Энциклопедия Космонавтика А.Железнякова
Последние космические новости.

Выпуск ╧ 104 от 21 октября 1999 г.

Что нового на страницах энциклопедии и в Internet.
Архив новостей.

ОЧЕРЕДНОЙ ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ПОЛЕТ ДЕМОНСТРАТОРА.

На аэродроме в пустыне Мохаве (штат Калифорния, США) состоялся первый горизонтальный (поступательный) испытательный полет демонстратора "Roton ATV", созданного специалистами компании Rotary. Корабль оторвался от Земли в 14:23 UTC и пролетел в общей сложности 1310 м в направлении с севера на юг над взлетно-посадочной полосой RW 30/12. Корабль пилотировали Главный инженер проекта "Roton" Marti SARIGUL-KLIJN и Директор испытательной программы Brian BINNIE. Как было заявлено после окончания испытаний, корабль продемонстрировал хорошие возможности управляемого полета при изменении скорости. Максимальная высота, достигнутая при испытаниях, - 25 м. Максимальная скорость полета √ 95 км/час. Продолжительность испытаний (от момента включения ротора до момента его выключения) составила 9 мин. 45 сек., в том числе время полета 3 мин. 47 сек. Демонстратор дважды отрывался от Земли и дважды совершал посадки. Чистое время первого полета 1 мин. 50 сек., а второго √ 1 мин. 57 сек. Таким образом за три испытания демонстратор уже налетал в общей сложности 6 мин. 27 сек. Первоначально испытания были запланированы на 6 октября, но не состоялись по причине плохой погоды. Многоразовый носитель "Roton", разработку которого ведет компания Rotary, должен совмещать в себе преимущества ракеты и вертолета. Первый полет носителя планируется на 2001 год (12 октября).

ORBCOMM НЕСЕТ УБЫТКИ.

По итогам третьего квартала убытки предприятия Orbcomm, которое отвечает за эксплуатацию одноименной спутниковой связи, превысили предварительные оценки примерно на 10 центов за акцию, что привело к росту убытков примерно до 75 центов за акцию. Инвесторы, разочарованные негативными сообщениями с рынка спутниковых услуг, отреагировали снижением котировок на 3 дол за акцию. В результате в течение года стоимость акций корпорации Orbital Sciences, куда входит Orbcomm, может снизиться на 1,1-1,2 дол за штуку. Одной из причин этого могут стать резервы, предусмотренные по рискам корпорации в связи с инвестированием в CCI, которая планирует предложить услуги, аналогичные Iridium и ICO Global Communications (против обеих компаний начаты дела о банкротстве). Котировка акций Orbital Sciences в сентябре упала до 20 дол за акцию, что более чем вполовину меньше рекордного показателя за последний год, составившего примерно 45,3 дол. Убытки вызваны желанием Orbital Sciences с помощью усиленных инвестиций ускорить установку терминалов системы Orbcomm. Хотя объем заказов высок, клиенты корпорации типа крупных транспортных фирм не торопятся это делать. Из 60 тыс. устройств, заказанных на конец второго квартала, установлены только 10 тыс. К концу текущего года Orbital Sciences рассчитывает установить половину из 200 тыс. устройств, заказы на которые ожидаются. Остальные терминалы будут устанавливаться в течение будущего года. К концу 2000 года Orbital Sciences надеется подключить к спутниковой системе связи примерно 80% из 700 тыс. ожидаемых абонентов. По мнению специалистов, в целом корпорация успешно следует своему бизнес-плану. Заказы поступают, а система "Орбкомм" работает в соответствии с заявленными возможностями. Единственная проблема - предприятию потребуется больше времени, чем планировалось, для достижения уровня рентабельности /ИТАР-ТАСС/ (14 октября).

ЗАПУСК БРАЗИЛЬСКИХ СПУТНИКОВ.

В 03:26 UTC с космодрома Taiyqan осуществлен пуск ракеты-носителя "Long March-4B", которая вывела на околоземную орбиту китайско-бразильский спутник "CBERS-1" ["Zi Yuan-1", "China-Brazil Earth Resources Satellite"] (25940 / 1999 057A) и бразильский субспутник "SACI-1" (25941 / 1999 057B). Оба КА выведены на орбиты с параметрами: наклонение орбиты √ 98,6 град.; период обращения √ 97 мин.; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) √ 732 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) √ 745 км. На спутнике "CBERS-1" весом 1450 кг установлены камеры для ведения наблюдения за окружающей средой и сельскохозяйственными угодьями. Вес "SACI-1" 60 кг. Он предназначается для испытания различных технологий - антенны, батарей, систем питания и бортового компьютера. Спутник будет также заниматься исследованием магнитного поля Земли и его взаимодействием с Солнцем. Это был второй запуск ракеты "Long March-4B". Первый состоялся в мае. Эта ракета является менее мощной по сравнению с моделями "Long March-3A" и "Long March-3B", используемых для запуска спутников связи на геосинхронные орбиты. На 2000 год запланирован запуск еще одного китайско-бразильского спутника "CBERS-2" (14 октября).

ВОДА НА ЛУНЕ НЕ ОБНАРУЖЕНА.

Американские исследователи вынуждены признать, что надежды обнаружить воду на Луне с помощью космического аппарата "Lunar Prospector", не сбылись. По команде с Земли аппарат сошел с окололунной орбиты и врезался в кратер в районе южного полюса. До этого "Лунар проспектор" кружил по орбите почти 18 мес. и выявил некоторые свидетельства присутствия над кратером водорода - одной из составляющей воды. Были высказаны предположения, что на Луне может оказаться до 300 млн т льда. Считалось, что от удара часть воды испарится и вместе с пылью будет выброшена вверх. Ученые надеялись, что затем пары воды удастся обнаружить с помощью наземных и космических телескопов. "К сожалению, никаких следов воды", - отметил David GOLDSTEIN, сотрудник Техасского университета, возглавивший проект. По словам David GOLDSTEIN, есть несколько возможных причин того, что эксперимент не дал ожидаемых результатов. Аппарат мог врезаться не в лед, а в скалу; выброс водяных паров был недостаточным для того, чтобы быть замеченным телескопами; сами телескопы были нацелены не в то место; никакого льда в кратере нет, а обнаруженный ранее водород не имеет отношения к воде. Если бы на Луне удалось обнаружить лед, то это, по словам ученых, значительно упростило бы задачу создания там базы. Из воды с помощью химической реакции достаточно легко выделить кислород и водород, который используется в качестве компонента ракетного топлива. Поэтому Луна могла бы служить человечеству в качестве заправочной станции на пути в дальний космос /ИТАР-ТАСС/ (14 октября).

НАЧАЛИСЬ НАБЛЮДЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ НОВОГО СПЕКТРОГРАФА.

27 сентября состоялось первое наблюдение звездного неба с помощью нового спектрографа, установленного на "очень большом" телескопе VLT (Very Large Telescope), расположенном на горе Серро Паранал в пустыне Атакама на севере Чили. Спектрограф Ultraviolet Visual Echelle Spectrograph предназначен для работы в ультрафиолетовом и видимом диапазоне длин волн. Он был собран и протестирован в Германии, а программное обеспечение для него было предоставлено итальянской обсерваторией в Триесте. Общий вес спектрографа составляет 8 тонн. Это первый спектрограф такого типа, установленный в южном полушарии. Разрешающая способность спектрографа очень высока. Он позволяет измерять самые малые изменения радиальной скорости космических объектов и фиксировать спектры всех, в том числе и редких химических элементов. С помощью этого спектрографа будут вестись исследования химического состава звезд Млечного Пути, Большого и Малого Магеллановых облаков. Спектры квазаров и дальних галактик позволят получить информацию о том, какой была Вселенная на заре своей молодости. Период тестирования спектрографа продлится три недели. В это время будут вестись наблюдения звезд с хорошо известными характеристиками, чтобы проверить все возможности спектрографа (14 октября).

СТАНЦИЯ "МИР" ТЕРЯЕТ ВОЗДУХ И ВЫСОТУ.

Станция "Мир", оставшаяся необитаемой 28 августа, потихоньку теряет воздух через так и не обнаруженную брешь в обшивке и постепенно снижается над поверхностью Земли. Однако причин для беспокойства пока нет. Если утечка воздуха не усилится, то имеющихся запасов хватит до марта-апреля 2000 г., а к этому времени на станцию прибудет новый экипаж. Космонавты либо смогут найти и заделать дыру либо поднимут давление воздуха внутри станции с помощью специального генератора кислорода. Если же давление воздуха на станции упадет ниже 400 мм рт. ст., то экипаж не сможет попасть внутрь. К сожалению, давление воздуха внутри "Мира" нельзя поднять по командам из центра управления полетом. Кроме снижения давления воздуха происходит и снижение самой станции над поверхностью Земли со скоростью около 180 см в день. Это - вообще не проблема, так как при необходимости можно в любой момент включить двигатели грузового корабля "Прогресс" и поднять станцию на нужную высоту (14 октября).

МОДУЛЬ "ЗВЕЗДА" БУДЕТ ЗАПУЩЕН В 2000 ГОДУ.

Запуск российского модуля "Звезда" в этом году уже не состоится. И причина этого не в самом модуле - с ним как раз все в порядке, а в проблемах с "шаттлом", который должен доставить экипаж для работ на Международной космической станции. Из-за тотальной проверки и ремонта всего кабельного хозяйства всех "шаттлов" старт экспедиции к МКС отложен пока до 10 февраля 2000 г. Запускать модуль "Звезда" в ноябре и даже в январе, как было объявлено ранее, не имеет смысла. Руководители NASA и Российского космического агентства договорились о том, что модуль "Звезда" будет выведен в космос в первых числах февраля /InfoArt News Agency/ (14 октября).

ОБЪЕДИНЯЮТСЯ КОМПАНИИ.

Немецкая компания DaimlerChrysler объявила о том, что ее аэрокосмическое подразделение DASA собирается объединиться с французской компанией Aerospatiale-Matra, в результате чего будет образована крупнейшая в Европе и третья по величине в мире аэрокосмическая группа компаний, годовой доход которой составит 21 млрд евро. Она уже получила название Европейская авиационная военно-космическая компания (European Aeronautic, Defense and Space Company, EADS). Напомним, что "первые места" на мировом космическом рынке сейчас занимают корпорации Boeing и Lockheed-Martin. В результате этого слияния произойдут существенные изменения в европейской аэрокосмической отрасли, где до сих пор первую скрипку играла Франция. Ну а в ближайшем будущем в EADS будет включена и испанская группа компаний CASA. Тогда EADS станет по-настоящему интернациональной европейской компанией. EADS будет принадлежать 42% акций европейского консорциума Airbus, производящего гражданские самолеты, и 100% акций производителя вертолетов Eurocopter. EADS будет одним из мировых лидеров по системам запуска спутников, так как ей будут принадлежать ракеты-носители Ariane. Кроме того, эта группа компаний будет заниматься строительством спутников, военных самолетов и другой военной техники. Общее число сотрудников EADS составит 89 тыс. человек. Компания начнет свою работу в первой половине 2000 г. после получения одобрения на слияние соответствующих регулирующих органов /РИА "НОВОСТИ"/ (14 октября).

НА МЫСЕ КАНАВЕРАЛ ВЗОРВАН СТАРТОВЫЙ КОМПЛЕКС.

В 14:07 UTC на космодроме Cape Canaveral направленным взрывом с использованием 90 кг взрывчатки снесена стартовая площадка номер 41. Право нажатия кнопки, приводящей в действие взрывное устройство, в результате конкурса было предоставлено двум школьникам Patrik и Diane OLSKI. По словам представителей аэрокосмической корпорации Lockheed Martin, чтобы разобрать стартовую площадку обычным способом, потребовалось бы около 6 месяцев. На месте старой площадки Lockheed Martin намеревается построить новый комплекс для запуска очередного поколения ракет-носителей "Atlas-5". Их будут использовать для вывода различных грузов в космос с конца 2001 года. Стартовый комплекс LC41 был введен в действие в 1965 году. Первый пуск с него произошел 21 декабря того же года. Всего за время эксплуатации с него стартовали 27 ракет-носителей. В последний раз комплекс использовали 9 апреля 1999 года, когда ракета-носитель "Titan-4B" вывела на нерасчетную орбиту военный спутник "DSP-19" (14 октябре).

НАЗВАНЫ ФИРМЫ-ПОДРЯДЧИКИ.

Компания Leo One Worldwide объявила названия фирм-подрядчиков, которые будут проектировать, строить и запускать в космос систему связи из 48 низкоорбитальных спутников. Это - компании Dornier Satellitensysteme GmbH (DSS), DaimlerChrysler Aerospace AG ("DASA"), Eurockot Launch Services GmbH и Lockheed Martin Space Electronics & Communications. Общая сумма контракта составляет 400 млн дол. Созвездие спутников Leo One предназначается для передачи данных почти в реальном времени в любую точку земного шара. Как сообщается, система Leo One предназначается для поддержки различных приложений по беспроводной передаче данных. В системе предполагается использовать технологию многоуровневого шифрования информации. О дате запуска первых спутников пока не сообщается (14 октября).

ПОДПИСАН КОНТРАКТ НА ЗАПУСК ЛАБОРАТОРИИ "INTEGRAL".

В представительстве European Space Agency состоялось официальное подписание контракта на запуск в 2001 году с космодрома Байконур с помощью российской ракеты- носителя "Протон-К" международной астрофизической лаборатории "International Gamma-Ray Astrophysics Laboratory" ("Integral"). Сама обсерватория создается итальянской фирмой Alenia. Она будет вести наблюдение за источниками мощного гамма-излучения в далеком космосе. Россия в обмен на услуги по запуску обсерватории получит около четверти научных данных. Для запуска обсерватории общим весом 4 тонны ракета "Протон" будет определенным образом модернизирована (14 октября).

ПУСК "ПРОТОНА" ПЕРЕНЕСЕН.

Пуск ракеты-носителя "Протон-К" с индонезийским спутником связи "Garuda-1", ранее запланированный на 21 октября текущего года, отложен до 31 октября. Причиной осрочки стали технические проблемы в разгонном блоке "ДМ" (15 октября).

ЮРИЙ СЕМЕНОВ: СТАНЦИЯ "МИР" √ ВЫДАЮЩЕЕСЯ ТВОРЕНИЕ ХХ ВЕКА.

Российская космическая станция "Мир" является выдающимся творением ХХ века и мы делаем все, чтобы продлить срок ее работы. Об этом в Лондоне на церемонии награждения премией имени Франсуа-Ксавье Бану заявил генеральный конструктор Ракетно-космической корпорации "Энергия" Юрий СЕМЕНОВ. В качестве основной проблемы многомодульной станции Юрий СЕМЕНОВ назвал недостаток финансирования. Эту проблему решить исключительно сложно, сказал он, хотя многие организации дают часть средств, а некоторые соглашаются безвозмездно предоставить свои технические услуги. В отношении множества неисправностей на "Мире", вызывающих нарекания на Западе, Юрий СЕМЕНОВ признал, что в прошлом "у нас были действительно серьезные неполадки". Однако самое главное, подчеркнул генконструктор "Энергии", что мы с ними справились, накопив уникальный опыт обслуживания станции. На данный момент определенное беспокойство вызывает небольшая негерметичность на "Мире". Есть подозрение, что данный дефект существовал еще до того, как экипаж покинул станцию. При полной работе всех систем жизнеобеспечения на корабле негерметичность была незаметной, однако проявилась после ухода космонавтов, пояснил Юрий СЕМЕНОВ. На вопрос о дальнейших перспективах генконструктор "Энергии" заявил, что, кроме недостатка финансирования, других проблем, в том числе и технических, нет. За счет собственных средств ведется параллельная подготовка находящихся на полигоне пилотируемого и грузового кораблей. Вопрос их запуска будет решаться на уровне правительства России и, соответственно, Российского космического агентства /ИТАР-ТАСС/ (15 октября).

ЗАЯВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТОРА NASA.

Глава NASA Daniel GOLDIN заявил, что отсрочка вывода на орбиту российского модуля "Звезда" вызвана испытаниями его программного обеспчения (15 октября).

СЕНАТ УТВЕРДИЛ БЮДЖЕТ NASA.

Сенат США 93 голосами против 5 утвердил бюджет космического агентства NASA на 2000 финансовый год в размере 13,653 млрд дол. Причем 2000 финансовый год для NASA начался 1 октября 1999 г. В законопроекте, принятом Сенатом, агентству NASA также предписывается в 180-дневный срок представить доклад с объяснением причин потери зонда "Mars Climate Orbiter" и планом работ по предотвращению таких аварий в дальнейшем (15 октября).

УРАГАН НАД КОСМОДРОМОМ.

На космодром Cape Canaveral обрушился тропический ураган Irene. По своей мощи он уступает своему предшественнику урагану Flloyd. Тем не менее, сегодня все работы на космодроме приостановлены, готовящиеся к старту космические аппараты надежно защищены от стихии (16 октября).

По предварительным результатам инспекции, проведенной представителями NASA, ураган Irene нанес минимальный ущерб NASA Kennedy Space Center и космодрому Cape Canaveral. "Шаттлы" находятся сейчас в ангарах, и они не пострадали. Только опять, как и во время урагана Flloyd, под двери ангаров натекла вода. С крыши кинотеатра, находящегося на территории комплекса, было сорвано несколько металлических листов, и внутрь попала вода. Был сломан забор и повалено несколько деревьев (17 октября).

ВРУЧЕНА ПРЕМИЯ.

В Лондоне пятерым российским специалистам Юрию СЕМЕНОВУ √ Генеральному конструктору РКК "Энергия" имени С.П.Королева, Анатолию КИСЕЛЕВУ √ Генеральному директору ГКНПЦ имени М.В.Хруничева, Гаю СЕВЕРИНУ √ Генеральному директору ОАО НПП "Звезда", Анатолию ГРИГОРЬЕВУ √ директору ГНЦ РФ ИМБП, Петру КЛИМУКУ √ начальнику РГНИИ ЦПК имени Ю.А.Гагарина вручена премия имени Francois-Xavier BAGNOUD Британского Королевского общества аэронавтики за проектирование и долголетнюю эксплуатацию орбитальной космической станции "Мир" (16 октября).

ИЗУЧЕНИЕ КОМЕТЫ ХЕЙЛА-БОППА.

На астрономической конференции в Падуе (Италия) специалисты из Массачусетского университета и обсерватории на Гавайях объявили о том, что в спектре излучения кометы Хейла-Боппа в субмиллиметровом диапазоне длин волн ими обнаружены линии, соответствующие сульфиду азота (NS). До сих пор это вещество в кометах не наблюдалось, но раньше было зафиксировано его наличие в межзвездном пространстве. Таким образом, новое открытие может стать дополнительным доводом в пользу теории, что кометы содержат материалы, которые образовались до образования нашей солнечной системы. Это открытие знаменательно тем, что до сих пор считалось, что кометы состоят из тех материалов, из которых была образована солнечная система. Раньше астрономы полагали, что кометы типа Хейла-Боппа образовались на "окраинах" солнечной системы около 4,5 млрд лет назад, и поэтому должны содержать замерзшие газы, которые входили в состав газопылевого облака, из которого образовалась солнечная система. По причине своей удаленности от Солнца, замерзшие в ядрах комет газы не испарились, а сохранились до наших дней. Таким образом, по составу комет можно было бы определить состав "пра-материи", из которой была создана Солнечная система. В июне этого года в журнале "Nature" были опубликованы результаты исследований излучения кометы Хейла-Боппа с целью определения содержания в ее ядре угарного газа (CO). Тогда был сделан вывод о том, что комета Хейла- Боппа образовалась между Юпитером и Нептуном, а затем была "выброшена" в облако Оорта во внешней части солнечной системы, поэтому она содержит вещества, которые могли образоваться из "составляющих" солнечной системы. Но вопрос о том, могут ли молекулы NS быть таким "первичным" веществом, является довольно спорным. Молекулы NS - это высокоактивные радикалы, поэтому, возможно, что они были образованы в комете Хейла-Боппа в результате распада других молекул. Для разрешения этой проблемы потребуются наблюдения за другими кометами. Если сульфид азота будет обнаружен и в других кометах, в особенности, в их ядрах, то это послужит лишним доказательством тому, что NS является "первичным" материалом, а не побочным продуктом других химических реакций /SpaceViews/ (17 октября).

ЗАПУЩЕНЫ ЕЩЕ ЧЕТЫРЕ "GLOBALSTAR".

В 13:32 UTC с 5-й пусковой установки 1-го стартового комплекса 5-го Государственного испытательного космодрома "Байконур" осуществлен пуск ракеты- носителя "Союз-У" с разгонным блоком "Икар", которая вывела на околоземную орбиту четыре американских спутника связи типа "Globalstar": "Globalstar MO-31" (25943 / 1999 058A), "Globalstar MO-56" (25944 / 1999 058B), "Globalstar MO-57" (25945 / 1999 058C) и "Globalstar MO-59" (25946 / 1999 058D). КА выведены на орбиту с параметрами: наклонение орбиты √ 52 град.; период обращения √ 96 мин.; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) √ 650 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) √ 660 км. Это четвертый пуск российского носителя в рамках программы развертывания системы спутниковой связи GLOBALSTAR. На запуске присутствовали представители государственных учреждений, ведущих космических предприятий Европы, страховых компаний и зарубежных средств массовой информации. Сейчас на орбите успешно функционируют 44 спутника типа "Globalstar" и начата коммерческая эксплуатация системы (18 октября).

"IKONOS" ПЛАНИРУЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ.

Управление национальной обороны Японии решило использовать в разведывательных целях новый американский коммерческий спутник "Ikonos", созданный с применением военных технологий (18 октября).

ИЗГОТОВЛЕНА ПЛАТФОРМА ДЛЯ СПУТНИКА "QUICKBIRD- 1".

Американская компания Ball Aerospace & Technologies Corp. закончила изготовление платформы для спутника "QuickBird-1". Спутник был заказан компанией EarthWatch и предназначен для дистанционного зондирования Земли. В I квартале 2000 года он должен быть запущен с российского космодрома Плесецк (18 октября).

ОТКРЫЛСЯ СИМПОЗИУМ.

В Хантсвилле открывается Пятый симпозиум по вспышкам гамма-излучения (5th Huntsville Gamma Ray Burst Symposium), который продлится до 22 октября. В симпозиуме принимают участие более 200 астрономов. Вспышки гамма-излучения (то есть, излучения с длиной волны менее 0,01 нм) интересны отчасти тем, что наблюдать их довольно сложно. Сейчас исследованием этих явлений занимаются космический телескоп "Hubble" и наземная обсерватория Keck на Гавайях. Вспышками гамма- излучения занимается не только астрофизика высоких энергий, они привлекают внимание и радиоастрономов и астрономов, ведущих наблюдение за космическими объектами в видимом диапазоне длин волн. Гамма-излучение возникает главным образом в процессе ядерных реакций. Возможно, поэтому первые вспышки гамма-излучения в космосе были обнаружены в конце 60-х годов спутниками, которые вели наблюдения за наземными испытаниями ядерного оружия. Эти спутники записали вспышки гамма-излучения, но, как оказалось, их источник был не на Земле, а за пределами солнечной системы. Дальнейшие исследования показали, что возникновение этих вспышек во времени и их расположение в пространстве являются случайными и не связанными ни с каким из известных космических объектов. Вспышки гамма- излучения - довольно загадочное явление. Они длятся от нескольких секунд до нескольких минут, то есть времени для полноценного их наблюдения в телескоп явно недостаточно. К тому же они могут появиться в любой момент практически в любой точке звездного неба. На прошлом симпозиуме по гамма-вспышкам, прошедшем в сентябре 1997 г., основной темой были исследования д-ра Jan van PARADIJS из университета Амстердама. 28 февраля 1997 г. ему удалось наблюдать вспышку гамма излучения с помощью наземных обсерваторий и телескопа, установленного на спутнике Beppo SAX /NASA/ (18 октября).

ВЫБРАНЫ ПРОЕКТЫ ПО ПРОГРАММЕ MIDEX.

Агентство NASA выбрало для реализации по программе MIDEX (Medium-class Explorer) два проекта. Первый космический корабль займется исследованием вспышек гамма- излучения. Это будет космическая обсерватория "Swift Gamma Ray Burst Explorer" с тремя телескопами для исследования гамма-вспышек. Запуск запланирован на 2003 г. Хотя вспышки гамма-излучения являются самыми известными видами взрывов во Вселенной, они происходят абсолютно непредсказуемо и совершенно случайным образом и длятся они от нескольких секунд до нескольких минут, что затрудняет их наблюдение. Космический телескоп "Swift" будет вращаться на околоземной орбите и направлять 3 своих телескопа, работающих в видимом и ультрафиолетовом, рентгеновском и гамма-диапазонах на замеченные гамма-вспышки. Настройка всей аппаратуры будет производиться в течение 2-3 минут, что, возможно, позволит зафиксировать подробности замеченной вспышки гамма-излучения. Космический телескоп Swift будет работать в течение трех лет. Он будет также наблюдать космос в поисках новых черных дыр и других источников гамма-излучения. Общая стоимость проекта - 163 млн дол. Второй проект √ "Full-sky Astrometric Mapping Explorer" (FAME) - предусматривает проведение точных картографических работ на звездном небе. Запуск космического телескопа FAME состоится в 2004 г. Он предназначается для определения точного местоположения и проведения измерений яркости 40 млн звезд. Такая база данных позволит астрономам определить расстояние до всех звезд на "нашей" стороне Млечного Пути, обнаружить большие планеты и планетные системы вокруг звезд, находящихся на расстоянии до 1000 световых лет от нашего Солнца. Экспедиция рассчитана на 5 лет. Общая стоимость проекта - 162 млн дол. /NASA/ (18 октября).

НОВЫЕ ФОТОГРАФИИ НЕПТУНА.

С помощью специальной камеры высокого разрешения (Palomar High Angular Resolution Observer), установленной на 5-метровый телескоп Хейла Паломарской обсерватории в Калифорнии были получены новые фотографии планеты Нептун. Это самые точные изображения Нептуна из полученных с помощью наземного телескопа. На изображениях, сделанных в инфракрасном диапазоне на длине волны 1,6 мкм, ясно видно большое облако в южной полусфере Нептуна, а также более мелкие облака и облачные полосы в других районах планеты. Нептун представляет особый интерес для астрономов из-за его очень динамичной атмосферы. В 1989 году исследовательский зонд "Voyager-2", пролетая мимо Нептуна, сфотографировал множество штормов, вихрей и облаков, в том числе и "Большое темное пятно". Затем космический телескоп "Hubble" прислал фотографии, на которых были заметны постоянные изменения в структуре облаков и "Большого темного пятна". Новая камера для телескопа Хейла оснащена адаптивной оптической системой, которая позволяет исправлять искажения изображений, вносимые атмосферой Земли /SpaceViews/ (18 октября).

ПРОДОЛЖАЕТСЯ ПОЛЕТ "GALILEO".

Продолжается полет американского межпланетного зонда "Galileo", движущегося в системе Юпитера. В настоящее время на Землю передается научная информация, собранная во время сближения 10 октября с Ио и запасенная на бортовом запоминающем устройстве. На предстоящей неделе передача информации будет дважды прервана (19 и 22 октября) для проведения проверок функционирования бортовых систем станции (18 октября).

ТРЕНИРОВКИ НА БАЙКОНУРЕ.

На космодром Байконур прибыла группа российских и американских космонавтов, готовящихся к полетам на Международную космическую станцию (МКС). В течение десяти дней на космодроме пройдет очередной этап подготовки √ космонавты будут заняты изучением и проверками бортовых систем модуля "Звезда", готовящегося к запуску. Модуль "Звезда" √ ключевой элемент МКС и именно его системы должны обеспечить жизнедеятельность на орбите экипажей станции (18 октября).

КИТАЙСКО-ИТАЛЬЯНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ.

Подписано соглашение о запуске китайской ракетой-носителем итальянского спутника связи в первом полугодии 2001 года. Весящий 2,6 тонны "Satelcom" принадлежит итальянской компании Alenia Aerospazio. Он должен быть запущен китайской ракетой- носителем "Chang Zheng-3A". В последние годы Китай активно участвует в дележе рынка коммерческих космических запусков. С помощью китайских носителей на орбиту уже выведено почти 25 западных спутников, в основном американских, а также имеется ряд контрактов на будущие старты (18 октября).

ДЕСЯТАЯ ПЛАНЕТА: ЕСТЬ ИЛИ НЕТ ?.

Девятая планета от Солнца - Плутон - была открыта в 1930 году американским астрономом Clyde TOMBAUGH. С тех пор астрономы тщетно пытаются найти десятую планету. Главным обоснованием для этого поиска являются расхождения между расчетными и фактическими местоположениями планет Уран и Нептун, которые возникают с завидным постоянством. Уран был открыт в 1741 г., а Нептун - в 1846 г. Об их орбитах уже, казалось бы, все известно. Но, тем не менее, они периодически отклоняются от своего пути. Часть астрономов считает, что никакой десятой планеты нет, это - мистификация из-за погрешностей вычислений, и существование этой планеты является не научной, а психологической проблемой. Тем не менее, некоторые астрономы верят, что мы еще не все знаем о нашей солнечной системе, а десятая еще неоткрытая планета находится в миллион раз дальше, от Солнца, чем Плутон. В октябрьском номере "Записок Королевского астрономического общества" (Monthly Notices of the Royal Astronomical Society) опубликована статья John MURRAY из Открытого Университета Великобритании, в которой он высказывает предположение, что на движение Нептуна и Плутона может влиять один крупный космический объект, расположенный на дальних задворках солнечной системы. Этот объект должен иметь радиус орбиты около 4,5 трлн км (в 32 тыс. раз больше чем у Земли), а его масса должна быть не меньше массы Юпитера. Ну а профессор физики Университета Луизианы John J. MATESE высказал предположение, что на расстоянии порядка 3,7 трлн км от Солнца располагается объект, масса которого в 2-3 раза превышает массу Юпитера. Высказываются также предположения, что движение Нептуна и Урана искажается под действием периодически появляющейся кометы, радиус орбиты которой может составлять от 1,4 до 7.2 трлн км. Как бы то ни было, если в Солнечной системе есть десятая планета, то рано или поздно она будет найдена /InfoArt News Agency/ (18 октября).

СПУТНИК ПО-ПРЕЖНЕМУ МОЛЧИТ.

Бразильским специалистам до сегодняшнего дня не удалось установить контакт со спутником "SACI-1", запущенном 14 октября нынешнего года китайской ракетой- носителем. Пока не ясно, что явилось причиной отказа спутника, а также непонятно, удастся или нет восстановить с ним контакт (19 октября).

ЗАПУЩЕН СПУТНИК СВЯЗИ "ORION- 2".

В 06:22 UTC со стартовой площадки ELA2 космодрома Kourou во Французской Гвиане стартовыми командами компании Arianespace осуществлен пуск ракеты- носителя "Ariane-4.44LP" (полет V122), которая вывела на переходную к геостационарной орбите спутник связи "Orion-2", принадлежащий американской компании Loral Skynet. Этот запуск стал 48-м подряд успешным пуском носителя "Ariane-4". В ближайшие дни с помощью собственных двигателей спутник будет "довыведен" на геостационарную орбиту и займет на ней место над 15 градусом западной долготы. После окончания орбитальных испытаний в конце декабря нынешнего года КА будет введен в эксплуатацию. "Orion-2" изготовлен компанией Space Systems / Loral. Он оснащен 36 активными ретрансляторами, работающими в диапазоне Ku, и будет обслуживать клиентов в Европе, Африке, Северной и Южной Америках (19 октября).

НАГРАЖДЕН МЕДАЛЬЮ ИМЕНИ САГАНА.

Отделение планетарных исследований Американского Астронавтического Общества (The Division for Planetary Sciences of the American Astronautical Society) присудил медаль имени Карла Сагана исследователю из Юго-Западного исследовательского института (SouthWest Research Institute) д-ру Кларку Чэпмену (Clark R. CHAPMAN) за его вклад в популяризацию исследования Вселенной. Кларк ЧЭПМЕН √ второй астроном, удостоенный этой награды, названный в честь известного американского астронома и популязатора науки Карла САГАНА (Carl SAGAN) (19 октября).

СОГЛАШЕНИЕ О ЗАПУСКЕ РАДИОЛЮБИТЕЛЬСКОГО СПУТНИКА.

В рамках проходящей в Женеве международной выставки Telecom'99 французская компания Arianespace и германская компания AMSAT-DL подписали соглашение о запуске радиолюбительского спутника "AMSAT Phase 3-D". КА будет выведен на орбиту в 2000 году ракетой-носителей "Ariane-5" в качестве вспомогательного груза. Вес спутника 650 кг. В течение 10 лет он будет находится на орбите с параметрами 4000 х 47000 км и наклонением орбиты 60 град. (19 октября).

ДЕПУТАТЫ ГОСДУМЫ ОБЕСПОКОЕНЫ СУДЬБОЙ "МИРА".

Депутаты Госдумы обеспокоены судьбой орбитальной станции "Мир". На сегодняшнем пленарном заседании палаты при обсуждении повестки дня прозвучали предложения парламентариев пригласить в Госдуму Владимира ПУТИНА, чтобы заслушать его сообщение о решении правительства относительно дальнейшего пребывания на орбите этой станции. В ходе обмена мнениями эти предложения не получили поддержки, однако было решено в срочном порядке направить письмо Владимиру ПУТИНУ за подписью Геннадия СЕЛЕЗНЕВА с просьбой к премьеру прояснить ситуацию и, в частности, уточнить, какое отражение найдут расходы на космос в проекте федерального бюджета на 2000 год. "Я готов подписать такое письмо", - заявил Геннадий СЕЛЕЗНЕВ, обращаясь к депутату Виктору ШЕВЕЛУХЕ, который от имени двух думских комитетов предлагал внести в повестку дня пленарного заседания вопрос о судьбе орбитальной станции "Мир" /ИТАР-ТАСС/ (19 октября).

ШТАТ ТЕХАС КАК НОВАЯ СТАРТОВАЯ ПЛОЩАДКА.

Сейчас, по крайней мере, три американских компании - Lockheed Martin, Kistler Aerospace и Space Access - строят планы относительно новых космодромов. На прошлой неделе делегация конгрессменов Техаса отправили письмо в компанию Space Access с предложением выбрать для строительства нового космодрома именно их штат. Причем предлагаются целых два района. Техас привлекает будущих космодромостроителей тем, что отделение ступеней ракет можно будет производить над Мексиканским заливом, а, кроме того, в Техасе много редконаселенных районов. По сообщению одного из руководителей указанной компании, они считают Техас лучшей кандидатурой, но прежде, чем будет начато строительство предстоит преодолеть еще много препятствий. Нужно еще получить одобрение на запуски экологических организаций и Федерального управления авиации /InfoArt News Agency/ (19 октября).

ПУСК МБР С БАЙКОНУРА.

РВСН России произвели учебно-боевой пуск межконтинентальной баллистической ракеты "РС-18" с космодрома Байконур. Головная часть ракеты успешно поразила цель на полигоне на полуострове Камчатка (20 октября).

22 октября

25 лет назад (1974) в Советском Союзе был осуществлен запуск биологического спутника "Космос-690" (07478 / 1974 080A) с радиоактивным источником на борту. Проведенные на борту КА эксперименты были направлены на решение радиобиологических задач, из которых основной являлось получение данных об изменении радиочувствительности животных и особенностях формирования лучевого поражения при комплексном воздействии ионизирующего излучения и невесомости в условиях реального космического полета. На борту биоспутника был применен искусственный источник радиации, что позволило в условиях длительной невесомости экспериментировать с широким диапазоном доз ионизирующего излучения, моделируя, в частности, возможное облучение космонавтов при мощной солнечной вспышке вне магнитосферы Земли на 10-е сутки полета. Облучателем служил источник гамма- излучения цезий-137 активностью 320 кюри. Основным подопытным объектом были белые лабораторные крысы √ всего 35 животных. Величины доз облучения каждого животного фиксировались индивидуальными дозиметрами. На спутнике были проведены также эксперименты с черепахами, насекомыми, микроорганизмами и низшими грибами. Кроме того, осуществлялись дальнейшее исследования активной противорадиационной защиты, основанной на отклонении заряженных частиц с помощью электрических полей. 12 ноября 1974 года спускаемая капсула спутника совершила мягкую посадку на территории СССР.

26 октября

60 лет назад (1939) родился российский космонавт Владимир Михайлович БЕЛОБОРОДОВ. В 1967 году он был зачислен в отряд советских космонавтов и в течение двух лет проходил общекосмическую подготовку. Отчислен из отряда космонавтов по медицинским показателям в 1969 году.

28 октября

25 лет назад (1974) в Советском Союзе был осуществлен запуск автоматической межпланетной станции "Луна-23" (07491 / 1974 084A), программа полета которой предусматривала доставку на Землю образцов лунного грунта. 31 октября станция вышла на селеноцентрическую орбиту, а 6 ноября совершила посадку на поверхность Луны в южной части Моря Кризисов. Посадка произошла на участке лунной поверхности с неблагоприятным рельефом, вследствии чего было повреждено грунтозаборное устройство, обеспечивающее взятие образцов лунных пород с глубины до 2,5 м. Поэтому запланированные операции по бурению и забору лунного грунта не проводились. В течение трех последующих суток работа со станцией на поверхности Луны осуществлялась по сокращенной программе, включавшей обработку новых элементов конструкции и оборудования автоматических лунных станций. 9 ноября работа с АМС "Луна-23" была прекращена.

С замечаниями, предложениями, дополнениями обращаться zhelab@robotek.ru.
Последнее обновление 21.10.1999.