Что нового на страницах энциклопедии и в Internet.
Архив новостей.

ПОСЛЕДНИЕ КОСМИЧЕСКИЕ НОВОСТИ.

Выпуск N 64 от 14 января 1999 года.

ПЛАНЫ КИТАЯ.

Китай сообщил о своих планах ускорить модернизацию ракет-носителей ╚Chang Zheng- 2D╩, чтобы иметь возможность выводить на орбиты с высотой до 400 километров грузы весом до 15 тонн. Полагают, что модернизированный вариант РН позволит Китаю отправить в космос человека (6 января).

ПРЕДСТОЯТ ИСПЫТАНИЯ РН ╚ЗЕНИТ- 3╩.

Компания Boeing объявила о своих планах провести в феврале нынешнего года испытания ракеты-носителя ╚Зенит-3╩, которая должна использоваться в рамках международного проекта ╚Sea Launch╩. Первый пуск с морского космодрома, во время которого на орбиту должен быть выведен габаритно-весовой макет спутника связи, запланирован на март (6 января).

ЗАПУСК СЛУЖЕБНОГО МОДУЛЯ ВОЗМОЖНО БУДЕТ ОТЛОЖЕН.

Представители ГНТКЦ имени М.В.Хруничева сообщили, что запуск служебного модуля Международной космической станции скорее всего состоится в августе нынешнего года, а не в июле, как это планировалось ранее (6 января).

КОМПЛЕКС ╚МИР╩: ПОЛЕТ ПО ПРОГРАММЕ.

В первые дни Нового Года на борту орбитального комплекса ╚Мир╩ выполнялись астрофизические, геофизические, технические и технологические эксперименты. Сегодня в программу полета были включены исследования электромагнитных помех от работающей аппаратуры в жилых отсеках, дистанционное зондирование Земли съемочной аппаратурой модуля "Природа", наблюдения океанического дна на больших глубинах, изучение потоков заряженных частиц космического происхождения. По графику врачебного контроля космонавты провели электростимулирующие тренировки мышечного аппарата. Также проведены плановые профилактические работы с оборудованием систем жизнеобеспечения модулей "Квант-2", "Кристалл" и "Природа". Геннадий Падалка и Сергей Авдеев чувствуют себя хорошо. Полет проходит по намеченной программе (6 января).

МЕЖПЛАНЕТНЫЕ СТАНЦИИ НА ПУТИ К МАРСУ.

Продолжается полет американских автоматических межпланетных станций ╚Mars Climate Orbiter╩ и ╚Mars Polar Lander╩. Бортовая аппаратура работает нормально, полет проходит в соответствии с программой. В минувшие два дня группе управления на Земле пришлось столкнуться с небольшой проблемой на борту ╚Mars Polar Lander╩ - вышел из строя один из датчиков системы астронавигации. Причиной сбоя стал яркий отраженный свет от поверхности аппарата, который препятствовал нормальной работе датчика. На борт станции была передана последовательность команд, которая позволила таким образом изменить ее ориентацию, что эта помеха была устранена (7 января).

КОНСУЛЬТАЦИИ НА КОСМОДРОМЕ KOUROU.

Представители компании Arianespace сообщили о том, что ими проводятся консультации с российской стороной о возможности запусков российских РН ╚Союз╩ с космодрома Kourou. Местоположение космодрома позволит увеличить грузоподъемность ракет-носителей при выводе грузов на низкие орбиты. Даже, если соглашение будет достигнуто, все равно первый запуск сможет состояться не ранее чем через два года (7 января).

ПРОДОЛЖАЕТСЯ ПОЛЕТ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ.

Группа управления полетом Международной космической станции сообщила, что полет связки ╚Заря╩ - ╚Unity-1╩ проходит успешно. Все бортовые системы работают нормально. Параметры орбиты комплекса в настоящее время составляют: наклонение орбиты - 51,6 градуса; период обращения - 92 минуты; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 397 километров; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 409 километров (8 января).

ЗАПУСК ╚JSAT-6╩ ВНОВЬ ОТЛОЖЕН.

Вновь отложен запуск японского спутника связи ╚JSAT-6╩. Сегодня специалисты компании Hughes Space and Communications, изготовившей спутник, отстыковали аппарат от ракеты-носителя ╚Atlas-2AS╩ и направят его на завод компании в городе Титусвилл (штат Алабама, США), чтобы выявить необнаруженный сбой, препятствующий нормальной работе спутника. Старт должен был состояться 13 января с космодрома Cape Canaveral. Запуск спутника ╚JSAT-6╩ уже один раз был отложен летом 1998 года, после того, как во время сборки в него ударил грозовой разряд. Новый срок запуска пока не определен (8 января).

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПУСКИ С КОСМОДРОМА CAPE CANAVERAL.

В 1999 году с космодрома Cape Canaveral запланирован запуск 35 ракет-носителей, в том числе различных модификаций ╚Delta╩ - 14, различных модификаций ╚Atlas╩ - 11, системы Space Shuttle - 6, класса ╚Titan╩ - 3 и один запуск РН ╚Athena╩. Среди прочего планируется новый пуск РН ╚Delta-3╩ (первый закончился катастрофой в августе 1998 года) и первый пуск новой РН ╚Atlas-3A╩ (8 января).

НА ОРБИТЕ ВОКРУГ ЮПИТЕРА.

Продолжается полет американского межпланетного зонда ╚Galileo╩ по орбите вокруг Юпитера. В настоящее время аппарат передает на Землю информацию о магнитосфере Юпитера. На минувшей неделе, в ходе подготовки к очередному сближению с Европой, была проведена проверка функционирования двигателя аппарата. Сближение с Европой произойдет 31 января нынешнего года (8 января).

ЗАЯВЛЕНИЕ ПОСЛА КИТАЯ.

Посол Китая в США Li Zhaoxing осудил Конгресс США, который в своем докладе утверждает, что Китай смог получить доступ к современным американским ракетным технологиям во время катастрофы в 1996 году, когда китайская РН должна была вывести на орбиту американский спутник связи. Он также заявил, что подобные утверждения Конгресса могут серьезно осложнить отношения между США и Китаем (9 января).

ПОДПИСАН КОНТРАКТ.

Американская компания Space Systems / Loral - дочерняя фирма компании Loral Space & Communications - объявила о том, что она выбрана для строительства пятого спутника из серии мощных спутников девятого поколения для системы связи INTELSAT. Space Systems / Loral получила заказы и на четыре предыдущих спутника. Общая стоимость программы создания системы спутников превышает 600 млн дол. На каждом из пяти спутников серии INTELSAT IX будет установлено 56 ретрансляторов - 44 C-диапазона и 12 - Ku-диапазона (9 января).

ПОДГОТОВКА К БУДУЩИМ СТАРТАМ.

В скальных пещерах обсерватории университета города Турку (Финляндия) продолжается изготовление зеркала космического телескопа. Пробный экземпляр главного зеркала телескопа заказан European Space Agency (ESA) и французским концерном Matra-Marconi Space - главным подрядчиком проекта. Телескоп планируется разместить на борту спутника ╚FIRST╩ и запустить в космос в 2007 году для исследования процесса зарождения звезд и галактик. КА будет находится на удалении 1,5 миллиона километров от поверхности Земли (10 января).

ОТСРОЧЕН ЗАПУСК РН ╚DELTA-2╩.

На 24 часа отсрочен пуск ракеты-носителя ╚Delta-2╩, которая должна была стартовать с космодрома Vandenberg 14 января и вывести на орбиту военно- экспериментальный спутник ╚ARGOS╩ (Advanced Research and Global Observation Satellite), принадлежащий ВВС США, а также датский спутник для изучения магнитного и электрического полей Земли ╚Orsted╩ и южноафриканский радиолюбительский спутник ╚SUNSAT╩ (11 января).

РН ╚DELTA-2╩ ВЫВЕДУТ В КОСМОС СПУТНИКИ ╚GLOBALSTAR╩.

Компания Space Systems / Loral сообщила о достижении с компанией Boeing соглашения о выведении на околоземную орбиту спутников низкоорбитальной системы связи GLOBALSTAR. Во время семи пусков РН ╚Delta-2╩, шесть из которых запланированы уже на этот год, на орбиту будут выведены 28 КА (11 января).

ОЧЕРЕДНЫЕ СНИМКИ С ╚HUBBLE╩.

NASA расспространило очередные фотографии, полученные с помощью космического телескопа ╚Hubble╩. На снимках звезды HD141569, сделанных в инфракрасных лучах, видно, что диск размером 120 миллиардов километров разбит как бы на две части: темная полоса отделяет яркую внутреннюю область от более тусклой внешней. Такая структура напоминает большую щель в кольцах Сатурна, но больших размеров. Не исключают, что такое изображение вызвано присутствием на орбите вокруг звезды планеты (12 января).

ЗАПЛАНИРОВАН ПУСК ГЕОФИЗИЧЕСКОЙ РАКЕТЫ.

Группа американских исследователей планирует запуск экспериментальной ракеты ╚CAPER╩ (Cleft Accelerated Plasma Experimental Rocket) для исследования верхних слоев атмосферы. На ракете будет установлено оборудование, которое проведет измерения в магнитосфере. На аппарате, также, установлены спектрометры для исследования тепловых электронов и ионов. Ракета должна быть запущена с космодрома Андоя в Норвегии в период до 25 января, как это позволят погодные условия (12 января).

ОБНАРУЖЕНА ПЛАНЕТА ЗЕМНОГО ТИПА.

Новозеландские астрономы подтвердили существование в центре Млечного Пути схожей с Землей планеты, на которой возможна жизнь. В обсерватории Mount-John на острове Южный получены преобразованные из радиосигналов изображения этого небесного тела, удаленного от нас на расстояние 25 тысяч световых лет. Планета примерно такой же массы, как Земля, удалена от своего солнца на том же расстоянии, как и мы от нашего. Это значит, что на ней сила притяжения и температура тоже не отличаются от земных условий. Открытие было сделано с помощью новой технологии, основанной на теории Эйнштейна о том, что космические тела могут быть обнаружены в космическом пространстве по их гравитационным полям. К сожалению, сама планета напрямую пока недоступна для взоров астрономов (12 января).

ПОСЛАНИЕ К ЖИТЕЛЯМ ИНЫХ МИРОВ.

На заседании American Astronomical Society в городе Остин (штат Техас, США) два астрофизика Dr. Yvan Ditil и Stephane Dumes из Defence Research Establishment Valcatier, расположенного близ Квебека (Канада) сообщили, что ими разработано послание к инопланетным цивилизациям, которое вскоре будет направлено в сторону четырех звезд, наиболее ╚перспективных╩ в плане обнаружения близ них разумной жизни. Послание объемом около 400 тысяч бит информации будет отправлено 15 марта 1999 года в направлении звезд HD190360, HD190406, HD186408 и HD178428. Эксперимент будет проводиться как подготовительная фаза к запуску в 2001 году межзвездного зонда. Передача должна быть повторена трижды с трехчасовым интервалом. Исследователи полагают, что мощность излучателя достаточна для того, чтобы послание, которое сформировано как приветствие от землян, достигло выбранных звезд. Первое подобное послание было направлено 16 марта 1974 года американским астрофизиком Frank Drake, но имело объем всего лишь 1679 бит (13 января).

РАТИФИЦИРОВАНО СОГЛАШЕНИЕ.

Депутаты меджлиса - нижней палаты казахстанского парламента - ратифицировали соглашение между Казахстаном и Россией, подписанное 12 октября 1998 года, о социальных гарантиях граждан Республики Казахстан и Российской Федерации, проживающих или работающих на космодроме Байконур. Согласно документу, российская сторона обеспечивает государственное социальное страхование граждан обеих стран, работающих на предприятиях Байконура. Казахстанская сторона, по условиям договора, оставила за собой финансирование работ по трудоустройству своих безработных граждан и обеспечение социальных гарантий казахстанцам, пострадавшим от экологических бедствий в зоне Приаралья (13 января).

15 января

30 лет назад (1969) был запущен космический корабль ╚Союз-5╩, который пилотировал экипаж в составе: Борис ВОЛЫНОВ, командир корабля, Алексей ЕЛИСЕЕВ, бортинженер, и Евгений ХРУНОВ, космонавт-исследователь. Во время полета была осушествлена стыковка с другим пилотируемым кораблем ╚Союз-4╩ и создана первая в мире экспериментальная орбитальная космическая станция. На борт ╚Союза-4╩ из ╚Союза-5╩ через открытый космос перешли космонавты Алексей ЕЛИСЕЕВ и Евгений ХРУНОВ. 17 января 1969 года Алесей ЕЛИСЕЕВ и Евгений ХРУНОВ возвратились на Землю на борту корабля ╚Союз-4╩ вместе с Владимиром ШАТАЛОВЫМ. Продолжительность их полета составила 1 день 23 часа 45 минут 50 секунд. Корабль ╚Союз-5╩ с Борисом ВОЛЫНОВЫМ на борту возвратился на Землю 18 января 1969 года. При возвращении на Землю возникла ситуация, которая едва не привела к трагедии - не произошло отделения спускаемого аппарата от орбитального отсека. ╚Связка╩, беспорядочно кувыркаясь, вошла в атмосферу и устремилась к Земле. В плотных слоях от возникших перегрузок спускаемый аппарат все-таки смог отделиться и в действие была введена парашютная система. Однако удар о Землю был настолько силен, что космонавт получил серьезные травмы, к счастью, не опасные для жизни. Продолжительность полета Бориса ВОЛЫНОВА составила 3 дня 54 минуты 15 секунд.

16 января

30 лет назад (1969) впервые в мире на околоземной орбите была осуществлена стыковка двух советских пилотируемых космических кораблей ╚Союз-4╩ и ╚Союз-5╩, и создана экспериментальная орбитальная космическая станция (общая масса 12924 килограмм). После стыковки два члена экипажа корабля ╚Союз-5╩ Алексей ЕЛИСЕЕВ и Евгений ХРУНОВ совершили выход в открытый космос и перешли в корабль ╚Союз-4╩, на котором 17 января возвратились на Землю. Продолжительность работы вне корабля составила 37 минут. Полет кораблей ╚Союз-4╩ и ╚Союз-5╩ в состыкованном состоянии продолжался 4 часа 33 минуты 39 секунд.

Последнее обновление