pokemon go TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Ещё многих дураков радует бравое слово: революция!

|

Буревестники с Болотной

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение

 Рассказы
21.II.2006

Валерий Игарский

Цензура

ЦЕНЗУРА

 

(Одноактная пьеса в стиле Уиндоус)

20 век. Россия 60-х. Редакция,

сов. атрибутика, бюст, кумач.

 

ЦЕНЗОР (слегка похож на разъяренного пса, временами неожиданно добродушен), 1Автор, Входят: 1Редактор, 2 Редактор, Черт (периодически сам появляется и сам исчезает), позднее 2 Автор.

 

1Р: Ну, что вы там, Валерий, написали?

Вы физик, не поэт, как слышал я.

Мы физиков здесь много раз читали,

Поверьте - все одна галиматья!

 

Уж очень сложен мир, в котором мы живем!

А физики берут модель попроще,-

Уменьшив "вычислительный объем",

В трех соснах заблуждаются, как в роще.

 

1А: Да! Сложен мир, в котором мы живем!

Как спутанный парик процессов и явлений,

Скрывающий таинственный объем -

Источник времени, таланта, вдохновенья...

Как в тайну человеку заглянуть,

Где вспышки молний не осветят путь,

А грома мегатонные раскаты,

И свет угасших звезд, рождают суть,

Которую не выразят плакаты.

(Черт с ужимками дергает цензора за пиджак.)

Ц: Плакаты, милый, выражают суть

Политики, народа, государства...

Да на плакат достаточно взглянуть,

Чтоб сразу ваше оценить коварство!

Смотрите там, в окно, читайте: "Миру-мир!"

А вы стихи... стихи... против плакатов!

 

(в сторону): Да где ты был рожден , o, mon plesire?

Да их стрелять всех надо, этих гадов!

1А(запинаясь):

Родился я в году... сороковом...

До года не дожил я месяц и два дня-

Страна моя укутала меня

От дыма, грохота, позора и огня,

В смертельной схватке истекая кровью,

Меня вскормила миром и любовью...

Творя броню, круша врага под Курском,

Ложась на амбразуры животом...

Несокрушимой силы духом русским,

Уральским твердокаменным хребтом!

 

Родился я в году... сороковом...

Их очень мало этих "лет с нулем":

Поднявши руки, я смотрю на пальцы

И вижу в них весь жизненный объем,

Как купол неба, стянутый на пяльцы...

 

2Р: Он говорит вполне членораздельно.

Конечно, может там и чепуха,
Но и для нас как будто не смертельно

Прочесть, прослушать два иль три стиха.

 

1А (продолжая):

В архивной духоте, листая годы,

Мой друг отыщет мой ненужный труд

Быть может в час, когда друзья-народы

На всей земле друг друга в гости позовут.

Я расскажу одно, другой - другое,

Составится мозаика времен...

И кто-нибудь, не знающий покоя,

В цветных узорах высмотрит закон!

 

Ц (снисходительно):

 

Что ж, автор, почитайте, почитайте...

Нам что-нибудь о звездах, о луне

Но я уверен в том, что в результате

Мы все довольны будем не вполне.

 

1А:

Когда я в ночи закрываю глаза,

Мне чудится море, пурга и гроза,

Мне чудится солнце, багровый загар...

Угрюмые волны дробит Гибралтар.

А вот Санторина цветущие виды...

В пучине морской тихо спят атлантиды,

Южнее Египет, его пирамиды...

И ждет меня где-то родная Итака!

Свист флейты, стрельба, штыковая атака...

С улыбкой глядит на девчонку юнец

И разом двенадцать пробитых колец!

И лунные горы, и атомный ад,

Спартак на коне, неизвестный солдат...

Чапаев ступает в неверную воду,

И крик коммунаров: "Свобода! Свобода!"...

 

Мой друг - телевизор еще не остыл -

Мне ящик фанерный всю жизнь заменил...

Ц: Зачем вас понесло в такую даль...

В Итаку - лучше б в Тель-Авив!

Вся эта гибралтарская печаль -

Совсем, совсем не тот, не тот мотив.

 

1Р:

Вы всю объездили страну

И размечтались, вдруг, о целом шаре? -

Зовите молодежь на целину,

В Сибирь, на стройки, в заполярье.

 

 

Ч (кривляясь):

Я вас в порядке доброй критики

Хочу немного просветить:

Поэзия..., как музыка политики,

Должна политике служить!

Поэзия..., как самовыражение,

Есть пережиток, нонсенс, бред...

Пишите "в стол"... коль есть сомнения -

Для них в печати места нет.

Я вижу вы полны отваги,

Но так не хватит нам бумаги.

И кондопожский комбинат...

Велик! Но станет маловат.

1Р:

Порой стихи на книжной полке

Лежат нечитаны сто лет...

 

Ч:

У нас здесь, как на барахолке:

Есть┘ предложенье - спроса нет!

 

(Входит 2Автор, слегка картавит)

 

2А:

Я приносил стихи на пробу...

Там... про доярку с хлеборобом

Мне позвонили и сказали...

Ц:

Да, помню! Мы их прочитали.

Стихи о жизни, о любви -

Вы стали хорошо писать.

Решили опубликовать!

 

2А:

Спасибо. У меня вопрос...

Я..., знаете, еще принес.

Ц:

Ну что ж, прочтите их сейчас-

В порядке, так сказать, "ликбезии"

На славном поприще поэзии -

Здесь молодой поэт у нас.

 

2А (читает):

Вы мне скажете, что революция

Жизнь озарила новым светом -

Это ясно, затем и делали... соль

революции

Не только в этом,

Не только в том, что меняет власть! -

Она рождает таких поэтов,

Голос которых взрывает класс!

Маяковский! Голос свободы

В битве на баррикадах оранный,

Гимн поэзии, рожденной в те годы,

Несокрушимой по силе и форме!

Он себя под Лениным чистил,

Сверял часы по его часам

И медным басом, могучими мыслями,

Глаголом борьбы содрогал небеса.

Годы бегут - секунды века.

Хочется время взвалить на весы...

Нет Маяковского, нет Человека...

Что бы сказал он, сверив часы?

Я постараюсь... Очень, очень! -

Знаю, конечно, что ТАК не получится... -

Буду писать и дни и ночи,

Буду слепой бессонницей мучиться,

Буду читать сто томов его книжек,

Пальцем страницы до дыр зачитав...

Чудится мне, как Владимир пишет

В каждое слово вливая металл:

Всегда был свет и тень всегда

За ним кралась неумолимо,

И вечно чистая вода

В себе таила грязь и тину.

Видно не так уж много

У природы возможностей,

Если, плюнув на Бога,

Она соблюдает строго

Единство противоположностей.

Но в этом кольце неизбежностей

Есть одна, достойная нежности:

Катится в бешеной тряске

Время - колесо истории,

Любая нечисть терпит фиаско,

Каждый лучик - зародыш виктории!

Взрыв галактики - лишь миг эволюции -

Сущность природы в таких катаклизмах:

Счастье куется огнем революций,

Сжигающим вирус капитализма.

Мой современник идет по планете -

Прячьтесь в норы, жалкие твари...

Он возмужал на хребте столетия -

Это уже не пролетарий!

Даже Уэллс оказался бездарен:

Трудно было помножить фантасту

Год победного марша на сто -

Он не учел, по неосмотрительности,

Сущность теории относительности.

Дрогнула бездна времен маракотова

Ясно сознав итог неизбежности:

Время, конечно, на нас работало

Сотни веков с детской прилежностью!

Вдыхаю свежесть встречного ветра -

Пусть разрывает рубашку на гор-рле мне,

Мы переделаем эту планету

И переделаем в кор-р-рне!

 

2Р (слегка поморщившись):

 

Рапсодия эпических свершений...

Но Маяковский - поднебесный гений,

А тот, кто покушается на Бога,

Всегда себя шаржирует... немного.

2А:

Хотел к палитре я добавить новый цвет...

Сегодня вы как раз на вернисаже.

Вот "пьеса - шарж" и будет мой ответ-

Плачу натурой - все без макияжа.

(декламирует):

 

Кто в черной магии собаку съел с пеленок,

Лишь пара слов - и сразу видит цель...?

Вот Белый Дом... (включаю пару пленок) -

Гудит, как теплоход, посаженный на мель:

 

(открывается занавес в дальней стене редакции √ Уиндоус1, сцена заседания в Белом Доме.ИХНИЕ: Президент, Гарри, Джек, Прайс, Чарли и еще пять - шесть человек - членов правительства. Шарж-грим.)

 

- Я президент с сегодняшнего дня!

Закройте, Гарри, двери поплотнее.

И вы ... должны все слушаться меня -

Тогда мы к цели подойдем вернее.

Скажите, Смит, вы были там, в России...

Хотят ли русские войны?

- Нет, сэр! Хотя... они сильны!

 

- Вот, вот... и нам бы позу покрасивей...

Итак... мы тоже... боремся за мир!

- Немыслимо!!!

- Но вы же гарантир....

- Пожалста, Гарри, Этих э-ээ проводите!

А вы, друзья, поближе подходите.

Да..., Джек, давно хотел тебя спросить...

Вот этот фильм, что про аттол Биккини...

Никак я не могу переварить...

Он - кинотрюк? - При чем же тут пустыня?

- Но, сэр, аттола больше нет ...

- И много это стоило монет?

- Ну... это был Манхэттенский проект...

Ты помнишь... Хиросима, Нагасаки...

С тех пор прошло немало лет.

Склады полны - нет повода для драки.

- Ну, это разве аргумент?

Всегда отыщется момент...

- А как же "мир"? - Ведь это же оковы?

- Вы, Чарли, тоже бестолковы?

- Нет, нет, но все ж я не пойму.

Вот доктор Прайс, он говорит другое...

ему? Ну что там, Прайс, что там у вас ...

такое?

- Все физики твердят одно и то же,

Что ядерный конфликт... он невозможен!

- Известна мне другая диссертация:

В больших делах не нужно слушать

мнений.

Авторитеты - прочь! Без догм... по

ситуации -

Тогда вы состоитесь, как явление!

Не трусьте, Прайс, мы примем меры,

В порядке будет все... и физики и вы,

Ну и, конечно, все миллионеры.

Вот мистер... Хайль придумал вариант,

Локальный: там, где мы, войны не будет!

Во время шума вы - мой адьютант!

Ну, а потом... ха-ха "Никто" нас не

осудит

Построим супербункер, тысячь так... на

пять,

Чтоб отсидеться там с полгода,

В таких местах, где не достать...

И, где всегда хорошая погода.

Прочнее стройте, черт вас подери!

Как для себя... Ну, в общем, для элиты.

Ты, Гарри хорошо за всем смотри,

Побольше там... бетона и гранита.

- Но, мистер Хайль, ведь бункер уже был

И... ваш патрон... мне помнится уволен.

И сам и... даже пса он отравил -

Он был ужасно недоволен.

- Дружище Прайс... А вы ведь красный!

Хотя и физик по ядру...

Что это там за шум ужасный?

Что там на улице орут?

Эй, Гарри, гляньте-ка в окошко -

Нельзя ль потише хоть немножко?!

Вот вам издержки демократии:

Совсем взбесилась эта братия!

 

- Так разгоните их водой!

Или... постойте! Я с балкона

Им отолью┘ две-три детали...

Включите, Гарри, мегафоны,

Следите там..., чтоб не стреляли.

 

(Открывается Уиндоус2, на балкон Белого Дома, лицом к зрителям выходит президент)

- Я президент с сегодняшнего дня!

Москва, Москва меня тревожит!

Вы понимаете меня?

Иль все вы красные, быть может?!

"За мир! За мир!" - орете вы...

Уж не от имени ль Москвы?

Москва не слушается нас! -

Плохой пример для прочих рас...

Скажу, ребята, не для прессы,

Что дело - дрянь: они сильней!

Как нам сберечь все наши интересы?

Учтите это не хоккей

И приз - не звон хрустальной вазы:

Мы можем потерять все базы!

А чтобы стал Союз послушен...

Здесь твердый курс, ребята, нужен!

У нас на это есть монеты...

В Европу выкатим ракеты,

В упор нацелим на Союз

И... будет мир! - Я не боюсь,

Что мы потратимся немножко...

Как там у русских говорят? -

"В Европа прорубить окошко?" -

И пусть они в него глядят!

А если кто-нибудь... нечайно ...

Нажмет на кнопку - ерунда!

Мы скажем "он нажал случайно"-

Ведь так бывает... иногда?

Ну что? Теперь... вы поняли меня? -

Ведь это же АЗЫ науки!

Вы вспомните троянского коня -

Ведь та же суть!- А вы кричите, буки.

В конце концов нам старый свет

Не очень-то, ребята, нужен.

Мы здесь съедаем свой обед!

Да..., кстати, мне пора на ужин.

(Закрывается Уоиндоус2.Уиндоус 1, те же в редакции)

1Р: Вот это музыка... Услада!

 

Ц: Вот как писать сегодня надо!

2Р: Все точно...

 

1Р: Точно вылито!

Ц: Да вы, как будто, сами были там!

 

Ч (к 1А):

Чтоб не терпеть в цензуре сраму

И, чтоб стихи печатать блиц,

Пиши всегда под фонограмму

Докладов и передовиц!

 

2 А: Прошу прощенья, я спешу-

Я лекции читаю на литфаке....

(в сторону 1А):

 

О, эта молодежь, я вам скажу!

Мы часто спорим... Чуть ли не до драки!

(уходит)

Ц: Да... новое приходит поколенье

И стариков не хочет понимать...

На все иметь свое желает мненье

И не спешит наш опыт принимать.

(К 1А):

 

А что "глобальное" вы можете сказать

В свои ... лет двадцать три... иль

двадцать пять?

 

1 А (с вдохновением):

 

Лишь человек увидел назначенье,

Которое ему готовил мир...

И тайны времени коварного теченья

И тайны дальних звезд, и бездны черных

дыр...

Постиг причины вечного движенья,

Закон гармонии и цели бытия,

И знанья истины волшебной наслажденье

Звучит симфонией на сером фоне дня.

Но не постиг всесильный разум твой

Постыдной суеты тщеславия и власти,

Обмана низкого и жадности пустой,

И жалкой мелочности краденого счастья.

Так светлый гений льет серебряные звуки,

Служа поэзии и потрясая мир,

Бесценный дар принять готовы руки,

Но алая чума уже венчает пир!

Погибнешь ты, о мыслящий белок,

Созданье чуждое гармонии священной,

И жажду знаний, и ничтожность склок -

Все поглотит величие Вселенной!

 

Ц (перебивает):

- А что такое "алая чума"?

Вы, автор, что в виду имели?

Материя не ясная... весьма...

Про алый цвет! Да как же вы посмели?!

 

( Черт хихикая падает на спину, 1Р деловито листает бумаги, 2Р растерянно разводит руками.)

 

 

1А (оправдываясь):

 

При легочной чуме

Кровь горлом вытекает...

 

Ц (перебивая, затем неожиданно успокаиваясь):

Да вы в своем уме!

Да кто об этом нынче знает?

Не все болеют каждый день чумой,

Соображать поэту надо.

Порой двусмысленность, друг мой,

Опасней пули или яда.

 

(Черт торжествующе дирижирует "героической симфонией", 1Р смотрит на 1А с торжествующей улыбкой, второй сочувственно.)

 

Ц.:

Мой юный друг┘

Вы так мне симпатичны...

Но долго объяснять мне недосуг┘

Стихи должны быть мелодичны┘

На музыку поэзия похожа┘

Туда направьте свой пытливый взор┘

Какая красота, когда на сцене хор,

Когда все в унисон поют, одно и то же!

Ну, в общем┘ покопайте где-то тут┘

И, может, вас в редакциях поймут.

А эти┘ джаз и какофония┘ -

У нас другая филармония.

2Р:

Давайте что-нибудь еще┘

Про алую чуму, пожалуйста, забудьте.

1А:

Спасибо, я весьма польщен

И благодарен сей минуте.

 

(Декламирует):

Конечно, с Терпсихорой не в союзе я,

Но истиной печальной изумлен:

Эрозия, коллизия, иллюзия -

Три социальных танца всех времен.

Вся древняя и новая история

В трех самых главных принципах землян,

Достойных философской категории:

Табу, фетиш и верный талисман.

И также, для иных, как символ счастья,

Амбиция, апломб и арсенал -

Три признака и три сигнала власти,

В борьбе за власть начала из начал.

Двадцатый век чудовищно неистов,

Пронзительною жаждой опьянён

Научно совершенствовать убийство,

Чтоб власти подарить надежный трон.

Мораль и меркантильность мимикрии

Орнаменты вплетают в монумент

И зреет опухоль - источник атрофии

И метастазов весь ассортимент.

Ночей бессонных яркие находки -

Абстрактных дум прекрасные плоды-

И инженерной мысли разработки,

И рук искусных дивные труды -

Все подлежит экзамену эпохи:

"Убить способно, или защитить?"

И звездам странно слышать эти вздохи,

Вопрос нетленный "жить или не жить?"

Но древо мудрости жует химера власти,

Блистая лицемерною слезой,

Роняя из открытой хищной пасти

Яд недоверия, насыщенный грозой.

Сей эликсир принес немало бед,

Родив дитя по имени Секрет:

Невидимый паук взметнулся над планетой,

Нанес укус и закрепил тенета.

И вот его четыре пары глаз

Внимательно разглядывают нас...

 

( Черт делает руки биноклем и наводит его на публику.)

Ц (задумчиво):

 

Все слишком уж общо,

Про паука так... безобразно

Но... есть фантазия,

Приходится признать...

1 Р:

Наивно, плоско и однообразно-

Никто не станет этого читать!

Вы что, еще историк и философ?

 

(в сторону):

 

(И кровь не праведна и власть ему не

та!)

Писать стихи другой найдите способ,

Где весь заряд в обойме - простота!

Вы, значит, бомбу делать не хотите -

Об этом так и надо написать

В дирекцию свою... А не в Главлите

Сочувствия и помощи искать!

Вам всюду... что┘ мерещатся секреты?

Ох, эти уж мне юные поэты!

 

1 А: Секрет и музыка √ два полюса магнита:

Один толкает, а другой манит┘

Секрет имеет запах динамита √

Как солнечным теплом мир музыкой облит.

Черная краска культа секрета? -

Критик мне сразу отроет яму... -

Ярко сияет манящим светом

Газ благородный в трубках рекламы:

"В наше чудо - столетие

Может каждый из вас

Услыхать междометие

Подкритических масс!"

"Ярче тысяч светил

Опалит город-сад

Не игрушка - тротил,

А титан - термояд!"

Импульсы тока бегут по нейронам....

"Больше веселья! Киснуть не сметь!

Новое средство! Нейтроны! Нейтроны!

Вас ожидает приятная смерть!"

Политик, сея ядерный психоз,

Порой напоминает скарабея,

Который катит лапками навоз,

Чтобы свое потомство в нем лелеять.

Но страх - это тоже хороший товар,

Кровь неплохие дает дивиденды.

Смерть обещает солидный навар...

Деньги! Деньги! Деньги!

И вот предел достигнут дерзновенный:

Сегодня мы способны все убить

И шар земной - сокровище Вселенной-

Безжизненной пустыней обратить.

Что это? Эволюция? Закон?

Нет, это бред! Безумный этот сон,

Болезненная язва, лихорадка,

Рак мозга, пролитая желчь

Однажды кончится... И людям станет гадко

И долго будет стыд потомков жечь

За варварство отцов и мрачный гений дедов...

 

Ц: (перебивает):

 

Во всем вы чересчур категоричны!

. . . . . . . . .

Да, молодость... и я таким же был...

Уж я сказал, что вы мне симпатичны,

Но... вас публиковать... превыше наших сил.

2Р:

А что-нибудь попроще, скажем басню

Вы не могли бы нам еще прочесть? -

Я чувствую, что рифма в вас не гаснет

И есть еще стихи, конечно есть...

1А:

Могу... пожалуйста... ну вот

На тему простоты...

Прочту вам басню "Пес и кот" √

В ней мои замыслы просты.

 

(Декламирует):

 

Нас в басне привлекает простота

И жанровый синдром ее картин...

Однажды пес, облаявши кота,

Взъярился не на шутку (вот кретин!)

Неподражаемый являя синкретизм

Пес лает и скулит и прыгает и роет -

Все-все, на что способен организм

На службу ярости поставлено героем.

А кот задумчиво на дереве сидит,

Как завещал ему великий предок Васька,

(Питомец повара) и пса свирепый вид,

И громкий лай, оскал ужасной пасти,

Прыжки высокие, угрозы и проклятья

Никак философа не трогают, никак...

Измучавшись, пес прекратил свое занятье,

Познавши всю тщету, тоску и мрак.

 

Ц:

Вот это лучше! Знаете... не плохо...

Я сам хотел бы быть порой таким котом,

Но время, знаете... эпоха

Великих дел, великих! И потом...

Ну как же басня без морали -

Читатель наш уже привык,

Чтобы ему все разжевали,

А он бы лишь к сосцам приник.

1А:

Мне нравится, что вы спросили это-

Я о морали думал сам не раз...

Позвольте мне... я в качестве ответа

С другою басней познакомлю вас.

 

(Декламирует):

В любви немало лжи и произвола

(Пусть даже в унисон поют сердца)...

Молила Бога самка Богомола:

" Пошли мне, Бог, зеленого самца!"

А тот, припав на листик винограда,

Уже с любимой не сводил умильных глаз:

"Вот талисман мой... вот моя награда...

Вот мой цветок, вот чудный мой алмаз!"

Она была мила и грациозна,

И восхитительно наивна и чиста,

Молилась так усердно и серьезно,

В ней так светились жизнь и красота,

Что он был потрясен! И узы брака,

Как кандалы, повисли на плечах.

Порой она... кусалась, как собака,

С улыбкой странною в подкрашенных очах,

Но он был потрясен... и... безотчетно

Весь трепетал, как листик на ветру.

Он делал все, что мог, весьма охотно

И съеден был в субботу поутру.

 

Мораль о том, что мир не без урода

Здесь не приклеишь, как сказал Эзоп, -

Молчит мораль в делах, где Мать-Природа

Сама задумчиво почесывает лоб.

 

Ц.:

Звучит весьма свободно и легко.

Вы бьете в цель, преграды сокрушая.

Вы... можете пойти довольно далеко...

Вам двадцать пять? Да жизнь... она большая...

2Р:

Конечно вы поэт. Бесспорно это...

Но, чтобы в жизни выпал вам успех,

Не только для меня вы быть должны поэтом,

А, сами понимаете, для всех.

Ц.:

Вы критики не терпите никак,

Цензура вам огромная помеха...

Вы сам себе, мой милый, злейший враг.

Нет, так вы не достигнете успеха.

 

1А (пародируя 2А):

 

Пусть то, что пишу, на стих не похоже,

Но не желаю я слышать критики -

Время сжевало прокрустово ложе

Рифмы, размера и ритмики.

Я не умею слагать "хореи",

Лира моя - аритмия пульса.

Где там Пегасам угнаться за нею,

Если плутоний в ракетах проснулся!

(сам):

Пусть скажет критик прочитавши вирши

"Ты то возносишь разум, то клянешь..." -

Отвечу просто я: "Рука так пишет,

Когда отчет себе не отдаешь!"

Пускай моя привычка и плоха -

Я за свободное течение стиха,

За искренность его в самой основе,

Без правки, без копанья в каждом слове.

По мне стихи такие хороши,

Когда они - мгновенный всплеск души.

 

(Снова пародируя 2А):

 

Винить меня в эклектике не надо -

Я не беру случайный экспонат:

Транзитный транспарант оценивая взглядом

К единству мира направляю взгляд.

(Сам):

Живу, дышу, пишу не под наркозом,

Субстанция моя не гипсовый муляж...

Утрата, холод, боль и даже слезы

Мне ближе, чем манера и мираж.

Есть истина одна... - она бесценна!

Хочу найти ее туманный след...

А, если речь моя не современна,

То у меня другой в запасе нет.

Давайте в экономии поможем

Бумажному гиганту в Кондопоже!

 

Да... цензор мой, дела мои плохи...

Что ж нам печатать? Басни? Иль стихи?

(к Ц):

Поправьте вашу девственную тогу,

Канон последний исполняю на прощанье,

Готовый к неприятному итогу,

Я тихо говорю: "Спасибо за вниманье".

 

1Р: На цензора вы сетуете зря,

Вы дорожить должны его вниманьем строгим,

В его лице вы┘ как бы┘говоря

О вечности беседуете с Богом.

 

1А: (резковато):

 

Я перемерил тысячи дорог┘

Я по лесным шагал и горным тропам,

Но на меня всё время смотрит ⌠Бог■┘

И я живу, как вошь под микроскопом!

Пружины скрытые интриги

Вам не поведает актёр.

Я √ говорящий дрозд. Из книги

Мне слово каждое суфлёр

Диктует. И звенят вериги,

Стальные цепи, якоря┘

Я говорить не смею ⌠зря■.

Здесь есть редактор, режиссёр

И грозный цензор есть, конечно,

И даже в жизни я актёр.

Хоть это всё бесчеловечно,

Но, говорят, мы все актёры,

И акробаты, и жонглёры,

И куклы, и кордебалет┘

И так уж много, много лет

Нас кто-то дёргает за нитки

И мы танцуем и поём.

Порою морщимся от пытки,

Но всё отпора не даём.

Как из ведра речную воду,

На нас всё время льют свободу

И мы свободны много лет┘

И куклы, и кордебалет.

 

(Кланяется и уходит. Помедлив, молча прощаются и уходят

оба редактора)

Ц (по телефону):

 

Нас посетил один поэт...

Он здесь прочел нам пару басен...

Умен, талантлив┘ но┘ опасен.

Публиковать? Не будем, нет.

Он не смирится никогда

Ни с чем и ни с какой цензурой.

Все это, в общем, ерунда...

Пока не стал большой фигурой -

Тогда ж послушаешь речей...

Чей говоришь? - Да так... ничей -

Томич... из новых москвичей.

Он физик... адрес записал? -

Да, да, все так, как я сказал.

 

(Кладет трубку, подходит к рампе,

черт на цыпочках с мимикой и жестикуляцией уходит)

 

Ц.(задумчиво):

Поэт Овидий сослан был в Томы...

Тому почти ... двухтысячное лето...

И с изумлением сегодня видим мы

Здесь томича - мятежного поэта.

Как тонко он меня поддел,

Мол, пес, ты гавкаешь напрасно...

Ну, что ж... побудешь не у дел.

Таких, как ты, публиковать опасно.

Таких..., но их довольно много...

Гремят, как на разъездах порожняк...-

Куда их заведет железная дорога?

Сквозняк какой-то... чувствую сквозняк┘

Да, впрочем, это не моя забота,

 

(поглядывая наверх):

 

Пусть ... эти чешутся, когда у них болит...

А мне всегда отыщется работа,

Пока делами правит "монолит".

 

 

П. (идёт вдоль берега Москвы-реки)

 

Мне кажется, что по большому счёту,

Мой здравый смысл не нужен никому

И я боюсь, что скоро неохота

Мне здраво мыслить станет самому.

С чего я взял, что я умнее всех?

Они же всё прекрасно понимают!

А простодушие моё рождает только смех:

Есть ⌠правила игры■ и все в неё играют.

Бетонная стена! Да┘ серый монолит.

Готов стоять века неумолимо

За масло, колбасу┘ за дефицит

И за путёвки на курорты Крыма.

А также страх, не писаный закон┘

Ну, кто хлебнуть захочет лиха,

Когда в игру втянулся он,

Где ⌠рупь за вход и два за выход■?

Он думал √ я спешу публиковаться,

Конечно, так подумалось ему┘

Нет, милый друг, мне надо разобраться

Не с чьих-то слов, а лично, самому

В какую даль попутный ветер свищет,

Все ветряные мельницы вертя.

Но я не Дон Кихот, который ищет

Весёлых приключений, как дитя.

Теперь я ⌠на крючке■┘- появится случайный,

Но преданный во всём, необходимый друг.

Кому ж, как не ему, ■поверю я все тайны■

И с кем же, как не с ним, я разделю досуг?

* * *

 

Проголосуйте
за это произведение

Русский переплет

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100