TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Ещё многих дураков радует бравое слово: революция!

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение


Русский переплет

Сомнения и споры

Кащенко М.П.

 

 

ЛЕКАРСТВО ДЛЯ ВЛАСТИ

ЛЕКАРСТВО ИЗВЕСТНО!

СПОСОБНА ЛИ ВЛАСТЬ ЕГО ПРИНЯТЬ?

ИЛИ КАКОЙ РЕФЕРЕНДУМ НУЖЕН РОССИИ

 

"Врачу- исцелися сам"

 

Активность, проявляемая властью в связи с президентскими выборами, достойна лучшего применения, поскольку преследует цели сегодняшнего дня. Помимо очевидных политических не последнюю роль, на мой взгляд, играют и чисто меркантильные соображения, связанные как с дальнейшим разграблением природных богатств, так и с включением коррумпированной власти в клептократический передел новых объектов собственности (например, земля в городах).

Интересно, что факт коррумпированности власти никем не оспаривается, а Президент и пропрезидентская партия даже инициируют токшоу по обсуждению данного вопроса. Правда, за рамки шоу процесс не выходит и персонифицировать истинных коррупционеров в высших эшелонах власти не спешат, как и принимать столь необходимый закон. Не думаю, что инсценировки с "оборотнями в погонах" или вялые пикировки с "лондонским сидельцем" кого-то способны впечатлить. Нет смысла надеяться, что после переизбрания Президента с коррупцией будет покончено, ибо в кодексе "чести" большинства политиков ложь в форме обещаний - самый распространенный инструмент для оболванивания избирателей.

Ясно, что в идеале у власти должны стоять люди, сочетающие компетентность (профессионализм) с безукоризненной честностью. Есть ли путь, приближающий нас к этому идеалу? Прежде чем отвечать на вопрос, следует отметить, что в России пребывание у власти выгодно само по себе, независимо от компетентности носителей власти. И связано это в конечном итоге с одной важной привилегией власти - возможностью устанавливать самой себе вознаграждения за труд. В результате, власти никакие реформы не нужны, но для видимости действий, когда ее к этому подталкивают обстоятельства, она может развернуть любые, не выдерживающие даже самой элементарной критики, эксперименты, наблюдая, впрочем, за тем, чтобы темпы роста ее благополучия не страдали. При таком положении дел занять "теплые" места стремятся бездарности, имеющие в активе своеобразное сочетание угодливости и амбиций, и, в основной своей массе, не способные к содержательному труду. Очевидно, что подобной привилегии власть должна быть лишена. Более того, наказание за некомпетентность - наказание рублем должно реализовываться немедленно в "автоматическом режиме", а не переноситься в отдаленное будущее на эфемерный суд потомков и истории. В "автоматическом режиме" должна вознаграждаться и компетентность. Чрезвычайно важно осознать, что требование к уровню компетентности не может быть избыточным, т.к. власть, будучи системой управления, обладает гигантским коэффициентом усиления. В результате, даже малая ошибка на стадии принятия решения, усиливаясь, способна привести к катастрофе. Для оптимизации системы управления необходимо добиться принятия, как минимум трех тесно связанных между собой законов, воплощение в жизнь которых создаст основу механизма самоочищения власти.

1.Суть закона о заработной плате чиновников

Согласно этому закону, во-первых, устанавливаются и обнародуются фиксированные (а не минимальные) начальные ставки (оклады) всех высших чиновников, начиная с Президента, указанием их отношения Р0 к минимальной ставке и, во-вторых, ставки корректируются введением коэффициента компетентности К, который также регулярно (ежемесячно) публикуется. Величина и знак К зависят от значения ежемесячных изменений производства на душу населения (в натуральном или денежном выражении, с учетом инфляции) и курса рубля (уровня инфляции). Коэффициент Рn , определяющий ставку в n-ый месяц после вступления в должность, дается рекуррентной формулой

Рn = Рn -1 + ( 1+ К (α,β)),

где n принимает значения от 1 до N ( N равно числу месяцев пребывания Президента у власти), а для К(α ,β ) β простейшем случае достаточно использовать линейную комбинацию

К(α,β)= αKαKβ.

Отметим, например, что при Кβ = 0,1 влияние инфляции на зарплату чиновника ослабляется в 10 раз, оставляя ему достаточное время для маневра.

Рассмотрим для иллюстрации оплату труда главного бюджетника страны. Чтобы выбрать значение Р0, можно для ориентации обратиться к данным по США, где месячное содержание Президента (около 19000 долларов) превышает социальное пособие безработного (около 800 долларов) примерно в 24 раза. Здесь уместно напомнить, что легендарный шведский премьер Пальме считал приемлемым не более чем десятикратный разрыв. Зная широту души россиян и их трепетную заботу о благосостоянии руководства, не будем жадничать и примем Р0 = 25 для стартовой ставки Президента. Посмотрим теперь за эволюцией оплаты, если параметры α и β принимают типичные для начала "эпохи ельцинизма" значения α = - 0,1 (уровень производства упал за месяц на 10%), β= - 0,3 (инфляциясоставила за месяц 30%). Полагая Кα = 1, Кβ = 0,1, получаем тогда Р1 = 0,87 Р0 = 21,75.

При тех же α , β θ Кα , Кβ для расчета зарплаты за второй месяц получим Р2 = 0,87 Р1 = (0,87)2 Р0 = 18,92, а через полгода правления - Р6 = (0,87)6 Р0 ≈ 10,84, то есть некомпетентный президент все еще имел бы зарплату, на порядок превышающую минимальную. Если же, не потакая сторонникам инфляции, принять и коэффициент Кβ = 1, то получим Р6 = (0,6)6 Р0 ≈ 1,17 и, следовательно, лаборантскую ставку для несоответствующего занимаемой должности чиновника, спустя полгода. Заметим, что увеличив Кα и Кβ, легко получить отрицательные значения Рn, которые не лишены смысла и соответствуют выплатам чиновником собственных средств за нанесенный ущерб. Наоборот, при росте производства и повышении курса рубля (снижении цен) Президент мог бы повысить свой оклад, "богатея" вместе с народом, а не за его счет. Возможность стартовой оплаты с коэффициентом Р0 должна предоставляться конкретному физическому лицу в соответствующей структуре власти не более одного раза в течение правления одного и того же президента, премьер-министра или главы парламента. Можно варьировать Кα и Кβ , причем для Кα, если речь идет не о добыче сырья, целесообразно использовать значение Кα > 1 (до нескольких единиц), чтобы чиновничество было кровно заинтересовано в росте производства. Распространение принципа оплаты, учитывающего обратную связь в системе, на всю управленческую пирамиду стимулировало бы выдвижение на ключевые посты компетентных людей и снижало бы возможности аппаратного саботажа при проведении решений в жизнь.

Введение данного закона должно сопровождаться обязательным упразднением институтов премирования и персональных надбавок, по крайней мере, для первых лиц государства (о том, как эти институты используются властью, еще будет сказано).

Следует подчеркнуть, что уровень сложности задач, стоящих перед системой управления, требует обязательного подключения для их решения интеллектуального потенциала страны, а предлагаемый закон стимулирует этот процесс, приводя к конструктивному для общества взаимодействию пирамид интеллекта и власти.

Кроме того, данный закон внесет весомый вклад в создание антикоррупционной атмосферы функционирования власти.

2. Суть закона о коррупции

Примем, руководствуясь здравым смыслом, определение: коррупция - это злоупотребление служебным положением с целью личного обогащения, когда чиновники принимают решение не на благо общества, а в корыстных целях. В свете сказанного, получившую широкое распространение практику назначения властью собственного денежного содержания, его опережающего индексирования, а также особых норм пенсионного обеспечения (в этом вопросе ветви власти всегда находят трогательное взаимопонимание) следует квалифицировать как тривиальную коррупцию.

Таким образом, переходя к важнейшему закону о коррупции, сразу подчеркнем необходимость включения в него, наряду с определением коррупции, понятия "тривиальной коррупции", средством против которой является закон об оплате чиновников, базирующийся на принципе обратной связи.

Запрещая государственным чиновникам иметь дополнительные к окладу источники дохода, закон о коррупции должен быть эффективным и жестким в своей карающей части.

Во-первых, должно считаться допустимым установление факта коррупции на основе косвенных доказательств, каковыми могут быть документы, позволяющие усомниться в бескорыстии чиновника. Наличие у чиновника, его родственников или доверенных лиц собственности, стоимость которой превышает уровень, обоснованный декларациями о доходах, следует отнести к числу прямых доказательств коррупции. Подтверждение свидетелями эпизода подкупа должно перейти из разряда обязательного в желательный.

Во-вторых, минимальным наказанием за коррупцию для всех участников незаконной сделки должна быть полная конфискация собственности.

В-третьих, на преступления, связанные с коррупцией, не должны распространяться ни положение о сроке их давности, ни тем более положение о депутатской (или какой-либо иной) неприкосновенности, поскольку коррупция специфическое преступление, непосредственно связанное именно с выполнением властных полномочий.

3.Запрет на привилегии

Разумеется, чтобы действие предлагаемых законов не было обесценено, их следует дополнить третьим, ограничивающим привилегии власти только тремя позициями (связь, транспорт и охрана) и запрещающим какие-либо дополнительные привилегии, не связанные непосредственно с выполнением властных полномочий. Последнее предложение особенно горячо будет поддержано нынешней властью, дружно, как по команде, повернувшейся лицом к богу, который, как известно, был скорее склонен к аскетизму, чем к излишествам. Действительно, получая оклад, чиновник должен либо лечиться как все в районной поликлинике (наслаждаясь спецификой российской страховой медицины), либо платить по коммерческим ценам за высокий уровень обслуживания, либо всерьез заняться проблемами здравоохранения в интересах общества. То же самое относится к отдыху, транспорту, жилью, пенсионному обеспечению, приобретению продуктов питания, товаров, книг, пошиву одежды. Добро пожаловать в наши здравницы, собесы, ателье, химчистки и магазины, госпожа власть! Не забывайте только, что у вас один всем известный источник дохода.

Уместно подчеркнуть, что обществу (через СМИ), как правило, сообщается минимально возможный для данной должности уровень денежных выплат, который может отличаться от реального в десятки (и даже сотни) раз. Типичный пример: в середине 1992 года на скромный вопрос читателя о зарплате министра "Аргументы и факты" (на основе данных, предоставленных канцелярией министерства), ответили, указав сумму около сорока восьми тысяч рублей, тогда как в действительности она составляла два миллиона, то есть превышала названную в сорок раз! Львиная (и, разумеется, не афишируемая), доля выплат осуществлялась ежемесячно в виде премий и доплат, по - видимому, за высокую квалификацию и интенсивную компетентную деятельность по развалу страны. Невольно встают вопросы о назначении, а главное, о реальном использовании резервных фондов, создаваемых правительством. Судя по тому, как смешался на одной из теле-тусовок Починок, вызвавший скептическую реакцию аудитории, после того как назвал в качестве зарплаты нынешних министров сумму десять тысяч рублей, в нынешней власти преемственность принципов сохранения собственного благоденствия бережно культивируется. Эти частные понятные всем примеры в действительности указывают на самую главную привилегию - узурпированное властью (и тщательно ею охраняемое) право на полноту информации (легко понять, что упоминавшаяся в преамбуле привилегия самовознаграждения является естественной производной от главной). Поэтому в законе о привилегиях должно быть предусмотрено самое жесткое наказание за сокрытие, искажение или неполноту информации, значимой для нормального функционирования общества. В частности, любой гражданин должен быть уверен в достоверности данных государственной статистики. Очевидно также, что в разряд государственной тайны не могут включаться истинные доходы чиновников всех уровней. Популистский лозунг о "прозрачности власти" должен обрести ясное технологическое воплощение в виде регулярных публикаций доходов руководителей всех ветвей власти, чтобы граждане могли самостоятельно судить о "коэффициенте полезного действия" власти.

 

4.Модификация управленческих функций при быстром изменении информационной среды

 

Вопрос о полноте информации особенно актуален в связи с вызовом, брошенным социуму информационной средой. Как известно, со второй половины XX века произошло качественное изменение состояния общества, связанное с тем, что периоды обновления социально значимых технологий стали меньше периода биологически активного (социально значимого) периода (25-30 лет) жизни человека (поколения). В настоящее время происходит в среднем до 5 таких смен за одно поколение. Это обстоятельство лежит в основе кризиса системы управления. В силу большой инерционности и недостаточной компетентности громоздкий чиновничий аппарат отстает от стремительно обновляющейся реальности. Поэтому жесткое директивное управление исчерпало свой потенциал (к моменту выработки и согласования директива уже устаревает и тем более безнадежно устаревает в процессе воплощения, тормозя и хаотизируя процесс решения проблемы, породившей директивное "творчество"). Значит, за системой управления остается сравнительно долгоживущий доктринальный уровень и нижний - координирующий. Основные же функции по реализации доктрины переходят к непосредственным исполнительным структурам разного уровня, вплоть до отдельного работника. Поэтому решение любых масштабных задач, стоящих перед страной (того же двукратного роста ВВП за 10 лет, но не только за счет двукратного возрастания добычи национальных ресурсов для экспорта), невозможно без ясного осознания каждым своей роли.

Таким образом, ликвидация монополии на полноту информации (традиционную, но не совместимую с современным состоянием общества, прерогативу власти), как и всемерное развитие образования- основы науки и технологии, являются необходимейшими шагами для общественного прогресса.

Было бы ошибкой утверждать, что в среде управленцев вообще отсутствует понимание этих азбучных истин. В частности, готовящаяся административная реформа, в ходе которой планируется передать многие значимые функции от чиновников структурам, непосредственно участвующим в производственном процессе, указывает на определенную степень осознания необходимости расширения доступа к значимой информации и соответствующим полномочиям. Впрочем, это позитивное направление в реформировании носит, скорее всего, вынужденный характер, обусловленный давлением со стороны бизнеса. В то же время наблюдается и прямо противоположный процесс "модернизации" образования, характеризуемый беспрецедентным разнообразием порочного во всех отношениях директивного давления со стороны Министерства образования на учреждения (вузы, колледжи, школы), ведущие непосредственный и активный мониторинг информационной среды. По - видимому, только жесткое политическое противостояние общества по стратегическому вопросу о пути развития образования в России, касающегося каждого гражданина, способно урезонить власть.

 

5. Что каждый гражданин должен требовать от власти в первую очередь

 

Именно взаимосвязанные законы для очищения власти следует принять в первую очередь, и сделать это должна вновь избранная Государственная Дума, а народу следует помочь своим избранникам, чтобы им не пришла в голову мысль уклониться от такого шанса, достойного (в высшей степени) скрижалей не только российской, но и мировой истории. Сказал бы даже, что провести эту очистительную операцию долг уважающего себя народа.

 

В качестве ближайших следствий принятия предлагаемых законов можно ожидать:

- резкого сокращения масштабов борьбы за власть, если только власть не попытается перейти к диктаторским вариантам правления;

- быстрого убытия за рубеж заворовавшихся нуворишей;

- расцвета в России "зонального туризма", в ходе которого граждане могли бы потратить свои скромные средства при посещении ближайшей в своем избирательном округе "зоны" для коррупционеров, утолив, хотя бы частично, глубоко и нагло оскорбленное чувство справедливости;

- прихода во властные структуры людей не только компетентных, но и связывающих свое будущее и будущее своих детей с Россией;

- начала эффективной работы в сфере производства и подлинной, а не призрачной, стабилизации экономики, подвешенной на сырьевой игле.

Конечно, ничто не дается даром, и за порядок в структурах власти пришлось бы расплачиваться относительной скукой последующей политической жизни. Действительно, ведь импичмент Президенту с зарплатой профессора, не говоря уже о лаборантской, объявит жена, а добровольные отставки некомпетентных правительства и парламента состоятся еще до интересной семейной сцены, увидеть которую телезрителям все равно не удастся. Думаю, правда, что эту "трагедию", за исключением, быть может, самых ярых политоманов, народ переживет.

В качестве делового резюме предлагаю формулировку вопросов, которые граждане России могли бы отчетливо задавать депутатам (или кандидатам в депутаты) всех уровней, как и любым представителям исполнительной власти :

1. Одобряете ли Вы принципы закона о зарплате высших чиновников: фиксированный начальный оклад с поправкой на компетентность (при ликвидации премирования и персональных надбавок)?

2. Одобряете ли Вы принципы закона о коррупции: установление факта коррупции по наличию собственности, не обоснованной официальными доходами; минимальное наказание - полная конфискация собственности; отсутствие срока давности за преступления, связанные с коррупцией?

3. Одобряете ли Вы необходимость закона о запрете привилегий, не связанных непосредственно с выполнением полномочий представителями всех ветвей власти?

4. Считаете ли Вы необходимой первоочередность принятия трех законов для очищения власти?

Уверен, что юридический корпус страны, средства массовой информации, все работники интеллектуальной сферы деятельности, партии, не на словах, а на деле желающие процветания России, все здравомыслящие люди, понимающие недопустимость дальнейшей криминализации общественного сознания и обстановки в стране, должны

включиться в работу по разъяснению первоочередной роли предлагаемых законов. Граждане должны ясно понять и твердо потребовать воплощения этих законов. Уклонение власти (под любыми, даже самыми благовидными, предлогами) от принятия кардинальных законов, изменяющих условия ее функционирования, верный индикатор ее антинародного содержания.

Хотелось бы услышать мнение всех кандидатов в Президенты России о сути предлагаемых законов по очищению власти.

Надеюсь, что ради разъяснения своей позиции по этим фундаментальным вопросам "снизойдет" до дебатов и кандидат ╧1.

Безусловный интерес представляют также позиции партий, движений, блоков и, в первую очередь, партии "Единая Россия", которой принадлежит конституционное большинство в Государственной Думе.

Намерена ли эта партия избавить страну от пут коррупции, востребовать интеллектуальный потенциал страны для принятия глобальных компетентных решений?

Намерена ли власть дать возможность фундаментального образования всем еще живым детям России, или под лживыми лозунгами "модернизации" продолжит планомерное разрушение самого главного ресурса страны?

Доктор физ.-мат. наук

Профессор Кащенко М.П.

P.S. 1) Точность поставленных для обсуждения формулировок прошла экспертизу Кремля еще десять лет назад, поскольку именно за их публикацию в качестве вопросов для всенародного референдума главному редактору "Юридической газеты" немедленно пригрозили закрытием издания.

2)Автор отчетливо понимает, что, в условиях глубоко укоренившейся антидемократии, в России практически невозможно проведение всенародного референдума (вернее, возможна имитация только того референдума, который решила проводить власть, как это было в 1993г.). Однако, в условиях быстро развивающихся СМИ и особенно среды ИНТЕРНЕТ на первый план выступает вариант "компьютерного общественного референдума" как прообраза грядущей в ближайшем будущем прямой (и, что принципиально важно, оперативной) демократии, при которой чиновник любого уровня (если таковые останутся) может быть освобожден от исполнения своих функций в любой момент времени (так что вопрос о сроке пребывания у власти - 4, 7 лет или 7 дней не будет играть никакой роли) . Важна синхронизация в общественном осознании истинных приоритетных задач страны и последовательность их реализации: очищение власти - востребование интеллекта для принятия компетентных решений - устойчивое развитие современной социально ориентированной экономики, опирающееся на высокий уровень науки и образования.



Проголосуйте
за это произведение

Русский переплет


Rambler's Top100