TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение
[ ENGLISH ][AUTO][KOI-8R][WINDOWS][DOS][ISO-8859]

Русский переплет

Ирина Арзамасцева
 

Ударим автопробегом по триллерам Стивена Кинга
(о творчестве Юрия Нечипоренко)


 






Юрий Нечипоренко пишет прозу и занимает пост литературного редактора в журнале для подростков Пампасы. Его виртуальную тень можно встретить также в зарослях русской части Интернета. Он двоится, троится и отражается в персонажах своих рассказов и романов. Более чистое отражение все-таки в рассказах. В романе оно получается смазанным из-за слишком быстрого мелькания событий и деталей.

Вообще мотоциклетная скорость полета глаголов характеризует речевой стиль Ю.Нечипоренко точнее всего. На такой скорости порой происходят мелкие поломки (вроде путаницы надел - одел, неакадемичных выражений у меня начались видения, рыскать глазами и руками), но Нечипоренко доведет повествование до финиша прежде, чем неспортивный читатель протрет очки.

Однако нарушать правила дорожного движения в отношении забредших в повествование персонажей никому не позволено. Автор думает, что он раскатывает на джипе по безлюдной пустыне, а между тем список жертв растет. В рассказе Шипка герой-рассказчик со вкусом повествует о том, как в восемь лет он бросил курить, к концу рассказа напрочь забыв, что курили-то они на пару с Гришкой. Где ты теперь, Григорий? Бросил ли ты курить или твои засохшие почернелые легкие теперь совсем не похожи на что-то вроде дерева с миллионом нежных листиков, которое растет и дышит внутри нас?.. Куда автор дел труп несчастного персонажа, зашедшего в сортир, на чердаке которого двое пацанов баловались Шипкой? Они понимали, что им угрожал (опять поломка в глагольной системе) крупный нагоняй от старших, вот вам и мотивировка убийства... Но автор, сбивший Неизвестного Персонажа, промчался мимо, а дети-герои оттащили труп с дороги, чтобы подслеповатый читатель ничего не заметил.

Помнится, саму Агату Кристи исключили из клуба писателей-детективистов за то, что она негуманно обошлась с одним из своих убиенных: потрясенный читатель вдруг обнаруживал, что это он виновен в смерти персонажа.

Итак, юридический прецедент есть, Юрий Нечипоренко на месте. Пусть даст ответ, что произошло в рассказе Страшный дядька с мамой, соседями, а также с героем-мальчишкой. Куда делся сам страшный дядька, и кто скрывался под его маской? Что за подозрительная ангина у ребенка, да еще с галлюцинациями на фрейдистский сюжет папанаработе, вдомприходитдядя, умамышары? Ребенок бежал по ледяным лужам в одних носках, папа ушел на обрыв связи, от него зависит жизнь и спасение (тут что-то не так с существительными), а есть ли у него алиби на момент покушения?

Земля уходит из-под моих ног. Я сползаю на диван. Где это мы? - в поле чистом, у рождественской елки в гостиной или около иллюминатора? А-а, это у нас ангина с галлюцинациями...

Но видения побоку, главное - что с мамой и соседями? Молчит автор, темнит до конца рассказа, а сыночка мамина и папина пугает своим рассказом до такой степени, что мальчонка в чем был убежал, бросив маму наедине со страшным Дедом Морозом.

Так на полном ходу исчезают навсегда персонажи, летят из-под колес осколки лексики, клубится пунктуационная пыль, не подметенная вовремя корректором. Но в чем Ю. Нечипоренко силен, так это в умении держать дорогу и выжимать из механизма интриги максимум. Ему бы не велосипед с моторчиком (ах, как вкусно он его изобразил, а заодно и воздух времени, когда это чудо техники было символом юности), а машину покрепче, чтобы детали на ходу не сыпались, да освоить навык торможения на поворотах фабулы.

Между прочим, Стивен Кинг, попавший в автодорожную историю, пока отказывается писать свои знаменитые триллеры. Случилось это с ним 13-го числа на пустой дороге, гулял себе краешком... Никак персонажи мстят. А уж он-то с ними возился, никто не остался без внимания и соответствующей площади текста.

Ю. Нечипоренко еще в 1998 году выступил с романом Инициация в Юность ( 5) (На самом деле, там была опбликована только первая часть, а полностью роман опубликован в Русском переплете под названием "Пенки" - прим. ред.). Тогда редакция Юности в полном составе занялась исследованием тайн: Великие Тайны Планет, Большие секреты кардинала Ришелье, странные случаи из жизни давно и далеко живущих людей...Номер открывает детские секреты окружающего мира на каждой почти странице.

Вот и роман Ю. Нечипоренко Инициация преподнесен читателям как посвящение в Тайну. Название его маняще красиво (а для некоторых непонятно), Инициация значит Посвящение (был в древности обычай испытывать отроков страшным и трудным, чтобы доказать они могли право на взрослость). При этом Инициация - Посвящение действительно имеет обычное посвящение. Посвящается слепым - гласит оно. Это уже тайна, так сказать, второй степени. Реальные ли слепые имеются в виду, или это аллегории, скрывающие от недогадливых читателей, что не видят неприглядных истин мира, вроде той, что открывается в первой же главе: Коктебель был прекрасен, а стал ужасен, и негде теперь интеллигенту перемежать чтение с прогулками до утра. Впрочем, краешек завесы над посвящением приподнят: Слепые - одна из двух арт-групп (не путать с группой Пища богов), чьи атрибуты и образы были использованы автором. По логике и справедливости, посвящения должны быть удостоены и боги, чья пища пришлась по вкусу Ю. Нечипоренко.

А вот и сам автор на фотографии: удвоен, утроен, лицо с портрета смотрит с тяжелой задумчивостью в затылок себе самому, а на лице-то - маска! а за спиной-то - хвост! (хвоста не видно, но верю, верю!..). Тем более, что с других фотографий смотрит Она: в глазах - тина, в руках - маузер, шея голая.

Читатель попадает в тайны, как птичка в силок. Шесть пуль в неизвестном: Как вспомню, сердце кровью обливается. Где-то в середине повествования какой-то подозрительный пахан объяснит скороговоркой, за что его и как, но к той главе читателю будет не до убитого. Если ему сказать, что мужик и не умер, а уехал восвояси, отдохнувший и поздоровевший, то было бы еще лучше. Но это пока не Тайна, а так, попутная информация, не имеющая особой ценности.

Отцу и сыну не дает покоя реальный феномен, наблюдаемый в закусочной Фелисита: Как посетители могут разговаривать и заказывать выпивку? Как их слышат официанты?.

А мне не дает покоя вопрос: все ли в порядке с мальчиком? Он странно реагирует на музыку, красивых женщин, здоровым радостям юга предпочитает чтение книг по ночам.

Впрочем, с ним не скучно, и повесть дочитана до конца очень быстро.

Итак, ударим автопробегом по триллерам Стивена Кинга!



Проголосуйте
за это произведение

Русский переплет



Aport Ranker

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100