Нижеприведенный документ публикуется на страницах "Энциклопедии "Космонавтика" в качестве предмета обсуждения. Все, кто имеет собственное мнение по вопросу сохранения станции "Мир" могут выразить его, направив письмо по адресу zhelab@robotek.ru. Ваши замечания, предложения, пожелания будут незамедлительно доведены до сведения автора документа.

Сергей КРИЧЕВСКИЙ,
Действительный член Российской академии
космонавтики им. К.Э.Циолковского,
кандидат технических наук, космонавт

УНИЧТОЖЕНИЕ СТАНЦИИ ╚МИР╩ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ПРЕСТУПНО. АЛЬТЕРНАТИВА - СОХРАНИТЬ ЕЕ КАК ОБЪЕКТ ВСЕМИРНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, ВЕРНУВ НА ЗЕМЛЮ ╚ШАТТЛАМИ╩

Космическая станция ╚МИР╩ является сложнейшим и уникальным техническим объектом ХХ века. Она была создана в СССР и России, существует в космосе с февраля 1986 г. (более 13 лет) и стала настоящим международным космическим домом и лабораторией.

В станции ╚МИР╩ сконцентрированы не только материально-технические ресурсы, потенциал, уникальные результаты, рекорды, колоссальный опыт отечественной и мировой космонавтики в области пилотируемых космических полетов, длительной жизни людей вне Земли (до 1,5 лет), постоянного доступа в космос и присутствия человека на околоземной орбите, гарантированного возвращения на Землю. Это не только знания, формулы, расчеты, чертежи, описания, испытания, колоссальные затраты. В станции ╚МИР╩ как в драгоценном и неповторимом культурно-технологическом сплаве - первые космические ракеты и корабли, первый полет человека в космос и первые жертвы на этом пути, методики и результаты космических экспериментов, ошибки, аварии, решенные, нерешаемые и новые проблемы.

Таким образом, фактически мы имеем дело с принципиально новым объектом культурного наследия человечества и его неотъемлемой части - космического наследия (действующим ╚чудом света╩ - летающим, доступным для посещения и жизни человека).

Это приобретает особое значение в связи с прекращением активной эксплуатации ╚Мира╩ в августе 1999 г. после завершения космической экспедиции и возвращения на Землю космонавтов (двух российских и одного французского), с последующим беспилотным полетом и ликвидацией станции в феврале-марте 2000 г.

Однако расчеты и опыт прекращения существования предыдущих космических станций существенно меньшей размерности указывают на невозможность экологически безопасного прекращения существования станции ╚МИР╩ (имеющей массу более 120 т) при планируемой ликвидации ╚затоплением╩: высок риск опасных последствий для наземных объектов при падении ее фрагментов.

Уместно напомнить примеры реализации опасных сценариев: известные факты падения обломков крупной орбитальной станции "Скайлэб" (США) в 1979 г. в Индийский океан и на территорию Австралии после входа в плотные слои атмосферы, а также схода с орбиты и прекращения существования орбитальной станции "Салют-7" (СССР) в 1992 г.

Известно, что крупные объекты сгорают неполностью, их фрагменты достигают поверхности Земли. Таким образом, прекращение существования крупных космических аппаратов представляет серъезную и сложную экологическую проблему, поскольку:

1) при их сгорании в атмосфере осуществляется ее загрязнение на больших высотах;

2) при выпадении несгоревших фрагментов на поверхность Земли возможно нанесение экологического ущерба (как напрямую. ≈ пожар при падении в лес, так и косвенно, через поражение потенциально опасных техногенных объектов ≈ химических предприятий, хранилищ топлива и т. п., а также возможное падение на крупные населенные пункты).

Генеральный конструктор РКК "Энергия" Ю.П. Семенов за последние годы неоднократно предупреждал, что если не будет денег, то придется возвращать экипаж на Землю и консервировать станцию. А тогда любая неполадка чревата серьезными отказами. "Мы летаем над крупными городами, над атомными электростанциями..." ≈ предостерег он (намекая на неконтролируемое падение "Салюта-7", происшедшее в 1992 г.) выступая на Парламентских слушаниях о космической программе и промышленности в Государственной Думе Федерального Собрания России в 1995 году.

Момент прекращения существования "МИРА" приближается. Для управляемого схода с орбиты необходимо реализовать дорогостоящую операцию торможения, при этом нет полной гарантии безопасного падения крупных фрагментов на поверхность Земли.

Более того, уже в процессе ликвидации станции может произойти отказ двигательной установки, тормозной импульс будет отработан неполностью и траектория конечного участка будет радикально отличаться от расчетной, в результате чего может реализоваться катастрофический сценарий поражения важнейших наземных объектов.

А в связи с известной микробиологической обсемененностью жилых отсеков станции ╚МИР╩ (наличием огромного количества микроорганизмов на борту станции) опасная операция по его ликвидации и "затоплению" в южной части Тихого океана весной 2000 г. создает не только риск механического разрушения наземных объектов. Добавляются и непредсказуемые последствия возможного попадания в океан или в другое место поверхности нашей планеты специфических микроорганизмов из внутренней среды станции, агрессивность которых значительно возросла за долгие годы (свыше 13 лет) эволюции вне Земли.

То есть предлагаемая процедура ликвидации ╚МИРА╩ антиэкологична и чрезмерно опасна.

Более того, проект ликвидации не проходил обязательную экологическую экспертизу (в соответствии с Федеральным законом России ╚Об экологической экспертизе╩ 1995 г.) и по правовым основаниям не может быть реализован.

Да и вряд ли такая экспертиза может быть проведена: в России и мире нормативная база для этого отсутствует, прецедентов не было.

Создаваемая Международная космическая станция будет иметь массу 450 т на высоте 400- 500 км, что создает новые проблемы безопасности. Еще большие угрозы возникнут при развертывании глобальных систем в ходе реализации проектов космической индустриализации. И это с неизбежностью вызовет аналогичные проблемы, связанные с прекращением их существования, но еще значительно большего масштаба по затратам, риску и последствиям.

Здесь нельзя не сказать о принципиальных недостатках принятой методики и соответствующей практики ликвидации крупных космических объектов в СССР, затем в России, а также в США и других странах.

Статья 11. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня

Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат:

... технико- экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации...

Из Федерального закона Российской Федерации "Об экологической экспертизе" (1995)

Во-первых, средства и технологии ликвидации таких объектов в проектную документацию не включались и до сих пор не включаются (так было со станцией ╚МИР╩, это происходит и с Международной космической станцией).

Во-вторых, расходы на процедуру ликвидации ╚затоплением╩ оказываются весьма дорогостоящими и составляют не менее 20 % от полной стоимости космического объекта и его эксплуатации. Причем, без учета экологических ограничений (которые до сих пор юридически отсутствуют, но введение платы за использование природных ресурсов, запуск, вредные загрязнения среды и т.п. неизбежно), возможных страховых сумм и компенсаций.

(Заметим, что здесь просматривается прямая аналогия с ядерными технологиями: когда-то атомщики утверждали, что проблема радиоактивных отходов чисто техническая и решится значительно легче и дешевле, чем проблема создание атомных реакторов. На самом деле именно проблема радиоактивных отходов, утилизации и ликвидации атомных объектов явилась тупиковой, самой трудной и дорогостоящей: по ряду оценок, это втрое дороже, чем сам ядерный объект и его эксплуатация).

В-третьих, технократы и менеджеры космических корпораций, чиновники государственных космических агентств и все общество стали заложниками устаревшей и экологически абсурдной технологии: мы все находимся в ╚ликвидационном╩ тупике, тогда как есть реальная и красивая альтернатива.

Спасительной альтернативой √ выходом из технологического, экологического и культурного тупика - является принципиально новое решение: возможность инициировать в ЮНЕСКО процедуру присвоения космической станции ╚МИР╩ статуса объекта Всемирного культурного наследия человечества как особо ценного уникального объекта технической культуры ХХ века, и реализации специального проекта для его сохранения.

Конкретный проект предлагается осуществить в три этапа:

1) сохранение станции на околоземной орбите, в том числе с известным переводом на более высокую орбиту полета (так ранее продлевали жизнь станции ╚Салют╩);

2) активная организационная работа по ╚пробиванию╩ в ЮНЕСКО для станции ╚МИР╩ статуса объекта Всемирного культурного наследия;

3) разборка станции ╚МИР╩ на околоземной орбите на модули, возвращение их на Землю с использованием космического челнока ╚Спейс Шаттл╩ (это потребует серии дорогостоящих и экологически не безвредных полетов), затем сборка на Земле, создание музея.

В этих целях реально и выгодно использовать полеты американских ╚Шаттлов╩ к создаваемой на околоземной орбите Международной космической станции (МКС), которые, выполнив основную задачу, не будут возвращаться на Землю ╚порожняком╩, а, при благоприятном совпадении орбит, после маневра смогут стыковаться со станцией ╚МИР╩ брать в качестве возвращаемого груза ее отдельные модули и ценное оборудование, т.е. технически обеспечить ее разборку и возвращение. При этом будет получен ценный опыт проведения подобных работ космонавтами России, США, других стран, и создан важнейший реальный пример экологически прогрессивной и культурной технологии утилизации крупного космического мусора (который пригодится лет через 15 для утилизации создаваемой сейчас МКС).

Все это возможно в виде крупного международного коммерческого проекта стоимостью свыше 1 млрд. долларов США, для чего необходимо создать открытое акционерное общество, рассматривая станцию ╚Мир╩ как объект собственности всех российских граждан, которые имеют право на свои ╚космические╩ акции.

Возвращенный объект может быть частично продан: как объект для проведения научных исследований (по материаловедению, воздействиям космоса и т.п.), частично - на сувениры, сделанные из настоящего уникального космического объекта, а основная часть, после сборки на Земле, станет действующим музеем, экспонат которого - уникальный объект технической культуры ХХ века, будет местом активного паломничества туристов, экскурсантов, проведения общественных мероприятий. (Попутно может быть также поставлен мировой рекорд массы и размеров объекта, возвращенного из космоса на Землю).

В апреле 1999 г. в России создан Народный благотворительный Фонд сохранения космической станции ╚МИР╩, что свидетельствует о социальном заказе общества. Однако в этом Фонде пока рассматривается только вариант продления существования станции. Автор направил в Фонд свой проект еще 20 мая с.г., но он даже не был рассмотрен Фондом.

Неизбежно наступит печальный момент прекращения существования станции, так уж лучше вернуть ее по частям и с минимальными потерями на Землю, чем потерять вовсе да еще с высоким риском ущерба для наземных объектов.

Предлагаемый проект, основанный на парадигме культурного наследия, позволяет выйти из тупика и решить сложную задачу, имеющую важное значение для развития космонавтики и культуры в интересах человека и человечества, при минимуме ущерба для природной среды, дает шанс создать яркий позитивный прецедент.

20 августа 1999 года