TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Ещё многих дураков радует бравое слово: революция!

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение
Александр Беляев

Культура
21 августа 2008 года

Александр Беляев

На съемках фильма "Утомленные солнцем-2".

 

1

 

Недавно мне довелось поучаствовать в съемках фильма Никиты Сергеевича Михалкова "Утомленные солнцем-Два", один из эпизодов которого снимался в Шушарах, под Санкт-Петербургом, в паровозном музее.

Время действия данного эпизода --1943 год.

О съемках данного фильма я узнал случайно, оказавшись в фае базы "Ленфильма". Там бригадир, отвечающий за формирование актерской базы данных, проводил кастинг для этого фильма. Фотографировал желающих пониматься в массовых сценах. Я с охотой дал своей согласие.

Через две недели меня пригласили по телефону приехать на базу "Ленфильма" для примерки костюма.

К этому времени я уже несколько раз бывал на территории "Ленфильма". Всякий раз меня всегда поражало состояние разгрома, внутри территории. Многие здания были с осыпавшейся штукатуркой, казались необычайно старыми.

В том корпусе, куда нас завели, меня поразили грязные полы, рассыпанный мусор, облезлее стены.

Желающих посниматься у Михалкова оказалось много. Всегда поражался, как при помощи смены одежды преображался человек.

Дело в том, что уже до этого мне довелось сняться в сериале "Исаев" про молодые годы будущего разведчика Штирлиц и "Оперативной разработке-Два".

Меня переодели в Костю, и я стал похож на человека из эпохи 20-30-х годов ХХ века. Пиджак, выданный мне, едва сходился на животе. Впрочем, я выглядел гораздо представительнее других, одетых словно уркаганы или горьковские босяки, кто во что.

13 мая мы прибыли к 7 утра в фае "Ленфильма". Нас запускали строго по паспортам. И при посадке в  автобус подвергли жесткому фейс-контролю. Около 60 человек к съемкам не допустили по различим причинам. Например, одного парня из-за судимости.

На автобусе нас привезли на территорию паровозного музея, расположенного в Шушарах.

Нам нас снова подвергли фейс-контролю и впускали на территорию строго через рамку металлоискателя. Кстати, территория была оцеплена нарядами милиции и ОМОНа. Вся эти мероприятия проводились в связи с ожидаемым приездом В.В. Путина.

Половина из нас были в гражданской одежде, другая половина -- в форме солдат, сержантов и офицеров НКВД.

Мы получили реквизит -- гражданские вещмешки и чемоданы, энкаведешники винтовки-трехлинейки, образца 1931 года, и коробки под патроны. Некоторых вооружили автоматами ППШ.

В съемках данного эпизода было задействовано около 200 человек, из которых более 70 были военнослужащие НКВД. Нас загрузили в вагоны.

Никита Сергеевич, одетый с теплый свитер и высокие ботинки, объяснил нам по микрофону, что будем играть так называемую "черную пехоту". Мы - люди с оккупированных территорий, освобожденные войсками Красной Армии. Прожили на оккупированных немцами территориях около 2-х лет. Мы не работали на Великую Германию, но и по разным причинам не попали на фронт.

Мне не совсем было понятно, как нас освободили.

Далее... По фильму...

Нас высадили из вагонов для отправки на фронт.

Мы выгрузились из вагонов и прошли вдоль строя НКВД. У нас отбирали чемоданы. И офицеры НКВД подвергали нас торопливому наружному досмотру или, прощу говоря, шмону.

Там на съемочной площадке руководил разгрузкой из вагонов актер Сергей Маковецкий, хорошо известный по фильмам "Брат-Два", "72 метра", "Гибель Империи", "Жмурки", "1Два", игравший в "Утомленных солнцем-Два" майора НКВД.

Репетируя сцену и пытаясь от нас добиться художественной достоверности, Никита Сергеевич гонял нас несколько раз. Надо заметить, что это было сделать непросто, в связи с огромных количеством задействованных в сцене лиц -- непрофессиональных актеров. Многие из которых не понимали ставившихся перед ними задач.

Никита Сергеевич объяснил нам, что это была репетиция сцены. Съемка же будут осуществляться ночью, после сильного ливня.

Около 2-х часов дня на съемочную площадку приехал премьер-министр В.В. Путин.

Я видел его из вагона, с расстояния метров 100. Он направился к мониторам режиссера. Он общался с Михалковым около 40 минут. За это время многие из актеров массовых сцен успели ненавязчиво протиснуться сквозь толпу и сфотографироваться на фоне экс-президента РФ. Здоровенный охранники бойко простреливали людей глазами, буравили недоверчивым, пристальным взглядом, выискивая среди массовиков затесавшегося террориста.

 

После того, как Путин покинул съемочную площадку, многие сразу же почувствовали облегчения. Было снято милицейское оцепление, сотрудники съемочной группы заметно расслабились.

Массовщики фотографировались с актерами -- Маковецким, Андреем Мерзликиным (фильмы "Бумер", "Штрафбат"), Артуром Смоляковым ("9 рота").

 

Далее, сцен у нас не было. Как объяснил нам режисер, "черную пехоту" кинут в окопы, вооружив лишь черенками от лопат. Нас заставят идти в атаку на немцев. И нас всех выкосят. Немцы будут сами в шоке от того, как Советское государство разбрасывается людьми и ни во что не ценит человеческую жизнь. Они будут не понимать такого безумия.

 

...Позже нас покормили обедом. Макароны с курицей, чай с батоном.

После обеденного перерыва мы разговорились с Сергеем Маковецким, и он нам рассказал много интересных случ аев из жизни кино. Оказался очень душевным, простым в общении человеком, начисто лишенным "звездной болезни".

Он объяснил нам, что, глядя сквозь монитор, он не видел в нас людей эпохи 1943 года. Там были люди, измученные голодом, холодом, третьем годом войны, немецкой оккупацией, суровой эпохой сталинского государства. Мы же, в его глазах, были похожи на веселых, сытых дачников или людей, прибывших в лес по грибы.

На наших лицах должны быть испуг, напряженность, неясность ситуации, куда нас привезли. Кроме того, когда у нас будут забирать чемоданы и вещмешки, мы должны активнее сопротивляться, не соглашаться пассивно их отдавать. Мы не должны ощущать себя бессловесными рабами, или запуганными зеками.

Актер объяснил нам, что успех отснятой сцены будет зависеть от всех сразу. Не должно быть веселья, улыбок.

Ночью, во время съемок, перед каждой сценой он крестился.

Он рассказывал нам про то, что его пригласили для съемок в новый фильм. К сожалению, я не запомнил названия. Действие по фильму будет проходить в Псковской области. Как известно, по время войны она была полностью оккупирована. В 1941 году немце, в качестве пропагандистского хода, открыли на оккупированных территориях много приходов Русской Православной Церкви, разогнали колхозы, предложили людям работать на себя, но при этом 50 % отдавая Великой Германии. От священников, служивших Богослужения, требовали, что они в своих проповедях прививал пастве любовь и уважение к "Великой Германии". И священники были вынуждены это делать, чаще всего в душе не разделяя этих чувств. От других же, с кого этого не требовали, не делали этого, а просто честно и просто выполняли свои обязанности пред Богом, Церковью и паствой.

Позже, как утверждал актер, этих священников и многих людей расстреляла Советская власть, мотивируя это тем, что "Вы работали на великую Германию". Люди оправдывались: "Я работал на себя, кормил свою семью". -- "Нет, ты работал на немцев!"

В этом, подчеркивал Маковецкий, была жуткая трагедия суровой эпохи.

 

2

 

...Как только наступила ночь, нас вновь выгнали на съемочную площадку. Паровоз, задействованный в съемках, был 1928 года выпуска. А образца 1912 года. Это мне объяснили машинисты, к которым мы поднимались в перерывах между дублями. Ночь была необычайно холодной, и мы у них в кабине грелись и пили чай. Данный паровоз хорошо сохранился. А в 1993 году и 2000 был подвергнут капитальному ремонту. Данный паровоз работает на угле и способен развивать скорость до 65 километров час.

Когда мы грелись у машинистов, в кабину из любопытства поднялся актер Артур Смоляков. Я поинтересовался у него, как много дублей было проведено при съемке сцены в "9 роте", во время которой они поднимались по камням на гору. Он с неохотой рассказал, и сказал, что устал уже отвечать на одни и те же вопросы, отослав интересующихся к Интернету.

Паровоз, вагоны, рельсы, асфальт, землю тщательно облили из пожарной машины, солдат НКВД, одетый в плащ-накидки, облили тоже.

Сцену отсняли со второго дубля. Но потом гоняли нас еще и еще, снимали с крупных планов Маковецкого, офицеров НКВД, осуществлявших шмон.

Закончили снимать под утро, когда начало светать.

За первый день съемки нам заплатили по 1200 рублей. Я представил, что если заплатили каждому, то только за один день съемщики массовщикам заплатили около 240 тысяч рублей.

А потом оплачивали за ночную -- 800 рублей, за дневную -- 400.

 

3

 

...Сцену разгрузки из вагонов снимали 4 ночи. С разных ракурсов.

Второй и третий день съемки я пропустил с связи с выходом на основную работу.

В четвертый день съемки, в ночь с 16 на 17 мая, я снялся еще в одном эпизоде. Мы, 9 человек,  играли военных журналистов и фотокорреспондентов, приехавших из Москвы по особому заданию из отдела пропаганды ЦК.

Мы требовали часового, вооруженного ППШ, открыть нам ворота и пропустить нас туда, где проходила разгрузка "черной пехоты" из вагонов.

Часовой позвала старшего. Подъехал майор верхом на коне. Его играл актер, кажется, Александр Фесенко.

Мы объяснили ему ситуацию, он велел часовому нас не пускать и дождаться его, а сам поскакал к машине "Вильямс", в которой на заднем сидении сидел Михалков, игравший генерал-лейтенанта, -- а на переднем -- Андрей Мерзликин, майор НКВД. Генерал-лейтенант велел никого не пускать.

С нами был актер, одетый в военную форму журналиста США. По роли он был журналистом от союзников.

Мы угрожали часовому военным трибуналом и требовали его впустить.

Данную сцену снимали около двух часов и сделали около 8 дублей.

Никита Сергеевич поблагодарил нас за работу, несколько раз сказав нам: "Спасибо!"

По нашей просьбе он согласился с нами сфотографироваться.

Я задал ему вопрос:

-- Никита Сергеевич! Почему вы считаете Самодержавную Монархию наиболее приемлемой для России.

-- Потому что Царь отвечал за Россию перед своими детьми, а не перед партией!

 

Утром в фае "Ленфильма" нам снова заплатили по 800 рублей. Но парень, игравший одного из военных корреспондентов, признался мне, что ему платили не как массовщику, а как эпизоднику -- 3500 рублей.

Я не удивился, что бюджет фильма составил 35 миллионов долларов.

Выход фильма планируется на 9 мая 2010 года, к 75-тилетию окончания Великой Отечественной войны.

 

Об этих съемках я рассказал своему знакомому профессору, доктору философских наук, С.В. Лебедеву. Он не слышал ничего подобного про "черную пехоту". И засомневался, в том, что такое могло быть в 1943 году. В 1941 году -- могло быть. В 1943 -- нет.

Кроме того, С.В. Лебедев возразил по поводу последней сцены, сказав, что на фронтах 1943 года у нас не могло быть военкоров-союзников. Что его никто бы не допустил туда, а при попытке проникнуть расселяли бы. После открытия Второго Фронта в 1944 году, могло быть. До этого... нет... Только по личному указанию Сталина.

Сам я ничего по этому поводу сказать не могу, так как глубоко не знаю историю, тем более периода Второй Мировой войны, хотя интересуюсь историей и уже более 10 лет почитываю книги на разные исторические темы.

 

 

18.05. 2008 г.

 

 

Проголосуйте
за это произведение


BACK

 

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100