TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100

Энциклопедия Космонавтика А.Железнякова
Последние космические новости.

Выпуск ╧ 107 от 11 ноября 1999 г.


Что нового на страницах энциклопедии и в Internet.
Архив новостей.



СКОНЧАЛСЯ ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ МАЛЫШЕВ.

8 ноября 1999 года на 59-м году жизни скончался российский космонавт Юрий Васильевич МАЛЫШЕВ. 10 ноября он был похоронен на кладбище деревни Леониха неподалеку от Звездного городка.

     В предыдущем выпуске "Последних космических новостей" была опубликована статья российского космонавта Сергея КРИЧЕВСКОГО с изложением его взглядов на возможности спасения станции "Мир". Поступили первые отклики на эту публикацию, некоторые их которых приводятся ниже.

     "Хочется сделать несколько замечаний по предлагаемому проекту, которые делают его осуществление бессмысленным, а в описанном виде невозможным.

     Сергей Кричевский пишет: "Все это возможно в виде крупного международного коммерческого проекта стоимостью свыше 1 миллиарда долларов США, для чего необходимо создать открытое акционерное общество, рассматривая станцию "Мир" как объект собственности всех российских граждан, которые имеют право на свои "космические" акции".

     Стоимость проекта свыше 1 миллиарда долларов. На эти деньги по разным оценкам, станция может существовать от 4 до 20 лет (до кризиса стоимость годовой эксплуатации называлась в сумме 250 миллионов долларов США, сейчас, видимо для привлечения инвестиций, называют цифру в 50 миллионов).

     Что касается "объекта собственности всех российских граждан, которые имеют право на свои "космические" акции", то опыт приватизации "всем по чуть-чуть и даром" мы уже имеем и к чему это приводит √ известно.

     Я бы предпочел, чтобы станция оставалась государственной собственностью. К тому же от такой "приватизации", денег на станцию не появятся.

     Кроме того, ЮНЕСКО не настолько богатая организация, чтобы иметь возможность осуществить такой проект, не говоря уже о том, что вряд ли большинство стран √ членов ЮНЕСКО, захочет тратить такие деньги ради спасения нашей национальной гордости.

     Теперь о технических причинах, делающих выполнение данного проекта невозможным. Бессмысленно обсуждать: захочется или не захочется "шаттлам" (точнее Штатам) участвовать в возвращении станции. Им просто не сможется: максимальная масса ПН "шаттлов" при посадке 14,5 тонн, в данное ограничение вписывается только модуль "Квант". Совершать же 5 посадок в аварийном режиме (таковой предусмотрен на случай аварийной посадки "шаттла" с большей ПН) √ на такой риск никто не пойдет.

     Мое мнение, что станцию нужно либо продолжать эксплуатировать, либо переводить на более высокую орбиту и консервировать до лучших времен или для истории, либо управляемо топить в Тихом океане, чтобы не получить российский "Скайлэб".

     В первом случае, на мой взгляд, было бы целесообразно увеличить наклонение орбиты станции до 62-63 градусов, чтобы сделать возможным использование космодрома Плесецк для ее обслуживания. Кроме того, на данной орбите станция сможет лучше осуществлять мониторинг российской территории с помощью оборудования на модуле "Природа". К сожалению, не знаю как соотносятся экономические и энергетические затраты на выполнение операции по изменению орбитальной плоскости √ сейчас "Мир" и МКС находятся на орбитах с одинаковым наклонением, но в разных орбитальных плоскостях.

     Надеюсь, что станция "Мир" переживет смену руководства в стране (смею предполагать, что ее затопление оттягивают в том числе и по этой причине), и новое руководство будет уделять больше внимания √ политического и финансового √ отечественной космонавтике в целом и станции "Мир" в частности".

Александр РАЗОРЕНОВ.

     "Проблема сформулирована правильно с учетом важных аспектов, которые до настоящего времени практически не обсуждались. Неистребимое желание "утопить" станцию "Мир" √ мечта не столько наших конкурентов в освоении космического пространства и развития соответствующих технологий, сколько стратегия наших настоящих врагов (в отношении нашего будущего). Поэтому предлагаемый вариант дальнейшей работы со станцией (с подключением зарубежных партнеров и т.д.) хорош, но он должен быть вторым плановым этапом работ с "Миром" (и на "Мире"). Если это в настоящем проекте подразумевается, то, на мой взгляд, оно приемлимо".

Юрий Николаевич ГОРЕЛОВ.

     "Вопрос сводится к одному √ где взять деньги ? Будут деньги √ будут и стулья. Снимать "Мир" √ гонять "шаттлы" минимум 6 раз. Да и если рессмотреть детальнее, даже при деньгах эта идея оказывается слабой, у "шаттла" максимальная масса возвращаемого груза порядка 15 тонн (при максимальной полезной выводимой нагрузке 24 тонны). Так что "шаттлу" снять один модуль слабо, это почти 20 тонн. Так что слова, слова┘"

Михаил ГНУЧЕВ.

     "Плачевное состояние космических программ во всем мире (а не только в экс-СССР) просто удручает┘ Кажется, технический прогресс отменили в 1973 году, сразу после катастрофы Ту-144 в Ла Бурже. Единственно, где виден хоть какой-нибудь прогресс, это в микроэлектронике. Но она кормит в основном сама себя.

     Америка, такая богатая страна, могла бы позволить себе не менее грандиозные программы, чем программа "Apollo", без ущерба для национальной экономики. Вместо этого она сворачивает уже существующие программы, с бюджетами, зачастую более скромными, чем бюджеты голливудских фильмов.

     Люди стали равнодушными и нелюбопытными. Даже космическую связь приходится приватизировать, чтобы она не пришла в упадок. Пример √ недавнее решение о приватизации структуры "Intelsat". Иридиум, Глобалстар, другие проекты оказываются банкротами, потому что у людей не осталось побудительных мотивов изменить монотонное течение жизни.

     Теперь конкретно о статье Кричевского.

     1. Масса станции "Мир" лишь незначительно превышает массу станции "Skylab" (менее чем в 2 раза), и говорить всерьез о том, что последствия от возвращения в атмосферу нашей станции будут столь катастрофичными, можно только в порядке розыгрыша. Количество топлива, которое попадет при этом в атмосферу, заметно меньше, чем при недавней аварии "Протона". Кинетическая энергия обломков тоже сравнима с подобными инцидентами. Непосредственную опасность представляет лишь падение станции на города и промышленные объекты, но, чтобы избежать этого, достаточно минимального количества топлива в баках корабля "Прогресс" √ величина дельта-в в 10 м/с достаточна для того, чтобы станция перелетела через Курск.

     2. Масса большинства модулей станции "Мир" превышает массу, которую Shuttle может безопасно вернуть на Землю. Исключение составляет модуль "Квант", который, после сброса двигательной установки весит не более 11 тонн. Все другие модули весят около 20 тонн и нарушат центровку шаттла. "Буран" мог бы вернуть их на Землю, но на шаттлах основная двигательная установка уменьшает массу возвращаемого груза до 14,3 тонны (возможно, модификации увеличили эту величину, но вряд ли в полтора раза, необходимые для возврата базового блока). Возврат такого большого груза (даже в пределах допустимого) не является "бесплатным" для шаттла, поскольку увеличивается расход топлива на тормозной импульс, и, таким образом, уменьшается количество маневров на орбите или величина выводимой на орбиту нагрузки.

     3. В данный момент плоскости орбит МКС и "Мира" не совпадают. Это специально было устроено американцами, которые хотели лишить будущего станцию "Мир" и исключить использование на МКС аппаратуры, установленной на "Мире". Конечно, лет через несколько (вроде бы три или четыре) из- за прецессии плоскости орбит "сложатся" и перелеты с МКС на "Мир" станут возможными. Но потом они разойдутся снова ! Поэтому либо нужно выполнить несколько специальных полетов, не связанных с программой МКС, либо удастся вернуть на Землю один-два модуля. Ведь шаттл будет летать на МКС не больше трех раз в год ! Таким образом, возврат модулей как "попутных нагрузок", невозможен, а специально это делать слишком дорого.

     4. Микробиологическая опасность, о которой пишет Кричевский √ это вообще нонсенс. Космонавты, особенно из длительных экспедиций, регулярно привозят все те микроорганизмы, и вроде ничего не произошло. Далее, при возврате модулей на Землю посредством шаттлов эти микроорганизмы будут более опасны, так как большая их часть попадет на Землю живыми, а не сгорит в атмосфере.

     С другой стороны, станцию действительно безумно жалко. Поднять ее на орбиту высотой километров 550-600 и отсрочить таким образом ее падение на Землю тоже не может считаться удовлетворительным решением, поскольку при этом станция попадет в нижнюю часть радиационных поясов и электронная аппаратура подвергнется мощному радиационному воздействию. Скорее всего, почти вся электроника откажет. Будут деградировать солнечные батареи, и станция умрет.

     Отсрочка на 10 лет непринципиальна, как мы видим, для развития космической отрасли. Старые носители применяются и нами, и американцами, а новых все нет и не предвидится. Единственное заметное исключение √ "Ариан-5". Конечно, "Морской старт" является прорывом, но и он нацелен на использование старой техники. Блок "ДМ" был ведь разработан еще для ракеты "Н-1" !

     Конечно, я утрирую и преувеличиваю, но суть именно такова. Ведь американцы могли бы осуществить высадку на Марс еще в восьмидесятые годы, если бы не свернули марсианскую программу и программу "Nerva".

     Единственным возможным вариантом мне кажется продолжение эксплуатации станции "Мир" до ее физического износа, а затем, за месяц-два до предполагаемого входа в атмосферу, минирование (то есть установка взрывных устройств, способных превратить станцию при одновременном взрыве в облако обломков массой менее 1 тонны, а, желательно, не более 100 кг, тогда можно гарантировать их безопасный сход с орбиты в течение года-полутора и полное сгорание в атмосфере. Безусловно, это рискованная операция, но она дешевле и безопаснее, чем спуск станции целиком.

Андрей СУВОРОВ.



УМЕР АСТРОНОМ, РАСКРЫВШИЙ ПРИРОДУ ГАММА- ИЗЛУЧЕНИЙ.

В возрасте 53 лет скончался голланский астроном Johannes van PARADIJS, чьи исследования помогли раскрыть природу возникновения мощных всплесков гамма-излучения во Вселенной. Причиной его смерти стал рак. Несмотря на то, что само гамма-излучение было впервые зафиксировано в 1967 году, до Johannes van PARADIJS астрономам не удалось выяснить какие процессы были причиной возникновения этих явлений. Johannes van PARADIJS и его коллеги выяснили, что всплеск гамма-излучения сопровождает гибель старых звезд (2 ноября).

СКОНЧАЛСЯ ДИРЕКТОР СЕВЕРНОГО ЗАВОДА.

В Санкт-Петербурге на 58-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни скончался генеральный директор государственного предприятия "Ленинградский Северный завод" Герман Петрович ГАРДЫМОВ. При его участии и руководстве на заводе было освоено серийное производство ракет для зенитных комплексов и авиации, в том числе для знаменитого комплекса С-300ПМУ. Результаты докторской диссертации были успешно реализованы при изготовлении термозащитного покрытия космического корабля "Буран" (2 ноября).

НАЧАЛОСЬ СТРОИТЕЛЬСТВО ТЕЛЕСКОПА.

Ученые КНР начали сооружение самого большого в Китае телескопа, который будет использоваться для наблюдения за астероидами (4 ноября).

КОНТРАКТ НА СТРОИТЕЛЬСТВО АСТРОНОМИЧЕСКОГО СПУТНИКА.

Компании Lockheed Martin Missiles and Space Advanced Technology Centre предоставлен контракт на сумму в 37 миллионов долларов на изготовление оптической системы для спутника NASA "FAME" (Full-sky Astrometric Mapping Explorer), запуск которого запланирован на 2004 год. КА предназначен для точного определения местоположения 40 миллионов звезд на удалении до 6000 световых лет (4 ноября).

"DISCOVERY" В ЗДАНИИ ВЕРТИКАЛЬНОЙ СБОРКИ.

После нескольких отсрочек, космический корабль "Discovery" перевезен в здание вертикальной сборки NASA Kennedy Space Center, где будет проведена его стыковка с внешним топливным баком и твердотопливными ускорителями (4 ноября).


ASTROTECH ЗАКЛЮЧАЕТ КОНТРАКТЫ.

Компания SPACEHAB, Inc. объявила, что ее дочернее предприятие Astrotech Space Operations, Inc. заключила 10-летний контракт на подготовку и обслуживание полезной нагрузки для носителей компании The Boeing Company. В соответствии с контрактом, Astrotech увеличит свои аппаратные средства на космодроме Cape Canaveral, чтобы обслуживать пуски ракет-носителей "Delta-4" (4 ноября).

Компания SPACEHAB, Inc. объявила, что ее дочернее предприятие Astrotech Space Operations, Inc. заключила 6-летний контракт на подготовку и обслуживание полезной нагрузки для носителей компании Lockheed Martin. В соответствии с контрактом, Astrotech увеличит свои аппаратные средства на космодроме Cape Canaveral, чтобы обслуживать пуски ракет-носителей "Atlas-5" (4 ноября).

СНИМОК ЗВЕЗДНОЙ КАТАСТРОФЫ.

Камеры орбитального телескопа "Hubble" зафиксировали уникальное явление √ столкновение двух спиральных галактик, происшедшее 40 миллионов лет назад. Одна из галактик √ NGC 2207 √ на четверть массивнее Млечного Пути. Другая √ IC 2163 √ имеет в поперечнике 100 световых лет, а ее масса √ 2/3 от массы Млечного Пути. Расстояние между галактиками √ 100 световых лет. По краям галактик хорошо видны следы удара √ завихрения, образовавшиеся в результате взаимного гравитационного притяжения. От Земли эти небесные тела удалены на 114 миллионов световых лет в направлении созвездия Большого Пса (4 ноября).


ПЛАНЕТА У ДВОЙНОЙ ЗВЕЗДЫ.

Найдено доказательство существования планеты у двойной звезды. Эти исследования проводились в рамках проекта Microlensing Planet Search (MPS). Для этого использовался метод, называемый гравитационной микролинзой. С его помощью и была найдена у двойной звезды планета, массой втрое превышающей массу Юпитера. Эта планета вращается вокруг центра массы звездной системы, радиус ее орбиты составляет около 1 млрд км. Массы двух звезд, вокруг которых вращается планета, составляют 0,6 и 0,18 от массы Солнца. Расстояние между ними - 270 млн км. Метод гравитационной линзы основан на свойстве гравитационного поля, впервые отмеченном Эйнштейном в 30-х годах. Если какой-либо объект (звезда или планета) движется перед более удаленной звездой, то гравитационное поле этого объекта работает как "линза", усиливая излучение, исходящее от удаленной звезды, то есть звезда начинает светить ярче. Астрономы проанализировали данные, полученные в 1997 г. Тогда в течение 100 дней наблюдалось усиление яркости одной звезды, причем картина распределения излучения была слишком сложна для одинарной звезды, и был сделан вывод о том, что планета, создающая гравитационную микролинзу, вращается вокруг двойной звезды. Результаты исследований опубликованы в последнем номере журнала "Nature" (4 ноября).

ПЕРВЫЙ ГИПЕРЗВУКОВОЙ.

Американская компания Micro Craft, работавшая по программе NASA "Hyper-X", построила первый гиперзвуковой воздушно-реактивный самолет. Первый из трех экспериментальных экземпляров, получивший название X-43A, недавно прибыл исследовательский центр NASA Dryden Flight Research Center для подготовки к первому полету в мае 2000 г. Создание этого летательного аппарата стало результатом 20-лет исследований в области сверхзвуковых прямоточных воздушно- реактивных неракетных двигателей, способных разгонять самолеты до гиперзвуковых скоростей. X-43 - это беспилотный самолет длиной 3,66 м. Запланированы пока три испытательных полета - два со скоростью при числе Маха, равным 7, и один, когда число Маха будет равняться 10. Полеты будут проводиться на южном побережье Калифорнии (4 ноября).

ПОЛУЧИЛ ПОВРЕЖДЕНИЯ.

Представители NASA сообщили, что бак для жидкого водорода демонстратора "Х-33" получил повреждения в ходе испытаний в NASA Marshall Space Flight Center. Сформирована комиссия, которой предстоит определить причины, вызвавшие повреждение. Пока непонятно как этот инцидент отразится на дальнейших планах по созданию перспективного корабля "VenturStar". Повреждение бака было обнаружено накануне, после окончания очередного испытания на максимальное давление. Представители NASA Marshall Space Flight Center сообщили, что в процессе испытаний никаких проблем не возникало. Предполагалось, что проходящий испытаний бак впоследствии будет установлен на демонстраторе при летных испытаниях, запланированных на следующий год (4 ноября).


В КИТАЕ ГОТОВИТСЯ ПИЛОТИРУЕМЫЙ ПОЛЕТ.

На международной ассамблее по космическому бизнесу (Space Business Assembly), проходящей в Вашингтоне, генеральному директору отдела внешних связей Китайского национального космического управления LUO GE был задан вопрос о том, есть ли у Китая пилотируемый космический корабль, построенный на базе российского корабля "Союз". На это китайский представитель ответил, что работы по программе пилотируемых полетов ведутся, и при достаточном финансировании для Китая не будет технических проблем с запуском собственного космонавта. Один из журналистов попытался добиться он него более определенного ответа о помощи России в космических разработках. LUO GE ответил буквально следующее: "Космический корабль разработан, сконструирован и построен собственными силами". О каких бы то ни было сроках китайский представитель говорить отказался, сказав, что это не в его компетенции. Он также сказал, что не знает, проходит ли подготовку в России кто-нибудь из китайских космонавтов. По его словам, "запуск человека в космос всегда был мечтой китайского народа". Но на пути реализации этой мечты стоят больше финансовые трудности, чем технические проблемы /InfoArt News Agency/ (4 ноября).

КОММЕРЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МКС.

Программа создания Международной космической станции (МКС) открывает перед ее участниками широкие возможности в области использования космического пространства в коммерческих целях, однако их реализация требует решения непростых проблем технического и юридического характера. Таково мнение представителей национальных космических агентств и крупнейших промышленных корпораций из многих стран, выступивших на первой международной конференции "Бизнес в космосе", которая завершилась 4 ноября в Вашингтоне. Идея не только чисто научной, но и коммерческой эксплуатации станции была заложена еще в межправительственном соглашении о строительстве МКС, подписанном США, Россией, Канадой и членами Европейского космического агентства (ЕКА) в 1998 г. В настоящее время НАСА разработало "демонстрационную программу" в этой области для американского бизнеса, а ЕКА ведет активные консультации с европейскими фирмами. Главная цель этих усилий - возместить часть расходов на "космическую стройку" и получить дополнительные средства на выполнение национальных космических программ. Организаторы и гости вашингтонского форума высказывали убеждение в том, что станция может быть успешно использована по заказам частных компаний в таких сферах, как научные исследования, развитие телекоммуникаций, дистанционное зондирование, создание новых технологий и материалов, наблюдение за поверхностью Земли в интересах промышленности, сельского хозяйства и для борьбы со стихийными бедствиями. По словам помощника директора НАСА Daniel TAM, не исключено, что в перспективе на МКС можно было бы опробовать даже "нетрадиционные направления" освоения космического пространства, например, "космический туризм". Однако, как заявил представитель ЕКА Hans KAPLER, участники проекта еще не знают точных ответов на ряд весьма существенных вопросов: кто конкретно будет потребителем этих услуг, какие рыночные механизмы будут действовать в космической индустрии, каковы будут отношения между основными "игроками" на этом рынке - правительствами, космическими агентствами и частными компаниями? На эти же проблемы указал в своем выступлении и начальник управления внешнеэкономической деятельности российской РКК "Энергия" Александр ДЕРЕЧИН, напомнивший, что МКС находится в собственности государств- участников проекта, а коммерциализация - лишь один из аспектов ее будущей работы. В связи с этим он отметил необходимость создания эффективной "законодательной базы, которая будет помогать, а не мешать этому процессу", а также "модели сотрудничества между правительством и бизнесом". В связи с этим представитель РКК "Энергия", имеющей большой опыт использования станции "Мир" и являющейся главным подрядчиком работ по МКС по заказу РКА, считает эксплуатацию орбитального комплекса в коммерческих целях "делом привлекательным, но трудным". Впрочем, в том, что в перспективе это станет возможным, он не сомневается. По его мнению, основа для этого создана благодаря высокому уровню международного сотрудничества и интеграции национальных космических программ разных стран мира. Александр ДЕРЕЧИН полагает, что сегодня уже можно говорить об "общей космической инфраструктуре", которая формируется в рамках проекта МКС /ИТАР-ТАСС/ (5 ноября).

КОНТРАКТЫ ОСТАЮТСЯ В СИЛЕ.

После аварийного запуска ракеты "Протон" ни один из зарубежных партнеров не расторгнул ранее заключенные контракты по их коммерческому использованию (5 ноября).

Авария ракеты-носителя "Протон" скорее всего связана с перерывом в их производстве, считает Генеральный директор Российского авиационно- космического агентства Юрий КОПТЕВ (5 ноября).

"ЗВЕЗДА" СТАРТУЕТ В ФЕВРАЛЕ.

Запуск российского Служебного модуля "Звезда" для строительства на орбите Международной космической станции переносится на февраль (5 ноября).

ЕЩЕ ОДНА ФОТОГРАФИЯ С "GALILEO".

NASA опубликовало еще одну фотографию, полученную с борта межпланетной станции "Galileo", движущейся по орбите вокруг Юпитера. На снимке, сделанном 10 октября нынешнего года при пролете станции близ поверхности Ио, изображен вулкан Prometheus. По мнению специалистов, вулкан схож по своей структуре с земным вулканом Kilauea на Гавайских островах √ те же темные потоки лавы и странная шероховатая поверхность на склоннах (5 ноября).


ПРЕДПОЛЕТНАЯ ПОДГОТОВКА СЛУЖЕБНОГО МОДУЛЯ.

Подготовка к выводу на орбиту третьего элемента МКС - российского Служебного модуля "Звезда" - будет завершена в ближайшее время. Об этом сообщил начальник управления внешнеэкономической деятельности РКК "Энергия" Александр ДЕРЕЧИН. Он выступил на состоявшейся в Вашингтоне первой международной конференции "Бизнес в космосе". В беседе с корреспондентом ИТАР-ТАСС Александр ДЕРЕЧИН отметил, что наземные испытания Служебного модуля на космодроме Байконур должны закончиться уже в этом году. По его словам, после окончательной отработки математического обеспечения бортовых систем "Звезды" пройдут ее повторные комплексные испытания. В них будут задействованы сам Служебный модуль, находящиеся на орбите первые два элемента станции - Функциональный грузовой блок "Заря" и соединительный узел "Unity", а также центры управления полетом в Москве и Хьюстоне (шт. Техас). Предыдущая аналогичная проверка дала положительные результаты, но потребовала внесения "некоторых уточнений", сказал Александр ДЕРЕЧИН. Первоначально Служебный модуль планировали запустить еще год назад, спустя несколько месяцев после вывода на орбиту "Зари", построенной в России на американские деньги. Однако из-за недостаточного бюджетного финансирования работ и технических сложностей эти сроки неоднократно переносились. Серьезные проблемы возникли с компьютером, который создала для "Звезды" группа европейских компаний. "Один из трех его каналов запускался с отставанием из-за математических и конструкторских ошибок, которые удалось выявить и исправить лишь ценой больших усилий, - рассказал Александр ДЕРЕЧИН. - Недавно специалисты "Энергии" и ЕКА доложили, что теперь все в порядке" /ИТАР-ТАСС/ (5 ноября).

В ПОГОНЕ ЗА "X-ПРИЗОМ".

Еще две организации √ одна американская и одна российская √ присоединились к борьбе за так называемый "Х-приз". "Х-приз" предусматривает выплату денежного вознаграждения в размере 10 миллионов долларов той организации, которая создаст транспортное средство, способное доставить трех человек на высоту более 100 километров в двух последовательных рейсах с интервалом не более двух недель. Сегодня к гонке присоединились находящаяся в штате Мэриленд компания TGV Rockets и российская компания "Космополис-XXI". Американская компания для достижения цели предполагает использовать геофизическую ракету многократного использования "MICHELLE-B", а российская √ транспортное средство, стартующее с самолета М-55 "Геофизика". "Мы очень рады, что русские присоединились к нашему соревнованию, - подчеркнул основатель и руководитель Фонда "Х-приз" Peter DIAMANDIS. Исторически именно гонка между США и СССР привела к созданию сегодняшней космической индустрии. Мы надеемся, что наша новая гонка откроет доступ общественности в космос". В настоящее время в гонке за "Х-приз" уже участвуют 17 организаций. В ближайшем будущем на сервере "Энциклопедии "Космонавтика" появится более подробная информация о проекте компании "Космополис-XXI" (5 ноября).

ПРОБЛЕМЫ У "MARS POLAR LANDER".

На сервере "NASA Watch" помещено сообщение, что пиротехническое устройство на межпланетной станции "Mars Polar Lander", отделяющее посадочный аппарат от защитного экрана при входе в марсианскую атмосферу, было установлено без учета предполагаемого охлаждения на участке межпланетного перелета и неизвестно, сработает ли оно должным образом. Инженеры NASA заняты сейчас разработкой ряда сценариев, которые гарантировали бы срабатывание устройства. Официальные представители NASA пока никак не комментировали данное сообщение (6 ноября).

Представители NASA подтвердили вчерашнее сообщение сервера "NASA Watch" о проблеме на борту станции "Mars Polar Lander". По их словам, действительно разработчики не учли тот факт, что за время межпланетного перелета произойдет охлаждение пиротехнического устройства, что может нарушить его нормальную работу. Это стало известно на прошлой неделе при проведении контроля функционирования. Сейчас разрабатывается сценарий, по которому перед входом в марсианскую атмосферу пиротехническое устройство будет нагрето. Как полагают, если температура устройства будет не ниже 6 градусов по Цельсию, никаких проблем со срабатыванием пиротехнических устройств не возникнет (7 ноября).

ПОЛЕТ "Х-33" СОСТОИТСЯ НЕ РАНЕЕ 2001 ГОДА.

Как сообщает газета "The Los Angeles Times", первый испытательный полет демонстратора "Х-33" по суборбитальной траектории, ранее планировавшийся на июль 2000 года, переносится на начало 2001 года. Отсрочка связана с баком для жидкого водорода, который получил повреждения в ходе испытаний в NASA Marshall Space Center (8 ноября).

"СОЮЗ" ПОДВЕРГНЕТСЯ МОДИФИКАЦИИ.

Ракета-носитель "Союз" - ветеран российской космонавтики. Ей принадлежит рекорд по количеству запусков - более полутора тысяч стартов. Именно эта ракета вывела на орбиту 20 спутников системы глобальной телефонной связи "Globalstar". Эта технология проверена временем, но теперь возникла идея модернизировать ракету, чтобы она могла выводить в космос груз весом 5,5 тонн вместо нынешних 4100 кг. Заниматься этим будет российско-французская компания Starsem, которая специализируется на коммерческих запусках. Эта компания сейчас занята коммерциализацией ракеты "Союз" для западного рынка. Уже заключено соглашение с производителем ракет "Союз" самарским ЦСКБ об их модернизации с использованием разгонных блоков "Икар" и "Фрегат". Первые полеты с новым разгонным блоком состоятся в 2001 г. В этом проекте российские участники (Российское космическое агентство и самарское ЦСКБ) предоставляют "железо", а французы (Aerospatiale и Arianespace) - деньги. 35 французских инженеров уже работают на космодроме Байконур /InfoArt News Agency/ (8 ноября).

ЖУРНАЛИСТАМ ПРОДЕМОНСТРИРОВАН СПУТНИК "TERRA".

На космодроме Vandenberg (штат Калифорния, США) состоялся брифинг, на котором представителям прессы был представлен научно-исследовательский спутник "Terra". КА "Terra" √ первый из серии спутников, предназначенных для наблюдения за поверхностью Земли, разработанный в рамках программы Earth Observing System (EOS). На аппарате установлены пять современных систем для сбора информации о водной поверхности океанов, земной поверхности, атмосфере и биосфере. Демонстрация спутника состоялась в так называемой "чистой комнате" космодрома. Перед тем как ступить в это помещение, журналистам пришлось надеть специальный костюм и оставить за порогом все вещи из замши, кожи или винила (9 ноября).

"DISCOVERY" СТАРТУЕТ 6 ДЕКАБРЯ.

NASA официально объявило о переносе даты старта космического корабля "Discovery" со 2 на 6 декабря нынешнего года. Перенос связан с необходимостью замены одного из маршевых двигателей корабля, в котором обнаружен сломанный стержень. На 13 ноября запланирован вывоз транспортной системы на стартовую площадку LC39B космодрома Cape Canaveral (9 ноября).

CAPE CANAVERAL РАБОТАЕТ НЕ С ПОЛНОЙ НАГРУЗКОЙ.

Из 35 запланированных на 1999 год стартов с космодрома Cape Canaveral, до конца текущего года смогут состояться максимум 20. Такое уменьшение количества пусков ракет-носителей связано с проблемами, выявленными на кораблях многоразового использования "Space Shuttle", а также частично-аварийными пусками носителей "Delta-3" и 'Titan-4B" в апреле-мае нынешнего года (9 ноября).

КЕЙПТАУН, КАК СТАРТОВАЯ ПЛОЩАДКА.

Консорциум Diamler Chrysler и южноафриканская компания Denel в настоящее время рассматривают вопрос о создании в районе Кейптауна (ЮАР) стартовой площадки для запуска небольших искусственных спутников Земли (9 ноября).

НОВЫЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ СПУТНИК ФРАНЦИИ.

Министерство обороны Франции отобрало компанию Matra Marconi Space в качестве главного подрядчика для разработки и изготовления разведывательного спутника "Helios-II". Спутники этого типа √ "Helios-IIA" и "Helios-IIB" √ будут выведены на околоземную орбиту в 2003 и 2004 годах соответственно. В настоящее время на орбите функционирует разведывательный спутник "Helios-IA", запущенный в июле 1995 года. Запуск второго спутника первого поколения "Helios-IB" планируется осуществить в начале следующего года (9 ноября).

ДО ФЕВРАЛЯ "ПРОТОНЫ" СТАРТОВАТЬ НЕ БУДУТ.

Правительство Казахстана заявило, что пуски российских ракет-носителей с космодрома Байконур возможно будут запрещены до февраля 2000 года, когда планируется запуск служебного модуля Международной космической станции "Звезда". Российская сторона никак не комментировало это заявление казахской стороны (9 ноября).

ОТКАЗ ОТ ЗАПУСКА МАРСИАНСКОГО АЭРОПЛАНА.

Космическое агентство NASA объявило об отказе от запуска в декабре 2003 года марсианского аэроплана. Ранее предполагалось, что беспилотный самолет, предназначенный для исследования Марса, будет отправлен к этой планете на французской ракете "Ariane-5" в специальном контейнере. Программа полета самолета должна была быть записана еще на земле, так как управлять им было бы довольно сложно - сигнал от Земли до Марса идет 8 минут. Стоимость проекта составляла 40 млн дол. Но, как заявил представитель NASA, к 2003 году выполнить такой проект за указанные деньги не представляется возможным. Он высказал предположение, что марсианский самолет мог бы войти в состав экспедиции, запланированной на 2005 год. Причем стоимость проекта уже оценивается в 100 млн дол. Пока неясно, как будет летать в марсианской атмосфере самолет, сконструированный на земле. Атмосфера Марса на 95% состоит из углекислого газа. Давление в марсианской атмосфере составляет менее одной сотой от земного, а сила притяжения здесь втрое меньше, чем на Земле. Плюс ветры со скоростью 130 км/ч, сильные туманы и пыльные бури. Но астрономы уже запланировали пролет аэроплана по марсианскому каньону Vallis Marineris длиной около 4 тыс. км и глубиной более 8 км, на стенах которого "записана" геологическая история Марса на протяжении миллионов лет /InfoArt News Agency/ (9 ноября).

НОВЫЙ СНИМОК ОТ "HUBBLE".

Распространены очередные снимки, полученные от камер орбитального телескопа "Hubble". На изображениях хорошо виден происходящий в туманности Трифид процесс разрыва молодой, формирующейся из пыли и газа, звезды ее более массивной соседкой (10 ноября).


"СФИНКСС-99": ЗАВЕРШИЛСЯ ОЧЕРЕДНОЙ ЭТАП.

В Институте медико-биологических проблем в Москве продолжается эксперимент "СФИНКСС-99". Сегодня свое пребывание в "Марсолете" завершила "экспедиция посещения", прибывшая "на борт станции" 23 июля нынешнего года. Экипаж из четырех человек в составе командира, гражданина Германии Бернда ЙОХАННЕСА и членов экипажа, граждан России Игоря НИЧИПОРУКА, Владимира САПОНЬКОВА и Евгения БОБРОВНИКА проработал в условиях практически полностью имитирующих космические (отсутствует только невесомость) 110 дней. Как сообщается, этот экипаж полностью выполнил весь запланированный объем работ. Рабочий день у "космонавтов" длился по 12 часов в сутки. В земном имитаторе продолжает свою работу "основная экспедиция", прибывшая "на борт" 2 июля. Экипажу предстоит проработать 240 суток. В дальнейшем к экспериментам должны присоединиться экипажи, в состав которых войдут граждане России, Японии, Канады, Австрии и Франции (10 ноября).

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ КОСМИЧЕСКОЙ ЛЕТОПИСИ.




14 ноября

30 лет назад (1969) началась вторая лунная экспедиция. С космодрома на мысе Канаверал был осуществлен запуск космического корабля "Apollo-12". Корабль пилотировал экипаж в составе: Charles CONRAD, командир корабля, США (3-й полет в космос); Richard GORDON, пилот командного модуля, США (2-й полет в космос); Alan BEAN, пилот лунного модуля, США (1-й полет в космос). 18 ноября корабль был выведен на орбиту вокруг Луны. На следующий день лунная кабина "Intrepid" (04246 / 1969 099C) с космонавтами Charles CONRAD и Alan BEAN совершила посадку на поверхность Луны в Океане Бурь в точке с координатами 3 градуса 2 минуты южной широты и 23 градуса 27 минут западной долготы. Космонавт Richard GORDON совершал полет в командном модуле "Yankee Clipper" (04225 / 1969 099A) по селеноцентрической орбите. За время пребывания на Луне космонавты дважды выходили на лунную поверхность. Выход 19 ноября был посвящен сбору образцов грунта и установке научного оборудования в непосредственной близости от лунной кабины. Его продолжительность составила 3 часа 56 минут. Выход 20 ноября был посвящен пешей прогулке к месту посадки автоматической станции "Serveyor-3" (02756 / 1967 035А), опустившейся на лунную поверхность во второй половине 1966 года. Космонавты сняли со станции образцы материалов и приборов для их последующего изучения на Земле. Продолжительность выхода составила 3 часа 49 минут. 20 ноября, пробыв на лунной поверхности 1 день 07 часов 31 минуту, космонавты стартовали с нее. Экспедиция завершилась 24 ноября приводнением в Тихом океане. Продолжительность полета составила 10 дней 04 часа 36 минут 25 секунд.

15 ноября

25 лет назад (1974) осуществлен запуск первого испанского "Intasat-1" (07531 / 1969 089С). КА был изготовлен Национальным институтом аэрокосмической техники в сотрудничестве с английской фирмой Hawker Siddeley Dynamics. Предназначался для исследования ионосферы, в частности для измерения электронной концентрации. Масса спутника 20 кг. Корпус его представлял собой двенадцатигранную призму высотой 0,45 м с максимальным поперечным размером 0,44 м. К корпусу крепились четыре антенны метрового диапазона длиной по 0,55 м для передачи телеметрической информации и две антенны длиной по 1,9 м для зондирования ионосферы. На боковых гранях корпуса были смонтированы солнечные элементы. Спутник был запущен американской ракетой-носителем "Thor Delta" в качестве дополнительной полезной нагрузки вместе со спутником "NOAA-4" (07529 / 1974 089А).

18 ноября

10 лет назад (1989) в США осуществлен запуск научно-исследовательского спутника "COBE" ["Cosmic Background Explorer"] (20322 / 1989 089А). КА предназначался для проведения космологических исследований. Экспериментальные данные, полученные в результате измерений (реликтовое излучение, инфракрасное фоновое излучение и другие), были использованы в дальнейшем для решения космологических проблем, в том числе для понимания динамики развития процессов, происходивших на ранних стадиях эволюции Вселенной. На спутнике размещались три прибора: дифференциальный микроволновый радиометр, инфракрасный абсолютный спектрометр и прибор для измерения инфракрасного фонового излучения.

   


А.Железняков. Энциклопедия "Космонавтика". Последние космические новости.
С замечаниями, предложениями, дополнениями обращаться zhelab@robotek.ru.
Последнее обновление 11.11.1999.
Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100