TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение


Сомнения и споры

Русский переплет

Ольга Чернорицкая

Смертная казнь как эротика государственного самоубийства

.Величайшее из зол, худшее из всего, что только может грозить

человеку, это смерть, величайший страх - это страх смерти. Ничто столь неодолимо

не побуждает нас к живейшему участию, как если другой подвергается смертельной опасности; нет ничего ужаснее, чем смертная казнь.. (А.Шопенгауэр. Смерть и ее отношение к неразрушимости нашего существа..)

 

1. Представление или священнодействие

После .пяти виселиц на Кронверкской куртине. (М.Волошин), смертная казнь становится в России символом кровавой кровавого и жестокого противоборства между правительством и оппозицией, борьбы государства с собственными гражданами, борьбы, которая в ужасающих формах реализовалась после Октябрьской революции и  не прекратилась и по сей день. Практически каждый интеллигент счел своим долгом выразить к ней собственное отношение. Напротив, отвернуться от этого явления, умолчать о нем считается недостойным. Более того, значение имеют и нравственные причины, по которым писатели и журналисты обращаются к данной теме. Статья Тургенева .Казнь Тропмана. (1870) не могла не возмутить Достоевского: мало того, что в своей статье Тургенев признается в малодушии - в момент казни он отворачивается, но и считает, что не имел права там находиться. Достоевский пишет Страхову: .Вы можете иметь другое мнение, Николай Николаевич, но меня эта напыщенная и щепетильная статья возмутила. Почему он все конфузится и твердит, что не имел права тут быть? Да, конечно, если только на спектакль пришел; но человек, на поверхности земной, не имеет права отвертываться и игнорировать то, что происходит на земле, и есть высшие нравственные причины на то..

Но может быть, Тургенев отвернулся в момент усекновения головы как отвернулся бы любой пуританин при созерцании величайшей непристойности?

Большей непристойностью, чем содомистский грех (а казнь можно смело отнести именно к этой разновидности порока, является скотоложство , в своей театрализованной форме совершаемое как казнь животных. .Есть какая-то особенная причина у того отвращения, что вызы.вает у нас казнь животных, ведь вообще-то судить человека должно быть более серьезным делом, чем судить животное, а причинять ему страдания . делом более гнусным. Однако повешение лошади или свиньи все-таки кажется нам гнуснее . все равно как повешение бе.зумца или ребенка: ведь они .безответственны.. Осужденный всегда может не признать право судьи его судить, может бросить вызов суду, что не совпадает с правом на защиту и чем восстанавливается мини.мум символической взаимности; но это тайное моральное равенство совершенно отсутствует при суде над животным или безумцем. И вот из-за применения символического ритуала к ситуации, исключаю.щей всякую возможность символического ответа, как раз и возникает особенная одиозность такого рода наказаний.. (Жан БОДРИЙЯР.
Символический обмен и смерть.)

С другой стороны, именно казнь животных скотоложство в государственном масштабе становится объектом иронии писателей-постмодернистов, прежде всего Дж. Барнса.

 

Традиционная казнь воспринимается как представление, спектакль. В этом был убежден не только Достоевский, прошедший через инсценировку собственной казни на Семеновском плацу. Телесное уничтожение государством  своих органов и клеток, демонстрируемое с недюжинным артистизмом привлекало внимание писателей как зрелище, не лишенное некоего пагубного эротизма. Но что писатель может государству предложить взамен? Какую идею  альтернативы казни-представления, предлагаемые писателями-гуманистами, были зачастую еще более антигуманными. В этом отношении показательна статья В.А. Жуковского .О смертной казни.. Для автора .Светланы. публичная казнь . позорище, ведь она разжигает низменные инстинкты толпы. Но от нее не нужно отказываться, . достаточно поменять ее форму и из языческого зрелища сделать священнодействием, церковным таинством, которое будет вершиться за церковной оградой. Она и оградит зрителей от самого зрелища. .Не уничтожайте казни, но дайте ей образ величественный, глубоко трогающий и ужасающий душу.. Эшафот для Жуковского . .место, где неумолимое земное правосудие казнит преступление, а Божие милосердие принимает в свое лоно кающуюся душу..

Достоевский смотрит на проблему глубже. .Что такое казнь? В государстве . жертва за идею. Но если Церковь . нет казни.. Для него Церковь . единая душа всего народа, его соборная совесть. И жертва за идею в лоне церкви . абсурд. В случае, если казнит государство, для приговоренного это очищающее мученичество. Если казнит церковь, . уничтожен религиозный момент духовного героизма вошедшего на эшафот. В первом случае преступник и государство как бы на равных: государство уверено в своей правоте, а преступник . в своей. Но будет ли у него такая уверенность в святости своей идеи, если казнить будет сама церковь, и земные цари будут действовать от имени царя небесного? Не это ли будет царством Антихриста, который в доказательство правоты склонен ко всякого рода чудесам, знамениям и публичным представлениям? Для Достоевского что публичное представление, что публичное священнодействие - деяние Антихриста, но Антихристу следует глядеть в глаза.

 

2. Казнь или самоубийство

Случайно ли по прочтении приговора на Семеновском плацу Достоевский торжественно воскликнул: .Мы будем вместе со Христом.? Если это не от предсмертного ужаса, то может быть, от озарения? Не в эту ли минуту он осознал, что взошел на эшафот, как Христос на Голгофу, добровольно?

. Смерть человека - это смерть добровольная и осознанная, принимаемая свободно, без всякой витальной необходимости. Подобное принятие смерти происходит в тот момент, когда человек сознательно подвергает риску собственную жизнь, причем делает это исключительно в целях "признания", из одного лишь "тщеславия". Человек создает себя, сознательно реализуя свою смерть. Он и есть своя собственная смерть, отсроченное самоубийство.. (А. Кожев. Идея смерти в философии Гегеля).

Несколько настораживает  категоричность Гегеля. Что значит - одного лишь тщеславия? В самом тщеславии заложена великая жажда любви. В человеке в отличие от животного, ее столько, что она готова распространиться на весь мир. Человек не сознательно, а в эротическом экстазе по отношению к миру подвергает риску собственную жизнь. И не самые смелые стали господами, но самые сексуальные. Это был естественный отбор, имеющий своими последствиями не только победу человека как вида на Земле, но и устойчивое сочетание в нем на уровне рефлексов эротики и смерти. Он не просто должен заставить как можно большее число представителей своего вида признать его  эротическое преимущество - он должен преобразовать этот не признающий его, но  вожделенный мир, в такой, который бы его признал. Но это осуществимо только через эротику насилия.   И в то время, когда эротика насилия достигла государственных масштабов, что стало угрозой существованию человечества,  появилось христианство, призванное противопоставить государственным оргиям индивидуальный аскетизм. Однако став государственной религией европейских стран, оно само дало повод к новым и новым оргиям.

 

Глава .Великий инквизитор.. Время массовых казней еретиков в лоне церкви, именем церкви. .Человек был устроен бунтовщиком; разве бунтовщики могут быть счастливыми?.  Прав или не прав инквизитор? .Суди нас, если можешь и смеешь.. Христос молчит.

Из записной книжки Достоевского: .Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного (.) Инквизитор уже тем одним безнравственен, что в сердце его, в совести его могла ужиться идея о необходимости сожигать людей..

Только безнравственный язычник может устраивать государственные вакханалии. .Ночь средневековья. исполнена зловещего эротизма. Противоположность - аскетизм Христа с его проповедью духовной любви.  .Спрашиваю: сжег ли бы он еретиков, - нет. Ну так значит, сжигание еретиков есть поступок безнравственный.

 

В судьбе самого Достоевского присутствует фарс публичной казни, для него это несомненное зло, и долгое время после произошедшего с ним и его друзьями на Семеновском плацу он не может обсуждать этой темы. Только спустя 20 лет он возвращается к ней и переносит действие из России  в Европу. В .Идиоте. впечатления от собственного пребывания на эшафоте Достоевский дополняет впечатлениями от прочтения  .Последнего дня приговоренного к смертной казни. Виктора Гюго и .Записок палача. Анри Сансон, внука знаменитого палача, казнившего за долгий срок своей службы Людовика ХVI и еще более 100 человек. Шарль Анри Сансон видит в своем дедушке истинного служителя государства.  Именно из .Записок палача. . имя осужденного, смерть которого описал Мышкин.

 Достоевский .отправляет. Мышкина в сопровождении доктора Шнейдера в Лион. Казнь произвела ужасное впечатление на князя Мышкина. Он .смотрел, как прикованный, глаз оторвать не мог.. Смертная казнь гипнотизирует человека, делая его своим соучастником.  Это впечатление остается не может пройти бесследно, и мало того, что князь после лицезрения казни .немного болен был., лицо приговоренного к казни  осталось с ним в виде навязчивого трагического образа, который и просит Аглаю запечатлеть на картине, возможно имея в своем подсознании намерение  еще раз соединить любовь и смерть.    Глаза приговоренного к смерти . особая статья в художественном мире Достоевского, ведь в его собственном восшествии на эшафот был пуританский  момент прикрытия глаз повязкой.

 

Белый саван . смертный покров.

Спутникам слово прощанья,

Легкий вскрик,

И с горящим взглядом

Устами он к распятию приник,

Что священник подносит в немом молчаньи,

Потом прикручивает крепко их,

Десятерых,

К столбам, поставленным в ряд.

Вот

Торопливо казак идет

Глаза прикрыть повязкой тугою.

С.Цвейг.

Эротизм, основанный на насилии - это грубый первобытный эротизм, который добивается всегда меньшего, чем необходимо для удовлетворения жажды любви и наводит лишь относительный порядок в обществе.  Мир культурный, исторический дает как человеку представление об утонченной, прекрасной в своих воплощениях эротике, которая может реализоваться не только в индивидуальном, но и в государственном масштабах.

Для Достоевского государственная казнь - свидетельство незрелости государства, неспособности его другим способом воздействовать на собственных граждан. Все это он высказывает в .Бесах., в разговоре между Шатовым и Ставрогиным. Новые силы, нарождающиеся в России, круты на расправу : .О, у них все смертная казнь и все на предписаниях, на бумагах с печатями, три с половиной человека подписывают.. .Пожалуйста, не смейтесь, он очень в состоянии спустить курок. Они уверены, что я тоже шпион. Все они, от неумения вести дело, ужасно любят обвинять в шпионстве..

Неумелая государственная эротика калечит души своих граждан.

В 1923 году Владимир Набоков пишет короткую драму .Дедушка., также под впечатлением .Записок палача.. Взяв биографический факт беспамятства отошедшего от дела и занявшегося садоводством палача, Набоков изображает дедушку гуляющим в саду:

.пропускает

сквозь пальцы стебель лилии . нагнувшись

над цветником, - лишь гладит, не срывает,

и нежною застенчивой улыбкой

весь озарен.

            Да, лилии он любит, -

Ласкает их и с ними говорит.

Для них он даже имена придумал, -

Каких-то там маркизов, герцогинь.

 

Любовь палача к своим жертвам путем неведомых нам сублемационных законов перешла на цветы, которые он любит, ласкает, с которыми говорит.

 

 

Государство, будучи всеобщностью по сути своей и защищая интересы всего общества в целом, делает каждого гражданина не только вольным или невольным свидетелем казни, но и соучастником: сопалачом, соубийцей. А впечатление, которое получает человек, оказавшийся на месте публичной казни, сравнимо с впечатлением, которое он получил бы, приводя приговор в исполнение собственноручно - а ведь от имени всего государства, частью которой является отдельный человек, происходит казнь. Отсюда возникает эффект шока: человек встречается с глазу на глаз со смертью в роли соучастника палача - и, как следствие, подступающая тошнота, словно от встречи со смертью с глазу на глаз.

Камю, приняв позицию двух своих учителей Шопенгауэра и Достоевского,  и прежде всего Достоевского, запретившего художнику отворачиваться от того, что происходит вокруг, как гражданин и как писатель заявляет: "Когда высшее правосудие вызывает лишь тошноту у честного человека, которого  призвано защищать, трудно поверить в то, что оно намерено поддерживать мир и порядок в стране. Становится очевидным, что правосудие само по себе не менее возмутительно, чем само преступление, и что это новое убийство вовсе не изглаживает вызов, брошенный обществу, и только громоздит одну мерзость на другую..

Мерзостью убийства, нагромождаясь на мерзость происходящей во время этого убийства оргии.

Нарочито натуралистически описывает Камю агонии жертв.

Вывод Камю . казнь . это природное, дикое в человеке. Если убийство заложено в природе человека, в его инстинктах, то закон создан не для того, чтобы подражать природе или воспроизводить ее. Государство  создано, чтобы ее исправлять, а не придавать силу закона явному проявлению природы. Это соответствует мысли Гегеля о государстве, как духовной сущности, возникающей в преодолении несвободы человека от животных инстинктов.  .Государство есть действительность нравственной идеи, нравственный дух как явная, самой себе ясная субстанциальная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает. В нравах она имеет свое непосредственное существование, а в самосознании единичного человека, в его знании и деятельности . свое опосредованное существование, равно как и самосознание единичного человека благодаря умонастроению имеет в нем как в своей сущности, цели и продукте своей деятельности свою субстанциальную свободу". (Гегель. Философия права)

Наказание должно быть направлено не на возбуждение инстинктов толпы, а на внутреннюю, духовную работу человека.

  .Пусть Каин останется в живых, но сохранит на себе печать осуждения, - вот урок, который нам надобно извлечь из Ветхого Завета, не говоря уже о Евангелии, а не вдохновляться жестокими примерами закона Моисеева..

Эта печать осуждения сопровождает деяния Калигулы, который превратил свое государство во всеобщую арену казней. В предисловии к американскому изданию 1958 года Камю пишет: .Калигула. - это история верховного самоубийства.. Но самый первый и оставшийся неизвестным  роман о связи убийства и самоубийства написан им  20 лет назад.

В  романе .Счастливая смерть. (1938) он обыгрывает ситуацию смерти духовной преступника после совершенного им убийства. Молодой человек Мерсо берет на себя труд убийства, на которое его толкает сама жертва - богач-затворник Ролан Загреус, лелеющий мечту о самоубийстве. Он избрал себе убийцу по принципу, по которому выбирают себе сексуального партнера: красота, молодость, сила. - и  не просто дает юноше наводку, он искушает его: .Все покупается. Быть или стать богатым - это иметь время для того, чтобы стать счастливым, если ты достоин им быть..  Имя искусителя-жертвы выбрано не случайно . так звали древние греки растерзанного Диониса, бога вакханалий.  Убийство происходит гладко - без сучка и задоринки - вовсе не так, как это было в романе .Преступление и наказание. Достоевского. Но, сняв все сучки и задоринки со сценария убийства, Камю не может, оставаясь правдивым художником, сделать счастливым разбогатевшего Мерсо.  Оказывается, в момент убийства преступник .видит собственную смерть.. Но, столкнувшись с ней лицом к лицу, он, в упоении эротизма происходящего, не сразу познает страх. .И даже в неподвижности Загреуса перед ликом смерти он увидел тайный и жестокий образ собственной жизни.. Страх приходит позже, все в точности совпадает с указанием Достоевского на то, что перерождение преступника не может наступить сразу после приговора, не наступит оно и после помилования. Перерождение происходит .постепенно и после очень-очень долгого времени.. В романе это прерождение связано с мифологией дионисийства, согласно которой убийцы Диониса . они же жертвы, которых убьет печаль. Еще неясно, кто кого убил: Загреус - Мерсо, или Мерсо . Загреуса, . эта мысль становится очевидной к концу трагедийного повествования Камю. 

Так же и во время смертной казни: совершенно нельзя определенно сказать, кто кого убивает: государство преступника или преступник - государство. Смерть преступника предрешена сегодня. Смерть каждого наблюдателя, участника эротического шоу - лишь отсрочена. Но каждый наблюдатель во время созерцания казни уже встретился с ней и заглянул ей в глаза.

Калигула морально разложил погубил Рим тем, что заставил свой народ едва ли не ежедневно участвовать в эротических зрелищах - публичных казнях. И наше государство тем вернее погибнет, чем большего количества людских смертей мы станем невольными зрителями и участниками. Мы - всеобщность, погибнем неизбежно, если мы не прекратим ежедневное, ежеминутное истребление частного. 

 

 

 

Литература

БОДРИЙЯР Ж. СИМВОЛИЧЕСКИЙ ОБМЕН И СМЕРТЬ.. М., 2000.

Волгин И.Л. Последний год Достоевского. М..1991.

Гегель. Философия права.

Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30 т., Т. 8, 14, 27.

Жуковский В.А. О смертной казни. Сочинения. СПб., 1857, Т. 11. С.177-189.

 

Кестлер А., Камю А. Размышления о смертной казни. Праксис, 2003

 

 

Кожев А. Введение в чтение Гегеля. СПб., 2003.

Перлина Н. Достоевский о смертной казни //Достоевский и мировая культура.  . 18,  2003. . С.71-95.

Фокин С. Л. Альбер Камю. Роман. Философия. Жизнь. СПб., 1999

 

 

 

Проголосуйте
за это произведение

Русский переплет

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100