Энциклопедия Космонавтика А.Железнякова
Последние космические новости.

Выпуск ╧ 114 от 30 декабря 1999 г.

Что нового на страницах энциклопедии и в Internet.
Архив новостей.

Уважаемые читатели "Последних космических новостей" !

Примите мои поздравления и наилучшие пожелания с наступающим Новым годом. Пусть он станет для всех более успешным, чем уходящий.

Внимание!

1 января 2000 года на сайте ╚Энциклопедия ╚Космонавтика╩ будет размещен специальный выпуск ╚Последних космических новостей╩, в котором будут подведены итоги уходящего 1999 года.

МИССИЯ ■DISCOVERY■ УСПЕШНО ЗАВЕРШЕНА.

Успешно завершен полет космического корабля "Discovery", стартовавшего 20 декабря 1999 года из NASA Kennedy Space Center (см. "Последние космические новости", выпуск N 113 от 23 декабря 1999 года).

В ночь с 23 на 24 декабря космонавты Colin Michael FOALE и Claude NICOLLIER совершили второй из трех запланированных выход в открытый космос. Люк корабля "Discovery" был открыт 23 декабря в 19:06 UTC. Основной задачей космонавтов являлась замена бортового компьютера "Hubble" на более совершенную модель(Intel 386 на Intel 486), производительность которого в 20 раз выше, а объем оперативной памяти в 6 раз больше, чем у старого. Первоначально космонавты демонтировали старый компьютер, а затем установили новый. Сложность данной операции заключалась в том, что космонавтам пришлось отсоединить, а затем вновь подсоединить 9 кабелей с несколькими сотнями золотых, чрезвычайно хрупких, контактов. Наземный центр управления полетом сразу после окончания работы провел тестирование нового компьютера и сообщил, что он функционирует нормально. Затем космонавты произвели замену одного из трех сенсоров точного наведения. Данная операция осложнилась тем, что старый сенсор застрял на направляющих рельсах и пришлось применить физическую силу, чтобы его снять. Когда сенсор был снят, возникла еще одна неприятность √ в скафандре Claude NICOLLIER опасно повысился уровень углекислого газа. К счастью тревога оказалась ложной √ просто индикатор вышел из строя. Далее все прошло без осложнений. Космонавты возвратились в корабль уже 24 декабря в 03:16 UTC. Продолжительность работы в космосе составила 8 часов 10 минут. Сейчас специалисты центра управления полетом ведут проверку работоспособности сенсора.

В ночь с 24 на 25 декабря состоялся третий, и последний, выход в открытый космос. Как и в первом, в нем приняли участие Steven Lee SMITH и John Mace GRUNSFELD. Начало выхода было задержано почти на час из-за проблем, которые неожиданно возникли в скафандре John Mace GRUNSFELD √ недостаточное напряжение от источника питания. Пришлось ему на прогулку в открытый космос отправляться в скафандре, который за сутки до этого использовал Colin Michael FOALE. Основной задачей этого выхода была замена вышедшего из строя еще в прошлом году радиопередатчика. На борту "Hubble" два радиопередатчика и для передачи информации на Землю вполне хватает одного, но NASA предпочитает иметь резерв. Работа по замене вызвала у космонавтов определенные трудности, так как не предусматривалсь замена передатчиков и они были закреплены довольно основательно. Специальным инструментом космонавты смогли всрыть крепления старого передатчика и установить новый. Также был заменен один из регистраторов данных. Напоследок космонавты установили защитные экраны на некоторые участки внешней поверхности "Hubble", чтобы защитить телескоп от попаданий солнечных лучей. Предполагалось установить такие экраны в шести местах поверхности, но космонавты успели сделать это только на двух участках. Тем не менее в NASA считают, что работа выполнена успешно. Работа вне пределов корабля продолжалась 8 часов 8 минут.

Успешно завершив ремонтные работы орбитального телескопа "Hubble", экипаж "Discovery" вновь отправил его в автономный полет. Это произошло 25 декабря в 23:03 UTC, когда французский космонавт Jean-Francois CLERVOY, используя манипулятор корабля, отстыковал телескоп от стыковочного узла и разжал захват. Научные исследования с помощью "Hubble" должны возобновиться в январе 2000 года.

Спустя двое суток 27 декабря в 23:29:41 UTC включением маршевого двигателя "Discovery" был сведен с орбиты и 28 декабря в 00:00:47 UTC совершил посадку в NASA Kennedy Space Center, посадочный комплекс кораблей системы "Space Shuttle", полоса RW33. На Землю возвратились космонавты BROWN Curtis Lee, Jr., KELLY Scott Joseph, SMITH Steven Lee, CLERVOY Jean-Francois, GRUNSFELD John Mace, FOALE Colin Michael, NICOLLIER Claude. Продолжительность их полета составило 7 дней 23 часа 10 минут 47 секунд. Посадка была совершена в ночное время и стала 8-й ночной посадкой кораблей системы "Space Shuttle" в NASA Kennedy Space Center (всего корабли многоразового использования совершали ночные посадки 13 раз). Посадка была произведена на 119 витке с полуторочасовой задержкой, вызванной сильным ветром в районе приземления. Пройденное расстояние составляет 5.229.250 км. Вес корабля во время посадки √ 95853 кг.

ПОСЛЕДНИЕ СТАРТЫ УХОДЯЩЕГО ГОДА.

26 декабря 1999 года в 08:00 UTC с 90-й площадки 5-го Государственного испытательного космодрома "Байконур" боевыми расчетами Ракетных войск стратегического назначения РФ осуществлен пуск ракеты- носителя "Циклон-2", которая вывела на околоземную орбиту спутник "Космос-2367" (26040 / 1999 072А). Запуск осуществлен в интересах Министерства обороны РФ. КА типа "УС-П" выведен на орбиту с параметрами: наклонение орбиты √ 65 градусов; период обращения √ 93 мин.; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 406 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) √ 421 км. Спутник изготовлен в КБ "Арсенал" (г.Санкт-Петербург) и предназначен для ведения морской радиотехнической разведки. Старт ракеты- носителя трижды откладывался в течение трех последних суток. Первый раз причиной отсрочки стали неблагоприятные погодные условия, а затем в дело вмешались технические проблемы.

27 декабря 1999 года в 19:12 UTC с 1-го Государственного испытательного космодрома "Плесецк" боевыми расчетами Ракетных войск стратегического назначения осуществлен пуск ракеты-носителя "Молния-М", которая вывела на околоземную орбиту спутник "Космос-2368" (26042 / 1999 073А). Запуск осуществлен в интересах Министерства обороны РФ. КА изготовлен в НПО имени С.А.Лавочкина и представляет из себя аппарат системы предупреждения о ракетном нападении типа "Око". Это последний пуск российского космического аппарата в 1999 году.

ТЕСТИРОВАНИЕ СПУТНИКОВ ЗАВЕРШЕНО.

Успешно завершено предварительное тестирование запущенных 4 декабря нынешнего года семи спутников связи типа "Orbcomm". Об этом сообщили владельцы компании ORBCOMM Global. Сейчас начинается этап орбитальных испытаний и в конце января 2000 года спутники должны быть введены в эксплуатацию (23 декабря).

■PEGASUS■ ЗАПУСТИТ СПУТНИКИ NASA.

NASA выбрало ракту-носитель "Pegasus" для запуска двух научно-исследовательских спутников. КА "SORCE" ["Solar Radiation and Climate Experiment"] предназначен для измерения солнечной радиации и должен быть запущен в июне 2002 года. Запуск КА "SCISAT-1", предназначенного для изучения химических и динамических процессов, происходящих в верхних слоях тропосферы и ионосфере, запланирован на II квартал 2002 года (24 декабря).

ВЫВОДЫ КОМИССИИ БУДУТ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В НАЧАЛЕ СЛЕДУЮЩЕГО ГОДА.

Государственная комиссия, расследующая причины аварии ракеты-носителя "Протон- К", происшедшей 27 октября нынешнего года, вскоре должна завершить свою работу. Выводы комиссии и рекомендации по дальнейшему использованию ракеты-носителя "Протон-К", как полагают, будет опубликовано в начале января 2000 года. Параллельно с расследованием на космодроме Байконур идут дополнительные испытания двигателей вторых ступеней готовящихся к старту ракет- носителей "Протон-К". Испытания должны завершиться до конца года. Вероятнее всего старты "Протонов" возобновятся в середине февраля 2000 года. Запланированы пуски носителей с грузом Министертсва обороны РФ и индонезийским спутником связи "Garuda-1". Кто из них стартует первым пока не определено, но подотовка к ним проходит параллельно на двух стартовых площадках космодрома (24 декабря).

ГЛЕБУ ЛОЗИНО-ЛОЗИНСКОМУ - 90.

Президент РФ Борис ЕЛЬЦИН поздравил генерального конструктора НПО "Молния" Глеба ЛОЗИНО-ЛОЗИНСКОГО с 90-летием со дня рождения (25 декабря).

НА ■TERRA■ ОТКЛЮЧИЛСЯ КОМПЬЮТЕР.

На спутнике "Terra" произошло выключение бортового компьютера. Специалисты NASA не склонны драматизировать ситуацию и считают, что уже в ближайшие дни работоспособность компьютера будет восстановлена (26 декабря).

ИСПЫТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ XRS- 2200.

18 декабря в NASA Stennis Space Center проведено испытание на полную мощность двигателя XRS-2200, созданного компанией Rocketdyne для экспериментального космического корабля "Х-33". Время работы двигателя составило 18 секунд. Проведенная после окончания испытаний проверка показала наличие точечных повреждений поверхности стенок одной из 20 ячеек двигателя. Выявленные повреждения ожидались специалистами и на дальнейшую программу испытаний не окажут влияния. Следующий этап испытаний начнется уже в новом году. На "Х-33" должно быть установлено два двигателя XRS- 2200. Экземпляр двигателя, проходящий испытания в NASA Stennis Space Center, на сам корабль устанавливатся не будет (26 декабря).

ВОЕННО-КОСМИЧЕСКИЙ САМОЛЕТ БУДЕТ СОЗДАН НЕ РАНЬШЕ 2006 ГОДА.

Опытный образец российского военно-космического самолета с прямоточным двигателем "думаю, появится не раньше 2006 года", считает вице- премьер российского правительства Илья КЛЕБАНОВ (27 декабря).

ПОЛЕТ "МИРА" ПРОДОЛЖАЕТСЯ.

Продолжается полет ОС "Мир", которая с 28 августа 1999 года функционирует в автоматическом режиме. Ежедневно специалисты наземных служб контролируют работоспособность бортовых систем станции и модулей, проводят плановые операции по обеспечению необходимого притока электрической энергии от солнечных батарей комплекса и поддержанию на заданном уровне параметров атмосферы в его отсеках. В Центр управления полетом регулярно поступает информация с научных приборов, регистрирующих радиационную обстановку на трассе полета, потоки элементарных заряженных частиц внеземного происхождения, интенсивность космического излучения. По результатам телеметрической информации, на "Мире" все в порядке. Параметры орбиты комплекса в настоящее время составляют: наклонение орбиты - 51,6 градуса; период обращения - 90,9 минуты; минимальное удаление от поверхности Земли (в перигее) - 316 километров; максимальное удаление от поверхности Земли (в апогее) - 337 километров /ИТАР- ТАСС/ (27 декабря).

РАБОТА ЭКСПЕРТОВ ПРОДОЛЖАЕТСЯ.

В 32 местах будут разрезать эксперты Воронежского конструкторского бюро химавтоматики вторую ступень российской ракеты-носителя "Протон", чтобы определить возможную причину аварий, происходивших в последнее время с ракетами этого типа. Как сообщили в пресс-службе Российского авиационно-космического агентства, комиссия по расследованию причин аварий "Протонов" предварительно установила, что ракеты-носители взрывались при переходе с первой на вторую ступень. В ходе исследований обломков были найдены 32 критические точки. Именно в этих местах и будут произведены разрезы для исследования аналогичной второй ступени, находящейся в Воронежском конструкторском бюро химавтоматики /ИТАР-ТАСС/ (27 декабря).

"MARS POLAR LANDER" БУДУТ ИСКАТЬ ДО СЕРЕДИНЫ ЯНВАРЯ.

Попытки обнаружения автоматической межпланетной станции "Mars Polar Lander", связь с которой прервалась 3 декабря нынешнего года при посадке на поверхность Марса, будут продолжаться до середины января 2000 года. После этого срока NASA намерено пркратить поиски (28 декабря).

"РОКОТ" ПОЛУЧИЛ ПОВРЕЖДЕНИЯ ?

По неофициальным сообщениям ряда зарубежных источников, 24 декабря на космодроме Плесецк получила повреждения готовящаяся к старту ракета-носитель "Рокот". При проведении плановых испытаний самопроизвольно сработало пиротехническое устройство, с помощью которого происходит разделение ступеней РН. Пока нет никаких подтверждений происшедшего инцидента. Если кто-то может либо подтвердить, либо опровергнуть данную информацию, буду признателен за помощь (28 декабря).

НОВЫЙ МЕТОД ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ ПЛАНЕТ.

Специалисты NASA Ames Space Research Center объявили о том, что они использовали новый метод для подтверждения существования планеты у одной из солнце-подобных звезд из созвездия Пегас. С помощью фотометра Vulcan, установленного в обсерватории Lick, они продемонстрировали, что для обнаружения далеких планет применим метод "переходной фотометрии". При этом измеряется изменение яркости звезды, когда планета при своем вращении по орбите пересекает ее диск. Демонстрация применимости метода проводилась на примере звезды HD209458, вокруг которой вращаяется планета, открытая в сентябре этого года. Диаметр этой планеты в 1,3 раза больше диаметра Юпитера, а период ее обращения вокруг звезды HD209458 составляет 3,52 дня. Для обнаружения планет используется еще и доплеровский метод, при котором измеряется изменение длины волны излучения звезды при ее движении относительно Земли. Оба этих метода дополняют друг друга, вместе они позволяют получить максимально полную информацию о исследуемом объекте. Новый метод "переходной фотометрии" планируется в 2004 году использовать и на одном из космических телескопов /InfoArt News Agency/ (28 декабря).

НАГРАДЫ BOEING СВОИМ ПАРТНЕРАМ.

Компания Boeing Company наградила два предприятия за выдающиеся достижения в обеспечении работ по программе создания Международной космической станции (МКС). Bruster SHO, вице-президент и генеральный менеджер программы МКС, вручила первые награды компании Boeing "За выдающиеся показатели предприятия-участника программы МКС" представителям компании Intek, Inc. и ГКНПЦ им. Хруничева. Оба предприятия награждены за высокое качество продукции, техническую помощь, высокие экономические показатели и выполнение жестких графиков производства. Компания Intek, Inc. занимается производством высоко технологичных расходомеров аммиака и датчиков температур, используемых для эксплуатации и управления системой кондиционирования воздуха космической станции. Разработка, изготовление, испытание и поставка важных узлов систем были осуществлены сотрудниками Intek, Inc. в рамках выделенного бюджета и согласованных графиков. Сотрудники московского ГКНПЦ им. Хруничева разработали, изготовили и поставили первый модуль МКС "Заря", который был запущен в ноябре 1998г. Контракт между Центром им. Хруничева и компанией Boeing служит примером международного сотрудничества США и России. Работая вместе как одна команда, сотрудники NASA, компании Boeing и ГКНПЦ им. Хруничева завершили изготовление модуля "Заря" в установленные сроки и в рамках выделенных средств. Награды были вручены представителям обоих предприятий на проходившей в Хьюстоне специальной церемонии, приуроченной к первой годовщине МКС. "Высокие достижения компании Intek, Inc. и Центра им. Хруничева по выполнению важных задач являются примером четкого взаимодействия, которое так необходимо для обеспечения успеха программы МКС, - заявила Bruster SHO - Отличительными чертами удостоенных наград предприятий являются высочайшее качество выпускаемой продукции, отличные технические и экономические показатели при строгом выполнении жестких графиков работ". 13 декабря 1998 г. начался самостоятельный орбитальный полет первых двух элементов МКС на высоте 400 км над атмосферой Земли. В течение пяти последующих лет к первым элементам станции будут добавлены более 100 сборных узлов, в результате чего в космосе будет построена самая современная научно-исследовательская лаборатория. Компания Boeing является головным подрядчиком NASA, отвечающим за проектирование, разработку, производство и сборку МКС. В соответствии с существующим графиком в начале следующего года российская ракета-носитель "Протон" выведет на орбиту изготовленный в России служебный модуль "Звезда". Первый экипаж космонавтов "Экспедиция N1" будет доставлен на МКС весной 2000 г.; космонавты проведут на станции три месяца. Летом следующего года МТКК "Atlantis" доставит на станцию американскую лабораторию "Destini" /ИТАР-ТАСС/ (28 декабря).

РАДИОПОСЛАНИЕ ИНОПЛАНЕТЯНАМ ПОШЛЮТ В НОЧЬ ПОД НОВЫЙ ГОД.

В ночь под Новый год российские и украинские ученые отправят радиопослание к планетам звезды "47 UMа", находящейся в созвездии Большой Медведицы. Об этом РИА Новости сообщил главный научный сотрудник Института радиоэлектроники РАН подмосковного города Фрязино, доктор физико-математических наук Александр ЗАЙЦЕВ. "На сегодняшний день уже открыто 30 звезд, вокруг которых вращаются планеты, что напоминает нашу Солнечную систему, - сказал Александр ЗАЙЦЕВ. - К планетам звезды "47 UMа" уйдет послание, которое при любом внеземном мышлении будет легко расшифровано, так как подобранное двоичное сочетание цифр "0" и "1" инопланетянами, если таковые там есть, однозначно будет воспринята как "картинка искусственного происхождения". Финансовую поддержку проекту окажут США (28 декабря).

ЕЩЕ ОДНА КОМИССИЯ.

О создании собственной комиссии, которой предстоит расследовать причины неудачи с автоматической межпланетной станции "Mars Polar Lander", объявила NASA Jet Propulsion Laboratory (JPL). В комиссию, возглавляемую John CASANI, вошли 12 человек. Ей предстоит рассмотреть наиболее вероятные причины аварии. Аналогичная комиссия создана в JPL и для расследования причин аварии станции "Mars Climate Orbiter". Комиссии должны представить свое заключение в марте 2000 года, после чего будут окончательно определены даты следующих полетов к Марсу (28 декабря).

ЗАКЛЮЧЕН КОНТРАКТ.

NASA заключило контракт на сумму 1,5 миллиарда долларов с компанией Orbital Sciences Corporation. Рассчитанный на 5 лет контракт предусматривает разработку, производство и тестирование небольших и средних спутников, которые предполагается использовать в научных исследованиях космоса и Земли, а также для отработки новых технологий (28 декабря).

1 января

50 лет назад (1950) родился Евгений Владимирович САЛЕЙ. В 1976 году он начал подготовку в составе отряда советских космонавтов. Входил в состав дублирующего экипажа космического корабля "Союз Т-14". В 1987 году по медицинским показателям был вынужден покинуть отряд космонавтов.

5 января

70 лет назад (1930) родился американский космонавт Edward Galen GIVENS, Jr. В 1966 году был зачислен в отряд космонавтов NASA и начал общекосмическую подготовку. 6 июня 1967 года погиб в автомобильной катастрофе.

С замечаниями, предложениями, дополнениями обращаться zhelab@robotek.ru.
Последнее обновление 30.12.1999.