Энциклопедия Космонавтика А.Железнякова
Последние космические новости.

Выпуск ╧ 160 от 16 ноября 2000 года.

Архив новостей.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕШИЛО "МИР" ЗАТОПИТЬ

Вот и наступил день, который войдет в историю, как черный день российской космонавтики.
          16 ноября на заседании правительства России принято решение о сведении с орбиты и затоплении орбитального комплекса "Мир". Операция по уничтожению комплекса намечена ориентировочно на 26 - 28 февраля 2001 года и пройдет в автоматическом режиме. В случае возникновения нештатной ситуации, в космос отправится экипаж ликвидаторов, который подготовит комплекс к сходу с орбиты и покинет "Мир" за два дня до гибели станции. На эти цели правительство выделило 750 миллионов рублей. "Россия должна принять все меры для обеспечения безопасности полета орбитальной станции "Мир" на завершающем этапе ее работы", - заявил председатель правительства РФ Михаил Касьянов после принятия решения. Однако, по его словам, все еще остаются некоторые "шероховатости".
          Как отметил Генеральный директор Российского авиационно-космического агентства Юрий Коптев, выступая перед журналистами по окончании заседания правительства, спуск комплекса с орбиты должен быть осуществлен, пока он находится в работоспособном состоянии. Если станция упадет на Землю, площадь падения несгоревших элементов конструкции составит как минимум 1,4 миллиона квадратных километров. По словам Коптева, управляемый спуск "Мира" может быть обеспечен только за счет готовых ракет-носителей, изготовленных для Международной космической станции (МКС). Главный аргумент, которым руководствовались все специалисты, высказывавшиеся за затопление орбитального комплекса "Мир", - это безопасность использования космического пространства, заявил генеральный директор Росавиакосмоса Юрий Коптев после заседания правительства РФ, на котором было принято решение о затоплении станции в феврале будущего года. По словам Коптева, станция "Мир" представляет собой "серьезное космическое тело весом более 130 тонн, которое, разрушаясь, могло бы расколоться на несколько тысяч отдельных фрагментов, причем, некоторые осколки могли бы весить до 700 кг и иметь кинетическую энергию, способную пробить железобетонную плиту толщиной до полуметра". "Мы подошли к такому режиму эксплуатации станции, когда любая из систем "Мира" имеет право отказать, поэтому нам надо вовремя остановиться", - подчеркнул глава Росавиакосмоса. Если бы не была проведена корректировка орбиты станции "Мир", она могла бы упасть в районе "от 51,6 градуса северной широты до 51,6 градуса южной широты, т.е., в регионе, где проживают 5 миллиардов ч еловек из шестимиллиардного населения Земли и находится несколько тысяч опасных техногенных объектов". В пользу варианта затопления станции высказались все ведущие ученые отрасли и отраслевые институты и ведомства. Кроме того, к полномасштабной эксплуатации "Мира" "утратили интерес все наши коллеги за рубежом - применительно к "Миру" предлагались только экзотические варианты эксплуатации", - отметил Коптев. Глава Росавиакосмоса напомнил, что первоначально гарантийный срок работы "Мира" планировался на период в три года, впоследствии некоторые сегменты станции были рассчитаны на пять лет, но станция работает уже 15 лет и за время ее эксплуатации "происходила масса серьезных аварийных ситуаций: разгерметизация, прорыв трубопроводов и так далее". По словам Юрия Коптева, сейчас на корпусе станции идет процесс коррозии, и 70 процентов поверхности "Мира" невозможно подвергнуть нормальному исследованию. "В авиации существуют строгие нормы в отношении продления ресурсов. У нас есть такие же нормы", - подчеркнул Коптев. Принятое сегодня решение Правительства РФ о затоплении орбитальной станции "Мир" является окончательным и не требует утверждения Госдумой.

Фото РКК "Энергия".

ИДЕЯ "ВОЗДУШНОГО СТАРТА" БЕСПЕРСПЕКТИВНА

Отвечая 16 ноября на вопросы журналистов по окончании заседания правительства, Генеральный директор Российского авиационно-космического агентства Юрий Коптев выразил сомнение "в эффективности и востребованности транспортной системы "Воздушный старт" для космических запусков". Он пояснил, что с помощью этой системы возможно выводить на околоземную орбиту груз весом до 3 тонн. Оценки состояния рынка подобных запусков показывают, что коммерческая нагрузка на такой вид старта может составлять не более 7 - 8 пусков в год. Стоимость же реализации программы, по мнению Юрия Коптева, составит свыше 100 миллионов долларов. "В то же время в рамках ликвидации российских стратегических ракет может быть использовано несколько десятков сокращенных стратегических ракет для осуществления подобных запусков, что будет значительно дешевле "Воздушного старта", - сказал Коптев. "Я утверждаю, что в рамках интересов российского авиационно-космического агентства и Министерства обороны срочной необходимости в создании системы "Воздушный старт" нет", - подчеркнул Коптев /ИТАР-ТАСС/.

БЕЗОПАСНЫЙ СХОД ╚МИРА╩ С ОРБИТЫ НЕ ГАРАНТИРОВАН

Как заявил 16 ноября в интервью агентству Интерфакс Генеральный директор ГКНПЦ имени М.В.Хруничева Анатолий Киселев, невозможно гарантировать безопасное сведение с орбиты и затопление в Тихом океане орбитального комплекса ╚Мир╩. По его словам, нереально создать точную математическую модель движения в плотных слоях земной атмосферы конструкции весом в 140 тонн, состоящей из нескольких состыкованных друг с другом модулей. Тем более, что и в Базовом блоке станции, и в модулях ╚Квант╩, ╚Квант-2╩, ╚Кристалл╩, ╚Спектр╩ и ╚Природа╩ есть некоторые элементы, которые не сгорят в атмосфере, а упадут на Землю. Падение обломков комплекса прогнозируется в полосе шириной 200 км и протяженностью 8 - 10 тысяч километров.

ЗАПУЩЕН "ПРОГРЕСС М1-4"

16 ноября 2000 года в 01:32:36 UTC с 5-й пусковой установки 1-й стартовой площадки 5-го Государственного испытательного космодрома "Байконур" специалистами КБ транспортного машиностроения при поддержке стартовых расчетов РВСН РФ осуществлен пуск ракеты-носителя "Союз-У" (11А511У), которая вывела на околоземную орбиту грузовой транспортный корабль "Прогресс М1-4" (26615 / 2000 073А). Спустя девять минут после запуска корабль отделился от последней ступени РН и вышел на орбиту с начальными параметрами:
          наклонение орбиты - 51,6 град.;
          период обращения - 88,51 мин.;
          минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 194,3 км;
          максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 237,2 км.
          Корабль предназначен для доставки грузов на борт Международной космической станции (МКС). Стыковка корабля и МКС запланирована на 18 ноября в 03:07 UTC.
          На запуске присутствовал премьер-министр Казахстана Касымжомарт Токаев.

Фото НТВ.

"ARIANE-5" СТАРТОВАЛА ИЗ КУРУ

16 ноября 2000 года в 01:07 UTC со стартового комплекса ELA3 Гайанского космического центра (Guiana Space Center) стартовыми командами компании Arianespace осуществлен пуск ракеты-носителя "Ariane-5G" (V135 / L507), которая вывела на околоземную орбиту спутники: телекоммуникационный "PanAmSat-1R" ["PAS-1R"] (2000 072А), принадлежащий американской компании PanAmSat, Inc.; британские военно-технологические "STRV-1C" ["Space Technology Research Vehicles-1C"] (2000 072В) и "STRV-1D" ["Space Technology Research Vehicles-1D"] (2000 072С); радиолюбительский "AMSAT Phase-3D" (2000 072D), принадлежащий международной орагнизации радиолюбительской связи AMSAT. В 01:34 UTC произошло отделение от последней ступени ракеты- носителя КА ⌠PanAmSat-1R■. В 01:41 UTC отделились КА ⌠STRV-1C■ и ⌠STRV-1D■. В 01:49 UTC произведено отделение спутника ⌠AMSAT Phase-3D■. КА ⌠STRV-1D■ несет на своем борту экспериментальную аппаратуру в интересах Министерства обороны США, поэтому он имеет также обозначение "S97-2". КА "PanAmSat-1R" изготовлен на заводе компании Boeing Satellite Systems, Inc. (бывшая Hughes Space and Communications) в городе Эль-Сегундо (шт. Калифорния, США). Полная масса спутника 4793 кг, сухая - 3000 кг. Изготовлен на основе базового блока HS-702. Оснащен 36-ю активными ретрансляторами, работающими в Ku-диапазоне, и 36-ю - работающими в С-диапазоне. С помощью собственных двигателей будет помещен на геостационарную орбиту в точку стояния над 45 градусом западной долготы. КА "AMSAT Phase-3D" изготовлен немецким отделением AMSAT. Полная масса спутника 630 кг, сухая - 397 кг. Предназначен для использования радиолюбителями в Северной Америке, Европе и Азии. Будет выведен на орбиту с параметрами 4000 х 47700 км х 63 град. КА ⌠AMSAT Phase-3D■ после запуска вероятно будет переименован в ⌠AMSAT-OSCAR-40■ [⌠AO-40■]. КА "STRV-1C" и "STRV-1D" изготовлены британским агентством оборонных исследований (Defense Evaluation and Research Agency). Оба спутника имеют массу по 100 кг. Будут выведены на орбиту с параметрами 590 х 39248 км х 6,5 град.

Фото Arianespace.

ЛЕТАЮЩАЯ ТАРЕЛКА ОКАЗАЛАСЬ РОССИЙСКИМ СПУТНИКОМ

Неопознанный летающий объект, который наблюдали минувшей ночью в небе над Дагестаном российские пограничники, оказался "российским космическим аппаратом". Об этом журналистам сообщил в среду начальник регионального Северо-Кавказского управления ФПС России генерал- полковник Евгений Болховитин. Он не стал уточнять, что именно это был за аппарат. Генерал подчеркнул, что такую информацию пограничники получили с центрального пульта управления сил ПВО. Ночью 14 ноября на двух погранзаставах, дислоцированных на дагестанском участке российско-азербайджанской границы, был замечен неопознанный летающий объект, из которого исходили три пучка света. Объект ушел в сторону моря /ИТАР-ТАСС/.

ЗАВЕРШИЛСЯ ПОЛЕТ СПУТНИКА "КОСМОС-2373"

Завершил свою работу на орбите российский разведывательный спутник "Космос-2373" (26552 / 058А). 14 ноября КА был сведен с орбиты и спускаемый аппарат совершил посадку на территории России, предположительно в Оренбургской области. "Космос-2373" был запущен 29 сентября нынешнего года. Продолжительность его полета составила 46 суток.

ПРЕДСТОИТ МОДЕРНИЗАЦИЯ АМЕРИКАНСКИХ КОСМОДРОМОВ

Модернизацию стартовых комплексов на Станции ВВС США "Мыс Канаверал" (Cape Canaveral Air Force Station) и на Базе ВВС США "Ванденберг" (Vandenberg Air Force Base) будет проводить компания ITT Industries. В результате этого будет построена наземная интегрированная стартовая система, которой предстоит обслуживать и военные, и гражданские космические запуски. Стоимость первого этапа модернизации составляет 81,2 миллиона долларов, а общая стоимость рассчитанного на 10 лет контракта составит 1,3 миллиарда долларов.

МИКРОМЕТЕОРИТЫ УГРОЖАЮТ КОСМИЧЕСКИМ АППАРАТАМ

На состоявшемся в городе Галвестон (шт. Техас, США) международном симпозиуме по гиперскоростным воздействиям (Hypervelocity Impact Symposium), его участники обсудили вопрос об ущербе, который наносят космическим аппаратам микрометеориты. Основной доклад был представлен сотрудниками Открытого и британского Оксфордского университетов. Специалисты считают, что частицы космической пыли при ударе о спутник или о его электронное оборудование испаряются с образованием горячей проводящей плазмы. Эта плазма может индуцировать в электронных системах токи, которые способны нарушить нормальную работу этих систем вплоть до полного вывода их из строя. Неплохим материалом для изучения стали солнечные батареи космического орбитального телескопа "Hubble", доставленные на Землю экипажем корабля многоразового использования во время ремонтной миссии в конце 1999 года. Оказалось, что "кратеры", которые образуются на солнечных панелях после ударов космических частиц, содержат достаточно остатков этих частиц, чтобы можно было идентифицировать их. В кратерах были найдены следы железа, никеля и магния. Это подтверждает предположение, что частицы эти являются остатками астероидов и комет. А в самых маленьких кратерах были найдены следы алюминия и титана.

ДОХОДЫ СОСТАВЯТ 800 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ

В 2000 году от космической деятельности Россия получит доходы в сумме около 800 миллионов долларов. Такая цифра была сообщена 15 ноября журналистам в Российском авиационно-космическом агентстве. В Росавиакосмосе отметили, что наметилась тенденция роста доходов от использования космического пространства. В 1993 году Россия получила от этого вида деятельности 40 миллионов долларов, в 1998 году - 880 миллионов долларов. Правда, в минувшем году доходы упали до 620 миллионов. Эксперты агентства отмечают, что Россия могла бы иметь пакет коммерческих заказов в объеме 2 миллиарда долларов. Основной упор российские специалисты в области космоса делают на запуск космических аппаратов, в то время как зарубежные коллеги до 70 процентов доходов получают от обеспечения услуг связи и телевещания.

К ЗЕМЛЕ ПРИБЛИЖАЮТСЯ ЛЕОНИДЫ

В очередной раз к Земле приближаются Леониды. Метеорный дождь можно будет наблюдать в различных районах Земли 17 и 18 ноября. Правда в этом году его интенсивность будет значительно ниже, чем в предыдущие два года - до 100 падений в час. Однако, уже в следующем году прогнозируется увеличение числа падающих астероидов до 1000 в час.

NASA ДЕМОНСТРИРУЕТ ТЕХНОЛОГИИ

NASA успешно продемонстрировало возможность связи с космическим спутником по стандартному интернет-протоколу (TCP/IP), подобно тому, как устанавливается связь с любым из серверов Всемирной Паутины на Земле. Фактически, была продемонстрирована работа сервера, находящегося на орбите. Инженеры Центра космических полетов имени Годдарда (NASA's Goddard Space Flight Center), участвующие в проекте OMNI (Operating Missions as Nodes on the Internet), выбрали для своих задач космический спутник "UoSAT-12" производства компании Surrey Satellite Technology Ltd., самый крупный и передовой спутник из всех когда-либо построенных этой фирмой. Спутник был выведен на орбиту в апреле 1999 года, при этом он никоим образом не планировался в качестве ⌠орбитального сайта■. Естественно, никакой поддержки интернет-протоколов не было. Однако фирма, разрабатывавшая программное обеспечение для основных задач спутника, добавила в него поддержку TCP/IP и прочих необходимых для успешной жизни в Интернет возможностей, после чего новая версия программного обеспечения была закачана на борт спутника. В настоящее время под работу программ, обеспечивающих выход в интернет, целиком отдан один из двух процессоров спутника (кстати, оба - всего-навсего 80386). Единственное изменение, которое потребовалось внести в конструкцию наземной станции (расположенной в Суррее, Британия), поддерживающей работу спутника - ее приемопередатчик был подключен к глобальной сети через стандартный серийно выпускающийся маршрутизатор фирмы Cisco Systems. Таким образом, спутник оказался полноправным членом Internet, доступным из любой точки мира. Но, естественно, доступ к нему был ограничен с помощью стандартных средств безопасности, предусмотренных в сети. Недавно был осуществлен успешный обмен со спутником стандартными ping-пакетами через наземную станцию. В настоящее время готовятся новые тесты, демонстрирующие возможности использования стандартных интернет-приложений для управления функционированием спутника. В частности, будет проделана синхронизация часов спутника с использованием сетевого протокола передачи времени (NTP), и передача данных через стандартный и всем хорошо известный протокол передачи файлов (FTP). Также будет задействован почтовый протокол SMTP. В будущем планируется протестировать некоторые технологии, необходимые для полного развертывания интернет-протоколов на спутнике. Эти тесты включат в себя Mobile IP, а также механизмы безопасности и группового распределения данных. Спутники используются для обеспечения телекоммуникаций уже более 20 лет. Однако, они никогда не были ничем большим, нежели просто ретрансляторы сигналов. "UoSAT-12" - единственный экземпляр спутника, являющийся активным узлом Internet (причем, надо заметить, он полностью соответствует всем необходимым стандартам RFC).

И ВНОВЬ ОБ IRIDIUM

Недавно созданная компания Iridium Satellite LLC распространила 16 ноября следующее сообщение: Суд по делам банкротств Южного округа Нью- Йорка одобрил предложение компании Iridium Satellite LLC о приобретении активов компании Iridium LLC и ее филиалов. Согласно достигнутого соглашения Iridium Satellite LLC приобретет все активы Iridium LLC, включая спутниковое созвездие, наземное оборудование и все права на интеллектуальную собственность, принадлежащую Iridium LLC. Iridium Satellite LLC обязуется продолжить предоставление услуг связи государственным организациям США и планирует расширить сеть клиентов за счет предприятий аэрокосмической отрасли США, заинтересованных в таких услугах. Сделка по приобретению должна быть оформлена в течение 60 дней. Компания Iridium Satellite LLC была недавно создана специально для спасения от банкротства спутниковой системы связи Iridium.

"ЗАТЕНЕНИЕ" ЗВЕЗДЫ АСТЕРОИДОМ

Интересное астрономическое явление смогут наблюдать 20 ноября жители ряда северных штатов США. Незадолго до восхода Солнца произойдет затмение звезды Tejat астероидом (752) Sulamitis. Продолжительность затмения, или ╚затенения╩, около 10 секунд. Явление можно будет наблюдать невооруженным глазом, хотя все-таки лучше использовать бинокль или небольшой телескоп. Астрономы ряда стран намерены выехать в США и организовать наблюдения. Астероид (752) Sulamitis находится в главном поясе малых планет между орбитами Марса и Юпитера.

"ГЛОНАССЫ" БУДУТ ЗАПУСКАТЬ ИЗ ПЛЕСЕЦКА

Специалисты Российского авиационно-космического агентства не исключают возможности запуска новых спутников для навигационных систем "Глонасс-М" и "Глонасс-К" с 1-го Государственного испытательного космодрома Министерства обороны РФ "Плесецк". В настоящее время запуски спутников системы "ГЛОНАСС" ("ГЛОбальная НАвигационная Система Связи") производятся ракетами-носителями "Протон-К" с космодрома Байконур. Спутники выводятся на околоземную орбиту тройками.

ЗАПУСК ИЗРАИЛЬСКОГО СПУТНИКА МОГУТ ПЕРЕНЕСТИ НА ДЕКАБРЬ

Как сообщили представители ЗАО "Пусковые услуги", запуск ракеты- носителя "Старт-1" с израильским спутником "EROS-A1" на борту, который запланирован на 28 ноября с космодрома "Свободный", может быть перенесен на декабрь нынешнего года "по техническим причинам".

РОССИЙСКИЕ ПЛАНЫ НА 2001 ГОД

В 2001 году Россия произведет с 1-го Государственного испытательного космодрома Министерства обороны РФ "Плесецк" одиннадцать космических запусков, в том числе пять из них запланированы на III квартал. Из 11 запусков семь пусков ракеты-носителя "Рокот" будут произведены в интересах компании Eurockot. При этом на околоземную орбиту будет доставлена полезная нагрузка, принадлежащая американскому и немецкому космическим агентствам, а шесть запусков будут проведены для вывода в космос небольших телекоммуникационных спутников типа "leo One" и "E- Sat". Также должны быть запущены две РН "Циклон-3", в том числе одна со спутником "Коронас-Ф", один "Союз-У", вероятно с разведывательным спутником на борту, и один "Космос-3М" с американским телекоммуникационным спутником "QuickBird-2" на борту.

А с 5-го Государственного испытательного космодрома "Байконур" в следующем году запланированы пуски 25 космических ракет-носителей, в том числе по 11 пусков РН "Протон-К" и "Союз-У", два пуска РН "Днепр" и один пуск РН "Зенит-2". Восемь пусков состоятся по программе строительства Международной космической станции (МКС) - два пилотируемых корабля, пять грузовых и стыковочный отсек СО-1 для МКС. Среди космических аппаратов, которые будут выведены на орбиту: российские спутники связи "Экспресс-А", "Экран-М", "Луч", "Метеор-3М", зарубежные спутники связи "PanAmSat-10", "Astra-1K", "Intelsat-902", научный спутник Европейского космического агентства (European Space Agency) и другие.

СЛЕДУЮЩИЙ ЭКИПАЖ ОТПРАВИТСЯ НА "МИР" В ЯНВАРЕ

Новый экипаж может отправиться на борт орбитального комплекса "Мир" 18 января 2001 года. Об этом 14 ноября в интервью корреспонденту агентства ИТАР-ТАСС заявил начальник Центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина Петр Климук. В настоящее время в Центре предстартовую подготовку проходят четыре российских космонавта, а также американский бизнесмен Деннис Тито (Dennis Tito), который должен отправиться в космос в соответствиии с контрактом с компанией MirCorp.

Данное заявление прозвучало за два дня до принятия правительством России решения о своде комплекса "Мир" с орбиты и затоплении его в Тихом океане. Так что всем этим планам, похоже, не суждено будет сбыться.

В МАДРИДЕ ПРОШЕЛ ПЛАНЕТАРНЫЙ КОНГРЕСС

13-16 ноября в Мадриде (Испания) состоялся 16-й планетарный конгресс (16th Planetary Congress), участники которого обсудили вопросы исследования планет и других небесных тел Солнечной системы в XXI веке. Выступая на открытии конгресса американский космонавт Франклин Чанг-Диас (Franklin Chang-Diaz) заявил, что первый пилотируемый полет к Марсу, возможно, начнется 6 мая 2018 года. Такая дата выбрана с тем, чтобы осуществить высадку на поверхность Красной планеты 20 июля 2019 года, в день 50-летия со дня первой высадки людей на поверхность Луны. Однако, названная дата вызывает серьезные сомнения, так как в недавно объявленной программе NASA по исследованию Марса об этом не говорится ни слова, да и анализ планируемых полетов не дает основания судить о возможности организации пилотируемой экспедиции в 2018-2019 годах. Впрочем, впереди еще без малого двадцать лет, а за этот срок многое может измениться.

СИСТЕМА СПУТНИКОВОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ

Решение о создании к середине 2001 года общенациональной системы спутникового телевидения принято в Новой Зеландии. Участие в создании примут государственная телевещательная компания Television New Zeland (TVNZ) и компания Telstra Saturn, предоставляющая услуги платного телевидения, подписавшие соглашение о взаимопонимании. TVNZ должна поставить для совместного предприятия недавно приобретенные спутниковые транспонденры. Стоимость проекта оценивается от 3 до 10 новозеландских долларов.

SPACEDEV ЗАПУСТИТ "CHIPSAT" В 2002 ГОДУ

Американская компания SpaceDev разослала по электронной почте на все "космические" сайты сообщение о том, что в марте 2002 года состоится запуск спутника "CHIPSat", изготовленного SpaceDev для Калифорнийского университета в Беркли и предназначенного для исследований плазмы в межзвездном пространстве. КА вместе с другой полезной нагрузкой будет выведен на низкую орбиту ракето-носителем "Delta-2". На спутнике будет установлен плазменный спектрометр CHIPS (Cosmic Hot Interstellar Plasma Spectrometer), разработанный в Лаборатории космических наук Калифорнийского университета в Беркли. Запуск "CHIPSat" станет первой миссией в программе NASA University Explorer).

У ЭКИПАЖА МКС ВЫХОДНЫЕ

11,12 и 13 ноября у экипажа Международной космической станции (МКС) будут выходными. Лишний день отдыха им предоставлен в качестве компенсации за работу в субботу 4 ноября.Как заявил 10 ноября в интервью корреспонденту агентства ИТАР-ТАСС врач первого экипажа МКС Юрий Катаев, космонавты Уильям Шеперд (William Shepherd), Юрий Гидзенко и Сеогей Крикалев находятся в превосходной физической форме. У них хороший аппетит и они довольны своим космическим меню, представляющим из себя смесь русской и американской кухни. В свободное от работы время космонавты активно занимаются на тренажерах. В будущем количество спортивных снарядов на борту станции существенно увеличиться. По словам Катаева, космонавты не жалуются на излишний шум в модуле "Звезда" как об этом сообщали некоторые американские газеты. "Уровень шума оценивается как приемлимый", - заявил врач.

НАЧАЛАСЬ ОЧЕРЕДНАЯ РАБОЧАЯ НЕДЕЛЯ НА БОРТУ МКС

После трех выходных дней, 14 ноября экипаж Международной космической станции (МКС) вновь приступил к работам на борту станции. Основной задачей сегодняшнего дня стала подготовка МКС к прилету грузового транспортного корабля "Прогресс М1-4", старт которого запланирован на 16 ноября (стыковка с МКС 18 ноября в 02:04 UTC). Кроме того, космонавты Уильям Шеперд (William Shepherd), Юрий Гидзенко и Сергей Крикалев занимались обеспечением электроэнергией американского модуля "Unity" монтажом телеоборудования и соединением компьютеров, размещенных в различных отсеках станции, в единую сеть, замкнутую на центральный компьютер в модуле "Звезда". В целях определения физического состояния космонавтов, проведены ежедневные медицинские тесты. Также проведены замеры доз радиационного облучения внутри модулей станции. Промеры связаны с наблюдающейся в настоящее время активностью Солнца.

СИСТЕМА GPS ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Компании Boeing Company и Lockheed Martin Space Systems получили от ВВС США контракты стоимостью 16 миллионов долларов каждый на разработку архитектуры третьего поколения спутников системы глобального позиционирования (Global Positioning System). Основной целью предстоящих исследований должна стать оценка существующих проектов на соответствие заданным характеристикам, а также оценка их стоимости. Так как срок службы спутников "GPS" третьего поколения закладывается в 30 лет, изначально должна быть предусмотрена возможность расширения системы и ее модернизации. Boeing Company и Lockheed Martin Space Systems должны представить результаты своей работы через 12 месяцев. Запуски новых космических аппаратов предполагается начать в 2009 году.

ПОЛЕТНОЕ ЗАДАНИЕ ИЗМЕНЕНО

NASA объявило об изменении полетного задания для экипажа космического корабля "Endeavour", который 1 декабря нынешнего года отправится в полет по программе STS-97. К ранее запланированным трем выходам в открытый космос, в ходе которых будет проведен монтаж солнечных батарей на Международной космической станции (МКС), добавлен еще один. В его ходе предполагается установить на внешней поверхности МКС контейнер с приборами, которые будут измерять концентрацию плазменных частиц вокруг станции. Эксперимент проводится с целью изучения влияния солнечного излучения на работу панелей солнечных батарей. Работы в открытом космосе будут проводить космонавты Карлос Норьега (Carlos Noriega) и Джо Таннер (Joe Tanner). Таннер уже имеет опыт работы вне корабля, а для Норьеги это будет премьера его внекорабельной деятельности. На одни сутки увеличивается и продолжительность полета корабля, который завершится 12 декабря, а не 11, как планировалось ранее. Любопытно, что после намеченной на 3 декабря стыковки "Endeavour" и МКС экипажи корабля и станции впервые лично пообщаются только после завершения всех работ в открытый космос, а до этого момента будут работать каждый в своем "космическом доме".

LOCKHEED MARTIN БУДЕТ ЗАПУСКАТЬ РАКЕТЫ ИЗ КОСМОПОРТА ФЛОРИДЫ

Власти космопорта Флорида заключили с компанией Lockheed Martin Technical Operation однолетний контракт на использование стартовых площадок LC46 и LC20 для зупуска орбитальных и суборбитальных ракет. Согласно контракта Lockheed Martin произведет с площадок запуски суборбитальных ракет "Lite Star", "Terrier" и "Orion", а также два пуска в рамках создания системы противоракетной обороны. Площадка LC46 использовалась ранее для запуска ракет "Castor-120" и баллистических ракет морского базирования "Trident-2 (D5)".

"STARDUST" ВНОВЬ РАБОТОСПОСОБЕН

Возобновилась нормальная работа всех бортовых систем американского межпланетного зонда "Stardust". Аппарат переходил в защищенный режим работы 8 ноября в 06:45 UTC и 9 ноября в 08:45 UTC. Причиной перехода была очевидно связана с потерей ориентации зонда в результате мощной солнечной вспышки, происшедшей 8 ноября в 23:00 UTC. 13 ноября с Земли на "Stardust" были переданы команды, которые перевели аппарат в нормальный режим работы. Возобновлена передача на Землю научной и телеметрической информации. В связи с имевшим место инцидентом вероятнее всего будет отложена запланированная на 14 ноября коррекция траектории полета аппарата.

ПРОЕКТ КОСМИЧЕСКОГО ИНТЕРФЕРОМЕТРА ДОЛЖЕН БЫТЬ ДОРАБОТАН

NASA дало указание Лаборатории реактивного движения (NASA Jet Propulsion Laboratory) пересмотреть проект создания космического интерферометра Space Interferometry Mission (SIM), чтобы уменьшить стоимость создания аппарата с 1,5 миллиардов долларов до 930 миллионов. "Мы не можем позволить себе в настоящий момент такие траты", - завила представитель штаб-квартиры NASA Лия ЛаПьяна (Lia LaPiana). Проект космического интерферометра предполагает размещение на околоземной орбите двух телескопов, которые должны обеспечить определение точного местоположения миллионов звезд во Вселенной. Также планируется с помощью интерферометра заняться поиском землеподобных планет. Миссию планируется начать не ранее чем в 2009 году.

РОССИЯ И ФРАНЦИЯ НАМЕРЕНЫ СОТРУДНИЧАТЬ В КОСМОСЕ

Россия и Франция намерены расширять двухстороннее деловое сотрудничество в различных областях науки и техники. Об этом 10 ноября заявил вице-премьер российского правительства Илья Клебанов на встрече в Москве с французскими бизнесменами. Наиболее перспективным российской стороне видется сотрудничество в космических исследованиях. В частности, две страны могли бы совместно использовать космодром Куру во Французской Гвиане. В декабре нынешнего года Францию с визитом намерен посетить премьер российского правительства Михаил Касьянов, а до этого момента, по словам Клебанова, будут подготовлены проекты соглашений о сотрудничестве.

"IKONOS" ПОЛУЧИЛ БОЛЬШОЙ ПРИЗ

Американский журнал "Popular Science" присудил Большой приз "Лучшее из нового" ("Best What's New" Grand Award) в категории "Авиация и космонавтика" спутнику отображения "Ikonos", созданному компанией Lockheed Martin Space Systems Company. Запущенный 24 сентября 1999 года, спутник "Ikonos" представляет на сегодняшний день наиболее совершенный аппарат данного типа. С помощью его фотокамер уже произведена съемка большей части земной поверхности с разрешением в 1 метр. Продажу фотографий всем желающим осуществляет компания Space Imaging.

ОБСУДЯТ ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛЬНОГО ПОТЕПЛЕНИЯ

13 ноября в Гааге открылась международная конференция по проблеме глобального потепления. Главный вопрос, решением которого займутся участники встречи - скорейшее снижение нынешнего уровня выработки "парниковых" газов, считающихся основной причиной потепления, до объемов 10-летней давности. Конференция приобрела оттенок экстренности в свете недавних наводнений в Европе, наиболее сильно затронувших Англию и Италию. Участники встречи пристально следят за президентскими выборами в США, зная, что Джордж Буш-младший, в отличие от Альберта Гора, выступает против дополнительного финансирования программ, связанных с уменьшением sыработки "тепличных" газов. Конференция продлится две недели /"Associated Press"/.

ПЛАНИРУЕТСЯ ШЕСТОЙ СТАРТ С МОРСКОГО КОСМОДРОМА

На последнюю неделю декабря нынешнего года запланирован очередной пуск ракеты-носителя "Зенит-3SL" с морской стартовой платформы Sea Launch. Точной даты пока нет и, вполне возможно, что он будет перенесен на начало 2001 года. На орбиту должен быть выведен телекоммуникационный спутник "XM Satellite Radio", изготовленный компанией Boeing Satellite Systems, Inc. (бывшая Hughes Space and Communications Company). Предстоящий запуск интересен также и тем, что он может стать либо последним космическим пуском во 2-м тысячилетии, либо первым - в 3-м тысячилетии.

НАЙДЕНА САМАЯ БЛИЗКАЯ К ЗЕМЛЕ НЕЙТРОННАЯ ЗВЕЗДА

На заседании отделения астрофизики высоких энергий Американского астрономического общества, проходившего в Гонолулу (Гавайские острова), группа астрономов из Нью-Йоркского университета на основе данных, полученных от космического телескопа "Hubble" представила результаты изучения нейтронной звезды RX J185635-3754. Объект был открыт в 1992 году, а в 1996 году его удалось идентифицировать как нейтронную звезду. Однако лишь сейчас удалось определить расстояние, на которое он удален от Земли. Выяснилось, что это самая близкая к нам нейтронная звезда. Она находится на удалении 200 световых лет. Ко всему прочему нейтронная звезда несется по просторам Вселенной с огромной скоростью. Через 300 тысяч лет она окажется совсем рядом с нашей системой - в 170 световых годах, после чего вновь начнет удаляться. RX J185635-3754 представляет из себя остатки погибшей звезды диаметром менее 19 километров. Но ее плотность в 10 триллионов раз превышает плотность стали. Большинство нейтронных звезд находятся в системах двойных звезд, но найденный объект движется обособленно, давая астрономам редкий случай изучить нейтронную звезду как таковую. "Так как мы приблизительно знаем возраст нейтроной звезды, мы можем выяснить насколько быстро происходит охлаждение нейтронных звезд", - заявил руководивший исследованиями Фредерик Уолтер (Frederick Walter) из Нью-Йоркского университета. Исследователи предполагают, что RX J185635-3754, вероятно, был выброшен из звездной системы подобно пушечному ядру, когда вторая звезда в системе взорвалась несколько миллионов лет назад. В пользу этого факта говорит то, что астрономам удалось обнаружить другую звезду - горячая синяя звезда Зета Орфея, движущуюся в противоположном направлении. Расчеты показывают, что возможно когда-то эти две звезды образовывали единую систему. Подробные результаты исследований будут опубликованы в журнале "Astrophisical Journal".

ТЩАТЕЛЬНЕЕ НАДО, ТЩАТЕЛЬНЕЕ...

Четырехдюймовый штырь, обнаруженный 10 октября на одном из трубопроводов космического корабля "Discovery" и вызвавший очередную задержку пуска, предсталял из себя фиксирующий штифт, используемый при перемещении космического корабля из здания вертикальной сборки на стартовую площадку. Об этом 10 ноября сообщили представители космического центра имени Кеннеди (NASA Kennedy Space Center), проводившие расследование имевшего место инцидента. Вероятнее всего штифт при транспортировке был установлен неправильно и в какой-то момент выпал из отверстия и упал на трубопровод, где его и обнаружили при визуальном контроле незадолго до старта. Комиссия, расследовавшая инцидент, рекомендовала специалистам тщательнее осматривать готовящиеся к старту корабли и фиксировать посторонние предметы в тех местах, где им быть не положено. Другая рекомендация предусматривает проверку нахождения фиксирующих штифтов в тех местах, где они были установлены. Выполнение этих рекомендаций потребует несколько лишних часов в графике предстартовой подготовки, но должно повысить безопасность полетов.

ПРИРОДА ГАММА-ВСПЫШЕК ВСЕ ЕЩЕ ОСТАЕТСЯ ЗАГАДКОЙ

Астрономы все еще не знают, что является источником гамма-излучения, но исследователи NASA считают, что их могут порождать, по крайней мере, два различных процесса. Доктор Джей Норрис (Jay Norris) из Центра космических полетов имени Годдарда (NASA Goddard Space Flight Center) проанализировал несколько сотен всплесков гамма-излучения и пришел к выводу, что гамма-вспышки продолжительностью менее двух секунд имеют характиристики отличные от характеристик при более продолжительных гамма-вспышках, и эти отличия весьма значительны. Это может говорить в пользу того, что природа их возникновения различна. Норрис представил полученные результаты 7 ноября на пресс- конференции, посвященной итогам работы отделения астрофизики высоких энергий Американского астрономического общества (High Energy Astrophysics Division of the American Astronomical Society), проходившем в Гонолулу (Гавайские острова). "Источники гамма- излучения остаются одной из самых больших тайн в современной астрономии", - заявил Норрис. Их изучение сложно из-за непредсказуемости появления гамма-излучения как по времени, так и в пространстве. Специалисты надеются, что недавний запуск американского спутника "HETE-2" хоть как-то поможет в этом вопросе и приблизит астрономов к пониманию природы этого загадочного явления.

"МОЛНИЯ-1-76" СОШЛА С ОРБИТЫ

11 ноября 2000 года сошел с орбиты и прекратил свое существование, сгорев в плотных слоях земной атмосферы, российский спутник связи "Молния-1-76" (20255 / 1989 078А). КА был запущен 27 сентября 1989 года ракетой-носителем "Молния-М" с космодрома Плесецк.

ЗАПУЩЕН "GPS 2R-6"

10 ноября 2000 года в 17:14:02.219 UTC со стартовой площадки SLC17A Станции ВВС США "Мыс Канаверал" (Cape Canaveral Air Force Station) стартовыми командами 45-го Космического крыла ВВС США (45th Space Wing U.S. Air Force) при поддержке специалистов компании Boeing Cpmpany осуществлен пуск ракеты-носителя "Delta-2 (7925)" (D281), которая вывела на околоземную орбиту навигационный спутник глобальной системы позиционирования "USA-154" ["GPS 2R-6"] (26605 / 2000 071A). В 17:40 UTC КА отделился от последней ступени ракеты-носителя и вышел на начальную орбиту. Спутник массой 2032 кг изготовлен на заводе компании Lockheed Martin на основе базового блока LM-4000. Это 6-й спутник типа Block 2R и 33-й, запущенный для глобальной системы позиционирования (Global Posioning System). Первый КА для данной системы был запущен 14 февраля 1989 года.

Рисунок U.S. Air Force .

SSTL ПОСТРОИТ СПУТНИК ДЛЯ НИГЕРИИ

Британская компания Surrey Satellite Technology Ltd. (SSTL) подписала контракт с правительством Нигерии на изготовление и запуск спутника в ближайшие два года. 80-килограммовый КА "NigeriaSat-1" будет изготовлен как часть спутниковой системы мониторинга земной поверхности, создаваемой SSTL. Ранее о своей готовности финансировать создание подобной системы уже объявили правителсьтва Великобритании и Алжира. Как потенциальные участники проекта рассматриваются Китай и Таиланд. Контракт SSTL и Нигерии стоимостью 11 миллионов долларов включает в себя и технико-экономическое обоснование для спутника связи "NigeriaSat-2", который может быть создан на базе платформы "UoSat-12". В случае, если разработка "NigeriaSat-2" также будет поручена SSTL, то стоимость контракта возрастет до 75 миллионов долларов.

ЗАВЕРШИЛАСЬ БОРЬБА ЗА CATS-ПРИЗ

В ночь с 8 на 9 ноября истек срок борьбы за так называемый CATS-приз (Cheap Access To Space-prise). Приз в 250 тысяч долларов оказался не востребованным. Об окончании соревнования официально объявил представитель Space Frontier Foundation Джеймс Джордж (James George), координировавший борьбу за приз. CATS-приз был установлен три года назад для групп ракетчиков-любителей, которые смогли бы без помощи государства и без использования существующих технологий доставить груз в 2 килограмма на высоту 200 километров. Тогда около 15 команд заявили о своих претензиях на приз, но большинство из них не смогли создать ничего похожего. Реально на приз претендовали лишь два коллектива. Наиболее близко к успеху была команда High Altitude Research Corp., предполагавшая запустить ракету с воздушного шара. Последнюю, закончившуюся неудачей, попытку они предприняли 29 октября нынешнего года. Ракета достигла высоты лишь в 24 километра. Несколько ранее попытку запустить ракету на высоту 74 километра и заработать утешительный приз в 50 тысяч долларов собиралась предпринять команда JP Aerospace. Старт не состоялся, так как не было получено разрешение от Федерального управления авиацией США. Окончание борьбы за CATS- приз свидетельствует о том, что покорение космоса еще долго будет оставаться прерогативой государства или, в крайнем случае, крупных корпораций, но никак не малочисленных групп любителей, которые обладают более чем скромными финансовыми ресурсами.

НОВАЯ ВСПЫШКА НА СОЛНЦЕ

Как сообщили представители Института прикладной физики Гидрометцентра, 8 ноября в 23:00 UTC на Солнце произошла мощная вспышка. Поток заряженных частиц достиг окрестностей Земли вечером 10 ноября.

В МОСКВЕ И НА БАЙКОНУРЕ ВСПОМИНАЛИ НЕДЕЛИНА

9 ноября исполнилось 98 лет со дня рождения первого главкома РВСН Главного маршала артиллерии Митрофана Неделина (1902-1960). По этому случаю в Главном штабе РВСН состоялась встеча командования войск с родственниками и сослуживцами Неделина. Память маршала почтили и на космодроме Байконур, где он погиб 40 лет назад при испытании ракеты Р-16.

17 ноября

25 лет назад (1975) в Советском Союзе был осуществлен запуск беспилотного космического корабля ╚Союз-20╩ (08430 / 1975 106А). Запуск был произведен в рамках создания грузового транспортного корабля ╚Прогресс╩. 19 ноября корабль был пристыкован к орбитальной станции ╚Салют-4╩ и совершал полет в составе комплекса до 15 февраля 1976 года.

17 ноября

5 лет назад (1995) с космодрома Куру во Французской Гвиане был осуществлен запуск инфракрасного космического телескопа ⌠ISO■ [⌠Infrared Space Observatory■] (23715 / 1995 062А).

22 ноября

70 лет назад (1930) в городе Энайд (шт. Оклахома, США) родился американский космонавт Оуэн Кей Гэрриотт (Owen Key Garriott). В отряде космонавтов NASA с 1965 года. Совершил два космических полета: в июле √ сентябре 1973 года на борту орбитальной станции ⌠Skylab■ и в ноябре √ декабре 1983 года на борту корабля многоразового использования ⌠Columbia■ по программе STS-9. Общая продолжительность пребывания в космосе составила 69 дней 18 часов 56 минут 14 секунд.

23 ноября

65 лет назад (1935) в Москве родился советский космонавт Владислав Николаевич Волков.

ПРЕДСТОЯЩИЕ ПУСКИ РАКЕТ- НОСИТЕЛЕЙ И МБР.

Не ранее 16 ноября

С площадки SLC2W Базы ВВС США ⌠Ванденберг■ (Vandenberg Air Force Base) запланирован пуск ракеты-носителя ⌠Delta-2 (7320-10C)■, которая должна вывести на околоземную орбиту спутники ⌠Earth Observing-1■, ⌠SAC-C■, ⌠Citizen Explorer■ и ⌠Minun■.

16 ноября

С 1-го Государственного испытательного космодрома Плесецк запланирован пуск ракеты- носителя ⌠Циклон-3■, которая должна вывести на околоземную орбиту полезную нагрузку, принадлежащую Министерству обороны РФ. Как полагают, это должен быть сикстет спутников связи типа ⌠Стрела-3■ (или три типа ⌠Стрела-3■ и три типа ⌠Гонец■).

19 ноября

С 1-го Государственного испытательного космодрома Министерства обороны РФ "Плесецк" запланирован пуск ракеты-носителя "Космос-3М", которая должна вывести на околоземную орбиту американский научно-исследовательский спутник "QuickBird-1".

27 ноября

С площадки ELA-2 Гайанского космического центра (Guiana Space Center) запланирован пуск ракеты-носителя "Ariane-4.44L" (V136), которая должна вывести на околоземную орбиту канадский спутник связи "Anik F-1".

28 ноября

Со 2-го Государственного испытательного космодрома ⌠Свободный■ запланирован пуск ракеты-носителя "Старт-1", которая должна вывести на околоземную орбиту израильский спутник ⌠EROS A1■.

С замечаниями, предложениями, дополнениями обращаться zhelab@robotek.ru.
Последнее обновление 16.12.2000.