TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Ещё многих дураков радует бравое слово: революция!

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение


Русский переплет

Виктор Никитин

Тень должна знать свое место!

 

Для начала надо сразу же признать: нет такого писателя Владимир Сорокин, а значит и нет нужды особенно волноваться. Разве можно считать писателем человека, который от себя ни одной строчки, ни одного слова не сочинил? Это всего лишь такой внелитературный проект под названием ⌠владимир сорокин■, долгоиграющий перформанс. Что-то вроде Федора Кузьмича из романа Татьяны Толстой ⌠Кысь■. Сидит себе тихонько дома и, поглаживая своей собачке животик, посмеиваясь вписывает в классические произведения какие-нибудь гадости. Для прикола, как ему кажется.

Каждый, если пороется в своей памяти, наверняка выудит из нее такого вот сорокина. Сорокины обычно в школах гнездятся, в классах постарше. Понятное дело √ возраст такой переходный, инфантильный, конфликтный. У нас вот, помню, когда учился, была парочка сорокиных в классе и даже один пригов имелся. В параллельном классе такая же ситуация. Один, кажется, почти год на уроках физики над выражением ⌠эбонитовая палочка■ смеялся. Через ⌠е■ слово ⌠эбонитовая■ произносил. Конечно, и ⌠звезду■ рифмовал. Самым ⌠выдающимся■ из них являлся сорокин из моего класса. Кличка у него была Кот. Вот уж постмодернист из постмодернистов! Подлинный первопроходец! Кажется, раньше всех в стране начал ⌠разлагать действительность■ √ в самом начале 70-х. Да что-то никто его не издал. С балкона своей квартиры на людей писал (ударение на первом слоге), с топором на учителей выходил, когда к нему домой заявлялись. Слова разные матерные на заборах писал. В классный журнал сморкался. Утробно гоготал. Однажды самую настоящую кучу на парту навалил. Открывают утром класс, а там┘ В общем, постоянно совершал какие-нибудь вызывающие и эпатирующие публику ⌠постмодернистские акты■. И чем же всё кончилось? Да ничем особенным. После школы пошел в армию и вылечился. Вылечился тогда, когда оказался вместе с сослуживцем один на один с ледяной тундрой. За месяц и вылечился, когда надо было выжить и не пропасть по одиночке. А значит, о друге позаботиться (вот и слово ⌠друг■ неожиданно появилось, хотя раньше никого не было), проявить истинные, добрые чувства, закончить с ⌠постмодернизмом■.

Надо, кстати, еще со словом ⌠постмодернизм■ разобраться. Наше эпигонство вслед какому-нибудь западному явлению всегда выглядит как-то убого. Взять, к примеру, Джона Фаулза или Умберто Эко. А наши-то пустые сорокины? Это же небо и земля, золото и навоз.

Я понимаю некоторых критиков: ну как не отметить такое явление? Тем более что пришли хваткие портные, пощелкали перед носом у почтеннейшей публики пальцами и вдруг заявили: любуйтесь, вот новое платье русской прозы! Один подхватил, второй: да, видели платье, собственными глазами видели, новое, крутое! Вот стоит в таком кругу восторженных критик и думает: ну скажу я, положим, что платья-то никакого нет на самом деле, так вдруг ретроградом меня, консерватором объявят, а потому лучше скажу хотя бы ⌠в этом есть нечто такое и узор вполне неплохой■.

Кому может нравиться проект владимир сорокин? Да тем, кто литературу терпеть не мог и читать не любил! Какая в нем новизна? Это уже всё было давным-давно. Почитайте маркиза де Сада. Сильно болел человек, по-настоящему болел, потому так и фантазировал. Ну тот хоть за идею какую-никакую страдал. А сорокин? Главное ведь на еду хорошую заработать. Мне так и видится Кот, сморкающийся в книгу и отмечающий, после какой замаранной фразы или абзаца он заработал себе на семгу или божоле. Почитайте текст сорокина под названием ⌠Трапеза■, там всё написано. Прямо не отрываясь от холодильника записывалось, чего очень хочется скушать. А когда желудок набил, с собачкой наигрался, то и отрыгнул личное, сокровенное: ⌠Как мало хороших писателей!■

Это очень легко подобную ⌠пургу■ городить. Многим просто совесть не позволяет.

Тут не литературой пахнет┘ Весь сорокинский проект напоминает обыкновенное собрание нецензурных анекдотов. Иногда проскальзывают бессильные потуги что-то сочинить, сказать ⌠я■. А его-то, этого ⌠я■, и нету в помине. Ну, не вылечился в свое время. Не переболел. А миру как-то о себе заявить хотелось. Скорее всего, хотелось заявить так, чтобы и знали тебя и не трогали в то же время. Некой популярности в узком кругу посвященных, помеченных понимающей улыбкой. В общем, сидеть невидимкой в квартирке и пописывать у холодильника. Камнем запустить в витрину из-за угла и убежать, а потом вернуться и поинтересоваться у случайных свидетелей как ни в чем не бывало: ⌠Что тут произошло?■

Время такое наступило: псевдоинтеллектуальная блатота поперла. Певцы заборной грамоты потянулись к Олимпу. А Олимп √ это эстрада. Сорокинский проект имеет отношение скорее к эстраде. Той, которую кому-то надо переписать с кассеты на кассету у знакомых. Я не удивлюсь, если в скором времени вместо ⌠Владимирского централа■ в переполненных городских маршрутных ⌠сараях■ можно будет услышать записи владимира сорокина в исполнении двух развеселых, перебивающих друг друга актеров. Ну, аплодисменты, естественно. Так называемый смех за кадром. Может быть, метил проект на Жванецкого или Задорнова. Почему бы нет? Хотел стать этаким ⌠Аншлагом■ для псевдоинтеллектуалов.

Все эти ссылки на литературный опыт прошлого, на взрывную сущность явления, революционный характер, список имен из Кафки, Достоевского, Генри Миллера и других (тут всех можно валить в кучу, только бы втолковать ⌠непонимающим■, что дерьмо это золото) не работают. Потому что не имеют никакого отношения к сорокиным. Как если бы на свинью надеть украденную из музея генеральскую фуражку. Какое отношение имела бы свинья к фуражке? Ну как же, такая заслуженная, боевая фуражка! И свинья, стало быть, увенчана традициями.

Сорокиных надо не запрещать, а наоборот, выпускать из тени в свет. На открытое солнце их ставить. Чтобы поежились от яркого света. Сразу попросились бы в свой загаженный угол. Зрителей им побольше. Массовую аудиторию обеспечить. Чтобы в ⌠Олимпийском■ выступали. Колонный зал, можно, или Кремлевский дворец. Послушать, что там они мямлить будут. Народ разберется. Ещё и спасать сорокиных надо будет от их любви. В крайнем случае, мухи налетят и облепят кучу. В итоге справятся.

 

 


Проголосуйте
за это произведение

Русский переплет

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100