[Русский переплет] [Альмагест]

Альмагест

Латинский перевод Георгия Трапезундского, 1481. Ватиканская библиотека, No 2055.

Краткая характеристика "Альмагеста"

"Альмагест" - знаменитый труд александрийского астронома, математика и географа Клавдия Птолемея, деятельность которого традиционно относится ко II веку н.э. Следует отметить, что история довольно странным образом обошлась с личностью и трудами Птолемея. О его жизни и деятельности нет никаких упоминаний у историков той эпохи, когда он жил... Даже приблизительные даты рождения и смерти Птолемея неизвестны, как неизвестны и какие-либо факты его биографии [5,с.6]. Традиционно считается, что "Альмагест" был создан во время правления римского императора Антонина Пия (138 - 161 гг. н. э.).

Клавдий Птолемей (со средневековой гравюры)

Поскольку "Альмагест" до сих пор не переведен на русский язык (этот факт, кстати, представляется нам поразительным и необъяснимым), мы считаем полезным познакомить читателя с его содержанием.

Следует подчеркнуть, что некоторые исследователи считают принятое сегодня разбиение "Альмагеста" на главы (как и сами названия глав) позднейшими интерполяциями (вставками); см., например, [82,с.4-5]. Однако это обстоятельство не имеет здесь для нас никакого значения, поскольку наша цель - лишь ознакомить читателя со структурой "Альмагеста".

Содержание "Альмагеста"

Итак, "Альмагест" состоит из 13 книг, полный объем которых составляет около 430 страниц обычного среднего формата (в современных изданиях, см., например, [81,82]).

Первая книга содержит основные принципы и конструкции, из которых следует выделить такие:

1. Небосвод имеет форму сферы и вращается как сфера (шар).
  2. Земля является шаром, помещенным в центре мира (небес).
  3. Земля может считаться точкой по сравнению с расстоянием до сферы неподвижных звезд.
  4. Земля не меняет своего положения в пространстве (не движется с места на место).

Многие из этих утверждений основаны на выводах из философии Аристотеля, как отмечает сам Птолемей. Далее, в книгах 1 и 2 собраны элементы сферической астрономии (теоремы о сферических треугольниках, метод измерения дуг (углов) по известным хордам и т.п.). В книге 3 излагается теория видимого годичного движения Солнца, обсуждаются даты равноденствий, продолжительность года и т.д. В книге 4 рассматривается продолжительность синодического месяца [Синодический месяц - промежуток времени, спустя который фазы Луны повторяются в том же порядке. Составляет (приблизительно) 29 суток 12 ч 44 м 2,8 с.], излагается теория движения Луны. В книге 5 говорится о конструировании некоторых наблюдательных приборов и продолжается изучение теории движения Луны. В книге 6 описана теория солнечных и лунных затмений.

Знаменитый каталог звезд (более 1000 звезд) составляет содержание 7-й и 8-й книг "Альмагеста". Здесь приведен сам каталог и обсуждаются свойства и характеристики неподвижных звезд, движения сферы звезд и т.п. Последние пять книг "Альмагеста" содержат теорию движения планет (Птолемей говорит о пяти планетах: Сатурн, Юпитер, Марс, Венера, Меркурий).

Aport Ranker