Проголосуйте
за это произведение

Наука и культура

Александр Железняков

КОСМИЧЕСКИЕ ШАХМАТЫ И ИХ СОЗДАТЕЛЬ

Истинный возраст игры, известной в современном мире как шахматы, не может назвать никто. Впервые о ней упоминается в древней персидской поэме, датированной 600-м годом до нашей эры. Там же указывается и родина шахмат √ Индия. Нам остается только поверить документальным источникам, хотя есть немало других версий о времени и месте появления "игры мудрецов".

Как бы то ни было, ныне шахматы известны во всем мире. В них играют и в просторных залах, и в тесных купе поездов, и на земле, и на воде, и в небе. Иначе говоря, любое место, где встречаются два человека, знакомые с правилами передвижения фигур по доске, становится "полем боя".

Играют в шахматы и на околоземной орбите. А впервые в космосе играли в древнюю игру более тридцати лет назад √ 10 июня 1970 года, когда состоялся матч "Космос-Земля" между экипажем космического корабля "Союз-9" и Центром управления полетом. За команду "Космоса" выступали космонавты Андриян Николаев и Виталий Севастьянов, а против них √ руководитель подготовки советских космонавтов, генерал-полковник авиации Николай Каманин и космонавт Виктор Горбатко.

Несмотря на давность события, многие помнят этот весьма любопытный факт космической летописи. А для тех, кто забыл или не знал, позволю кратко напомнить ход того знаменательного поединка и рассказать о человеке, благодаря кому и удалось провести столь необычное для того времени мероприятие.

Матч длился в общей сложности около шести часов, с 141-го по 144-й виток корабля вокруг Земли. Первый ход был сделан из космоса, а дальше все развивалось как в обычной шахматной партии. Дважды ее пришлось прерывать для "домашнего анализа" на то время, когда корабль находился вне зоны радиовидимости. А завершилось все, как и следовало ожидать, боевой ничьей.

Привожу запись этой партии, которая, несомненно, вошла в анналы тысячелетней истории шахмат.

1. d2 √ d4 d7 √ d5

33. Ce5:f6+ Лf8:f6

34. Лe1 √ e8+ Фd8:e8

35. Фh4:f6+ Kph8 √ g8

Ничья

О самом матче, пожалуй, и все. Шахматисты могут проанализировать все перипетии борьбы, а для остальных интересен сам факт игры, нежели ее ход. Поэтому сразу перейду к рассказу о том, кто создал космические шахматы, которыми играли Николаев и Севастьянов.

Даже не будучи специалистом, любой поймет, что для игры в невесомости обычные шахматные фигуры не очень подходят. Требовалось создать что-то необычное, что и сделал сотрудник Института авиационной и космической медицины Михаил Иванович Клевцов. Среди специалистов его имя хорошо известно, ну а для всех остальных позволю себе рассказать об этом удивительном человеке, в активе которого, кроме шахмат, еще немало других изобретений связанных с освоением космоса. Его можно с полным правом поставить в ряд первопроходцев, которые начали покорять Вселенную.

Михаил Иванович Клевцов родился 21 октября 1929 года в селе Битюг-Матреновка в Воронежской области. В семье было четверо детей, двое из которых умерли в малолетстве.

Детство Михаила Ивановича пришлось на трудные предвоенные и военные годы. Когда ему было девять лет, от воспаления легких умер отец и матери пришлось в одиночку воспитывать детей.

После окончания школы поступил на факультет электрификации сельского хозяйства Тимирязевской сельскохозяйственной академии в Москве, но был отчислен за двойку по физике уже с первого курса. Вероятно, такой неожиданный поворот судьбы предопределил появление через двадцать лет книги "Раскрытие тайн мироустройства", в которой Михаил Иванович изложил весьма оригинальный взгляд на мироздание.

Но это будет еще не скоро, а пока студент Клевцов восстановился в академии и благодаря своему таланту и упорству очень скоро перебрался из числа отстающих в категорию отличников. Спустя два года он круто изменил свою жизнь и перевелся из Тимирязевской академии в Рижское высшее военно-командное училище, которое впоследствии окончил с отличием.

Ну а дальше начинается долгий путь, который прошел Михаил Иванович от молодого лейтенанта до крупного ученого и изобретателя. С 1960 года он служил в Институте авиационной и космической медицины, где прошел путь от младшего научного сотрудника до главного инженера войсковой части 64688 (так именовался Институт в документах Министерства обороны).

Начало службы Клевцова в Институте авиационной и космической медицины совпало по времени с началом подготовки первого ("гагаринского") отряда советских космонавтов. Михаил Иванович много работал с будущими космонавтами, тренировал их на невесомость на Чкаловском аэродроме в Подмосковье. Им была сконструирована и под его руководством смонтирована "Сурдокамера" - один из основных элементов предполетной подготовки.

Да и в последующие годы Клевцов много работал с покорителями космоса. Одним из основных направлений его работы было обеспечение активного отдыха космонавтов на орбите.

Вот, наконец-то, мы и подошли к тому этапу жизни Михаила Ивановича, который позволил во всей полноте проявиться его многогранному таланту как изобретателя и конструктора.

Условия пребывания космонавтов в космосе, значительно отличавшиеся от земных, поставили перед специалистами ряд важных задач, среди которых не последнее место занимали возможности человека по использованию в космическом полете привычных предметов, таких как карандаш, ручка, шахматы. Одним из первых исследователей, занимавшихся этими вопросами, был Клевцов.

Я расскажу только о двух работах в этой области, которые, с одной стороны, демонстрируют нестандартный подход Михаила Ивановича к решению сложных задач, а, с другой стороны, позволяют написать еще несколько страниц в истории освоения космоса. Речь идет о космической шариковой ручке и о космических шахматах, с которых мы и начинали разговор.

Необходимость делать записи во время полета стояла перед космонавтами, начиная с первого полета. Обилие впечатлений, с которыми сталкивается человек, оказавшийся в необычных для себя условиях, столь велико, что нельзя положиться лишь на память. Гораздо полезнее зафиксировать то, что неподвластно приборам, а находится в психологической сфере, на бумаге. Но как это сделать в условиях невесомости, где обычная ручка не пишет, а карандашный грифель крошится. В 1960-е годы еще не появились фломастеры и единственным приемлемым вариантом являлась шариковая ручка. Но и она требовала существенной доработки.

Клевцовым была разработана космическая шариковая ручка, в которой специальная паста подавалась к пишущему шарику под давлением в 3 атмосферы при помощи поршня, вмонтированного внутрь герметического стержня. Свободное пространство в стержне было заполнено азотом. Такая конструкция позволяла решить проблему письма в условиях невесомости, но страдала существенным недостатком √ паста просачивалась из-под шарика и делало предмет неработоспособным. Но и с этой задачей Клевцов справился. Им была создана специальная паста твердой консистенции, которая позволила космонавтам без особых проблем заполнять бортжурналы, вести записи.

К сожалению, в космической истории приоритет Михаила Ивановича не зафиксирован. Из-за косности ряда чиновников космическая ручка Клевцова не была запатентована и пальма первенства принадлежит американцам, проводившим работы параллельно с советскими специалистами, но оформившими все необходимые документы.

А вот другая космическая разработка Клевцова признана изобретением и имеет патенты в России, Индии, Японии, США, Великобритании, ФРГ, Швеции, Испании, Италии, Венгрии, Дании.

Когда встала проблема создания космических шахмат, выяснилось сразу, что ни одна из существующих конструкций не подходит для игра в невесомости. Мало того, улетевшая фигура с шахматной доски могла создать и определенные проблемы, окажись она в ненужное время в ненужном месте. Например, маленькая фигурка могла "забрести" в рот спящего космонавта и попасть в дыхательные пути. А тогда бед не оберешься.

Приступив к разработке шахмат, использование которых было бы возможным в условиях невесомости, Клевцов исходил из двух основополагающих требований:

1) шахматные фигуры должны были давать наглядное представление об игровой ситуации на доске;

2) полностью должна была быть исключена возможность потери фигур в ходе игры.

Оба эти требования удалось реализовать благодаря применению специальных устройств на шахматной доске и в каждой фигуре. Доска была снабжена разветвленной системой пазов, а каждая фигура √ узлом зацепления и фиксации. Таким образом одновременно решались две, на первый взгляд несовместимые, задачи √ постоянная связь фигур с доской и возможность их передвижения в процессе игры. Для выбывших из игры фигур предусматривались собирательные пазы на торцах доски.

Доступность и увлекательность игры, а также существенный выигрыш по габаритно-весовым характеристикам, определил место космических шахмат среди предметов активного отдыха космонавтов. Шахматы Клевцова получили высокую оценку первых космонавтов, которым удалось ими воспользоваться √ Андриаяа Николаева и Виталия Севастьянова. Долгое время они демонстрировались в Москве в павильоне "Космос" на Выставке достижений народного хозяйства СССР, а их автор был удостоен Золотой медали "За успехи в народном хозяйстве".

Космические ручка и шахматы были не единственными изобретениями Клевцова. Всего в его активе более полутора десятков различных разработок, защищенных авторскими свидетельствами и патентами.

Он также является одним из основоположников отечественной электронной хронорефлексометрии (зрительно-моторная реакция). По этой проблеме им написаны более 60 работ, в том числе три монографии, а в 1965 году присвоена ученая степень "кандидат биологических наук".

Рассказ о Михаиле Ивановиче Клевцове будет неполон, если остановиться лишь на тех разработках, которые касались освоения космоса. В 1973 году им была написана уже упоминавшаяся мною книга "Раскрытие тайн мироустройства" и он целиком погрузился в эту работу. Даже загруженность основной работой, а в то время Михаил Иванович уже был Главным инженером института, не могла оторвать его от любимого детища. Все свое свободное время проводил в стенах Ленинской библиотеки, многократно переписывая книгу, пытаясь изложить свои мысли таким образом, чтобы это было понятно и домохозяйке.

Любопытен отзыв, который дал работе Клевцова известный ученый в области радиолокации академик Аксель Иванович Берг: "Вы подошли, казалось бы, к известным вещам совсем с другой стороны. Но вас академики не поймут". Эти слова во многом предопределили судьбу книги. Она увидела свет лишь в 1995 году, а ее содержание еще ждет своего осмысления. Не берусь это делать в краткой статье. Могу только сказать, что многие высказанные в этой работе мысли мне близки по духу и я готов с ними согласится.

Не менее интересна и еще одна книга Клевцова "Похищение света", которую он охарактеризовал как научно-фантастический детектив. Когда Михаил Иванович закончил работу над повестью, он даже испугался √ а вдруг кто-нибудь попытается действительно создать "излучатель темноты"? У вдовы ученого до сих пор хранятся отзывы из Правительства и института Министерства обороны, где дается разрешение на печать произведения. Основной вывод, который сделали эксперты: "Технической возможности создать "антилампочку" в настоящее время нет".

Дай-то Бог. Но кто знает, что будет уже через несколько лет и не станет ли описанное в фантастической литературе реальностью нашей жизни.

Скончался Михаил Иванович Клевцов 6 июня 2001 года.

Он ушел из жизни полным идей и нереализованных творческих замыслов. После него остались не опубликованными ряд научных статей, несколько сюжетов недописанных повестей. Но для подавляющего большинства он был и останется изобретателем космических шахмат.

P.S. Большую помощь автору в написании статьи оказала вдова изобретателя Любовь Васильевна Клевцова, рассказавшая о своем муже много интересного, а также предоставившая все приведенные здесь фотоматериалы.

Проголосуйте