ПОСЛЕДНИЕ
КОСМИЧЕСКИЕ
НОВОСТИ

Выпуск N 86 от 17 июня 1999 года.

Что нового на страницах энциклопедии и в Internet.
Архив новостей.

НАЧАЛИСЬ ИСПЫТАНИЯ ПЛАТФОРМЫ ╚ЛУЧ╩.

Петербургское ВНИИ транспортного машиностроения приступило к испытаниям приборонесущей платформы ╚Луч╩ для Международной космической станции (10 июня).

ИНФОРМАЦИЯ О ЮПИТЕРЕ ПЕРЕДАЕТСЯ НА ЗЕМЛЮ.

Американский межпланетный зонд ╚Galileo╩ продолжает обработку и передачу на Землю ранее запасенной научной информации. Об этом говорится в очередном пресс-релизе, выпущенном сегодня в NASA Jet Propulsion Laboratory, ведущей управление полетом станции. В последние дни на Землю переданы фотографии, данные, записанные с помощью картографического инфракрасного спектрометра, фотополяриметра- радиометра и другого оборудования. Это информация о спутниках Юпитера Каллисто, Ио и Европе, о юпитерианской атмосфере и магнитосфере. Вся информация была получена в начале мая во время сближения ╚Galileo╩ с Каллисто (10 июня).

НОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МКС ДОСТАВЛЕНЫ В ЦЕНТР КЕННЕДИ.

В NASA Kennedy Space Center на борту самолета ╚Super Guppy╩ с завода компании Boeing Company в Хантингтон-Бич (штат Калифорния, США) доставлены аппаратные средства для Международной космической станции. Средства, имеющие название ╚S-Zero Truss╩, включают в себя солнечные батареи, гироскопы и ряд других агрегатов. Их вывод на околоземную орбиту планируется осуществить летом 2000 года (10 июня).

УСПЕШНОЕ ИСПЫТАНИЕ ПРОТИВОРАКЕТНОЙ СИСТЕМЫ.

На полигоне White Sands Missile Range (штат Нью-Мексико, США) проведено первое успешное испытание противоракетной системы ╚THAAD╩, разрабатываемой компанией Lockheed Martin Missiles and Space. Цель, имитирующая баллистическую ракету ╚Scud╩, стартовала в 10:09 UTC из северной части полигона. Противоракета была запущена через несколько минут из южной часи полигона и спустя семь минут поразила цель на высоте около 80 километров. Это было десятое испытание системы ПРО, в том числе седьмое по реальной цели, но впервые оно закончилось успешно. Теперь сотрудникам компании Lockheed Martin необходимо провести в ближайший месяц еще один успешный испытательный пуск, чтобы компания не была оштрафована Пентагоном. Сумма штрафа может составить 20 миллионов долларов (10 июня).

СТАРТ ╚DELTA-2╩.

В 13:48:43.446 UTC со стартового комплекса LC17B космодрома Cape Canaveral осуществлен пуск ракеты-носителя ╚Delta-2╩ (в конфигурации 7420-10), которая вывела на околоземную орбиту четыре спутника связи ╚Globalstar FM-52╩ (25770 / 1999 031A), ╚Globalstar FM-49╩ (25771 / 1999 031B), ╚Globalstar FM-25╩ (25772 / 1999 031C) и ╚Globalstar FM-47╩ (25773 / 1999 031D). Через 69 минут 30 секунд после старта от последней ступени ракеты-носителя произошло отделение первых двух спутников, а еще через 4 минуты 30 секунд - двух других. КА выведены на орбиты с параметрами: наклонение орбиты - 52 градуса; период обращения - 115 минут; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 1360 километров; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 1370 километров. Таким образом общее число спутников типа ╚Globalstar╩ в космосе достигло 24 (10 июня).

СКОНЧАЛСЯ АКТЕР DEFOREST KELLEY.

Американский актер DeForest KELLEY, исполнитель роли Dr. Leonard ╚Bones╩ McCoy в знаменитом сериале ╚Star Trek╩, скончался в возрасте 79 лет (11 июня).

╚FUSE╩ ГОТОВИТСЯ К СТАРТУ.

На 23 июня намечен запуск космического зонда ╚FUSE╩ (╚Far Ultraviolet Spectroscopic Explorer╩), который будет вести наблюдения близлежащих планет и далеких космических объектов в дальнем ультрафиолетовом диапазоне длин волн. Целью исследований является получение детализированной картины Млечного Пути. ╚FUSE╩ будет исследовать распределение в космосе водорода и дейтерия, которые образовались сразу же после Большого Взрыва. По мнению астрономов, эта информация позволит заглянуть в те времена, когда Вселенная была еще в младенческом возрасте. Исследуя эти следы рождения Вселенной, астрономы надеются лучше понять процессы, которые привели к образованию и эволюции звезд, в том числе и нашего Солнца. Космический зонд ╚FUSE╩ был разработан для NASA Университетом Джона Хопкинса. Его вес - 1360 кг. Запуск будет произведен ракетой ╚Delta 2╩ с космодрома Cape Canaveral. Вся миссия рассчитана на 3 года. Ее стоимость - 204 млн дол.(11 июня).

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИИ ОБЯЗУЕТСЯ ПОГАСИТЬ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ.

Правительство России берет на себя обязательство погасить бюджетную задолженность перед космической отраслью, составляющую сейчас 1,7 млрд руб. Как обещал вице-премьер Илья КЛЕБАНОВ во время встречи с генеральным директором Российского авиационно-космического агентства (РАКА) Юрием КОПТЕВЫМ, выплаты начнутся с июля, и долги будут погашены в течение 8 месяцев. Илья КЛЕБАНОВ также сказал о планах правительства создать в ближайшее время, в дополнение к РАКА, еще четыре агентства, объединяющие различные направления военно-промышленного комплекса. По его словам, при этом будет обязательно учитываться опыт космического агентства, успешно работающего уже 7 лет /ИТАР-ТАСС/ (11 июня).

ФБР ИЩЕТ ХАКЕРА.

Федеральное бюро расследований (FBI) пытается найти хакера, который распространил через компьютерную сеть вирус, поражающий базы данных персональных компьютеров. Вирус распространяется через E- mail и сумел поразить в последние два дня тысячи компьютеров в крупных американских компаниях и научных центрах NASA. В результате этого NASA Kennedy Space Center закрыл на неопределенное время свою систему электронной почты (11 июня).

АВАРИЯ САМОЛЕТА НА МЫСЕ КАНАВЕРАЛ.

В районе Станции ВВС ╚Мыс Канаверал╩ потерпел катасрофу небольшой гражданский самолет ╚Piper-4╩. Фрагменты фезюляжа и тело пилота было обнаружено в лесу в нескольких километрах северо-западнее стартового комплекса LC20. Не найденными остаются другие фрагменты самолета, в частности, крыло. Во время полета самолет попал в грозу и, вероятно, был поражен молнией. С экранов радаров он исчез 10 июня в 00:58 UTC. Предполагают, что за штурвалом самолета находился Allen HOLMES, взлетевщий 9 июня в 23:02 UTC с аэродрома Fort Lauderale Executive Airport (11 июня).

ЗАПУСК ╚LUNAR-A╩ ОТКЛАДЫВАЕТСЯ НА ТРИ ГОДА.

Запуск первого японского космического аппарата ╚Lunar-A╩, предназначенного для исследования Луны, будет отложен как минимум на 3 года из-за неполадок с оборудованием. Первоначально этот зонд планировалось запустить в космос летом 1997 г., но японский Institute of Space and Astronautical Science дважды откладывал старт из-за проблем с механическими системами корабля (11 июня).

ЗАПУЩЕНЫ ОЧЕРЕДНЫЕ ╚IRIDIUM╩.

В 17:15 UTC с космодрома Taiyuan осуществлен пуск ракеты-носителя ╚Chang Zheng- 2C-3 / SD╩, которая вывела на околоземную орбиту американские спутники связи ╚Iridium-14A╩ (25777 / 1999 032A) и ╚Iridium-21A╩ (25778 / 1999 032B). Первоначально запуск спутников предполагалось осуществить в марте с.г., но старт был отложен из-за технических проблем как в системах ракеты-носителя, так и в самих спутниках. Выведенные на орбиту КА будут запасными в системе глобальной телефонной связи IRIDIUM. Сегодняшний пуск стал 57-м космическим запуском в Китае, в том числе 15-й успешный подряд (11 июня).

ПЛАНЫ БРАЗИЛЬСКОГО КОСМИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА.

Brazilian Space Agency объявило о своих планах запустить в сентябре нынешнего года три национальных спутника. Два из них - ╚SACI-1╩ и ╚CBERS╩ - должны быть запущены китайской РН ╚Chang Zheng-2C╩, а еще один спутник ╚SACI-2╩ отечественной РН ╚VLS╩. Это должен быть второй пуск бразильского носителя. Первый в ноябре 1997 года закончился аварией (11 июня).

КОНТРАКТ НА ЗАПУСК ДВУХ СПУТНИКОВ.

Российско-германское совместное предприятие Eurockot получила контракт от американской компании Motorola на запуск в декабре нынешнего года двух спутников типа ╚Iridium╩. Этот пуск будет первым коммерческим запуском для СП, созданного германской фирмой Daimler Chrysler Aerospace и российским ГКНПЦ имени М.В.Хруничева и предназначенного для эксплуатации конверсионной ракеты SS-19 (11 июня).

ИСПАНИЯ И АРГЕНТИНА СОЗДАЮТ СПУТНИК.

Испания и Аргентина объявили о своих планах создать новый спутник для съемки земной поверхности. Аппарат получил название ╚Cesar╩ и должен быть запущен в 2003 году. Предполагается, что его вес составит около 400 килограмм. В каечстве носителя предполагается использовать перспективный европейский носитель ╚Vega╩ (11 июня).

ОЧЕРЕДНОЙ СНИМОК С ╚HUBBLE╩.

NASA распространило очередной снимок, сделанный с помощью орбитального космического телескопа ╚Hubble╩. На фотографии изображена туманность N159 в 170 тысячах световых лет от Земли. Имеющая в поперечнике 150 световых лет туманность представляет из себя ╚кипящий котел╩, где происходят активные процессы формирования звезд (12 июня).

ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРОТЕСТА.

Приблизительно 50 человек провели демонстрацию перед входом на Станцию ВВС ╚Мыс Канаверал╩, протестуя против полета американского межпланетного зонда ╚Cassini╩. Активисты антиядерного движения опасаются, что при сближении в августе нынешнего года с Землей аппарат потерпит в аварию и в земной атмосфере будет расспылен радиоактивный плутоний, находящийся на борту ╚Cassini╩ (12 июня).

ОТКРЫЛСЯ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ САЛОН.

В парижском пригороде Ла-Бурже открылся 43-й международный аэрокосмический салон. На салоне представлены 1765 экспонатов из 40 стран мира, которые демонстрируют последние достижения в авиа- и ракетостроении. Так, в российской части экспозиции впервые представлен полномасштабный макет перспективной российской ракеты-носителя ╚Ангара-1.1╩. Первый день авиасалона был омрачен происшедшей авиакатастрофой. Выполняя показательный полет, разбился российский многоцелевой истребитель Су-30МК. Оба пилота - Вячеслав АВЕРЬЯНОВ и Владимир ШЕНДРИК - смогли катапультироваться и благополучно приземлились на парашютах неподалеку от места аварии (12 июня).

КОЛИЧЕСТВО ВЫПУСКАЕМЫХ ╚ПРОТОНОВ╩ УВЕЛИЧИТСЯ НА 50 %.

Как сообщается в рекламном буклете ГКНПЦ имени М.В.Хруничева, распространяемом на 43-м международном авиасалоне в парижском пригороде Ла-Бурже, количество производимых ежегодно ракет-носителей ╚Протон╩ в 2000 году будет увеличено на 50 % (13 июня).

ЗАКУПЛЕНЫ РАКЕТЫ SS-19.

ГКНПЦ имени М.В.Хруничева купил в собственность 45 баллистических ракет SS-19, которые будут переоборудованы в ракеты-носители ╚Рокот╩. Об этом сообщила сегодня пресс-служба ГКНПЦ имени М.В.Хруничева (13 июня).

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ╚DELTA-3╩ БУДЕТ ПРОДОЛЖЕНА.

Несмотря на неудачи во время первых двух пусков ракеты-носителя ╚Delta-3╩, компания Boeing намерена продолжать запуски и следующий старт возможен уже в конце нынешнего года. Пока нет никакого конкретного соглашения на запуск какого-либо спутника, но в компании считают, что заказчики появятся, когда будут установлены причины неполадок. ╚Delta-3╩ предназначена для вывода на геостационарную орбиту полезного груза весом до 3,5 тонн (14 июня).

ИММУННАЯ СИСТЕМА У КОСМОНАВТОВ ОСЛАБЕВАЕТ.

В июньском номере американского журнала ╚New Scientist╩ опубликована статья исследователей из NASA, где сообщается об ослаблении иммунной системы астронавтов во время космических полетов, что делает их более чувствительными к болезням. Такие результаты исследований могут повлиять на планы будущих длительных полетов на Международной космической станции, а также экспедиций к Луне и Марсу. Ученые из космического центра им. Джонсона проводили измерения количества вируса Эпштейна-Барра (EBV). Этот вирус есть в крови почти каждого человека, но активизируется он только в стрессовой ситуации. Исследования анализов крови 10 астронавтов проводились до, во время и после полета на "шаттле". Оказалось, что во время полета уровень этого вируса по сравнению с состоянием до и после полета увеличивается в 40 раз. Вирус EBV обычно неопасен для человека, но его присутствие связано с одним из видов рака, известного как лимфома Баркетта. Предполагается, что стресс во время космического полета может подавлять иммунную систему астронавтов, из-за чего происходит резкое размножение разнообразных вирусов. Все это создает определенные проблемы для будущих длительных полетов, особенно для экспедиций на Марс, рассчитанных на несколько лет. Ведь медики будут находиться за миллионы километров от астронавтов. Никаких результатов исследований, проводимых российскими медиками, опубликовано не было, а несколько российских космонавтов провели на станции "Мир" больше года /SpaceViews/ (14 июня).

ГАНИМЕД ОКРУЖАЕТ ОБЛАКО ПЫЛИ.

С помощью детектора пыли Heidelberg, установленного на борту исследовательского космического зонда ╚Galileo╩, обнаружено, что один из спутников Юпитера Ганимед окружает облако пыли. Причем, эти частицы пыли выбиваются с поверхности Ганимед в результате ударов метеорных тел. Эти данные были опубликованы в последнем номере журнала ╚Nature╩. По мнению авторов статьи, ученых из Института им. Макса Планка, эти исследования позволят лучше понять процессы, имеющие место при образовании систем колец, окружающих все гигантские планеты в нашей Солнечной системе. Пыли в солнечной системе очень много, но больше всего ее в кольцах вокруг планет-гигантов. Частицы пыли образуются при столкновениях метеоритов с более массивными объектами, например, со спутниками планет Солнечной системы. Во время этих столкновений метеориты ударяются о поверхность спутника с такой высокой скоростью, что происходит их испарение и разрушение. Мелкие частицы сталкивающихся тел разлетаются с такими скоростями, что они могут покинуть гравитационное поле спутника. Теперь вероятность этого процесса подтверждена на практике (14 июня).

╚MARS EXPRESS╩ ЗАПУСТИН РОССИЙСКАЯ РН.

Западноевропейская автоматическая межпланетная станция (АМС) "Mars Express" будет запущена в июне 2003 г. с помощью российской ракеты "Союз", оснащенной разгонным блоком "Фрегат". Контракт на запуск АМС "Mars Express" был подписан 14 июня в рамках проходящего в парижском пригороде Ле-Бурже 43-го международного аэрокосмического салона. Соглашение подписали Европейское космическое агентство /ЕКА/ и российско-французская компания Starsem, которая занимается коммерциализацией ракет "Союз". Запуск будет осуществлен с космодрома Байконур. Подписанный контракт с ЕКА стал уже вторым для компании "Старсем". Ранее с ЕКА было подписано соглашение по выведению на орбиту спутников "Cluster-2". Четыре спутника этой серии будут выведены на орбиту попарно при двух запусках российской РН "Союз" в период с мая по август 2000 года. Запуск автоматической межпланетной станции "Mars Express" станет первой в истории европейской программой по исследованию красной планеты. Основная цель миссии - поиск следов воды и жизни на Марсе. На борту межпланетной станции будут смонтированы 7 научных приборов, в разработке которых примут участие научно-исследовательские институты из всех западноевропейских стран, входящих в ЕКА. Эти приборы будут использованы на АМС для проведения наблюдений с марсианской орбиты. Кроме того, на поверхность Марса будет доставлен миниатюрный спускаемый аппарат, разрабатываемый британскими специалистами. Он будет иметь возможность передвигаться по поверхности Марса. С его помощью предполагается детально изучить структуру и состав верхнего слоя поверхности красной планеты. Генеральным подрядчиком по изготовлению АМС является компания "Матра Маркони спейс" (филиал "Аэроспасьяль-Матра") /ИТАР-ТАСС/ (14 июня).

НА ОРБИТЕ ВОКРУГ ЮПИТЕРА.

Американский межпланетный зонд ╚Galileo╩, движущийся по орбите вокруг Юпитера, на минувшей неделе продолжал передачу на Землю фотографий и научных данных, собранных во время сближения с Каллисто 5 мая нынешнего года. Передача дважды была прервана: первый раз 8 июня - для ориентации в сторону Земли передающей антенны и проведения гироскопических испытаний, а второй раз 12 июня - для проведения регламентного обслуживания двигательной системы. Передающиеся сейчас на Землю фотографии и данные представляют из себя повтор уже переданной ранее информации. Специалисты NASA Jet Propulsion Laboratory применяют передачу с последующим повтором, дабы избежать случайную потерю ценной научной информации (15 июня).

ВЛАДИМИР ТИТОВ ТЕПЕРЬ РАБОТАЕТ В BOEING.

Компания Boeing объявила о назначении бывшего космонавта Владимира ТИТОВА директором подразделения по космосу и связи в России и странах СНГ. Рабочее место Владимира ТИТОВА будет располагаться в московском офисе Boeing и отвечать за оптимизацию и координирование работы фирмы Boeing Space and Communications в указанном регионе, а также обеспечивать поддержку всей связанной с космосом деятельности компании. Кроме того, он будет работать с подразделением Boeing, участвующим в программе Международной космической станции, а также с российскими и украинскими партнерами Boeing по программе "Sea Launch" (15 июня).

ПРИНЯТ ЗАКОН.

Госдума приняла сегодня в третьем, окончательном чтении закон "О государственной поддержке ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры РФ". Документ поддержали 357 парламентариев, двое проголосовали против, воздержавшихся не было. В соответствии с законом государственная поддержка распространяется на организации ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры России, выполняющей государственный заказ или государственный оборонный заказ в целях осуществления космической деятельности и обеспечения обороны страны и безопасности государства. Государственная поддержка организаций ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры в области внешней политики и международных отношений РФ осуществляется с учетом приоритетного и выгодного участия организаций ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также экономической, информационной, экологической и технологической безопасности, говорится в законе. В документе также подчеркивается, что российское правительство обеспечивает учет интересов организации ракетно- космической промышленности при подготовке международных российских договоров. Организациям ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры РФ, отмечается в законе, в порядке и на условиях, которые установлены российским законодательством, могут предоставляться отсрочки и рассрочки по уплате налогов и сборов "в случае задержки оплаты выполненного данными организациями государственного заказа или государственного оборонного заказа". Задолженность по федеральным налогам и сборам, возникшая в связи с задержкой оплаты выполненного организацией ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры РФ государственного оборонного заказа или государственного заказа, "может быть признана безнадежной" и списана при условии "встречного списания на ту же сумму задолженности государственного заказа перед данной организацией". При этом в законе отмечается, что порядок списания задолженности по федеральным налогам и сборам устанавливается российским правительством. Правительство разрабатывает государственную программу приватизации государственного имущества с учетом положений Федеральной космической программы России. В законе оговаривается, что приватизация организаций ракетно-космической промышленности и космической и инфраструктуры РФ, имеющих монополию на разработку, испытания, производство и эксплуатацию ракетно-космической техники для государственных нужд, "не допускается". Закон направлен на рассмотрение в Совет Федераций /Корр. РИА "Новости" Галина Амелькина/ (16 июня).

ВЕНЕРА И ЛУНА ВНОВЬ СБЛИЗИЛИСЬ.

Уже второй раз за последний месяц Венера и Луна сближаются на небосводе. 11 июня Венера достигла максимального расстояния от Солнца в этом году. В течение оставшихся июньских дней и почти весь июль Венеру можно будет увидеть в западной части неба на высоте от 30 до 40 градусов над горизонтом. Она такая яркая, что не найти ее просто невозможно. Благодаря высокой яркости Венеру частенько путают с самолетом или с НЛО. Сегодня расстояние между Венерой и Луной в ночном небе было порядка 3 градусов. Луна будет находиться ниже Венеры. Луна и Венера такие яркие, что их видно даже в свете больших городов (16 июня).

ПРЕМИИ ПРИНЦА АСТУРИЙСКОГО.

Премия принца Астурийского по разделу ╚Международное сотрудничество╩ присуждена космонавтам россиянину Валерию ПОЛЯКОВУ, американцу John GLENN, испанцу Pedro DUQUE и японске Chiaki MUCAI. Таким образом отмечен их вклад в дело освоения космоса. Эту награду часто называют "Нобелевской премией испаноязычного мира". До последнего момента главными претендентами на премию были Виктор ЧЕРНОМЫРДИН и Мартти АХТИСААРИ (16 июня).

ФЛОТ США ПРЕДОСТАВИЛ КОНТРАКТ.

ВМФ США предоставили компании Lockheed Martin Missiles and Space контракт на проведение исследований по изучению уникальных технологий, используемых в баллистических ракетах на ядерных подводных лодках. Это исследование должно помочь американским военным продлить срок эксплуатации находящихся на вооружении ракет. Компания Lockheed сотрудничает с военно-морским флотом с 1956 года. За это время были разработаны и поставлены на вооружение ракеты ╚Polaris A1╩, ╚Polaris A2╩, ╚Polaris A3╩, ╚Poseidon C3╩, ╚Trident-1╩ и ╚Trident-2╩ (16 июня).

СПУТНИК ОТПРАВЛЕН НА ЗАВОД.

Метеорологический спутник ╚GOES-L╩, запуск которого предполагалось осуществить еще 15 мая с.г., снят с ракеты-носителя ╚Atlas-2A╩, находящейся на стартовой площадке LC36A космодрома Cape Canaveral и направлен на завод компании Astrotech в городе Титусвилл (штат Флорида, США). На заводе будет произведена замена батарей спутника, а также заменен азот в системе охлаждения. Теперь старт спутника может состояться не ранее чем через 20 дней. Причиной уже не первой отсрочки старта является расследование причин неудач, происшедших с американскими носителями в апреле - мае нынешнего года (16 июня).

ИЗУЧАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ.

Российско-французское совместное предприятие Starsem изучает возможность запуска российских ракет-носителей ╚Союз╩ с космодрома Kourou во Французской Гвиане (16 июня).

21 июня

30 лет назад (1969) осуществлен запуск американского научно-исследовательского спутника ╚Explorer-41╩. КА типа ╚IMP╩ был предназначен для геофизических исследований и выведен на орбиту с параметрами: наклонение орбиты - 87 градусов; период обращения - 4906 минут; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 340 километров; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 178200 километров.

Последнее обновление 17.06.1999.