Что нового на страницах энциклопедии и в Internet.
Архив новостей.

ПОСЛЕДНИЕ КОСМИЧЕСКИЕ НОВОСТИ.

Выпуск N 65 от 21 января 1999 года.

САНКЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА США.

Американское правительство ввело санкции в виде запрета организациям США на оказание официальной помощи, а также на контакты и экспортно- импортные операции, в отношении трех российских организаций, обвиняемых в содействии ракетно-ядерным программам Ирана. Запрет касается Научно-исследовательского и конструкторского института энерготехники, Московского авиационного института и Российского химико-технологического университета имени Д.И.Менделеева (13 января).

МИД РОССИИ ВЫСТУПИЛ С ЗАЯВЛЕНИЕМ.

Официальный представитель МИД России выступил с заявлением, в котором заявил, что объявление администрацией США о введении санкций против трех российских институтов противоречит договоренностям президентов России и США. В документе подчеркивается, что МИД России намерен вынести этот вопрос на самый высокий политический уровень уже во время предстоящего в конце января визита в Москву госсектетаря США Madlen OLBRIDE (13 января).

КОРАБЛЬ ╚ATV╩ ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ.

Европейское космическое агентство ESA предоставило контракт немецкой компании DaimlerChrysler Aerospace на создание грузового космического корабля ╚ATV╩ (Automated Transfer Vehicle)., который будет доставлять грузы на Международную космическую станцию. Он будет выводиться в космос ракетой-носителем ╚Ariane-5╩ с космодрома Kourou во Французской Гвиане. Затраты на создание КА оцениваются в $ 500 млн. Из этой суммы $ 25 млн. будут уплачены российской стороне за соответствующую модернизацию модуля обслуживания, чтобы была возможность осуществления стыковок. Плюс к этому, за обслуживание во время каждой стыковки российской стороне будет выплачиваться сумма в $ 3 млн. За период с 2003 года по 2013 года запланировано проведение 13 полетов КА (13 января).

╩NOZOMI╩ ОПАЗДЫВАЕТ НА СВИДАНИЕ С МАРСОМ.

По сообщению представителей японского Institute of Space and Aeronautical Sciences (ISAS), межпланетный зонд ╚Nozomi╩, отправленный к Марсу, прибудет к месту назначения на 4 года позже запланированного срока. Этот КА был запущен 4 июля 1998 года и должен был достигнуть окрестностей Марса в конце 1999 г. Однако 20 декабря 1998 года, после неудачной попытки увеличить его скорость, он отклонился от курса, после чего 21 декабря была произведена корректировка его траектории. Уже тогда специалисты высказывали опасения, что на эти маневры было потрачено слишком много топлива. Теперь эти опасения подтверждены официально. Центром управления полетом принято следующее решение: ╚Nozomi╩ продолжит движение по орбите вокруг Солнца до декабря 2003 года, когда он вновь встретится с Марсом. Эта встреча произойдет при меньшей относительной скорости, чем это было запланировано ранее, поэтому для выхода орбиту Марса потребуется меньше топлива и оставшегося должно хватить (13 января).

КВОТЫ МОГУТ БЫТЬ УРЕЗАНЫ.

Американское правительство выступило с угрозой урезать или даже лишить Россию квот на запуск американских спутников российскими ракетами-носителями за помощь со стороны ряда российских организаций Ирану в создании ракетно-космических технологий (14 января).

ОТКЛАДЫВАЕТСЯ РАЗВЕРТЫВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ О РАКЕТНОМ НАПАДЕНИИ.

Развертывание новой американской системы предупреждения о ракетном нападении SBIRS (Space Based Infrared System), которая должна придти на смену ныне функционирующей системе DSP (Defence Support Programme), будет отложено, чтобы уменьшить затраты Пентагона в бюджете на 2000 финансовый год. Запуск спутников, составляющих высокоорбитальную часть системы, должно начаться в 2004 году, а спутников низкоорбитальной части - в 2006 году (14 января).

ПРОДОЛЖАЕТСЯ ПОЛЕТ МКС.

По сообщениям группы управления полетом Международной космической станции, в конце прошлой недели диспетчерами было зафиксировано падение напряжения от солнечных батарей на модуле ╚Заря╩. На всякий случай были отключены второстепенные приборы на борту станции. Диспетчеры российского центра управления полетом предпринимают меры для устранения неисправности. Так, в качестве профилактических мероприятий, более часто производится подзарядка аккумуляторных батарей. Первоначально график подзарядки предусматривал проведение этой операции раз в две недели. На сегодняшний день параметры орбиты станции составляют: наклонение орбиты - 51,6 градуса; период обращения - 92 минуты; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 397 километров; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 404 километра (14 января).

ПЯТЬ МЕСЯЦЕВ НА ОРБИТЕ.

Пять месяцев проработали на борту орбитального научно-исследовательского комплекса "Мир" российские космонавты Геннадий ПАДАЛКА и Сергей АВДЕЕВ. Сегодня экипаж проводил геофизические, биологические, астрофизические и технические эксперименты. Для определения оптимальных режимов физических тренировок в условиях длительного пребывания в невесомости оба космонавта прошли контрольное медицинское обследование при выполнении упражнений на велоэргометре и "бегущей дорожке". В соответствии с программой изучения окружающей среды была проведена серия исследований, включающих в себя съемки и спектрометрирование земной суши, водоемов, облачного покрова. Проведены также эксперименты с использованием аппаратуры "Ионозонд", один из блоков которой установлен на внешней поверхности станции. С помощью этой аппаратуры продолжаются исследования ионосферы Земли, в том числе с целью получения информации об особенностях распространения радиоволн в пространстве и отработки методов прогнозирования землетрясений. В плане работ по регламентно-профилактическому обслуживанию орбитального комплекса экипаж заменил один из блоков радиопередатчика, обеспечивающего связь с Центром управления полетом через спутник-ретранслятор. По докладам космонавтов и данным телеметрии, на "Мире" все в порядке (15 января).

УТВЕРЖДЕН ЭКИПАЖ ╚СОЮЗ ТМ-29╩.

На заседании Межведомственной комиссии утвержден основной экипаж космического корабля ╚Союз ТМ-29╩, которому предстоит отправится на борт комплекса ╚Мир╩. Командиром корабля, который отправится в космос 20 февраля (ранее в качестве даты старта фигурировало 22 февраля), утвержден российский космонавт Виктор АФАНАСЬЕВ. В состав экипажа также включены космонавты-исследователи француз Jean-Pierre HEIGNERE и словак Ivan BELLA. Словацкий космонавт в начале марта возвратится на Землю на борту корабля ╚Союз ТМ-28╩ вместе с российским космонавтом Геннадием ПАДАЛКОЙ, а для двоих других пребывание на борту ╚Мира╩ продлится до лета. Точная дата их возвращения пока не определена, так как до сих пор не определена дальнейшая судьба комплекса. Если будут найдены деньги для поддержания его работоспособности, то возвращение возможно состоится 21 августа нынешнего года. Если средств найти не удастся, то возвращение произойдет 1 июня, после чего комплекс будет затоплен в Тихом океане (15 января).

НА МЕЖПЛАНЕТНЫХ ТРАССАХ.

Продолжается полет по межпланетной траектории американских автоматических станций ╚Mars Climate Orbiter╩ и ╚Mars Polar Lander╩. Аппаратура станций работает нормально, на Землю продолжает поступать телеметрическая информация. Автоматическая станция ╚Mars Global Serveyor╩ продолжает полет по орбите вокруг Марса. Пока станция находится на так называемой ╚орбите аэродинамического Торможения╩ и на сегодня совершила 1079 оборотов вокруг планеты. Переход на ╚нормальную╩ орбиту планируется на 5 февраля. Тогда же возобновится фотографирование марсианской поверхности (15 января).

ПОЛЕТ ╚LUNAR PROSPECTOR╩ ПРОДОЛЖАЕТСЯ.

По крайне мере на две недели отложена коррекция орбиты американской автоматической межпланетной станции ╚Lunar Prospector╩, совершающей полет по селеноцентрической орбите. В результате маневра предполагалось увеличить высоту полета станции для выполнения расширенной программы полета, но, как показали расчеты, если бы операция была осуществлена сегодня, то переселений своей орбиты станция проходила бы на невидимой с Земли стороне Луны, что не позволило бы провести гравитационные исследования и эксперименты (15 января).

НА БОРТУ ╚CASSINI╩ ВСЕ НОРМАЛЬНО.

Межпланетный зонд ╚Cassini╩, движущийся в сторону Сатурна, вновь переведен в нормальный режим работы. В течение шести суток зонд совершал полет в безопасном режиме из-за проблем в работе одного из датчиков системы астронавигации. После того, как удалось ╚укротить╩ непослушный датчик и было принято решение вернуться к нормальному режиму (16 января).

ЭКСПЕРИМЕНТ ЗАКОНЧИЛСЯ НЕУДАЧЕЙ.

Неудачей завершился эксперимент на американском военно-экспериментальном спутнике ╚STEX╩ по развертыванию привязной системы ╚ATEx╩. Военное командование, в ведении которого находится спутник и которое проводило эксперимент, не сообщает никаких подробностей. По одним сообщениям, система ╚ATEx╩ не смогла отделиться от основного спутника, а по другим, ее развертывание началось преждевременно и закончилось обрывом (16 января).

ПРИЧИНА АВАРИИ В НЕКАЧЕСТВЕННОМ ПРОВОДЕ.

Комиссия по расследованию причин аварии ракеты-носителя ╚Titan-4A╩, происшедшей 12 августа 1998 года, опубликовала итоговый доклад о своей деятельности. Комиссия пришла к выводу, что причинами аварии, во время которой был утерян дорогостоящий груз Национального разведывательного управления, явился некачественный электрический провод, который привел к кратковременному сбою в подаче электроэнергии в систему управления. В результате этого произошел сбой в работе системы и она не смогла компенсировать отклонение движения ракеты-носителя от расчетной траектории. Когда отклонение достигло критических размеров, была подана команда на ликвидацию ракеты и полезной нагрузки. На 42-й секунде полета ракета взорвалась и ее обломки упали в Атлантический океан в нескольких километрах от побережья штата Флорида (16 января).

JOHN GLENN ПРИБЫЛ В ГЕРМАНИЮ.

John GLENN и четыре других члена экипажа космического корабля ╚Discovery╩, совершивших полет в космос в октябре-ноябре 1998 года по программе STS-95, прибыли с визитом в Германию. Визит проходит в рамках их поездки по различным странам мира в целях пропаганды достижений космической техники. Они уже побывали в Испании, а после Германии их маршрут проляжет через Францию, Италию, Нидерланды и Японию. Сегодня в Бонне космонавты встретились с канцлером ФРГ Gerhard SCHROEDER, который выразил восхищение полетом John GLENN в космос и высказал надежду, что он в 70 лет будет выглядеть также хорошо, как ветеран американской космонавтики (германскому канцлеру в настоящий момент 54 года). Также состоялась встреча космонавтов с министром науки и научных исследований ФРГ Christine BERGMANN. Были обсуждены вопросы участия европейских стран в строительстве и эксплуатации Международной космической станции (19 января).

ПРЕДЛОЖЕНИЯ УЧЕНЫХ.

Американские ученые считают, что на космической станции будущего космонавты должны работать в металлических модулях, а жить - в особой герметичной камере. Ранее ее планировали использовать для экспедиций к другим планетам, но поскольку они начнутся не ранее 2012 года, планируется для начала испытать ╚звездный╩ дом в более спокойных условиях. Выглядеть это должно так: оболочка огромного воздушного шара запускается на орбиту и там надувается, превращаясь в трехэтажный дом с индивидуальными спальнями, кухней и общей комнатой. Внутренние перегородки, заполненные водой, изолируют космонавтов от шума и солнечной радиации. Внешние стенки шара из семнадцати слоев полиуретана, керамики, кевлара станут надежной защитой от космического мусора и небольших метеоритов. Первые эксперименты показали, что такая обитаемая сфера имеет целый ряд неоспоримых преимуществ в сравнении с традиционными жилыми модулями космических станций (19 января).

НОВОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЯ ╚NEAR╩.

Произведено кратковременное включение двигателя американского межпланетного зонда ╚NEAR╩. Эта операция была выполнена в целях дальнейшей коррекции траектории полета станции, которая должна быть в 2000 году выведена на орбиту вокруг астероида 433 Eros (20 января).

ВНОВЬ ОТЛОЖЕН ЗАПУСК КОСМИЧЕСКОГО ТЕЛЕСКОПА.

Запуск космического телескопа ╚Chandra X-ray Observatory╩ не сможет состояться 8 апреля 1999 года, как это было запланировано ранее. По сообщению представителей NASA, никак не удается решить проблемы с наладкой электронного оборудования, входящего в состав телескопа. В качестве новой даты старта называется середина мая нынешнего года, но и этот срок нельзя считать окончательным. В настоящее время телескоп находится на заводе компании TRW в городе Редондо-Бич (штат Калифорния, США) (20 января).

23 января

50 лет назад (1949) родился американский космонавт Robert David CABANA.

25 января

35 лет назад (1964) был осуществлен запуск американского надувного спутника для экспериментов по пассивной ретрансляции радиосигналов ╚Echo-2╩. Оболочка спутника состояла из 106 сегментов пленки ╚майлар╩ (толщина 8,89 микрона), заключенной между двумя слоями алюминиевой фольги (толщиной по 4,57 микрона). Оболочка наполнялась газом, образовавшемся из помещенного внутри пиразола (C3H4N2). Масса двух размещенных на шаре радиомаяков (136 МГц; 35 мВт) составляла 10,8 килограммов. Каждый из передатчиков использовал антенну длиной 51 сантиметр. Спутник был выведен на орбиту с параметрами: наклонение орбиты - 81,5 градуса; период обращения - 108,95 минут; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 1028 километров; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 1316 километров. Спутник просуществовал до 7 июня 1969 года. В экспериментах со спутником участвовала советская наземная станция связи, что стало первым советским экспериментом советских и американских ученых.

25 января

5 лет назад (1994) был осуществлен запуск американской межпланетной станции ╚Clementine╩. Задачами полета являлись исследования Луны с селеноцентрической орбиты и астероида 1620 Geographos с пролетной траектории. 19 февраля 1994 года станция была выведена на орбиту вокруг Луны и в течение 2,5 месяцев изучала спутник Земли. 4 мая станция сошла с селеноцентрической орбиты и направилась в сторону Земли для совершения пертурбационного маневра и перехода на траекторию полета к астероиду. 7 мая наземные службы зафиксировали сбой в работе двигательной системы, что сделало невозможным полет в сторону астероида. 20 июля станция в последний раз прошла близ Земли и вышла на гелиоцентрическую орбиту. В настоящее время связь с ней не поддерживается.

28 января

60 лет назад (1939) родился американский космонавт John McCreary FABIAN. В группе космонавтов NASA с 1978 по 1986 год. С 18 по 24 июня 1983 года совершил полет в космос в качестве специалиста полета на борту корабля ╚Challenger╩ по программе STS-7. Второй космический полет совершил с 17 по 24 июня 1985 года на борту корабля ╚Discovery╩ по программе 51G. За два рейса в космос налетал 13 дней 4 часа 2 минуты 52 секунды.

Последнее обновление