TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100

[ ENGLISH ] [AUTO] [KOI-8R] [WINDOWS] [DOS] [ISO-8859]


Русский переплет

Наталья Миронова

 

 

Изучение литературы в 10 классе

Федор Михайлович Достоевский.

Урок 89. " Человек, который весь борьба " . Слово о Достоевском.

Урок можно начать словами М. Горького: " Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности талант равен, может быть, только Шекспиру " . В центре урока  - разговор о творческой манере художника. Для этого уместно прочитать на выбор несколько ярких отрывков из прозы Достоевского, например:

Вопрос для обсуждения в классе: Что можно сказать о Достоевском-художнике и о Достоевском-человеке по этим отрывкам?

Общие выводы после вступительной беседы. Повествование Достоевского отличается напряженностью, нервностью, почти болезненностью. Автор чувствует малейшие психологические нюансы состояния своих героев. Герои изображаются в очень сложных ситуациях, крайних, предельных по психологическому накалу. Основной прием раскрытия характера героя - внутренний монолог. Все это говорит о глубине таланта Достоевского, тонко чувствующего внутреннее состояние, и показывает, что главное в писателе - это боль за страдающего, униженного человека, умение чувствовать чужую боль и сострадать, ощущать чужое несчастье острее, чем свое.

С этих позиций идет обсуждение первого романа Достоевского " Бедные люди " (1845-1846 гг.) Чтение и комментирование нескольких писем. Как в них проявляется истинный гуманизм и тонкий психологизм автора?

Вывод. Продолжая традиции Пушкина и Гоголя, писатель развивает тему унижения и бесправия " маленького человека " , показывает его большую душу и способность сочувствовать, сопереживать и сострадать.

Краткий рассказ учителя или сообщение ученика о деятельности Достоевского в обществе петрашевцев (Михаила Васильевича Буташевича-Петрашевского). Вопросы для обсуждения:

Сообщение об аресте петрашевцев. В 1849 году 21 человек (в том числе и Достоевский) приговорены к смертной казни. " Десять ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти " . 10 минут, изменивших его жизнь. Смерть заменена каторгой, только в 1859 году Достоевский возвращается в Петербург.

Чтение отрывка из романа " Преступление и наказание " - о Раскольникове на каторге или из повести " Записки из мертвого дома " . Что можно сказать по этому отрывку о пребывании Достоевского на каторге?

" Мертвым домом " назовет писатель каторгу, но сможет увидеть в каторжниках людей, требующих сострадания: " И сколько в этих стенах было погребено напрасно молодости, сколько великих сил погибло здесь даром! Ведь надо уж все сказать: ведь этот народ необыкновенный был народ. Но погибли даром могучие силы, погибли ненормально, незаконно, безвозвратно. А кто виноват? " Ответом на этот вопрос станет роман " Преступление и наказание " - виновато общество, которое нужно изменить.

Чтение заключительной страницы из романа " Преступление и наказание " или из " Братьев Карамазовых " даст ответ на вопросы:

Проанализируйте названия произведений Достоевского и определите:

" Бедные люди " - 1845- 1846 гг.

" Записки из мертвого дома " - 1861- 1862 гг.

" Униженные и оскорбленные " - 1861 г.

" Преступление и наказание " - 1866 г.

" Идиот " - 1868 г.

" Бесы " - 1870 г.

Под влиянием происходящего меняется и сам художественный мир Достоевского, приобретая черты болезненности и фантастичности.

Урок 90. " Город полусумасшедших " . Петербург Достоевского.

Цель урока - показать специфику Петербурга Достоевского, поэтому можно использовать прием сопоставления, обращаясь к другим авторам и художникам. Петербург давно перестал быть просто городом, а стал символом.

Работа проводится в группах:

1 группа. Образ Петербурга в " Медном всаднике " Пушкина и в иллюстрациях к нему А. Бенуа.

Петербург Пушкина противоречив: поэт любит этот город - источник творчества, но развенчивает " державный град " - символ власти, приносящий беды людям. А. Бенуа показывает гнетущий, мертвенный город, почти полностью закрытый фигурой Медного всадника, тоже являющегося символом, и несчастного Евгения. Петербург у Бенуа - это город, несущий смерть.

2 группа. Образ Петербурга в " Невском проспекте " Н. В. Гоголя.

Гоголь продолжает трагическую тему Петербурга, но здесь слились воедино реальность и бред, явь и кошмар. " Он лжет во всякое время, этот Невский проспект " . Это город фантастических контрастов, вырастающий до некоего нереального символа города - призрака.

3 группа. Образ Петербурга Достоевского глазами Ильи Глазунова. Работа с иллюстрациями.

И. Глазунов замыкает пространство города, его улицы не имеют выхода. Художник увидел город-тупик.

4 группа. Образ Петербурга в романе " Преступление и наказание " . (Ч. 1, гл. 1, 2  - начало; ч. 2 гл. 2 - удар кнута; ч. 2, гл. 7 - смерть Мармеладова; ч. 5, гл. 5 - смерть Екатерины Ивановны; ч. 1 гл. 4 - опозоренная девочка; ч. 1 гл. 6 - мечта о счастливом городе и др.) Сопоставление фрагмента об утопленнице (ч. 2 гл. 6) и картины В. Перова " Утопленница "

У Достоевского Петербург - это город контрастов: " униженных и оскорбленных " и " сильных мира сего " , это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности, это и город-убийца, и город-призрак, и город-тупик. Но у Достоевского есть и мечта о счастливом городе, о нем думает раскольников. Но это мечта, а город - это ужас и безумие. Безумный город порождает безумные идеи, город-убийца порождает людей-убийц.

Урок 91. " Я - дитя века " . История создания романа " Униженные и
оскорбленные ".

Урок можно начать словами М. Горького: " Должен был явиться человек, который воплотил бы в своей душе память о всех муках людских и отрубил бы эту страшную память,  - этот человек - Достоевский ".

Достоевский писал: " И зачем я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник, да еще писателя? А еще обещал рассказать преимущественно о событиях действительных! Но вот в том-то и дело, мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно! "

Вопросы для обсуждения:

Развитие замысла:

  1. "Еще на каторге думал о чем-то подобном".
  2. 1855 г. - " Роман мой называется " Пьяненькие " и будет связан с теперешним вопросом о пьянстве " . Почему же не воплотился замысел?
  3. 2-я половина 1865 года - работа над произведением, которое назвал психологическим отчетом одного преступления.
  4. В конце 1865г. " Я сжег все. Новая форма, новый план меня увлек, и я начал все сызнова ".
  5. 1866 г. - роман опубликован в журнале " Русский вестник " . Это год выстрела Дм. Каракозова. " Петербург, за ним Москва, а до некоторой степени вся Россия находятся чуть не на военном положении: аресты, обыски и пытки идут беспрерывно ".

Роман вызвал массу споров: одни считали Раскольникова нигилистом, т. е. революционером, другие, наоборот, говорили, что он не имеет ничего общего с революционной теорией. Споры вызвал главный герой, но все признавали гуманизм писателя в изображении обездоленных людей.

Наблюдения над героями - слово защиты.

  1. Слово в защиту Мармеладова и его семьи:

Вывод. Двойственность героев: Мармеладов внешне смешон, " забавник " , но внутренне трагичен; ему " некуда больше идти " ; Екатерина Ивановна - криклива, шумна, бывает несправедлива, но внутренне трагична из-за стремления соблюсти приличия: "Уездили клячу! Надорвала-а-сь!"

Достоевский обвиняет в судьбе героев общество, но и их тоже, особенно Мармеладова. Не случайно последнее, что видит и Мармеладов, и Екатерина Ивановна - это образ Сони.

  1. Слово в защиту судьбы семьи Раскольниковых:

Вывод. Высокие моральные и душевные качества сталкиваются с миром корысти и зла. Спасение героев - случайность. Жертвенность героев, они готовы жертвовать собой ради других.

  1. Слово в защиту детей.

Вывод. Судьбы детей - это страшное обвинение миру зла и наживы. Судьбы детей - это показатель состояния общества. Судьбы детей - это ответ на вопрос: есть ли у такого общества будущее?

Урок 92. "Тварь ли я дрожащая или право имею?" Истоки бунта.
Теория Раскольникова.

Урок можно начать со слов В. Шкловского: " Основная тайна лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления " . Поэтому главным вопросом урока станет не вопрос о самом преступлении, а почему оно совершено, что толкнуло героя на этот путь.

Может быть, Раскольников был преступником по сути? Для этого изучаем поступки Раскольникова до преступления (помогает Мармеладовым, отдает последние деньги на похороны; сострадает пьяной девочке, дает деньги, чтобы ее довели до дома; переживает за мать и Дуню). Следовательно, гуманный, сострадающий человек решается на убийство.

Причины, побудившие Раскольникова к убийству:

  1. Внешние: идеи, витающие в воздухе:
  1. Внутренние:

Следует обратить внимание учащихся на:

 

Пронаблюдайте за развитием идеи Раскольникова в зависимости от его состояния.

Развитие идеи

Состояние Раскольникова

Первая встреча с Аленой Ивановной

Отвращение

Разговор в трактире студента и офицера

Мысли, которые были нечеткими и пугающими, совпали со словами студента, указав Раскольникову путь действия

Месяц мучительных раздумий в тесной комнатенке, похожей на гроб; сидя в углу, как паук

" Вся эта теперешняя тоска нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя решения "

Детальный анализ, проба, новая встреча со старухой, описание ее

Отвращение к старухе и " предприятию ". " И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? "

Внешние впечатления: рассказ Мармеладова о людях, которым " уже некуда больше идти " , письмо матери, встреча с бедной девочкой на бульваре

Ужас. " Да разве то будет? "

Сон, в котором сконцентрировалось все вселенское горе

Отвращение к убийству. " Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо, как арифметика ... Я ведь не вытерплю, не вытерплю! " " Я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей " . Кажущаяся свобода от идеи

Но идея сильнее. Случайная встреча с Лизаветой на Сенной

Час пробил

Вопросы для обсуждения:

  1. Как расценить рассуждения Раскольникова относительно " твари дрожащей " и " право имеющих "?
  2. Убедительны ли его идеи?
  3. Как в теории трансформируется идея нового Мессии, Спасителя человечества?
  4. Преступление как переступить через что?
  5. Символом чего является старуха-процентщица? Лизавета?
  6. Если преступление - это попытка доказать что-то прежде всего себе, то каков смысл этого преступления?
  7. Как сразу же в момент убийства развенчивается " гуманная " сущность его теории?

Вывод. Достоевский писал, что в романе воплощены идеи, которые носятся в воздухе. В 1890 г. Поль Лафарг написал статью " Дарвинизм на французской сцене по поводу пьесы Альфонса Доде " Борьба за существование "" . В пьесе - впечатления от процесса Лебье-Баррэ. Молодые люди, убив старуху-молочницу (один брал у нее деньги взаймы), объясняли в суде свой поступок теорией борьбы за существование. Достоевский сумел почувствовать эти идеи задолго до того, как они переросли в циничное воплощение.

 

Урок 93. " Плуты и подлецы они ". " Двойники " Раскольникова.

" В чем я виноват перед ними?.. Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают " - этими словами можно начать урок о " двойниках " Раскольникова.

Теория Раскольникова, доказывающая " тварь ли он дрожащая или имеет право " , предполагала следующее практическое воплощение:

В романе герой смог воплотить только первый шаг. Но есть в романе другие герои, которые пошли дальше, они смогли использовать деньги, нажитые нечестным или даже преступным образом.

Зачем же рядом с Раскольниковым показаны Алена Ивановна, Лужин, Свидригайлов?

  1. Старуха-процентщица Алена Ивановна.

Вывод. Ее можно считать " двойником " Раскольникова, т. к. она занимает положение " право имеющей " распоряжаться жизнью людей. Ей это право дают деньги. Но в ней нет идеи наполеонизма, сильной личности, поэтому зло, которое приносит она, косвенное.

  1. Петр Петрович Лужин.

Вывод. Лужин ближе к Раскольникову, чем старуха-процентщица, т. к. в основе его теории та же идея сильной личности, поставившей себя выше других для достижения своих целей. Он допускает свободу действия во имя личных интересов. Боязнь полиции, случай с Соней позволяют предполагать его возможные преступления в прошлом.

  1. Свидригайлов Аркадий Иванович.

Вывод . Человек с огромной внутренней силой, способный на большие дела, в этом мире - преступник. Поступившись однажды совестью (история с Марфой Петровной), он уже не может вернуться к чистой, честной жизни. Но чувство жалости, совесть не совсем заглохли в нем (кошмары - это муки совести), любовь к Дуне, "перемолола" его, он совершает добрые дела, устраивая судьбу детей Мармеладовых. Он потому и просит Дуню остаться с ним, понимая, что только любовь к ней может его спасти.

Смерть Свидригайлова - это нежелание жить по-прежнему. Он " двойник " Раскольникова, потому что он смог " переступить через кровь " . Жизнь Свидригайлова - это путь Раскольникова после преступления, если бы он выдержал испытания совестью.

Урок 94. " Вечная Сонечка " . Значение образа Сони в романе.

В романе " Преступление и наказание " две правды: правда Раскольникова и правда Сони. Но истинна - одна правда, другая ложна.

Соня

Раскольников

Кроткая, добрая.

Гордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбие,

Спасая других, берет на себя тяжести греха. В духовном плане   - мученица.

Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. В духовном плане - преступник, хотя берет на себя грех всего человечества. Спаситель? Наполеон?

Рассказ о ее поступке в кабаке в самой разнузданной обстановке.

Знамение для Раскольникова. Жить, жертвуя собой - это оправдание его предчувствий.

Соня

Раскольников

Живет, исходя из требований жизни, вне теорий.

Теория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через кровь, спасая людей. Итог - тупик. Теория не может учесть все в жизни.

Полуграмотна, плохо говорит, читает только " Евангелие ".

Образован, хорошо говорит, Свет разума заводит в тупик.

Божественная правда  - в ней. Она выше духовно. Не сознание делает человека, а душа.

В нем правда ложна. В рай ценой чужой крови нельзя.

У нее есть смысл жизни: любовь, вера.

У него нет смысла жизни: убийство - это бунт для себя, индивидуалистический бунт.

Работая над темой урока, следует остановиться на двух сценах романа, изображающих разговоры Раскольникова с Соней - ч. 4, гл. 4; ч. 5, гл. 4.

Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню?

Соня

Раскольников

переступили нравственные законы общества ради других

конкретных людей

абстрактного человечества

" убив себя "

" убив других "

Соня - нравственный ориентир автора

Анализ 1 сцены (ч. 4, гл. 4) .

Раскольников, выбрав Соню, считая, что у них много общего, во время первой встречи " проверяет Соню на прочность " . Он, убив старуху, совершает бунт, она, убив себя, приносит жертву. До каких пор " простирается Сонино терпение, должна же и она взбунтоваться "

Раскольников в этой сцене выступает как змей-искуситель.

Раскольников - Соне:

Результат этого мучительного разговора: Соня - не бунтует, а только надеется на Бога. Раскольников - чувствует ее силу. Отсюда - " ненасытимое страдание ", " всему страданию человеческому поклонился ", " юродивая " - святая.

В сцене чтения " Евангелия " два героя: Лазарь и Иисус. Это сцена веры в Воскресение. А в системе образов романа тоже два героя: Соня и Раскольников. Соня ставит и себя, и Раскольникова на место Лазаря - это надежда на воскресение. Поэтому она сначала не хотела читать. Это для нее слишком личное, сокровенное. Раскольников ставит и себя, и Соню на место Иисуса: он взял на себя право распоряжаться жизнью людей, а Соня - святая, мученица.

Следует проанализировать эту сцену и со стороны лексики. Как в лексике отражается состояние героя, сила и слабость, как постепенно оно меняется?

Анализ 2 сцены (ч. 5, гл. 4).

Во второй раз Раскольников приходит к Соне, чтобы сознаться в убийстве. Он чувствует ее нравственную силу и поэтому считает, что она выдержит.

Раскольников начинает с проверки своей теории:

Раскольников  - Соне

Соня - Раскольникову

" Кого убить: Лужина или Катерину Ивановну "

" И кто меня тут судьей поставил? "

" Зачем только тебя-то я пришел мучить? "

" Ох, как вы мучаетесь! "

Признание.

" Нет тебя несчастнее никого ".

Результат - слова Раскольникова: " Все вздор " , но в то же время: " Я в каторгу-то, может, и не хочу ".

Следует проанализировать и эту сцену со стороны лексики. Наблюдая за лексикой, проследите, как постепенно слабость Сони превращается в силу, а Раскольников теряет всю свою уверенность.

Урок 95. " Их воскресила любовь " . Эпилог романа.

Роль эпилога очень важна. В центре урока анализ " Эпилога " 2 части, т. к.:

Основные вопросы урока:

  1. Почему так тяжело переносил каторгу Раскольников?
    В чем выражалась его болезнь?
  2. Как объяснить его отношение к Соне? Почему он мучил ее?
  3. Как складываются его отношения с окружающими?
  4. Почему он отделен от мира, кто в этом виноват?
  5. Что для него страшнее каторги?
  6. Почему он не раскаялся в своем преступлении?
  7. Почему каторжники полюбили Соню?
  8. Какую роль в возрождении Раскольникова сыграла болезнь и сон, приснившийся ему во время болезни?
  9. Что помогло возродиться Раскольникову?
  10. Терпение и любовь Сони помогли возродиться Раскольникову,
    а как он помог Соне?
  11. Какую роль отводит автор " Эпилогу " в понимании смысла всего романа?

Уроки 96 -97. " В первый раз человека увидала " . Обзор романа Идиот ".

Для Достоевского характерен вечный спор с самим собой, поиски ответов на вопросы, над которыми до сих пор бьется человек. Он видел главную опасность в бездуховности, об этом предупреждал в романе " Идиот " , которому можно посвятить урок внеклассного чтения.

Роман создавался в Швейцарии и в Италии в 1867 - 1868 гг. тоскующим по Родине писателем.

Две редакции:

1-я  - князь-бунтарь.

2-я  - " тихие " черти.

Почему Достоевский меняет характер главного героя? - Его главная цель - "изобразить вполне прекрасного человека". В героя два начала: Дон Кихот и Иисус Христос.

Черты Дон Кихота :

Черты Иисуса Христа:

Вопросы и задания для обсуждения:

  1. Какое чувство вызывает князь Мышкин? (Он не должен быть смешон, в нем много автобиографического: болен эпилепсией, испытал чувство человека перед казнью, несветскость ).
  2. Зачем автор придает его облику черты Дон Кихота? (Сколько добра ни сей, добро превращается во зло в этом мире ).
  3. Зачем в облике черты Иисуса Христа? ( " Я есмь Пастырь добрый; пастырь добрый полагает жизнь свою за овец " . (Евангелие от Иоанна ). - Князь Мышкин нравственно и духовно совершенен ).
  4. Как происходит столкновение князя Мышкина с миром? (Князь Мышкин: тихий голос; внешность; подкупающая откровенность; умение видеть хорошее в людях; стремление помочь; сострадание; желание стать " братом ". Внешний мир: мир денег и бездуховности. " А кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном " . (Нагорная проповедь. Евангелие от Матфея) ).
  5. Возможно ли " сотворить и научить " в этом мире? (Мир безумен, бездуховен - невозможность милосердия - князь немыслим вне милосердия - сумасшествие ).
  6. Так что же князь - жертва этого мира? (Нет, это суть его натуры - человеколюбие ).
  7. Как понять фразы из романа, сказанные о князе Мышкине: " В первый раз человека увидала " - Настасья Филипповна; " Я с человеком прощусь " - Ипполит?

Вывод. Каковы же главные проблемы романа? Это:

В романе, по Достоевскому, изображены " все глубины души человеческой ".

 



Русский переплет



Aport Ranker

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100