TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Ещё многих дураков радует бравое слово: революция!

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение

Юрий Соколов

Тотемы власти

Тонка пленка цивилизации, хрупки ее институты, условны ценности. Впадение современного общества в неоязычество отмечается почти всеми исследователями. Каковы формы этого язычества? После разрушения индустриального общества на территории СССР (что отмечают непредвзятые американские аналитики как главный результат реформ), народ одичал, расцвели работорговля, наркомания, преступность и кровная месть. Произошел откат общества к глубокой архаике. Речь идет не о средневековье - страна дисперсна, многообразна, и в разных ее частях произошел разный "сброс" культурного развития, откат от цивилизации на разные времена. В глубине сознания людей ожили демоны раннего каменного века, тотемы охотничьего и собирательского обществ. Нынешние политические фигуры являются доказательством того - посмотрите на корни их фамилий, которые связаны с растительным и животным миром: ель, береза, лужок, лебедь. Попадаются и сложные, составные слова, например, черная морда (подразумевается, вернее всего, бык, который обожествлялся на стадии раннего земледелия). Долго на политическом Олимпе были поровну представлены тотемы растительного и животного происхождения - и не было иных. Обращает на себя внимание центральная фигура диаграммы:

ель бык

лужок

береза лебедь

Тотем "лужок" хотя и связан более с растительным миром, но смысл имеет ландшафтный - это место, где встречаются все названые фигуранты: ель и береза растут по границам луга, в то время как лебедь и бык могут навестить или даже жить на нем. Бык пасется на лугу, лебедь может как опуститься с неба, так и пожаловать с озера (или из-за моря). Заметим, что первая пара принадлежит временам более архаичным - поклонение деревьям наблюдается в культе друидов и связано с эпохой собирательства (оставшейся в памяти как жизнь в райском саду и условно относимой ко временам матриархата). Лебедь и бык - сказочные персонажи, заключающие тотемы разных времен - если первый принадлежит эпохе охотничества, то второй является фигурой, соединяющией скотоводство земледелие: с приручения быка стала возможна пашня. С другой стороны, бык связан с образом "золотого тельца". Согласно сказке "Гуси-лебеди", лебедь связан с воровством детей и заморскими вояжами (вспомним еще одного фигуранта, пока оставшегося за кадром - хозяина НТВ). Согласно "Сказке о царе Салтане" в лебедь превращается красавица-царевна. В целом образ лебедя оказывается весьма сложным, противоречивым: заметим, что соответствующий политический фигурант в ответ на вопрос о происхождении фамилии прямо указал на ее значение как тотема - что делает честь его консультантам (впрочем, общеизвестно, что тотемом русского народа является медведь). Не следует забывать, что лебедь - существо женского рода, лебедями зовут в просторечье проституток, при таком положении дел словосочетание "генерал-лебедь" означает некий персонаж, достойный пера Салтыкова-Щедрина. Однако дело здесь может быть и глубже: известно, что жрецы древности обладали свойствами андрогинности, в волшебных превращениях магического типа обязательна смена пола, и тот факт, что под нарочито грубоватой, преувеличенно мужской внешностью скрывается нежная женская душа, жаждущая отдать свою любовь, оказывается вполне естественным в сфере фантомов коллективного бессознательного, с которой мы имеем дело.

Недолго у власти задержался фигурант, фамилия которого связана с греческим словом кир (правитель). Однако сменен он был на человека, смысл фамилии которого имеет социальное значение: "примаками" называли тех мужчин, которые были приняты в семью жены (а не брали невест к себе). Подчиненное значение такого человека было обусловлено его поисхождением - обычно примаками были сироты или люди пришлые. Поразительно, что эта модель абсолютно срабатывает в приведенном примере. Можно надеяться, что появление подобных имен-знаков выведет наше общество из чисто тотемической архаики. Нынешний глава Совета Министров ведет свое имя от слова "путы" - это слово важно как в обиходе домашнего хозяйства, так и в социальном ключе (кандалы - путы, налагаемые на преступников).

Не наше дело давать оценки отдельным тотемам или оценивать мощность соответствующих демонов, хранящихся в коллективном бессознательном народа. Наше дело - лишь показать, что они вновь стали актуальны: явились из глубин коллективной памяти в момент смуты и потрясений. В сказках в сжатом, архивированном виде содержатся знания, необходимые для выживания, ориентации в тяжелых условиях. Мифы и сказки появились тогда, когда исчез соответствующий образ жизни - общество перешло от собирательства и охотничества к скотоводству и земледелию, что дало начало производительной экономике. Сейчас идет обратный процесс - явились вновь в массовом виде охотники на людей в каменных джунглях и собиратели на свалках. Форма их жизни иная, но суть практики и морали чем-то напоминает архаику. Напоминает тем, что они одинаково относятся к ресурсу: если землепашец заботится о своем ресурсе - земле, печется о том, чтобы она родила, то охотники могут исчерпать "до дна" свой ресурс - перебить всех быков и мамонтов. Добыча полезных ископаемых - типичный пример этой "охотничьей" практики, сырье исчерпывается необратимым образом и охотник (сырьевик) не может войти в положение землепашца (производителя). В целом в обществе всегда существовали разные практики и морали, охотники и грибники не исчезали с лица земли: но одно дело, когда они являются некоторой маргинальной группой населения, иное - когда определяют направление общественного развития - народ перекочевывает из вузов в леса, с производства - на земельные участки. Тут-то и происходит та самая реабилитация архаики, возбуждение пластов психической жизни, которая была, как казалось, давно и бесповоротно погрузилась на дно души.

Любопытно, что представители растительных тотемов за два месяца получили предупреждение о надвигающихся кризисах: смерчи в Москве унесли жизни тысячам деревьев. Наиболее сильно этот удар задел московские власти - им пришлось расплачиваться за гибель деревьев "на лугу": вся территория Москвы некогда была покрыта лесами - и сам город можно рассматривать как искусственный луг - в лесах деревья защищают друг друга, на границе леса гибнут. Уничтожение деревьев произошло накануне солнцестояния, в ночь, соответствующую самому древнему празднику. В каменном веке в этот праздник люди жгли в костры: считалось, что ночью сгорает "мировое дерево", центральное божество каменного века.

Обществу навязывают упрощенную, плоскую картину политики: расклад сил с противостоянием "правых" и "левых", классов и идеологий. Но под ней скрывается более сущностное, глубинное противоборство - битва тотемов, конфликт мировоззрений, несходство морали, практики и образа жизни у разных слоев и групп населения. Охотники и собиратели, кочевники и земледельцы имели своих богов, духов зла и демонов-защитников. Это подспудное противостояние вышло сейчас на свет Божий в России. Титаны и танталы, представленные греками как чудища хаоса, (наши Змеи и Кащеи) были некогда побеждены олимпийцами. Сейчас они вновь подняли головы, открыли пасти, замахали ветвями: разбуженные импульсами коллективного бессознательного, активизировались фантомы в человеческом обличье.

>


Ссылка на Русский Переплет


Aport Ranker

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100