ПОСЛЕДНИЕ
КОСМИЧЕСКИЕ
НОВОСТИ

Выпуск N 91 от 22 июля 1999 года.

Что нового на страницах энциклопедии и в Internet.
Архив новостей.

МИРОВОЙ РЕКОРД ДЛЯ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ.

При испытаниях нового ракетного двигателя RS-68, созданного специалистами компании Boeing Co. для ракеты-носителя "Delta-4", установлен мировой рекорд тяги - двигатель развил тягу в 198,15 тонны, больше чем любой другой другой кислородно-водородный двигатель. Рекордный показатель был достигнут при проведении первого огневого испытания на полную мощность, которое состоялось в Исследовательской лаборатории ВВС США, расположенного на авиабазе Edwards (штат Калифорния) (14 июля).

ЗАВЕРШЕНЫ ПЕРЕГОВОРЫ ПО ПРОТОТИПУ Х- 37.

Представители NASA и компании Boeing Co. завершили переговоры о распределении инвестиций при создании нового экспериментального летательного аппарата "Х-37". Решено, что из 173 миллионов долларов, выделяемых на работы, 50 процентов будут переданы в промышленность, а другие 50 процентов будут использованы американским космическим ведомством. "Х-37" должен стать экспериментальной базой для отработки новых технологий при создании носителей многоразового использования. Летательный аппарат, ранее известный под названием "Future-X Pathfinder", может быть доставлен на околоземную орбиту либо современным кораблем многоразового использования системы "Space Shuttle", либо одноразовой ракетой-носителем. Он будет беспилотным, способным совершать аватономный полет и развивать скорость около 25 Махов. При реальном космическом полете на нем будут отрабатываться перспективные элементы конструкции корпуса, двигателей, а также изучаться возможности его маневрирования на орбите и при вхождении в земную атмосферу. Разработка нового многоразового носителя призвана снизить стоимость доставки грузов на орбиту. Длина аппарата 8,3 метра, размах крыльев - 4,8 метра. "Х-37" единственный демонстрационный аппарата, испытания которого пройдут в космосе. Первый орбитальный полет запланирован на 2002 год (14 июля).

РОССИЯ И КАЗАХСТАН ВСЕГДА НАЙДУТ ОБЩИЙ ЯЗЫК.

Уверенность в том, что правительства России и Казахстана всегда найдут общий язык и взаимопонимание при решении самых сложных вопросов, выразила в обращении к президенту Казахстана Нурсултану НАЗАРБАЕВУ группа российских ученых и общественных деятелей. В поступившем в РИА "Новости" документе его авторы благодарят президента Казахстана "за своевременное вмешательство в решение проблемы использование Россией космодрома Байконур". При этом особое внимание обращается на важность отправки на станцию "Мир" грузового корабля, чтобы не был потерян этот уникальный комплекс, использование которого в интересах ЮНЕСКО предполагается обсудить в самое ближайшее время. Как отмечается в обращении, "наши народы связывают давние узы дружбы и взаимопомощи. Мы прошли долгий и непростой исторический путь, где были радости и печали. Одним из наших общих выдающихся достижений стало освоение космического пространства. Именно с казахской земли стартовал в космос Первый человек планеты". Сегодня, говорится в обращении, "Республика Казахстан стала космической державой. С уникального космодрома Байконур стартуют в космос земляне и сотни космических аппаратов. Он по праву стал международными воротами в космос, гордостью всего человечества" /РИА "НОВОСТИ"/ (14 июля).

РОССИЯ НЕ БУДЕТ СТРОИТЬ НОВЫЕ КОСМОДРОМЫ.

Россия не будет создавать новые космодромы на своей территории в связи с ситуацией с Байконуром. Об этом заявил журналистам глава Российского авиационно-космического ведомства Юрий КОПТЕВ. При этом он отметил, что Россия также не намерена совершенствовать имеющиеся космодромы, в частности, Плесецк. Юрий КОПТЕВ подчеркнул, что отношения между Россией и Казахстаном по вопросам использования Байконура "не могут быть отношениями между арендатором и арендодателем". "Здесь мы стоим на четкой позиции", - заключил он (15 июля).

БЛАГОДАРНОСТЬ ПРЕМЬЕРА.

Премьер российского правительства Сергей СТЕПАШИН поблагодарил вице-премьера Илью КЛЕБАНОВА за оперативное разрешение проблем вокруг космодрома Байконур. "Сейчас решены все проблемы, связанные с арендой, запусками, долгосрочной цивилизованной работой с казахской стороной", - сообщил премьер, открывая сегодняшнее заседание правительства России. Однако, как отмечают специалисты ЦУПа, в первый день после снятия Казахстаном запрета старт космических аппаратов с Байконура все равно невозможен, т.к. требуется определенное время на тестирование бортовых систем. Первым, на 16 июля, намечен пуск грузового корабля "Прогресс М-42". Уже на следующий день, 17 июля, с ракетой "Зенит" стартует украинско- российский спутник "Океан-0". Запрет на запуск ракетоносителя системы "Протон", по словам вице-премьера Ильи КЛЕБАНОВА, будет снят только после определения причин аварии и возмещения российской стороной ущерба, причиненного Казахстану (15 июля).

ВСЕ-ТАКИ, ЕСТЬ ИЛИ НЕТ УГРОЗА ЗЕМЛЕ ?

В начале этого года был открыт астероид 1999 AN10, который привлек к себе самое пристальное внимание. Астрономы рассчитали его орбиту и оказалось, что существует вероятность того, что в 2039 г. он столкнется с Землей. Вероятность эта весьма мала - 1 шанс на миллиард, но исключать ее было нельзя. Повторные расчеты передвинули дату столкновения на 2044 г. И вот на днях была обнаружена фотография, сделанная 44 года назад. На ней был изображен тот самый астероид. С учетом новых данных были проведены более точные расчеты траектории астероида 1999 AN10. И оказалось, что ни в 2039 ни 2044 астероид с Землей не столкнется. Более того, в 2044 г. в момент ранее предполагаемого столкновения он будет находиться на расстоянии порядка 320 млн км от Земли на противоположном конце солнечной системы. Ближе всего к Земле этот астероид будет пролетать в 2027 г. - на расстоянии 390 тыс. км /SpaceViews/ (15 июля).

США ГОТОВЫ ПРОДОЛЖИТЬ ОБСУЖДЕНИЕ.

США готовы продолжить обсуждение с Россией возможности дальнейшего увеличения квот на запуск американских спутников на 2000 и дальнейшие годы. Об этом сообщил генеральный директор Российского авиационно- космического агентства Юрий КОПТЕВ после закрытого обсуждения этих вопросов на заседании правительства РФ. По словам главы РАКА, сегодня или завтра его ведомство совместно со своими американскими коллегами должно оформить документ по вопросу об увеличении квот на запуски американских спутников при помощи российских ракет- носителей с космодрома "Байконур". Юрий КОПТЕВ подчеркнул, что сложная ситуация, сложившаяся после аварии ракеты-носителя "Протон" на космодроме "Байконур", в настоящее время практически полностью разрешена (15 июля).

MOTOROLA ПРЕДУПРЕЖДАЕТ.

Компания Motorola, Inc. выступила с предупреждением, что отсутствие инвестиций в систему спутниковой связи IRIDIUM может поставить компанию Iridium LLC на грань банкротства или ликвидации. Президент Motorola, Inc. Christopher GROWNEY заявил, что компания больше не будет вкладывать деньги в спутниковую систему, если другие партнеры не будут поступать аналогичным образом. Сегодняшнее заявление мгновенно вызвало падение курса акций компании Iridium LLC на ведущих биржах мира (15 июля).

США ПРЕДЛАГАЕТ ЯПОНИИ СВОИ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ СПУТНИКИ.

Официальные представители США дают понять, что Японии вместо создания собственных разведывательных спутников следовало бы купить космический аппарат у США, сообщает журнал "Авиэйшн уик энд спейс текнолоджи". Правительство Японии изучает возможность использования американских комплектующих для изготовления четырех разведывательных спутников, которые оно планирует построить в ответ на испытания Северной Кореей баллистических ракет "Тэпходон" и "Рэходон". Японские компании, возглавляемые корпорацией "Мицубиси электрик", подталкивали правительство на создание национальной спутниковой разведывательной системы на протяжении нескольких лет. Но только проведенные в 1998 году Северной Кореей ракетные испытания заставили правительство перейти к конкретным действиям и принять соответствующую программу. Оценочная стоимость программы составляет 1,6 млрд дол. /ИТАР-ТАСС/ (16 июля).

ПРОДОЛЖАЕТСЯ ПОЛЕТ МКС.

Опубликован пресс-релиз ╧ 99-026 о полете Международной космической станции. На борту станции по-прежнему фиксируются небольшие неполадки отдельных бортовых систем. Продолжают нестабильно работать аккумуляторные батареи на борту российского модуля "Заря". Неполадки в батареях были замечены еще весной нынешнего года, но во время полета корабля "Discovery" в мае месяце были заменены контроллеры, которые являлись причиной сбоев. Однако и с новыми контроллерами не все идет так гладко, как хотелось бы. Также не удается ликвидировать неисправность в работе антенны резервной системы связи. К настоящему времени МКС совершила 3702 оборота вокруг Земли. Параметры ее орбиты составляют: наклонение орбиты - 51,6 градуса; период обращения - 92 минуты; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 380,8 километров; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 409,6 километров (16 июля).

ЦЕНТР ХРУНИЧЕВА ПОЛУЧИЛ НОВЫЙ ЗАКАЗ.

Космический центр имени М.В.Хруничева получил новый заказ. Американская фирма Teledesic подписала контракт сразу на три запуска ракет "Протон-М" в 2001 году и зарезервировала для возможного использования еще 5 стартов для вывода на орбиту своих спутников. Как подчеркнули в пресс-службе российского космического центра, квоты, выделяемые США на запуск спутников американского производства на геостационарную орбиту, на эти космические аппараты не распространяются, поскольку они выводятся на низкие орбиты (16 июля).

ДОЛГОЖДАННЫЙ СТАРТ.

В 16:36 UTC с 5-й пусковой установки 1-го стартового комплекса 5-го Государственного испытательного космодрома (космодром Байконур) осуществлен пуск ракеты-носителя "Союз-У", которая вывела на околоземную орбиту грузовой транспортный корабль "Прогресс М-42" (25858 / 1999 038А). Корабль должен доставить на станцию "Мир" важные грузы. Это прежде всего аппаратура, которая станет дополнительной гарантией надежного, контролируемого полета станции в беспилотном режиме после того, как ее, как это планируется, в августе покинут космонавты. На "грузовике" будут доставлены на станцию и запасы топлива, которые потребуются либо для продолжения полета "Мира", либо для постепенного снижения его орбиты. Среди грузов - запасы продуктов питания и воды. На корабле на станцию должны быть привезены и живые существа. Это саламандры, необходимые для продолжения эксперимента "Генезис", осуществляемого в рамках франко-российского проекта "Персей". Важный груз "Прогресса М-42" - крупногабаритный рефлектор принципиально новой конструкции. Он разработан российскими и грузинскими специалистами и будет доставлен на станцию в сложенном виде. Во время предстоящего выхода в открытый космос члены экипажа "Мира" укрепят его на ферме "Софора", после чего будет дана команда на раскрытие рефлектора для проверки его механических конструкций. Подобные изделия еще никогда не были в космосе, испытывались лишь на Земле. В дальнейшем же, по мнению специалистов, они могут быть применены в качестве антенн на спутниках (16 июля).

НОВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ В РАКА.

Первым заместителем Генерального директора Российского авиационно-космического агентства по авиационному комплексу назначен Юрий БАРДИН. Юрий БАРДИН родился в 1937 году. Прошел путь от мастера до директора приборного завода. Был главным инженером главка, начальником главка, заместителем министра авиационной промышленности, ведавшим вопросами приборостроения. Последняя его должность - председатель совета директоров АО "Авиапром" (16 июля).

ПОСЛЕДНИЕ ВИТКИ "LUNAR PROSPECTOR".

Продолжается полет американской межпланетной станции "Lunar Prospector" по орбите вокруг Луны. На 00:00 UTC станция совершила 6860 оборотов вокруг Луны. Параметры ее орбиты составляют: минимальное расстояние от поверхности Луны (в периселении) - 19,4 км; максимальное расстояние от поверхности Луны (в апоселении) - 40,6 км; период обращения - 111 мин. 31 июля станция должна упасть на поверхность Луны в районе ее южного полюса (16 июля).

В АВАРИИ "DELTA-3" ВИНОВАТ ДВИГАТЕЛЬ.

По заявлению представителей NASA, неудача с запуском ракеты-носителя "Delta-3" в мае нынешнего года могла была быть вызвана новым режимом работы двигателя последней ступени. Если это так, то вероятность аварий распространяется и на все другие носители, оснащенные аналогичными двигателями, например, ракету "Atlas", производимую компанией Lockheed Martin. Речь идет о двигателе RL-10 производства компании Pratt and Whitley (16 июля).

СКОНЧАЛСЯ СТАРЕЙШИЙ АМЕРИКАНСКИЙ КОНГРЕССМЕН.

В возрасте 79 лет скоропостижно скончался старейший член палаты представителей Конгресса США George E. BROWN, Jr. Он стал конгрессменом в 1962 году и длительное время возглавлял демократов в Комитете по науке американского конгресса. Используя свой пост, George BROWN многое сделал для поддержки американских программ исследований космического пространства (16 июля).

ЗАВЕРШЕН ПОЛЕТ "ПРОГРЕСС М-41".

Осуществлена расстыковка орбитального комплекса "Мир" и грузового транспортного корабля "Прогресс М-41". Корабль был отстыкован от комплекса, чтобы освободить стыковочный узел для приема нового "космического грузовика". Через несколько часов корабль был сведен с орбиты и сгорел в плотных слоях земной атмосферы. Несгоревшие обломки затонули в пустынной части Тихого океана (17 июля).

ПОГИБ ДЖОН КЕННЕДИ-МЛАДШИЙ.

Потерпел катастрофу и упал в море близ побережья штата Массачуссетс небольшой частный самолет типа "Pailer-Saratoga", на борту которого находился John Fitzdgerald KENNEDY, Jr., его жена Каролин и сестра жены. Как полагают, все они погибли. John Fitzdgerald KENNEDY, Jr. - единственный сын президента США John Fitzdgerald KENNEDY, убитого 22 ноября 1963 года. 25 мая 1961 года именно John KENNEDY-старший выступил с инициативой высадки первого человека (американца) на Луне до конца 60-х годов (17 июля).

ЗАПУЩЕН "ОКЕАН-О".

В 05:38 UTC с 45-го стартового комплекса 5-го Государственного испытательного космодрома (космодром Байконур) осуществлен пуск ракеты-носителя "Зенит-2", которая вывела на околоземную орбиту российско- украинский спутник для исследования поверхности морей и океанов "Океан-О" (25860 / 1999 039А). КА выведен на орбиту с параметрами: наклонение орбиты - 98 градусов; период обращения - 94 минуты; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 661 километр; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 662 километра. Для РН "Зенит-2" этот пуск стал первым после прошлогодней аварии, когда были утеряны 12-ть спутников связи типа "Globalstar" и американские партнеры отказались от дальнейшего использования данного типа РН для запуска своих спутников. Сегодняшний запуск состоялся после многочисленных отсрочек, вызванных спором между Россией и Казахстаном вокруг космодрома Байконур (17 июля).

НОВАЯ МАРКА ПОЧТОВОГО ВЕДОМСТВА США.

В NASA Kennedy Space Center состоялась официальная церемония представления новой почтовой эмиссии американского почтового ведомства. Марка посвящена 30-летию со дня первой высадки человека на Луне, а сама церемония стала составной частью торжественных мероприятий, проходящих сейчас на мысе Канаверал (17 июля).

СТЫКОВКА В КОСМОСЕ.

В 17:53 UTC осуществлена стыковка грузового транспортного корабля "Прогресс М-42" и орбитального комплекса "Мир" (18 июля).

ОТКРЫЛАСЬ КОНФЕРЕНЦИЯ ООН.

В Вене начала работу третья Конференция ООН по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях. В международном форуме принимают участие около трех тысяч экспертов, политиков, ученых, представителей космической индустрии. Российскую делегацию, которая будет одной из наиболее представительных, возглавляет заместитель директора Российского авиационно-космического агентства Александр МЕДВЕДЧИКОВ. Конференцию, которая продлится до 30 июля, открыл генеральный секретарь ООН Kofi ANNAN, прибывший по этому случаю в Австрию с двухдневным визитом. В течение почти двух недель участники форума обменяются мнениями о налаживании более тесного сотрудничества в освоении космоса, наметят пути и перспективы развития космической науки и прикладных исследований на пороге нового тысячелетия. В работе конференции впервые принимают участие представители космической индустрии. Ведущие промышленные компании мира развернули в Вене тематическую выставку, где представлены новейшие достижения космической индустрии. Одной из наиболее обширных и привлекательных выглядит экспозиция российского Государственного космического научно- производственного центра им.Хруничева. На ней представлены образцы ракетной техники нынешнего и нового поколений, в том числе модульная ракета-носитель "Ангара", с которой в России связывают основные надежды на развитие космической деятельности в ближайшие десятилетия /ИТАР-ТАСС/ (19 июля).

ГОТОВИТСЯ "ЭКСПЕДИЦИЯ ПОСЕЩЕНИЯ".

В Институте медико-биологических проблем завершается подготовка первого международного экипажа, который примет участие в уникальном эксперименте, моделирующем полет на международную космическую станцию. Как сообщили в интервью РИА "Новости" в этом научном центре, в состав экипажа, возглавляемого гражданином Германии, психологом Bernard JOHANNES, входят россияне Игорь НИЧИПОРУК, Владимир САЛОНЬКОВ и Евгений БОБРОВНИК. В ближайшую пятницу они, как ожидается, начнут 110-суточное пребывание в гермокамере "Марсолет", где будут сымитированы все условия космического полета, за исключением невесомости. Напомним, что в соединенной с "Марсолетом" гермокамере "Мир" уже находится в таких же условиях со второго июля один экипаж, длительность пребывания которого здесь должна составить 240 суток. В его составе - четыре гражданина России. В Институте медико-биологических проблем /ИМБП/ отмечают, что миссия этого экипажа проходит нормально, проблем у обитателей гермокамеры пока не возникало. Проводимый в ИМБП эксперимент - важный этап в развитии космических медицины и биологии, всей космонавтики, отмечают специалисты. Программой эксперимента предусмотрены различной продолжительности "вахты" в гермокамерах не только этих двух, но и других экипажей, в составе которых будут россияне, граждане Украины, Канады, Японии, США. Всем этим людям предстоит выполнить более 80 различных экспериментов, в частности, в областях групповой и индивидуальной психологии. Должны быть проведены и уже осуществляются клинико-физиологические, биохимические, иммунологические, санитарно-гигиенические, микробиологические и технологические эксперименты. Одна из целей имитации космического полета - исследование взаимодействия людей с различным менталитетом, разных национальностей, ведь особенностью МКС, в создании которой участвуют Россия, США, Канада, страны Западной Европы, Япония, Бразилия, станет то, что на ней будут работать представители всех этих государств. Напомним, что по планам первый экипаж должен прибыть на станцию в следующем году. Вторая цель начавшегося 2 июля эксперимента - проверка того, соответствуют ли имеющиеся системы медицинского обеспечения напряженному режиму, который будет у интернациональных экипажей на станции во время ее сборки из модулей. Тогда космонавтам и астронавтам придется часто совершать требующие большой отдачи сил выходы в открытый космос. Отметим, что программой эксперимента для международного экипажа, который, как ожидается, поселится в "Марсолете" в пятницу, предусмотрен более напряженный график работы, чем у испытателей, находящихся в гермокамере "Мир" с начала июля. Кроме того, российские и зарубежные ученые проверяют в рамках проводимого в ИМБП эксперимента новую аппаратуру, методы исследования, создаваемые для МКС /Корр. РИА "Новости" Олег Лебедев/ (19 июля).

CHARLES CONRAD ЗАХОРОНЕН НА АРЛИНГТОНСКОМ КЛАДБИЩЕ.

В Вашингтоне на Арлингтонском кладбище состоялись похороны американского астронавта Charles CONRAD, погибшего 9 июля с.г. в дорожном происшествии (19 июля).

АМЕРИКА ОТМЕЧАЕТ 30-ЛЕТИЕ ВЫСАДКИ НА ЛУНЕ.

Президент США Bill CLINTON принял в Белом доме членов экипажа космического корабля "Apollo-11" Neil ARMSTRONG, Michael COLLINS и Edwin ALDRIN, совершивших в июле 1969 года первую успешную высадку на поверхность Луны. Встреча была приурочена к отмечаемой сегодня 30- летней годовщине посадки лунной кабины "Eagle" с космонавтами Neil ARMSTRONG и Edwin ALDRIN на Луне в районе Моря Спокойствия (20 июля).

Вице-президент США Albert GORE на церемонии в Национальном музее аэронавтики и космоса в Вашингтоне вручил членам экипажа космического корабля "Apollo-11" Neil ARMSTRONG, Michael COLLINS и Edwin ALDRIN Золотые медали имени Лэнгли за выдающиеся достижения в области авиации. Этой награды космонавты удостоены за большой личный вклад в дело освоения космоса. Медаль имени Лэнгли за почти столетнюю историю своего существования вручалась всего 21 раз. Первыми ее были удостоены в 1909 году братья Райт (20 июля).

ЗАВЕРШИЛСЯ УНИКАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

На станции "Мир" успешно завершается уникальный эксперимент "Оранжерея-5", цель которого - впервые получить на орбите второе поколение зерен "космической" пшеницы. По докладам экипажа, зерна в растениях, находящихся сейчас в специальной установке "Свет", получить удалось, сообщил РИА "Новости" Владимир СЫЧЕВ, руководитель лаборатории Института медико-биологических проблем, которая разработала серию экспериментов по выращиванию пшеницы на орбитальном комплексе. Сейчас злаки, впервые выращенные из полученных на орбите семян, уже не поливают, подсушивают, чтобы обеспечить оптимальные условия их возвращения на Землю. Только после того, как растения будут изучены учеными, можно будет сделать окончательные выводы о результатах эксперимента, сказал Владимир СЫЧЕВ. Семена пшеницы, впервые в мире выращенной на орбите, космонавты посеяли в марте. Эксперименты по выращиванию растений в космосе важны не только для исследования влияния невесомости на различные биологические процессы, отмечают специалисты. Растения, которые дают людям пищу, потребуются в будущем при полетах на Марс, в других дальних космических экспедициях. Тогда экипажам кораблей будут нужны свежие растительные продукты. Актуальной остается и проблема обеспечения космических станций кислородом, который вырабатывают растения. Пшеница выбрана в качестве объекта для опытов, поскольку дает не только кислород, но и основной продукт питания. Вырастить растения на орбите сложно. Для снабжения их водой, например, используется специальная система. Работы по выращиванию растений в условиях орбитальных станций проводятся давно. Осуществлялись и эксперименты с пшеницей, однако в злпаках, развившихся в условиях невесомости, впервые удалось получить семена лишь в начале этого года. Успех пришел после того, как специалисты использовали для посева сорт "Апогей", созданный специально для будущих систем жизнеобеспечения /Корр. РИА "Новости" Олег Лебедев/ (20 июля).

КАПСУЛА ПОДНЯТА СО ДНА АТЛАНТИКИ.

Успехом завершилась операция по подъему со дна Атлантического океана капсулы корабля "Liberty Bell-7", на которой 21 июля 1961 года Virgil GRISSOM совершил суборбитальный космический полет. После приводнения преждевременно произошел отстрел крышки люка и вода стала проникать внутрь капсулы. Космонавту удалось выбраться на поверхность океана, откуда его подобрал спасательный вертолет, а сама капсула затонула и долгие годы была единственным возвращаемым аппаратом NASA, который считался утерянным. До сегодняшнего дня она покоилась на дне Атлантического океана на глубине почти пять километров в 90 километрах северо-восточнее Багамских островов. Экспедиция, организованная и профинансированная телеканалом "Discovery", смогла в начале мая обнаружить капсулу на океанском дне, а спустя два с половиной месяца осуществить операцию по подъему (20 июля).

НА ОРБИТЕ ВОКРУГ ЮПИТЕРА.

Опубликовано очередное сообщение о полете американского межпланетного зонда "Galileo", совершающего полет по орбите вокруг Юпитера. С борта станции на Землю продолжает поступать научная информация, собранная во время пролета близ спутника Юпитера Каллисто в конце июня с.г. 22 июля станция достигнет наиболее удаленной от поверхности Юпитера точки своей орбиты и начнет обратное движение. На середину августа запланировано новое свидание с Каллисто (20 июля).

ПОЛЕТ СПУТНИКА ЗАВЕРШЕН.

Российский спутник "Космос-2359" (25376 / 1998 039А), использовавшийся в интересах Министерства обороны РФ, завершил свою работу на околоземной орбите. Сегодня спускаемый аппарат спутника совершил мягкую посадку на территории Оренбургской области. Космический аппарат был запущен 25 июня 1998 года и, по сообщениям западных источников, представлял из себя спутник для ведения фоторазведки типа "Янтарь" (21 июля).

ПРОДОЛЖАЕТСЯ РАЗГРУЗКА ТРАНСПОРТНОГО КОРАБЛЯ.

На орбитальном комплексе "Мир" продолжаются работы по переносу грузов с транспортно-грузового корабля "Прогресс", пристыкованного со стороны модуля "Квант". Как сообщила пресс-служба подмосковного Центра управления полетами (ЦУП), российские члены экипажа Виктор АФАНАСЬЕВ и Сергей АВДЕЕВ готовятся также к выходу в открытый космос, который должен состояться 23 июля в 15.15 мск. Предполагается, что пребывание космонавтов за бортом станции продлится 5 часов 39 минут. Резервным днем для этой операции установлено 27 июля.

Во время выхода космонавтам предстоит выполнить работы по раскрытию антенны и снять комплекты аппаратуры "Экзобиология" и "Спика", использованные по французско- российской программе "Персей" /ИТАР-ТАСС/ (21 июля).

"COLUMBIA" ВСЕ ЕЩЕ НА ЗЕМЛЕ.

Никак не может начаться полет космического корабля "Columbia", который должен вывести на околоземную орбиту рентгеновский телескоп "Chandra X-ray Observatory". Старт корабля был намечен на 20 июля, однако не состоялся из-за неисправности одного из датчиков, зафиксировавшего повышенное содержание водорода в одном из двигателей корабля. Как показал дальнейший анализ ситуации, на борту было все нормально и сбоил лишь датчик. Пуск был перенесен на 22 июля, но в запланированное для старта время над космодромом разразилась сильная гроза. Было принято решение перенести старт еще на сутки. Экипаж корабля возглавляет Eileen COLLINS - первая женщина, которой доверено командовать кораблем многоразового использования (22 июля).

НОВОСТИ КОРОТКОЙ СТРОКОЙ.

Казахстанская сторона не намерена вводить разрешительный режим на запуски российских ракет-носителей с Байконура, заявил генеральный директор РАКА Юрий КОПТЕВ (15 июля).

Экипаж российских космонавтов отправится на международную станцию в октябре будущего года, сказал космонавт Талгат МУСАБАЕВ (15 июля).

Китай намерен добиться прорыва в пилотируемых космических полетах "в ближайшем будущем", заявил представитель Китайской корпорации аэрокосмической науки и техника (15 июля).

Китай может запустить в космос свой первый пилотируемый корабль в октябре, считает Виталий СЕВАСТЬЯНОВ (19 июля).

Западноевропейский консорциум Arianespace принял решение о заказе 20 новых ракет тяжелого класса "Ariane-5" (20 июля).

Как заявил вице-премьер российского правительства Илья КЛЕБАНОВ, США готовы финансировать запуски ракет-носителей "Протон" и модернизацию российских космодромов (21 июля).

26 июля

50 лет назад (1949) родился американский космонавт William McMichael SHEPHERD. Зачислен в отряд космонавтов NASA в 1984 году. Совершил три космических полета: со 2 по 6 декабря 1988 года на борту корабля "Atlantis" по программе STS-27 продолжительностью 4 дня 9 часов 5 минут 35 секунд; с 6 по 10 октября 1990 года на борту корабля "Discovery" по программе STS-41 продолжительностью 4 дня 2 часа 10 минут 3 секунды; с 22 октября по 1 ноября 1992 года на борту корабля "Columbia" по программе STS-52 продолжительностью 9 дней 20 часов 56 минут 13 секунд. За три рейса в космос налетал 18 дней 8 часов 11 минут 51 секунду. В настоящее время назначен командиром первого экипажа Международной космической станции и проходит подготовку к старту, запланированному на февраль 2000 года.

28 июля

35 лет назад (1964) в США был осуществлен запуск межпланетной станции "Ranger-7" (00842 / 1964 041A), предназначенной для исследований Луны. 31 июля станция достигла поверхности Луны в районе Моря Облаков. Непосредственно перед падением, с борта станции на Землю были переданы 4308 снимков лунной поверхности, которые впоследствии были использованы для определения вероятных мест посадки членов экипажей кораблей "Apollo".

Последнее обновление 22.07.1999.