TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Ещё многих дураков радует бравое слово: революция!

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение

[ ENGLISH ] [AUTO] [KOI-8R] [WINDOWS] [DOS] [ISO-8859]


Русский переплет

Юрий Козлов

"За стеклом" нормальной жизни

 

 

В последнее время в газетах и журналах все чаще пишут о том, что главными государственными секретами в той или иной стране являются отнюдь не научные, военные и прочие технологии, но сам механизм, обеспечивающий нормальное функционирования общества, те незаметные на первый взгляд действия власти, которые позволяют на протяжении достаточно долгого времени удерживать общество в состоянии равновесия, способствуют поддержанию оптимального баланса между различными социальными группами, то есть, грубо говоря, наполняют (не столь уж длинную) человеческую жизнь неким приемлемым смыслом и видимыми перспективами. Если власть (не важно в каком обличье - демократической республики, военной хунты, монархии и так далее) справляется с этой задачей, государство достаточно успешно решает стоящие перед ним (экономические, политические и прочие) задачи, общество развивается динамично. Процент "лишних", не находящих себе применения людей, в нем низок. Если нет - все происходит с точностью до наоборот.

Вряд ли кто-то возьмется всерьез оспаривать факт, что советское общество достаточно эффективно управлялось с помощью специфических, присущих исключительно ему, "ноу-хау", в перечень которых на разных временных этапах входили такие вещи, как культ личности, страх перед возможными репрессиями, культ народа - строителя-коммунизма, синдром "осажденной крепости" и так далее. Ключевым же "звеном" в управлении огромной страны являлся такой уникальный общественный институт, как партия, на "обломках" которой в общем-то и сейчас еще функционирует новая российская (как политическая, так и экономическая) система управления.

Нечего и говорить, что превратившись из социалистической в капиталистическую, из тоталитарной в демократическую, власть утратила старые технологии управления обществом, а новые (эффективные) так и (пока) не приобрела. Нельзя же принимать за таковые бесконечно растянувшиеся во времени поиски "национальной идеи", или созадание нового "путинского" комсомола, немало озадачившего народ своим хождением по Москве с метлами и пустыми мешками. Думается, именно отсутствием глубинно регулирующего жизнь общества (каждой его как возрастной, так и социальной группы) механизма и объясняются нынешние апатия, безыинициативность народа , его изначальное неверие в собственные силы, перманентное, превращающееся в мировоззрение, недовольство своей участью всех слоев общества, начиная от самых молодых, оказавшихся "за стеклом" нормальной жизни россиян, заканчивая осатаневшими от нищеты и безысходности пенсионерами.

Беда в том, что положенная в основу нынешней российской жизни социальная (экономическая) несправедливость не позволяет власти сконструировать сколько-нибудь констуктивную идеологию, а обществу в нее поверить.

Впрочем, есть некоторые основания предполагать, что в последнее время российская власть наконец-то всерьез озаботилась этим важным вопросом, занялась "лепкой" неких форм для общества, возведением каркасов новой системы управления.

Именно под этим углом, вероятно, следует рассматривать такие явления, как оживившееся "партстроительство" и неожиданно разгоревшуюся "борьбу с коррупцией". Можно предположить, что с одной стороны речь идет о воссоздании "правящей", то есть государственной партии и - одновременно - о кардинальной "чистке" нынешнего госаппарата, где (это знают все) сейчас немало взяточников, мздоимцев и разного рода мошенников. То есть Россия в очередной раз приблизилась к рубежу, который (не суть важно, хочет или не хочет этого власть) придется преодолеть. Иначе пути вперед (по крайней мере, для России) нет.

Крайне любопытной в этой связи представляется картина, нарисованная перед депутатами Государственной Думы первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации Юрием Бирюковым, заявившим, что "...по экспертным оценкам, коррумпированными, организованными преступными группировками в настоящее время контролируется до 60 процентов предприятий и организаций различных форм собственности. Полученные незаконным путем денежные средства, - продолжил Юрий Бирюков, - уходят в оффшорные зоны, в первую очередь на Кипр, и там они активно отмываются. В целом отток капитала превышает 20 миллиардов долларов в год".

Может ли, в принципе (экономически, социально, наконец, геополитически), существовать государство, в котором до 60 процентов всей промышленности контролируется бандитами и ворами?

Не менее интересны и другие, озвученные первым заместителем Генерального прокурора, цифры: "В прошлом году выявлено 20 846 должностных преступлений. Более 20 тысяч должностных лиц совершили 55 тысяч преступлений с использованием должностного положения, а в составе организованной группы преступных сообществ - 1405 преступлений. Около 15 тысяч должностных лиц привлечено к уголовной ответственности. В первом полугодии этого года наиболее часто должностными лицами совершались такие преступления, как: присвоение и растрата средств - более 47 тысяч преступлений (рост 4,7%), преступления против государственной власти, интересов государственной службы - больше 20 тысяч преступлений (рост 3,4%), в том числе зарегистирировано 6 980 фактов взяточничества, что на 8,2% больше, чем за такой же период прошлого года".

Может ли успешно развиваться государство, в котором аппарат управления коррумпирован до такой степени?

Так что намерения ясны и понятны: сформировать новую (правящую, государственную) партию, а на ее базе - новый госаппарат, свободный от коррупции и связей с бандитскими структурами. Что и говорить, намерения эти заслуживают всяческой поддержки и одобрения.

Другой вопрос - не слишком ли поздно, не слишком ли далеко зашла болезнь? Ведь готовить "новое блюдо" приходится из "старых продуктов". За минувшие десять лет в России сформировалась совершенно уникальная, изначально существующая отдельно от общества и народа (их насущных жизненных интересов) властная модель управления, представляющая собой гремучий коктейль из "равноприближенных" олигархов, приватизировавших государственную власть чиновников, криминальных авторитетов, коррумпированных сотрудников правоохранительных органов, а также местного (регионального), не знающего окорота начальства. Она на манер тромба "закупорила" (в масштабах страны) всякую разумную инициативу, как "снизу", так и "сверху", привела, в сущности, к параличу государственной машины, которой до недавнего времени было не под силу ни навести порядок на Северном Кавказе, ни выплатить в срок пособия и пенсии бюджетникам, ни призвать к порядку так называемые региональные элиты. "По состоянию на 15 октября этого года, - поведал депутатам Юрий Бирюков, - прокурорами выявлено 5 8 40 незаконных актов региональных органов госвласти. Наибольшее их количество принято в республиках Башкортостан - 239, Марий ЭЛ - 187, Мордовия -165, Чувашия - 154, Саха (Якутия) - 142, Коми и Карелия - по 123, Нижегородская область и Алтайский край - по 1 50, Москва - 113".

Совершенно естественно, что эта, поднаторевшая не только в коррупции, но и в "черном пиаре" среда вовсе не горит желанием реформироваться, менять собственные интересы на государственные. Вот почему в каждое здравое начинание нынешних "верхов" изначально закладывается "джокер" - элемент абсурда, в лучшем случае, переворачивающий начинание с ног на голову, в худшем - превращающий его в собственную противоположность.

Стране действительно жизненно необходима эффективная, ориентированная на укрепление (служение) государству партия с понятной (и желательно разделяемой) народом идеологией. Казалось бы, такой партией вполне могли бы стать объединенные "Единство", "Отечество" и "Вся Россия". Но как тогда объяснить, что у предполагаемого лидера - Шойгу - неприятности начались именно в момент создания партии. Авторитет его (и следовательно, будущей партии) таким образом изначально подмочен. При этом не имеет никакого значения, найдут прокуроские работники у Шойгу криминал, или все (скорее всего так и будет) уйдет в песок.

Никто не спорит и с тем, что не все ладно в последней нереформированной "естественной монополии" МПС. Но как тогда объяснить, что незадолго до возбуждения уголовного дела против министра Аксененко, в другой "естественной монополии" РАО "ЕЭС России" на ключевую должность главного энергетика столицы был назначен... Аркадий Евстафьев - соратник Чубайса, прославившийся "выносом" из Белого Дома коробки с полумиллионом долларов?

Вот почему не отделаться от мысли, что все эти разговоры о всеобщей поддержке президента, о невероятных рейтингах и так далее - всего лишь дымовая завеса. Внутри правящей элиты разворачивается нешуточная борьба, результаты которой отнюдь не предопределены.


Проголосуйте
за это произведение

Русский переплет

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100