ПОСЛЕДНИЕ
КОСМИЧЕСКИЕ
НОВОСТИ

Выпуск N 99 от 16 сентября 1999 года.

Что нового на страницах энциклопедии и в Internet.
Архив новостей.

МУЗЕЙ ОТПРАВИЛСЯ В ПУТЬ.

Из Пекина в поездку по стране отправился специальный поезд с экспозицией передвижного Космического музея. В течение 2 лет поезд сделает остановки в 40 городах Китая, где посетители смогут ознакомиться страны в области освоения космоса (7 сентября).

ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ПОЛЕТ ПРОТОТИПА.

Осуществлен первый испытательный полет летательного аппарата "Helios". ЛА стартовал с поверхности высохшего солянного озера Роджерс близ NASA Dryden Flifht Research Center (штат Калифорния, США) и продержался в воздухе 1 час 15 минут. "Helios" представляет из себя сверлегкий дистанционно управляемый аппарат, питаемый электроэнергией от солнечных батарей, размещенных на поверхности крыльев. Аппарат разработан компанией AeroVironment, Inc. В варианте полета на высоте 30 км ЛА будет находится в воздухе 24 часа и обеспечивать связью район крупного города. В варианте полета на высоте 15 км ЛА будет находится в воздухе 4 суток и обслуживать город с населением около 500 тысяч человек. Подобные аппараты разрабатываются в NASA как альтернатива спутникам связи, размещаемым на геостационарной орбите (8 сентября).

СТАЛА МУЗЕЙНЫМ ЭКСПОНАТОМ.

В Канзаском музее впервые продемонстрирована широкой публике капсула космического аппарата ╚Liberty Bell-7╩, на котором 21 июля 1961 года космонавт Virgil GRISSOM совершил суборбитальный полет в космос. Летом нынешнего года капсула, которая затонула в Атлантическом океане 38 лет назад, была поднята членами экспедиции, оршанизованной и профинансированной телеканалом Discovery. После ремонта в Канзаском космическом центре она заняла место в экспозиции музея (9 сентября).

ПОЛУЧЕНЫ ПЕРВЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.

Испанские астрономы из Института астрофизики на Канарских островах получили первое доказательство прямой связи между взрывом сверхновой звезды и образованием черной дыры. Звезды, масса которых в 10 и более раз превышает массу нашего Солнца, заканчивают свою жизнь либо взрывом сверхновой звезды, либо в результате гравитационного коллапса. В результате обоих процессов образуется черная дыра. Команда астрономов исследовала излучение, испускаемое звездой, вращающейся вокруг черной дыры в системе двойной звезды Nova Scorpii 1994. В статье в журнале ╚Nature╩, где описываются результаты исследований, говорится, что эта звезда содержит очень большое количество кислорода, магния, кремния и серы. Эти соединения были захвачены звездой, когда ее соседка пережила взрыв сверхновой, а затем превратилась в черную дыру. Избыток вышеперечисленных элементов указывает на то, что звезда, превратившаяся в черную дыру, имела массу в 25-40 раз превышающую массу нашего Солнца /InfoArt News Agency/ (9 сентября).

ОДОБРЕН ПРОЕКТ БЮДЖЕТА.

Палата представителей Конгресса США большинством голосов одобрила проект бюджета на 2000 финансовый год. В соответствии с принятым проектом расходы NASA зафиксированы в сумме 12,6 миллиарда долларов, что на 1 миллиард меньше, чем в текущем финансовом году. За проект голосовали 235 конгрессменов, против - 187. Теперь проект бюджета должен быть одобрен сенатом, после чего поступит на подпись президенту США Bill CLINTON (9 сентября).

В ГРАФИК ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ.

NASA внесло изменения в график предстоящих полетов кораблей многоразового использования. Старт корабля ╚Discovery╩, во время полета которого предстоят ремонтные работы на борту орбитального телекопа ╚Hubble╩, запланирован на 28 октября, а старт корабля ╚Endeavour╩ по программе исследований земной поверхности с помощью радара - на 19 ноября. Таким образом в 1999 году сможет состояться только четыре полета ╚шаттлов╩. Установленные даты не являются окончательными (9 сентября).

СТАРТ "Н-2" ОТЛОЖЕН.

Японское космическое агентство NASDA отложило запланированный на 10 сентября пуск ракеты-носителя ╚Н-2╩ с метеорологическим спутником на борту. Отсрочка пуска связана с проблемами, возникшими в кабельной сети ракеты. Новая дата старта пока не определена. Первоначально пуск РН ╚Н-2╩ планировался еще на 5 августа, но неоднократно откладывался из-за различных технических проблем (9 сентября).

СПУТНИК ДОСТАВЛЕН НА КОСМОДРОМ.

Спутник ╚Ikonos╩ - первый коммерческий аппарат для получения изображений земной поверхности с разрешением менее 2 метров - доставлен на космодром Vandenberg. Запуск КА должен быть произведен 24 сентября с помощью ракеты-носителя ╚Athena-2╩ (9 сентября).

ЗАПУЩЕН "ФОТОН-12".

В 18:00 UTC с космодрома Плесецк боевыми расчетами РВСН осуществлен пуск ракеты-носителя ╚Союз-У╩, которая вывела на околоземную орбиту российский научно-исследовательский спутник ╚Фотон-12╩ (25902 / 1999 048А). КА выведен на орбиту с параметрами: наклонение орбиты - 62,8 град.; период обращения - 91,4 мин.; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 250 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 300 км. Со спутником поддерживается устойчивая связь. На установленной на "Фотоне-12" научной аппаратуре из России, Германии, Швеции, Франции и Европейского космического агенства (ЕКА) начаты исследования в области изучения процессов диффузии и физики жидкостей в условиях микрогравитации, а также влияния космоса на биообразцы, биологию клеток и конструкционные материалы (9 сентября).

ПРОСЬБА MARK LEE.

Американский космонавт Mark LEE, выведенный несколько дней назад из состава экипажа корабля ╚Atlantis╩, который должен в апреле 2000 года отправится в космос по программе STS-98, обратился к руководству NASA с просьбой восстановить его в составе экипажа. До сих пор неизвестно, что явилось причиной отстранения опытного космонавта от предстоящего полета (10 сентября).

МКС ПРОДОЛЖАЕТ ПОЛЕТ.

Опубликован пресс-релиз ╧ 99-34 о полете Международной космической станции. Активных действий со станцией на минувшей неделе не проводилось. Операторы Центров управления полетом в Хьюстоне и Королеве продолжают отработку своих действий в различных режимах полета. К настоящему времени станция совершила более 4550 оборотов вокруг Земли. Параметры ее орбиты составляют: наклонение орбиты - 51,6 град.; период обращение - около 92 мин.; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 374,4 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 390,4 км (10 сентября).

ВЫВОДЫ НЕЗАВИСИМОЙ КОМИССИИ.

Независимая комиссия, расследовавшая причины трех аварий ракеты- носителей "Titan-4B", происшедших в 1998-1999 годах, обнародовала результаты своей деятельности. Компании Lockheed Martin, изготовившей ракеты настоятельно рекомендовано улучшить систему обеспечения качества всех работ при производстве ракет-носителей. Система контроля в Lockheed Martin должна стать такой же, как при обеспечении полетов в космос с участием астронавтов. Комиссия выявила проблемы практически на всех этапах производства, в системе учета, при заключении договоров с субподрядчиками и др. Руководство Lockheed Martin заявило о том, что все рекомендации комиссии будут выполнены (10 сентября).

ВЗРЫВ КОМПЛЕКСА ПЕРЕНЕСЕН.

С 12 сентября на 3 октября перенесено уничтожение стартового комплекса LC41 на космодроме Cape Canaveral, которое планируется осуществить в рамках модернизации стартовой позиции под пуски разрабатываемых ракет ╚Atlas-5╩. Такое решение принято в связи с сезоном ураганов в районе штата Флорида, а также для того, чтобы специалисты компании Lockheed Martin могли бы сосредоточить свои усилия на предстоящем пуске РН ╚Atlas-2AS╩ со спутником связи ╚EchoStar-5╩ на борту (10 сентября).

ПОДГОТОВЛЕН ЗАКОНОПРОЕКТ.

Конгресс США подготовил законопроект, увязывающий предоставление России американской помощи на развитие ее космической программы с отказом Москвы от сотрудничества с Ираном в ракетно-ядерной области. Члены комитета палаты представителей по международным отношениям единодушно проголосовали в поддержку этого документа. Ожидается, что на следующей неделе документ будет вынесен на голосование палаты представителей полного состава. Законопроект обязывает президента США Bill CLINTON "определить, оказывает ли Россия содействие так называемым странам-изгоям в разработке оружия массового уничтожения и баллистических ракет". К таким странам США, в частности, относят Иран, Северную Корею и Ирак. В том случае, если факт такого содействия будет доказан, считают конгрессмены, Bill CLINTON должен свернуть американскую помощь России, выделяемую на развитие ее космической программы, составляющую 590 млн дол ежегодно. По времени голосование членов комитета по международным отношениям совпало с распространенным ЦРУ докладом, в котором указывается, что такие страны, как КНДР, Иран и Ирак в ближайшие 10-15 лет могут разработать собственные межконтинентальные ракеты. "Мы должны изменить опасную ситуацию, с которой нам сегодня пришлось столкнуться, - заявил по этому поводу председатель комитета Benjamin GILMAN, один из главных инициаторов законопроекта. - Оружие массового уничтожения, находящееся в руках стран-изгоев, представляет серьезную опасность" /ИТАР-ТАСС/ (10 сентября).

ПРИСВОЕНО ЗВАНИЕ.

Президент РФ Борис ЕЛЬЦИН своим указом присвоил звание ╚Летчик- космонавт Российской Федерации╩ космонавту Валерию Ивановичу ТОКАРЕВУ, совершившему в мае-июне нынешнего года полет на борту американского космического корабля ╚Discovery╩ (11 сентября).

ПРИБЛИЖАЕТСЯ УРАГАН.

В связи с приближением к побережью штата Флорида урагана Floyd закрыт NASA Kennedy Space Center. В центре и на стартовых позициях космодрома Cape Canaveral дежурят только аварийные команды, все остальные сотрудники отпущены по домам и им рекомендовано покинуть опасную зону. Перед закрытием центра были проведены работы по защите от урагана всех строений и ракет, находящихся на стартовых позициях. В настоящее время предстартовую подготовку проходят четыре корабля многоразового использования (все они находятся в зданиях космодрома, двери которых закрыты и герметизированы), различные элементы будущей Международной космической станции (все они также находятся в помещениях, которые защищены от сильных ветров), а также четыре ракеты-носителя на открытых стартовых позициях (ко всем ракетам подведены фермы обслуживания и РН дополнительно укреплены). По прогнозам ураган достигнет района космодрома 15 сентября (13 сентября).

ПРОШЛА КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ИСПЫТАНИЯ.

Верхняя ступень новой РН "Союз-Фрегат" успешно прошла квалификационные наземные испытания. Этот носитель будет использоваться с начала будущего года для запуска научных спутников и спутников наблюдения Земли франко-российской компанией Starsem, которая сообщила о проведенных испытаниях. Штаб-квартира компании находится в Сюрене, пригороде Парижа. "Союз-Фрегат" представляет качественно новую систему, созданную на основе ракеты "Союз", которая предназначалась как для военных, так и для гражданских целей. Новый носитель способен выводить на орбиту до 5 тонн полезного груза. Первый запуск ракеты "Союз" с разгонным блоком "Фрегат" намечен на начало 2000 г. Она будет использована для вывода на орбиту двух научных спутников European Space Agency (ESA), четырех спутников для изучения магнитного поля Земли и спутника "Mars- Express" /ИТАР-ТАСС/ (13 сентября).

ПРЕДОСТАВЛЕН КОНТРАКТ.

Международный консорциум New Skies Satellite объявил о предоставлении контракта на изготовление нового спутника связи для консорциума американской компании Lockheed Martin Commercial Space Systems. Спутник, имеющий рабочее обозначение "NSS-7", должен будет обеспечить телекоммуникационные услуги для клиентов по обе стороны Атлантического океана (14 сентября).

ДВИГАТЕЛИ ИЗГОТОВИТ KAISER MARQUARDT.

Космическое агентство Японии NASDA предоставило контракт американской компании Kaiser Marquardt на разработку и изготовление двигателей маневрирования и ориентации для космического аппарата "H-2 Transfer Vehicle" √ беспилотного корабля материально- технического обеспечения Международной космической станции, разрабатываемого в рамках вклада Японии в МКС. Компания Kaiser Marquardt должна обеспечить поставку восьми двигателей маневрирования R-4D и 28 двигателей ориентации R-1E. Начиная с 1982 года Kaiser Marquardt уже поставил для нужд NASDA более 150 двигателей различного назначения (14 сентября).

РОССИЙСКИЕ РАКЕТЫ БУДУТ СТАРТОВАТЬ ИЗ АВСТРАЛИИ.

Компания SpaceLift Australia объявила о планах запуска спутников с космодрома Woomera на юге Австралии. Спутники весом не более 800 кг будут выводиться на околоземные орбиты с помощью модифицированных российских ракет SS-25. Первый пробный запуск намечен на декабрь 2000 года. Коммерческие запуски планируется начать в феврале 2001 года (14 сентября).

НОВЫЕ ДАННЫЕ С БОРТА "CHANDRA".

30 августа начала работу камера высокого разрешения, установленная на рентгеновской космической обсерватории "Chandra". В этот день она была сфокусирована на свой первый объект - LMC X-1 - точечный источник рентгеновского излучения в Большом Магеллановом Облаке (Large Magellanic Cloud, LMC). Большое Магелланово Облако - это галактика, расположенная на расстоянии около 180 тыс. световых лет от Земли. После проверки фокусировки с помощью LMC X-1 камера была наведена на след взорвавшейся звезды N132D, также расположенный в Большом Магеллановом Облаке. На полученном изображении видны детали, которые ранее никогда не были различимы в таком удаленном объекте. Взрыв этой сверхновой звезды произошел несколько тысяч лет назад. На фотографии видна структурированная оболочка из газа размером в поперечнике 80 световых лет. Температура этого газа составляет около 10 млн градусов. Масса этого газового облака в 600 раз превышает массу нашего Солнца /NASA/ (14 сентября).

НАЗНАЧЕНА ДАТА СТАРТА.

Пуск китайской ракеты-носителя "Chang Zheng-4B", которая должна вывести на околоземную орбиту бразильские спутники "ZY-1" ("CBERS- 1") и "SACI-1", намечен на 14 октября нынешнего года (14 сентября).

СТАНЦИЯ ПРОДОЛЖАЕТ СВОЙ ПОЛЕТ.

Орбитальный комплекс "Мир" продолжает функциоинировать на околоземной орбите. После завершения работ экипажа 27-й основной экспедиции станция была переведена в неориентированный полет. В настоящее время на борту "Мира" по командам из Центра управления полетом проводятся астрофизические эксперименты в области мягкого гамма-излучения, ведется мониторинг потоков нейтронов на околоземной орбите, продолжаются исследования характеристик конструкционных материалов и радиоэлементов, длительное время экспонирующихся в открытом космическом пространстве. По данным телеметрической информации, основные бортовые системы функционируют нормально. Параметры атмосферы в отсеках комплекса "Мир" поддерживаются в заданных пределах /ИТАР-ТАСС/ (15 сентября).

МНЕНИЕ ЮРИЯ КОПТЕВА.

Орбитальная станция "Мир" отслужила установленные сроки, считает Генеральный директор Российского авиационно-космического агентства Юрий КОПТЕВ (15 сентября).

ВЫБОР LOCKHEED MARTIN.

Американская компания Lockheed Matrtin выбрала швейцарскую компанию Contraves для изготовления головных обтекателей для ракет- носителей "Atlas-5". Всего должно быть изготовлено три обтекателя диаметром 5,4 м и длиной 26,4 м, 23,4 м и 20,7 м соответственно. Самый короткий обтекатель предполагается использовать во время первого пуска РН "Atlas-5" (15 сентября).

18 сентября

40 лет назад (1959) в США осуществлен запуск искусственного спутника Земли "Vanguard-3". КА был оснащен магнитометром, двумя ионизационными камерами, тремя термисторами для измерения температуры и двумя микрофонами для регистрации столкновений с метеорными частицами.

20 сентября

20 лет назад (1979) в США осуществлен запуск искусственного спутника Земли "HEAO-3" ["High Energy Astronomy Observatory"], предназначенного для исследований рентгеновского и гамма-излучений, а также космических лучей. Он стал последним спутником в данной серии. Масса КА около 3 тонн, в том числе пролезного груза 1,3 тонны. Корпус выполнен в виде шестигранной призмы длиной 5,8 метра с поперечным размером 2,3 метра. На спутнике были установлены спектрометр для регистрации рентгеновского и гамма-излучения, прибор для исследования изотопного состава первичных космических лучей и прибор для поиска сверхтяжелых ядер.

23 сентября

30 лет назад (1969) в Советском Союзе был осуществлен запуск автоматической межпланетной станции типа "Е-8-5", задачей которой являлась посадка на поверхность Луны с последующим возвращением на Землю и доставкой образцов лунного грунта. Станцию не удалось перевести на траекторию полета к Луне и она осталась на околоземной орбите. Официально было сообщено о запуске искусственного спутника Земли "Космос-300".

Последнее обновление 16.09.1999.