ПОСЛЕДНИЕ
КОСМИЧЕСКИЕ
НОВОСТИ

Выпуск N 95 от 19 августа 1999 года.

Что нового на страницах энциклопедии и в Internet.
Архив новостей.

НОВОСТИ КИТАЙСКОЙ КОСМОНАВТИКИ.

Профессор Wang XINGING из China Academy of Launch Vehicle Technology встретился с гонконгским корреспондентом и сообщил некоторые новые данные о китайской пилотируемой программе. По его словам, наиболее вероятной датой первого китайского пилотируемого полета является 2005 год (10 августа).

Генеральный директор China Space Science and Technology Corporation Wang LIHENG опроверг недавние сообщения гонконгской, тайваньской и японской печати о имевшей место в мае нынешнего года аварии на космодроме Jiuquan. Об этом он сообщил в беседе с зарубежными урналистами. Когда Wang LIHENG был задан вопрос о ходе реализации китайской пилотируемой программы, он сказал, что имеются определенные технические трудности, но они будут преодолены (12 августа).

Китайские государственные средства массовой информации сообщили, что Китай планирует начать орбитальные испытания пилотируемого корабля в беспилотном режиме до конца нынешнего года, а первый пилотируемый полет состоится до 2005 года. Создание корабля многоразового использования во многом будет зависить от создания перспективного носителя ╚Chang Zheng-5╩, который будет способен доставить на орбиту до 20 тонн грузов (13 августа).

Как заявил директор Xichang Launch Center Tang XIANMING, в Jiuquan Launch Center ведется строительство здания вертикальной сборки ракет, которое будет использовано в рамках китайской пилотируемой программы. Tang XIANMING также опроверг сообщения, что космодром Xichang будет закрыт. По его словам, о закрытии речь не идет, наоборот, сооружения космодрома будут модернизированы с тем, чтобы увеличить его возможности (15 августа).

ЭКИПАЖ ╚МИРА╩ НАБЛЮДАЛ ПЯТНО ОТ СОЛНЕЧНОГО ЗАТМЕНИЯ.

Экипаж российской космической станции ╚Мир╩ сегодня наблюдал из космоса темное пятно на земле от солнечного затмения. Космонавты произвели его фото - и видеосъемку. Заместитель руководителя полетом Виктор БЛАГОВ отметил, что наблюдения с земли за тем, как луна заслоняет солнце, сегодня проводят многие обсерватории мира, а вот пятно от затмения на поверхности земли видели только три человека ≈ Виктор АФАНАСЬЕВ, Сергей АВДЕЕВ и Jean-Pierre HAIGNERE. Космонавты в течение 16 минут наблюдали передвижение темного пятна по поверхности планеты. В это время станция ╚Мир╩ двигалась параллельно пятну на расстоянии 2.000 километров. Диаметр пятна составил около 100 километров. По оценке специалистов, во время наблюдения затмения солнце было заслонено луной на 90 процентов. Виктор БЛАГОВ сообщил также, что съемка лунной тени на земной поверхности удалась. Она производилась обычными профессиональными видеокамерами и фотоаппаратами. Отснятый фото - и видеоматериал уже передан на землю. Ну, а москвичи сегодня не смогли наблюдать затмение из-за плохой погоды (11 августа).

В ПОПЫТКЕ ╚ПОЙМАТЬ╩ АНТИЧАСТИЦЫ.

В 13:22 UTC из района города Линн-Лэйк (провинция Манитоба, Канада) осуществлен запуск высотного воздушного шара с аппаратурой, разработанной и изготовленной специалистами NASA. Основной задачей проводимого эксперимента является сбор в верхних слоях земной атмосферы частиц антивещества. Шар был поднят на высоту 32 километра. Полет продлился 38 часов. Следующий полет с аналогичной программой планируется осуществить в конце нынешнего года (11 августа).

ПУСКИ ╚ПРОТОНОВ╩ ВОЗОБНОВЯТСЯ В СЕНТЯБРЕ.

Пуски ракеты-носителя "Протон-К" возобновятся в сентябре. Об этом РИА "Новости" сообщили в ГКНПЦ им.М.В.Хруничева, где изготавливают эту ракету. Пуски "Протона-К" были приостановлены после аварии этой ракеты- носителя 5 июля. Расследование причин аварии длилось до 29 июля. Как выяснила комиссия, авария произошла из-за некачественного сварного шва крышки газогенератора одного из четырех двигателей второй ступени ракеты. Однако, как подчеркнула комиссия, этот отказ имел единичный характер и стал возможен из-за стечения неблагоприятных обстоятельств и ошибок. В сентябре "Протон-К" должен вывести на орбиту телекоммуникационный спутник LMI-1, принадлежащей совместному предприятию "Локхид Мартин Интерспутник" /ЛМИ/, которое согласилось использовать для запуска спутника "Протоны" без доработанных двигателей второй ступени. Спутник, изготовленный в США, 23 августа должен быть доставлен на космодром Байконур, где пройдут его электрические проверки, заправка компонентами топлива, стыковка с ракетой-носителем. Окончательная дата запуска будет зависеть от решения казахстанского правительства, которое после аварии "Протона-К" ввело запрет на запуски этого носителя. 15 августа должна состояться очередная встреча правительственных комиссий России и Казахстана, на которой будет рассматриваться и вопрос о снятии эмбарго на запуски "Протона-К" из Байконура. Других стартовых площадок "Протона" нет /РИА "НОВОСТИ"/ (12 августа).

ПРЕДСТОИТ ИЗУЧЕНИЕ ОЗОНОВОГО СЛОЯ ЗЕМЛИ.

NASA выбрала компанию Orbital Sciences в качестве подрядчика для изготовления, запуска и эксплуатации спутника ╚QuickTOMS╩, предназначенного для изучения озонового слоя Земли. Стоимость подписанного контракта 23 миллиона долларов. Запуск планируется осуществить с помощью РН ╚Taurus╩ в 2000 году (12 августа).

SPACEHAB И КОСМИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО КАНАДЫ ПОДПИСАЛИ СОГЛАШЕНИЕ.

Американская компания SpaceHab и Canadian Space Agency подписали соглашение, в соответствии с которым SpaceHab получает доступ к проведению научных исследований на борту Международной космической станции. До этого соглашения SpaceHab поставляла NASA специализированные модули для поддержки полетов кораблей многоразового использования. Теперь компания намерена начиная с мая 2001 года проводить научные исследования и эксперименты на МКС, получив в свое распоряжение половину места, ранее зарезирвированного на МКС за Канадой. По условиям соглашения SpaceHab должна либо открыть в Канаде свой филиал, либо работать в сотрудничестве с какой-то канадской компанией (12 августа).

NASA НАМЕРЕНО ЗАКЛЮЧИТЬ СОГЛАШЕНИЕ С РУМЫНИЕЙ.

NASA намерено заключить с Румынией соглашение о сотрудничестве, сообщил журналистам администратор NASA Daniel GOLDIN. По его словам, это будет первое соглашение NASA с восточноевропейской страной, определяющее "столь широкий спектр проблем, представляющих взаимный интерес". Среди конкретных направлений двусторонней кооперации Daniel GOLDIN выделил проекты сотрудничества в области космической медицины, биологии, геодинамики и телекоммуникаций, а также прикладные программы по сельскому хозяйству и информатике. По мнению представителей США и Румынии, соответствующее соглашение будет заключено до конца текущего года. В сентябре NASA намерено направить в Бухарест группу американских экспертов для разработки будущего документа. Ожидается, что его подписание состоится в Вашингтоне в ходе визита в США премьера Раду ВАСИЛЕ, который лично курирует программу румыно-американского сотрудничества в области космических исследований. Daniel GOLDIN находился в Бухаресте по приглашению румынской стороны для участия в наблюдениях, связанных с полным солнечным затмением. По предварительным данным американских специалистов, в Румынии удалось получить оптимальные результаты исследований уникального природного феномена. Кроме того, Daniel GOLDIN считает себя отчасти румыном: его дед был родом из Бессарабии, а свекр - коренной житель Бухареста /Корр. РИА "Новости" Геннадий Абалов/ (12 августа).

МКС В ОЖИДАНИИ.

Опубликован пресс-релиз ╧ 99-30 о полете Международной космической станции. Бортовое оборудование станции работает нормально. На минувшей неделе никаких активных действий со станцией не проводилось. На сегодняшний день МКС совершила 4132 оборота вокруг Земли. Параметры ее орбиты составляют: наклонение орбиты - 51,6 град.; период обращения - около 92 мин.; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 379,7 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 400,6 км (12 августа).

ДОСТАВЛЕНЫ АППАРАТНЫЕ СРЕДСТВА.

В NASA Kennedy Space Center из NASA Goddard Space Flight Center доставлены аппаратные средства, которые будут использованы во время третьего полета по программе обслуживания орбитального телескопа ╚Hubble╩, запланированного на конец нынешнего года. Экипажу корабля многоразового использования предстоит во время полета заменить вышедшие из строя гироскопы, а также установить новый компьютер, новый передатчик, сменить некоторые элементы теплозащиты и провести профилактическую замену ряда других устройств. Доставленные аппаратные средства будут загружены в отсек полезной нагрузки корабля ╚Discovery╩, который в конце августа будет вывезен на стартовую площадку LC39A космодрома Cape Canaveral. Старт корабля пока запланирован на 14 октября, однако этот срок будет изменен, так сейчас в NASA рассматривается вопрос о переносе более раннего старта корабля ╚Endeavour╩, намеченного на 16 сентября (12 августа).

ИНДИЯ СПОСОБНА ДОСТАВИТЬ КОСМОНАВТОВ НА ЛУНУ.

Как заявил представитель индийского национального космического агентства, Индия имеет способность отправить людей на Луну. Модернизированная РН ╚GSLV╩ способна сделать это в ближайшем будущем, однако больше времени потребуется для создания космического корабля. Представитель агентства сказал, что полет на Луну - не приоритетная задача Индии (12 августа).

СТЕПЕНЬ УГРОЗЫ ЗЕМЛЕ ПО ШКАЛЕ ТОРИНО.

На состоявшейся в июля нынешнего года в Вене (Австрия) III конференции ООН по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях Международный астрономический союз представил новую систему оценки угрозы потенциальных столкновений Земли с астероидами. Опасность столкновения с астероидом описывается числом, которое может лежать в диапазоне от 0 до 10. Это некий аналог "шкалы Рихтера", которая применяется для оценки силы землетрясения. Астероидная шкала получила название ╚Torino╩ по имени итальянского города, где она была принята рабочей группой Международного астрономического союза. Создал шкалу профессор планетной астрономии Массачусетского технологического института Richard BINZEL. Шкала Torino учитывает не только вероятность столкновения, но и потенциальные разрушения, к которым оно может привести. Число "0" соответствует ситуации, когда вероятность столкновения данного астероида с Землей равна 0 или когда астероид полностью сгорает в верхних слоях атмосферы и не попадает на поверхность Земли. Число "10" соответствует ситуации, когда столкновение произойдет наверняка и вызовет глобальную катастрофу. В настоящее время всем известным астероидам на шкале Торино соответствует "0" /SpaceView/ (12 августа).

ЗАПУЩЕН ИНДОНЕЗИЙСКИЙ СПУТНИК СВЯЗИ.

В 22:52 UTC со стартового комплекса ELA-2 космодрома Kourou во Французской Гвиане осуществлен пуск ракеты-носителя ╚Ariane-4.42P╩, которая вывела на околоземную орбиту индонезийский спутник связи ╚Telkom-1╩ (25880 / 1999 042A). Через 21 минуту после старта спутник был отделен от последней ступени РН и вышел на переходную орбиту с параметрами: наклонение орбиты - 7,005 град.; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 199,8 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 35914 км. Через несколько дней спутник будет размещен на геостационарной орбите в точке стояния над 108 градусом восточной долготы. ╚Telekom-1╩ изготовлен американской компанией Lockheed Martin Communications and Space для индонезийского оператора Perseroan Terbatas Telekomunikasi Indonesia. Его стартовая масса 2763 кг. Спутник оснащен 36 активными ретрансляторами, работающими в частотном диапазоне С, причем 24 из них являются рабочими, а 12 - резервными (12 августа).

IRIDIUM НА ГРАНИ БАНКРОТСТВА.

Воспользовавшись статьей 13 Закона о банкротствах (U.S. Bankruptcy Code), компания Iridium LLC объявила о предстоящей реструктуризации своих долгов. Тем самым компания включила в действие предусмотренный законодательством механизм защиты от кредиторов, которые два дня назад фактически объявили компании дефолт. Курс акций Iridium LLC в последние дни резко упал (13 августа).

ПОЛЕТЫ ╚ШАТТЛОВ╩ ПЕРЕНОСЯТСЯ.

NASA приняло решение отложить следующий полет корабля многоразового использования ╚Endeavour╩ с 16 сентября до, по крайней мере, 7 октября. Задержка связана с желанием специалистов провести дополнительные проверки на борту корабля, чтобы избежать возможности возникновения на борту неисправностей во время старта по типу той, что произошла при недавнем старте корабля ╚Columbia╩. Тогда произошло короткое замыкание в системе управления работой маршевым двигателем корабля, которое поставило под угрозу безопасность полета. Если бы не сработали дублирующие цепи, пришлось бы совершать аварийную посадку корабля. Как показали послеполетные исследования, причиной КЗ был дефектный провод. Отсрочка старта ╚Endeavour╩ заставит NASA перенести старт корабля ╚Discovery╩, который ранее планировался на 14 октября. Вероятнее всего его старт произойдет в конце октября или начале ноября нынешнего года (13 августа).

НОВОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ╚ШОУ╩.

Жители северного полушария Земли смогли наблюдать очередное космическое ╚шоу╩. На сегодня пришелся пик ежегодного "дождя" метеоритов - "Персеидов", названных так по созвездию Персея. Оно находится в той точке ночного небосвода, откуда появляются ярко сгорающие в атмосфере частицы космической пыли. Для тех, кому не удастся быть свидетелем этого космического явления, NASA запустло 13 авугста в 07:00 UTC из NASA Marshall Space Center в штате Алабама специальный автоматический аэростат, который поднял на 30-километровую высоту портативную телевизионную камеру, а также приспособление для улавливания метеоров. Полет продлился около 2 часов и все это время телекамера передавала изображение метеоритного дождя в прямой телетрансляции, которую можно было увидеть в Internet. Пока неизвестно, удалось ли что-нибудь поймать, но в любом случае полученные данные помогут ученым сделать очередной шаг в познании загадок Вселенной (13 августа).

СТАРТОВЫЙ КОМПЛЕКС БУДЕТ ВЗОРВАН.

На 12 сентября нынешнего года намечено проведение уникальной операции на космодроме Cape Canaveral. В ходе модернизации стартового комплекса LC41 будет взорвано стартовое наземное оборудование, которое в будущем не планируется использовать. Такая операция проводится на космодроме впервые. Раньше при проведении модернизаций стартовых комплексов оборудование демонтировалось. Модернизация комплекса проводится, чтобы приспособить его для пусков РН ╚Atlas-5╩. Комплекс был построен в апреле 1965 года, а первый пуск был произведен 21 декабря 1965 года (РН ╚Titan-3C╩). Он использовался для запусков американских межпланетных станций и разведывательных спутников (14 августа).

НОВОЕ РАНДЕВУ С КАЛЛИСТО.

Американский межпланетный зонд "Galileo", совершающий полет в системе планеты Юпитер, в очередной раз совершил пролет мимо спутника Каллисто, пройдя в 08:31 UTC на минимальном расстоянии в 2296 километров от его поверхности. Во время последнего рандеву были зафиксированы четыре сбоя в работе бортовой аппаратуры, что привело к частичной утере данных, запасаемых на магнитных носителях и предназначенных для последующей передаче на Землю. В частности, были утеряны некоторые изображения Юпитера и его спутников, а также данные, полученные плазменным детектором. Как полагают, причиной сбоев стало интенсивное излучение самого Юпитера. В ближайшие дни начнется передача собранной информации на Землю. На 19 августа запланирована коррекция орбиты "Galileo", которая позволит осенью нынешнего года совершить еще одно сближение с Каллисто (14 августа).

ПРЕДЛАГАЮТСЯ ПОЛЕТЫ К ЛУНЕ И МАРСУ.

Американская компания SpaceDev предложила всем заинтересованным организациям место для научного оборудования на межпланетных космических кораблях, которые должны совершить полеты к Луне и Марсу. Стоимость одного ╚места╩ 24 и 20 миллионов долларов соответственно. Первый пуск к Марсу предполагается произвести в 2003 году. В планах компании SpaceDev по-прежнему стоит запуск в 2001 году зонда ╚MicroNEAR╩ (Micro Near Earth Asteroid Prospector), который в середине 2002 года должен достигнуть астероида Nereus (14 августа).

СОЗДАЮТСЯ НОВЫЕ ТОПЛИВА.

Исследователи из NASA Glenn Research Center сделали первый шаг к развитию новых ракетных топлив, которые могут кардинально изменить технологию изготовления двигателей. Специалисты предлагают использовать жидкий водород, погружаемый в жидкий гелий и формируя, в конце концов, крошечные водородные ледяные частицы. Это еще один шаг на пути создания двигателей на атомном топливе, которые бы использовали энергию от рекомбинации атомов в молекулы (14 августа).

В INTERNET ПОЯВИЛИСЬ НОВЫЕ САЙТЫ.

Космическое агентство NASA открыло Web-сайт XRayTelescope.com. Здесь будут публиковаться новости и информация о рентгеновской астрономии и космической рентгеновской обсерватории ╚Chandra╩. На сайте XRayTelescope.com будет публиковаться вся информация, касающаяся новой космической обсерватории, со ссылками на другие ресурсы. Здесь имеется также мультимедиа-библиотека и список полезных ссылок /InterNIC Scout Report/ (16 августа).

Недавно опубликованные NASA фотографии Марса, которые были получены с помощью корабля ╚Mars Global Surveyor╩, демонстрируют, что облик красной планеты постоянно меняется. Причиной этих изменений являются такие природные явления как перемещение песчаных дюн, сильнейшие смерчи, ураганы, сезонные рост и отступление полярных шапок и ледников. На узле NASA можно ознакомиться с более подробной информацией и посмотреть ряд замечательных фотографий. Адрес узла: http://mars.jpl.nasa.gov/mgs/ /Newsbytes/ (17 августа).

ОСУЩЕСТВЛЕНА КОРРЕКЦИЯ.

Осуществлена коррекция траектории полета американского межпланетного зонда ╚NEAR╩. Двигатель зонда проработал две минуты. 14 февраля 2000 года ╚NEAR╩ должен сблизиться с астероидом 433 Eros (16 августа).

КАЧЕСТВО ПИЩИ УЛУЧШИТСЯ.

NASA выбрало University of Ihova в качестве головной организации по проведению исследований, имеющих целью повысить качество пищи для астронавтов и разработать более питательные продукты не только для астронавтов, но и для обычных земных людей. Таким образом, University of Ihova станет базой для National Food Technology Commercial Space Center, который работает над улучшением рационов питания для длительных космических экспедиций, над совершенствованием упаковки для пищевых продуктов, а также занимается подготовкой новых технологий к коммерческому использованию. Этот коммерческий центр спонсируется NASA Johnson Space Center. В течение пяти лет на совместные исследования будет потрачено 2,8 млн дол. /NASA/ (16 августа).

НОВЫЕ КОНТРАКТЫ ARIANESPACE.

Компания Arianespace заключила три новых контракта на запуски спутников связи с помощью РН ╚Ariane-4╩ и ╚Ariane-5╩. Спутник индийского космического агентства ISRO ╚Insat-3A╩ должен быть запущен в середине 2000 года. Новый спутник американской компании PanAmSat Corp. будет запущен в 2000 году, а спутник другой американской компании Space Systems / Loral ╚Telstar-7╩ должен быть выведен на геостационарную орбиту в III квартале 1999 года (16 августа).

ОЧЕРЕДНОЙ СТАРТ ╚DELTA-2╩.

В 04:37:41.193 UTC со стартового комплекса LC17B космодрома Cape Canaveral осуществлен пуск ракеты-носителя ╚Delta-2╩ (в конфигурации 7420-10, серийный ╧ D274), которая вывела на околоземную орбиту спутники связи ╚Globalstar FM-24╩ (25883 / 1999 043A), ╚Globalstar FM-27╩ (25884 / 1999 043B), ╚Globalstar FM-53╩ (25885 / 1999 043C) и ╚Globalstar FM- 54╩ (25886 / 1999 043D), принадлежащие компании Globalstar Communications Corporation. Первая пара спутников отделилась от РН через 69 минут 30 секунд после старта, вторая пара - спустя 4,5 минуты. КА выведены на орбиту с параметрами: наклонение орбиты - 52 градуса; период обращения - 113 мин.; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 1162 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 1182 км. Число спутников типа ╚Globalstar╩ на околоземной орбите после сегодняшнего запуска достигло 36. Спутники войдут в систему подвижной космической связи GLOBALSTAR, ввод которой в эксплуатацию ожидается позже в этом году (17 августа).

НОВАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ О РАКЕТНОМ НАПАДЕНИИ.

Американские компании TRW и Spectrum Astro получили от Пентагона контракты на сумму 275 миллионов долларов каждый, чтобы проектировать новую систему предупреждения о ракетном нападении космического базирования. Ранее в этом году компании Lockheed Martin и Boeing Company потеряли аналогичные контракты, так как Пентагон остался недоволен сделанными предварительными проработками (17 августа).

ЗАКЛЮЧЕНЫ КОНТРАКТ.

Шведская компания Saab Ericsson получила от английской компании Matra Marconi Space контракт на 4,83 миллиона долларов на проектирование и изготовление системы управления европейского транспортного средства, разрабатываемого для материально-технического снабжения Международной космической станции. Средство будет выводиться на орбиту с помощью ракеты-носителя ╚Ariane-5╩ (17 августа).

University of Washington получил от NASA контракт на сумму в 500 тысяч долларов для проведения работ по созданию нового мини-магнитосферного плазменного двигателя (Mini-Magnetosperic Plasma Propulsion, M2P2), который позволит космическим кораблям будущего развивать скорость до 290 тысяч километров в час. Солнечные батареи КА и соленоидные катушки должны быть использованы таким образом, чтобы создать электромагнитную область вокруг КК, который будет приводиться в движение в результате его взаимодействия с солнечным ветром (17 августа).

НАИБОЛЕЕ ОПАСНЫЕ АСТЕРОИДЫ ЕЩЕ НЕ ОТКРЫТЫ.

На Седьмой Международной конференции по астероидам, кометам и метеорам некоторые астрономы заявили о том, что, несмотря на последние активные работы, самые опасные для Земли астероиды еще не открыты. Астроном из NASA Jet Propulsion Laboratory David RABINOWITZ представил на конференции новые оценки количества крупных околоземных астероидов. Он считает, что существует от 500 до 1000 таких астероидов диаметром более 1 км. Ранее считалось, что их вдвое больше. Работающий в той же Лаборатории Paul CHODAS отметил, что опасность для Земли представляют только 15-20% из этих астероидов. Но если произойдет столкновение такого астероида с Землей, то оно может привести к глобальной катастрофе. По словам David RABINOWITZ, при нынешней скорости обработки астрономических данных большая часть указанных астероидов может быть обнаружена в ближайшие 20-40 лет. Но если ускорить работу вчетверо, то 90% этих астероидов могут быть обнаружены уже в течение 10 лет. Для ускорения работ необходимо привлекать мощные телескопы, способные обнаруживать космические объекты до 19 величины /SpaceViews/ (17 августа).

СНАЧАЛА ЧЕЛОВЕК ПОЛЕТИТ К АСТЕРОИДУ И ЛИШЬ ЗАТЕМ НА МАРС.

По мнению ряда астрономов из NASA Jet Propulsion Laboratory, человек полетит к небольшому богатому запасами воды астероиду и вернется с полученными образцами грунта на Землю не позднее 2015 г. То есть, такая экспедиция состоится намного раньше полета человека на Марс. Наиболее подходящей кандидатурой для посещения астрономы считают астероид 1998 KY26, который представляет собой неровное шарообразное тело диаметром порядка 30,5 м. Этот астероид обнаружили в 1998 г. Он не представляет никакой угрозы для Земли. Он состоит из очень хрупкого материала, и если он даже сблизится с Землей на опасное расстояние, то взорвется в верхних слоях атмосферы с образованием очень мелких частиц. Зрелище будет сопровождаться эффектным фейерверком. По данным исследований, на этом астероиде довольно много воды, но она находится в связанном состоянии в органических соединениях. Возможно, в них содержатся и "кирпичики" жизни - аминокислоты и нуклеиновые кислоты. На астероиде 1998 KY26 нет жизни, но предпосылки для ее образования могут быть. По некоторым подсчетам, экспедиция к этому астероиду будет стоить от 50 до 100 млн дол. /InfoArt News Agency/ (17 августа).

ОТКРЫЛСЯ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ САЛОН.

Премьер-министр России Владимир ПУТИН торжественно открыл 4-й международный авиакосмический салон /МАКС-99/ в подмосковном городе Жуковский. Россия, заявил в приветственном слове глава правительства, придает огромное значение авиакосмической технике, она понимает, что это значит для страны, и "нам есть, чем гордиться", сообщает ТСН. Владимир ПУТИН подчеркнул, что российская авиакосмическая техника - лучшая в мире и будет такой всегда". Он заверил, что руководство страны будет и в дальнейшем совершенствовать управление этой отраслью. От имени правительства РФ премьер-министр поздравил всех участников авиакосмического салона с его открытием, пожелал успеха, и выразил уверенность, что последний в этом веке авиакосмический салон принесет успех и отечественным производителям, и зарубежным партнерам. Салон продлится до 22 августа (17 августа).

ЗАПЛАНИРОВАН ЗАПУСК СПУТНИКА ДЛЯ КАРТОГРАФИРОВАНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ.

Индийская организация по исследованию космического пространства (ISRO) сообщила о технической готовности вывести в начале следующего года на околоземную орбиту с помощью отечественной ракеты-носителя своего самого современного спутника для картографирования земной поверхности из космоса. По заявлению представителя ISRO, спутник "Cartosat-1" является первым из серии индийских картографических спутников, способных, кроме решения мирных задач, эффективно работать и в области обеспечения оборонного потенциала страны. По информации ISRO, две фотокамеры, которые будут работать на спутнике в цветном и черно-белом режимах, обеспечат в полосе своего действия уверенную фотосъемку объектов, диаметром с пляжный зонтик минимального размера. Предусмотрена и высокоточная электронная обработка полученной информации. Уже сегодня, Индия, имеющая на околоземной орбите 4 собственных спутника зондирования земной поверхности "IRS", входит в крайне ограниченное число государств, обладающих такими возможностями /Корр. РИА "Новости" Сергей Астафьев/ (17 августа).

ОПУБЛИКОВАНЫ РЕЗУЛЬТАТЫ РАССЛЕДОВАНИЯ.

Комиссия ВВС США опубликовала результаты расследования причин отказа разгонного блока ╚IUS╩ во время пуска ракеты-носителя ╚Titan-4B╩, произведенного 9 апреля 1999 года. На геостационарную орбиту должен был быть выведен разведывательный спутник ╚DSP-19╩, но он остался на нерасчетной орбите, так не произошло разделение первой и второй ступеней разгонного блока. Один из штекеров, соединявший ступени, не отстыковался из-за механической помехи, а дальше неисправности пошли по нарастающей (17 августа).

ПРЕДСТОЯТ ПУСКИ МБР.

Две межконтинентальные баллистические ракеты ╚Minuteman-3╩ должны быть запущены 20 августа из северной части авиабазы Vandenberg (шт. Калифорния, США). Пуски будут проводится рачетами 576th Flight Test Squadron, базирующегося на авиабазе Vandenberg (командиры боевых расчетов капитаны Jeff KECKLY и Paul CONNER, командир расчета технической поддержки лейтенант Kenneth Van SICKLE). Поддержку пусков осуществят расчеты 740th Missile Squadron, базирующегося на авиабазе Minot (шт. Нью-Джерси, США) (командир расчета лейтенант Garry POND. Пуски осуществляются для оценки боевых возможностей ракет, находящихся на боевом дежурстве. Каждая из ракет несет по 5-ть боеголовок, которые поразят учебные цели в районе полигона Kwajalein Missile Range в Тихом океане (18 августа).

НА ПУТИ К САТУРНУ.

Американский межпланетный зонд ╚Cassini╩ совершил пертурбационный маневр в поле тяготения Земли. Запущенный 15 октября 1997 года КА совершает полет в сторону Сатурна, на орбиту которого должен выйти 1 июля 1994 года. Сегодня аппарат в 03:28 UTC прошел на расстоянии 1171 километр от земной поверхности над точкой с координатами 23,5 градуса южной широты и 128,5 градуса западной долготы. Во время маневра ╚Cassini╩ получил приращение скорости в 5,5 километров в секунду. За время своего почти двухгодичного полета зонд уже совершил два подобных маневра в поле тяготения Венеры и ему еще предстоит ускориться в поле тяготения Юпитера 30 декабря 2000 года. На борту ╚Cassini╩ находится небольшой исследовательский зонд ╚Huygens╩, который 30 ноября 2004 года будет сброшен на поверхность Титана - крупнейшего спутника Сатурна. К счастью не оправдались опасения антиядерных активистов, которые предрекали катастрофу аппарата и распыление в атмосфере Земли 72 килограммов плутония, находящихся на борту ╚Cassini╩ (18 августа).

ПЕРВЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ ПУСК ПЕРЕНОСИТСЯ.

Первый коммерческий пуск ракеты-носителя ╚Ariane-5╩ перенесен на декабрь нынешнего года. Носитель выведен на околоземную орбиту не спутник связи, как это первоначально планировалось, а европейский рентгеновский телескоп (X-ray Multi Mirror telescope) ╚XMM╩ весом 4 тонны (18 августа).

╚КОНЕЦ СВЕТА╩ ПО GPS.

Встроенный календарь глобальной навигационной системы Global Positioning System (GPS), который ведет отсчет недель и секунд, может отказать в эту субботу. Вместо того, чтобы установить текущий счетчик на 1024, он может сбросить его в ноль. Система ведет счетчик недель, но он ограничен числом 1024. Именно такая по номеру неделя наступит в субботу, 21 августа 1999 года, так как счет ведется с 6 января 1980 года - начальной даты работы системы. Эксперты пока не знают, как поведут себя старые образцы навигационных устройств после сброса календаря. Приемники могут быть приведены в неработоспособное состояние, выдавать неверную информацию, отображать даты 80-х годов или часами пытаться захватить полезный сигнал. Однако, по словам экспертов, более 90% из существующих восьми миллионов военных и коммерческих приемных устройств GPS не испытают каких- либо проблем. Столь небольшое число подверженных влиянию данного ограничения приемников объясняется тем, что их широкое применение началось лишь в последние пять лет, уже после идентификации проблемы и модернизации соответствующего оборудования /InfoArt News Agency/ (18 августа).

НОВОСТИ КОРОТКОЙ СТРОКОЙ.

Норвегия уведомила Министерство обороны РФ о планируемых пусках 29 метеорологических ракет (15 августа).

Президент РФ Борис ЕЛЬЦИН поздравил летчика-космонавта Валерия РЮМИНА с 60- летием (16 августа). КНДР ведет подготовку к запуску не боевой ракеты, а искусственного спутника, заявил секретарь ЦК Трудовой партии Кореи (17 августа).

24 августа

50 лет назад (1949) родилась астронавт США Anna Lee FISHER. В отряде космонавтов NASA с 1978 года. Совершила один космический полет с 8 по 16 ноября 1984 года в качестве специалиста по операциям на орбите корабля ╚Discovery╩ продолжитальностью 7 дней 23 часа 44 минуты 56 секунд.

26 августа

25 лет назад (1974) в Советском Союзе стартовал космический корабль ╚Союз-15╩, который пилотировали Геннадий Васильевич САРАФАНОВ и Лев Степанович ДЕМИН. Космонавтам предстояла работа на борту военной орбитальной станции типа ╚Алмаз╩ (официальное название ╚Салют-3╩), но попытка стыковки корабля со станцией, предпринятая 27 августа, успехом не увенчалась и на следующий день спускаемый аппарат корабля возвратился на Землю. Продолжительность полета составила 2 дня 12 минут 11 секунд.

Последнее обновление 19.08.1999.