TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Ещё многих дураков радует бравое слово: революция!

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение


Русский переплет

Наталья Рожкова

"ВСЕ ПРОИСХОДИТ ИМЕННО ТОГДА..."

 

В одном фантастическом рассказе на расположенной в другой Галактике планете функционировал универсальный Ответчик. На вопросы: "Что такое жизнь?" и "Что такое смерть?" земляне не получили долгожданного ответа. Космический разум не понял их. Оказывается, надо было спрашивать: "Жизнь?", "Смерть?"...

Что такое вода, даже специалист по гидрографии не каждому толково объяснит. А если просто произнести это слово, сразу предстанет многоцветная и удивительная картина мироздания. Вода - олицетворение жизни, но способна послужить и причиной конца. (В пьесе "Полюс" В. Набокова: "А! Вот что значит смерть: стеклянный вход... вода... вода". По словам писателя, последние слова его умирающей родственницы были: "теперь понимаю: всё - вода"). Младенец плавает в околоплодных водах - и "тятя, тятя наши сети притащили" известно кого. Течёт река Волга - течёт река Лета. Капелька росы, поймавшая энергию Солнца, и Мировой океан, хранящий тайны миллионов лет.

"Говоря гераклитовским языком, наши поэты плавали в разных водах", - исследуя архетип воды в отечественной поэзии, пишет Марина Кудимова. Море, не ограниченное близостью противоположного берега, отличается от двухсторонней реки принципиально. Озеро - миниатюрное замкнутое пространство. Традиционный путь спасения - земля. У Пушкина: "Лишь я, таинственный певец, на берег выброшен грозою", У Веневитинова: "Найду ли я утёс надежный, где твердой обопрусь ногой?").

В античных риториках, напоминал В. Жирмунский, внутренне несовместимое сочетание слов именовалось катахрезой (греч. противоупотребление), сюда однако, относятся и случаи, когда этимологическое значение слова никем не принимается во внимание: цветное бельё, красные чернила. Намеренное использование катахрезы встречается у В. Брюсова: "опутан влагой чёрной её распущенных волос", у И. Бродского: "и не пил только сухую воду". Примеров можно привести значительно больше.

Вода замерзла. У Бродского "вздох Земли - о её богатом галактическом прошлом, о злом морозе", Н. Рубцову снегопад внушал утешение и надежду: "снег идёт по всей России, словно радостная весть". И сразу вызывают доверие слова:

Кто выше наречён,

Того и снег разбудит..."

Автор этих строк - Станислав Минаков. Творчество поэта высоко ценил Георгий Свиридов, отмечая изысканную мелодическую природу его стихов.

В начале 1980-х годов молодых авторов неумолимо пристёгивали к разным литературным стилям. Критики, отмечая представителей одного направления, игнорировали оказавшихся в другом. Далеко друг от друга пребывали Ольга Седакова и Виктор Лапшин, Иван Жданов и Геннадий Ступин. А читатели, не задумываясь над направлениями, уже много лет встречают подборки этих поэтов с неподдельным интересом. Недавно резко распахнули двери в литературу мудрый, напутствуемый Вадимом Кожиновым, Виктор Каплин, тонкий мастер иронической лирики, переводчик поэзии стран Балтии Дмитрий Цесельчук, восемнадцатилетняя Анастасия Евстратова, перу которой принадлежат истинно православные стихи (в отличие от многочисленных эксплуататоров темы). Большую известность приобрели в последнее время стихи совсем юного, безвременно ушедшего талантливейшего Ильи Тюрина. Всех перечисленных авторов трудно причислить к какой-либо школе. Невозможно это сделать и в отношении Вадима Месяца и Станислава Минакова - относительно молодых по возрасту, но исключительно зрелых по творчеству и литературному стажу.

Интеллигент 1970-х годов с человеческим лицом Андрея Мягкова, задушевным голосом Сергея Никитина напевал песню на стихи Евгения Евтушенко, призывая нарушить "разобщенность близких душ". Лирический герой В. Месяца ищет участия:

"Отвергни разобщённость близких душ!

Дай мне опоры в радости и горе!

Но все ушли... Осталась в коридоре

Цепочка луж... Цепочка жалких луж..."

(Интересно, кто автор этих луж?)

 

Значит, "со мною вот что" уже не происходит?

С. Минаков отвечает:

"Всё происходит именно тогда

Когда не происходит ничего.

Из глаз бежит весёлая вода

И горний свет ложится на чело."

 

Однако:

"К осени человек понимает, что лад его обречён,

Что дом его увядает,

Течёт, как в песок вода..."

 

С ним перекликается В. Месяц:

"И расслабленно теряясь в пустоте,

В тупиках уныло путаешь следы -

Всё равно вот-вот протиснешься к воде...

Ни одной нет больше лодки у воды".

Но он же вопрошает:

"Неужели и вправду, согласно судьбе,

В каждом мире есть выход к морю?"

 

И убеждает:

"От медной монетки, щепотки света,

упавшей когда-то на дно колодца,

вода, вспоминая про Архимеда,

однажды к тебе на ладонь прольётся..."

 

Течёт вода из крана. Бежит кровь по артериям. Стучит о стенки бидона струйка молока. Чернила набирают в авторучку. "Каберне архангелы льют в стакан" (С. Минаков). Значит, жизнь не кончена в ...u год! И поэзия никуда не утекла. Ибо всегда есть выход. К морю.

Проголосуйте
за это произведение

Русский переплет


Rambler's Top100