TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100

Сергей Аверинцев. Из духовных стихов


Текст печатается по разрозненным публикациям из журнала "ИЛ" Компьютерный набор: Андрей Гутнов (E-mail: ria@rno.ssc.ac.ru) Дата последней редакции: 21.11.98

x x x

Неотразимым острием меча, Отточенного для последней битвы, Да будет слово краткое молитвы И ясным знаком -- тихая свеча. Да будут взоры к ней устремлены В тот недалекий, строгий час возмездья, Когда померкнут в небесах созвездья И свет уйдет из солнца и луны.

Стих об уверении Фомы

Глубину Твоих ран открой мне, Кровь за кровь и тело за тело, покажи пронзенные руки -- и мы будем пить от чаши; сквозные раны ладоней, блаженны свидетели правды, просветы любви и боли. но меня Ты должен приготовить. Я поверю до пролития крови, В чуждой земле Индийской, но Ты утверди мою слабость: которой отцы мои не знали, блаженны, кто верует, не видев, в чуждой земле Индийской, но меня Ты должен приготовить. далеко от родимого дома, Дай коснуться отверстого в чуждой земле Индийской Сердца, копье войдет в мое тело, дай осязать Твою тайну, копье пройдет мое тело, открой муку Твоего Сердца, копье растерзает мне сердце. сердце Твоего Сердца. Ты назвал нас Твоими друзьями, Ты был мертв и вот жив вовеки, и мы будем пить от чаши, в руке Твоей ключи ада и смерти; и путь мой на восход солнца, блаженны, кто верует, не видев, к чуждой земле Индийской,-- но я ни с кем не поменяюсь. и все, что смогу я припомнить Что я видел, то видел, в немощи последней муки: и что осязал, то знаю: сквозные -- раны --ладоней копье проходит до Сердца и бессмертно -- пронзенное -- и отверзает его навеки. Сердце.

x x x

Он сказал им: довольно. Лука. 22:38 Что нам делать, Раввуни, что нам делать? Пять тысяч взалкавших в пустыне -- а у нас только две рыбы, а у нас только пять хлебов? Но Ты говоришь: довольно -- Что нам делать в час посещенья, где престол для Тебя, где пурпур? Только ослица с осленком да отроки, поющие славу. Но Ты говоришь: довольно -- Иерей, Иерей наш великий, где же храм, где злато и ладан? У нас только горница готова и хлеб на столе, и чаша. Но Ты говоришь: довольно -- Что нам делать, Раввуни, что нам делать? На Тебя выходят с мечами, а у нас два меча, не боле, и поспешное Петрово рвенье. Но Ты говоришь: довольно -- А у нас -- маета, и морок, и порывы, никнущие втуне, и сознанье вины неключимой, и лица, что стыд занавесил, и немощь без меры, без предела. Вот что мы приносим, и дарим, и в Твои полагаем руки. Но Ты говоришь: довольно --

Стих о святой Варваре.

услышишь, как воют над Диоскор говорит к Варваре, гробом. к дочери обращает слово: Богатый и бодрый пляшет, -- Варвара, дочь моя, Варвара, убогий и хворый плачет. я велю рабам выстроить башню. Голос сильного -- грозен, голос слабого -- робок. У самого берега моря башню для твоего девства. Голос Кесаря -- над миром, и никто ему не прекословит.-- Рабы мои выстроят башню по мысли своего господина. Диоскор уехал из дома, в доме -- дочь его Варвара. Два окна они в башне устроят, одно -- на сушу и одно -- на море: -- Рабы отца моего Диоскора, примите от меня ласку. одно -- во славу богов суши, одно -- во славу богов моря. Я накормлю вас досыта и сама послужу вам на пире, Таков приказ господина, смерть -- кара за ослушанье. я сама вам ноги омою и вынесу отборные яства; -- Диоскор, Диоскор, отец мой, что увижу я в окна башни? после отпущу вас на волю на четыре стороны света. -- В окно ты увидишь сушу, в другое увидишь море. Только сотворите мне милость, три окна мне устройте в башне, Косны устои суши, буйны пучины моря. во имя Отца и Сына и Господа Святого Духа.-- Род приходит, и род проходит, но земля и море -- вовеки; Диоскор в дом свой вернулся и на третье окно дивится: что было, то и будет вечно, и нет нового под солнцем. -- Варвара, дочь моя, Варвара, что в третье окно ты видишь? -- Диоскор, Диоскор, отец мой, что увижу я в окна башни? -- Я вижу в рубище славу и свет -- в темнице -- Большие звери терзают малых непроглядной. на суше и в пучине моря; Рабы ликуют в оковах, кривого прямым не сделать, и дитя смеется под розгой. и человек -- злее зверя. До крови, до кости, до боли, Сердца людей -- жесткие камни, до конца и без конца -- радость. и слава Кесаря -- над миром. И земля, и море проходит, Рука его легла на сушу, но любовь пребывает вовеки. другая рука -- на море. -- Варвара, дочь моя, Варвара, -- Диоскор, Диоскор, отец мой, что в третье окно ты видишь? что услышу я в окна башни? -- Я вижу лицо Друга -- Услышишь, как поют на за сквозными просветами свадьбе, ставней: на челе Его -- кровавые росы, и в кудрях Его -- влага ночи. Голова Его клонится тяжко, и нет ей на земле покоя. Я отворила Ему сердце, я вкусила от ломимого хлеба. -- Варвара, дочь моя, Варвара, что в третье окно ты слышишь? -- Я слышу, как поет дева в руках мучителей, в темнице: отнята ее земная надежда, и Жених ее с нею навеки. И никто не научится песни, что поют перед престолом Агнца; кто однажды ее услышал, пойдет за нею навеки. -- Варвара, дочь моя, Варвара, меч мой творит Кесаря волю. Моею отцовскою рукою сотворю я Кесаря волю. -- Да будет воля Отца и Сына и Господа Святого Духа!

БЛАГОВЕЩЕНИЕ

Вода, отстаиваясь, отдает осадок дну, и глубина яснеет. Меж голых, дочиста отмытых стен, где глинян пол и низок свод; в затворе меж четырех углов, где отстоялась такая тишина, что каждой вещи возвращена существенность: где камень воистину есть камень, в очаге огонь -- воистину огонь, в бадье вода -- воистину вода, и в ней есть память бездны, осененной Духом,-- а больше взгляд не сыщет ничего,-- меж голых стен, меж четырех углов стоит недвижно на молитве Дева. Отказ всему, что -- плоть и кровь; предел теченью помыслов. Должны умолкнуть земные чувства. Видеть и внимать, вкушать, и обонять, и осязать единое, в изменчивости дней неизменяемое: верность Бога. Стоит недвижно Дева, покрывалом поникнувшее утаив лицо, сокрыв от мира -- взор, и мир -- от взора; вся сила жизни собрана в уме, и собран целый ум в едином слове молитвы. Как бы страшно стало нам, когда бы прикоснулись мы к такой сосредоточенности, ни на миг не позволяющей уму развлечься. Нам показалось бы, что этот свет есть смерть. Кто видел Бога, тот умрет,-- закон для персти. Праотец людей, вкусив и яд греха, и стыд греха, еще в Раю искал укрыть себя, поставить Рай между собой и Богом, творенье Бога превратив в оплот противу Бога, извращая смысл подаренного чувствам: видеть все -- предлог, чтобы не видеть, слышать все -- предлог, чтобы не слышать; и рассудок сменяет помысл помыслом, страшась остановиться. Всуе мудрецы об адамантовых учили гранях, о стенах из огня, о кривизне пространства: тот незнаемый предел, что отделяет ум земной от Бога, есть наше невнимание. Когда б нам захотеть всей волею -- тотчас открылось бы, как близок Бог. Едва достанет места преклонить колена. Но кто же стерпит, вопрошал пророк, пылание огня? Кто стерпит жар сосредоточенности? Неповинный, сказал пророк. Но и сама невинность с усилием на эту крутизну подъемлется. Внимание к тому, что плоти недоступно, есть для плоти подобье смерти. Мысль пригвождена, и распят ум земной; и это -- крест внимания. Вся жизнь заключена в единой точке словно в жгучей искре, все в сердце собрано, и жизнь к нему отхлынула. От побелевших пальцев, от целого телесного состава жизнь отошла -- и перешла в молитву. Колодезь Божий. Сдержана струя, и воды отстоялись. Чистота начальная: до дна прозрачна глубь. И совершилось то, что совершилось: меж голых стен, меж четырех углов явился, затворенную без звука минуя дверь и словно проступив в пространстве нашем из иных глубин, непредставимых, волей дав себя увидеть,-- тот, чье имя: Божья сила. Кто изъяснял пророку счет времен на бреге Тигра, в огненном явясь подобии. Кто к старцу говорил, у жертвенника стоя. Божья сила. Он видим был -- в пространстве, но пространству давая меру, как отвес и ось, неся в себе самом уставы те, что движут звездами. Он видим был меж голых стен, меж четырех углов, как бы живой кристалл иль столп огня. И слово власти было на устах, неотвратимое. И власть была в движенье рук, запечатлевшем слово. Он говорил. Он обращался к Ней. Учтивость неба: он Ее назвал по имени. Он окликал Ее тем именем земным, которым мать Ее звала, лелея в колыбели: Мария! Так, как мы Ее зовем в молитвах: Благодатная Мария! Но странен слуху был той речи звук: не лепет губ, и языка, и неба, в котором столько влажности, не выдох из глуби легких, кровяным теплом согретых, и не шум из недр гортани,-- но так, как будто свет заговорил; звучание без плоти и без крови, легчайшее, каким звезда звезду могла б окликнуть: "Радуйся, Мария!" Звучала речь, как бы поющий свет: "О, Благодатная -- Господь с Тобою -- между женами Ты благословенна --" Учтивость неба? Ум, осиль: Того, Кто создал небеса. Коль эта весть правдива, через Вестника Творец приветствует творение. Ужель вернулось время на заре времен неоскверненной: миг, когда судил Создатель о земле Своей: "Добро зело",-- и ликовали звезды? Где ж проклятие земле? Где, дочерь Евы? И все легло на острие меча. О, лезвие, что пронизало разум до сердцевины. Ты, что призвана: как знать, что это не соблазн? Как знать, что это не зиянье древней бездны безумит мысль? Что это не глумленье из-за пределов мира, из-за грани последнего запрета? Сколько дев языческих, в чьем девстве -- пустота безлюбия, на горделивых башнях заждались гостя звездного, чтоб он согрел их холод, женскую смесив с огнем небесным кровь; из века в век сидели по затворам Вавилона служанки злого таинства, невесты небытия; и молвилась молва о высотах Ермонских, где сходили для странных браков к дочерям людей во славе неземные женихи, премудрые,-- и покарал потоп их древний грех. Но здесь -- иная Дева, в чьей чистоте -- вся ревность всех пророков Израиля, вся ярость Илии, расторгнувшая сеть Астарты; Дева, возросшая под заповедью той, что верному велит: не принимать языческого бреда о Невесте превознесенной. Разве не навек отсечено запретное? Но Вестник уже заговорил опять, и речь его была прозрачна, словно грань между камней твердейшего, и так учительно ясна, чтобы воззвать из оторопи ум, смиряя дрожь: "Не бойся, Мариам; Ты не должна страшиться, ибо милость велика Тебе от Бога". О, не лесть: ни слова о славе звездной: все о Боге, только о Боге. Испытуется душа: воистину ли веруешь, что Бог есть Милостивый? -- и дает ответ: воистину! До самой глубины: воистину! Из сердцевины сердца: воисти

Rambler's Top100