите чуть дальше - не смотрите в упор. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Страница 1, сообщение 14 Шадрин В.В. QUOTE Попробуйте объяснить слово механизм, который употребляется в СТЭ, без цели Я читал рекомендации для участников форума и там рекомендуют расшифровывать аббревиатуру, очень хорошая рекомендация. Если предположить, что речь идёт об употреблении термина ╚механизм╩ в теории, то в теориях он обычно понимается как некая последовательность(мое выделение В.Ш.) событий и обстоятельств, обуславливающих процесс, описываемый в теории. Если теория, по своей сути является математической дурилкой, показывает только некие конечные величины, различные соотношения и не рассматривает явления в развитии, то да, употребление этого термина не уместно. Это уже вопрос порядочности учёных. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Стэ-синтетическая теория эволюции. Последовательность -не существует без предопределенности. Я все-таки обращаю Ваше внимание на важный вывод о детерминированности языка, и если теория СТЭ говорит о том, что у эволюции нет цели, то будьте добры не пользоваться словами при объяснении, которые на эту цель указывают - и Вы поймете, что слов не останется для выражения своей позиции , в этом суть. ╩Бедная Россия, бедное её будущее! И последнее, да будет известно, что естественная Наука не ищет Истину; Истину ищет философия флаг ей в руки; Наука ищет феномены и явления, которые она может с пользой для человека проэксплуатировать; утилитарный опыт - вот истина Науки. Рассказы по какую-то там заоблачную Истину - это дело рук прожектёров от науки и пылких гуманитариев. ╚ Так ли это? Словосочетание научный атеизм говорит об обратном. Такое неглубокое мышление-результат стереотипности , штампов в основании логики мышления, привычка видеть не суть передаваемого события, явления. Выводы: ╚всё в воле бога и никаких закономерностей Если Вам, паче чаяния, нужны нематериалистические объяснения Божественный План это всего лишь гипотеза и её необходимо, дабы не выглядеть смешно, материалистически доказывать. Доказав её материалистически, Вы обнаружите много разных материальных связей и ни одного чуда. И дарвинизм - это тоже гипотеза, но он (дарвинизм) хотя бы научен, а не голословен. ╚ Давайте посмотрим: собственно план эволюции Мироздания отвергает ли он ╚материалистические связи╩. Есть ли в нем место чуду!!! У нас нет другой аналогии, чтобы рассмотреть понятие ╚план╩, как аналогия с производством. И именно эта аналогия и показывает нам, что только в плане нет места чуду, только при выверенном планировании чего-либо нет случайности и хаоса, которые и составляют предмет любого чуда. А теперь давайте посмотрим на ухищрения ученых, объясняющих нам эволюцию мироздания: Газета Троицкий вариант от 17 февраля 2009 года Профессор биологического факультета МГУ Алексей Меркурьевич Гиляров: "Похвальное слово Дарвину" "Мне уже пришлось в другом месте цитировать недавнюю прекрасную статью новосибирского биолога Олега Кастерина, носящую очень точное название "Дарвинизм, как частный случай Бритвы Оккама"..... Ну а "основной смысл и величие дарвинизма", как пишет Кастерин, и состоит в том, "что он утверждает отсутствие специальных механизмов эволюции, в той или иной степени предполагающих эволюционные изменения в качестве своей "цели"...". (Мое выделение В.Ш.)Лучше не скажешь! Эволюция вовсе не нацелена на будущее, она просто фиксирует настоящее. Остается только восхититься гением Чарльза Дарвина, великого труженика науки, внимательного натуралиста и глубокого мыслителя". Неужели не видно, что приспособленчество, вульгарно трактуемое дарвинизмом неизбежно ведет только к паразитизму, к лени, к деградации , но не к эволюции, что эволюцию поддерживают вложенные инстинкты вначале: потребность питания и потом осознание причинно-следственных связей. Как назвать процесс самоорганизации другим словом, более понятным и соответствующим тому содержанию, какое пытаются передать как не чудом. Если написать это простым языком, то звучать это должно так : Все смешалось в доме Облонских, а на выходе получилось совершенство, посредством чуда. Только план абсолютно отвергает чудо, именно план дает полную картину причинно-следственных связей, названных материалистическими. Именно план согласует все детали мироздания. Так на каком основании отвергли план, а с ним и Разум природы, на каком основании план не разбирается наукой, как более чистое и адекватное соответствие ╚ материалистическому подходу╩ к действительности? А с ним и Бога? ╚Наука это не религия, и научное мировоззрение ничем иным быть не может. Если Вам, паче чаяния, нужны нематериалистические объяснения - оставьте Науку в покое, закройте все учебные заведения, давайте детям одно церковно-приходское образование, впрочем, никакого образования вообще не нужно. ╚ ╩Поразительно! Оказывается, Наука всё ещё чего-то не понимает, и, следовательно, она ложна!? Оказывается, у Науки всё ещё есть узкие места! - караул! Меня всегда повергала в ужас подобная ╚логика╩!╩ Ученые не могли не знать, что понятие Бог это не только понятия переданные ╚Гундяевыми и Кураевыми╩. Что помимо этого существуют и те, кто не говорит ни о какой догме, ни о каких чудах. То, что наука остановилась на самом исковерканном объяснении и параллельно не рассматривала другие объяснения и говорит о ее методологическом промахе, по сути, о предвзятости, о научной близорукости, о подтасовке наблюдений за природой. Ведь это ученые отказались от детерминизма, ведь это они сделали понятия хаос, случайность, безцельность , неразумность природы-научными основами. Но из чего более вытекает чудо , как из недетерминизма и что более всего ему противостоит как полный детерминизм, как запланированность и четкий расчет. Так от чего более ужасны последствия от желания понять план и ему следовать , или от сопротивления этому плану . Повторюсь, что изучение истории начало претендовать на научность только тогда, когда заговорили о цели развития!!!. Но случайные мутации, которые как составные части дарвинизма принял марксизм-перечеркивают любые ╚национальные проекты╩, так как в любое время непредсказуемая мутация может оборвать любое направление развития, направив его в неизвестную сторону!!! О Каких закономерностях идет речь в этом случае. Неужели этот абсурд не виден. Повторюсь, что в индуизме интеллект назван разрушителем реальности, а его шея это наши мотивы, т.е чувства. Если интеллект не видит, куда поворачивает его шея-то он ведом этими мотивами и не чист в своих пристрастиях. Объясняет ли это нам психология? ╚ Стало быть, материальное понимание мира влечёт некое пренебрежение иррациональностью. Там, где существует Наука, там не может быть ничего мистического.╩ Планирование и логичность! Отвергает ли планирование формальную логику? Ответ очевиден. Самоорганизация и мистика- не близнецы ли братья?... Человек, которого не удовлетворят смыслы этих объяснений неизбежно подойдет к кризису смысла жизни и обнаружит, что он не замечал этих противоречий только потому, что он искал не истину, а был доволен своим положением в науке, в обществе и это затмевало от него эти глубинные вопросы. Те элементы Мироздания, в которых он копошился удовлетворяли его , приносили и материальное удовлетворение и психологическое, но при этом он не интересовался по-настоящему теми связями, которые выходили за рамки его исследований. И если ему, как Пригожину например хотелось пооригинальничать-он мог делать это на факультативных основах, в сторонке от основных научных интересах, возвращаясь же в лоно своих исследований он погружался в абсолютный детерминизм и там делал великие? Открытия. Но в памяти потомков останется его философская несъедобная ботва ╚Рациональность (от лат. ratio - разум) - понятие, характеризующее различные формы активности человека, а также природные и социальные явления с точки зрения их целесообразности, эффективности, гармоничности, предсказуемости, экономии затраченных средств для достижения цели и др. тому подобного. В современной философии выделяют различные типы рациональности (например, классическая и неклассическая, научная и ненаучная), в зависимости от общих представлений о разуме, а также выбранных критериев оценки сознательной активности человека. Трактуемая в самом широком смысле как разумность, рациональность противостоит иррациональности (не- и внеразумности).╩ Удивительно, что те, кто ищет рациональное(разумное?!) объяснение связей! в природе -УТВЕРЖДАЮТ, что Природа ИРРАЦИОНАЛЬНА, не РАЗУМНА. С точки зрения даже формальной логики вещи несовместимые, не укладывающиеся в сознание. Куда ни киньМертвое родило живое. Самое страшное , что это не смущает науку. Она продолжает эксплуатировать слова, которые своей сутью опровергают передаваемое содержание и как только пытаешься не зазубрить, а осознать это обнаруживаешь полный абсурд. ╚Полный Аватар!╩
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
спасибо!
|
|
|
Я кончил и закурил.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учителям низкий поклон за труд!
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пускай здесь ходят, как хотят Лира переулков наших, марка, Центр Пускай их топчут, на них глядят Всю жизнь на свободе прогулки по темным аркам Но не пропасть им никогда Пойми, эти стихи будут тут всегда Будут тут всегда Эти чистые пруды Эти грязные банкноты Эти горящие кропали Эти идиоты, что считают себя за крутых Налет на зубах, Ты пил в стаканах страх Завтрашнего дня Надеюсь это обойдет меня Надеюсь я останусь у руля трамвая Надеюсь, что моя родня не испытает той боли, Что появляется, когда ты узнаешь, что твой ребенок болен И его игра стала реальностью А она не терпит слабости Центровые дворы воспитали людей Новой эры, они видели иные миры Ну живут еще в этом пока Жестоком и диком легка походка Тяжела душа, я Весомые слова в стихах Останутся на жестких дисках После того как мы превратимся в прах Но наша жизни уже без наших тел будет жить в веках А пока, трамвайные пути, будут нас вести И каждому, кто с нами, рано или поздно должно повезти Себя найти Себя найти Себя найти Пускай здесь ходят, как хотят Лира переулков наших, марка, Центр Пускай их топчут, на них глядят Всю жизнь на свободе прогулки по темным аркам Но не пропасть им никогда Пойми, эти стихи будут тут всегда Будут тут всегда Сердце посажено, печень нахуй послана За головой стараюсь ухаживать, Но походу поздно И так важно однажды не проснуться взрослым И так страшно однажды загнуться от цирроза Да, мне жизненно необходима эта картина за окном И эта комната, полная дыма пластеина с никотином И чтобы только мимо проезжала эта Белая с синей полоской машина Стабильная маза с ганджубасом И второй, пожалуй самый сильный альбом Наса И эти фразы, написанные разными пастами Чтобы связывались в рассказы, пускай не сразу Хотя бы две копейки на телефоне И по две рабочих батарейки, в плеере и диктофоне Эта замёрзшая рука с бутылкой пива И твои уши для этого речитатива
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
╚С литературой никогда проблем не было╩. Поражаюсь. Я, правда, вполглаза глянул материал. Слова СИНТЕЗ нету. И поэтому подозреваю, что преподавание литературы не сильно изменилось за 60 лет. А именно книга о СИНТЕЗЕ (http://scepsis.net/library/id_2556.html) повернула мою жизнь инженера в гуманитарном направлении. А другая (http://vygotsky.narod.ru/vygotsky_psy_iskustav.htm) превратила эту повёрнутую жизнь в непрекращающуюся проблему (что есть счастье).
|
|
Не слушайте Куклина. Он в летах, и, наверно, не может уже воспринимать новое. А вторая книга, что я вам указал, это и есть дорога к навсегда ТРУДНОСТИ постижения. Знаете, как разбивание кирпича ладонью. Самому мне не приходилось. Ну пришлось пару раз пройти в горах по обвалившейся на коротком участке тропе. Нет слов Этот тот самый катарсис, а потом осознание его (ибо он подсознательный). Как по облакам ходишь, если это случается. Книга, правда, пместами ну очень трудная. Прочтите главу о ╚Лёгком дыхании╩ и иллюстрацию-спор с нею - http://art-otkrytie.ru/bunin.htm
|
И само "Лёгкое дыхание" Бунина - прежде всего прочтите.
|
Чёрт, меня всё-таки коробит (я ж просветитель всё-таки), что вы не поняли, что такое катарсис по Выготскому. Может, вы тоже прочтёте, как я Анастасии предложил, этот рассказ, главу о нём у Выготского и мой спор с ним? Но придётся, конечно, отключиться от всех внешних раздражителей. Если дома негде спрятаться, читайте в читальне, где есть компьютер.
|
Советовать не читать меня вы вправе, конечно. Да только и я вправе советовать не слушать ваших советов. Да мне и неинтересно мнение Анастасии обо мне. Не люблю зубрилок и уверенных, что литература - занятие легкое и понять литературное произведение с помощью школьного учебника легко. Ведь она даже не знает, что Тане было всего лишь около пятнадцати лет в момент ее встречи с Онегиным Женей, что младшая сестренка ее, оплакивающая своего жениха Ленского, и вовсе только вылезла из детских платишек. Не знает, что тетрадки с главами первого издания этого романа в стихах продавались в магазинах Смиридина и его преемников еще в 1880-е годы. То есть, вопреки мнению авторов учебников, особой любовью "Евгений Онегин" у читателей России не пользовался. Поднебесный шкину создал Наркомпрос во главе с Луначарским и под присмотром Сталина.
|
|
Пролетел я. Забыл, что вы читали. Пардон. Ну значит, смотрели в книгу (Психология искусства) видели фигу. Что подтверждают и те признаки, которые вы перечислили по ╚Евгению Онегину╩, и которые-де определяют ╚понимание╩ его. Жаль мне вас. И зло берёт на тех преподавателей, кто в Литературном институте преподавал. Самый перец-то и не преподали. Хотя Чёрт знает Может, и правльно. Та художественность (что по Выготскому) надо, наверно, чтоб стихийно проявлялась. А если зная Наверно штукарём станешь. Я даже долгое время, выйдя в Интернет, предлагал тем, кто сам сочиняет, меня не читать. Чтоб не нарушали в себе стихийность. А потом как-то опустился
|
Но вот засел за семитомник его, выпущенный издательством "Просвещение" в ускорение и перестройку, - и как пелена с глаз упала: лукавит Выготский на каждом шагу, выпендривается, норовит методику европейских психоаналитиков приложить материалистическому объяснению физических явлений. И пропагандировал он как раз нормы морали общества потребления, столь вами нелюбимого. Еще в 1920-е годы, когда этого понятия, как такового, не было. И Макаренко, спасший от смерти и тюрьмы сотни пацанов- жертв Гражданской войны, был прав в оценке Выготского, когда оспаривал те или иные суждения этого все-таки не психолога, а ПЕДОЛОГА, и НКВД, арестовавшее его, имело все основания для прекращения его зловредной деятельности. Горбачев и его окружение потому и реанимировали Выготского, что он подсказывал на уровне подсознания нашей интеллигенции, что жить жирно лучше, чем жить умно и честно. Для меня Выготский стоит в одном ряду с Ельциным и Горбачёвым, Гусинским и Березовским, и так далее. Так что давайте не будем о нем.
|
|
Передёргиваете (не имеет педология отношения к ╚Психологии искусства╩) и забиваете Мике баки. И доказываете ещё раз, что таки фигу видели в этой книге. Единственное что вы отрицанием ╚Психологии искусства╩ Выготского совпадаете со всеми литкритиками: они его не пользуют. Почему они так? Для советского времени ясно. Мало ли какого художника придётся признать великим. Мало ли какой смысл, он же нецитируемый, откроется в ином произведении. Можно карьеру испортить. Для теперешнего времени не знаю. Времена теперь - для тёмных. Может, трудно пользоваться его методом. Ведь вот два века никто из критиков не замечал, что Стрекозу дети любят, а мораль за Муравья. Вон, вы ж не смогли понять его книгу.
|
|