Проголосуйте за это произведение |
Критика
13.III.2006
РУССКИЙ ПЕСНОПЕВЕЦ
(Художественный мир стихотворений Евгения Семичева)
А теперь пребывают сии три:
вера, надежда, любовь;
но любовь из них больше.
Св. апостол Павел.
1-е послание к коринфянам. 13,13.
И молчит сиротливо и скорбно
Русь моя на закатном ветру,
Будто ей перерезали горло,
Как и мне, на разбойном пиру.
Евгений СЕМИЧЕВ
1
Песнопевец √ таково другое название библейского Псалмопевца. Псалмы соединили в себе надежду человека на Божью милость, отчаяние, радость и гнев поэта, перед глазами которого рушится мир и гибнет все то, что еще вчера казалось прочным, надежным и если не вечным по земным меркам, то долгим, длительным, размеренно текущим┘ Главное в этих великих Песнях √ упование на Бога, укорение себя, поиски мужества и надежды. Все земное в них очень условно, все природное √ едва намечено. Потому, с точки зрения литературы, библейские Псалмы видятся прежде всего как поэзия исключительно духовная, ⌠умная■, не окрашенная образами природы. Это внутренние борения человека с самим собой и судьбой под всевидящим Оком Господним. Однако сколь силен здесь отпечаток сердца человеческого! И всякий поэт иных, позднейших времен, видя в древнем образце слепок почти универсального идейно-поэтического высказывания, вольно или невольно, сознательно или по наитию, невзначай √ но следует по этому художественному пути, который чрезвычайно широк и ни в коей мере не дидактичен. Ибо этот путь позволяет совместить личное дерзание и мольбу √ с плачем о мире и доме, радость поющего сердца √ и весеннее ликование природы, обнимающее поэта, исцеляющее его душевные раны.
Но не слишком ли безбрежно такое, вычерченное в присутствии древнего образца, русло? Совсем нет, если мы видим внутренним взором, как поэт самою судьбой своей помещен в пространство между небом и землей и его жизнь по существу есть великая попытка сшить разрыв земли и неба. Он ходит по земле, но витает в облаках, он трогает земное, но видит, как в нем светится небесное, он живет свой краткий земной век, но воистину знает, что за
смертным порогом есть иные пределы┘У поэтов √ разные лица и голоса, их духовное зрение различается по остроте и широте, а художественный словарь своеобразен, поскольку в нем видимо отпечатана скрытая от внешнего глаза душа художника. Но лишь тот, кто в состоянии почувствовать сердцем, уловить умом, выделить зрением и запечатлеть в живом слове широту и глубину родного √ кажется, только он может быть назван, по древнему примеру, ⌠песнопевцем■.
Наша память хранит таинственный духовный очерк скрытого временем лица автора гениального ⌠Слова о полку Игореве■┘
⌠Веселое■ и трагичное имя Пушкина уже почти два века почитается как символ отечественной поэзии┘
А непонятый современниками Андрей Платонов стал народным голосом и словом, которые оплакали такой горький для России ХХ век┘
Это русские имена, звучащие над русской землей, поющие на русском языке о русской беде, о русском счастье, что случились под русским небом┘ В них русское предстояние Богу, русское благодарение и русский вопль Иова. Вот о чем идет речь, когда в привычном облике поэта мы прозреваем русского песнопевца
.Но есть и еще одно качество, которое во многом делает отечественную поэзию столь узнаваемо русской. Это замечательная устность, скрытая в письменном слове, свободно льющемся √ кажется, так может петь только птица, и именно этот образ напрямую связан с живой русской песней.
Бог дал птице голос √ и она всем существом своим воспевает то великое целое, чьей малой частью ощущает себя. Именно так воспринимается это чаруюшее слушателя пение крохотного Божьего создания. Ее голос как будто отделяется от пернатого тела, предназначенного для полета, и мы думаем: эта птица создана для дивной песни, только для нее┘ Почему так? Потому что в волшебных звуках слышится хвала и восторг природным Божьим миром
, его непостижимая для человеческого ума красота.Человек погружен в бытие, это его крест и его предназначение: быть в природе и одновременно быть рядом с нею, ибо человеку Бог дал разум, тем самым уподобив Самому Себе. И потому, когда душа человеческая отворена для песни, человек поет не только природу, но и свой, человеческий мир, к глубокой и неосознаваемой скорби вынося Создателя за рамки собственного существования, и если не отрекаясь от Него, то забывая о Нем. Вот отчего человеческая песня так рукотворна, так печальна и столь напоена одиночеством.
Но когда певец обращает свой взор к природе, в каждой былинке которой сохраняется след Творца, когда он источает из своего измученного сердца любовное чувство к дереву, птице, полю, снегу, голубому небу, к пейзажу, в котором слилось воедино творческое начало земного мира, - тогда человеческая песня обретает редкую красоту и неуловимую подлинность, потому что в ней затаена благодарность Творцу и радость от этого малого соединения человека с Богом, земли с небом, божественного Прощения √ с жизнью человеческой.
В поле пересечения этих обозначенных нами смыслов √ художественных, нравственных, национальных √ и стоит искать ключ к поэзии Евгения Семичева, странного русского поэта рубежа двух тысячелетий.
2
В середине 90-х была издана первая книга Евгения Семичева ⌠Заповедный кордон■. За ней √ ⌠Свете Отчий■, ⌠От земли до неба■, ⌠Российский развилок■ и, наконец, в 2002 году Самарское отделение Литфонда выпустило семичевское избранное: примерно 250 стихотворений под общим названием ⌠Соколики русской земли■. Попутно шли частые публикации в московских журналах ⌠Наш современник■, ⌠Москва■, ⌠Молодая гвардия■, воронежском ⌠Подъеме■, региональных альманахах ⌠Нижний Новгород■, ⌠Русское эхо■, газетах ⌠Литературная Россия■ и ⌠День литературы■. В январе 2003 года ⌠Соколики русской земли■ были отмечены Всероссийской литературной премией ⌠Новая русская книга■. В 2002 году Евгению Семичеву исполнилось 50 лет.
Вот, пожалуй, все то, что может охарактеризовать выход Евгения Семичева к российскому читателю и поколенчески определить фигуру поэта. Тогда как собственно семичевская поэзия √ лицо и душа ее автора √ остается за скобками, в неловком положении явления необъясненного, голоса плохо услышанного, слова отчетливо так и не понятого┘ И это при
том, что стихи Семичева, как видно, достаточно обильно рассыпаны по страницам российской литературной прессы. Как будто семичевский поэтический взгляд на мир ⌠не дается в руки■, как-то дичится и в картине нынешней русской поэзии кажется неким особенным ее приложением, о котором упоминают, когда все основное уже сказано.И вот это последнее √ ⌠все основное уже сказано■ √ и есть главная беда нашей сегодняшней поэтической речи, впрямую связанной с постмодернистской установкой на мировоззренческую бесплодность. И пусть явно те или иные русские стихи и их авторы не встраиваются в постмодернистскую шеренгу ⌠работников пера■ (хотя и такое бывает, но это не правило, а вполне частный выбор). Однако фактически, самим результатом своего поэтического труда (нет никаких сомнений, что вполне вдохновенного, без лукавства) они словно демонстрируют читателю: говорить нечего, узкий круг тем озвучивается только новым темпераментом и фиксируется индивидуальными деталями. Личного предстояния Богу, небесам, отчей земле, России в них не найти, и подобную сдержанность иначе как упадком нашей поэзии не назовешь.
Уникальность того душевного положения, из которого поэт возносит свой голос┘
Внятное разделение добра и зла, и здесь же √ мягкость и неосуждение┘
Уступчивая любовь, горькое созерцание своего ⌠я■ и безоглядная жертвенность, когда нужно утвердить светлое, прозрачное, чистое┘
Неподражаемая интонация голоса и замечательно-характерный, ⌠портретный■ выход из коллизий, художественно прописанных узнаваемым ⌠почерком■┘
Трепетное чувство к родной земле и ее истории и способность увидеть давнее и далекое √ как близкое и вот сейчас происходящее┘
И, наконец, внутренняя свобода, естественная способность говорить и судить обо всем, потому что твой взгляд √ широк, а твое сердце √ большое┘
Вот чего катастрофически не хватает нашей поэзии, что встречается в ней сегодня так редко и почти точечно. И уже поэтому исключительно важно выделить и понять художественно-духовный мир, в котором подобные читательские √ почти немые √ вопрошания и требования определенно угадываются. Из таких точек очень часто рождаются завтрашние литературные вселенные.
3
При первом, беглом прочтении многие семичевские стихи оставляют какое-то смутное впечатление простоватости, литературной незатейливости┘ Вместе с тем, внимательно вглядываясь в течение этой стихотворной речи, замечаешь, как мастерски организована та или иная авторская художественная ⌠постройка■, как легко поэт владеет историческим материалом, какие духовно весомые знаки замечательно естественно, почти на уровне дыхания пронизывают его строки. И все более вчитываясь в странную простоту семичевской поэзии, наконец понимаешь √ тревожащая тебя почти устная простота идет от редкой в наше время творческой свободы, сплавленной интонационно с разговорностью, но не сорной, искусственной, а живой, мягкой, плавно вымолвленной, не исповедальной (когда ⌠рубаху на груди!■), но идущей от доверия к собеседнику и готовности поверить ему свою тайну.
Когда душа сольется с небом
И станет некуда бежать,
Я буду снегом,
Белым снегом,
На синем облаке лежать.
И дядя Жора √ местный дворник,
Ушедший до меня во мглу,
Порядка истовый поборник,
Возьмет лопату и метлу.
Он снег развеет по России,
Как веют манную крупу,
Чтобы архангелы босые
Не приморозили стопу.
И совершив благое дело,
Крутой поземкою влеком,
Я окажусь, как ты хотела,
Лишь у тебя под каблуком.
И буду снегом,
Чистым снегом
Под каблуком твоим дрожать.
Тогда земля и станет небом,
И будет некуда бежать.
Удивительный лиризм, редкая по нежности интонация мерно плывущего в тишине голоса, будто падает вечерний снег┘ И в то же время отчетливая, прочерченная, кажется, на уровне знания, определенность в отношении земной доли поэта. Он принадлежит всем: и любимой, и небу, и другим людям, знакомым и неизвестным, далеким и близким.
Но лишь ⌠через небо■ он сможет принадлежать своей возлюбленной безраздельно, как снег под ее каблуком┘
И только волшебной ⌠небесной манной■, как земным хлебом, он наполнит многие и многие ладони, спокойно разделит себя на всех и вот так сохранится...
Эту прекрасную развернутую метафору от начала до конца сопровождает похожее на прощальный выдох название: ⌠Как ты хотела┘■
Судьба художника √ мучительно разрываться между любимой и своим сокровенным предназначением. Но вот ⌠душа слилась с небом■ и все существо поэта превратилось в снег √ белый чистый снег, почти неотделимый от имени и образа России. Он морозно-холоден для небесного селения, так как по-земному суров, и потому-то его место √ на земле.
В стихах Семичева мы постоянно находим очень явно выраженное сердечное движение в пользу земли, а совсем не неба. Он жалеет все земное, чужое страдание причиняет ему боль, его душа радуется малой черточке человечьего быта. Нескладный человек, живущий посреди земной пыли, спеленутый малыми, бытовыми смыслами
, бесконечно дорог поэту. Именно из такого начала, чутко-внимательного, исполненного высокой жалости, происходят давние семичевские строки, как будто невидимыми ладонями согревающие измученные женские лица, огрубленные тяжким трудом женские руки:
И бабы плачут. Бабы горько плачут,
Хотя и песня эта о любви.
И в фартуки залатанные прячут
Мозолистые рученьки свои.
Пожалуй, никого уже не надо убеждать в том, что гуманизм, так долго владевший умами, столь естественно питавший своими живительными соками мировые литературы, сегодня сокрушен и раздавлен и никто в Европе и Америке √ на деле, а не на словах √ не опечалится судьбой маленького, простого человека. При всех ужасах и неправедности, что творятся сейчас в России, возможно только здесь еще живет это затаенное христианское чувство √ на Западе сначала выхолощенное болтовней, потом откровенно попранное протестантской цивилизационной моралью и, наконец, практически отмененное с распадом СССР как помеха целям и средствам грядущего ⌠нового прекрасного мира■. Гуманизм рухнул √ ведь он стоял не на ⌠камне веры■, а на ⌠атеистическом песке■, но в любом случае здесь не повод для философского поучения, а горькая слеза об утрате любви и нашествии ненависти. Еще в 1955 году поляк Тадеуш Ружевич написал: ⌠днем и ночью я учил // что человека нужно любить // что нужно любить // я отвечал человека■.
И вот сейчас сильнейшим отголоском этой давней поэтической фразы внезапно становятся многие строки современного русского поэта Евгения Семичева. Острота разлада земли и неба √ вот один из главных семичевских конфликтов. И дело тут не в том, что ⌠небо■ допускает зло на ⌠земле■, не в философской теодицее √ оправдании Бога за существование зла. Но в любви поэта к земному миру как творению Божьему, в сердечной жалости ко всякой боли и ко всякому горю, в умилении образом человека и в редкостном умении почувствовать тепло земной человеческой жизни.
Снег, белый снег на облаке развеет душа ушедшего на небо скромного дворника дяди Жоры, который тщательно наводил порядок на земле, а теперь следит за ним на небе. ⌠Снег-поэт■ развеется по России, как манна небесная, через усилия простого человека, любящего свой дом и двор и обихаживающего их.
И лишь когда ⌠душа сольется с небом // И станет некуда бежать■, поэт будет покорен желаниям возлюбленной. Небо возьмет свое √ душу поэта, призвание поэта, голос поэта, а земля возьмет все земное.
Но что это за обмолвка: ⌠некуда бежать■? Здесь почти неуловимая цитата из Пушкина: ⌠На свете счастья нет, но есть покой и воля┘ давно усталый раб замыслил я побег // В обитель дальнюю трудов и чистых нег■. Перед нами своего рода печать поэта, можно сказать, узаконенная в русской культуре.
И здесь стоит обратить внимание на почти незаметный временной указатель, который вступает в действие после того как все земные и небесные долги уже отданы: ⌠И совершив благое дело┘// Я окажусь, как ты хотела, // Лишь у тебя под каблуком┘ // Тогда земля и станет небом, // И будет некуда бежать■. Никто и ничто уже не помешает этой любви, она превратится во всепоглощающее чувство и будет как раз той любовью, которая преобразит влюбленных, и ⌠тогда земля┘ станет небом■. Речь идет о даре чистой любви, о ее таинственной преображающей силе, которой подвластны и земля и небо, которая, оказывается, живет поверх всех высоких долгов и предназначений. Тут зерно семичевских размышлений о земле и небе, его ни на что не похожей нежности к земному при совершенно явном понимании небесной доли России и промыслительной участи поэта.
Замечательна художественная легкость, с которой у Семичева простые, обиходные предметы сочетаются с небесной предметикой: ⌠душа сольется с небом■, ⌠дядя Жора √ местный дворник┘ возьмет лопату и метлу■, ⌠снег развеет по России, как веют манную крупу■, ⌠архангелы босые не приморозили стопу■┘ Способность Евгения Семичева вовлекать в стихи самые разные очень бытовые вещи, порой и вовсе пустяки, поэтически поверять коллизии, кажется, совсем рядовые √ эта способность необыкновенно широка и соединена в таланте поэта с чрезвычайно острым образным зрением.
У Семичева практически не найти необязательных стихотворений, главная ценность которых заключается в живописании творческого быта: мол, смотри, читатель, обыкновенный человек, вот так живут художники! Этот богемный позор, этот этический срам удивительно прилипчив и распространен √ особенно сегодня, когда постоянно на слуху заляпанное лососиным жиром творческих презентаций словцо: элита. Впрочем, в нем есть и приметы маргинального, бродяжного творческого существования, которые знакомы нам еще по советским временам. Единственное, что не удастся найти в подобном ⌠эстетическом заповеднике■ √ это ⌠бесценный божий дар■, свободно живущий в детском сердце художника, такого √ как ⌠нищий Нико Пиросмани■.
4
У Евгения Семичева есть давнее и очень неброское стихотворение ⌠Пиросмани■. Его не стоит преувеличивать и называть художественным знаком, но мысль о творчестве, о назначении художника и его отношениях с шумящим базаром земной жизни там очень примечательна.
Среди разнообразного рыночного товара ждут своего покупателя картины знакомого всем горожанам бедного живописца Нико Пиросмани. Он рисует как-то непривычно, совсем непохоже на общепринятые в городе картинки, которыми торговцы украшают свои лавки для привлечения денежного народа. И потому никто не берет изображенные художником груши и яблоки, они не похожи на те плоды, что лежат неподалеку в корзине продавца фруктов.
На картине зреет груша.
Спеет яблока овал┘
Только разве можно кушать
То, что ты нарисовал?
Тут первые две строки √ увиденная поэтом прекрасная земная жизнь. Две заключительные √ рассудочное мнение практического ума. Вот, казалось бы, явный жест в сторону творческого самовыражения, которое и не может быть понято ⌠толпой■. Это принципиально не так. Художник вправе рассчитывать на понимание только в том случае, когда он выполнил божественное веление, которое водило его вдохновенной рукой. Ну, а если его кисть исполняет волю непросветленного, рационального разума, что ж, тогда его почитатели сплошь состоят из уже упомянутой нами ⌠элиты■ и тех же торговцев, нарядно украшающих свой товар √ только уже по-новому, в духе времени, которое определенно отрицает живую трепетную жизнь.
Заметим, в интонации у Семичева почти не видно того, что поэт √ это особый человек, говорит и живет по-своему, не как все другие люди. Точнее
, сказано у него об этом много, но языком обычного, ⌠житейского человека■, на которого √ вы только подумайте! √ свалилось такое тяжкое, неизбывное творческое бремя.В образе лирического героя-автора очень хорошо показано, как живет он в миру и как из него, поэта, надмирное ⌠сочится■. Оно неуловимо и непредсказуемо, это загадочное надмирное свечение всего и вся. Его можно почувствовать только когда ты берешь земное и отогреваешь его в своих ладонях √ и вот тогда в нем проступают черты небесные.