TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение

[ ENGLISH ] [AUTO] [KOI-8R] [WINDOWS] [DOS] [ISO-8859]


Русский переплет


Истоки трагедии в Баренцевом море становятся ясными из публикуемой ниже статьи. Ее название - это не черный юмор, хотя именно так воспринимается сегодня. Вспомним, как под лозунгом "конверсии" были уничтожены важнейшие оборонные КБ и НИИ. Прочтем и задумаемся о своей наивности и глупости, которая оборачивается теперь настоящими трагедиями...

В.М.Липунов


 

СУБМАРИНА

ОТПРАВЛЯЕТСЯ В ТУРПОХОД

"Наука и Жизнь", N7, 1991 год

Арсений АФАНАСЬЕВ.

 

ЦКБ "Лазурит". О существовании этой фирмы до недавних пор мало было известно даже в родном Нижнем Новгороде. Сейчас коллектив этой кораблестроительной проектно-конструкторской организации уверенно выходит по дороге конверсии в открытый мир. О первых итогах "гражданской" работы рассказывает генеральный конструктор и начальник ЦКБ "Лазурит" Станислав Лавковский.

 

Как ни парадоксально. но к конверсии мы вышли не с океана, а с суши. Если еще точнее - с поля. Поясню. Около трех лет назад решением правительства ликвидировано Министерство машиностроения для легкой и пищевой промышленности. Проектирование и изготовление оборудования для нужд этих отраслей распределены между оборонными министерствами. В частности, Министерство судостроительной промышленности СССР было назначено головным в стране по созданию систем машин для мукомольно-кру-пяной и комбикормовой промышленности, зернохранилищ и овсозаводов, а головным предприятием в самом министерстве по созданию этой системы машин стало наше ЦКБ. В систему входят около тысячи наименований оборудования, разработкой и изготовлением которого занимаются 18 министерств. За координацию всех работ и технический уровень машин, создаваемых всеми этими министерствами, отвечают Минсудпром СССР и ЦКБ "Лазурит".

 

Был сформирован коллектив, сочетающий в себе специалистов, имеющих опыт проектирования оборудования для агропромышленного комплекса, а также специалистов, занимавшихся раньше кораблестроительной тематикой и способных внести в новую работу приемы, методы и технические решения оборонных отраслей промышленности .

Начали с массового обследования оборудования на существующих предприятиях перерабатывающих отраслей агропрома. выявления слабых мест. Выяснилось, что часть оборудования требует модернизации, особенно в повышении ресурса и надежности, часть - полной переработки. Мы убедились, что для более глубокой и тонкой переработки исходных продуктов, уменьшения отходов необходимо создать гамму оборудования, вообще раньше в нашей стране не применявшегося. Решив проблему переоснащения перерабатывающих отраслей агропрома, можно на 30 - 40 процентов увеличить выход готовой про-дукции при прежнем уровне урожая. Есть уже и первые результаты. Так, например, проведен комплекс работ, позволивший в несколько раз повысить износостойкость решет элеваторных сепараторов. Широкое внедрение этой новинки в масштабах всей страны сулит ощутимый народнохозяйственный эффект.

- Как известно, впервые ваша организация названа в открытой печати в связи с завершением разработки и изготовлением опытного образца мобильного медицинского реанимационно-хирургического комплекса "Бароокс". Расскажите о нем поподробнее.

- Наши конструкторы накопили большой опыт в создании водолазной техники. По инициативе Нижегородского облисполкома коллективу ЦКБ совместно с областной больницей было предложено создать комплекс для эффективного лечения различных заболеваний методом гипербарической ок-сигенации. За короткий срок под руководством главного конструктора проекта А. Мансурова была разработана на базе автомобиля "КамАЗ" с прицепом конструкция -мобильного многоместного комплекса. По инициативе генерального директора ПО "Богородский машиностроительный завод" Е. Калешева и при активном участии заводов "Красное Сормово", спецавтомобилей и других на этом объединении создан, успешно прошел государственные испытания и передан заказчику опытный комплекс "Бароокс". Сейчас в Богородске осваивается серийный выпуск этой сложной техники. По заказу Минздрава СССР ведется сборка модифици-рованного комплекса "Медея". До конца года предполагается изготовить не менее десяти таких комплексов.

- Станислав Александрович, а как используется основной потенциал ваших конструкторов, ведь они специалисты прежде всего по подводной технике?

- Мы располагаем целой гаммой различных конструкций подводных аппаратов, которые уже сейчас можно реализовать для решения самых разнообразных народнохозяйственных задач. Это поисково-спасательные аппараты и технические средства, водолазные и гипербарические комплексы, подводные спасательные средства для эвакуации людей с морских буровых платформ, научно-исследовательские лаборатории по изучению Мирового океана, освоению и обслуживанию подводных нефтяных и газовых месторождений.

Наши специалисты во главе с главным конструктором Р. Лафером сейчас работают над совместным с канадцами крупным, не имеющим аналогов в мире проектом подводного аппарата д\я исследования Арктики, обустройства и обслуживания нефтегазовых месторождений на арктическом шельфе. Эта работа осуществляется в рамках развития межправительственных соглашений между СССР и Канадой, достигнутых в ноябре 1989 г. Инициатива исходила от канадцев. У них нет практического опыта создания подводных аппаратов, которые могут длительно эксплуатироваться в автономном режиме подо льдами. Весь проект назван канадцами "Оушн Шаттл" - "Океанский челнок". И не случайно. Создаваемый подводный аппарат по сложности сопоставим с американским космическим "Шаттлом".

 

Недавно в "Лазурите" побывал руководитель проекта с канадской стороны Грег Макдональд - председатель компании "И-Си-Эс" из Оттавы. Достигнута договоренность об основных принципах организации совместного предприятия. Предусмотрены все этапы совместного проектирования, постройки, испытаний, эксплуатации и сервисного обслуживания.

- А есть ли в вашем багаже новинки, рассчитанные на массового потребителя ?

- Есть. Ну вот, например, по заказу города Сочи ведется разработка проекта подводного ресторана. Уже ищем в южном регионе промышленную базу для его строительства. Осуществляется проработка проектов туристических подводных лодок с больп/им обзором окружающего подводного мира, круизного судна, оснащенного отдельным подводным модулем-баром для обзора морских красот на глубине до 50 метров. Надо заметить, интерес к океану, изучению и освоению его глубин стремительно растет. Накопленные нашими специалистами опыт и знания с помощью конверсии откроют рядовому человеку богатые перспективы.



Проголосуйте
за это произведение

Русский переплет



Aport Ranker


Rambler's Top100