TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение
Алексей Курганов - Как воспитать патриота?

 Сомнения и споры
21 апреля 2015

Алексей Курганов

 

Как воспитать патриота?

«Ты людей позабыл. Мы всегда так живём…»

(разговор с культурологом по поводу одной образовательно-воспитательной инициативы)



Третьего апреля на информационном портале НЬЮСЛЭНД была опубликована такая информация::

«Министерство образования и науки вынесло на общественное обсуждение проект программы патриотического воспитания граждан до 2020 года. Ее целью названо повышение гражданской ответственности за судьбу страны, консолидация общества и «вовлечение граждан в процесс защиты, сбережения и укрепления могущества» России.

Главный целевой показатель программы — доля россиян, гордящихся своей страной. Она должна увеличиться на восемь процентов к 2020 году. Также в числе показателей — доля молодых людей, призванных на службу в вооруженные силы. Она должна вырасти на 10 процентов.

В программе говорится, что патриотическое воспитание необходимо для противодействия «попыткам геополитических конкурентов использовать социально-экономические проблемы для дестабилизации политической ситуации внутри страны».

На программу патриотического воспитания планируется потратить более 1,85 миллиарда рублей, в основном бюджетные средства.

Патриотизм и уровень патриотического воспитания тесно связанны с законопослушностью, правопорядком, доверием, развитием экономики и социальной сферы, культурой труда, образа жизни и общественных отношений.» (конец цитаты)



Мой собеседник – культуролог Сергей Коновалов.

- Как вам, Сергей Владимирович, такие цели и задачи?

- Прямо так и слетает с языка: цели – основополагающие, задачи – фантастические! Нет, не так – феерические! Научить любить Родину - что может быть прекрасней! Правда, я вспоминаю, что то же самое говорил наш корабельный старшина, товарищ Волосюк, когда, извините, вставлял арбуз проштрафившимся матросам – «Я вас научу Родину любить!». Очень впечатляюще это у него получалось (имею в виду его намерения про любовь к Родине и, одновременно, образ арбуза как инструмента воспитания). До сих при одном только вспоминании – дрожь по телу. Кстати, в тему - недавняя новость, которую обнародовали многие информагентства: столичная прокуратура добилась возбуждения уголовного дела по факту продажи в торговом центре «Центральный Детский магазин на Лубянке» бюстов и фигурок солдат и офицеров нацистской Германии периода 1939-1945 годы с нанесенной на них нацистской символикой, в том числе войск СС.

- Извините, не понял вас. Да, торговали фигурками эсэсовцев, но ведь прокуратура завела уголовное дело!

- Завела – но уже по ФАКТУ! То есть, кто-то разрешил эти фигурки продавать! Кто–то не испугался дать такое разрешение! И если его спросить, считает ли он себя ПАТРИОТОМ, то как вы думаете, что он ответит?
- Понятно, что ответит…

- Вот именно! А ведь это наверняка человек не случайный! Скорее всего, даже какой-то столичный начальник!

Другой пример лицемерия: некий мультимиллионер (не хочу называть его фамилии), выступая на заседании общественно-педагогического форума в Петербурге, сказал, что России пытаются навязать идеалы общества потребления. Кто пытается – не конкретизировал, но слышать такие слова от человека, владеющего не просто большим – ОГРОМНЫМ состоянием, просто смешно: этот «учитель-благодетель» не просто лукавит, а откровенно лицемерит, потому что он НИКОГДА не откажется от своих миллионов. Мультимиллионер в роли проповедника - до такого изощрённого лицемерия ещё надо додуматься! Так что этот «лектор» - несомненно, большого ума человек! То есть, он – апологет этого самого общества и есть! А уж каким путём миллионы наживаются, сказал ещё Карл Маркс в «Капитале» - и до сих пор этого его постулата никто не опроверг и даже не попытался.

- Карл Маркс сегодня вроде бы не авторитетен…

- Кто вас сказал подобную чушь? Он как был, так и остаётся в мировой истории крупнейшим философом, экономистом, социологом, политологом, основателем диалектического и исторического материализма, теорий прибавочной стоимости и классовой борьбы. Как говорится, желали бы отнять, но можно только прибавить.

- Но сегодня у нас в стране богатым быть не зазорно…

- Не нужно повторять и эту глупость, которую нам пытаются – не подберу другого слова – вдолбить проплаченные теми же богатеями журналисты и прочие агитаторы-пропагандисты. На Руси испокон веков богачи обществом ОСУЖДАЛИСЬ. На Западе – нет, а на Руси - да. Такой у нас (терпеть не могу этого слова, но произнесу) МЕНТАЛИТЕТ, и меняться он не собирается. Да его изменить и не удастся никаким вышеназванным проплаченным агитаторам. Опять же, пользуясь фольклорным словооборотом, кишка у них для такого дела тонка.

И под «завязку» - ещё один нагляднейший пример – считающийся популярным эстрадный исполнитель, который «Офицеры-офицеры, ваше место под прицелом!» и прочая «пламенная патриотика». Я уже не говорю о том, что этот « ярый пропагандист Российской армии», когда подошла пора идти служить его сыночку, спрятал отпрыска в недоступной для наших военкоматов Великобритании, но и за своё (цитирую всё тот же НЬЮСЛЭНД) участие в концерте в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войны в Перми запросил «скромные» 2,75 миллиона рублей! А что такого? Что? Мог бы запросить и поскромнее или отдать их тем же пермским ветеранам войны? Да ни в коем разе! Как говорится, война войной, а обед - по расписанию. Патриотизьм патриотизьмом, а деньги – на бочку!

- Не понимаю, какое отношение эти – не спорю - весьма впечатляющие примеры имеют отношение к патриотическому воспитанию.

- Самое прямое: в обществе, где главным мерилом бытия, главным достоинством всех жизненных показателей являются не просто ДЕНЬГИ, а именно что НАЖИВА, АЛЧНОСТЬ, ХАПУЖЕСТВО и РВАЧЕСТВО не может быть никакого действенного патриотического воспитания.

- Увы Сергей Владимирович, но этот страстный панегирик меня не убеждает: а Соединённые Штаты? Гордятся своим патриотизмом, перед каждым домом – государственный флаг, и в то же самое время – упомянутые вами ДЕНЬГИ, НАЖИВА, АЛЧНОСТЬ…

- Я ждал этого возражения, поэтому к ответу подготовился. Вот выдержка из информационного сообщения: в декабре прошлого года Морт Цукерман, нью-йоркский король недвижимости и медийный магнат, пожертвовал Колумбийскому университету 200 миллионов долларов на создание Института по изучению сознания, мозга и поведения имени Мортимера Бенджамина Цукермана. 150 миллионов долларов пожертвовал Карл Айкан на Медицинскую школу в Маунт Синай, 125 миллионов долларов - Фил Найт на Медицинский университет в Орегоне и 300 миллионов долларов - Пол Аллен на Институт исследования мозга имени Аллена в Сиэтле. Это лишь четыре примера из ДВЕНАДЦАТИ, которые произошли за ушедший год. Вопрос: приведите хоть ОДИН подобный пример со стороны наших миллиардеров, миллионеров и прочих «шубохранильщиков».

- Что ж, умыли. В связи с этим (не с американским примером, а по теме нашего сегодняшнего диалога!) у меня, то ли воспоминания, то ли аналогии не столь прозаические, зато классические: Оруэлл, «Скотный двор»: «Такая ферма, как наша, способна содержать дюжину лошадей, двадцать коров, сотню овец — и жизнь их будет полна такого комфорта, такого чувства собственного достоинства, о которых мы сейчас не можем даже и мечтать. Но почему же мы продолжаем жить в столь жалких условиях? Потому что почти все, что мы производим своим трудом на свет, уворовывается людьми. Вот, товарищи, в чем кроется ответ на все наши вопросы».

- То же самое наше, отечественное: М.Е. Салтыков-Щедрин: «Опять о патриотизме заговорили? Значит, опять проворовались!».

- Хорошо. Литература это, между нами, девочками, говоря, довольно противоречивый инструмент воспитания вообще, и патриотического, в частности. Есть другие, более понятные и более доступные пониманию всё тех же «широких масс» виды искусства. Например, кино.

- …и опять: я не понимаю, что такое «патриотическое кино». Не лукавлю, не лицемерю – НЕ ПОНИМАЮ! Что это за жанр такой? Есть комедии, драмы трагедии, фарсы и прочее. При чём тут патриотизм?

- Извините, Сергей Владимирович, а фильмы о Великой Отечественной?

- И здесь не нужно всё валить в одну кучу. Есть подлинные, классические советские шедевры – «Освобождение», «Они сражались за Родину, «Батальоны просят огня», и современные – «Снайпер. Оружие возмездия», «Апостол», «Жизь и судьба» (понятно, что всё не перечислю). Все эти фильмы – ДРАМЫ, и драмы с отчётливым патриотическим подтекстом. Но, с другой стороны, сколько откровенной кинохалтуры (причём именно на тему Великой Отечественной!) прикрывается сегодня этим самым «патриотизмом»! Одни бесчисленные, откровенно тошнотворные сериалы про смершевцев, «бесстрашных» диверсантов и «отважных» разведчиков чего стоят!

- Послышать со стороны: разговор двух прожжённых циников. И всё же, Сергей Владимирович, у меня при самом словосочетании «воспитание патриотизма» возникает странное (если не назвать его циничным) ощущение. Слова-то вроде бы куда как благородные и высоконравственные – а я чувствую какую-то пародию. Пора к психиатру? Или сразу сдаться правоохранительным органам?

- Психиатр вас с этой проблемой не примет, а правоохранители от вас открещутся, потому что если сажать всех, кто испытывает при упоминании этих слов подобное, то никаких тюрем не хватит. Если же говорить серьёзно, то вспоминая всё того же старшину Волосюка, логика у этих предстоящих «воспитателей» просто-таки железобетонная. Кстати, а кто подразумевается в роли «патриото-воспитателей»? Попытайтесь угадать с первого раза!

- Тут и гадать нечего: нынешние политологи – бывшие замполиты и политруки,а в гражданской жизни – преподаватели марксизма-ленинизма. Не сомневаюсь: эти шустрые ребята «напатриотят» так «напатриотят»!

- А кто лично для вас является примером истинного патриота?

- Капитан Тушин из Толстовского романа «Война и мир». Потому что он не орал «Я – патриот!» и при этом не бил себя в грудь, а спокойно и честно исполнял своё дело на благо Отечества. Но что же вы, Сергей Владимирович, предлагаете? Совсем отказаться от патриотического воспитания?

- Зачем? Предложение моё самое немудрёное: надо воспитывать людей ПОРЯДОЧНЫХ. Просто ПОРЯДОЧНЫХ, не зацикленных ни на какой идеологии и ни на какой инструкции! Чтобы они читали УМНЫЕ книжки, смотрели УМНЫЕ фильмы, умели радоваться природе, правильно оценивать бытовые радости, проблемы и горести. И именно такие люди будет любить свою Родину – и любовь эта будет для них явлением ЕСТЕСТВЕННЫМ, не прописанным в тех же совершенно надуманных инструкциях, придуманных бывшими замполитами-политруками и «научными коммунистами». А если «патриот» орёт на каждом углу о своём «патриотизме», то это никакой не патриот, а обыкновенный клоун. Таких сегодня, увы, полным-полно.

- В таком случае, уж коли мы оба – любители цитат, вот ещё пример из классики, который, на мой взгляд, совершенно конкретно вписывается в ваше предложение. Владимир Семёнович Высоцкий:

Кто ответит мне, что за дом такой,
Почему во тьме, как барак чумной?
Свет лампад погас, воздух вылился,
Али жить у вас разучилися?

Двери настежь у вас, а душа взаперти,
Кто хозяином здесь? Напоил бы вином,
А в ответ мне: "Видать, был ты долго в пути
И людей позабыл. Мы всегда так живем.

По-моему, нагляднее, подвести итог нашему сегодняшнему разговору невозможно. Спасибо, Сергей Владимирович, за беседу!



Алексей Курганов, прозаик









Проголосуйте
за это произведение

Русский переплет

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100