ПОСЛЕДНИЕ
КОСМИЧЕСКИЕ
НОВОСТИ

Выпуск N 85 от 10 июня 1999 года.

Что нового на страницах энциклопедии и в Internet.
Архив новостей.

РОССИЯ СВОИХ ПОЗИЦИЙ НЕ ДОЛЖНА СДАВАТЬ.

На заседании совета главных конструкторов (СГК) по пилотируемым программам России принято решение о переводе орбитальной станции ╚Мир╩ в беспилотном режиме полета. Об этом сообщили в Российском авиационно-космическом агентстве (РАКА). СГК решил ╚завершить пилотируемый полет на станции ╚Мир╩ 23 августа с.г. с обеспечением дальнейшего полета в беспилотном режиме с исключением несанкционированного ее входа с орбиты до февраля - марта 2000 г., предусмотрев возможность в этот период возвращения к ее эксплуатации в пилотируемом режиме╩. В решении указано, что для этих целей необходимо осуществить доставку на станцию ╚необходимых средств для развертывания аналогового контура управления╩. Для доставки этих грузов будет произведен запуск очередного грузового корабля ╚Прогресс М-42╩ в июле 1999 года. СГК решил также обратиться к президенту РФ и верхней палате парламента с изложением сложившейся ситуации и обоснованием предлагаемых мер ╚для формирования и принятия государственными ветвями власти окончательного решения о дальнейшей судьбе ОС ╚Мир╩. На совете было решено продолжить как поиск внебюджетных источников финансирования, так и ╚возможность выделения госбюджетных средств для обеспечения дальнейшей эксплуатации ╚Мира╩ в пилотируемом режиме с учетом реального хода работ по развертыванию российского сегмента МКС и для организации после активной работы станции ╚Мир╩ ее управляемого спуска с орбиты в заданный район Мирового океана╩. Принятие решения о дальнейшем существовании ╚Мира╩ ОС ╚Мир╩ разбито на несколько этапов. Об этом заявил помощник президента РФ Евгений ШАПОШНИКОВ. По его словам, первый этап прошел 1 июня на заседании СГК по пилотируемым программам России. Второй этап - заседание коллегии РАКА. Реакция правительства на решение коллегии состоится в рамках третьего этапа. Окончательная ясность в этом вопросе появится после принятия решения преидентом РФ о дальнейшей эксплуатации ОС. Евгений ШАПОШНИКОВ отметил, что ╚необходимо отсечь все крайности╩, рассуждая о будущем ╚Мира╩, и провести комплексное рассмотрение проблемы, ╚учитывая перспективу строительства Международной космической станции╩. ╚Космос - поле деятельности наиболее прогрессивной части человечества и Россия своих позиций не должна сдавать╩, - подчеркнул помощник президента /ИТАР-ТАСС/ (3 июня).

31 ИЮЛЯ ╚LUNAR PROSPECTOR╩ УПАДЕТ НА ЛУНУ.

Полет межпланетной станции ╚Lunar Prospector╩ будет завершен 31 июля нынешнего года, когда по команде с Земли она сойдет с орбиты и упадет на поверхность Луны в районе южного полюса на склонах кратера Mawson. Специалисты NASA надеются, что при ударе будет высвобождено около 20 килограмм водного пара, следы которого будут зафиксированы при наблюдении падения станции. Обнаружение в выброшенной породе следов воды будет последним доказательством ее наличия на Луне. ╚Lunar Prospector╩ был запущен 6 января 1998 года и через пять дней вышел на селеноцентрическую орбиту. Первоначальная программа полета была рассчитана на один год, а потом продлена еще на полгода. В марте 1998 года аппаратура станции обнаружила свидетельства наличия воды на лунной поверхности. В сентябре того же года специалисты оценили запасы воды в 6 миллиардов тонн. И вот миссия станции близится к своему окончанию (3 июня).

ОТКРЫТ НОВЫЙ КЛАСС ЗВЕЗД.

Американский астроном David KIRKPATRICK из NASA Jet Propulsion Laboratory объявил об открытии нового класса звезд, занимающих промежуточное положение между звездами и планетами. ╚По размерам они больше, чем планеты, но холоднее, чем звезды╩, - заявил астроном. Вновь обнаруженные звезды ранее были отнесены к коричневым карликам, названным так из-за относительно небольшого размера и темного цвета. Температура их поверхности недостаточна для начала ядерной реакции. Но даже являясь ╚холодными╩, они имеют достаточно высокую температуру, чтобы быть отнесенными к планетам. Однако, обнаруженные пять объектов выпадают из общего ряда. На них обнаружены следы метана, который формируется только при температуре ниже 16520 F. Метановые коричневые карлики находятся на небольшом расстоянии от Земли (менее 30 световых лет). Как предполагают специалисты, в нашей галактики они довольно распространены, но из-за слабой видимости пока удалось обнаружить только в близлежащей к нашей системе части Млечного Пути (3 июня).

РАБОТА НА БОРТУ МКС ЗАВЕРШЕНА.

В 22:39:30 UTC осуществлена расстыковка корабля ╚Discovery╩ и Международной космической станции, состоящей в настоящий момент из двух модулей: российского ╚Заря╩ и американского ╚Unity╩. После расстыковки корабль дважды облетел станцию, после чего перешел в режим автономного полета (3 июня).

НАЧАТЫ НАЗЕМНЫЕ ИСПЫТАНИЯ.

Компания Rotary Rocket в мае начала наземные испытания своего будущего корабля многоразового использования ╚Roton ATV╩. К настоящему моменту проведены статические тесты по проверке систем управления полетом и двигателей. Произведены пробные запуски в течение ограниченного времени вспомогательного двигателя, проверена его работа в штатном режиме, а также протестированы процедуры выключения двигателей. Первые наземные испытания с экипажем из двух человек были проведены 22 мая. Был проведен запуск несущего винта корабля, но отрыва от бетонной полосы не предусматривалось. Испытания были закончены по команде пилота, когда вышел из строя датчик оборотов винта. Проверки других систем идут в соответствии с планом. После окончания тестирования часть деталей и систем корабля будут отправлены в ремонт или заменены. В конце нынешней серии испытаний будут проведены проверки работы двигателей на максимальных оборотах в течение продолжительного времени. Если результаты наземных испытаний будут признаны удовлетворительными, то будут определены сроки первых летных испытаний. При создании ╚Roton ATV╩ компания Rotary Rocket ставит перед собой задачу демонстрации в полете уникального ракето- подобного корабля, в котором при посадке используется вращающийся винт, расположенный в верхней точке этой "ракеты". Концепция корабля Roton сходна с "шаттлом" Enterprise, который был разработан в NASA, но потом была создана более знакомая теперь версия корабля системы ╚Space Shuttle╩ /╩ИнфоАрт╩/ (3 июня).

ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИЕ О НКАУ.

Президент Украины Леонид КУЧМА внес изменения и дополнения в положение о Национальном космическом агентстве Украины (НКАУ), касающиеся его структурной перестройки и реформирования отрасли. Как сообщил заместитель генерального директора НКАУ Эдуард КУЗНЕЦОВ, в настоящее время завершается формирование национальной космонавтики в интересах обороны и народного хозяйства страны, реализуется "Общегосударственная (Национальная) космическая программа Украины на 1998-2000 годы", поэтому внесение изменений в Положение стало необходимостью. НКАУ будет управлять имуществом предприятий, которые относятся к сфере его компетенции, в том числе "акциями, частями, паями, принадлежащими государству в имуществе хозяйствующих обществ". Речь идет о таких предприятиях и организациях, как КБ "Южное" и "Южмаш", "Хартрон", "Киевприбор", Институт космических исследований и другие - всего 17 госпредприятий и семь открытых акционерных обществ. Эта мера должна способствовать повышению роли государства в управлении отраслью, концентрации средств, направляемых на научные разработки. НКАУ также будет выполнять работы, связанные с использованием космических ракет-носителей, созданных на базе стратегических ракетных комплексов, которые выводятся из эксплуатации в связи с исчерпанием ресурса или подлежат ликвидации в соответствии с международными договорами. Так, Украина должна была уничтожить ракеты SS-18, которых на территории страны было 150 единиц. Однако, отметил Эдуард КУЗНЕЦОВ, в том же международном соглашении оговаривалась возможность их утилизации путем конверсии в ракеты- носители. В апреле этого года состоялся успешный запуск первой модернизованной ракеты SS-18 под наименованием "Днепр". В декабре эта ракета, принадлежащая украинско-российскому совместному предприятию "Космотрас", должна вывести на космическую орбиту микроспутник украинского производства. На НКАУ возложена задача проведения единой научно-технологической политики в области создания ракет-носителей и ракетных комплексов по заказу Минобороны Украины и обеспечения конверсии промышленных предприятий космической отрасли, связанных с разработкой и производством межконтинентальных баллистических ракет. Среди важных направлений деятельности агентства - организация на базе конверсионных мощностей высокотехнологического производства гражданского назначения с использованием новейших технологий и привлечение национальных и иностранных инвестиций /ИТАР-ТАСС/ (3 июня).

╚КУЧИ ЩЕБНЯ╩ В КОСМОСЕ.

╚Удлиненные╩ астероиды не являются твердыми телами, в отличии от сферических. К такому выводу пришел сотрудник Ливерморского Института астрофизики и планетарной физики Mark HAMMERGREN. Анализ наблюдений более 850 малых планет, проведенный ученым, показал, что ╚удлиненные╩ астероиды никогда не вращаются вокруг своей оси быстрее чем за 4 часа, в то время как сферические могут вращаться вокруг оси и за 2,3 часа. Эти наблюдения подтверждают теорию о том, что большинство астероидов не твердые тела, а свободная совокупность породы, сравнимая с кучей щебня. По мнению ученого, твердые тела могут вращаться вокруг оси со сколь угодно большой скоростью и останутся неизменными, в то время как ╚груды щебня╩ при быстром вращении давно бы разлетелись по космосу (3 июня).

НОВАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ ПОЛЯПНЫХ СИЯНИЙ.

Данные, полученные с американского научного спутника ╚Polar╩, позволили ученым объявить об открытии новой разновидности полярных сияний, которые регулярно наблюдаются в атмосфере Земли. Этот вид полярных сияний является следствием воздействия заряженных частиц, выбрасываемых с большой скоростью с поверхности Солнца в космос, на магнитосферу Земли. В космосе они движутся со скоростью 2,4 миллиона километров в час, то есть в 2000 раз быстрее скорости звука, и создают межпланетные ударные волны, ╚таранящие земную магнитосферу╩. При ударе, естественно, звука не слышно, но возникают сполохи полярных сияний, которые не видны невооруженным глазом, так как происходят, обычно, в дневное время при ярком Солнце. Их удалось увидеть только с помощью ультрафиоолетовых камер спутника ╚Polar╩. Обычные полярные сияния, наблюдаемые с Земли, являются следствием взаимодействия магнитного поля Земли и солнечного ветра (3 июня).

НА ЕВРОПЕ ЖИЗНИ НЕТ ?.

Пока продолжается обсуждение вопроса о возможности наличия жизни на юпитерианском спутнике Европа, журнал ╚Science╩ сообщает, что согласно данным, полученным от межпланетного зонда ╚Galileo╩, толщина ледянного покрова на Европе превышает 10 киллметров. Журнал критикует планы NASA по отправке в XXI веке на Европу миниатюрной подводной лодки, которая должна заняться поисками признаков жизни в океане под толщей льда. ╚Смешно искать жизнь на планетах, где есть только намек на воду╩, - пишет журнал (3 июня).

НОВЫЕ ФОТОГРАФИИ С ╚HUBBLE╩.

Ошеломляющие картины звездного неба переданы на Землю с борта американского космического телескопа ╚Hubble╩. На них видна уникальная область нашей галактики Млечный Путь, где можно одновременно увидеть все стадии рождения и формирования звезд. Фотографии показывают гигантскую галактическую туманность (или облако межгалактического газа), имеющую обозначение NGC 3603. В пределах туманности сияет супергигантская звезда Sher 25, окруженная кольцом газа, который, по мнению астрономов, когда-нибудь станет материалом для формирования новых звезд. Рядом с Sher 25 наблюдается сгусток материи, который является ничем иным, как скоплением горячих молодых звезд. Окружают Sher 25 и группу молодых звезд гигантские столбы газа, которые возникают тогда, когда происходит взаимодействие звездного вещества с холодными водородными облаками в окружающем космосе. Как полагают многие астрономы, в свое время именно таким образом происходило формирование нашей Солнечной системы. Фотографии были сделаны камерами ╚Hubble╩ 5 марта 1999 года, а распространены сегодня на 100-й встрече Американского астрономического общества, проходящей в Чикаго (3 июня).

НЕОБЫЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЗВЕЗДЫ.

Камеры космического телескопа ╚Hubble╩ передали на Землю изображения сверхмассивной звезды Eta Carinae. Эта одна из наиболее известных звезд южного полушария в прошлом году внезапно увеличила свою яркость почти вдвое. Астрономы называют поведение звезды ╚озадачивающим╩, но подозревают, что это связано с мощным извержением звездного вещества, как это уже было почти 150 лет назад. Раньше предполагалось, что на звездах данного класса подобных явлений не происходит. Eta Carinae удалена от Земли на расстояние в 7500 световых лет и является одной из самых массивных и энергетичных звезд в известной Вселенной. По размерам она в 100 раз превосходит Солнце. До 1840 года Eta Carinae была самой обыкновенной звездой на небосклоне. Потом последовал ее взрыв и в течение 20 лет она являлась одной из самых ярких звезд южного полушария. Потом ее яркость стала уменьшаться, пока не перестала быть видна невооруженным глазом. Более поздние наблюдения подтвердили, что она оказалось скрыта от взора плотным облаком пыли. Ученые предсказали, что она вновь будет видна, когда пыль рассеется. Это произошло 20 лет назад, но предполагали, что она станет достаточно яркой лишь в следующем столетии. Но Eta Carinae удивила специалистов. В прошлом году ее яркость стала возрастать и в настоящее время уже превосходит ее же яркость в 1864 году. Возраст Eta Carinae, по оценке специалистов, около 3 миллионов лет. Как ожидается, в ближайшие 10 тысяч лет произойдет ее разрушение и она взорвется. Возникнет сверхновая с мощным выбросом гамма-излучения, который является опасным для Земли, так как произойдет в непосредственной близости (по вселенским меркам) от нашей планеты (4 июня).

К НАРОДУ РОССИИ !.

Народный благотворительный фонд сохранения космической станции ╚Мир╩ выступил с обращением ╚К народу России !╩, в котором призывает своими пожертвованиями сохранить ╚Мир╩ от уничтожения (5 июня).

НА ОРБИТЕ ╚STARSHINE╩.

В 06:31 UTC экипаж космического корабля OV-103 ╚Discovery╩ вывел на околоземную орбиту спутник ╚STARSHINE╩ [╚Student Tracked Atmospheric Research Satellite for Heuristic International Networking Equipment╩] (25769 / 1999 030B). Спутник представляет из себя 48-сантиметровую полую сферу, покрытую 878 алюминиевыми зеркалами. В течение восьми последующих месяцев около 25000 студентов и школьников по всему миру будут вести визуальные наблюдения за спутником. КА выведен на орбиту с параметрами: наклонение орбиты - 51,6 градуса; период обращения - 92 минуты; высота над поверхностью Земли (в перигее и апогее) - 354 километра (5 июня).

╚DISCOVERY╩ ВОЗВРАТИЛСЯ НА ЗЕМЛЮ.

На посадочной полосе RW15 NASA Kennedy Space Center совершил посадку космический корабль OV-103 ╚Discovery╩. На Землю возвратились космонавты Kent Vernon ROMINGER, Rick Douglas HUSBAND, Daniel Thomas BARRY, Ellen OCHOA, Tamara Elizabeth JERNIGAN, Julie PAYETTE и Валерий Иванович ТОКАРЕВ. Продолжительность полета составила 9 дней 19 часов 13 минут 1 секунду. Тормозной двигатель был включен в 04:54 UTC, когда корабль находился над территорией Таиланда, после чего начался спуск в атмосфере Земли. Касание земной поверхности произошло в 06:02:43 UTC. В 06:02:58 UTC посадочной полосы коснулось переднее колесо корабля, а в 06:03:39 UTC произошла его полная остановка. За время полета корабль OV-103 ╚Discovery╩ совершил 153 оборота вокруг Земли, преодолев расстояние в 6,4 миллиона километров. Сегодняшняя посадка стала 47-й, совершенной в NASA Kennedy Space Center, в том числе 18-й подряд. Она также стала 11-й ночной посадкой для кораблей многоразового использования системы ╚Space Shuttle╩ (6 июня).

ПЕСЧАННЫЕ ДЮНЫ НА МАРСЕ.

NASA распространило очередные фотографии, переданные на Землю с борта американской межпланетной станции ╚Mars Global Surveyor╩. На двух новых снимках марсианской поверхности видна равнина Elysium Plains, расположенная в восточном полушарии в 300 км южнее района Cerberus. Ясно видны песчанные дюны и скалы, выщербленные ветрами за миллионы лет (6 июня).

КИТАЙ ПЛАНИРУЕТ ЗАПУСТИТЬ СОБСТВЕННОГО КОСМОНАВТА.

Китай планирует запустить отечественный пилотируемый космический корабль в начале 21-го века, а в первой половине следующего столетия космонавты КНР хотят совершить экспедицию на Луну, сообщила авторитетная газета "Китайская молодежь". Развитие аэрокосмической сферы является одним из главных долговременных приоритетов КНР, причем акценты в этой области ставятся не только на военном, но и гражданском направлении. В последние несколько лет Китай получил и прочно удерживает свое место на рынке коммерческих запусков телекоммуникационных и научных спутников. Китайские проекты в этой области выгодно отличаются низкой стоимостью по сравнению с западными аналогами. Следующий рубеж, который предстоит преодолеть аэрокосмической промышленности КНР, - это пилотируемая космонавтика. По мнению газеты, китайские РН "Великий поход" доказали свою надежность и пригодность для этих целей /ИТАР-ТАСС/ (6 июня).

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ.

5 и 6 июня с.г. в NASA Jet Propolsion Laboratory в Пасадене (штат Калифорния, США) прошли дни открытых дверей. Все желающие смогли посетить территорию лаборатории и осмотреть развернутую там выставку достижений NASA в космических исследованиях (5 - 6 июня).

ФИНАНСОВЫЕ ТРУДНОСТИ IRIDIUM.

Компания Iridium, оператор первой глобальной спутниковой системы телефонной связи, получила еще один месяц отсрочки до конца июня, в течение которого она должна будет провести реструктуризацию своих финансов и попытаться избежать банкротства. 31 мая Iridium должна была вернуть своим кредиторам 800 млн дол. По словам исполнительного директора Iridium, полученную передышку его компания должна использовать для радикального изменения своей стратегии маркетинга и дистрибуции, чтобы увеличить прибыли. Кроме того, Iridium намерена продолжить работу со своими кредиторами и инвесторами для определения финансовой стратегии, которая принесет коммерческий успех всему проекту. По условиям соглашения, заключенного с кредиторами в начале этого года, Iridium к концу мая должна была иметь как минимум 27 тыс. подписчиков, однако их число едва дотянуло до 10 тыс. Клиентов отпугивают слишком высокие цены на услуги глобальной телефонной связи Iridium. Однако, как сообщается, все эти финансовые проблемы не повлияют на планы запуска очередных двух спутников системы Iridium. Старт должен состояться 7 июня. На орбиту спутники выведет китайская ракета-носитель ╚Long March 2C/SD╩ /SpaceViews/ (6 июня).

СПУТНИК СВЯЗИ БУДЕТ ЗАПУЩЕН С МОРСКОГО КОСМОДРОМА.

Компании Sea Launch, DIRECTV и Hughes Space and Communications объявили о том, что в августе с.г с морской стартовой платформы ╚Odyssey╩ ракетой- носителем ╚Зенит-3SL╩ будет запущен спутник связи ╚DIRECTV 1-R╩. Это будет первый коммерческий пуск в рамках проекта создания морского космодрома, в котором участвуют США, Россия, Украина и Норвегия. КА ╚DIRECTV 1-R╩ построен на основе базовой модели HS- 601HP и будет выведен на геостационарную орбиту в точку стояния над 101 градусом западной долготы. Через спутник ╚DIRECTV 1-R╩ будет вестись трансляция 20 дополнительных развлекательных программ для подписчиков системы прямого спутникового вещания DIRECTV. Первый пуск с платформы ╚Odyssey╩ был осущесвтлен 28 марта нынешнего года (6 июня).

СПУТНИК СВЯЗИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.

Создание первого спутника ╚LMI-1╩ нового поколения космической системы связи "Интерспутник" вступило в завершающую стадию. Об этом сообщили в представительстве Международной организации космической связи "Интерспутник". На одном из предприятий американской фирмы Lockheed Martin, где собирается КА, уже проведены его термовакуумные испытания и к 31 июля он будет готов к отправке на космодром Байконур. В конце августа - начале сентября спутник предполагается вывести в космос ракетой-носителем "Протон". До 2001 г. на космические орбиты будут выведены четыре КА. Для реализации этой программы создано совместное российско-американское предприятие Lockheed Martin / Intersputnik (LMI). Его учредители - американская фирма Lockheed Martin Global Telecommunication и международная организация "Интерспутник", возглавляемая Россией. Как заявил генеральный директор "Интерспутника" и сопредседатель совета директоров LMI Геннадий КУДРЯВЦЕВ, "сегодня мы имеем подписанные контракты на использование 75 % емкостей КА". Он сообщил также, что оперативное руководство деятельностью LMI будет осуществляться специально выделенными группами американских и российских специалистов из штаб-квартира "Интерспутника" в России. Спутник ╚LMI-1╩ предназначен для предоставления телекоммуникационных услуг на территории России и других стран СНГ, Восточной Европы, Южной и Юго-Восточной Азии, части Африки и Ближнего Востока, а также Австралии. Второй КА, ╚LMI-2╩, будет выведен в космос в интересах США. "Интерспутник" - международная межправительственная организация, созданная в 1971 г. для эксплуатации глобальной системы спутниковой связи. На сегодняшний день членами "Интерспутника" являются 23 государства. На протяжении 28 лет "Интерспутник" является одним из ведущих операторов спутниковых систем связи и предоставляет услуги международной, региональной и национальной связи в зонах Атлантического, Индийского и Тихого океанов. В числе пользователей "Интерспутника" организации, государственные и частные вещательные, телекоммуникационные компании из многих стран мира /ИТАР-ТАСС/ (7 июня).

В NASA НАДЕЮТСЯ, ЧТО ГРАФИК БУДЕТ СОБЛЮДЕН.

В NASA надеются, что российская сторона сможет выдержать график создания на орбите МКС. "Осторожный оптимизм" в этой связи выразил директор NASA Daniel GOLDIN, после того как 6 июня успешно завершил полет космический корабль "Discovery", посетивший станцию. Следующий полет МТКК к строящейся Международной космической станции должен состояться через полгода. Однако прежде чем американский "Atlantis" сможет отправиться на орбиту в декабре, месяцем раньше, в ноябре, Россия должна доставить туда служебный модуль, имеющий ключевое значение для МКС. Этот запуск запаздывает на полтора года в связи с финансовыми трудностями российской стороны. Однако Daniel GOLDIN высказывает осторожную надежду, что на сей раз это препятствие будет преодолено. Как он предполагает, в июле можно будет произвести основательную оценку ситуации, "и тогда мы заморозим график сборки", который до сих пор неоднократно менялся. Что же касается ближайших планов NASA, то в них входит подготовка к старту МТКК "Columbia", запланированному на 22 июля. Задачей предстоящего полета является вывод на орбиту рентгеновской обсерватории "Chandra". "Columbia" - самый старый и самый вместительный в парке американских МТКК. По мнению специалистов, только ему под силу вывести в космос столь значительный груз стоимостью 1,5 млрд дол. Однако эта миссия сопряжена с рядом технических проблем, еще не решенных до конца. Есть вероятность того, что вывод "Chandra" на орбиту, уже откладывавшийся ранее, будет вновь перенесен - теперь уже на 2000 г., а это также способно сказаться на графике строительства МКС /ИТАР- ТАСС/ (7 июня).

КИТАЙСКИЙ КОНКУРЕНТ JOHN GLENN.

80-летний китайский ученый Ян ЦЗЯСИН, долгое время занимающийся космическими исследования, заявил, что, возможно, он войдет в книгу рекордов Гиннеса как самый старый в мире астронавт, присоединившись к отряду китайских космонавтов, которые готовятся к космическим полетам. Ян ЦЗЯСИН считает, что в начале следующего столетия Китай приступит к активной реализации своей программы осуществления запуска космических аппаратов с космонавтами на борту, и в течение ХХ1 века китайские астронавты совершат полет на Луну. Пока что старейшим астронавтом в мире считается американец John GLENN, совершивший в 1998 году полет в космос в возрасте 77 лет (7 июня).

ВЫВЕЗЕН НА СТАРТОВУЮ ПЛОЩАДКУ.

Космический корабль ╚Columbia╩ установлен на стартовой площадке LC39B космодрома Cape Canaveral. По-прежнему датой старта корабля остается 22 июля с.г., хотя директор NASA Daniel GOLDIN официально объявил, что пока не будет установлена причина отказа разгонного блока ╚IUS╩ при старте ракеты-носителя ╚Titan-4B╩ 9 апреля 1999 года. Аналогичный разгонный блок ╚IUS╩ должен быть использован для выведения на орбиту рентгеновского телескопа ╚Chandra╩ при полете ╚Columbia╩ (7 июня).

ЛУНА ИМЕЕТ НАТРИЕВЫЙ ХВОСТ.

Астрономы Boston University объявили об открытии огромного натриевого хвоста, простирающего на огромное расстояние от Луны. Наблюдения проводились в McDonald Observatory в Форт-Дэвис (штат Техас, США) в ноябре 1998 года после прохождения Земли через метеорный рой Леониды. Хвост простирается, как минимум, на 800 тысяч километров от поверхности Луны. Сообщение об открытии было сделано 1 июня на ежегодной весенней сессии American Geophysical Union в Бостоне. Подробно открытие будет описано в журнале ╚Geophysical Research Letters╩, выходящем в свет 15 июня (7 июня).

ИСПЫТАНИЯ ТЕЛЕСКОПА ПРОДОЛЖАЮТСЯ.

В NASA Kennedy Space Center начались непрерывные суточные испытания рентгеновского телескопа ╚Chandra╩, в ходе которых должны быть проверены системы связи. После окончания испытаний связка телескопа и разгонного блока будет подготовлена к перевозке на стартовую площадку. Операция по перевозке намечена на 18 июня с.г. (7 июня).

INTERNET В НЕБЕСАХ.

Люксембургская компания Societe Europienne Satellites (SES), являющаяся оператором прямого спутникового телевизионного и радиовещания на территории Европы, собирается использовать серию своих спутников ╚Astra╩ для широкополосного доступа в Internet. Над разработкой службы "Internet в небесах" ("Internet in the Sky") SES работала вместе с европейским Internet-провайдером компанией Europe Online Networks (EON). EON арендует на спутниках ╚Astra-2╩ ретранслятора для нисходящего Internet-трафика. Теперь же планируется обеспечить и передачу восходящего трафика по высокоскоростному спутниковому каналу связи. Ключевым элементом новой службы является система обратного канала Astra Return Channel System (ARCS), которая, как утверждается, впервые в мире обеспечит прямой Internet-доступ через спутник. В системе ARCS используется архитектура многочастотного множественного доступа с временным разделением каналов (multi- frequency, time division multiple access, MF-TDMA). Таким образом непосредственную связь со спутником можно будет осуществить с любого из терминалов, установленных в сотнях тысяч домов и офисов, а в современных системах спутник получает восходящие сигналы от ограниченного числа наземных станций / Newsbytes/ (8 июня).

НАУКА И РЕЛИГИЯ ИЩУТ ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ.

По прошествии 400 лет с момента, когда римская католическая церковь осудила теорию поляка Николая КОПЕРНИКА о том, что Земля вращается вокруг Солнца, другой поляк, нынешний папа римский ИОАНН ПАВЕЛ II, в ходе своего визита в Польшу посетил город Торунь - место рождения Николая Коперника - и отдал дань уважения научным открытиям Николая КОПЕРНИКА. Вместе с тем, папа отметил, что наука и религия находятся еще только на пути к поиску точек соприкосновения (8 июня).

КОЛЛЕГИЯ РАКА ПОДТВЕРДИЛА РЕШЕНИЕ.

Коллегия Российского авиационно-космического агентства утвердила решение законсервировать космическую станцию "Мир" и перевести ее на беспилотный режим полета до 2000 года. Если до конца нынешнего года не будут найдены средства на дальнейший полет станции в пилотируемом режиме, в декабре предстоит решать вопрос о затоплении ее в Тихом океане в феврале-марте 2000 г. Как сообщил пресс-секретарь гендиректора РАКА Сергей ГОРБУНОВ, на заседании коллегии подчеркивалась необходимость принятия всех технических мер как для безопасного полета станции в беспилотном режиме, так и для возможного возврата ее в пилотируемый вариант. Сергей ГОРБУНОВ подчеркнул абсолютную безопасность полета станции в беспилотном режиме. Требуемая орбита станции будет поддерживаться по командам из ЦУПа с помощью двигателей грузового корабля ╚Прогресс М╩, который все время беспилотного полета будет пристыкован с станции. Старт грузовика запланирован на 10 июля. Коллегия обсудила также вопрос о целесообразности продолжения поиска инвесторов и бюджетного фмнансирования для дальнейшей эксплуатации станции с учетом участия России в создании международной космической станции и для организации управляемого спуска ╚Мира╩ с орбиты. В том случае если до конца нынешнего года не будут найдены средства на дальнейший полет станции в пилотируемом режиме, в декабре предстоит решить вопрос о затоплении ее в заданном районе Тихого океана в феврале - марте 2000 года. Между тем окончательное решение по российской станции ╚Мир╩ будет принимать президент страны (8 июня).

СКОНЧАЛСЯ СОЗДАТЕЛЬ СУПЕРМЕНА.

Paul S. NEWMAN, автор многочисленных комиксов, умер 30 мая 1999 года в результате сердечного приступа в возрасте 75 лет. Среди созданных им образов был и Супермен (9 июня).

МОЖЕТ БЫТЬ ╚COLUMBIA╩ СТАРТУЕТ 20 ИЮЛЯ С.Г..

Запуск космического корабля ╚Columbia╩ состоится, возможно, 20 июля с.г., в 30-ю годовщину первой высадки человека на Луне. Однако нет уверенности, что корабль вообще сможет стартовать в июле нынешнего года. Продолжается расследование причин отказа разгонного блока ╚IUS╩ при недавнем пуске РН ╚Titan-4B╩, который должен использоваться и во время полета ╚Columbia╩. Если комиссии ВВС не удастся разобраться в причинах неудачи до 8 июля, то старт корабля вряд ли состоится в указанный срок и его придется перенести на 2000 год (9 июня).

ПРИЧИНЫ АВАРИИ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ.

Согласно предварительным данным расследования причин аварии ракеты-носителя ╚Athena╩, которой 27 апреля с.г. не удалось вывести на околоземную орбиту спутник ╚Ikonos-1╩. Как полагают специалисты компании Lockheed Martin, сбой произошел при выдаче электросигнала на отделение головного обтекателя. Головной обтекатель не смог отделится и освободить спутник и в результате этого последняя ступень РН вместе с КА упала в южной части Тихого океана (9 июня).

СТАРТ ╚DELTA-2╩.

В 13:48:43.446 UTC со стартового комплекса LC17B космодрома Cape Canaveral осуществлен пуск ракеты-носителя ╚Delta-2╩ (в конфигурации 7420-10), которая вывела на околоземную орбиту четыре спутника связи типа ╚Globalstar╩. Через 69 минут 30 секунд после старта от последней ступени ракеты-носителя произошло отделение первых двух спутников, а еще через 4 минуты 30 секунд - двух других. КА выведены на орбиты с параметрами: наклонение орбиты - 52 градуса; период обращения - 115 минут; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 1360 километров; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 1370 километров. Таким образом общее число спутников типа ╚Globalstar╩ в космосе достигло 24 (10 июня).

10 июня

70 лет назад (1929) родился американский космонавт James Alton McDIVITT. С 1962 года в отряде космонавтов NASA. С 3 по 7 июня 1965 года совершил полет на корабле ╚Gemini-4╩ в качестве командира корабля. Полет продолжался 4 дня 1 час 56 минут 11 секунд. С 3 по 13 марта 1969 года совершил полет на корабле ╚Apollo-9╩ в качестве командира корабля. Полет продолжался 10 дней 1 час 54 секунды. За два рейса в космос налетал 14 дней 2 часа 57 минут 5 секунд. Один из руководителей программы ╚Apollo╩ в NASA Johnson Space Center (1969 - 1972 гг.). С 1972 года в отставке.

12 июня

50 лет назад (1949) родился российский космонавт Юрий Михайлович БАТУРИН.

14 июня

50 лет назад (1949) с ракетного полигона White Sands осуществлен пуск баллистической ракеты ╚V-2╩ (╚Фау-2╩) с биологическим объектом (обезьяна ALBERT II) на борту. Головная часть ракеты достигла высоты 133 километра. С точки зрения техники полет прошел нормально, однако обезьяна погибла от инфаркта.

Последнее обновление 10.06.1999.