Sputnik.RU Advertising Network
SPUTNIK.RU Advertising Network

ПОСЛЕДНИЕ КОСМИЧЕСКИЕ НОВОСТИ.

Выпуск N 48 от 24 сентября 1998 года.

ВОССТАНОВЛЕНА СВЯЗЬ С ОБСЕРВАТОРИЕЙ ╚SOHO╩.

Специалистам NASA и Европейского космического агентства ESA удалось восстановить контроль над солнечной обсерваторией 'SOHO". Аппарат был запущен 2 декабря 1995 года и выведен в точку либрации L1, удаленную от Земли на расстояние 1,5 миллиона километров. 24 июня нынешнего года из-за ошибочно посланной на борт станции команды контроль над ней был потерян. В течение трех месяцев проводилась кропотливая работа по восстановлению связи со станцией. В начале августа был достигнут первый успех, когда с борта станции на Землю стала поступать немногочисленная телеметрическая информация. 16 сентября бортовая аппаратура отреагировала на посланные с Земли команды и соориентировала солнечные батареи на Солнце. Энергоснабжение станции восстановилось и она начала реагировать на другие команды с Земли. Теперь специалистам предстоит проверить работоспособность всех бортовых систем, чтобы убедиться в их исправности. Больше всего ученых волнует вопрос, как системы перенесли космический холод и могут ли они после этого функционировать (16 сентября).

ОТЛОЖЕН СТАРТ МЕЖПЛАНЕТНОГО ЗОНДА "DEEP SPACE-1".

Старт межпланетного зонда "Deep Space-1", планировавшийся на 15 октября 1998 года, отложен на 10 дней. Новой датой названо 25 октября, когда с космодрома на мысе Канаверал должна стартовать ракета-носитель "Delta-2 (7326)". Отсрочка вызвана желанием специалистов NASA еще раз проверить систем стартового комплекса космодрома и лишний раз убедиться в их надежности. Такое повышенное внимание вызвано опасением повторения двух августовских катастроф ракет-носителей, происшедших на космодроме на мысе Канаверал (17 сентября).

НА КОСМОДРОМ CAPE CANAVERAL ОТПРАВЛЕН НОВЫЙ ВОЕННЫЙ СПУТНИК.

С завода компании TRW Space & Electronics Group в городе Редондо Бич (штат Калифорния) на космодром на мысе Канаверал отправлен военный спутник "DSP-19". На космодроме спутник пройдет предстартовую подготовку и предстоящей зимой будет выведен на геостационарную орбиту ракетой-носителем "Titan-4В". Спутник "DSP-19" должен войти в систему предупреждения о ракетном нападении и обнаружению ядерных испытаний. Строительство спутника осуществлялось по контракту между TRW и Пентагоном (17 сентября).

ПРОБЛЕМЫ НА БОРТУ "MARS GLOBAL SURVEYOR".

Неправильная команда, посланная с Земли на борт станции "Mars Global Surveyor", заставила отложить запланированную на сегодня коррекцию траектории полета. В результате ошибочной команды панели солнечных батарей заняли неправильное положение и не могут обеспечить достаточным количеством энергии бортовую аппаратуру. Станция движется вокруг Марса и должна была перейти на орбиту, которая обеспечивала бы так называемое аэродинамическое торможение станции. Находясь на такой орбите, станция при каждом обороте задевала бы верхние слои марсианской атмосферы и снижала скорость своего движения. по орбите. Тем самым должны были быть улучшены условия фотографирования поверхности Марса, что является главной задачей полета. После того, как специалисты Центра дальней космической связи в Пасадене (штат Калифорния) выяснят причину происшедшего, будет проведена коррекция траектории полета. Дата коррекции пока не определена (17 сентября).

СОЛНЕЧНЫЕ БАТАРЕИ НА МОДУЛЕ "СПЕКТР" ВНОВЬ ФУНКЦИОНИРУЮТ.

С сегодняшнего дня две из трех исправных батарей "Спектра" (третью запустят в октябре, когда на орбиту прибудет "грузовик" с новым блоком управления) автоматически ориентируются на солнце. Таким образом, позавчерашний выход в "закрытый" космос российских космонавтов завершился успешно: система энергообеспечения комплекса восстановлена. Теперь нет необходимости разворачивать "Мир" к солнцу всякий раз, когда станция подставляла ему поврежденный бок и тратить для этого топливо (18 сентября).

РАБОТА НА КОМПЛЕКСЕ "МИР" ПРОДОЛЖАЕТСЯ.

Экипаж 26-й основной экспедиции станции "Мир" в составе командира Геннадия ПАДАЛКИ и бортинженера Сергея АВДЕЕВА сегодня занимается исследованиями характеристик конструкционных материалов и радиоэлементов, длительное время находящихся в открытом космическом пространстве, мониторинг потоков нейтронов на околоземной орбите, астрофизические эксперименты. Как сообщает ЦУП, в ходе дня экипаж будет также заниматься профилактическими работами с оборудованием и бортовыми системами орбитального комплекса. Намечено также провести замену одной из аккумуляторных батарей в системе электропитания станции. По данным расчетного контроля, состояние здоровья и самочувствие Геннадия ПАДАЛКИ и Сергея АВДЕЕВА хорошее (18 сентября).

ТОРЖЕСТВА В ЗВЕЗДНОМ.

В Звездном городке состоялись торжества по случаю окончания периода адаптации на Земле вернувшихся из долговременной (с января по август) экспедиции на станцию "Мир" Талгата МУСАБАЕВА, Николая БУДАРИНА, а также совершивших полет в космос Юрия БАТУРИНА и Валерия РЮМИНА. В мероприятии участвовали генеральный директор Российского космического агентства Юрий КОПТЕВ, президент РКК "Энергия" Юрий СЕМЕНОВ, директор Службы внешней разведки Александр ТРУБНИКОВ, главнокомандующий Военно-воздушными силами России генерал-полковник Анатолий КОРНУКОВ, посол Казахстана Таир МАНСУРОВ. Во время торжеств главнокомандующий Военно- воздушными силами России генерал-полковник Анатолий КОРНУКОВ вручил администрации компании "Авиакос" (осуществляет страхование космонавтов) знамя, побывавшее в космосе во время полета на орбитальной станции "Мир" российско-американского космического экипажа. На церемонии президент ракетно-космической корпорации "Энергия" Юрий СЕМЕНОВ заявил, что орбитальный комплекс "Мир" можно использовать еще в течение долгого времени. "Надо прекращать разговоры о том, что орбитальный комплекс "Мир" - это старый дом, который требует постоянного ремонта. "Мир" - это прекрасная научная лаборатория, полностью укомплектованная оборудованием, в которой можно еще годы и годы проводить исследования". Юрий СЕМЕНОВ заявил также, что в настоящее время на "Мире" нет проблем. В том числе с энергетикой, которая полностью восстановлена ныне работающим на орбите экипажем в составе Геннадия ПАДАЛКИ и Сергея АВДЕЕВА (18 сентября).

ОПУБЛИКОВАН "ПУЛЬС ЗЕМЛИ".

NASA опубликовала изображения сезонных изменений биосферы Земли. Впервые такие изображения представляют из себя непрерывный ряд, составленный из ежедневных фотографий, сделанных из космоса и охватывающих земную поверхность и просторы океанов. "Пульс планеты" зафиксирован с помощью датчиков спутника "SeaWiFS", выведенного на орбиту 1 августа 1997 года и начавшего функционирование ровно год назад, 18 сентября 1997 года. Первоначально целью "SeaWiFS" являлись только океаны, но потом было принято решение проводить наблюдение поверхности и атмосферных процессов. Результатом явилась уникальная возможность контролировать глобальные изменения биосферы Земли одним аппаратом. С помощью "SeaWiFS" удалось зафиксировать лесные пожары в штате Флорида, Мексике, Канаде, Индонезии и России, наводнения в Китае, песчанные бури в Гоби и Сахаре, ураганы Bonnie и Danielle. Аппарат позволил ученым стать свидетелями перехода феномена El-Nino в La-Nina (18 сентября).

СЛИЯНИЕ АМЕРИКАНСКИХ КОМПАНИЙ.

Советы директоров американских компаний Lockheed Martin Corporation и Comsat Corporation одновременно объявили о своем предстоящем слиянии. После объединения Comsat станет составной частью компании Lockheed Martin Global Telecommunications. Грядущая сделка оценивается в $ 2,7 млрд. Слияние компаний произойдет в два этапа. На первом этапе Lockheed приобретет 49% акций Comsat по $ 45.50 за штуку. На втором этапе произойдет взаимный обмен акциями компаний, что обеспечит их взаимное участие в делах друг друга. Comsat Corporation - ведущая американская компания по предоставлению телекоммуникационных услуг. От имени США она входит в состав таких международных организаций, обеспечивающих спутниковую связь, как INTELSAT и INMARSAT. Lockheed Martin - гигант американского аэрокосмического комплекса. Различные подразделения компании производят ракеты-носители, космические аппараты различного назначения, бортовое спутниковое оборудование (20 сентября).

МОДУЛЬ "UNITY" К СТАРТУ ГОТОВ.

В Космическом центре имени Кеннеди произведена герметизация американского блока Международной космической станции "Unity". Люк модуля задраен и в ближайшие четыре дня намечены его проверки на возможные утечки. На 1 октября намечено проведение испытаний модуля на его совместимость с бортовыми системами корабля "Endeavour". Руководитель работ по МКС в NASA Robert WEBSTER заявил: "Это важная веха для экипажа космического корабля "Endeavour", так как в следующий раз люк будет открыт, когда космонавты окажутся на борту станции". "Это означает, что мы готовы лететь", - добавил Robert WEBSTER. Старт корабля "Endeavour", на борту которого будет установлен модуль, запланирован на 3 декабря нынешнего года.

КОРАБЛЬ "DISCOVERY" УСТАНОВЛЕН НА СТАРТОВОМ СТОЛЕ.

Космический корабль "Discovery", которому предстоит 29 октября нынешнего года отправиться в космос, установлен на стартовой площадке 39В космодрома Cape Canaveral. Его доставка на стартовую позицию из здания вертикальной сборки было осуществлено с помощью специального гусеничного транспортера. За 6 часов транспортер преодолел своим ходом чуть более 6 километров, которые отделяют стартовую позицию от здания вертикальной сборки. На 8-9 октября запланирована комплексная проверка всех систем носителя и корабля, а также тренировка служб космодрома (21 сентября).

ЗАВЕРШЕНА МОДЕРНИЗАЦИЯ КОРАБЛЯ "ATLANTIS".

На заводе компании Boeing в Палмдэйл (штат Калифорния) завершена десятимесячная модернизация космического корабля многоразового использования "Atlantis". 20 сентября обновленный корабль был вывезен из цехов завода и перевезен на аэродром, откуда сегодня, 22 сентября, на фезюляже транспортного самолета "Boeing-747" он будет доставлен в Космический центр имени Кеннеди для предстартовой подготовки. Модернизация корабля завершена на неделю раньше, чем планировалось. Основные изменения коснулись кабины корабля, которая была заменена на новую с соответствующей заменой бортового оборудования, а также системы навигации. Кроме того, была проведена проверка всех из более чем 2 миллионов компонент корабля. Многие из них были заменены на новые, другие подверглись настройке и тестированию. Модернизация корабля обошлась в $68 млн. Следующий полет "Atlantis" запланирован на март 1999 года по программе сборки Международной космической станции (21 сентября).

БРИФИНГ В ШТАБ-КВАРТИРЕ NASA.

В штаб-квартире NASA в Вашингтоне проведен брифинг для журналистов, на котором состоялось представление проекта "Deep Space-1". В брифинге приняли участие помощник директора NASA по научным исследованиям Dr. Wesley T. HUNTRESS, Jr., технический руководитель разработки космического аппарата "Deep Space-1" Dr. Marc RAYMAN, менеджер проекта David LEHMAN, технолог программы NASA "Грядущее Тысячилетие" (New Millennium Program) Dr. Barbara WILSON. На брифинге было рассказано о тех исследованиях и экспериментах, которые планируется осуществить с помощью зонда "Deep Space-1". Это, в первую очередь, испытание ионых двигателей и испытание автономной системы астронавигации. "Deep Space-1" - первый космический аппарат, который будет запущен в рамках программы NASA "Грядущее Тысячилетие" (22 сентября).

ОБЕСПОКОЕННОСТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЧИЛИ.

В Москве состоялась пресс-конференция посла Чили в России Serchio FERNANDES, на которой было объявлено о направленном в МИД РФ запросе. Запрос содержит "обеспокоенность" в связи с намерением российской стороны затопить орбитальную станцию "Мир" в непосредственной близости от берегов Чили или Аргентины. Посол заявил, что в Чили рассчитывают, что "российская сторона уделит самое пристальное внимание подготовке и проведению запланированного на конец 1999 года спуска орбитальной станции "Мир" (22 сентября).

ОБЛОМКИ ДО СИХ ПОР НЕ НАЙДЕНЫ.

По сообщениям из Горно-Алтайска поиски обломков украинской ракеты-носителя "Зенит" с 12 американскими спутниками пока не дали результатов. Несмотря на это, поисковая операция будет продолжаться с тем, чтобы обнаружить более весомые доказательства причин аварии. Пока члены поисковой группы придерживаются предварительной версии о том, что авария носителя произошла из-за выхода из строя его бортового компьютера. Тем не менее из Киева вчера поступило сообщение о том, что причиной аварии "Зенита" могла стать диверсия (22 сентября).

СТАРТЫ РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ "ПРОТОН-К" ПЕРЕНЕСЕНЫ.

Пресс-служба ГКНПЦ им. М.В.Хруничева распространила сообщение о переносе на февраль 1999 года намечавшегося на этой неделе коммерческого запуска с Байконура американского спутника связи "Telesat" на российском носителе "Протон". Запуск не состоится из-за неполадок в космическом аппарате. Американская компания Lockheed Martin не решилась на запуск из-за существенных неполадок, обнаруженных на двух предыдущих аппаратах данной серии (на солнечной батарее и в ретрансляторах). В этой связи аппарат был возвращен с Байконура в США. Так как ГКНПЦ полностью выполнил свою часть работы, здесь было принято решение использовать "Протон" для запуска другого "американца" - "Telstar-6", старт которого намечен на 14 октября (22 сентября).

КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ПРОБЛЕМЕ МКС.

В Москве начались консультации специалистов стран-участниц проекта международной космической станции /МКС/, имеющих цель определиться с графиком выполнения работ. Консультации были спровоцированы финансово-экономическими проблемами в России, из- за которых срываются сроки строительства служебного модуля (СМ) - третьего сегмента станции, включающего системы жизнеобеспечения работающих на орбите экипажей. На сегодняшний день график срывался уже дважды, из-за чего дважды переносился срок старта ФГБ. По мнению российских специалистов из РКК "Энергия", по причине отсутствия бюджетных ассигнований запустить служебный модуль будет вряд ли возможно и в апреле 1999 года, как это было намечено после вторичного переноса сроков. Результатом консультаций должен стать найденный выход из создавшегося положения. Скорее всего, он будет заключаться в том, что американцы станут заказчиками российских услуг, а российская сторона -- их поставщиком со всеми вытекающими из этого обстоятельствами. В том числе -- утерей прав собственности на СМ и, следовательно, прав распоряжаться им по своему усмотрению (22 сентября).

К КОСМОДРОМУ CAPE CANAVERAL ДВИЖЕТСЯ УРАГАН GEORGES.

К космодрому на мысе Канаверал со стороны Карибского моря приближается ураган Georges. В связи с усилением ветра на космодроме введена предураганная готовность 4-й степени. Если ветер усилится, то готовновность будет повышена до 3-й степени. Тогда стартовым командам предстоит в экстренном порядке переместить космический корабль "Discovery", установленный вчера на стартовой площадке 39В, обратно в здание вертикальной сборки. Расчеты специалистов показывают, что в этом случае вряд ли удастся соблюсти график предстартовой подготовки корабля и его старт, намеченный на 29 октября, придется отложить (22 сентября).

ВСЕ БЛИЖЕ "СВИДАНИЕ" С ЕВРОПОЙ.

Американский межпланетный зонд "Galileo", совершающий полет по орбите вокруг Юпитера, приближается к юпитерианскому спутнику Европа, с которым должен сблизиться 26 сентября. Зонд должен пройти на расстоянии 3582 километра от спутника и передать на Землю фотографии Европы и научную информацию о ней. В оставшиеся до рандеву дни проводится проверка бортовой аппаратуры и заканчивается передача на Землю информации, накопленной на магнитных бортовых носителях. В случае необходимости за два дня до сближения будет проведена коррекция траектории полета станции, чтобы обеспечить оптимальные условия сближения (22 сентября).

ЗАПРОС NASA.

Как сообщает газета "Вашингтон пост", NASA намерено получить правительственное разрешение на покупку у Российского космического агентства космической техники и услуг на $660 млн. больше, чем это планировалось ранее. Тем самым в NASA надеются выполнить график строительства Международной космической станции, который "трещит по швам" из-за финансовых проблем в России. Конгресс и Белый дом должны одобрить запрос NASA, чтобы положить конец дальнейшим задержкам в создании российского сегмента станции. В NASA считают, что проще и дешевле профинансировать работы в России, чем проводить те же работы в США. Руководитель отдела космических полетов NASA Joseph ROTHENBERG проинформировал бюджетные органы США, что необходимо выделить $60 млн. до конца сентября, а еще $40 млн. до конца 1998 года, чтобы создание служебного модуля МКС было завершено в срок. Еще по $150 млн. необходимы ежегодно для строительства в России ракет-носителей и грузовых транспортных кораблей снабжения (22 сентября).

ОЧЕРЕДНОЙ КОСМИЧЕСКИЙ СТАРТ.

В 05:06 GMT осуществлен запуск восьми американских спутников связи "Orbcomm FM- 21" (25475 / 1998 053A), ╚Orbcomm FM-22╩ (25476 / 1998 053B), ╚Orbcomm FM-23╩ (25477 / 1998 053C), ╚Orbcomm FM-24╩ (25478 / 1998 053D), ╚Orbcomm FM-25╩ (25479 / 1998 053E), ╚Orbcomm FM-26╩ (25480 / 1998 053F), ╚Orbcomm FM-27╩ (25481 / 1998 053G) и ╚Orbcomm FM-28╩ (25482 / 1998 053H). Пуск ракеты-носителя "Pegasus-XL" был произведен с борта самолета L-1011 "Stargazer", за 54 минуты до этого взлетевшего с аэродрома космодрома Wallops Island (штат Вирджиния). Когда самолет находился над акваторией Атлантического океана приблизительно в 150 километрах от побережья, носитель был отделен от самолета, после чего произошло включение ракетных двигателей и ракета устремилась в космос. Отделение спутников от носителя произошло через 20 минут, когда трасса полета проходила над Западной Австралией. Этим запуском число спутников системы связи ORBCOMM, находящихся на околоземной орбите, доведено до 28. В четвертом квартале 1998 года начнется ограниченная эксплуатация системы, которая будет предоставлять телекоммуникационные услуги клиентам в 120 странах и территориях мира (23 сентября).

ПЛАНЫ КОНЦЕРНА GLOBALSTAR.

Международный консорциум Globalstar объявил, что функционирование его системы космической мобильной связи начнется в третьем квартале 1999 года. Задержка начала функционирования связана с происшедшей 9 сентября нынешнего года аварией ракеты-носителя "Зенит-2", которой предстояло вывести на околоземную орбиту 12 спутников связи типа "Globalstar". Также сообщено об изменениях в построении космического сегмента системы и об изменении графика пусков. Теперь намечено вывести на околоземную орбиту 80 спутников, а не 56, как планировалось ранее. Тем самым будет создана избыточность системы, чтобы не допустить ее сбоев по тем или иным причинам. Минимальное количество спутников на орбите, необходимое для инициирования системы - 32. Это количество будет достигнуто к маю 1999 года после трех пусков российских ракет-носителей "Союз" и трех пусков американских ракет-носителей "Delta-2", когда в каждом на орбиту будет доставляться по 4 спутника (восемь спутников уже находятся на орбите). Новый график пусков предусматривает шесть стартов ракет- носителей "Союз" (ноябрь и декабрь 1998 года, январь, март, апрель и май 1999 года), шесть стартов ракет-носителей "Delta-2" (весной и осенью 1999 года) и два старта ракет-носителей "Зенит-2" (конец 1999 года). Первоначальный график предусматривал основную нагрузку на "Зениты-2", которые должны были до конца нынешнего года вывести на орбиту 36 спутников. Происшедшая 9 сентября катастрофа спутала все планы консорциума Globalstar и заставила пересмотреть принятые раньше решения (23 сентября).

ЗАЯВЛЕНИЕ JAMES SENSENBRENNER.

Председатель Комитета по науке Конгресса США James SENSENBRENNER выступил вчера с заявлением по поводу запроса NASA о выделении дополнительных $ 660 млн. для финансирования работ российского космического ведомства по созданию Международной космической станции. В заявлении говорится: "Запрос NASA - лишнее подтверждение того факта, что Россия неспособна выполнить свои обязательства как партнер по строительству и эксплуатации МКС. Включение России в состав команды было большой ошибкой. Удовлетворение запроса NASA, в результате чего за совершенную ошибку будут расплачиваться американские налогоплательщики, недопустимо. Если это произойдет, то возникнет опасный прецедент, когда США будут платить за другую страну, чтобы она могла стать партнером. Если США примут дополнительные обязательства, то соглашение с Россией должно быть пересмотрено, чтобы отразить уменьшение вклада России в МКС. Американским компаниям и американским рабочим необходимо дать возможность выполнить работу вместо простого перевода денег за границу. Я категорически против увеличения помощи России" (23 сентября).

ВОССТАНОВЛЕНА ОРИЕНТАЦИЯ СОЛНЕЧНЫХ БАТАРЕЙ "MARS GLOBAL SURVEYOR".

Восстановлена нормальная ориентация солнечных батарей межпланетной станции "Mars Global Surveyor", вращающейся по орбите вокруг Марса. Ориентация была нарушена 17 сентября в результате посланной на борт станции ошибочной команды с Земли. В результате этого не удалось совершить маневр по переходу на орбиту аэродинамического торможения. К 21 сентября удалось нормализовать работу программного обеспечения, восстановить работу инерциальной системы управления и правильно соориентировать солнечные батареи. Тестовый контроль показал, что все системы станции функционируют нормально. В ближайшие дни будет совершен маневр по переходу на орбиту аэродинамического торможения с низким периарием, на которой станция будет находится до февраля 1999 года. В настоящее время станция находится на расстоянии 350 миллионов километров от Земли и движется по орбите с параметрами 172 х 17854 километра (23 сентября).

26 сентября

50 лет назад (1948) родился первый чехословацкий космонавт Vladimir REMEK. В марте 1978 года он совершил полет в космос на борту советского космического корабля ╚Союз-28╩ и стал первым не советским и не американским космонавтом.

26 сентября

15 лет назад (1983) с космодрома Байконур была предпринята попытка запуска пилотируемого космического корабля ╚Союз Т-10А╩ с космонавтами Владимиром ТИТОВЫМ и Геннадием СТРЕКАЛОВЫМ на борту. Во время подготовки ракеты-носителя к пуску произошел взрыв, уничтоживший носитель и оборудование стартовой площадки. За 1,5 секунды до взрыва был произведен отстрел кабины корабля с космонавтами и они благополучно приземлились в казахстанской степи. До настоящего времени эта катастрофа остается

27 сентября

25 лет назад (1973) с космодрома Байконур осуществлен запуск космического корабля ╚Союз-12╩, который пилотировали советские космонавты Василий ЛАЗАРЕВ и Олег МАКАРОВ. Это был первый пилотируемый полет в Советском Союзе после катастрофы с космическим кораблем ╚Союз- 11╩ в июне 1971 года. В течение двух дней космонавты проверяли работу бортовых систем модифицированного корабля типа ╚Союз╩. Полет был прерван досрочно из-за возникших на борту корабля неисправностей.

29 сентября

10 лет назад (1988) осуществлен запуск космического корабля ╚Discovery╩ (STS-26). Корабль пилотировал экипаж в составе командир Frederick HAUCK, пилот Richard COVEY, специалисты полета David HILMERS, John LOUNGE и George NELSON. Этот полет стал первым полетом корабля многоразового использования после происшедшей в январе 1986 года катастрофы корабля ╚Challenger╩. В течение 4-дневного полета экипаж осуществлял проверку систем корабля и проводил научные эксперименты.

1 октября

40 лет назад (1958) создано Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA).

С замечаниями, предложениями, дополнениями обращаться zhelab@robotek.ru