ПОСЛЕДНИЕ
КОСМИЧЕСКИЕ
НОВОСТИ

Выпуск N 73 от 18 марта 1999 года.
Что нового на страницах энциклопедии и в Internet.
Архив новостей.

ИСПОЛНИЛОСЬ 90 ЛЕТ АКАДЕМИКУ БАРМИНУ
ПОИСК ДЕНЕГ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ КОСМИЧЕСКОЙ ЛЕТОПИСИ

СКОНЧАЛСЯ ВАЛЕРИЙ ИЛЛАРИОНОВ.

В Звездном городке на 60-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни скончался Валерий Васильевич ИЛЛАРИОНОВ, с 1970 по 1992 года проходивший подготовку к полетам в космос в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина (10 марта). Репортаж с похорон В.В.ИЛЛАРИОНОВА Вы сможете прочитать в одном из ближайших выпусков "Последних космических новостей".

РЕМОНТ "HUBBLE" НАМЕЧЕН НА ОКТЯБРЬ.

NASA приняло окончательное решение о проведении чрезвычайной миссии корабля многоразового использования "Discovery" в октябре нынешнего года для проведения ремонтных работ на орбитальном телескопе "Hubble". Проведение внеочередного полета диктуется необходимостью замены гиродинов системы ориентации, чтобы исключить возможность прекращения работы телескопа. В настоящее время два из шести гироскопов неиправны, еще один работает со сбоями и тоже считается вышедшим из строя. Если произойдет поломка еще одного, то телескоп не сможет поддерживать правильную ориентацию и работа с ним будет прервана. В ходе девятидневного полета четыре космонавта Steven SMITH, Michael FOALE, Claude NICOLLIER и John GRUNSFIELD должны совершить шесть выходов в открытый космос и провести замену гироскопов. Конкретная дата старта не определена, но назван октябрь с возможной сдвижкой начала полета на две недели. Также пока не определены имена командира корабля и пилота (10 марта).

МКС: ПОЛЕТ ПРОДОЛЖАЕТСЯ.

Опубликовано очередное сообщение о полете Международной космической станции. Станция завершила свой 1700-й оборот вокруг Земли. Полет проходит нормально, бортовое оборудование, в основном, работает без сбоев. 5 марта возникли проблемы в работе одной из двух антенн, установленных на внешней поверхности модуля "Unity". По невыясненной пока причине, при определенной ориентации антенн на Землю серьезно ухудшалась связь с Землей. Было принято отключить антенну до выяснения причин сбоя. Объявлено, что на следующей неделе из ГНТКЦ имени М.В.Хруничева в NASA Kennedy Space Center будут отгружены 18 ячеек для российских аккумуляторных батарей на модуле "Заря", в работе которых несколько недель назад обнаружились неисправности. Замену ячеек должен провести экипаж американского корабля многоразового использования, который должен 20 мая отправиться в космос по программе STS-96. Для отработки методики замены ячеек в конце марта в Звездный городок должны прибыть члены экипажа STS-96 Julie PAYETTE и Валерий ТОКАРЕВ. В настоящее время параметры орбиты МКС составляют: наклонение орбиты - 51,6 град.; период обращения - 92,4 мин.; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 387,2 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 409,6 км (10 марта).

ПЕРВЫЙ ЭКИПАЖ ОТПРАВИТСЯ НА МКС РАНЬШЕ, ЧЕМ ПЛАНИРОВАЛОСЬ.

Представители Российского космического агентства и NASA подтвердили сообщения о том, что сейчас рассматривается возможность отправки первого экипажа на борт Международной космической станции уже в октябре нынешнего года, а не в феврале 2000 года, как это запланировано графиком работ. Изменение будет внесено в график, если получит одобрение на встрече представителей двух космических агентств в апреле на встрече в Москве. Представитель РКА Александр БОТВИНКО сказал, что идея о досрочной отправке экипажа в космос родилась в России, но была с восторгом встречена в США. Тем самым NASA получает дополнительный козырь в своих отношениях с бюджетным подкомитетом Конгресса США, который довольно пессимистично настроен в отношении выделения бюджетных средств на создание МКС. Это также позволит раньше начать реализацию научной программы МКС. Служебный модуль, который сейчас стал камнем преткновения в работах по созданию МКС, а также серьезно осложняет взаимоотношения РКА и NASA, практически готов и в начале апреля будет отправлен на Байконур, где в течение 4,5 месяцев должен пройти предстартовую подготовку. Если старт служебного модуля состоится, как и планируется, 20 сентября нынешнего года, то в октябре в космос могут отправиться два российских члена экипажа МКС Юрий ГИДЗЕНКО и Сергей КРИКАЛЕВ. Они должны будут стартовать на борту корабля "Союз ТМ". Третий член экипажа американец William SHEPHERD прибудет на станцию чуть позже на борту корабля многоразового использования. Руковдитель представительства NASA в Москве Michael BAKER заявил, что вероятнее всего предложение о полете в октябре будет одобрено, но сейчас это пока только идея (11 марта).

ИСПЫТАНИЯ НОВОГО ДВИГАТЕЛЯ.

В NASA Stennis Space Center (штат Массачуссетс, США) проведено 20-секундное огневое испытание двигателя "Fastrac", разработанного специалистами NASA Marshall Space Flight Center и который будет установлен на ЛА "Х-34". По словам специалистов-разработчиков, двигатель экономичен и за ним большое будущее. Программа "Х-34" предусматривает проведение испытаний новых материалов и технологий при полетах с гиперзвуковыми скоростями (11 марта).

РАСШИРЯЮТСЯ ЗАДАЧИ РКА.

Указом Президента РФ Бориса ЕЛЬЦИНА изменены функции Российского космического агентства. Теперь на РКА также возложена обязанность координировать деятельнсоть авиационной промышленности и соответсвующий авиационный департамент передан из Министерства экономики РФ в космическое ведомство (11 марта).

СТАРТ ПЕРЕНЕСЕН.

С 18 на 21 марта перенесен старт с космодрома Байконур ракеты-носителя "Протон- К", которая должна вывести в космос китайский спутник связи "Asiasat-3B". Перенос в дате старта связан с изменением общего графика пусков российских ракет-носителей с Байконура (12 марта).

КОРАБЛИ ВЫШЛИ В МОРЕ.

Два корабля морской стартовой платформы "Odyssey" и "Sea Launch Commander" покинули порт приписки Лонг-Бич (штат Калифорния, США) и взяли курс в Тихий океан, откуда должен состояться первый пуск ракеты-носителя "Зенит-3SL" в рамках международного проекта "морской космодром". Переход к точке старта, которая расположена на экваторе в 2253 километрах к югу от Гавайских островов, займет 11 дней. Старт намечан на 26 марта в 22:18 UTC. На орбиту должен быть выведен габаритно- весовой макет ИСЗ связи (12 марта).

РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ НОВЫЙ СПУТНИК СВЯЗИ.

Американские компании Hughes Space and Communications и DirectTV, являющаяся подразделением компании Hughes Electronic Corporation, объявили о начале создания нового спутника связи DirectTV-1R на базе HS-601HP для непосредственного телевизионного вещания. Спутник будет оборудован 16-ю ретрансляторами, работающими в частотном диапазоне KU, а также 20 каналами связи для предоставления услуг типа "direct-to-home" (12 марта).

ПРИЗЫВ КИТАЙСКОГО МИНИСТРА.

Министр внешней торговли Китая Shi GUANGSHENG призвал США пересмотреть свое решение о запрете запусков американских спутников связи с помощью китайских ракет-носителей. По словам министра, если США откажутся от контрактов, то их место на рынке коммерческих запусков быстро займут другие страны (12 марта).

НЕПОЛАДКИ НА "GE- 3".

Серьезные неполадки возникли на борту американского спутника связи "GE-3", находящегося на орбите с сентября 1997 года. Как сообщила пресс- секретарь компании GE Americom Communications Monica MORGAN, в 09:00 UTC неожиданно вышел из строя один из геродинов на борту спутника и его ориентация была нарушена. Возник перерыв в работе спутника и связи лишились клиенты спутника, такие как информационные агентства AP, CBS и другие. Спустя несколько часов специалистам удалось восстановить ориентацию спутника и клиенты начали постепенно получать временно утерянные услуги (12 марта).

СФОТОГРАФИРОВАН МОЩНЫЙ ВЗРЫВ В КОСМОСЕ.

NASA распространило снимки, полученные с борта орбитального телескопа "Hubble", на которых зафиксирован самый мощный галактический взрыв, из наблюдавшихся когда-либо. В момент взрыва его интенсивность соответствовала одновременному сиянию на небосклоне 1017 звезд. Гамма-излучение взрыва было зафиксировано 23 января, но "Hubble" начал фотографирование только 8 и 9 февраля, когда излучение составляло всего одну четырехмиллионную от первоначальной интенсивности. Ученые давно уже знали о подобных явлениях во Вселенной, но зафиксировать их раньше не удавалось из-за их непродолжительности (12 марта).

ОТКРЫТА СВЕРХНОВАЯ.

Астрономы из NASA Jet Propulsion Laboratory, занимающиеся поиском астероидов, представляющих потенциальную опасность для Земли, объявили об открытии Сверхновой. Звезда была открыта 18 февраля нынешнего года и находится на удалении 650 миллионов километров от Земли. "Мы забросили удочку на лосося, а выловили кита", - заявил руководитель группы "охотников за астероидами" Steven PRAVDO. Звезда получила обозначение 1999am и до взрыва являлась белым карликом в системе двойной звезды. После взрыва она поглотила свою соседку и ее яркость стала эквивалентной сиянию 100 миллионов звезд, то есть такой, как и окружающая ее галактика (12 марта).

РАСПРОСТРАНЕНЫ НОВЫЕ СНИМКИ МАРСИАНСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ.

NASA опубликовала очередную серию снимков поверхности Марса, полученных с борта межпланетной станции "Mars Global Surveyor". На снимках серии изображены скопление камней в долине Ganges Chasma, район темных дюн в области Nili Patera и кратер "Happy Face Crater" (Кратер "Счастливое Лицо") в восточной части области Argyre Planitia. Кратер "Счастливое Лицо" имеет официальное название Galle Crater. Его диаметр составляет 215 километров. Свое неофициальное название он получил из-за того, что при съемке в красном и синем диапазонах спектра при желании можно увидет в кратере изображение лица. На снимках также изображен район северной долины Vastitas Borealis близ кратера Lomonosov. Также видны два темных кольца, которые, как полагают, представляют из себя ничто иное, как засыпанные песком кратеры (12-13 марта).

НОВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ THOMAS STAFFORD.

Ветеран отряда космонавтов NASA Thomas P. STAFFORD избран в Совет директоров компании Wackenhut Corporation - одного из ведущих поставщиков услуг по защите информации в телекоммуникациях. Он уже был членом директоров этой компании с 1991 по 1997 годы. Кроме своего нового назначения, Thomas STAFFORD является председателем Правления компании Omega Watch Corporation of America, Вице-президентом и совладельцем компании Stafford, Burke & Hecker, Inc. и техническим консультантом ряда фирм в Александрии (штат Вирджиния). Thomas STAFFORD был зачислен в отряд космонавтов NASA в 1962 году. Он совершил четыре полета в космос, в том числе в 1975 году возглавлял американский экипаж во время советско-американского полета по программе "ЭПАС" ("Экспериментальный полет "Apollo" - "Союз") (14 марта).

ЗАКАНЧИВАЮТСЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ.

На космодроме Cape Canaveral на стартовой площадке LC17B продолжается подготовка к старту ракеты-носителя "Delta-2", которая 5 апреля нынешнего года должна вывести в космос военный груз "Orion-3". Сегодня к основному блоку РН были пристыкованы твердотопливные ускорители (14 марта).

ОДОБРЕНЫ ПЛАНЫ ДВУХ НОВЫХ МИССИЙ.

European Space Agency одобрило планы двух новых научных миссий. Исследованию космических лучей будет посвящена миссия "FIRST" ("The Far Infrared and Submillimeter Telescope") и полет зонда "Planck". Оба КА будут запущены ракетой-носителем "Ariane-5" в 2007 году и выведены в точку либрации L2. На следующий год предполагается запустить с аналогичной задачей КА "Microwave Anisotripy Probe" (15 марта).

ОЧЕРЕДНОЙ СТАРТ С БАЙКОНУРА.

В 03:06 UTC с космодрома Байконур осуществлен пуск ракеты-носителя "Союз 11А511У" с разгонным блоком "Икар", которая вывела на околоземную орбиту американские спутники связи "Globalstar MO-22" (25649 / 1999 012A), "Globalstar MO-41" (25650 / 1999 012B), "Globalstar MO-46" (25651 / 1999 012C) и "Globalstar MO-37" (25652 / 1999 012D). Это второй успешный пуск российской ракеты-носителя со спутниками данного типа в этом году. В 06:37 UTC спутники были отделены от разгонного блока и вышли на орбиту с параметрами: наклонение орбиты - 52 градуса; период обращения - 103,4 минут; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 898 километров; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 951 километр. Общее число спутников на орбите, входящих в систему связи GLOBALSTAR достигло 16. Всего к лету нынешнего года должна быть развернута группировка в 48 спутников, после чего должна начаться их коммерческая эксплуатация (15 марта).

РАЗРЕШЕН СТАРТ С МОРСКОГО КОСМОДРОМА.

Правительство США дало окончательное разрешение на осуществление пуска ракеты- носителя "Зенит-3SL" с морской плавучей платформы "Sea Launch" с габаритно-весовым макетом американского спутника связи (15 марта).

ОСУЩЕСТВЛЕНА КОРРЕКЦИЯ.

Осуществлена вторая коррекция траектории полета американской межпланетной станции "Mars Polar Lander". В 13:05 UTC на 10 секунд двигатель был включен и обеспечил приращение скорости аппарата на 0,89 метра в секунду. Следующая коррекция запланирована на 1 сентября нынешнего года. Сейчас станция находится на удалении 16 миллионов 510 тысяч километров от Земли. Ее посадка на поверхность Марса запланирована на 3 декабря 1999 года (15 марта).

ПУСК ГЕОФИЗИЧЕСКОЙ РАКЕТЫ.

С бразильского космодрома Alcantara осуществлен успешный пуск по баллистической траектории геофизической ракеты "VS-30". В ходе полета были проведены 11 научных экспериментов, в том числе с биологическими объектами (черви) (15 марта).

ОБЪЯВЛЕН ЭКИПАЖ.

NASA огласило состав экипажа корабля "Discovery", который отправится в космос в октябре нынешнего года по программе STS-103. Полет будет посвящен ремонтным работам на орбитальном телескопе "Hubble". Командиром экипажа назначен Curtis BROWN, пилотом Scott KELLY, специалистами полета американские космонавты Steven SMITH, Michael FOALE, John GRUNSFELD и представители European Space Agency Claude NICOLLIER и Jean-Francois CLERVOY (15 марта).

НАБЛЮДЕНИЯ ПРОДОЛЖАЮТСЯ.

Специалисты из группы управления полетом франко-американского научного спутника "TOPEX / Poseidon" задействовали резервный комплект аппаратуры КА и тем самым обеспечили возможность продолжения наблюдений за акваторией мирового океана с околоземной орбиты. Спутник был выведен на орбиту в августе 1992 года и первоначально планировалось использовать его не более 5 лет. Надежная работа аппаратуры позволила продлить научную миссию спутника. Спутник передал на Землю большой объем информации о процессах El Nino и La Nina, развивающихся в экваториальной зоне Тихого океана и влияющих на глобальное изменение климата (16 марта).

ПРОДОЛЖАЕТСЯ МИССИЯ "GALILEO".

Продолжается полет американского межпланетного зонда "Galileo" по орбите вокруг Юпитера. В ближайшие недели будет затруднена передача на Землю информации с борта зонда, так как Юпитер должен зайти за Солнце и оказаться невидимым с Земли. На 19 марта намечена траектория орбиты аппарата (16 марта).

НОВОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ ИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ.

В 07:15 UTC на американском межпланетном зонде "Deep Space-1" произведено включение ионного двигателя с тем, чтобы обеспечить прохождение зонда мимо астероида 1992 KD в июле нынешнего года на расстоянии 13 километров от поверхности. Двигатель проработает до 26 апреля. Во время предыдущего включения двигатель проработал непрерывно 850 часов. Также начаты испытания автономной системы навигации, что является одним из 12 основных экспериментов, проводящихся на борту аппарата (16 марта).

ЗАКАНЧИВАЮТСЯ ПОСЛЕДНИЕ ПРИГОТОВЛЕНИЯ.

Заканчиваются последние приготовления к пуску с космодрома Байконур российской ракеты-носителя "Протон-К", которая должна вывести на орбиту спутник связи "AsiaSat-3S", принадлежащий гонконгской компании Asia Satellite Telecommunications Company. Спутник создан специалистами компании Hughes Space and Communications Company на основе базового блока HS601HP. Пуск запланирован на 21 марта на 00:09:30 UTC. Через 6 часов 43 минуты спутник должен быть выведен на геостационарную орбиту в точку над 105,5 Е (16 марта).

ФИНАНСОВЫЕ ТРУДНОСТИ СОКРАЩАЮТ ПРОГРАММУ.

Российско-французский экипаж на борту орбитального комплекса "Мир" будет работать в космосе по сокращенной программе из-за нехватки финансирования. Об этом сообщил сегодня один из руководителей полета Виктор БЛАГОВ. В частности, состоятся только два, из запланированных четырех, выхода в открытый космос (16 марта).

РАСТЕТ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА.

Российское правительство задолжало РКК "Энергия" 800 миллионов рублей за работы, проведенные на борту орбитального комплекса "Мир" в 1997 - 1998 годах. Кроме этой суммы требуется еще 500 миллионов рублей в этом году, чтобы стало возможным запустить два грузовых транспортных корабля "Прогресс М" в апреле и июле-августе 1999 года. Отсутствие государственной поддержки уже заставило сократить программу полета росийско-французского экипажа и ставит под сомнение будущность "Мира", который может прекратить свое существование уже в этом году (16 марта).

В ПРОШЛОМ ЛУНА БЫЛА ЧАСТЬЮ ЗЕМЛИ.

Анализ данных, полученных с борта американской межпланетной станции "Lunar Prospector", указывает на наличие у Луны небольшого твердого ядра, тем самым подтверждая теорию о том, что Луна когда-то откололась от Земли в результате столкновения нашей планеты с космическим телом размером приблизительно с Марс. Сообщение было сделано на открывшемся в Хьюстоне (штат Техас, США) 30-й научной конференции по исследованиям Луны и планетам (16 марта).

ЗАКОНЧЕНО ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАНИПУЛЯТОРА.

Канадская компания Spar Aerospace передала канадскому космическому агентству манипулятор для Международной космической станции. В ближайшем будущем манипулятор будет отправлен в NASA Kennedy Space Center, а в следующем году доставлен в космос и смонтирован на МКС. Разработка и изготовление манипулятора является вкладом Канады в проект МКС (16 марта).

ПЕРВЫЙ ФРАНЦУЗСКИЙ КОСМОНАВТ СМЕНИЛ МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА.

Первый французский космонавт Jean-Loup CHRETIEN переехал на постоянное жительство в США и уже приступил к работе в NASA. Сейчас решается вопрос о предоставлении космонавту американского гражданства. Смена места жительства вызвана тем, что Jean-Loup CHRETIEN, которому исполнилось 60 лет, оказался не у дел на своей родине, но чувствует в себе силы продолжить работу по освоению космоса. В NASA француза встретили с радостью, так надеются использовать его богатый космический опыт (Jean-Loup CHRETIEN в 1982 и 1987 году совершил полеты на российских кораблях "Союз", а в 1997 году слетал на американском корабле многоразового использования). Новый астронавт с тремя коллегами будет готовить группу из 20 человек для полетов на Международную космическую станцию. Как он признался в одном из интервью, "ясно, что я перезжаю за океан в надежде еще раз, а может, и два, слетать в космос, иначе и затевать всего этого не стоило" (16 марта).

"STARDUST" ВСЕ ДАЛЬШЕ ОТ ЗЕМЛИ.

Опубликовано очередное сообщение о полете американского межпланетного зонда "Stardust", движущегося на свидание с кометой с Wild-2. На борту продолжается тестирование научного оборудования, которое будет использовано для взятия проб межпланетной пыли и образцов кометного вещества. К настоящему моменту аппарат удалился от Земли на расстояние в 15 миллионов километров (17 марта).

НОВАЯ ИНДИЙСКАЯ РН.

На первую неделю мая запланирован первый пуск новой индийской ракеты-носителя "PSLV". На орбиту будут выведены индийский океанографический спутник "Oceansat" и два небольших научных спутника из Германии и Южной Кореи. "PSLV" предназначается для вывода полезной нагрузки на геостационарную орбиту (17 марта).

ПЕРВЫЙ ЗАПУСК ДОЛЖЕН СОСТОЯТЬСЯ В АПРЕЛЕ.

Первый запуск нового российско-украинского ракеты-носителя "Днепр" должен состояться в апреле нынешнего года с космодрома Байконур (17 марта).

ОДОБРЕН ЗАКОН.

Высшая палата российского парламента Совет Федерации одобрила Федеральный закон "О предпринимательской деятельности в области исследования и использования космического пространства". После подписания закона президентом РФ он вступит в силу (17 марта).

ИСПОЛНИЛОСЬ 90 ЛЕТ АКАДЕМИКУ БАРМИНУ.

Исполняется 90 лет со дня рождения выдающегося русского механика академика Владимира БАРМИНА - создателя первых отечественных стартовых комплексов для ракет различного назначения. В связи с этим главнокомандующий Ракетных войск стратегического назначения генерал-полковник В.Н.ЯКОВЛЕВ заявил: "Высокое качество стартового оборудования, смелость и неожиданность технических решений - особенность творчества Владимира БАРМИНА" (17 марта).

ПОИСК ДЕНЕГ ПРОДОЛЖАЕТСЯ.

По словам помощника президента РФ по космосу Евгения ШАПОШНИКОВА, "у России есть все предпосылки для того, чтобы в ближайшее время найти зарубежного инвестора для продолжения эксплуатации станции "Мир". По его словам, наиболее активно поиск в этом напрвлении ведет руководство РКК "Энергия", которой принадлежит "Мир". Евгений ШАПОШНИКОВ выразил надежду, что документы с инвестором будут подписаны уже в ближайшем будущем (17 марта).

25 марта

60 лет назад (1939) родился Алексей Анатольевич ГРЕЧАНИК, с 1978 по 1987 год проходивший подготовку к космическим полетам в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина.

Последнее обновление 18.03.1999.