TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100

[ ENGLISH ] [AUTO] [KOI-8R] [WINDOWS] [DOS] [ISO-8859]


Русский переплет

Наталья Беляева

 

 

Изучение литературы в 10 классе

Николай Васильевич Гоголь.

Урок 31. Слово о Гоголе. Замысел "Мертвых душ". "Хочется
показать хотя с одного боку всю Русь ..."

На первом уроке необходимо дать общее представление о личности писателя, его творческом пути, особо остановившись на выборе Гоголем своей жизненной дороги, своей будущей деятельности. Уже с самых ранних лет в переписке Гоголя мелькают замечания о его будущем поприще: "Я сделаюсь человеком известным" - пытается поступить в театр; "Меня ожидает просторный круг действий" - служба в государственном Департаменте уделов; "Я сделаю даже что-то для общего добра" - чтение лекций по всеобщей истории в Петербургском университете; "Назначение человека  - служить, и вся жизнь есть служба" - "но как только я почувствовал, что на поприще писателя могу служить также службу государственную, я бросил все: и прежние должности, и Петербург, и общество близких мне людей, и самую Россию, затем чтобы вдали и в уединенье от всех обсудить, как это сделать, как произвести таким образом свое творение, чтобы показало оно, что я был также гражданин земли своей и хотел служить ей".

На втором этапе урока должен быть рассказ об истории создания "Мертвых душ". Хронология работы над поэмой ясно прослеживается в переписке Гоголя:

1835 год, октябрь  - "Начал писать "Мертвые души"... Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь".

1836 год, ноябрь  - "Все начатое переделал я вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно как летопись... Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Вся Русь явится в нем!"

1836 год, апрель  - "Я должен продолжить мною начатый большой труд, который писать взял с меня слово Пушкин... и который обратился для меня с тех пор в священное завещание".

1840 год, октябрь  - "Сюжет, который в последнее время лениво держал я в голове своей, не осмеливаясь даже приниматься за него, развернулся передо мной в величии таком, что все во мне почувствовало сладкий трепет".

1842 год, май  - "Мертвые души", преддверие немного бледное той великой поэмы, которая строится во мне и разрешит, наконец, загадку моего существования".

Определите, как менялся замысел писателя. Как он относился к своему труду?

Таким образом, свой великий труд Гоголь посвящает России, Родине, а отсюда тот утверждающий пафос, горячее лирическое чувство, которым проникнуто все повествование: "Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?.. И косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства".

Обратим внимание на шутливое замечание Гоголя в 11 главе "Мертвых душ", где он не хочет ссориться со своим героем, ибо "еще немало пути и дороги придется им пройти вдвоем рука об руку; две большие части впереди  - это не безделица".

"Две большие части впереди"  - о чем это? Дело в том, что Гоголь задумал произведение, состоящее из трех томов. Над второй частью романа писатель бился до изнеможения, до отчаяния, но в 1845 году уже написанный второй том был сожжен. В 1848 году снова началась работа над вторым томом "Мертвых душ", и вновь он был сожжен. Что же случилось? Почему? Гоголь решил, что пророческого слова правды не получилось, что он не сможет более ничего дать России, и отказался не только от продолжения поэмы  - отказался и от жизни. Он отвергал лекарства и пищу и умер 4 марта 1852 года. "Второй том "Мертвых душ" стал для Гоголя "подвижнической кельей", где он бился и страдал до тех пор, пока не вынесли его бездыханным из нее",  - говорил один из ближайших друзей Гоголя П. В. Анненков.

Писатель видел свой труд в одном руду с "Божественной комедией" Данте, состоящей из 3-х частей: "Ад", "Чистилище", "Рай". Именно этой дорогой (1 том  - ад, 2 том  - чистилище, 3 том  - рай) Гоголь решил провести своего героя, потому что верил в духовное возрождение каждого, - этот путь открыт всем, и даже Плюшкиным, "если они захотят".

Уроки 32 -33. " Эти ничтожные люди ". Образы помещиков в
" Мертвых душах ".

Традиционно " Мертвые души " Гоголя рассматриваются в школе с позиций В. Г. Белинского как сатирическое и социально-обличительное произведение. На уроках составляются характеристики Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина по плану: описание дома, деревни, хозяина, обеда, сделки, т. к. 2 - 6 главы отличаются общностью композиции. Общие выводы сводятся к тому, что в образах помещиков Гоголь показал историю обнищания человеческой души. Вырисовываются помещики-уроды: " голова сахара, а не человек " Манилов; " дубинноголовая " Коробочка; " исторический человек " и расточитель Ноздрев; пародия на богатыря, " весь из дерева вырублен " Собакевич; " прореха на человечестве " Плюшкин.

Такой путь изучения при определенных условиях может быть уместен и целесообразен. Но, посмотрев на поэму с позиций современного литературоведения, постараемся постигать со школьниками ее сокровенный смысл иным путем, добавив к традиционному пути новые для школы трактовки. Следуя замыслу Гоголя,  - а его герои идут дорогой " ад  - чистилище - рай ", - попробуем посмотреть на тот мир, который был перед ним.

Считая себя пророком, Гоголь искренне верил в то, что именно он должен указать человечеству на его грехи и помочь избавиться от них.

Так какие же грехи опутали наших героев? Какое зло проповедуют они? Чтобы ответить на эти вопросы, можно провести урок " Эти ничтожные люди " , используя групповую форму работы.

Класс делится на 5 групп (по количеству глав, посвященных описанию помещиков) и в рамках учебного исследования ищет параллели между героями Гоголя и " Божественной комедией " Данте. Выполнить эти задания поможет книга Е. А. Смирновой " Поэма Гоголя " Мертвые души ". - Л., 1987.

1 группа. Манилов (глава 2).

По мнению Е. А. Смирновой, пейзаж маниловской усадьбы вполне соответствует описанию первого круга ада  - Лимба: у Данте: зеленый холм с замком   - и дом Манилова на возвышении; сумеречное освещение Лимба  - и у Гоголя " день ... не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета " ; обитающие в Лимбе язычники  - и причудливые греко-римские имена детей Манилова.

Учащиеся могут заметить, что в доме Манилова много дыма, так как хозяин непрерывно курит трубку, а в описании его кабинета - горки золы. А дым и зола связаны с бесовщиной. Значит, в душу героя уже вселился дьявол и она требует очищения.

При отъезде Чичикова Манилов обращает его внимание на тучи, пытаясь отвлечь гостя от выполнения задуманного им путешествия. Но ведь и по мере погружения в преисподнюю мгла нарастает! Однако уже в сцене купли-продажи в словах Чичикова звучит надежда автора на воскресение даже самой заблудшей и " дрянной " души. Манилов утверждает, что умершие души - ничтожный товар, а Чичиков возражает и защищает умерших, отзываясь о них: " Очень не дрянь! "

2 группа. Коробочка (глава 3).

Есть предположение, что посещение Чичиковым дома Коробочки - это посещение второго круга ада. У Данте это описывается так: " Стеная, несся круг Теней, гонимый вьюгой необорной " . У Гоголя - " темнота была такая, хоть глаз выколи " . И Коробочка подтверждает: " Сумятица и вьюга такая ".

Откуда же вьюга во время грозы? В преисподней возможно все, а третий круг ада у Данте вообще был кругом дождя. Жилище Коробочки напоминает пещеру Колдуньи: зеркала, колода карт, картины с птицами. Предметы эти трудно рассмотреть, т. к. в помещении полумрак, а глаза у Чичикова слипаются. В сцене купли-продажи Коробочка не бранит своих усопших крестьян, как Манилов, а выражает надежду, что мертвые " в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся " . Таким образом, сокровенная мысль Гоголя начинает приобретать более отчетливые контуры. Идея воскресения заложена и в имени Коробочки  - Анастасия - " воскресшая ".

3 группа. Ноздрев (глава 4).

Третий круг ада - обжорство (чревоугодие). Поэтому не случайно Чичиков от Коробочки попадает в трактир. В данном случае уместен анализ эпизода " В трактире ". " Толстая старуха " продолжает тему Коробочки.

Вся история с Ноздревым соответствует четвертому кругу ада, где мучаются скупые и расточительные души. А Ноздрев, бесшабашный гуляка, бестолково проматывающий состояние, и есть расточитель. Его увлечение игрой в шашки подчеркивает его азартность, он и гостю предлагает сыграть. Лай собак  - важная деталь эпизодов главы о Ноздреве. Собаки Ноздрева ассоциируются с адским псом Цербером, выполняющим свою миссию.

Сцена сделки может быть интерпретирована таким образом. Если в предыдущих главах способы спасения души рисуются иносказательно, то ноздревский способ - нечестная сделка, надувательство, обман, попытка пробраться в царствие небесное незаслуженно, как в дамки.

4 группа. Собакевич (глава 5).

Антибогатырь Собакевич тоже готов к воскресению. В сцене купли - продажи он как бы воскрешает своих умерших крестьян восхвалением. " Способ оживления " здесь не мошенничество, как у Ноздрева, и не откапывание из земли, как у Коробочки, а стремление к добродетели и доблести. Анализ эпизода позволит сделать вывод, что спасение души достается дорого - покупается жизнью, полной труда и самоотвержения. Поэтому хозяин и " выписывает " всех " с означением похвальных качеств ".

Далее идет параллель " богатырская " . Подвиги богатырей русских и " подвиги " Собакевича. Собакевич - богатырь за столом. При анализе эпизода " Обед у Собакевича " можно обратить внимание на обличение такого человеческого порока, как чревоугодие. Вновь этот грех встает в поэме крупным планом: Гоголь считал его особенно тяжким.

5 группа. Плюшкин (глава 6).

Плюшкин  - последний, пятый в галерее помещиков. Мы знаем, что Гоголь хотел сделать Плюшкина, как и Чичикова, персонажем второго тома, привести его к нравственному перерождению. Вот почему автор подробно рассказывает нам о прошлом Степана Плюшкина, рисуя историю обнищания человеческой души.

Какой же способ спасения души " предлагается " Плюшкиным? Он его нашел сразу, но не понял. Степан Плюшкин спасает вещи, поднимая все на своем пути, а надо поднимать души, спасать их. Ведь главная идея " мертвых душ " - идея духовного воскресения падшего человека, " воскресение " , оживление его души. Плюшкин и на прощание говорит Чичикову: " Да благословит вас бог! " Плюшкин готов к возрождению, ему надо только вспомнить, что подымать надо не вещи, а душу.

После выступлений групп возможно обсуждение следующих вопросов:

  1. Все помещики, как мы убедились, не похожи друг на друга, каждый из них определенная индивидуальность. Что же их сближает?
  2. Почему Чичиков начинает путешествие с приезда к Манилову, а заканчивает его посещением Плюшкина?
  3. В главе 4 помещены раздумья Гоголя о Ноздреве. С какой целью они введены писателем? Что беспокоит его?
  4. Почему глава о Плюшкине начинается с лирического отступления?
  5. Плюшкин - не мертвее, а живее других, так ли это?

Манилов живет среди цветущих кустов сирени, стало быть, в мае. Коробочка в это время урожай собирает, значит, в сентябре. У Плюшкина - лето, кругом жара невыносимая (только в доме холодно), а в губернском городе - зима. Почему так? Чичиков приезжает к Коробочке, когда на дворе вьюга, а свинья на дворе ест арбузные корки. Случайно ли это?

Каждый помещик живет как бы в своем собственном замкнутом мире. Заборы, плетень, ворота, " толстые деревянные решетки " , границы поместья, шлагбаум - все замыкает жизнь героев, отрезает ее от внешнего мира. Здесь дует свой ветер, свое небо, солнце, царят покой, уют, здесь какая-то сонливость, неподвижность, Здесь все мертво. Все остановилось. У каждого и свое время года. Значит, нет реальности времени внутри этих миров-кругов. Таким образом, герои поэмы живут, приспособив к себе время. Герои статичны, т. е. мертвы. Но каждый из них может спасти свою душу, если захочет.

Урок 34. Образ города в поэме "Мертвые души". "Мертвая жизнь".

На уроке, посвященном изображению чиновничьего мира в поэме, можно провести "заочную экскурсию" по губернскому городу N. (Гл. 1, 7 - 10). Внимательно рассмотрим улицы города, вывески на домах, присутственные места. "Посетив" губернаторский дом, трактир, в котором останавливался Чичиков, придем к выводу, что город N  - символ "городского безделья", пустоты и пошлости.

Для чего Гоголь стремился в первом томе воссоздать страшные, безнадежные, уродливые картины современной России, обнаружить со всей беспощадностью "пошлость пошлого человека"?

Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним мудрую сказку Евгения Шварца "Дракон". Перечитаем диалог Дракона и странствующего рыцаря Ланцелота, вызвавшего чудовище на бой:

" Дракон. Мои люди очень страшные. Таких больше нигде не найдешь. Моя работа. Я их кроил.

Ланцелот. И все-таки они люди.

Дракон. Это снаружи.

Ланцелот. Нет.

Дракон . Если бы ты увидел их души  - ох, задрожал бы.

Ланцелот. Нет.

Дракон . Убежал бы даже, не стал бы умирать из-за калек. Я же их, любезный мой, лично покалечил. Человеческие души, любезный, очень живучи. Разрубишь тело пополам  - человек околеет. А душу разрубишь  - станет послушной и только. Нет, нет, таких душ нигде не подберешь. Только в моем городе. Безрукие души, безногие души, глухонемые души, легавые души, цепные души, окаянные души. Знаешь, почему бургомистр притворяется душевнобольным? Чтобы скрыть, что у него и вовсе нет души. Дырявые души, продажные души, прожженные души, мертвые души. Нет, нет, жалко, что они невидимы.

Ланцелот. Это ваше счастье.

Дракон . Как так?

Ланцелот. Люди испугались бы, увидев своими глазами, во что превратились их души. Они на смерть пошли бы, а не остались покоренным народом. "

У Шварца речь идет о "невидимых" душах. Гоголь создавал их видимыми. Чтобы люди испугались, чтобы пробудились от мертвящего сна и постарались спастись, вернуть себе живые человеческие души. В этом и состоит сверхзадача первого тома поэмы.

Далее необходимо подробно остановиться на эпизоде посещения Чичиковым гражданской палаты, "храма Фемиды". Перед нами "храм" взяточничества, лжи и казнокрадства. Если в описании общей атмосферы города все окостенело, устоялось, омертвело до такой степени, что даже трудно представить себе возможность какого-нибудь движения, то в палате жизнь кипит.

В описании храма Фемиды важнейшую роль играет комическое преломление образов "Божественной комедии". В этом якобы храме, в этой цитадели разврата, возрождается образ Ада  - хоть и опошленного, комического,  - но истинно русского Ада. Само страшное и самое трагическое заключается в том, что "мелкий бес"  - палатный чиновник  - почитает председателя Солнцем, его кабинет  - Раем, а гостей  - святыми Ангелами.

В отличие от тихой, размеренной помещичьей жизни, где время, кажется, застыло, жизнь города внешне кипит, клокочет. Но жизнь эта  - призрачна, это не деятельность, а пустая суета. Что взбаламутило город? Сплетни о Чичикове! Городские чиновники и их жены приняли все так близко к сердцу, что ни о чем другом и говорить не смели, а прокурора это заставило впервые в жизни задуматься и от несвойственного ему напряжения умереть. На уроке необходимо проанализировать эпизод "Смерть прокурора". Именно здесь Гоголь подчеркивает, что окружающие догадались о том, что "у покойника была, точно, душа", лишь когда он умер и стал "одно только бездыханное тело".

Вопросы и задания для обсуждения на уроке:

Таким образом, контраст внешней суеты и внутреннего окостенения поразителен. Жизнь города мертва и бессмысленна, как и вся жизнь этого безумного современного мира. В "сильном" классе можно сопоставить образ города N в "Мертвых душах" с образом города в "Ревизоре". Эти города очень похожи. Но в "Мертвых душах" укрупнен масштаб. Вместо затерянного в глуши городка, откуда "хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь", показан город губернский, центральный, "невдалеке от обеих столиц". Вместо "мелкой сошки"  - городничего  - губернатор. А жизнь та же  - пустая, бессмысленная, "мертвая жизнь".

Бездеятельность и пустота жизни, по Гоголю,  - это не только особенность героев "Мертвых душ". Это универсальное состояние, в котором находится "все человечество в массе". Из-за этого люди не могут найти правильной дороги.

 

Вопросы и задания для обсуждения на уроке:

  1. Каким вам видится город N с первых страниц поэмы?
  2. Почему Гоголь подробно описывает краски, "архитектуру" города?
  3. Каким город видится глазами Чичикова, а каким - глазами автора?
  4. С какой целью Гоголь приводит читателя на бал к губернатору?
  5. Почему при слухах о покупках Чичикова оживление и паника охватывали дремавший город?
  6. Почему путешествие Чичикова заканчивается "Повестью о капитане Копейкине"?
  7. Сопоставьте провинциальную и столичную жизнь, изображенную в поэме?

Урок 35. Образ дороги в "Мертвых душах". Образ Чичикова. "И как
чудна она сама, эта дорога!"

В разговоре о Чичикове уместно вспомнить рассказ В. М. Шукшина "Забуксовал". Герой рассказа, слушая, как его сын зубрит заданный на дом отрывок о птице-тройке из "Мертвых душ", невольно задумывается над вопросом:

" А кого везут-то? Кони-то? Этого... Чичикова? Роман даже привстал в изумлении. Прошелся по горнице. Точно, Чичикова везут. Этого хмыря везут, который мертвые души скупал, ездил по краю. Елкина мать!.. вот так троечка!

- Валерк,  - позвал он.  - А кто на тройке-то едет?

- Селифан.

- Селифан-то, Селифан! То же - кучер. А кого он везет-то, Селифан-то?

- Чичикова.

- Так... Ну? А тут  - Русь-тройка... А?

- Ну. И что?

- Как что? Как что? Русь-тройка, все гремит, все заливается, а в тройке  - прохиндей, шулер... "

Чтобы ответить на вопрос рассказа Шукшина, кто же такой Чичиков, прохиндей, шулер, и почему его везет Русь-тройка, проследим его путь от первой до последней главы. Для этого класс разбивается на группы, каждая заранее получает карточку-задание, о выполнении которого сообщает на уроке.

Карточка 1.

Расскажите историю жизни Чичикова. Почему описание истории его души автор дает лишь в последней главе и само повествование строится как жизнеописание? Почему только Чичикова Гоголь наделяет "биографией"? Как сокровенная мысль автора соотносится с образом главного героя?

Карточка 2.

Чичиков и Молчалин. Что роднит их, а что отличает? какова цель жизни Чичикова? Чем он страшен? Какое новое явление русской жизни олицетворяет? "Итак, припряжем подлеца", - говорит о своем герое автор. Какой смысл заключен в этих словах? Можно ли утверждать, что Чичиков  - "герой своего времени"?

Карточка 3.

Почему Павел Иванович Чичиков становится "душой общества"? Приведите примеры из поэмы, доказывающие умение Чичикова "во всем как-то найтиться". Как меняется речь Чичикова в зависимости от того, с кем он говорит? Шкатулка Чичикова. Каков смысловой и композиционный смысл этой детали в поэме? Чичиков  - живая душа или мертвая?

Карточка 4.

Почему за путешествием Чичикова следует в поэме "Повесть о капитане Копейкине"? Как она устанавливает связи между губернским и столичным чиновничеством? В чем смысл этой повести? Почему она была запрещена цензурой? Почему она была дорога писателю?

Карточка 5.

Вспомните, когда и где в тексте поэмы говорится о дороге, как эти фрагменты проясняют авторскую позицию? Почему Гоголь заставляет Чичикова заблудиться? В каких главах образ дороги имеет такие черты:

Какие разные смысловые оттенки имеет слово "дорога" в каждой цитате? Как развивается мотив дороги от первой к последней главе поэмы? Каково значение этого образа?

Общие выводы. Таким образом, говоря о дороге Чичикова, важно обратить внимание не только на то, что герой "оставил на дороге", но и на то, что сумел сохранить  - проявление живого человеческого чувства. Ведь по замыслу Гоголя, его герой переходит в последующие тома, т. е. возрождается. И если брать во внимание то, что апостол Павел поначалу был одним из гонителей Христа, а потом стал ярым распространителем христианства по всему миру, то и его тезка, Павел Иванович Чичиков, переродится, а задатки для этого у него есть. В этом же нас убеждает и образ дороги в поэме. Дорога - путешествие во времени - житейский путь Чичикова - творческий путь автора - духовное возрождение героев - всего человечества - самого автора, т. е. это дорога Вверх, дорога-спасение, дорога-надежда, дорога  - будущее России.

Урок 36. Смысл названия поэмы. "Мертвой души не может быть ..."

В начале урока можно рассмотреть со школьниками титульный лист поэмы, изображенный самим Гоголем. Слово "поэма" начертано более крупным шрифтом, который значительно превышает по размеру основное название. Думается, что автор хотел подчеркнуть значительность колоссального произведения, задуманного в духе древнего эпоса. Черепа и скелеты вокруг букв говорят о теме поэмы  - путешествии в царство мертвых. Упряжка лошадей, улица, блюда, рюмки, рыба на блюде  - черты быта губернского города и помещичьих усадеб, т. е. России.

Само название "Мертвые души" соединило в себе несовместимые понятия. Эту особенность заметил председатель московского цензурного комитета и был возмущен столь необыкновенным названием: "Нет, я этого никогда не позволю: душа бывает бессмертна; мертвой души не может быть; автор вооружается против бессмертья". Так ли это?

Исследователь "Божественной комедии" А. А. Асоян, опираясь на слова Данте о четырех смыслах этой поэмы, пишет: "Один из смыслов, самый первый,  - это буквальный, второй  - аллегорический, третий  - моральный, четвертый  - аналогический (сверхсмысл)". Складывается мнение, что Гоголь, идя за Данте, знал о таком толковании "комедии" и в свою поэму также вложил четыре смысла.

Подумайте, как мысль Данте трансформируется в поэме Гоголя?

Мертвые души  - это товар, который покупает Чичиков,  - души умерших крестьян. Это буквальный смысл поэмы, связанный с сюжетом. Мертвые души  - это помещики и чиновники, погрязшие в грехах, и сам Чичиков, у них нет души, она мертва. Это аллегорический, иносказательный, метафорический смысл поэмы. Моральный  - не может быть человека без души, не должно такое произойти. Но есть в названии книги и глубокий духовный смысл. Он раскрыт Гоголем в предсмертной записи: "Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк, пролезший иначе, есть тать и разбойник". Мертвые души  - это духовно умершие души. Но Гоголь верит в духовное воскресение падшего человека. Если в душе человека таится жизнь  - образ Божий, значит, у человека есть надежда на возрождение. Духовное возрождение  - одна из высших способностей, дарованных человеку, и, по Гоголю, этот путь открыт всем и даже Плюшкиным, "если захотят".

На уроке должен состояться и разговор о живой душе:

После обсуждения этих вопросов легко сделать главный вывод о том, что в поэме Гоголя, по выражению А. И. Герцена, проступают "позади мертвых душ  - души живые". Души талантливые, не страдающие "заблуждением" ума, свободолюбивые, щедрые и "задушевные" души, т. е. живые. Доказательствами к этим утверждениям и иллюстративным материалом к уроку станут пятая, седьмая и одиннадцатая главы поэмы.

В итоге в тетрадях можно изобразить опорную схему:

 

 

 

Урок 37. Особенности поэтики "Мертвых душ". Образ автора в
     поэме. "Русь! Чего же ты хочешь от меня?"

Урок можно провести как семинар с использованием групповой формы работы. Работу с карточками-заданиями учащиеся начнут дома, а на уроке сообщат о своих наблюдениях.

Проблемный вопрос урока: Почему же свое прозаическое произведение, проникнутое сатирическим пафосом, Гоголь все же называет поэмой?

Задания для самостоятельных учебных исследований:

Карточка 1.

"Комизм кроется везде,  - говорил Н. В. Гоголь. - Живя среди него, мы его не видим; но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху".

Карточка 2.

Существенный элемент поэтики "Мертвых душ" связан с традициями народной культуры, с фольклором.

Карточка 3.

Важную роль в поэтике "Мертвых душ" играет лирический элемент, эмоциональное, авторское начало.

Итоговый вопрос урока: Как достигается в поэме единство сатирического и лирического начал?

Выводы. В "Мертвых душах" голос автора проявляется в лирическом начале, пронизывающем всю поэму. Автор постоянно присутствует рядом со своими героями, постоянно обращается к читателям со своими размышлениями, говорит о своих чувствах. Он живой собеседник читателя и ведет разговор с ним, в первую очередь, о судьбе России. Он говорит о мире безумном, забывшем о душе, говорит для того, чтобы читатель увидел и понял, что бездуховность и есть истинная и единственная причина распада душ и гибельна для страны. Только с понимания этой причины может начаться возрождение Руси, возрождение утраченных идеалов, духовности, воскресение души.

Мир идеальный  - это мир духовности, духовный мир человека. Мир идеальный  - это мир бессмертных человеческих душ. Он идеален во всех значениях этого слова. И потому этот мир нельзя воссоздать эпически. Духовный мир описывает иной род литературы  - лирика. Именно поэтому Гоголь определяет жанр произведения как лиро-эпический, назвав "Мертвые души" поэмой. Бессмертие души  - вот единственное, что вселяет в автора веру в обязательное возрождение его героев  - и всей жизни, следовательно, всей Руси.

Урок, как и все изучение поэмы, можно закончить выразительным чтением лирического отступления, завершающего первый том поэмы.

Урок 38. "Дело, взятое из души". "Выбранные места из переписки с
друзьями" Н. В. Гоголя.

Урок можно организовать в форме лекции с элементами беседы.

Вступительные вопросы. (Ответы на них учащиеся найдут в учебнике).

Замысел писателя проясняют его собственные высказывания: "душа заняла меня всего", "поэт имеет право на просвещение", "всего насквозь высветлить человека во всех его силах", "пронести всю природу его сквозь очистительный огонь".

Работа с оглавлением книги:

"Не было такой клетки русской жизни, которой бы он не коснулся. Все  - от управления государством до управления отношениями между мужем и женой  - стало объектом его пересмотра, его неравнодушного интереса, его неприкрытого вмешательства".

Таким образом, главная тема книги  - тема России и основное внимание писателя направлено на духовные начала национального характера.

Учащиеся заранее получают карточки с откликами современников Гоголя на "Выбранные места..."  - С. Т. Аксакова, П. А. Плетнева, Н. Ф. Павлова, В. Г. Белинского, А. И. Герцена и др.

Итоговые вопросы: На чьей стороне в споре стоите вы и почему? Что вы можете сказать о жанре "Переписки"?  - сочетание публицистической страстности с высокой художественностью.

Вывод. "Сердце мое говорит, что книга моя нужна и что она может быть полезна".

(Н. В. Гоголь).

 



Русский переплет



Aport Ranker

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100