Новости науки "Русского переплета"
TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100
Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Голосование | Топ-лист | Регистрация | Дискуссия
Лучшие молодые
ученые России

Подписаться на новости

АВТОРСКИЕ НАУЧНЫЕ ОБОЗРЕНИЯ

"Физические явления на небесах" | "Terra & Comp" (Геология и компьютеры) | "Неизбежность странного микромира"| "Научно-популярное ревю"| "Биология и жизнь" | Теорфизика для малышей
Семинары - Конференции - Симпозиумы - Конкурсы

НАУКА В "РУССКОМ ПЕРЕПЛЕТЕ"
Проект поддержан Международной Соросовской Программой образования в области точных наук.
Новости из мира науки и техники
The Best of Russian Science and Technology
Страницу курирует проф. В.М.Липунов
"Русский переплет" зарегистрирован как СМИ. Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. #77-4362 от
5 февраля 2001 года. При полном или частичном использовании
материалов ссылка на www.pereplet.ru обязательна.

Тип запроса: "И" "Или"

09.10.2017
22:51

Медитация меняет структуру мозга

    Ученые из Института Макса Планка (Германия) изучили влияние различных практик осознанности на мозг и поведение человека. Выяснилось, что даже краткосрочная, но регулярная практика меняет структуру мозга.

    Существует множество субъективных свидетельств о пользе техник медитации и практик осознанности для здоровья и психологического благополучия. Однако научных исследований в этом направлении до сих пор не так много.

    В данном случае ученые из Германии исследовали несколько видов техник медитации и практик осознанности (mindfulness) в рамках масштабного проекта ReSource Project.

    Проект подразумевал три трехмесячных учебных курса, ориентированных на развитие разных навыков. Первый был посвящен практикам осознанности и внимательности. Участников обучали классическим приемам борьбы со стрессом — например, предполагающих сосредоточение на своем дыхании, ощущениях в разных частях тела, визуальных или звуковых стимулах в окружающей обстановке.

    На втором и третьем курсе людей учили разным практикам осознанности. Второй курс был направлен на социально-аффективные навыки: регуляция и осознание эмоций, развитие эмпатии. Например, участники должны были ежедневно обмениваться друг с другом эмоциональным опытом в течение десяти минут. На третьем курсе акцент был сделан на социально-когнитивных техниках. Например, участники учились выделять свои субличности — такие как «внутренний ребенок», «тревожная мать», «судья» и тому подобные — и учиться анализировать свое поведение и реакции с учетом этих внутренних ролей.

    Каждый из 332 участников прошел все три курса последовательно. Это были мужчины и женщины в возрасте от 20 до 55 лет. Всем практикам участники посвящали минимум 30 минут в день шесть дней в неделю. Параллельно ученые исследовали различные показатели их мозговой активности с помощью МРТ, оценивали маркеры стресса — высвобождение гормона кортизола, проводили поведенческие и интеллектуальные тесты.

    Оказалось, что разные техники по-разному влияли на мозг и поведение участников эксперимента. Так, у участников из первой группы произошли заметные изменения в структурах мозга, ответственных за внимание, в частности утолщилась кора в префронтальных зонах. Вместе с тем выросли показатели в компьютерных тестах на внимание.

    При этом каких-то значимых изменений в уровне развития социальных компетенций у участников не произошло, в отличие от испытуемых из второй и третьей групп, занимавшихся практиками осознанности, где как раз главным фокусом было развитие социальных компетенций. У них действительно повысился уровень эмпатии и способности предполагать развитие событий. Эти изменения отразились и в соответствующих структурах головного мозга — произошло утолщение коры в переднеостровковой доле, нижней лобной извилине и в латеральных височных долях.

    Авторы работы отмечают, что им удалось получить новые доказательства высокой пластичности мозга даже во взрослом возрасте. Мозг перестраивал свою работу даже при таких коротких курсах обучения соответствующим техникам медитации.

    При этом важно, что разные практики воздействовали на разные структуры мозга и способствовали тренировке разных навыков.

    Статья с результатами исследования опубликована в журнале Science Advances.

    Ранее ученые нашли свидетельства того, что йога и медитация влияют даже на экспрессию генов.

    По информации http://nauchkor.ru/media/meditatsiya-menyaet-strukturu-mozga-59da7a025f1be756cc0df784

    Обозрение "Terra & Comp".

Помощь корреспонденту
Кнопка куратора
Добавить новость
Добавить новости
НАУКА В "РУССКОМ ПЕРЕПЛЕТЕ"

Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров

Rambler's Top100


Rambler's Top100