TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Проголосуйте
за это произведение

Русский переплет

Критика

Александр Балод

 

 

Кризисжанра, Ортега-и-Гассети роман-андрогин

 

Команданте Ортега, Дон Кихоти роман будущего

 

Жанр романа находится в глубоком кризисе, возможно даже, наканунегибели. Одним из первых возвестил обэтом знаменитый испанский мыслительпрошлого века Хосе Ортега-и-Гассет══ в своей, как всегда,══ блестящей, хотя и чересчур туманной, обрывочнойи цветистой══ статье ╚Мысли о романе╩, опубликованнойеще в 1930 г.Статья эта задумывалась каксвоего рода манифест╚литераторов поколения 1925 года", - одного из множества творческих объединений, которыми такизобиловала культурная жизнь начала 20 века, - о существовании которого мы едва либы вспомнили, если бы не этот документ.

╚Я убежден, - говорит Ортега-и-Гассет, - если жанр романа и не исчерпал себя окончательно, то доживает последние дни, испытывая настолько значительный недостаток сюжетов, что══ писатель══ вынужденеговосполнять,повышаякачествовсехпрочихкомпонентов произведения╩.
Главнаяпричина, вызвавшая══ ╚сумеркилитературных богов╩развитие культуры или, говоря точнее,разрастание библиотечных фондов. ╚Глубокоошибочнопредставлятьсебероманнаподобиебездонногоколодца, откуда можно постоянно черпать все новые и новые формы. Гораздо лучшевообразить себе каменоломню, запасыкоторойогромны,но всежеконечны.Романпредполагаетвполне определенное число возможных тем. Рудокопы, пришедшие раньше всех, без труда добылиновыеблоки, фигуры,сюжеты. Нынешниерудокопы обнаружилитолько тонкие, уходящие далеко вглубь каменные жилы╩. Если создатели романов прежних времен жилизасчет══ простой тематической новизны, то теперь этот путьзакрыт -══ выдумать══ новый, интересный сюжет практически невозможно.

Можно возразить,что речь идет не о кризисеромана, а об отсутствииу него перспектив. Конкуренцию литературному настоящему составляет литературноепрошлое, культурное наследие. Современный писатель, романам которого читатель предпочтет произведения классика, оказывается проигравшей стороной. Но победителем все равно остается литература! Ведь в библиотеке нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего, как справедливо говорилХорхе Борхес.

Такое мнение глубоко ошибочно. Ортега-и-Гассет убежден, чтоугроза забвения и гибели нависла над всей ╚библиотекой╩, а не только над ее современным разделом - потому чтопублика потеряла интереск жанру романа как таковому. Сужение числа новых тем в литературе сопровождалось ростом потребностив "новейших" - до тех пор, пока у читателя не утрачивалась восприимчивость. ╚Знаменитые,"классические" романы прошлого кажутся современному читателю слабыми.Лишьнемногиеиз них избежали жалкой участи - вызывать утомление и скуку читателей╩. Современныероманы перестают читать из-за их содержания,старые √ из-за несовершенства формы. Литература изжила себя и больше не отвечает духу времени,на смену ей приходят сочинения идеологического характера╩.

Разумеется, предвестие грядущей гибели √ скорее полемическийприем, метафора. Задача истинного мыслителя состоитне в том, чтобы наполнять души людей заботамии печалью -жизнь прекрасно справляется с этой задачей и без посредников в лице философов, а помочь им найти выход √ или убедить их в том, что существующая ситуация и есть наивысшее благо (как утверждал один из героев Вольтера, философ Панглос, - все к лучшему в этом лучшем из миров). 
Выход существует √ и состоит он в том, что на смену традиционному романудолжен прийти══ роман будущего. Главные черты нового типа романа -внесюжетность, внеидеологичность,психологизм, медлительностьи ╚провинциальность╩. 
Повторив несколько раз тезис о том, что все сюжеты для романов будущего исчерпаны, Ортега-и-Гассет тут же начинает объяснять не успевшему ещетолком испугаться читателю,что в этом на самом деле нет ничего страшного, потому что сюжет для литературы√ не главное. Романдолжен быть противоположностью сказки. Сказка - бесхитростное повествование о приключениях, а╚приключениене может нас интересовать, разве что того ребенка,который сохранился в каждом направахкакого-товарварского══ пережитка╩.════ Приключение,илисюжет,только предлог, своего роданить, на которуюнанизаныжемчужины литературногоожерелья.Усматриватьнедостатки══ какого-либоромана══ в══ том,что══ "его══ сюжет малоинтересен", -ошибка. То, что действительно интересует в книгах взрослого и умногочитателя -не сюжеты, а герои, не действия, а лица. Именно поэтому главнойпружинойромановбудущего будет ╚способность══ творитьдуховнуюфауну╩, а интерес, вызываемый внешней механикойсюжета, все неизбежнее будет сходить ╚на нет╩. Будущее жанра -в придумывании не интересных действий, а интересных душ.
Потому что читателю интересен в первую очередь внутренний мир героя. ╚Нашевнимание привлекают, скорее,самигерои,анеих приключения.В принципеможно представитьсебетакого"ДонКихота",гдесрыцаремислугойбудут происходитьсовсеминые приключения, иэтотроман нивчемне уступит великому творениюСервантеса╩.
Философ слишком уж прямолинеен в своих выводах, видимо потому, что наивность, как известно, √ обратная сторона мудрости Герои Сервантеса, как и любые другие литературные персонажи√ не просто личности и характеры, а характеры, выражающиесебя в действиях. То и другое неотделимо друг от друга.Могли бы поступки рыцаря и его оруженосца быть иными?С точки зрения внешней канвы сюжета - несомненно, по существу √ едва ли. Иной, альтернативныйДон-Кихот √ теоретик, осознающий все сложностивоплощения высоких идеалов вжизнь, или прагматик - благородный алькальд (или как там еще назывались в старой Испании служители закона), честныйсудья или справедливый губернатор, защищающий идеи добра и справедливости, однако не совершающий при этом бесчисленного количества глупостей, безумств и сумасбродств,никогда не стал бы ╚вечный героем╩ мировой литературы и, скорее всего, затерялся бы среди десятков и сотен похожих образов. В Дон-Кихоте читателя привлекает неординарный и одержимыйхарактер. Однако безумец,который не пытается воплотить свои мечтыв жизнь, или делает это, помня о чувстве меры,√ уже не безумец, а просто мечтатель.
Истинный роман, по мнению испанца -╚медлительный жанр╩, и лучший пример этой неторопливости √ произведенияДостоевского, который ╚посвящает по два тома изложениюсобытий, случившихсяза несколько днейилидаже часов. Насыщенность и плотностьего романов обретаетсяне нанизыванием одного событияна другое, арастягиваниемкаждого отдельного приключения за счет скрупулезного описания мельчайших его компонентов╩. Главное назначение романа -не нагнетание действия, стремящегосяк скорейшему финалу, а описание атмосферы. 
Еще один тезис автора состоит в противопоставлениемира литературного произведенияреальному миру - то, что Ортега-и-Гассетназывает ╚провинциальностью╩ романа (в современной терминологии √ скорее его╚виртуальность╩). Цель писателя состоит не в том,чтобырасширять повседневный горизонт читателя, а, наоборот, в стремлении максимально сузить его. Настоящийроманист нетолько способен самзабывать о реальности, лежащей за граньюпроизведения,-онзаставляет забытьонейи своегочитателя.Даже еслиписатель считает себя"реалистом" идействительно творитвселенную своего романаиз самогочто ни наестьреальногоматериала, но если он по-настоящему талантлив,подлинная действительность перестает на время занимать читателя,соприкоснувшегося ссозданным им миром.
Философ уверен,чтолюбой роман,чей создатель преследовал какую бы то ни было побочную цель, будь то политика, идеология, аллегория или сатира, нежизнеспособен. Эти цели несовместимы с иллюзией,но, напротив, находятся в тесной связи с горизонтом реальных поступковкаждогочеловека. Касатьсятакихвопросов- значит══ выталкиватьчитателейнаружуиз вымышленного замкнутогопространства романа,обрекая на живуюи теснуюсвязьс абсолютныммиром,в котором протекаетподлинная жизнь. 
Задачароманиста - притупить у читателя чувство действительности,под гипнозом заставив его вести мнимое существование. Именно поэтому роман не может одновременно быть философией,политическимпамфлетом,══ социологическимисследованием══ или проповедью.Онтолькороман,иегозамкнутоевнутреннеепространство существуетлишь всвоих пределах, не переходя во что-либо ему внеположное. Романист - это попросту тот, кто заинтересован в воображаемом мире больше,чемвкаком-либоином, потому что автор,равнодушныйксотворенномуим мирозданию, никогда не сможет заинтересовать имдругих. ╚Романист √ чудесный сновидец, способный погрузить в свои дивные сны и нас, читателей╩.
╚Романным душам незачем походить на реальные╩, поэтому материалом для созданияромана является главным образом богатство воображения. То, что══ роман══ способен══ даватьпсихологические══ истолкованияреально существующим социальнымкругам итипам, - толькооднаизвторостепенныхподробностей жанра. ╚Вроманвходит практически все-наука, религия,риторика, социология, эстетика, -однаковсеэтоимногоедругое, заполнив объем романного тела, в конечномсчете теряет непосредственное,прямое значение. Удельный══ вес══ посторонних══ элементов══ в произведениизависитисключительно от способности автора растворитьихв атмосфере романа╩.
Вывод, который делает Ортега-и-Гассет в своей статье, трудно назвать оптимистическим: ╚Как регулярное жанровое производство, как пригодное к эксплуатации месторождение роман себя исчерпал╩. 
Надежды философа √ не накнижную индустрию или профсоюз тружеников пера, а на литературных ╚Дон Кихотов╩. Самый знаменитый рыцарь всех времен и народов, Дон Кихот совершал свои подвиги в эпоху упада рыцарства. И это не случайно - именно в эпоху упада создаются самые выдающиеся творения человеческого духа, поэтому следует надеяться, что ╚будущиероманыпревзойдут предшественников┘ на большой глубине таятся скрытые жилы, которые, должно быть, содержат тончайшие образцы породы╩.
Уцелеют немногие ╚избранники духа╩,литературные ╚кроты╩, удел которых - ╚вестисвой смелый поиск, прокладывая в недрах земли новые ходы╩. 
═════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════ 
75лет спустя
 

Несмотря на все мрачные прогнозы, жанр романа по-прежнему жив. Писатели══ продолжаютсоздавать романы, читатели - читать их, а литературные критики √ периодическивозвращаться к теме кризиса жанра.

Великий испанецвидел главные причины кризисав развитии самой литературы. Конечно, он вряд ли мог предвидеть, что во второй половине 20 столетияу литературы появятсяновые, гораздо более опасные ╚внешние╩конкуренты. За прошедшие три четверти века мир изменил свой облик. Технический прогресс, рост экономики иблагосостояния населения привели к созданию новой общественной формации, получившей наименование ╚постиндустриального общества╩. Одна из отличительных черт такого общества - создание развитой индустрии досуга. Не только элита, но и представители широкихсоциальных слоев══ получиливозможность существенно разнообразить свой досуг. Туризм, заграничные путешествия, посещение концертов, шоу-мероприятий, ночных клубов и увеселительных заведений, занятия в спортивных залах, аэробика и фитнес стали для многих людей обыденным явлением. Настоящей революцией в сфере досуга стало появление компьютерных игр и сети Интернет.

Когда-то кино и телевидение были объявлены врагом номер одинхудожественнойлитературы. Многие публицисты совершенно серьезно утверждали, что единственная сфера будущего трудоустройстваписателей-══ созданиекино- или══ телесценариев.

Теперь этим отраслям впору самим бить тревогу под напором виртуально-компьютерной культуры, а создателям киносценариев √ думать о переквалификации вразработчиков сюжетов компьютерных игр илирекламных слоганов для памперсов.

Слово ╚интеллигенция╩ - российского происхождения, а территория, называвшаяся когда-то СССР, быласамой читающей страной в мире. Объяснялось это не только старыми культурными традициями, но и национальными особенностямидосуга жителейсоветского архипелага. Природа не знает пустоты, или производит ее слишком много. Государство щедро компенсировало своим гражданам бедность и отсутствие личных свобод избытком свободного времени √ при этом не позаботившисьо том, как его будут использовать. Книги было труднодоступны, но дешевы, библиотеки √ многочисленны и бесплатны. Простые советские люди много читали √ или много пили. Некоторым удавалосьсочетать одно с другим с размахом, поражающим воображение.

С воцарением на руинах советской империи демократии и рыночной экономики ситуация изменилась. Сначалаэто было неслишком заметно, потому что от приобретенных годами и десятилетиями привычек трудно отказываться моментально √ и отдельному человеку,и целому народу. Привыкнув читать, люди по инерции продолжили это занятие, - тем более, что══ со снятием всех идеологических табу рынок заполнили новые, ранее запретные авторы, темы и жанры.Но постепенно жизнь взяла свое. Структура досуга начала меняться в сторону западных стандартов, да и самого досуга стало заметно меньше.

Интеллектуальные потребности не исчезли, однако видоизменились итрансформировались. Чтение, бывшее когда-то привилегией богатыхи культурных слоев общества, превратилось в уделинтеллигентных, но бедных граждан, сумевших пронести любовь к художественному слову через все тяготы смутной поры.

Некимсуррогатом чтения для новых русских,жаждущих приобщиться к высокой культуре и старых русских, постепенно осваивающихновые ценности и новый уровень жизни, стали бесчисленныеиллюстрированные журналы.

Главный ╚интеллектуальный╩ конкурент романа √ жанр ╚non-fiction╩ (то, что Ортега-и-Гассет называл ╚сочинениями идеологического характера╩).Хотя документальному жанруи не удалось полностью вытеснить с рынка художественный, со времен Ортеги-и-Гассета он достаточно сильно укрепил свои позиции.

К услугам поклонников ╚non-fiction╩ √ научно-популярная литература, социально-политическая и экономическая публицистика, мемуары и биографии знаменитых людей √ от Адама и Ноя до Путина и Пугачевой, книги по практической экономике, психологии и социологии,══ исторические и криптоисторическиетруды, ╚журналистские расследования╩, словари, справочники иучебные пособия ╚для взрослых╩.

Ролан Барт утверждал, что ╚все нынешние открытия гуманитарных наук, будь то социология, психология, психиатрия, лингвистика и т. д., были известны литературе всегда╩. Высказывание Барта √ явное преувеличение. Иначе как тогда объяснить тотфурор, который произвели некогда в обществе теориидоктора Фрейда, - посвященныепредмету, всегда бывшему в центре внимания не только психологов, но и литераторов, -теории личности?══ Литераторы прошлого действительно предвосхитили множество открытий, авторство которых позднее приписали себе создатели столь популярных в наше время╚социальных наук╩. И все же следует признать √ вопреки тому, что утверждал Р. Барт, для процесса познания научный дискурс предпочтительнее художественного даже в гуманитарных областях.Разница нев том, что литературойистины ╚не говорились, а писались╩, ав том, что они не формулировались, а скорее ощущались,предугадывалисьи предполагались.

Как бы то ни было, информация по вопросам, которые можно отнести к области практической психологии, социологии и экономики - как преуспеть в жизни и стать миллионером,приобрести мужа, жену и уверенность в себе, научиться общению с другими людьми, воспитывать собственных детей, стать популярным или, наоборот, исчезнуть из виду,- которую многие когда-то пытались почерпнуть по крупицам из художественных книг, теперь сталадоступна в популярной и легко усвояемой форме всевозможныхсправочников и пособий. Не говоря уже о том, что в мире появилось масса предметов и областей знания, которые художественнаялитература еще не успела освоить.

Вера в то, что можностать миллионером или любимцем фортуны по умным справочникам - еще одна иллюзия,заменившая для современного россиянинадобрую и наивную веру в то, что можно научитьсяжить, читая красивые стихи и умные романы.

Интересно отметить, что наиболее опасную конкуренцию литераторам составляют ╚перебежчики╩ - бывшие и