TopList п╞п╫п╢п╣п╨я│ я├п╦я┌п╦я─п╬п╡п╟п╫п╦я▐
п═я┐я│я│п╨п╦п╧ п©п╣я─п╣п©п╩п╣я┌
п÷п╬я─я┌п╟п╩ | п║п╬п╢п╣я─п╤п╟п╫п╦п╣ | п· п╫п╟я│ | п░п╡я┌п╬я─п╟п╪ | п²п╬п╡п╬я│я┌п╦ | п÷п╣я─п╡п╟я▐ п╢п╣я│я▐я┌п╨п╟ | п■п╦я│п╨я┐я│я│п╦п╬п╫п╫я▀п╧ п╨п╩я┐п╠ | п²п╟я┐я┤п╫я▀п╧ я└п╬я─я┐п╪
-->
п÷п╣я─п╡п╟я▐ п╢п╣я│я▐я┌п╨п╟ "п═я┐я│я│п╨п╬пЁп╬ п©п╣я─п╣п©п╩п╣я┌п╟"
п╒п╣п╪я▀ п╢п╫я▐:

п²п╟я│ п©п╬я│п╣я┌п╦п╩п╬ 38 п╪п╩п╫. я┤п╣п╩п╬п╡п╣п╨ | п╖п╣п╪ п╥п╟п╫п╦п╪п╟п╩п╦я│я▄ я─я┐я│я│п╨п╦п╣ 4000 п╩п╣я┌ п╫п╟п╥п╟п╢?

| п п╬п╪я┐ п╢п╟п╡п╟я┌я▄ пЁя─п╟п╫я┌я▀ п╦п╩п╦ я│п╨п╬п╩я▄п╨п╬ п╡ п═п╬я│я│п╦п╦ п╪п╬п╩п╬п╢я▀я┘ я┐я┤п╣п╫я▀я┘?
Rambler's Top100
Портал "Русский переплет"
Говоря о скоростном, автострадном танке имеется в виду следующее утверждение:

BI> "На хороших среднеевропейских дорогах русские танки было бы не остановить". Гитлер, 18.05.1942.

Нумерация танков

Редко в каком замечании Суворов выдает свою безграмотность столь наглядно, как в нижеследующем

В 1938 году в Советском Союзе начаты интенсивные работы по созданию танка совершенно нового типа "А-20". Что есть "А-20" ни один советский военный учебник на этот вопрос не отвечает. Возможно, после публикации моей книги коммунисты задним числом придумают некое толкование этого индекса, но пока для многих экспертов мира индекс остается нерасшифрованным. Я долго искал ответ на вопрос и нашел его на заводе N 183. Это все тот же локомотивный завод, который, как и раньше, кроме локомотивов, дает побочную продукцию. Не знаю, правильно ли объяснение, но ветераны говорят, что изначальный смысл индекса "А" - автострадный. Объяснение лично мне кажется убедительным. Танк "А-20" - это дальнейшее развитие семейства БТ. Если у БТ главная характеристика Вынесена в название, почему у А-20 главная характеристика не может быть вынесена в название? Главное назначение А-20 - на гусеницах добраться до автострад, а там, сбросив гусеницы, превратиться в короля скорости.
MS> С 1931 по 1938 год еще при существовании Hаркомтяжпрома и некоторое время после его реформирования, для упрощения отслеживания документации, все предприятия входящие в него, занимающиеся специальной техникой, в разное время получали собственные однобуквенные индексы.

Индекс "А" получил Государственный Харьковский Паровозостроительный Завод им. Коминтерна. И вся разрабатываемая с тех пор продукция (катки, трактора, сеялки, танки) маркировалась на нем А-номер. Например, А-33 автомобиль повышенной проходимости... А-17 - проект дорожно-строительной машины (многоцелевой бульдозер)...

Индекс "Б" еще в 1931 г. получил ленинградский завод "Большевик" (пушки, моторы, станки ...) Например, Б-4 - 203-мм гаубица, Б-11э - двигатель-электростанция...

Индекс "В" получил дизельный цех Харьковского тракторостроительного завода, выделенный в отдельное производство. Например, В-2 - знаменитый двигатель для Т-34 и КВ.

И т.д. Индексация была несквозной, так как некоторые предприятия только планировались к постройке.

Например, индекс "Г" был зарезервирован за строящимся заводом точного машиностроения...

Сегодня известно 9 предприятий, получивших в указанный период однобуквенные индексы и 5 предполагавшихся к постройке.

Колесный танк на европейских дорогах.

Суворов утверждает следующее:

На вопрос, где же можно было успешно реализовать потенциал танков "БТ", есть только один ответ - в Центральной и Южной Европе. А после сброса гусениц танки БТ могли успешно использоваться только на территории Германии, Франции, Бельгии.
IA> Я же привел данные по испытаниям БТ из книжки Барятинского и Коломийца - через 100 км езды по булыжному шоссе бандажи стирались наполовину.

AO> Прочитал я книгу "Танки БТ-2 и БТ-5", так там написано, что на испытаниях "Образца 1" при пробеге 1000 км по шоссе никаких изменений в бандаже грузошин не обнаружено. Так что на американской резине по шоссе раскатывать можно было без проблем. Что до советских серийных БТ, то еще раз повторю: плохая резина с отсталых заводов с плохими кадрами. Пример же с немецкими пушками не показателен.

MS> Пояснение! Образец 1 испытывался на раскатанном гравийном шоссе и (если вы помните) без башни. Немцы тоже очень хотели К-Г движитель Кристи, но отказались из-за бетонок и булыжных дорог, которые преобладают в Европе.

IA> Думаю ответ М.Свирина вполне исчерпывает проблему с "автострадными" танками. БТ, очевидно, были скорее "антиавтострадными". Что касается резины, то у немцев подобным образом было обрезинены колеса пушек(например основного орудия немецкой пд - легкой гаубицы 10.5 cm leFH. На буксировку этого орудия накалывалось ограничение - не более 10 км,ч.

AO> Главное, это удельное давление, у тебя есть данные по этим пушкам? Сравним с БТ, если примерно с ним одинаково, то можно принять это как весомый аргумент.

IA> Да ради бога. Вес leFH 18/40 и ПАК-40(у них лафет одинаковый) 1800-1900 кг. Это распределяется на два колеса(прицепленный к грузовику хобот не считаем) т.е. грубо 600-900 кг на колесо. Вес БТ тонн 13 при 8-ми колесах. Считайте сами - нагрузка на колесо у БТ даже больше.

AO> Я не о нагрузке на колеса, а о удельном давлении. Твой расчет неверен. Неверен для расчета удельного давления. Вот далее ты вспомнил о ширине колес, и правильно сделал, но случилось это только в следующем уже твоем письме. Но даже только ширины - недостаточно. Давай уж вспомним, что удельное давление есть давление на единицу площади. Колеса круглые только в идеале. Все это я к тому, что кроме того существует еще много других параметров. Плюс еще свойства самой резины, с которых все и началось. Почему бы не предположить, что у немцев качество резины было еще хуже, чем у нас?

IA> Каких? "Сплюснутость" колеса играет роль, но непринципиальную. В конечном итоге "сплюснутость" определяется нагрузкой на колесо - чем больше нагрузка, тем больше будет площадь соприкосновения. Во-вторых при чем тут удельная нагрузка на грунт? Проблема в том, что резиновый бандаж просто разрушался от езды по шоссе. То же самое происходит и с обычными гусеничными цепями при езде по каменистому грунту. Скажем езда по камням приводила к разрушению резиновых бандажей на пресловутом 35(t). Только на колесно-гусеничном танке на колесном ходу этот процесс шел катастрофически быстро. Вообще, ИМХО, спор наш в данном случае выеденного яйца не стоит - никто автомашины с монолитными шинами не делает даже при современной технологии изготовления резины.

AA> Алекс, маленький пунктик - подвеска. На БТ была "свечная" подвеска, на leFH 18/40 какая...? Не удивлюсь если подрессоривания там не было совсем, от сюда и ограничение в 10 км/ч. :)

IA> Будешь смеяться, но торсионная. Так же как и ПАК-35/36. Во всяком случае лафет обр 1940-го, унифицированный для ПАК-40 и легкой гаубицы.

AO> Еще одно, сколько все-таки весила башня БТ? Какую прибавку она давала к давлению? Да, испытания Оригинала 1 проходили без башни, но неужели отчеты писали безграмотные люди, которые писали о плохом качестве резины на наших образцах, в сравнении с Оригиналом 1, без учета того, что наши образцы испытывали уже с башней?

IA> Немцы, которые отказались от использования танков Кристи из-за наличия автобанов тоже были безграмотными? Башня весила тонны 3, это достаточно существенная доля веса. Плюс боекомплект и в сумме получается приличная разница в весе.

Гусеницы у БТ

Суворов утверждает следующее:

БТ создавался для действий только на иностранных территориях, причем только таких, где были хорошие дороги. Взглянем на советских соседей. Тогда, как и сейчас, Турция, Иран, Афганистан, Китай, Монголия, Манчжурия, Северная Корея хороших дорог не имели. Жуков использовал танки БТ в Монголии, где местность ровная как стол, но использовал их только на гусеницах и остался очень недоволен: гусеницы вне дорог часто слетали, а из-за относительно большого давления колеса вне дорог и даже на полевых дорогах танки проваливались в грунт и буксовали.
YR> БТ много и хорошо передвигался по грунтовкам и просто по местности. Даже в 45 году на японцев пошел. Только Резун то врет про БТ и я пытался показать противоречивость и нелогичность его врак. А ведь достаточно было привести в пример марш 8 МК, основу танкового парка в котором БТ и составляли, достаточно привести действия БТ против японцев в августе 45 года. Не был он таким, каким его Резун обрисовал.

IO>Если плохие, то как вообще БТ умудрялись разогнать до 87-115 км/ч?

IA> Балет, выражаясь суворовским языком. Эксплуатационная скорость БТ не более 30 км/ч. На совместных испытаниях с "тройкой" BTW на разогнали. Так что "автострадность" у БТ была липовая. Более того, на автострадах резиновые бандажи на колесах БТ слезли бы после 100 км пробега. Проблема Суворова в том, что он увлекается красивыми образами, забывая о суровой реальности.

Применимость автострадного танка

AA> Суворов что-то там из Тухачевского излагает, о первостепенном значении захвата запасов противника, особенно в части снабжения подвижных мехсоединений горючим. И про "бензоколонки на каждом углу" в Европе.

YR> А ты противоречия не увидел в построениях Резуна? С одной стороны запасы захватываем, а с другой почти вся нефть из Румынии и после разгрома ее нефтяной промышленности " а дальше "В Германской армии еще есть танки, но нет топлива для них. Еще остались бронетранспортеры, но нет топлива для них. Еще остались самолеты, но нет топлива для них. ... Германская армия имеет огромное количество автомобилей и мотоциклов для маневра войск, для их снабжения, для разведки, но нет топлива для автомобилей и мотоциклов...". Стало быть Вермахт потерял подвижность из-за нехватки топлива, но вероятно из "пролетарской солидарности" БТ заправляются из бензоколонок на каждом углу. Что-то "неладно в Датском королевстве" Резуновских построений.

Для примера в главе о "автострадных танках" ("Ледокол, гл 3,2) он пишет, что "танки БТ были совершенно беспомощны на плохих дорогах советской территории", затем в (глава 29,6) "воевать в Европейской части СССР Гитлеру, конечно, было легко: ограниченная территория, множество дорог высокого качества ...".

AA> Дык это стеб, imho. Про "дороги высокого качества". Если ты дальше цитату продолжишь, то из контекста это ясно будет.

YR> "Был ли готов Гитлер воевать в Сибири, на неограниченных бескрайних просторах, где действительно нет дорог, где действительно бывает грязь, где жестокость мороза близка к жестокости сталинского режима?" Дальше не о Гитлере.


YR> Но даже без смены аксиом ясно, что танк, который использовать "даже на гусеницах ... вне дорог было почти невозможно" (та же глава 3,2 Ледокола) на колесах в Европе пользы не принесет, ибо будет привязан к дорогам и избиваем скованным в маневре стрельбой в борт немецкими танками и пушками, без возможности подавить не только огнем, но и маневром.

AA> При достаточно густой дорожной сети, высокой скорости движения и общей внезапности нападения - возможности для маневра imho вполне неплохие.

YR> То есть в Европе имеются дороги к каждому окопу и каждой артбатарее? Танк-то автострадный, который "даже на гусеницах ... вне дорог использовать почти невозможно". По Резуну получаем аналог бронепоезда, который привязан только к автострадам. А их легко разрушить/пересечь и расстреливаем неподвижные БТ с флангов. Броня хоть и крепка, но уж и жидка до неприличия. И гусеницы сбросили еще сдуру. А ведь "даже на гусеницах почти невозможно", куда уж с дороги на колесах то :-) Да и не все дороги в Европе автострады. Есть ведь и просто дороги.

Резун в этом пункте совсем оторвался от реальности. Колесный ход был актуален не только для скоростного маневра на оперативном просторе в тылу противника. Он позволял маневрировать соединениями без участия железных дорог как раз по грунтовым дорогам (правда относительно сухим). При этом не происходило интенсивного износа пальцев в гусеницах, что позволяло экономить гусеничный ход для боя. А гусеницы с собой возили.


YR> Непонятно в чем стеб. Вернее понятно, если все его книги стеб. Выпуск дизельных двигателей для танков по Резуну показатель переориентации первого удара на Румынию. С другой стороны имеем на почти порядок больше боеготовых с бензиновыми двигателями с расчетом заправки на каждой бензоколонке в Европе. Бьем по Румынии и лишаем подвижности Вермахт, а заодно и свои "автострадные" танки. Что-то неверно. Или не было расчета на каждую автозаправку, или удар по Румынии катастрофичным для Вермахта не будет. А лишнее нечего в книгах приводить.

Aport Ranker
Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's Top100 Service

Rambler's Top100