Урания

В МИРЕ ДВОЙНЫХ ЗВЕЗД

Владимир Липунов

ГЛАВА I "ЧТО ТАКОЕ ДВОЙНАЯ СИСТЕМА?"

ГЛАВА II. ПАРАДОКС АЛГОЛЯ

Кто "громче" светит?

Кривая блеска

О чем рассказывает алголевская кривая
блеска?

Какую информацию можно извлечь из кривой блеска алголевского типа, т. е. кривой, состоящей из двух минимумов? Пусть, например, двойная система наблюдается с ребра, т. е. луч зрения лежит в плоскости орбиты (см. рис. 21). Орбиту для простоты примем круговой. В этом случае затмения будут центральными и одна из звезд будет закрываться от нас целиком. Угол наклона плоскости двойной к картинной плоскости i = 90o. Затмения при этом будут иметь форму трапеции. Пусть более яркая звезда 1 имеет большие размеры. В первичном минимуме затмевается более яркая (и большая по размерам) звезда. Наклонная сторона АВ трапеции соответствует постепенному закрытию этой звезды звездой 2. В точке В края звезд 1 и 2 касаются (внутреннее касание), и пока звезда 2 проходит по диску звезды 1, блеск системы не меняется. На участке CD звезда 1 постепенно выходит из-за звезды 2. Чем больше радиус звезды 2, тем длиннее участок CD. Полная длительность затмения (от А до D) определяется' суммой размеров звезд, а длительность постоянного участка (дна) ВС ≈ разностью размеров звезд. Два уравнения, два неизвестных. Значит, кривая блеска позволяет найти радиусы звезд. Читатель может удивиться, как это так: измерив время, мы находим расстояние. Ведь нужно знать еще и

Рис.21. Центральное затмение.

скорость, а ее из кривой блеска не определишь. Совершенно верно ≈ размеры звезд мы не найдем. Но можно найти размеры звезд в единицах радиуса орбиты двойной (а). Действительно, за период звезда проходит расстояние 2 pi а. Период нам известен, значит, мы можем узнать, какую часть от полной длины орбиты проходит звезда за время затмения.

Если двойная система видна не с ребра, то длительность затмения и его форма будут определяться не только относительными размерами звезд, но еще и величиной

Рис. 22. Есть ли затмения?

угла i. В этом случае изменится и форма кривой блеска. Если угол таков, что меньшая по размерам звезда не затмевается полностью, то во вторичном затмении не будет плоского ⌠дна■. Форма затмения позволяет определить угол наклона двойной. При некотором достаточно малом угле i затмения могут вообще не происходить. Минимальное значение угла определяется относительными размерами звезд ≈ компонент двойной системы (см. рис. 22) ≈ из простых геометрических соображений.

Итак, кривые блеска позволяют определить период двойной и относительные радиусы звезд. Но как определить размеры звезд и, главное, как определить массы звезд? Где взять ⌠линейку■, с помощью которой можно было бы измерить размер орбиты двойной и радиусы звезд? Природа создала такие стандартные линейки, они существуют в любом атоме, независимо от того, где этот атом находится ≈ на Земле или в далекой звездной системе.

Продолжение следует