ПОСЛЕДНИЕ
КОСМИЧЕСКИЕ
НОВОСТИ

Выпуск N 94 от 12 августа 1999 года.

Что нового на страницах энциклопедии и в Internet.
Архив новостей.

НА CAPE CANAVERAL ДОСТАВЛЕН ИТАЛЬЯНСКИЙ МОДУЛЬ ДЛЯ МКС.

В NASA Kennedy Space Center доставлен итальянский модуль материально-технического обеспечения для Международной космической станции "Raffaelo". Доставка с завода компании Alenia Aerospazio в Турине (Италия) осуществлена с использованием транспортного самолета A300-600ST "Beluga". В центре модуль пройдет предполетную подготовку и в июле 2000 года совершит свой первый космичсекий полет. Длина модуля - 6,3 метра, диаметр - 5 метров, вес - 4,5 тонны. Герметичный модуль будет размещаться в грузовом отсеке корабля многоразового использования, извлекаться оттуда роботом-манипулятором и пристыковываться к МКС. На его борту будут доставляться научное оборудование, запасные части и расходные материалы. На Землю будут возвращаться материалы исследований и отходы жизнедеятельности экипажа станции. "Raffaelo" - второй из трех однотипных блоков итальянского производства. Первый - "Leonardo" - был доставлен в NASA Kennedy Space Center 3 августа 1998 года. Изготовление третьего - "Donatello" - должно быть завершено в 2001 году (4 августа).

МИТИНГ В КОРОЛЕВЕ.

Недавно в подмосковном Королеве состоялся митинг трудящихся и ученых, посвященный судьбе российской орбитальной станции "Мир". Как известно, принято решeние завершить пилотируемый полет на станции уже в этом месяце. Причина - отсутствие финансовых средств для дальнейшей эксплуатации космического объекта. В решении Совета главных конструкторов по пилотируемым космическим программам России записано, что полет станции будет продолжаться и после того, как нынешний российско-французский экипаж покинет ее борт 23 августа с.г. Она будет совершать свой полет в непилотируемом режиме до февраля-марта 2000 года, и, возможно, в этот период, в случае если найдутся денежные средства, возобновятся пилотируемые полеты. Участники митинга в Королеве и эту формулировку посчитали отпиской. "Мир" обречен на уничтожение, - так решили королевцы и потребовали, чтобы станция продолжала свою космическую жизнь. Они сослались на мнение большинства специалистов по космосу, которые утверждают, что ресурс "Мира" выработан лишь наполовину и что он может и должен по-прежнему служить науке, обеспечивая поддеpжание статуса России как великой космической державы. В резолюции митинга жителей космического наукограда записано: "В годы войны с фашизмом, несмотря на нечеловеческие трудности и лишения, советский народ не отдал Москву и Ленинград, тем самыl обеспечил моральный перелом в войне. Для России космическая станция "Мир" сегодня - это Москва и Ленинград: сохраним станцию "Мир" - возродим страну, уничтожим "Мир" - уничтожим символ вел hчия России, надежду на лучшее". Справедливые слова, справедливые оценки. Они от сердца и разума людей, сознающих свою роль, свое место в техническом прогрессе страны. Лучшие умы России целиком и полностью на их стороне. Летчики-космонавты СССР Герман ТИТОВ, Светлана САВИЦКАЯ, Василий СЕВАСТЬЯНОВ, имена которых знает вся планета, выступили с инициативой создания специального фонда в поддержку продолжения орбитальной жизни нашей космической станции. А почему, собственно, нужны лишь внебюджетные средства для продления полета "Мира"? Почему государство уходит от ответственности за жизнь станции. Почему не выделяются средства из госбюджета? Да и сумма, которая необходима, не столь велика. Всего 250 миллионов долларов. Частица от тех сумм, что будут израсходованы на думские и президентски e выборы. А они, все знают, из государственной казны. "Мир" должен жить! Правительство обязано обеспечить необходимыми средствами финансирование космических программ России /Василий ИЗГАРШЕВ/ (5 августа).

ДАЖЕ "НАДЕЖДА" НЕ СПАСЕТ "МИР".

Создание орбитальной станции минимальной конфигурации "Надежда" позволит продлить ресурс комплекса "Мир", вывод с орбиты и затопление которого предполагается весной 2000 года. С предложением о продлении полета комплекса в "усеченной" конфигурации выступил ряд российских специалистов, обеспокоенных судьбой "Мира". К сожалению, это предложение пока неподкреплено никакими финансовыми ресурсами и вряд ли может быть реализовано в ближайшей перспективе. А времени для спасения "Мира" остается все меньше и меньше (5 августа).

НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРИВЕЛА К АВРИИ.

Интенсивные исследования, проведенные специалистами компаний Pratt and Whitney и Boeing Company позволили определить причину аварии двигателя RL-10 на ступени "Centaur" во время пуска РН "Delta-3" 5 мая нынешнего года. Всему виной, по мнению экспертов, стала новая технология проведения сварочных работ. Как полагают, эта технология привела к образованию в сварных швах пустот, приведших к разрушению и взрыву двигателя (5 августа).

ПРЕСС-РЕЛИЗ О ПОЛЕТЕ МКС.

Опубликован пресс-релиз ╧ 99-29 о полете Международной космической станции. Получаемая с ее борта телеметрическая информация свидетельствует о нормальной работе всех систем. Завершена перезарядка аккумуляторных батарей на борту модуля "Заря". В ближайшее время начнется подготовка к приему российского служебного модуля "Звезда", запуск которого намечен на 12 ноября нынешнего года. В частности, предполагается провести тестирование аппаратуры "Курс", предназначенной для осуществления стыковок в автоматическом режиме. К настоящему времени МКС совершила более 4000 оборотов вокруг Земли. Параметры ее орбиты составляют: наклонение орбиты - 51,6 град.; период обращения - 92 мин.; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 379,2 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 408 км (5 августа).

ПОДПИСАН КОНТРАКТ.

Государственная компания "Росвооружение" заключила соглашение о сотрудничестве с германской фирмой OHB-System GmbH в области запусков космических аппаратов, считающейся одним из приоритетных направлений деятельности госкомпании. Как сообщили сегодня РИА "Новости" в бюро по связям с общественностью ГК "Росвооружение", данный документ был подписан в результате завершающегося 6 августа визита делегации российской компании в Германию. По словам представителя ГК "Росвооружение", в ходе обсуждения перспектив дальнейшего взаимодействия сторон были также "полностью согласованы условия запуска в 2000 году с космодрома Плесецк силами и средствами Ракетных войск стратегического назначения России /РВСН/ космических аппаратов научного назначения "Champ", "Mita" и "Bird" в интересах OHB System GmbH. Стороны уже имеют позитивный опыт такого сотрудничества: в апреле текущего года с полигона Капустин Яр уже были успешно выведены на околоземную орбиту спутники "ABRIXAS" и "MegaSat", что побудило германскую фирму OHB System GmbH активизировать свои контакты с "Росвооружением" /Корр. РИА "Новости" Ольга Семенова/ (5 августа).

ЗАВЕРШЕНЫ РАБОТЫ СО СПУТНИКОМ "COMET".

В 23:42 UTC японское космическое агентство NASDA завершило работы со спутником "COMET" (Communications and Broadcasting Engineering Test Satellite). Спутник был запущен 21 февраля 1998 года ракетой-носителем "Н-2" (серийный номер 5), но из-за неисправности бортового двигателя вышел на нерасчетную орбиту. Работа с КА проводилась по сокращенной программе. Перед окончанием работ КА находился на орбите с параметрами: наклонение орбиты - 30,1 град.; период обращения - 328 мин.; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 1060 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 17700 км (6 августа).

ГОЛОСОВАНИЕ ОТЛОЖЕНО.

Палата представителей Конгресса США отложила до сентября голосование по законопроекту, предусматривающему снижение бюджетных ассигнований NASA в 2000 финансовом году на 1 миллиард долларов по сравнению с 1999 годом. Отсрочка голосования дает возможность представителям NASA продолжить лоббирование в администрации президента США Bill CLINTON своих интересов (6 августа).

ИЗДАН НОВЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.

Издательство "РУССО" выпустило в свет новый двухтомный "Русско-английский аэрокосмический словарь" (автор к.т.н. Н.Н.НОВИЧКОВ). Словарь содержит около 200 тысяч терминов по всем отраслям современной аэрокосмической науки и техники. В частности, в словарь включена как новейшая, так и сохраняющая свою актуальность на современном этапе развития аэрокосмической техники терминология, собранная, проанализированная и систематизированная автором во время работы в Центральном аэрогидродинамическом институте имени проф.Н.Е.Жуковского и Редакции научно-технической информации Агентства ИТАР-ТАСС. В настоящее издание вошли терминологические модули, созданные автором и опубликованные ранее в СССР, России и за рубежом в 10 словарях по авиационной и ракетно-космической технике, противоракетной и противокосмической обороне, бортовому радиоэлектронному оборудованию, перспективным авиационно- космическим системам и др. Словарь, в частности, содержит терминологию по следующей тематике: эксплуатируемые, разрабатываемые и перспективные авиационные и аэрокосмические летательные аппараты с вертикальным и горизонтальным стартом с земли и воздушным стартом с самолета-носителя; стартовые ускорители, разгонщики, межорбитальные транспортные аппараты, ракеты-носители; авиационные и ракетные двигатели; смазки и рабочие жидкости; особенности устройства летательных аппаратов; гражданская авиация, воздушные суда, системы управления воздушным движением; специальные материалы и покрытия; системы орбитального маневрирования и ориентации; орбитальные станции и лаборатории; системы навигации, связи, контроля и управления; системы обеспечения жизнедеятельности и аварийного спасения; системы обслуживания полезной нагрузки; дистанционные манипуляторы; эксперименты на орбите; аппаратура для научных исследований в космосе; особенности аэротермодинамики, динамики полета и прочности возвращаемых аппаратов; траектории выведения и спуска; полигоны и испытательные трассы; стартовые и посадочные комплексы; центры управления полетом; центры подготовки летчиков-космонавтов, наземные тренажеры и самолеты - летающие лаборатории; межполетное обслуживание; аэрокосмическая промышленность и т.д. Словарь предназначается для широкого круга военных и гражданских специалистов, переводчиков, курсантов и студентов высших и средних учебных заведений, участников международных конференций, симпозиумов, семинаров и выставок, астронавтов и космонавтов, сотрудников совместных аэрокосмических предприятий, а также для других лиц, работающих с российской и англо-американской литературой в области авиационно-космической науки и техники /РНТИ ИТАР-ТАСС/ (6 августа).

СЕВЕРНАЯ КОРЕЯ ГОТОВИТ НОВЫЙ ПУСК.

Северная Корея доставила на этой неделе ракетное топливо на предполагаемую стартовую площадку для запуска своей ракеты дальнего действия, сообщил представитель администрации США. Сегодня к стартовой площадке подведены два трубопровода. Пентагон рассматривает запрос командующего Космическим командованием США о размещении в Японии радара ПРО для слежения за ракетными испытаниями в Северной Корее (6 августа).

ПРЕБЫВАНИЕ СЕРГЕЯ СТЕПАШИНА В САМАРЕ.

Находящийся в Самаре председатель правительства РФ (теперь уже бывший) Сергей СТЕПАШИН посетил Самарский завод "Прогресс" и осмотрел сборочные производства ракеты-носителя "Союз". Премьер побывал также в АО "Моторостроитель", где идет сборка мощных авиационных и ракетных двигателей. В ходе состоявшегося выездного заседания правительственной комиссии по военно-промышленным вопросам "мы определили ряд приоритетных программы", - сообщил глава правительства РФ Сергей СТЕПАШИН. По его словам, определены три приоритетные программы, причем одна из них стоимостью 1 млрд рублей "связана с космосом, с обеспечением нашей обороны и безопасности". Этот миллиард выделен из бюджета до 2005 года. Сергей СТЕПАШИН сообщил, что подобные программы сегодня России необходимы, поскольку "после югославских событий мы не можем говорить о том, что наша оборонная мощь дееспособна, равнозначна другим странам" /ИТАР-ТАСС/ ((6 августа).

ТЕЛЕСКОП ВЫШЕЛ НА РАБОЧУЮ ОРБИТУ.

Произведено последнее пятое включение разгонного блока "IUS", после чего рентгеновский телескоп "Chandra X-ray Observatory" выведен на рабочую орбиту с параметрами: наклонение орбиты - 28,4 градуса; период обращения - 64 часа; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 9676 километров; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 139141 километр. Продолжается проверка работы бортового оборудования. Пока, как заявляют руководители полета, все оборудование функционирует прекрасно. Телескоп был выведен на орбиту экипажем корабля "Columbia" 23 июля с.г. (7 августа).

ПРОХОДИТ ЕВРОПЕЙСКАЯ ЛЕТНЯЯ ШКОЛА.

Для обсуждения проблем исследования Марса в небольшой горной деревушке Альпбач (Alpbach) в австрийском Тироле с 3 по 12 августа проходит летняя школа, в которой принимает участие 74 студента из стран- членов Европейского космического агентства (ESA). 25 видных европейских специалистов в области космических исследований в своих докладах представят студентам обзор всех аспектов исследования Марса: химический и минералогический состав поверхности, геофизика и геохимия Марса, поиск жизни на этой планете и пр. В частности, первая лекция будет называться "Исследование Марса: зачем и как?". Такие летние школы организуются каждый год совместными усилиями Австрийского федерального министерства науки и транспорта, Европейским и Австрийским космическими агентствами /ESA/ (8 августа).

ВРУЧЕНЫ ПРЕМИИ NASA.

Разработчики программы Remote Agent, успешно апробированной во время полета межпланетного зонда "Deep Space-1", удостоены премии NASA за 1999 год за лучшую разработку программного обеспечения. Такой же премией отмечены разработчики пакета программ Genoa, с помощью которого могут прослеживаться процессы старения и разрушения материалов, используемых в различных отсраслях техники. Специалисты считают, что Remote Agent - это прообраз программ, которые в будущем будут управлять космическими аппаратами (9 августа).

СПУТНИК ДОСТАВЛЕН НА КОСМОДРОМ.

Американская компания EchoStar Communications Corporation доставила на космодром Cape Canaveral изготовленный ею спутник связи "EchoStar-5". Специалисты NASA Kennedy Space Center проведут предполетную подготовку КА, запуск которого с помощью ракеты-носителя "Atlas-2AS" запланирован на 10 сентября с.г. Спутник должен быть размещен на геостационарной орбите в точке стояния над 110 градусом западной долготы (9 августа).

ПЕРВЫЙ ПУСК ПОСЛЕ АВАРИИ.

Представители компании Lockheed Martin сообщили, что на 3 сентября с космодрома Vandenberg запланирован пуск ракеты-носителя "Athena", которой предстоит вывести в космос спутник "Ikonos". КА является первым коммерческим аппаратом, способным передавать изображения земной поверхности с разрешением до 1 метра. Пуск носителя "Athena" с аналогичным спутником в апреле 1999 года завершился аварией (9 августа).

СОСТАВЛЕНА ПОДРОБНАЯ КАРТА ЛУНЫ.

Недавно были опубликованы новые подробные изображения поверхности Луны, для создания которых были использованы фотографии, сделанные космическим зондом "Clementine" в начале 90-х годов. Эти карты были собраны как мозаика из почти 200 тысяч фотографий. В результате получены подробные карты почти 8% поверхности Луны. Осенью собрание этих лунных карт будет выпущено на 22 CD-ROM-дисках и станет доступным на Web-сайте по адресу http://pds.jpl.nasa.gov /SpaceView/ (10 августа).

ОБНАРУЖЕНЫ СТАЛКИВАЮЩИЕСЯ ГАЛАКТИКИ.

Европейские астрономы, исследующие изображения, полученные с космического телескопа "Hubble", обнаружили более десятка сталкивающихся галактик. Все эти галактики располагаются в одном кластере MS1054-03. Столкновения галактик, конечно же, бывают и в других кластерах, но в этом их особенно много. Кластер MS1054-03 находится от нас на расстоянии 8 млрд световых лет, то есть одна из самых удаленных из известных сейчас групп галактик. В этом кластере астрономы исследовали 81 галактику и, как оказалось, 13 из них представляют собой остатки недавних столкновений или пары сталкивающихся прямо сейчас галактик. Следует только учесть, что телескоп "Hubble" запечатлел события, происходившие 8 млрд лет назад, когда Вселенная была вдвое моложе. По заявлению астрономов, новые изображения с телескопа "Hubble" подтверждают верность модели Большого Взрыва, согласно которой большие галактики образовались из более мелких после неоднократных столкновений и объединений /InfoArt News Agency/ (10 августа).

НОВАЯ ЖИЗНЬ КАПУСТИНА ЯРА.

Как ни удивительно, но новую жизнь в Капустин Яр вдохнуло сокращение армии. Министерство обороны не в силах содержать принадлежащие различным видам Вооруженных сил многочисленные полигоны. Тем более что некоторые из них находятся теперь за границей. Например, за аренду полигона ПВО Эмба Россия платит Казахстану почти 5 млн. долларов в год. Поэтому-то в октябре 1998-го и было принято решение правительства о создании межвидового полигона в Капустином Яре. Сейчас работы по расконсервации большей части "площадок" идут полным ходом: восстанавливаются корпуса, в них размещают военную технику и аппаратуру, которая приходит эшелонами с Эмбы. Реанимируется система охраны объектов, заново отливаются бетонные столы для запуска ракет /Александр Гольц. "Итоги"/ (10 августа).

КОНЕЦ СВЕТА НЕ НАСТУПИЛ.

Последнее в XX веке полное солнечное затмение смогли сегодня наблюдать миллионы жителей Земли. Полоса затмения "легла" на земную поверхность в районе Атлантики, затем достигла Англии, пересекла Ла- Манш, прошлась по Франции, Германии, Венгрии, Румынии, другим европейским странам, перекинулась на Турцию, Сирию, Ирак, Иран, Индию и закончилось в Бенгальском заливе. Дольше всего - 2 минуты 23 секунды - затмение можно было наблюдать в районе румынского города Рымников-Вылчу. Солнечное затмение наблюдали также космонавты на борту орбитального комплекса "Мир". Пользователи Internet могли следить за ходом затмения на Web-сайте "EclipseCast.com" (http://www.eclipsecast.com) (11 августа).

ИСПЫТАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ ОТЛОЖЕНО.

Специалисты японского космического агентства NASDA отложили на один день проведение огневых испытаний ракетного двигателя LE-7A, предназначенного для перспективного носителя "Н-2А". Проведение испытаний планировалось провести 12 августа на территории Tanegashima Space Center, но теперь они будут проведены 13 августа. Время отсрочки будет использовано для проведения дополнительных проверок как самого двигателя, так и измерительного оборудования (11 августа).

СПУТНИКИ ПРИСТЫКОВАНЫ К РАКЕТЕ.

На установленной на стартовой площадке LC17B космодрома Cape Canaveral ракете- носителе "Delta-2" произведена установка четырех КА типа "Globalstar". Запуск носителя запланирован на 17 августа. На прошлой неделе у РН была произведена замена одного из твердотопливных ускорителей из-за подозрений о возможном повреждении внешней обшивки (11 августа).

SPACEDEV ВЫИГРАЛА КОНТРАКТ.

Компания SpaceDev, Inc. выиграла контракт на разработку бортовых двигателей для перспективных микроспутников. Стоимость контракта, рассчитанного на 9 месяцев, 687 тысяч 700 долларов (11 августа).

ПЛАТА ЗА АРЕНДУ.

Казахстан получил от России часть арендной платы за космодром Байконур в размере 12,5 миллионов долларов. Как заявил министр финансов Казахстана Ураза ДЖАНДОСОВА, годовая плата России Казахстану за аренду составляет 115 миллионов долларов (11 августа).

НОВОСТИ КОРОТКОЙ СТРОКОЙ.

Пуск ракеты-носителя "Ariane-4.42P" с индонезийским спутником связи "Telekom-1" состоится с космодрома Kourou 12 августа нынешнего года (5 августа).

КНДР заявляет, что "продолжит мирное освоение космоса" (5 августа).

Мэр Москвы Юрий ЛУЖКОВ посетил РКК "Энергия" и ознакомился с работой предприятия (6 августа).

Великобритания отказалась внести финансовый вклад в реализацию проекта по созданию Международной космической станции (9 августа).

Китай обладает современной научной и производственной базой для создания высокотехнологичных спутников малых размеров (9 августа).

В подмосковный город Королев возвратилась колонна агитационного автопробега в защиту станции "Мир" (11 августа).

15 августа

20 лет назад (1979) российские (тогда еще советские) космонавты Владимир ЛЯХОВ и Валерий РЮМИН, к тому моменту проработавшие 170 дней на борту орбитальной станции "Салют-6", совершили внеплановый выход в открытый космос. Причиной такого решения была необходимость отвести антенну космического радиотелескопа КРТ-10, зацепившуюся за выступающие элементы агрегатного отсека станции и создавшую помеху для дальнейшей работы. Космонавты успешно справились с поставленной задачей, освободив ее от зацепления и придав ускорение относительно станции для отхода ее в космическое пространство. Кроме того, в процессе выхода космонавты демонтировали с внешней стороны поверхности и перенесли в станцию приборы системы регистрации микрометеоритов и панели с образцами различных конструкционных, оптических, теплозащитных и полимерных материалов. Продолжительность работы вне станции составила 1 час 23 минуты.

16 августа

60 лет назад (1939) родился российский космонавт Валерий Викторович РЮМИН. В 1966 году окончил Московский лесотехнический институт. По распределению был направлен на работу в ОКБ-1 (ныне - РКК "Энергия"). В 1973 году зачислен в отряд советских космонавтов. Свой первый космический полет совершил с 9 по 11 октября 1977 года в качестве бортинженера космического корабля "Союз-25". Программа полета предусматривала стыковку с орбитальной станцией "Салют-6" и работу на борту станции. Из-за неисправности на борту корабля стыковка была отменена и полет досрочно прекращен. Продолжительность пребывания в космосе составила 2 дня 44 минуты 45 секунд. В дальнейшем продолжил подготовку к новым космическим полетам. 25 февраля 1979 года во второй раз стартовал в космос в качестве бортинженера космического корабля "Союз-32". В течение 175 дней работал на борту орбитальной станции "Салют-6" (самый длительный на тот момент полет в космос). 15 августа 1979 года вместе с Владимиром Афанасьевичем ЛЯХОВЫМ совершил внеплановый выход в открытый космос, где провел отделение зацепившейся за элементы конструкции станции антенны космического радиотелескопа КРТ-10. Продолжительность пребывания в условиях открытого космоса составила 1 час 23 минуты. 19 августа 1979 года возвратился на Землю на борту космического корабля "Союз-34". Продолжительность пребывания в космосе составила 175 дней 35 минут 37 секунд. Проходил подготовку к новому полету в составе дублирующего экипажа космического корабля "Союз-35". Из-за болезни члена основного экипажа Валентина Витальевича ЛЕБЕДЕВА, был переведен из дублирующего в основной экипаж. 9 апреля 1980 года в третий раз стартовал в космос в качестве бортинженера космического корабля "Союз-35". Работал на борту орбитальной станции "Салют-6". 11 октября 1980 года возвратился на Землю на борту космического корабля "Союз-37". Продолжительность пребывания в космосе составила 184 дня 20 часов 11 минут 35 секунд. В дальнейшем работал в Центре управления полетами. В 1987 году ушел из отряда космонавтов. В настоящее время заместитель Генерального конструктора РКК "Энергия". Со 2 по 12 июня 1998 года совершил свой четвертый космический полет в качестве специалиста полета на американском космическом корабле "Discovery" по программе STS-91. Побывал на борту орбитального комплекса "Мир". Его миссия чисто инспекционный характер: ознакомиться с состоянием комплекса и выработать рекомендации по его дальнейшему использованию. Продолжительность полета составила 9 дней 19 часов 53 минуты 57 секунд. За 4 рейса в космос налетал 371 день 17 часов 25 минут 54 секунд. Дважды Герой Советского Союза Указы Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1979 года и 11 октября 1980 года). Награжден 3 орденами Ленина, медалями. Герой Венгерской Народной Республики (1980 г.). Герой Труда Социалистической Республики Вьетнам (1980 г.). Герой Республики Куба (1980 г.). Награжден многими иностранными орденами и медалями. Удостоен золотой медали имени К.Э.Циолковского АН СССР. Почетный член Международной академии астронавтики (1980 г.).

16 августа

15 лет назад (1984) с космодрома Cape Canaveral ракетой-носителем "Thorad-Delta" на околоземную орбиту были выведены искусственные спутники Земли "CCE" (Charge Composition Explorer), "IRM" (Ion Release Module), "UKS" (United Kingdom Subsatellite), созданные, соответственно, в США, ФРГ и Великобритании в рамках международной программы "AMPTE" (Active Magnetospheric Particle Tracer Experiment). Основными задачами этой программы являлись: исследование переноса массы от солнечного ветра к магнитосфере и дальнейший ее перенос, а также переноса энергии в пределах магнитосферы; изучение взаимодействия между искусственно введенной и природной космической плазмой; определение элементного состава, зарядовых характеристик и динамики заряженных частиц в магнитосфере; исследование структуры и динамики плазмы в магнитосфере, особенно в пограничных ее районах.

Последнее обновление 12.08.1999.