pokemon go TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Ещё многих дураков радует бравое слово: революция!

|

Буревестники с Болотной

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100


Русский переплет

Юрий Косаговский

Музеи Юрия Косаговского в Интернете

"Элитарный дом отдыха" и "Музей Рондизма"

 

 

 

Живописец. Родился в семье врачей. C 1949 по 1954 гг. Жил в Китае. Учился заочно в Мос. Полиграф. институте (оконч. в 1966 г).

Как художник работает в области натюрмортной, пейзажной живописи, фантастических композиций, реже в жанре портрета (создал ряд портретов современных поэтов).

Участник выставок "Ретроспекция - 1957-1987", "Лабиринт" (Москва), "Другое искусство" (Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Государственный Русский Музей, Ленинград, 1987-1990).

С 1985 по 1997 гг. проводил на выставках вечера поэзии: в Третьяковской Галерее (совместно с В. Куприяновым), в " Русском Лицее " (совместно с А. Алехиным) а так же в галерее " Экспо 88 " , в " Выставочном зале на Солянке " , в Литературном музее, во Всероссийской Библиотеке Иностранной литературы (с А. Алехиным, С. Купреяновым, А. Метсом, и др.)*

В 1964-2001 годах состоялись персональные публичные выступления, и выставки-концерты Ю. Косаговского: в Москве (3 в цдх ), Дубне, Переделкино, Алма-Ате, Ташкенте, Ашхабаде, Талине, Риге, Страсбурге (на МЕЖДУНАРОДНОЙ ЯРМАРКЕ был представлен Францией) и Варшаве, а так же на Московском Международном ФЕСТИВАЛЕ КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ в рамках программы Ю Н Е С К О "ФИАНИТОВАЯ ЗВЕЗДА " и в Чеховском Культурном Центре в программе " КЛАССИКИ ХХ I ВЕКА ".

Живопись представлена в частных коллекциях Европы, Америки, Средней Азии, Закавказья и Дальнего Востока, в том числе в крупнейшем собрании неофициального отечественного искусства за рубежом в музее Георгия Костаки (Салоники, Греция) - наряду с Кандинским, Малевичем, Шагалом, Зверевым и т.д., где значится, как основатель " РОНДИЗМА " (все изобразительные элементы на холсте имеют округлую форму), музее современной живописи " Другое искусство " (Москва), в Министерстве Культуры, Российском Фонде Культуры и пр.

Наиболее известные произведения в живописи - "Натюрморт на рояле", "Моя улица", "Мысли едущих в трамвае", " Яблоко ", " Ландыши ";

в музыке - Первый и Второй Концерты для фортепьяно соло, Концерт для ф-но с оркестром N 2; в авторском кинематографе - фильмы: "Возвращение", "Рождество" и "Свадебный подарок".

в литературе наиболее значительные произведения: " Сборник верлибров ", " Сборник рассказов " , романы и повести - "Восковой Человек", "Женщина в мышеловке", "Сито зеркал", "Поезд дальше не идет", " Мальчик поющий в пустой комнате " (стихи печатались в России и в Чехословакии, проза печаталась в России, Прибалтике и во Франции);

в авторском кинематографе: " Рождество ", " Возвращение ", " Три новеллы " .

 

Живет в Москве, тел. 4711631.

 

Б и б л и о г р а ф и я:

журналы - "REFLEX" (Прага 1990), " НОВЫЙ МИР " (Москва 1997), " АРИОН " (Москва 1996), " СТОЛИЦА " (Москва 1992), "LRS" (Париж 1993), "MARIE CLAIRE" (Москва 1997), " Ролан " (Москва 2000), " Русский переплет "" интернет-журнал (Москва 2000-2001)

еженедельники - " московские новости " (Москва - N1, 1993), " Экран и Сцена " (N46 1992),

монография " КОСАГОВСКИЙ " (Москва 1997), "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. РОССИЯ. ХХ ВЕК"

энциклопедический справочник СЭИ " Россия XX век " , Москва 1995

Профессиональный обзорный рейтинг " Единый рейтинг современных художников и мастеров XXVII-XX веков " (Выпуск 3, Москва, 2000)

Каталоги: " ДРУГОЕ ИСКУССТВО " (Москва 1990), Academie Artistiq Du Lys 1-er Salon "Prestig" La Chaise-Dieu (Academie europeenne et Internationale des Beaux-Arts le Barbizon), " КОСАГОВСКИЙ " (Москва 1994), " ХУДОЖНИКИ-ПИСАТЕЛИ ПИСАТЕЛИ- ХУДОЖНИКИ " (Москва 1997). И др.

 

 

 

 

 

 

 

* ..............................

на открытие выставки в 1994 г Гос.Дума давала поздравительную телеграмму.

О ТВОРЧЕСТВЕ ЮРИЯ КОСАГОВСКОГО

 

ГИМН ГАРМОНИИ

 

И Л И

 

РАДИКАЛЬНЫЙ ДИЛЕТАНТИЗМ

 

 

 

Юрий Косаговский мог бы отпраздновать юбилей - сорок лет в искусстве. Хотя на вид ему самому лет сорок, и трудно представить, что уже в легендарные шестидесятые годы его картины приобретал для своей коллекции господин Костаки. Но если художник Косаговский имеет десяток персональных выставок, в том числе и за рубежом - то поэта, прозаика и музыканта с такой фамилией не знает никто - за исключением круга друзей и почитателей, которые могли познакомиться с его уникальным универсальным дарованием на вернисажах и в мастерской художника (заметим, что как пианист и композитор он однажды был приглашен на Международный фестиваль ╚ФИАНИТОВАЯ ЗВЕЗДА╩) или могли прочитать изданные в числе нескольких экземпляров сборники рассказов и стихов. Разве только в самое последнее время у него были небольшие публикации стихов в Чехословакии и России (журналы ╚Рефлекс╩, ╚Арион╩ и ╚Новый мир╩), а прозы в Прибалтике (╚Молодежь Эстонии╩), в России (журнал ╚Столица╩) и во Франции (журнал ╚LRS╩).

Для еженедельника ╚Московские Новости╩ в свое время я провел беседу с Юрием Косаговским. Как бывает порой, они отказались от своего обещания поместить материал - тем лучше, сейчас он увидит свет в Переплете!

 

Ваши картины представляются мне сомнамбулическими видениями: они передают смешанное ощущение сосредоточенности и неги, сродни тому, которое в восточной традиции именуют медитацией. Не случайно одна из ваших выставок прошла в московской ╚Восточной галерее╩ - тогда в ╚Независимой газете╩ появилась заметка о Вашем творчестве под названием ╚Нежная ностальгия╩.

 

- Проведя большую часть своего детства в Китае, я навсегда влюбился в Восток √ как плоская камбала приобретает раскраску дна на котором она обитает, так и я впитал в себя характер китайского ландшафта, да и приемы его изображения в картинах Ци-Бай-Ши и в стихах Бо-Цзюй-И. Мне близка и концепция Дзен (или Чань) буддизма. Действительно, мои чувства к Востоку напоминают ностальгию - я чувствую там часть своей духовной родины. Но только часть, остальное место занимает Россия и ее традиции. Когда-то мои предки защищали Шипку и Порт-Артур, строили церкви и были деревенскими священниками. В Москву после школы я приехал поступать в Полиграфический институт из Находки.

 

Как получилось, что Вы увлеклись живописью, музыкой и литературой одновременно?

 

- Мама хотела, чтобы я знал английский и был дипломатом, но это было бесплотное желание, иллюзии, и я как ребенок воспринимал не сентенции и нравоучения, а то что она говорили с искренним восхищением, с придыханием - ╚ах, живопись Врубеля╩ или ╚ах, прелюд до-диез-минор Рахманинова╩. В Москве перед приемными экзаменами мне очень повезло: заведующий кафедрой про мои работы сказал, что меня ╚учить ничему не надо, что он уже все знает╩ и это мне очень импонировало, да и надоело уже учиться в школе (средней) и мечталось только о творчестве - он дал указание преподавателям, они потихоньку исправили все ошибки в моем сочинении и вообще по всем предметам поставили пятерки, и зачислили меня в институт. Так что у меня ╚незаконное╩ высшее вечернее образование.

Такое отношение в институте дало большую свободу в моих творческих экспериментах. Тогда же на первом курсе я зашел с моим приятелем в Консерваторию, куда он пришел поступать - и мне там очень понравилось: много пустых комнат, в каждой стоит фортепьяно. С того момента и стал туда ходить каждый день лет восемь - проводил иногда по десять часов. Складывал музыку сначала из десяти клавиш, потом из двадцати, потом из тридцати, а кончилось все фортепьянным концертом, затем другим концертом для фортепьяно, и в завершение мне предложили стать почетным членом Парижской консерватории, когда я побывал во Франции. И это было приятно, потому что хотя я и не люблю учиться, но все-таки я люблю консерваторию, хотя бы как место моих творческих экспериментов.

 

Из беседы с Вами я как-то почувствовал сильное негативное отношение к профессиональному обучению и вообще в профессионализму. Почему?

 

- Мне кажется, что профессионализм - это усредненные навыки и знания - и они обедняют человека. Как парадоксально сказал Леонардо Да Винчи: ╚Каждый гениальный художник должен быть наполовину дилетантом╩. На первый взгляд, здесь видится и открытость и непредвзятость в познании мира, но, во-вторых, тут и видится желание не оторваться в творческих поисках от обычного мира чувств простого человека. А может быть, в этой мысли есть еще и другие неожиданные пласты. И вообще, мне кажется, что несчастия во всем мире сопряжены с тем, что область интеллектуальных занятий элитарна и коррумпирована. У человечества как бы отняли это. Отсюда и гнев, раздражение людей, доведенных до крайности. Может быть, даже и это неосознанный протест, тот или иной конфликт в человеческом обществе, да и той же отстраненности от интеллектуальных занятий - такая фетишизация во всем мире богатства, денег и собственности. Например, я просто прихожу в содрогание, видя подростков на стадионе безвольно размахивающих руками в такт пустоватой песенки поп- звезды. В тоже время каждый из этих подростков неисчерпаем в своих возможностях, если ему только прислушаться к своим чувствам, мыслям и ощущениям.

 

В этом и есть Ваша основная задача: прислушаться к своим собственным ощущениям, следовать велениям своего сердца?

 

- Конечно, это и есть открытость к познанию. И эта открытость начинается с образования. Даже если представить, что преподаватель сам Моцарт, его система не должна преобладать в вашем сознании и давить, сам ученик должен выбирать из предложенного только то, что ему импонирует. Даже Чайковский говорил, что ╚каждый композитор должен подбирать аккорды согласно своему вкусу и чувству, а если он не верит в свои силы, то лучшим помощником ему будет учебник по гармонии╩. То есть учебник он поставил потом и не как нечто неминуемое.

 

Вас послушать, так существует заговор снобов и прохвостов во всем мире против людей, которые отстранены от творчества, заговор профессионалов против дилетантов. Это целая концепция, которую можно назвать ╚дилетант-радикализмом╩. Она призывает к революции дилетантов и освобождению искусства из под власти ╚блатных╩ - профессионалов. Не слишком политически получается, есть ли примеры из конкретной близкой к нам жизни, где бы этот зловещий заговор мошенников был бы во всем его безобразии?

 

-Меня не устраивает ни слово ╚дилетант╩, ни слово ╚профессионал╩. Они мне ни о чем не говорят. Меня устраивает только ╚интересно╩ и ╚хорошо╩ или ╚не интересно╩ и ╚плохо╩. Моя точка зрения даже не нова, Артур Оннегер писал в книге ╚Я композитор╩: ╚профессора всего мира только тем и занимаются в консерваториях, что отучают молодых людей от музыки╩. Вы хотите случай из нашей жизни? Пожалуйста: я давно состою членом Союза Художников - и каждый раз на общем собрании пытаюсь предложить модель такой внутренней организации, что бы всем членам Союза было хорошо. Но даже когда принимают хорошую модель, все равно изворотливые люди находят слабые места в предложенной системе и обогащаются за счет других. Моя последняя модель заключается в том, что общество может называть лучших, но внутри Союза все равны - закупки, выставки и прочие блага должны быть только на принципах равенства, очередности, алфавитности и т.д. Предложу это модель, но все равно предприимчивые проникнут в какую-нибудь непредусмотренную щель, сгруппируются и будут процветать. Это, видимо, чисто биологический момент и природный. Но при этом если внутри Союза нет справедливости, и блаженствуют выбранные на должности (члены комиссий, советов, выставкомов и пр.), то художники вне Союза вовсе игнорируются как прокаженные.

 

На Вашем недавнем вечере, после открытия выставки картин (в галерее Всероссийской Библиотеки Иностранной литературы) была непринужденная атмосфера, трогательно совмещались в нем и чтение стихов, и Ваши импровизации на фортепьяно √ и выступления из зала. Вы объявили, что любой присутствующий тоже может высказывать свои мысли и ощущения, и что Вы по своему опыту знаете, как бывает обидно, когда возникнет что-то интересное у слушателя, но заранее составленная программа ставит в неравные отношения тех, что в ╚президиуме╩ и тех, кто в зале. Это дружеский демократизм - признание за всеми присутствующими права на творчество, права на высказывание. Импровизация дает особую прелесть атмосфере, легкость и непреднамеренность. Все Ваше творчество несет следы этой чарующей импровизационной легкости. Если посмотреть на Ваши стихи иди рассказы, можно заметить, что Вы не представляете, что ╚напишете дальше╩ - Вы приводите себя в то состояние максимальной восприимчивости и непредсказуемости.

Однако эта непредсказуемость и безыскусность опасна - она грозит поверхностностью и однообразием. Сквозь Ваши рассказы проходит один и тот же сюжет: поиск темы. Художник оказывается несамостоятельным он только и делает, что подглядывает за жизнью, просит всех своих знакомых и случайных встречных - дайте тему. Этот голод, эта ненасытность напоминает пустоту актера: ему нужна роль, нужно содержание извне. Не случайно Вам нравится Дао - там пустоте возносятся молитвы, она обожествляется. В русской литературе превалирует другая традиция. Здесь тема - это боль и художник вопит: не могу молчать. Конечно во всякой культуре есть и подводные противотоки, в Ваших рассказах можно обнаружить что-то сродни абериутам, их игре с профессионализмом. Но оригинально в Ваших стихах и рассказах другое: тихая рассудительность, мне кажется, что Вы выступаете в них более как мыслитель, чем художник. Для прозаика язык является первейшим изобразительным средством. Ваш язык графический, это язык полутонов, чуткий язык внутреннего монолога. Все, что Вы пишите - куски непрерывного монолога о своих наблюдениях, о себе - это честно и точно, это сердечно и нежно - это ни на йоту не отрывает от Вас самого. Вы превращаете себя в персонаж.

 

-Если позволите, то я скажу реплику. Поиск темы героем, действительно тоже мой любимый сюжет. Это от того, что я люблю играть и в том числе в такие игры, как писать на чуждые мне темы, это немного сложнее, чем писать на свои. Но, правда, и чужие темы невольно пробуждают что-то пережитое. Кроме того, это попытка заглянуть в другие миры, узнать о чем мечтают другие люди или можно это назвать обратной связью с читателем, как это говорят в кибернетике.

 

Профессионализм может быть сто раз плох, но если он закаляет душу для погружения в глубины темы, которую Вы подчас лишь обозначаете - без этого ╚зла╩ трудно обойтись. Не ╚дилетантизм╩ и ╚профессионализм╩ - а поверхностность и глубина - вот различие. Вы, на мой взгляд, профессионал деликатный, то есть избегающий демонстрации профессионализма. Чтобы не быть голословным, что Вы более мыслитель чем изобразитель, мне хотелось бы попросить Вас продемонстрировать какое-нибудь из своих рассуждений - например, Вашу теорию бессмертия┘

 

- Вначале отвечу на Ваши замечания. Когда писатель превращает себя в персонаж, это наверно не криминал. Рассуждения любого героя Достоевского настолько чувствительны и прекрасно искренни именно от того, что сам Федор Михайлович рядится в одежды героя, и из-под маски выглядывает всегда он сам. Может быть, таков и Шекспир, и Гоголь, и Гомер. Второе Ваше замечание ╚обозначенность темы╩ - конечно я не клялся ни перед кем, что каждый раз во имя профессии буду создавать что-то по всем законам. Да и чьим законам? У Пушкина одни законы, у Гоголя другие, у Платонова третьи. Обозначенность темы и дразнит, и будит, и возбуждает воображение.

А о бессмертии┘ то мою мысль можно изложить так. Размышляя как-то горестно о смерти Пушкина, я пришел к убеждению, что он не хотел больше жить. Как бы он создал гигантскую картину мира и нечего было добавить. А на новую он не решался в силу каких-то причин, может быть, и традиции. Тогда я связал смерть с познанием. Механизм смерти в человеке включается, когда он исчерпал свой процесс познания мира. Это видно и на примере охотника: он возмужал, стал мастером охоты, разработал несколько приемов и передал свои знания потомству. (Волны поколений сменяются - и совершенствуется процесс приспособления и выживания.) Здесь уже картина познания соединяется с качеством питания, в расширенный ассортимент ловкого охотника поступает обилие аминокислот, ферментов, витаминов и т.д. Начинающий охотник сидит на минимальной и скупой диете т.к. опыт охотничий минимальный. Естественно я и предположил, что если проводить опыт над мышами, то надо в экспериментальной группе менять условия жизни, чтобы не прерывался процесс адаптации к миру и т.е. познание его, и второе - диета должна имитировать то скупость неопытности, то насыщенность опытного животного. И это перекликается с известной традицией на Востоке, когда известный мастер, добившийся признания, меняет вдруг имя, стиль в искусстве и чуть ли ни жену┘ и начинает свое восхождение сначала.

 

Что-то похожее мы видим в христианстве, в традиции поста, например. Мне кажется, что Вы удивительным образом готовы ╚изобрести велосипед╩ всю жизнь┘

 

- Позвольте два слова о ╚велосипеде╩. По-моему это одно из самых больших заблуждений в обществе, бояться ╚изобретать велосипед╩. Я очень даже горжусь, что изобрел в 61 году верлибр. По неосведомленности я не знал, что он уже давно известен в мире. Я же решился на это не легко, с опаской, отдаваясь этому опыту, я испытывал некоторую тревогу и психологический дискомфорт - а вдруг ерунда получится, и я опозорюсь? Но изобретая человек научивается изобретательству. Конечно, мне приятно, что в 1971 году я действительно ╚изобрел╩ новый метод в искусстве, рисование кружочками, который теперь искусствоведы называют ╚рондизм╩, в том числе искусствовед из далекого Парижа В.Лубков.. Я специально пустился на эту реплику, чтобы разрушить чувство вины и слабости у других ╚изобретателей велосипедов╩.

 

┘И вот эта постоянная ╚реинкарнация╩ души в себе является чудесным рецептом молодости, Вы ведете себя, как любознательный школьник и так живо реагируете на поэтические успехи своего пятнадцатилетнего сына, что кажетесь сами его сверстником. Мне хотелось бы завершить беседу, процитировав Ваше стихотворение и несколько мыслей об искусстве┘

 

-А я хочу Вас поблагодарить за критику моей прозы в поверхностности и однообразии, это говорит о Вашей незапрограммированности на говорение комплиментов. А на счет сына - то как же мне не гордиться, что в 13 лет он - уже участник Всероссийского фестиваля поэтов-профессионалов, работающих в жанре верлибра, а как пианист и композитор принимал со мной участие в Международном фестивале, да и как живописец работает на подобном уровне.

 

Приводя Ваше стихотворение и несколько мыслей, я хочу заметить: удивительная живость и непредсказуемость Вашей поэзии мне кажется не менее драгоценной, чем парадоксальная простота Вашей мысли.

 

 

в метро встречаются люди

как рыбки в аквариуме:

узнав друг друга

подрагивая всеми поплавками

ярких плеч┘

жарко летом┘

душно и шумно в вагоне .

 

***

 

Искусство √ это явление природы, которым слава Богу, человек не может управлять

 

***

 

Картина или стихотворение - это своеобразное любовное письмо автора к облаку, дереву, забору, траве, цветку и т.д.

 

***

 

Для меня искусство - это разглядывание следов, как будто бы на песке или на снегу, разглядывая, я вижу состояние души художника и его мировоззрение.

Юрий Нечипоренко

 

 

Юрий Косаговский в галерее "Новые передвижники".

В "Русском переплете" опубликовано:

Владимир Липунов Смешной русский гений или создадим музей рондизма!

Культура, 24.XII.2016

Юрий Косаговский Подарок,

Живопись, Новые передвижники,21.VII.2016

Юрий Косаговский Разгадывая Лермонтова

Живопись, 04.XI.2014

Юрий Косаговский Майдан... Безумства... Крым...

Ответ на стихотворение Юнны Мориц, Поэзия, Злободневное, 14.III.2014

Юрий Косаговский Новогодние полёты Кино, 12.II.2014

Юрий Косаговский Юрий Косаговский поздравляет милых дам! Новости, 08.III.2009

Юрий Косаговский Для милых дам Музыка, 13.II.2009

Юрий Косаговский Владимиру Хлумову Поэзия, 18.IX.2008

Юрий Косаговский Чего нет в поэзии Поэзия, 01.IV.2008

Юрий Косаговский На новый 2008 год Злободневное, 31.XII.2007

Владимир Липунов Живопись Юрия Косаговского

Галерея "Новые передвижники", 02.I.2007

Юрий Косаговский O любви и женщинах и о влюбленности мужчины Поэзия, 15.VI.2005

Юрий Косаговский Несколько слов на прощание поэту Владимиру Приходько Заметки из Зала им. П.И.Чайковского, 16.II.2002

Юрий Косаговский На редкость внятная музыка для современного пера Заметки из Зала им. П.И.Чайковского, 12.II.2002

Юрий Косаговский Любите ошибки 15.VII.2000

Юрий Косаговский О новом прочтении октета Шуберта Оказывается октет шуберта не октет просто, и не просто шедевр, а яркий шедевр, и это увидел и показал Леонид Лундстрем, на то мгновение, сделав всех присутствующих Родшильдами духа, 15.V.2000

Юрий Косаговский Человек - клоп Повесть, 15.V.2000

Юрий Косаговский Последние усилия 14.III.2000

Юрий Косаговский Песня про черного рыцаря 11.03.2000


Ссылка на Русский Переплет

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100