TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение

 Искания и Размышления
15 августа 2020 года

Сергей Носов

 

 

ЗАВЕТНЫЕ ИДЕИ


ЭССЕ

 

       У каждого большого художника слова и у каждого большого мыслителя, у каждого настоящего творца и в известном смысле у каждого человека вообще есть своя заветная идея пронизывающая не только все его творчество, но и все его существование, всю его жизнь как личности.

Эта заветная идея-переживание выражающая саму сущность человека - то скрыто то явно присутствует во всем им созданном и одухотворяет собой всю его жизнь.

У Ницше это - безграничная сила и свобода, не знающая преград …

У Достоевского - это всепоглощающее и «больное» чувство жестокости мира, приносящее и муки и наслаждение (да и наслаждение!) одновременно…

У Гоголя - мир страшного колдовского смеха, в который затягиваются люди и жизнь неумолимо и властно, мир «смешных чудовищ», похожих конечно же на реалистических и фантастических одновременно героев «Мертвых душ»…

У Пушкина - простая и таинственная незамутненная радость жизни, в которой все прекрасно, даже боль, слезы и нестерпимые муки…

И так у каждого настоящего художника и у каждого большого творца…

У них у всех есть непременно «стержень» творчества, вокруг которого кружится все ими созданное… И этот «стержень» на самом деле обычно очень прост и ясен… Только его надо - разгадать.

Потому казалось бы большой художник мог бы и не писать так уж много незабываемых произведений, а сказать честно всего несколько своих «главных слов» - и все было бы с ним понятно… С ним самим и с его вкладом в копилку мировой и национальной культуры.

Собственно это и имел в виду прямой и прозорливый Бердяев когда писал о Владимире Соловьеве, что в своих больших трудах Соловье себя не раскрывал а прикрывал и что искать настоящего Соловьева надо в маленьких его эссе заметках и на вид случайных статьях…

О том же писал и Розанов в отношении Вл. Соловьева.

Но Вл. Соловьев - это откровенный случай когда большие труды философа и мыслителя если называть вещи своими именами - глубоко неискренни и потому лишены духовной подлинности…

А есть в мире творчества и много «промежуточных» так сказать ситуаций когда все намного сложнее…

Вместе с тем во всем что являет нам жизнь людей и общества есть непременно какое-то не отрицаемое духовное «дно», к которому сводятся все проявления жизни человека и его души и все его творческие взлеты…

Вспомним для примера творчество Блока… Это - апофеоз «буйного ветра» жизни и безумно красивой «гибели»… Весь Блок как личность и как великий Поэт России укладывается в это.

И «гибель России» Блок в конце концов и воспел в страшной и чарующей одновременно, захватывающей и гнетущей кровавым торжеством «гибели и свободы» поэме «Двенадцать» - достойном финале великого и отчаянного на самом деле творчества Блока-поэта.

Конечно если бы каждый из больших художников и мыслителей-философов сказал бы одно только свое «заветное слово» - кто бы ему поверил, кто бы его услышал…

Художнику и мыслителю приходится писать много и писать порой долго и трудно… чтобы заставить себя слушать, чтобы его заветные идеи увидели и поняли люди…

Совсем другое мы видим в мире социальном, в мире общественного устройства и тех людей которые многое в нем определяют по своему положению в обществе - эти люди себя и свою сущность, свои «заветные идеи» всегда скрывают, держат «под замком» и таят…

Хотя ими всегда на самом деле всегда скрыто руководствуются и их именно в реальности и воплощают в жизнь общества….

Так весь Сталин - это власть без границ и без любых представлений о справедливости морали и совести…

Сталин - это олицетворение власти «как таковой», власти над всем что есть в мире - над настоящим, прошлым и будущим… Над людьми, над природой, и потенциально и над всем Космосом и Вселенной… Надо всем простирается или хочет простираться власть, власть, власть…

Ленин - это прежде всего ненависть к прошлому … К любому прошлому.

Счастливое будущее и только будущее - это идол Ленина.

Причем это будущее Ленин хотел создать по каким-то бесконечно примитивным схемам и бухгалтерским расчетам (вспомним убогие поздние статейки Ленина «Как нам реорганизовать Рабкин» и пр.)

Лидер СССР в последние десятилетия его существованеия, Леонид Брежнев - это своего рода «поэт самозабвенного безделья», Обломов «на троне», забывший обо всем кроме нехитрых своих будничных земных радостей и удовольствий…

Когда человек живет на свете он совершает множество разных поступков и его окружает множество разных событий…

Но во всем этом - в любых его затрагивающих событиях и в любых его поступках - всегда просвечивает сущность человека, будь он гением или заурядным обывателем…

Мне доводилось например нередко встречать людей человеческой сущностью которых являлось безграничное хвастовство и самодовольство - каждое их слово и каждый их поступок с детства до глубокой старости буквально дышали безудержным хвастовством и самодовольством….

И что интересно - окружающие их люди этой бушующей стихии хвастовства и самодовольства обычно бессознательно покорялись…

Человек создает вокруг себя в жизни своего рода энергетический поток - поток добра поток зла… поток бушующей страсти… или поток бескорыстной нежной любви…

Вот Сергей Есенин - «московский хулиган» в последние годы своей жизни - это Человек-Любовь не нашедший приюта в «стране бушующих революций»… И поэтому погибший…

Лучше Есенина писать о любви - к женщине, к родине, к жизни вообще - никто в России не умел и не умеет - до сих пор…

Гений Любви..

Да это так… Потому и любит Есенина русский народ безумно до сих пор - ведь никогда в России на самом деле настоящей Любви никому не хватало…

Можно много писать, можно много говорить… Это привлекает внимание окружающих людей и общества…

Ну вот сколько написал Александр Дюма - 193 тома кажется…

А что мы помним из им написанного и что по настоящему любим? - «Три мушкетера»…

Грибоедов написал всего одну замечательную «комедию» - «Горе о ума»…. А после Пушкина он - второй гений этой славной эпохи нашей русской литературы и культуры, чтимый и чтимый до сих пор… И заслуженно!

Наш всеми уважаемый в недавнем прошлом да и ныне академик Д.С. Лихачев рядом с которым и мне довелось тридцать лет трудиться как его младшему товарищу в Пушкинском Доме Российской Академии Наук мог бы и не писать бесчисленных своих статей об охране памятников культуры в поздние годы своей долгой жизни ….

Дмитрий Сергеевич и сам был - «живой памятью» о прошлом России… Только Памятью быть может… Но все таки и великой Памятью при этом…

И не надо думать что «заветные идеи» творцов культуры - это некие их «роли» в обществе… Отнюдь нет.

Это их сущности… И не только на уровне психики и чувств.

Скажем эпоха «шестидесятников» в СССР - времен конца 1950-х и начала 1960-х годов, времен Хрущева - это эпоха наивных общественных надежд и пустой при всем своем «чистосердечии» восторженной болтовни о грядущем коммунизме…

И конечно провозвестники этой эпохи - пустые болтуны в русской поэзии Вознесенский и Евтушенко…

Крикливым и трусливым одновременно «шестидесятникам» к 1970-ым годам успешно заткнули рот - и восторжествовала как и следовало ожидать «поэзия мещанства» во главе с главным своим выразителем Александром Кушнером…

Все стали мещанами сидящими «в своем углу»… И об этом им сладкозвучно пел и поет до сих пор престарелый уже господин Кушнер…

Ведь мещанство - неистребимо.

Оно торжествует на любых развалинах - культуры, личной жизни, поэзии, справедливости…

Суть мещанства - погружение в маленький мирок «личного счастья» при котором весь большой окружающий мир теряет какой-либо смысл и значение…

Так вот нам в России такого уродливого личного счастья - не нужно…

Мы обойдемся той реальностью которая исторически сложилась в нашей стране и не будем ее презирать и ненавидеть какой бы несовершенной она ни была или ни казалась.

Россия - великая страна. И страна великой культуры.

Лично я прожил в России всю свою жизнь и не жалею об этом - великая страна каких мало на свете…

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства В. В. Киреевского. СПБ. 2009.

Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.

После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии - в журналах «НЕВА», «СЕМЬ ИСКУССТВ», «Российский Колокол» , «КАМЕРТОН», «ПЕРИСКОП», «ЗИНЗИВЕР», «МОСТЫ» (ГЕРМАНИЯ), «КЛАУЗУРА», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США, «АРГАМАК», «КУБАНЬ», «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «ЮНОСТЬ», «ЗОЛОТОЕ РУНО», «ЛИТЕРА НОВА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «СЛОВО/WORD» (НЬЮ-ЙОРК), «НОВЫЙ БЕРЕГ» (КОПЕНГАГЕН), «ГРАФИТ», «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИ» (ФРАНКФУРТ-НА-МАЙНЕ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЦВЕТ НАСТРОЕНИЯ», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «ЮЖНАЯ ЗВЕЗДА», «LiteraruS» (ФИНЛЯНДИЯ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «СТУДИЯ» (БЕРЛИН), «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «ДЕНЬ И НОЧЬ», «НИЖНИЙ НОВГОРОД» . «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА», «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «ДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕ», «Форма слова» и «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ! ВЕКА», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО» (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», «ОГНИ НАД БИЙЕЙ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ) , «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «СЕВЕРО-МУЙСКИЕ ОГНИ», «КОВЧЕГ», «ПРОАРТИНФО», «МЕГАЛИТ», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), «ЗОЛОТОЕ РУНО», в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборнике «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ (К 125-летию М.И. Цветаевой), В сборнике «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского) и в целом ряде других литературных изданий. В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др. Является автором более 13-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии. Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Проголосуйте
за это произведение

Русский переплет

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100