ПОСЛЕДНИЕ
КОСМИЧЕСКИЕ
НОВОСТИ

Выпуск N 79 от 29 апреля 1999 года.

Что нового на страницах энциклопедии и в Internet.
Архив новостей.

33. IRIDIUM ПОДВОДИТ ПЕРВЫЕ ИТОГИ
34. СТАРТ ИЗ КАПУСТИНОГО ЯРА
35. ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ КОСМИЧЕСКОЙ ЛЕТОПИСИ

НАМЕРЕНА ЗАКЛЮЧИТЬ КОНТРАКТЫ.

Администрация Архангельской области объявила о своем намерении заключить контракты с РВСН и космическим центром имени Хруничева на использование космодрома Плесецк. Администрация хочет получить денежную компенсацию за отчуждение огромных территорий, которые превратились в свалку использованных ступеней ракет-носителей и баллистических ракет, пуски которых происходят с космодрома и ракетного полигона. Несмотря на резкое уменьшение количество таких пусков, любой новый старт добавляет новый ракетный "мусор" на территории области (22 апреля).

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ РАКЕТЫ БУДУТ ЗАПУСКАТЬ ИЗРАИЛЬСКИЕ СПУТНИКИ.

Российская коммерческая компания "Космические услуги", предоставляющая услуги по запуску КА с помощью ракет-носителей "Космос-3М" и "Старт-1", заключила контракт с израильской компанией Israel-West Indian на сумму 24 миллиона долларов, в соответствии с которым планируется запуск трех 300-килограммовых спутников, предназначенных для проведения фотографирования поверхности Земли. Старт должен состояться в декабре нынешнего года с космодрома Свободный. Компания Israel-West Indian намерена подписать контракт на запуск еще пяти спутников (22 апреля).

ОСТАЛСЯ НА ЗЕМЛЕ.

Не подтвердились первоначальные сообщения о выводе на околоземную орбиту во время вчерашнего пуска ракеты-носителя "Днепр" английского мини-спутника "SNAP-1". По заявлению представителя компании Surrey Satellite Technology Ltd., спутник не был установлен на носителе из-за технических проблем и остался на Земле. Не совсем понятно какой объект был каталогизирован Космическим командованием США под номером 25694 (22 апреля).

ПУСК СОСТОИТСЯ В ИЮЛЕ.

Очередной пуск ракеты-носителя "Ariane-5", планировавшийся на апрель нынешнего года, не сможет состояться ранее июля. Причиной этого стала неготовность спутников "AsiaStar" и "Telkom-1", которые должны быть выведены в космос во время этого пуска. Вероятнее всего будут перенесены и еще два пуска ракеты-носителя "Ariane-5" запланированные на этот год, так как на лето запланировано проведение работ по модернизации стартовой позиции ELA3 (22 апреля).

НАЙДЕНА ДРЕВНЕЙШАЯ КАРТА ЛУНЫ.

Профессор Университета в канадской провинции Западное Онтарио Philip STOOKE сообщил об обнаружении во время раскопок в Ирландии древнейшей карты Луны. Карта изображена на стене пещеры в могильном холме Кноут (восточная часть Ирландии) и датируется приблизительно 3000 годом до нашей эры. Ученому удалось идентифицировать на каменной карте основные лунные образования, видимые невооруженным глазом. До сих пор самой старой считалась карта Луны, выполненная в 1505 году нашей эры великим Леонардо да ВИНЧИ (22 апреля).

СЛУШАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ РФ.

На "крайне тяжелое положение", сложившееся с орбитальной группировкой, указали участники слушаний, состоявшихся 22 апреля в Государственной Думе. В обсуждении вопроса о состоянии и перспективах развития спутниковых систем связи в России приняли участие представители Министерства обороны, других министерств и ведомств, руководство РКА. Выступившие на слушаниях эксперты отмечали, что на сегодняшний день "крайне тяжелое положение сложилось с орбитальной группировкой космической связи оборонного назначения". За пределами среднего срока функционирует "две трети космических аппаратов, обеспечивающих боевое управление и связь". Проводивший слушания заместитель председателя Госдумы Михаил ГУЦЕРИЕВ отметил, что "одной из важнейших задач России в области телекоммуникаций является поддержание и развитие спутниковых систем связи и передачи данных подвижной радио- и телесвязи для сохранения в России единого информационного пространства и поддержания приоритетных позиций в сфере национальной безопасности". На необходимость уделять больше внимания орбитальной группировке, от состояния которой зависит информационная безопасность страны, указал и генеральный директор Российского Космического Агентства (РКА) Юрий КОПТЕВ (22 апреля).

ТРЕБУЮТСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ.

В процессе подготовки к запуску голландского спутника связи "NewSkies K-TV", выяснилась необходимость проведения дополнительных проверок солнечных батарей, что заставило перенести срок пуска ракеты-носителя "Ariane-4" (V118) с апреля на май нынешнего года (22 апреля).

НА НЕБЕ ПОЯВИЛИСЬ ЛИРИДЫ.

В 15:00 UTC астрономы смогли наблюдать метеорный поток Лириды. Это самый старый из известных потоков и свое название он получил от имени созвездия Лиры, из которого, как это видится земным наблюдателям, он направляется на Землю. В своем максимуме интенсивность потока составляла 10 -20 метеоров в час. Метеориты будут пролетать в северо-северо-восточной части неба на высоте около 50 градусов над горизонтом. Если верить историческим запискам, датируемым 687 годом до нашей эры и сделанным древними китайцами, люди наблюдают этот поток уже 2600 лет. Его связывают с кометой Thatcher C/1861 G1 (22 апреля).

ПРОДОЛЖАЕТСЯ ПОЛЕТ МКС.

Опубликован пресс-релиз ╧ 99-19 о полете Международной космической станции. В целом полет проходит нормально, однако на минувшей недели возникли некоторые проблемы с некоторыми системами станции. При тестировании двух антенн, установленных на внешней поверхности модуля "Unity", была потеряна связь через Early Communications System. Анализ показал, что из строя вышел один из блоков передатчика. Запасной передатчик уже находится на борту станции и будет заменен во время майского полета корабля многоразового использования. Пока связь с Землей будет поддерживаться через российский модуль "Заря". В начале недели из российского центра управления полетом на борт станции была послана ошибочная команда, в соответствии с которой должна была быть развернута солнечная батарея. Бортовой компьютер распознал ошибочную команду и проигнорировал ее. Таким образом она осталась без последствий. К настоящему времени станция совершила 2382 оборота вокруг Земли. Параметры ее орбиты составляют: наклонение орбиты - 51,6 град.; период обращения - 92 мин.; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 380,8 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 403,2 км (22 апреля).

ПУСК ВНОВЬ ОТЛОЖЕН.

Вновь не состоялся неоднократно откладываемый пуск ракеты-носителя "Delta-3" со спутником связи "Orion-3" на борту. Во время сегодняшней попытки обратный отсчет прерывался четыре раза: первый раз из-за процедурных проблем, затем два раза из-за неправильных показаний датчиков состояния систем РН и, наконец, не прошла команда на запуск основного двигателя РН. Новой датой старта представители компании Boeing Co. назвали 2 мая нынешнего года.

РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ.

Подписано распоряжение правительства РФ ╧ 592-р, которое принимает предложение Минобороны России и Государственной компании "Росвооружение", согласованное с МИДом России, ГТК России, РКА и Гостехкомиссией России, об оказании ракетными войсками стратегического назначения на договорной основе германской фирме OHB Systems услуг по обеспечению запуска на околоземную орбиту с полигона Капустин Яр и космодрома Плесецк с помощью ракет- носителей "Космос-3М" малогабаритных космических аппаратов научного назначения "Abrixas", "Megsat", "Champ", "Mita" и "Bird". "Росвооружение" подпишет соответствующие контракты с фирмой OHB Systems и обеспечит контроль за их выполнением. ГТК России будет производить таможенное оформление космических аппаратов и вспомогательного оборудования, временно ввозимых германской стороной в РФ по указанным контрактам, с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов (23 апреля).

РОССИЙСКО-БРАЗИЛЬСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО.

Россия и Бразилия намерены развивать сотрудничество в освоении космоса, атомной энергетике и других областях науки и техники. Договоренность об этом достигнута в ходе российско-бразильских переговоров, завершившихся в городе Бразилиа. Об этом сообщил в интервью корреспонденту РИА "Новости" руководитель аппарата правительства России, министр Юрий ЗУБАКОВ, сделавший остановку в Рио-де-Жанейро на обратном пути в Москву. Он возглавлял на переговорах российскую делегацию. По словам Юрия ЗУБАКОВА, обе стороны выразили также намерение развивать торговое сотрудничество. Россия готова покупать у Бразилии сахар, кофе, сою, мясо. В свою очередь бразильцы заявили о своей готовности расширить номенклатуру товаров, импортируемых из России. Кроме того, отметил российский министр, в ходе переговоров достигнуты конкретные договоренности о взаимодействии двух стран в банковской сфере. Юрий ЗУБАКОВ подчеркнул, что Бразилия проявляет интерес к российской космической технологии. Речь, в частности, идет о платформах для запуска ракет и спутниках, отслеживающих состояние окружающей среды. По словам главы аппарата правительства РФ, предполагается изучить вопрос о возможностях подготовки в России бразильского космонавта /Корр. РИА "Новости" Владимир Резниченко/ (23 апреля).

ПРИЧИНЫ НЕДАВНЕЙ НЕУДАЧИ.

В последнем номере журнала "Aviation Week and Space Technology" разбирается недавний неудачный запуск военного спутника "DSP-19". В статье, опубликованной в журнале, говориться, что наиболее вероятной причиной вывода спутника на неправильную орбиту были проблемы с соплом второй ступени разгонного блока Inertial Upper Stage (IUS). Однако, пока неясно, что явилось причиной этих проблем - механические неполадки с креплением сопла, компьютерный сбой, неполадки в системе электропитания или в системе управления. Расследование инцидента продолжается. Кроме того, авторы "Aviation Week and Space Technology" считают маловероятным, что спутник удастся спасти и заставить нормально работать. Однако представители ВВС США, которым принадлежит спутник, заявляют, что такие попытки делаются. По подсчетам, общая величина убытков от этой аварии составит около 700 миллионов долларов (23 апреля).

ПРОБЛЕМЫ С АНТЕННОЙ НЕ РЕШЕНЫ.

Группа управления полетом АМС "Mars Global Surveyor" продолжает поиск причин, приведших к заклиниванию поворотного механизма главной антенны. Сегодня будет проведено определение температуры в механизме поворота, чтобы по температурным отклонениям выяснить не явилось ли причиной проблемы попадание в механизм части защитного теплопокрытия. Несмотря на проблемы с антенной, 28 апреля планируется начать очередной этап картографирования Марса (23 апреля).

УСТАНОВЛЕН НА СТАРТОВОЙ ПОЗИЦИИ.

Корабль многоразового использования "Discovery", который должен стартовать в космос 20 мая нынешнего года по программе STS-96, установлен на стартовой площадке LC39B (23 апреля).

ЯПОНСКИЙ МОДУЛЬ ОБРЕЛ ИМЯ.

Несмотря на то, что Международная космическая станция до сих пор не имеет названия, все больше элементов ее конструкции получают собственные названия. Очередным стал экспериментальный модуль Японии в составе будущей станции, который официально получил название "Kobi" ("Надежда"). Первый компонент модуля будет доставлен на орбиту кораблем многоразового использования в 2001 году. Два последующих рейса "челнока" завершат монтаж модуля. Обнародована эмблема модуля, которая была выбрана путем голосования в средствах массовой информации среди многочисленных предложений. На эмблеме взлетающий бумажный самолетик символизирует собой надежду на будущее. Красный круг одновременно символизирует и Солнце, и Землю, и Японию. Голубой фон эмблемы символизирует небо и бескрайние просторы космоса (24 апреля).

ВЕЛИКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ МАРСА.

Марс вступил в фазу противостояния. На самое близкое расстояние к Земле - 86,4 миллиона километров - он должен приблизиться 1 мая нынешнего года. Противостояние Земли и Марса происходит каждые 26 месяцев, а один раз в 15 - 17 лет происходит Великое противостояние, когда две планеты разделяют наименьшее расстояние. На звездном небе сейчас Марс виден как звезда минус 1,6 звездной величины (24 апреля).

СОСТОЯЛОСЬ АЭРОКОСМИЧЕСКОЕ ШОУ.

На авиабазе Patrick AFB (штат Флорида) состоялось аэрокосмическое шоу "Air & Space Expo'99". В программе шоу были выступление асов из подразделения "Golden Knights", выступление команды парашютистов армии США, чемпионат по воздушной акробатики, показательный воздушный бой между российским истребителем МиГ-17 и американским истребителем F-86. Кроме того, посетители смогли ознакомиться с выставленными образцы авиационной и космической техники (24-25 апреля).

ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА ФОТОРАБОТ БАТУРИНА.

В Москве в Политехническом музее открылась выставка фоторабот космонавта Юрия БАТУРИНА "Короткие свидания с Землей", сделанных в прошлом году с борта орбитальной станции "Мир". В экспозицию вошли черно-белые снимки из серии "Жизнь станции" и цветные фотозарисовки "Виды Земли". По словам устроителей, выставку можно рассматривать как визуальное предисловие к готовящейся публикации летного дневника Батурина под одноименным названием (24 апреля).

СКОНЧАЛАСЬ НИНА ИВАНОВНА КОРОЛЕВА.

В Центральной клинической больнице в Москве на 79-м году жизни скончалась Нина Ивановна КОРОЛЕВА - вдова великого конструктора ракетно-космических систем Сергея Павловича КОРОЛЕВА. Они познакомились в 1947 году и были вместе вплоть до смерти С.П.Королева. С тех пор она жила уединенно, избегая встреч с журналистами (25 апреля).

СОСТОЯЛАСЬ ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛУЖЕБНОГО МОДУЛЯ.

В Ракетно-космической корпорации "Энергия" состоялась презентация служебного модуля - основного в российском сегменте Международной космической станции. В создании станции участвуют вместе с Россией, США, страны европейского космического агентства, Канада, Япония, Бразилия. В начале мая модуль отправится на Байконур для предстартовой подготовки. Его запуск может состояться не ранее сентября (по более реальным оценкам - не ранее ноября) (26 апреля).

МАКС-99 СОСТОИТСЯ В АВГУСТЕ.

IV Международный авиакосмический салон "МАКС-99" пройдет с 17 по 22 августа в подмосковном городе Жуковском. Об этом сообщили РБК в пресс-службе областной администрации. В выставке примут участие более 200 предприятий России, СНГ и дальнего зарубежья, в том числе 27 предприятий Московской области. Участники выставки уже сейчас заказали 60 % предоставляемых выставочных площадей. На участие в выставке заявлено для показательных полетов 75 летательных аппаратов (26 апреля).

ПОДНЯТА ОРБИТА КОМПЛЕКСА.

22,23, 26 и 27 апреля были произведены 4 включения двигателей станции "Мир", в результате чего она была переведена на более высокую орбиту. Со ссылкой на анонимные источники сообщается, что всего запланировано 5 включений двигателей. О дате последнего пятого маневра еще не известно, так же как и о параметрах окончательной орбиты станции "Мир" (22 - 27 апреля).

КОСМОНАВТЫ ПРИБЫЛИ НА КОСМОДРОМ.

Экипаж космического корабля "Discovery", который должен 20 мая нынешнего года стартовать в космос по программе STS-96, прибыл из NASA Johnson Space Center в Хьюстоне на космодром Cape Canaveral. 28 апреля на космодроме должен состояться тренировочный обратный отсчет, во время которого будут проверяться слаженность действий команды и наземных служб, а также пройдут тестирование все основные системы корабля и ракеты-носителя. В состав экипажа входят американские космонавты Kenneth ROMINGER (командир), Richard HUSBAND (пилот), Ellen OCHOA, Tamara JERNIGAN, Daniel BARRY, канадка Julie PAYETTE и россиянин Валерий ТОКАРЕВ (26 апреля).

ПРОДОЛЖАЕТСЯ ПОЛЕТ.

Продолжается полет американского межпланетного зонда "Galileo". На этой неделе закончится передача на Землю информации, собранной во время сближения аппарата с Европой в конце января нынешнего года. На начало следующей недели запланировано сближение станции с Каллисто - первое из пяти запланированных. На минувшей неделе передача накопленной научной информации на Землю несколько раз прерывалась, чтобы предоставить группе управления полетом возможность провести проверку бортовой аппаратуры для проведения исследований во время рандеву с Каллисто (26 апреля).

ЗАЯВЛЕНИЕ ЮРИЯ СЕМЕНОВА.

Президент РКК "Энергия" Юрий СЕМЕНОВ официально объявил о планах сохранить станцию "Мир" на орбите, как минимум, до начала 2000 года, даже если для этого придется взять кредит и временно перевести ее в беспилотный режим работы. Это заявление было сделано на пресс-конференции, состоявшейся сегодня в Москве. Юрий СЕМЕНОВ также заявил, что стоимость эксплуатации станции из-за девальвации рубля сократилась с 250 до 100 миллиона долларов в год (26 апреля).

ТАЙВАНЬ ГОТОВ ВЛОЖИТЬ ИНВЕСТИЦИИ.

Тайвань готов вложить 50 миллионов долларов в создание перспективного многоразового носителя "Kistler K-1", разрабатываемого одноименной американской частной компанией. Компании Kistler предстоит найти еще 200 миллионов долларов, чтобы стало возможным осуществить запуск в 2000 году первый пуск. Работы по созданию носителя "Kistler K-1" отстают от первоначального графика уже на два года (26 апреля).

ПРОДОЛЖАЕТСЯ ПОЛЕТ КОМПЛЕКСА.

Продолжается полет орбитального комплекса "Мир", на борту которого несут вахту Виктор АФАНАСЬЕВ, Сергей АВДЕЕВ и Jean-Pierre HAIGNERE. Программа полета в период с 24 по 26 апреля включала в себя исследования по космической медицине и биологии, астрофизические и геофизические эксперименты. Космонавты выполнили серию съемок суши и акватории Мирового океана, провели несколько рабочих сеансов исследований земной атмосферы и ионосферы, наблюдали галактические и солнечные вспышки. Сегодня проведен очередной цикл экспериментов "Океан" с целью дальнейшего изучения районов интенсивного образования внутренних волн, измерения виброускорений и шумов, возникающих на станции от работающего оборудования, контрольное медицинское обследование экипажа. В рамках совместного российско-французского проекта "Персей" проведены эксперименты по определению особенностей конвективных процессов в газожидкостных системах в условиях микрогравитации, уход за растениями, культивируемыми в оранжерее "Свет". По докладам космонавтов и данным телеметрии, полет проходит нормально (27 апреля).

ЗАПУСК ТЕЛЕСКОПА ВНОВЬ ОТЛОЖЕН.

NASA официально объявило о переносе срока запуска орбитального рентгеновского телескопа "Chandra X-ray Observatory". Телескоп стоимостью 1,5 миллиарда долларов должен был отправиться в космос 9 июля на борту корабля "Columbia". Новый срок запуска пока не объявлен (27 апреля).

НАЙДЕН ИНВЕСТОР.

Представитель Ракетно-космической корпорации "Энергия" Сергей ГРОМОВ сообщил, что в минувшие выходные было подписано соглашение с британским бизнесменом Peter LLEWELYN, согласно которому бизнесмен заплатит 100 миллионов долларов за свое недельное пребывание на борту российского орбитального комплекса "Мир". Деньги поступят на счет "Энергии" в ближайшие дни. Peter LLEWELYN должен отправиться в космос на борту КК "Союз ТМ-30" в августе нынешнего года в компании двух российских космонавтов. Сергей ГРОМОВ сообщил, что Peter LLEWELYN живет в США. Ему 51 год, он женат, имеет двоих детей. Другие подробности пока неизвестны. Если соглашение действительно подписано, то это может стать серьезной финансовой поддержкой для комплекса "Мир". Выделенных правительством России средств для поддержания работоспособности "Мира" хватит до конца нынешнего лета. Средства британского бизнесмена позволят продлить полет, как минимум, до начала следующего года. Данное сообщение вызвало большой интерес со стороны американских средств массовой информации. Как сообщила телекомпания NBC, Peter LLEWELYN два года наза был обвинен в краже денег в Питтсбурге (штат Пенсильвания). По данным телекомпании он обвинялся в незаконном присвоении 38 тыс долларов у своего партнера по бизнесу, но после того, как он согласился вернуть деньги, дело было прекращено. Ранее агентство АП сообщило, что миллионер, которому 51 год, сейчас находится в Израиле, где занимает номер в одной из гостиниц Тель- Авива. Он пока воздерживается от каких-либо публичных заявлений в связи со спонсорством станции "Мир" и телефон в его номере не отвечает (27 апреля).

ОТКРЫЛСЯ 36-Й КОСМИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС.

На мысе Канаверал под патронажем NASA открылся 36-й космический конгресс. Конгресс проводится ежегодно и до нынешнего года проходил в курортном местечке Кокоа-Бич, находящемся неподалеку от космодрома Cape Canaveral. В этом году впервые центром проведения конгресса стал отель "Radisson Resort" в Порту Канаверал. Участники конгресса, а среди них представители NASA, космических агентств других стран, ученые и специалисты из многих стран мира, космонавты, намерены обсудить перспективы освоения космоса в XXI веке (27 апреля).

СПУТНИК НА ОРБИТЕ НЕ ОБНАРУЖЕН.

В 18:22 UTC с космодрома Vandenberg, стартовый комплекс SLC6, осуществлен пуск ракеты-носителя "Athena-2", которая должна была вывести на орбиту спутник "Ikonos-1", предназначенный для проведения фотосъемки земной поверхности с разрешением до 1 метра. Пока неясно вышел ли спутник на орбиту. Через восемь минут после старта были получены последние данные телеметрии, которые свидетельствовали о нормальном полете. Сигналы со спутника ожидались в течение первого часа полета, но ни одна станция слежения этих сигналов не зарегистрировала. На пресс- конференции, состоявшейся через 3,5 часа после запуска, представители компаний Lockheed Martin и Space Imaging сообщили, что сигнала телеметрии со спутника так и не было получено. Инженеры компании Lockheed Martin, создавшей ракету, начали исследование проблемы. Исполнительный директор компании Space Imaging, которой принадлежит спутник "Ikonos-1", сообщил, что они предусматривали возможность потери спутника и, если связь так и не удастся установить, запуск нового спутника состоится, как только это будет возможно. Спутник "Ikonos-1" должен был производить съемку земной поверхности с разрешением 1 м, что является максимальным достижением для современных коммерческих систем. Спутник должен располагаться на полярной орбите на высоте 645 км над Землей. Предполагалось с его помощью получать изображения высокого разрешения любой точки земной поверхности с периодом в 3 дня. На спутнике также установлена камера для ведения съемки с разрешением 4 м - ее фотографии можно было бы получать чаще. Первые снимки предполагалось получить через 2-3 месяца после запуска и продавать их всем желающим. Спутник "Ikonos-1" должен был стать первым коммерческим спутником такого класса, но к концу года предполагалось запустить еще 2 спутника со сходными возможностями. Компания EarthWatch из Колорадо собирается запустить свой спутник "QuickBird", а Orbital Sciences Corporation - спутник "OrbView-3" (27 апреля).

IRIDIUM ПОДВОДИТ ПЕРВЫЕ ИТОГИ.

Оператор единственной пока глобальной системы подвижной спутниковой связи - компания Iridium LLC, в число акционеров которой входят российские структуры, - представил отчет о первом этапе своей работы. Одиннадцать лет назад инженеры компании Motorola предложили реализовать идею: "повесить" над Землей группировку из 66 спутников, которые будут обеспечивать постоянную связь для абонентов в любой точке планеты. Проект Motorola поддержали десятки серьезных инвесторов. Среди них и российский - Государственный космический научно-производственный центр им. Хруничева вложил в проект (от лица правительства РФ) 82 млн долл., за что и получил 4,8 проц. акций Iridium LLC. Общая смета Iridium превысила 5 млрд долл. Окупить затраты инвесторы рассчитывали довольно быстро. Презентация сети Iridium состоялась в ноябре прошлого года, а с этого января телефон Iridium может купить любой желающий. Правда, стоит это дорого. К 31 марта телефоны Iridium купили 8219 человек во всем мире, также продано 2075 спутниковых пейджеров. Покупатели выжидают, пока цены на спутниковую связь упадут. Это должно было произойти после начала работы конкурентов Iridium, консорциума Globalstar (планирует начать продажу услуг в конце 1999 года), и ICO Global (рассчитывает коммерческий сервис на 2000 год). Но Iridium решил сыграть на опережение. Новый глава компании John RICHARDSON известил о намерении пересмотреть цены на телефоны, пейджеры и их обслуживание /"Коммерсантъ-Daily"/ (28 апреля).

СТАРТ ИЗ КАПУСТИНОГО ЯРА.

В 20:30 UTC со 107-го стартового комплекса космодрома Капустин Яр осуществлен пуск ракеты-носителя "Космос-3М", которая вывела на околоземную орбиту немецкий астрономический спутник "Abrixas" и итальянский малый спутник "MegSat-0", предназначенный для отработки космических технологий. Запуск прошел успешно и оба спутника вышли на околоземную орбиту с параметрами: наклонение орбиты - 48,4 град.; период обращения - 94,5 мин.; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 544 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 603 км. В связи с неразбирихой, которая в последний месяц царит в нумерации вновь выводимых на околоземную орбиту объектов, а также неясностью в отношении спутника "Ikonos-1", я не сообщаю регистрационные номера спутников "Abrixas" и "MegSat-0", так как надеюсь, что в ближайшее время в каталогизации будет наведен порядок (28 апреля).

3 мая

50 лет назад (1949) родился американский космонавт Albert SACCO, Jr. С 20 октября по 5 ноября 1995 года он совершил свой единственный полет в космос в качестве экспериментатора космического корабля "Columbia" по программе STS-73. Полет продолжался 15 дней 20 часов 52 минуты.

4 мая

10 лет назад (1989) стартовал в космос космический корабль многоразового использования "Atlantis" по программе STS-30. Корабль пилотировал экипаж в составе: David WALKER, командир экипажа; Ronald GRABE, пилот; Norman THAGARD, Mary CLEAVE, Mark LEE. После четырех дней полета, основной задачей которого был вывод на межпланетную траекторию станции "Magellan", корабль возвратился на Землю. Продолжительность полета составила 4 дня 56 минут 33 секунды.

5 мая

10 лет назад (1989) с борта космического корабля "Atlantis" в сторону Венеры была запущена американская автоматическая межпланетная станция "Magellan". 10 августа 1990 года станция была выведена на орбиту вокруг Венеры и в течение года проводила научные исследования.

6 мая

60 лет назад (1939) родилась Жанна Дмитриевна ЕРКИНА (СЕРГЕЙЧИК). С 1962 году в составе первой женской группы космонавтов проходила подготовку к полетам в космос. В 1965 году была включена в состав женского экипажа, которому предстояло совершить полет на корабле "Восход". Полет был отменен. В отряде космонавтов до 1969 года, после чего работала в Центре подготовки космонавтов.

6 мая

50 лет назад (1949) родился американский космонавт David Cornell LEESTMA. В отряде космонавтов NASA с 1980 года. Совершил три космических полета: с 5 по 13 октября 1984 года на борту корабля "Challenger" по программе 41-G продолжительностью 8 дней 5 часов 23 минуты 33 секунды; с 8 по 13 августа 1989 года на борту корабля "Columbia" по программе STS-28 продолжительностью 5 дней 1 час 9 секунд; с 24 марта по 2 апреля 1992 года на борту корабля "Atlantis" по программе STS-45 продолжительностью 8 дней 22 часа 9 минут 26 секунд. За три рейса в космос налетал 22 дня 4 часа 33 минуты 8 секунд.

Последнее обновление 29.04.1999.