Энциклопедия Космонавтика А.Железнякова
Последние космические новости.

Выпуск ╧ 113 от 23 декабря 1999 г.

Что нового на страницах энциклопедии и в Internet.
Архив новостей.

Уважаемые господа !

Заканчивается 1999 год. Многие из вас в уходящем году предпочли получать выпуски "Последних космических новостей" в формате Word по электронной почте. Другие все-таки предпочитают читать новости непосредственно на сайте. Каждому свое. Все, кто захочет в 2000 году получать новости по e-mail могут в течение декабря подписаться на них, отправив заявку по адресу zhelab@robotek.ru.

Внимание!

1 января 2000 года на сайте ╚Энциклопедия ╚Космонавтика╩ будет размещен специальный выпуск ╚Последних космических новостей╩, в котором будут подведены итоги уходящего 1999 года.

■DISCOVERY■ НАКОНЕЦ-ТО СТАРТОВАЛ.

20 декабря 1999 года в 00:50:00.069 UTC из NASA Kennedy Space Center, стартовый комлекс LC39B (45-е использование стартового комплекса; географические координаты комплекса 28,6273 N; 80,6208 E), подвижная стартовая платформа MLP-2, осуществлен пуск космической системы многократного использования "Space Shuttle" (96-й полет МТКК; программа полета STS-103 [Hubble Space Telescope Servicing Mission 3A]; внешний бак ET-101 (сверхлегкий), твердотопливные ускорители √ комплект BI-099 с двигателями RSRM-73), во время которого на околоземную орбиту выведен космический корабль OV-103 ⌠Discovery■ (27-й полет ОС, двигатели типа Phase II SSME1 ╧ 2053, SSME2 ╧ 2043, SSME3 ╧ 2049, вспомогательные силовые установки APU-1 ╧ 310, APU-2 ╧ 204, APU-3 ╧ 404, батареи топливных элементов FC-1 ╧ 110, FC-2 ╧ 119, FC-3 ╧ 122, версия бортового программного обеспечения OI- 28B) (25996 / 1999 069А).

Корабль пилотирует экипаж в составе: BROWN Curtis Lee, Jr., командир, США (6-й полет в космос); KELLY Scott Joseph, пилот, США (1-й полет в космос); SMITH Steven Lee, специалист полета-1, США (3-й полет в космос); CLERVOY Jean-Francois, специалист полета-2, Франция (3-й полет в космос); GRUNSFELD John Mace, специалист полета-3, США (3-й полет в космос); FOALE Colin Michael, специалист полета-4, США (5-й полет в космос); NICOLLIER Claude, специалист полета-5, Швейцария (4-й полет в космос).

Основной задачей полета является ремонт орбитального телескопа ⌠Hubble■, который с 13 ноября прекратил выполнение научной программы из-за отказа четырех (из шести) гироскопов, поддерживающих ориентацию аппарата. Нынешний полет должен был начаться еще два месяца назад, но постоянно откладывался из-за длинной череды технических неисправностей, которые выявлялись в ходе очередных проверок систем корабля. Самой последней стала проблема с технической документацией, возникшая 16 декабря. При проверке внешнего топливного бака, кстати предназначенного для другого полета, были обнаружены дефекты в сварных швах некоторых из трубопроводов бака √ для сварки использовался не тот материал. Проверка показала, что у ⌠Discavery■ все в порядке, но, чтобы не рисковать, было решено проверить всю техническую документацию, а старт корабля задержать на сутки. Дважды, 18 и 19 декабря, полету мешала погода. В результате старт состоялся в последний из возможных дней, когда возвращение корабля на Землю может произойти еще до наступления нового года. В NASA опасаются оставлять корабль на орбите в новогоднюю ночь из-за возможного сбоя компьютеров вследствии ╚проблемы-2000╩.

Программа полета, первоначально рассчитанная на 10 дней полета, сокращена до 8 дней. Из- за этого космонавтам придется три выхода в открытый космос, а не четыре, как планировалось ранее. Если все пойдет в соответствии с полетным заданием, их возвращение на Землю запланировано в ночь с 27 на 28 декабря.

20 декабря в 00:58 UTC произошло отделение корабля от внешнего топливного бака ET-101 и он вышел на орбиту с параметрами: наклонение орбиты √ 28,5 град.; период обрашения √ 90,9 мин.; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) √ 56 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) √ 587 км. В 01:34 UTC было проведено включение маршевого двигателя корабля, после чего параметры орбиты составили: наклонение орбиты √ 28,5 град.; период обращения √ 93,48 мин.; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) √ 313 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) √ 582 км.

В течение первого и второго дней полета корабль маневрировал на орбите, постепенно сближаясь с орбитальным телескопом, параметры орбиты которого в момент старта корабля составляли наклонение орбиты √ 28,5 град.; период обращения √ 96,64 мин.; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) √ 591 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) √ 610 км. 22 декабря в 00:34 UTC телескоп был захвачен манипулятором корабля и присоединен к стыковочному узлу в хвостовой части грузового отсека. Манипулятором управлял французский космонавт Jean-Francois CLERVOY.

В ночь с 22 на 23 декабря космонавты Steven Lee SMITH и John Mace GRUNSFELD осуществили выход в открытый космос и произвели замену всех шести гироскопов на ⌠Hubble■. Работа по замене гироскопов являлась ключевой в программе полета, так как без этих жизненно важных органов управления телескоп не может производить научные исследования, в которых заинтересованы специалисты NASA. Космонавтам пришлось работать с чрезвычайной осторожность, чтобы не повредить другие системы телескопа. Да и сама замена гироскопов требует тщательности и сосредоточенности. Работа, продолжавшаяся 8 часов 15 минут, на два часа дольше чем планировалось, признана специалистами успешной.

СТАРТЫ РАКЕТ- НОСИТЕЛЕЙ.

18 декабря 1999 года в 18:57:49 UTC со стартового комплекса SLC3E Vandenberg Air Force Base стартовыми командами компании Lockheed Martin Astronautics при поддержке 30th Space Wing U.S. Air Force по заказу компании International Launch Services осуществлен пуск ракеты-носителя "Atlas-2AS" (AC-141), которая вывела на околоземную орбиту спутник "Terra" (25994 / 1999 068A). Из-за сильного ветра пуск был произведен за 10 секунд до окончания стартового "окна", когда многие уже и не надеялись на благоприятный исход сегодняшней попытки. КА "Terra" изготовлен компанией Lockheed Martin Missilies and Space для NASA Goddard Space Flight Center и предназначен для наблюдения за океаном, сушей, атмосферой и ионосферой, и является первым в серии подобных спутников, которые NASA намеревается запустить в ближайшие годы. На спутнике установлена аппаратура, разработанная специалистами США, Японии и Канады. Через сутки на борту спутника возникли проблемы √ вышла из строя антенна с высоким коэффицентом усиления, которая должна была обеспечить передачу на Землю около 850 гигабайт информации от приборов КА ежесуточно. Как предположили специалисты, причиной стала южноатлантическая геомагнитная аномалия. В ночь на 22 декабря антенна вновь стала функционировать нормально.

21 декабря 1999 года в 07:12 UTC со стартовой площадки SLC576E Vandenberg Air Force Base стартовыми командами компании Orbital Sciences Corporation при поддержке специалистов 30th Space Wing U.S. Air Force осуществлен пуск ракеты-носителя "Taurus" (T4), которая вывела на околоземную орбиту южнокорейский спутник "KOMPSAT" ["Korean Multi-purpose Satellite"] (26032 / 1999 070A) и принадлежащий NASA спутник "ACRIMSAT" ["Active Cavity Radiometer Irradiance Monitor Satellite" (Спутник, оснащенный радиометрическим монитором освещенности с активным резонатором)] (26033 / 1999 070B). Многоцелевой КА "KOMPSAT" изготовлен американской компанией TRW, Inc. совместно с Korean Aerospace Research Institute. Его основными задачами являются: съемка территории Южной Кореи для создания точной карты ее рельефа; сбор информации о биологических изменениях в океане; исследования ионосферы Земли и влияние радиации на работу электроники в космосе. КА "ACRIMSAT" изготовлен компанией Orbital Sciences Corporation по заказу NASA. Он предназначен для измерения солнечной радиации, которые могут быть связаны с изменениями климата на Земле. Срок его работы √ 5 лет. Кроме того в космос выведена капсула "Celestis-03" (26034 / 1999 070C) с прахом 36 американцев, пожелавших быть захороненными в космосе. "Захоронения" на орбите производит компания Celestis, Inc.

22 декабря 1999 года в 00:50 UTC со стартового комплекса ELA2 Guiana Space Center стартовыми командами компании Aerospace осуществлен пуск ракеты-носителя "Ariane-4.44L" (V125), которая вывела на околоземную орбиту сптник связи "Galaxy-11" (26038 / 1999 071A), принадлежащий американской компании PanAmSat Corporation. КА весом 4508 кг изготовлен компанией Hughes Space and Communications Company на основе нового базового блока HS702. Он имеет 64 активных ретрансляторов, 40 из которых работают в Ku-диапазоне, а еще 24 √ в С-диапазоне. Его мощность 10 кВт. Срок активной работы √ 15 лет. Первоначально спутник будет помещен на геостационарную орбиту в точку стояния над 99 градусом западной долготы, а впоследствии перемещен в точку над 91 градусом западной долготы. "Galaxy-11" стал первым из 7 спутников, которые будут запущены в ближайшие 18 месяцев для компании PanAmSat Corporation. Спутник будет обслуживать абонентов в Северной Америке.

ОТКРЫЛСЯ САЙТ КОНФЕРЕНЦИИ RU.SPACE.

Открылся официальный сайт конференции RU.Space. Конференция RU.Space, являющаяся своего рода дискуссионным клубом для любителей космонавтики, обзавелась своим собственным сайтом в Интернет - http://russianspace.freeservers.com/. На сайте можно ознакомиться с информацией о конференции, е╦ истории, правилах работы, о том, как подписаться на конференцию и какие проекты реализуются в рамках конференции. Дизайн и информационное обеспечение осуществляется усилиями Web-группы конференции. Кроме создания официального сайта конференции, группа занимается созданием других сайтов по космонавтике. СПРАВКА: Электронная конференция RU.Space состоит из тематической эхоконференции FidoNet по космонавтике RU.SPACE, созданной в начале 90-х, (в Интернет представлена как news-группа fido7.ru.space) и списка рассылки RussianSpace@onelist.com, созданного в этом году /Александр РАЗОРЕНОВ/.

SPACEHAB ПОЛУЧИЛА КОНТРАКТ ОТ NASA.

Компания SPACEHAB получила контракт от NASA на проведение работ по МКС. Сумма контракта составляет 4,2 млн дол. Он предусматривает создание грузовой платформы Integrated Cargo Carrier (ICC) и двух негерметичных контейнеров для инструментов и оборудования SPACEHAB Oceaneering Space Systems (SHOSS). Эти инструменты будут использоваться для сборки элементов станции. Платформа вместе с контейнерами будет установлена на внешней поверхности станции. Все это планируется доставить на МКС в феврале 2001 года на корабле многоразового использования (15 декабря).

СТАРТ ⌠РОКОТА■ ПЕРЕНЕСЕН НА ЯНВАРЬ.

На вторую половину января 2000 года перенесен первоначально запланированный на 17 декабря первый демонстрационный пуск с космодрома Плесецк ракеты- носителя "Рокот" с разгонным блоком "Бриз". Во время запуска на околоземную орбиту должен быть выведен военный экспериментальный спутник "РВСН-40", предназначенный для решения задач в интересах Ракетных войск стратегического назначения РФ. Все предыдущие запуски РН "Рокот" были проведены с космодрома Байконур из шахтной пусковой установки. С Плесецка носитель должен стартовать с наземной пусковой установки. Как сообщили в Главном штабе РВСН, перенос времени старта не связан с какими-либо техническими проблемами в РН или полезной нагрузке. "Просто возникла необходимость все еще раз тщательно проверить, поскольку этот старт очень важен для российской космической программы", - заявили военные (16 декабря).

ДЛЯ МОНИТОРИНГА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

Компания Lockheed Martin Missiles & Space получила контракт на участие в программе разработки, строительства и запуска спутников системы NPOESS (National Polar- orbiting Operational Environmental Satellite System - Национальная полярная орбитальная спутниковая система для мониторинга окружающей среды). В программе NPOESS также участвуют Национальное управление США по исследованию океанов и атмосферы (National Oceanic and Atmospheric Administration, NOAA), ВВС США и NASA (16 декабря).

СПУТНИКОВОЕ РАДИОВЕЩАНИЕ В АФРИКЕ.

Африка стала пионером в области высоких технологий. На территории Черного континента раньше, чем в Европе и Америке, начала действовать цифровая служба спутникового радиовещания. Отныне жители любой африканской страны, а также Ближнего Востока и Средиземноморья смогут принимать десятки программ, ретранслируемых со спутников, качество звучания которых поражает кристальной чистотой даже в сравнении с передачами, передаваемыми в диапазоне УКВ. "Мы гордимся тем, что эта новая глобальная технология пришла в Африку на два года раньше, чем в США и Европу, - заявил на церемонии представления новинки в области средств массовой информации основатель и руководитель компании "УорлдСпэйс" Ноа Самара. - Чтобы это стало возможным, мы неустанно трудились в течение десяти лет". По словам главы "УорлдСпэйс", создание системы обошлось в миллиард долларов. Первоначально слушатели могут выбирать из трех десятков станций, среди которых - деловые новости "Блумберг", радиоверсия "Си-эн-эн", французские РТЛ и "Радио Франс Интернасьональ", канал джазовой и классической музыки и, разумеется, многочисленные каналы поп-музыки. С новой службой сотрудничают и национальные радиостанции, в том числе южноафриканские, египетские, марокканские, турецкие, кенийские, поэтому каждый сможет выбрать для себя что-нибудь интересное на родном языке. Радиостанции посылают цифровые закодированные сигналы на спутник "АфриСтар", который передает их на радиоприемники. Те раскодируют сигналы, предоставляя возможность слушателям наслаждаться любимой передачей без потери студийного качества звука. Проблема лишь одна. Слушать новости и музыку по цифровой спутниковой системе возможно, только если у тебя есть особый радиоприемник. На сегодняшний день существуют уже четыре модели, разработанные японскими компаниями "Джи-ви-си", "Панасоник", "Саньо" и "Хитачи". В Кению завезено 30 тысяч новых радиоприемников. Их цена колеблется от 300 до 400 дол. Н.Самара выразил уверенность, что через несколько лет, по мере развития спутникового вещания, стоимость цифровых радио упадет до 100 дол. "Это полностью соответствует нашей концепции, - подчеркнул руководитель "УорлдСпэйс". - Мы хотим, чтобы цифровое радио стало аналогом спутникового телевидения для развивающихся стран. В Африке радио традиционно - самый популярный источник информации и развлечений. Поэтому в наших же интересах, как только выпуск радиоприемников станет массовым, довести цены на них до уровня, приемлемого для большинства жителей континента" /ИТАР- ТАСС/ (16 декабря).

ПРОБЛЕМЫ АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ США.

Процесс старения персонала представляет собой серьезнейшую проблему, которая будет омрачать перспективы NASA и аэрокосмической промышленности США на ближайшие 5-10 лет, считает глава американского космического ведомства Daniel GOLDIN. Выступая перед группой представляющих промышленность экспертов, директор NASA обратился к ним с просьбой задуматься над тем, как управлению решить проблему "седеющей рабочей силы". Эти встречи, на которых проводятся консультации по вопросам политики NASA, носят регулярный характер. По словам Daniel GOLDIN, это не просто вопрос, касающийся сотрудников NASA, а проблема для обеспокоенности всей страны. Компании, действующие в области аэронавтики и использования космического пространства, полагаются в своей деятельности на пожилой истеблишмент, на тех, кого Daniel GOLDIN называет "рыцарями холодной войны", поскольку они пришли из той эпохи, которая дала толчок космической индустрии. Однако они, напоминает директор NASA, еще не долго будут оставаться на своих местах. Ситуация, по словам главы космического ведомства США, такова, что в следующие 5-10 лет "рыцари холодной войны" и те, кто работали над проектом "Apollo", уйдут на пенсию. Таким образом в распоряжении есть только это время, когда вместе будут трудиться те, кто знает, как надо все делать, и те, кто пришел с блестящими новыми идеями. Подобное положение вещей нельзя игнорировать, считает Daniel GOLDIN. Директор NASA отмечает и еще одну серьезную проблему, возникшую в последние годы. Аэрокосмические компании теряют молодые таланты, уступая их более богатым и прибыльным секторам промышленности, типа информационных технологий. Аналогичный процесс достаточно высокими темпами происходит и в NASA, куда раньше люди приходили, чтобы проработать всю жизнь, а новые специалисты остаются на 3-4 года и уходят в промышленность. Со своей стороны отвечающий за научные исследования директор Ассоциации аэрокосмической промышленности David NARIERE отмечает, что старение отрасли вызывает тревогу, ибо очень сложно передать опыт предыдущих поколений. По его словам, трудно привлечь молодые таланты в аэрокосмическую индустрию, когда компании, связанные с Internet, предлагают более высокие зарплаты. На сентябрь 1999 года отрасль потеряла 68 тыс. рабочих и их общая численность сократилась с 885 до 817 тыс. В недавнем анализе неудач коммерческих пусков, подготовленном министерством обороны США, нехватка подготовленного и опытного персонала отмечалась, как одна из главных проблем, с которыми сталкиваются компании, создающие ракеты-носители /ИТАР-ТАСС/ (16 декабря).

КОСМОДРОМ В ИНДОНЕЗИИ...

Американская компания General Electric рассматривает вопрос об инвестировании 1 миллиарда долларов в строительство нового космодрома на одном из индонезийских островов. Пока место строительства не выбрано и в качестве претендентов фигурируют острова Лембе (52 квадратных километра) неподалеку от порта Бьютинг на севере острова Сулавеси, остров Бьяк в заливе Чендраваших и остров Вайгео к северу от западной оконечности острова Ириан. Выбор места размещения космодрома координируется Индонезийским космическим агентством (17 декабря).

... И В ЮЖНОЙ КОРЕЕ

Южная Корея намерена построить собственный космодром, с которого будут запускаться национальные спутники с помощью отечественных ракет-носителей. "Пуски южнокорейских ракет-носителей должны начаться в 2005 году", - заявил президент Южной Кореи KIM DAE-JUNG. В качестве места сооружения космодрома рассматриваются районы Намхуе и Коханг. Строительство должно начаться в 2001 году и в первый год на это будет ассигновано 115 миллионов долларов (17 декабря).

ПОСТАВКИ ДВИГАТЕЛЙ ДЛЯ ATV.

Компания Kaiser Marquardt поставила компании Daimler Chrysler Aerospace девять двигателей типа R-4D, которые должны быть установлены на беспилотном транспортном корабле снабжения Международной космической станции Automatic Transfer Vehicle (ATV), который разрабатывается в European Space Agency. Двигатели R- 4D должны обеспечить маневрирование и стыковку корабля с МКС (17 декабря).

■SHENZHOU■ ПИЛОТИРОВАЛ МАНЕКЕН.

Как сообщает китайская печать, на космическом корабле "Shenzhou", совершившем полет в ноябре нынешнего года, был помещен манекен, имитирующий космонавта, а в спускаемом аппарате поддерживалась та же атмосфера, какая должна быть при наличии в нем экипажа. Один из руководителей китайской ракетной программы Yunnan RIBAO сообщил журналистам, что стоимость одного корабля "Shunzhou" составляет около 1 миллиарда юаней. Китайская газета "Ming Pao" сообщает, что строительство китайского Центра подготовки космонавтов еще не завершено, однако часть оборудования уже введена в эксплуатацию и используется для подготовки будущих китайских космонавтов (17 декабря).

ВПЕРВЫЕ УВИДЕЛИ ОТРАЖЕННЫЙ ВСЕТ ЗВЕЗДЫ.

Английские астрономы впервые увидели планету, не принадлежащую к нашей солнечной системе, по отраженному ею свету своей звезды. Коллектив астрономов из Университета св. Эндрюса использовал новый метод исследований, позволивший отделить свет, отраженный планетой, вращающейся вокруг звезды Тау-Волопаса (Tau Bootis), от света, испускаемого самой этой звездой. До сих пор такие планеты находили только с помощью косвенных исследований. Так планета у звезды Тау-Волопаса была обнаружена в свое время путем измерения вариаций доплеровского сдвига излучения этой звезды. Такое изменение доплеровского сдвига наблюдается из-за того, что звезда под действием гравитационного поля вращающейся вокруг нее планеты совершает периодическое движение вокруг центра равновесия. Однако может наблюдаться и дополнительный доплеровский сдвиг излучения, который возникает при отражении света звезды от движущейся планеты. Если планета вращается вокруг звезды с достаточно большой скоростью, то этот вторичный доплеровский сдвиг будет намного больше первичного, вызванного вращением самой звезды. Вот этот вторичный "планетный" доплеровский сдвиг излучения и был зафиксирован англичанами. Они производили измерения спектра излучения Тау-Волопаса с помощью 4,2-метрового телескопа им. Уильяма Гершеля, расположенного на Канарских островах. После исследования записанных спектров был сделан вывод о том, что зафиксировано излучение, отраженное планетой, орбитальная скорость которой составляет 74 км/с. Новый метод исследований позволил определить и угол наклонения орбиты планеты - 29 градусов. С помощью ранее использовавшегося метода "лучевой скорости" такие данные получить невозможно. Была определена и масса планеты - она оказалась почти в 8 раз тяжелее Юпитера. Спектр отраженного планетой излучения имеет пик в диапазоне длин волн от 479 до 509 нм (сине-зеленая область спектра). По оценкам астрономов, диаметр этой планеты в 1,8 раз превышает диаметр Юпитера. При исследовании спектра отраженного планетой излучения можно будет определить и линии поглощения атмосферы этой планеты, а, следовательно, можно будет получить и информацию о ее составе /SpaceViews/ (19 декабря).

МОЩНОЕ ИЗВЕРЖЕНИЕ НА ИО.

NASA распространило очередные снимки, полученные с борта межпланетной станции "Galileo". На полученных изображениях впервые хорошо видно мощное извержение вулкана на Ио, мимо которого станция пролетела в последний раз 26 ноября нынешнего года. Видна лава, извергающаяся из длинной трещины, причем фонтан этой лавы поднимается на высоту более 1,6 км над поверхностью Ио. По данным измерительного оборудования, установленного на "Galileo", температура извергающейся лавы составляет более 1300 градусов по Цельсию. Это не первая фотография вулканического извержения на Ио, однако, такое крупномасштабное изображение получено впервые (19 декабря).

ОБОРУДОВАНИЕ НАЧНЕТ ПОСТУПАТЬ ИЗ США В ЯНВАРЕ.

Оборудование для запуска коммерческих спутников с космодрома Плесецк по программе "Рокот" начнет поступать в Архангельск из США в январе 2000 года (20 декабря).

ПЛАНИРУЮТ РАЗРАБОТКУ НОВОЙ РН.

Россия, Казахстан и Украина планируют создать совместное предприятие для разработки новой ракеты-носителя (20 декабря).

НАЗНАЧЕН РУКОВОДИТЕЛЕМ КОМИССИИ.

Thomas YOUNG назначен руководителем комиссии Mars Program Independent Assessment Team (независимая комиссия по исследованию марсианской программы), которой предстоит расследовать причины последних неудач со станциями "Mars Climate Orbiter" и "Mars Polar Lander", и оценить правильность подхода NASA к программе исследований дальнего космоса в соответствии с широко рекламируемой философией "быстрее, лучше, дешевле". В 70-е годы Thomas YOUNG руководил проектом "Viking", в соответствии с которым на поверхность Марса были совершены две мягкие посадки, а два аппарата были выведены на орбиту вокруг Марса. Впоследствии он работал исполнительным вице-президентом компании Lockheed Martin (20 декабря).

■DEEP SPACE-1■ ПО-ПРЕЖНЕМУ В БЕЗОПАСНОМ РЕЖИМЕ ПОЛЕТА.

Американский межпланетный зонд "Deep Space-1" по-прежнему находится в безопасном режиме полета, в который его перевел бортовой компьютер 11 ноября нынешнего года из-за выхода из строя системы астронавигации. Все усилия вернуть его в нормальное состояние пока остаются безуспешными. Система астронавигации выходила из строя и раньше, но никогда ее восстановление не затягивалось на столь долгий срок. Специалисты полагают, что реанимировать систему астронавигации не удастся, однако это не помешает проведению научных исследований двух комет, пролет мимо которых запланирован на 2001 год (20 декабря).

ПРЕДСТОЯТ ИСПЫТАТЕЛЬНЫЕ ПОЛЕТЫ ⌠Н- 2■.

После аварии ракеты "H-2", которая произошла в ноябре этого года, японское National Space Development Agency (NASDA) решило отказаться от эти ракет и сосредоточиться на новой ракете "H-2A". Предусмотрено создать 2 версии новой ракеты √ "H-2A" Standard и "H-2A" Augmented с большей грузоподъемностью. О сроках запуска первой "стардартной" версии пока было сказано довольно расплывчато. Он состоится в период "с апреля 2000 г. по март 2001 г.". Коммерческие запуски планируется начать к 2002 г. На днях было объявлено, что будет проведено не один, а два испытательных полета ракеты "H-2A". Решено, что один из спутников, которые ранее предполагалось запустить во время первого испытательного полета, будет выведен на орбиту во время второго испытательного полета, который состоится в 2001 г. /SpaceViews/ (20 декабря).

НА КОСМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Правительство Великобритании намерено выделить 20 миллионов долларов на программу создания небольших спутников, а также 2 миллиона долларов на работы по программе создания марсианского аппарата "Beagle-2" (20 декабря).

ГРАФИК ВНОВЬ ПЕРЕСМОТРЕН.

Принята новая редакция графика строительства Международной космической станции. В соответствии с ним запуск российского служебного модуля "Звезда" должен состояться 10 марта 2000 года. В апреле 2000 года с 11-месячным опозданием на орбиту отправится американский корабль многоразового использования по программе полета STS-101 (материально-техническое обеспечение МКС). 7 июня корабль "Discovery" по программе полета STS-92 должен доставить на орбиту одну из секций выносной фермы, несколько панелей солнечных батарей и средства связи для МКС. 14 июня на российском корабле "Союз ТМ" на борт станции должен отправится первый экипаж. На 2000 год запланированы еще четыре полета американских "шаттлов" по программе сборки МКС, а также запуск российского стыковочного модуля "Стрела". Завершение создания МКС ожидается теперь в мае 2005 года (20 декабря).

ПРЕДСТОЯТ КАДРОВЫЕ ПЕРЕСТАНОВКИ В KSC.

"Руководство NASA Kennedy Space Center приняло решение о проведении организационных перестановок среди персонала центра, чтобы компенсировать "критическое снижение навыков", которое возникло в NASA в последние годы", - заявил директор KSC Roy BRIDGES. Реорганизация центра предусматривает прием на работу 75 инженеров и техников, сокращение числа менеджеров, а также перемещение персонала на другие участки работы. Кадровые изменения должны состояться не позднее апреля 2000 года. Одна из причин планируемых изменений √ повышение безопасности полетов кораблей и ракет-носителей. Другая причина √ попытка NASA начать жить по средствам (21 декабря).

ЗАКДЮЧИЛИ СОГЛАШЕНИЕ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ.

Американская компания Hughes Space and Communications Company и NASA Jet Propulsion Laboratory заключили соглашение, в соответствии с которым они займутся совместным развитием современных технологий. В сферу интересов партнеров войдут системы связи, навигации и управления. Целями партнерства являются: для JPL √ создание и использование новых технологий для их использования в космических исследованиях, для HSC √ коммерческое использование технологий, применяемых в космических исследованиях (21 декабря).

■ОШИБКА ГОДА■.

Американский журнал "Sciences" назвал "ошибкой года" неудачу, постигшую межпланетную станцию "Mars Climate Orbiter". Станция потерпела аварию в результате досадной путаницы с английской и метрической системами мер (22 декабря).

25 декабря

30 лет назад (1969) осуществлен запуск искусственного спутника Земли "Интеркосмос-2" (04285 / 1969 110A), предназначенного для получения данных о глобальном распределении электронной температуры и ионной концетрации. Основным результатом полета спутника стало обнаружение ночной экваториальной ионосферной аномалии на высоте около 1000 километров. На КА была установлена научная аппаратура, разработанная и изготовленная в Болгарии, ГДР, СССР и Чехословакии.

26 декабря

25 лет назад (1974) в Советском Союзе был осуществлен запуск орбитальной научной станции "Салют-4" ["ДОС-4"] (07591 / 1974 104A). Основной задачей эксплуатации станции являлось проведение на ее борту научно-техническиъ исследований и экспериментов. На станции работали две экспедиции: Алексей Александрович ГУБАРЕВ и Георгий Михайлович ГРЕЧКО с 12 января по 9 февраля 1975 года, и Петр Ильич КЛИМУК и Виталий Иванович СЕВАСТЬЯНОВ с 25 мая по 25 июля 1975 года. С июля 1975 года по февраль 1977 года станция совершала полет в беспилотном режиме. 3 февраля 1977 года станция вошла в плотные слои земной атмосферы и прекратила свое существование.

С замечаниями, предложениями, дополнениями обращаться zhelab@robotek.ru.
Последнее обновление 23.12.1999.